Урок : "Я хочу быть корректором"
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме

Методическая разработка урока, цели которого : создать классификацию типичных речевых ошибок, закрепить умения определять характер речевых ошибок и исправлять их. Рекомендуется использовать во время подготовки к государственной итоговой аттестации.

           

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx26.77 КБ

Предварительный просмотр:

Я хочу быть корректором.

                                                                         Русский язык в умелых руках и в опытных    устах- красив  певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен…

                                                А.И. Куприн.

Цели: создать классификацию типичных речевых ошибок,

            Закрепить умения определять характер речевых ошибок и исправлять их.

           

Учитель: Ребята, а вам понятно значение слова « корректор»?

 Работник издательства, редакции, типографии, читающий корректуру

КОРРЕКТОР — (латинск. corrector, от corrigere исправлять). Занимающийся исправлением типографских ошибок. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.

Учитель: тогда попробуйте сами сформулировать цели урока….

Учитель: Вначале было Слово… Так будет и сегодня на нашем уроке. Мы начнем его со слова о Слове, о великой его силе и красоте.

Учищиеся читают стихотворения: Н. Гумилев « Слово», И. Бунин « Слово».

Учитель: Я не случайно  сделала эпиграфом у уроку слова А.И .Куприна. Вслед за великими мы часто повторяем ,что русский язык богат и могуч, что в его лексике десятки тысяч прекрасных, точных и очень нужных нам слов. Однако при этом речь наша часто бывает бедна и невыразительна. От чего же это? Очевидно, причиной тому является наше неумение выбрать из множества похожих слов самое нужное, которое точно передает нашу мысль. Берем мы первое попавшееся, а потом оказывается, что выбор был неудачным, мысль выражена неясно, а то и совсем искажена.

     Сегодня наш урок – это своеобразный урок, который покажет, насколько вы, ребята, внимательны к слову.

     Представьте себя в роли того, кто во что бы то ни стало хочет занять вакантное  место корректора в самом популярном и престижном журнале. Ставки высоки, и прием проводится на конкурсной основе. Что же от вас требуется? О грамотности я уже и не говорю, подразумевается, что вы все люди грамотные, речь пойдет о правильном словоупотреблении.

    Итак, первое задание (самое простое)  для тех, кто мечтает работать в журнале.

Найдите «лишнее» слово: распутица, бездорожье, перекресток, беспутица.

Замените иностранное слово русским синонимом: аргумент.

Учитель: Задание усложняется. Представьте себе, что вам предстоит отредактировать текст, правильно выбрать нужное слово, но вас торопят: материал нужно срочно отдать в набор. Это проверит, как быстро вы умеете работать:

          Найдите правильный ответ.

1.НЫНЕ                                       а) теперь

                                                     б)  впредь

                                                     в) прежде

Как ныне сбирается вещий Олег

Отмстить неразумным хазарам.

2.НЫНЧЕ                                    а) сегодня

                                                     б) теперь

                                                     в) накануне

Да нынче смех страшит и держит

Стыд в узде.

3. Грядущее                              а) будущее

                                                     б) настоящее

                                                   в) прошлое

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее – иль пусто, иль темно.

4. ОТСЕЛЬ                                а) отсюда

                                                   б) здесь

И думал он: отсель грозить

Мы будем шведу.

Учитель: обратите внимание на следующее задание и сформулируйте, о каких словах пойдет речь?   (ПАРОНИМЫ)

А2. В каком предложении вместо слова ГУМАНИТАРНЫЙ нужно употребить ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ?

  1. Делегация прибыла в Африку с ГУМАНИТАРНОЙ миссией.
  2. В первой части реферата идет речь о ГУМАНИТАРНЫХ традициях русской классической литературы.
  3. Моя сестра получила ГУМАНИТАРНОЕ образование.
  4. В течение нескольких лет развивалось сотрудничество в ГУМАНИТАРНОЙ области.

А2.  В  каком предложении вместо слова ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ нужно употребить ДИПЛОМАТИЧНЫЙ?

