Соработничество детей и взрослых в изучении ОПК и ОДНКНР.
статья
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является важной задачей, стоящей перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Доказательством этого является повышение внимания к религиозному, культурному наследию народа, населяющего наше государство. Поэтому так важно преподавание знаний о религиозных культурах, играющих значимую роль в формировании достойного гражданина России, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vopros_duhovno.docx | 34.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Соработничество детей и взрослых в изучении
ОПК и ОДНКНР.
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является важной задачей, стоящей перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Доказательством этого является повышение внимания к религиозному, культурному наследию народа, населяющего наше государство. Поэтому так важно преподавание знаний о религиозных культурах, играющих значимую роль в формировании достойного гражданина России, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу.
В нашей православной школе вероучительные предметы (ОПВ, ЦСЯ, Церковное пение) преподаются с 1 по 9 класс, ОПК – в 4 классе, ОДНКНР с 5 по 9 класс. Знакомят ребят с истинами, ценностями и традициями православия, а так же других религиозных культур нашей страны четыре педагога, двое из которых – священнослужители.
Нашей школе в этом году исполнилось 15 лет. Это годы поиска, выбора различных педагогических принципов, методов и технологий для наилучшего достижения цели – формирования и воспитания человеческой души.
Собрав воедино опыт всех педагогов, мы остановились на принципе «педагогики соработничества».
Соработничество - это очень древнее слово. Оно встречается ещё в евангельских текстах. «Соработниками Христа» называли святых апостолов, которые проповедовали учение Спасителя.
В переводе с греческого языка – вместе действующий, совместные усилия человека и Бога в деле спасения.
Выходит, что мы, преподаватели Основ православной культуры и духовно-нравственной культуры народов России, непосредственно являемся соработниками Бога в спасении души будущего поколения.
Что же включает в себя педагогика соработничества:
- богословский антропологический подход
- вовлечение всех участников образовательных отношений
- добровольность и послушание
- творчество и инициатива
- деятельная, практическая жизнь
- открытость
Богословский антропологический подход
Как только дети приходят в лоно нашей школы, сразу же, в
1 классе, мы говорим с ними о сотворении мира и происхождении человека. Каждый ребёнок знает, что все мы созданы по подобию Божию. Каждый ученик, вступая на новую ступень образовательной программы понимает и осознаёт, что он пришёл в мир не просто так. А значит, появляется ответственность за мысли, дела и поступки, совершённые им. Происходит пробуждение совести!
Как это достигается? Прежде всего через исповедь, участие в богослужениях, церковных таинствах.
Нашу школу окормляют три священнослужителя. Каждый день любой участник образовательного процесса, будто ребёнок, директор, педагог, а также родитель могут подойти к батюшке за советом. Учебный день начинается с общей молитвы. По пятницам в школе организована исповедь.
Все ученики школы совместно с педагогами и родителями участвуют в праздничных Литургиях, ездят в паломнические поездки.
В рамках занятий ОПК и ОДНКНР мы организуем семинары, встречи, беседы с интересными людьми, известными деятелями РПЦ.
В результате нашими соработниками в деле духовного воспитания детей становятся и священнослужители и родители и специально приглашённые гости.
Вовлечение всех участников образовательных отношений
Начиная с пятого класса, ребята принимают активное участие в проведении занятий ОПВ и ОДНКНР. Интерактивные викторины, театрализованные сюжеты Ветхого и Нового Завета, презентации православных праздников и многое другое проводят среднее звено для младших классов, старшее для среднего.
Например, первоклассники отправляются в путешествие на Ветхозаветном поезде. На горе Синай их ждёт опечаленный Моисей. Он потерял заповеди, которые дал ему Бог. А без них человечество погибнет! И вот, юные спасатели с большим ажиотажем ищут эти заповеди, и чтобы они уже больше не терялись прикрепляют их к своим вагончикам. Так рождается «паровоз Заповедей». Интересно? Конечно, а главное лучше запоминается! А ещё, старшие ученики делятся своими знаниями и опытом с младшими.
Соработничество детей и взрослых, педагога и педагога – это формы. Которые очень часто используются в нашей школе. Я, например, для полного раскрытия темы, люблю приглашать на свои уроки психолога, которая раскрывает изучаемую нами тему с другой стороны. Очень нравятся старшеклассникам уроки-дискуссии. Ведь тогда они становятся нашими помощниками! Мы совместно рассматриваем, изучаем тему.
Очень велика роль родителей как соработников педагогического процесса. Когда мы работаем вместе, дети лучше ощущают всю полноту, значимость, необходимость нового познания.
Например, недавно в нашей области прошёл первый этап Всероссийского детского творческого конкурса «Красота Божьего мира». В этом году конкурс посвящён Петру I и его реформам. Участников было очень много: общеобразовательные школы, художественные, центры творчества… И вот мы, хотим! Есть желающие.
Родители нашли художника, которая занималась с детьми, купили всё что было необходимо. Дома познакомили детей с биографией и реформами Петра I. Во внеурочное время, специально привозили детей на рисование.
Повезло, наша ученица Виктория Юрцун заняла 1 место и её работа направляется на конкурс в Москву.
Елена Сергеевна Кудрявцева, мама четвероклассника, является нашим постоянным соработником в патриотическом воспитании. Благодаря её стараниям. Мы проводим очень интересные массовые мероприятия и занятия с привлечением ГИБДД, УФСИН, «Пограничников Зауралья» и других организаций. На «Зарницу», посвящённую 800-летию со дня рождения Александра Невского мы пригласили учащихся 44 школы.
Добровольность и послушание
В советское время класс делился на звёздочки. В каждой был свой командир, были ответственные, которые чётко выполняли поручения. Несли своё «послушание». Сильные подтягивали слабых. В школе было интересно, было общее дело!
Мы решили возродить эту традицию. У нас появились шефы и подшефные. 5 класс и 1 класс, 6-1, 7-3, 8 и 9 в 4 классе. Старшеклассники поддерживают и наставляют 5 класс.
Совместные походы в музей, динамические паузы (игровые переменки), классные часы «Лестница добродетелей» – всё это является соработничеством.
Творчество и инициатива
Изучение основ православной культуры и основ духовно-нравственной культуры народов России невозможно без творческого начала и инициативы.
Здесь моими соработниками прежде всего стали школьные кружки. К православным праздникам, на добровольной основе кружок декоративно-прикладного искусства помогает организовать и провезти благотворительную ярмарку. На вырученные средства закупается корм для собачьего питомника в Восточном микрорайоне. Ребята, проявляя милосердие и заботу сами уносят еду, старые одеяла своим четвероногим друзьям, всю зиму и весну заботятся о зиующих в нашем регионе птицах.
Школьный театр «Лик» через актёрскую игру помогает донести до самой глубины детских сердечек настоящие христианские ценности.
Чтобы лучше понять религиозные и культурные ценности народов нашей страны и региона нашими соработниками стали библиотеки, музеи и центры народной культуры города Кургана.
Деятельная, практическая жизнь
Как же все полученные знания воплотить в практическую жизнь? Мы, педагоги, привыкли всё анализировать. Нам нужен результат духовно-нравственного воспитания! В этом нам помогает деятельностный подход.
Деятельностный подход в соработничестве – включение детей в реально значимые и социально значимые проекты, в совместную с родителями, педагогами, наставниками и другими людьми деятельность, поскольку каждый человек не живет сам по себе. (Если это семья, должно быть восстановление традиционного семейного уклада, если это школа – восстановление уклада жизни школы).
Каждый месяц мы знакомим детей с какой-либо добродетелью, предлагаем прожить в ней определенное время и постигнуть ее не чисто интеллектуально, а практически, попробовать исполнить эту добродетель у себя дома, в школе, с друзьями и во всех сферах, с которыми соприкасается человек.
У каждого ученика нашей школы есть свой дневник «Добродетели», в котором он отмечает, какие пороки(грехи) ему удалось преодолеть сегодня. Что хорошего он сделал в этот день, а над чем ещё нужно потрудиться.
Через такие дневники осуществляется фиксация тех духовных моментов, которые происходят в самом ребенке, в школе и диагностика того, что происходит, куда движемся, требуется ли сосредоточиться на внутреннем мире детей, родителей и педагогов.
Открытость
Опыт нашей школы в педагогическом соработничестве всё больше и больше привлекает внимание средств массовой информации. О нас писали и пишут не только пресс-центр Курганской митрополии, но и «Журнал Московской Патриархии».
У нас есть официальный сайт, странички в социальных сетях. Все события жизни школы отображены в школьной газете ДАР (Дружина Александра Невского).
На своей базе мы проводим семинары, открытые уроки и занятия как для педагогов, так и для родителей. Наши творческие коллективы выступают на конкурсах и фестивалях различного уровня.
Мы стали проводить совместные мероприятия с библиотеками города, на которые приглашаем учеников других школ. Мы готовы к соработничеству с другими школами, можем организовать и провести открытые уроки, экскурсии для детей в рамках ОДНКНР и ОПК.
Мы открыты для общения! Ведь открытость — это положительное качество, проявляющееся, как готовность и способность объективно воспринимать и осознавать отрицательные и положительные характеристики.
Соработничество - совместная работа. Или, как написано в словаре, приставка со означает - совесть. Соработничество - работа на совесть всех участников процесса позволяет направлять усилия на обобщение лучшего опыта духовно-нравственного воспитания в изучении ОПК и ОДНКНР.
Мы готовы к соработничеству с Вами! А, Вы?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
День защиты детей от взрослых
Сегодня мы сможем заглянуть в гости к некоторым семьям и посмотреть несколько сюжетов о «воспитании» детей. Кто-то, вероятно, узнает в наших персонажах себя, своих родителей или своих знакомых, но нам...
Разработка родительского собрания на тему "Толерантность детей и взрослых"
Разработка содержит беседу по теме, разбор ситуации, рекомендации по воспитанию толерантного человека. Форма проведения необычна, поэтому родительское собрание проходит на ура....
«Л.Н.Толстой. «Детство». Сложность взаимоотношений детей и взрослых».
Урок литературы в 7 классе по теме «Л.Н.Толстой. «Детство». Сложность взаимоотношений детей и взрослых». Готовясь к этому уроку, учащиеся не только прочтут повесть Толстого, но и обратятся к биографии...
Помогаем детям учиться. Правила общения детей и взрослых.
Каждый человек физически продолжается в своих детях, внуках, в своих потомках. Родители, школа, учителя - взрослые и мудрые люди, которые заинтересованы в том, чтобы ребенок ст...
Смоленков Д.Ю. - Гуманистическое воспитание детей и взрослых посредством изучения и практики японских и китайских боевых искусств (доклад по общей педагогике) февраль 2012 г.
Доклад был написан мной во время обучения на первом курсе ЛГУ им. А.С. Пушкина по предмету Общая педагогика.Название доклада - "Гуманистическое воспитание детей и взрослых посредством изучения и практ...
Памятка для родителей по обучению детей слышать с КИ в начальный период (по материалам Королёва И.В. "Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых" издательство "Каро" Санкт Петербург 2009 г. стр. 718)
Обязательные условия занятий детей с КИ для развития восприятия и воспроизведения речи....
Конкурс для детей и взрослых в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР 5-6 лет "Ярмарка скороговорок"
Методическая разработка развлечения - конкурса для детей их родителей в рамках реализации проекта "Ярмарка скороговорок"...