  1. Когда его сверстники служили в приказных и ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ведомствах, он усердно постигал тайны дворцовых интриг.
  2. Информация была получена по ДИПЛОМАТИЧЕСКИМ каналам.
  3. Стефан Баторий постоянно нарушал ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ этикет, разговаривал с послами в шапке, а на прием послов демонстративно приглашал недруга Ивана IV князя Курбского.
  4. Его всегда отличали хорошие манеры , ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ подход к делу.

А2. В каком предложении вместо слова ОБЪЯТЬ нужно употребить ОБНЯТЬ?

  1. Пламя быстро ОБЪЯЛО весь дом.
  2. Нельзя ОБЪЯТЬ необъятное.
  3. Он мечтал приехать домой, ОБЪЯТЬ всю семью: отца, мать, жену, маленького сына.
  4. Страх ОБЪЯЛ людей, когда они увидели извержение вулкана.

Учитель: Мы часто слышим от окружающих, по радио. в телевизионных передачах высказывания, подобные этим:

А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

  1. к две тысячи восьмому году
  2. сетка апельсинов
  3. в Хабаровском крае
  4. пара белых туфлей

А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  1. самый счастливый из нас
  2. до полутора часов
  3. лягте
  4. белых манже

А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  1. горче перца
  2. более длиннее
  3. от обеих дочерей
  4. хорошие снайперы

Учитель: Смотрим на следующее задание. Определите принцип  выполнения это задания.(Предложения  с деепричастным оборотом)

А4. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

  Читая роман в стихах «Евгений Онегин»,

  1. мне интересны лирические отступления Пушкина.
  2. привлекает история взаимоотношений главных героев.
  3. больше всех мне нравится Татьяна.
  4. понимаешь, что не случайно Белинский назвал его «энциклопедией русской жизни».

А4.  Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Прислушиваясь к голосам за дверью,

  1. показалось, что назревает скандал.
  2. вдруг  испортилось настроение.
  3. меня чуть не сбили с ног.
  4. я понял, что конфликт улажен.

А4.  Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Рассматривая рисунок,

  1. обратите внимание на штриховку.
  2. мне вспомнилось лето.
  3. неожиданно погас свет.
  4. создается впечатление, что птица живая.

Учитель: а сейчас мы проверим, какие еще вы знаете случаи неправильного словоупотребления,

Задание еще усложняется: найдите ошибку и прокомментируйте ее.

А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

  1. Те, кто видел и слушал этого профессора, непременно захотят еще раз посетить его лекции.
  2. Благодаря повышению уровня обслуживания в автосервисе стало больше клиентов.
  3. Мы остановились в гостинице «Приморской», а вечером отправились на прогулку.
  4. Роман Фадеева «Молодая гвардия» посвящён комсомольцам, отдавшим свои жизни в борьбе с фашистами.

 

А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

  1. По мнению П. И. Чайковского, «вдохновение – это гостья, которая не любит посещать ленивых».
  2. Не только члены нашего кружка были заинтересованы в проведении диспута, но и сам руководитель принимал активное участие в его организации.
  3. Об этом происшествии знают и понимают все, кто в этот день оказался на стадионе «Маяк».
  4. Все, кто присоединился к нему ранее, старались теперь, критикуя его  политику, исправить своё положение.

А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

  1. Вопреки  ожиданиям критиков, роман имел большой успех у читателей.
  2. Лингвисты пишут о иноязычных заимствованиях и что надо следить за своей речью.
  3. Комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» посвящено немало литературоведческих исследований.
  4. Учитель был удостоен премии Президента России.

Учитель: Сегодня наша задача состоит не только в том, чтобы произносить предложения правильно, надо  еще и определить характер речевой ошибки, указать ее причину. Сейчас мы убедились, что вы чувствуете ошибочность в построении предложения, в выборе слова, но затрудняетесь в объяснении, «что же здесь не так». Мы будем действовать по принципу: « если болезнь названа- ее легче лечить». Зная классификацию ошибок, вы будете внимательнее относиться и к проверке своих работ.

Заполните самостоятельно левый столбец таблицы, сформулируйте и запишите вид ошибки. Задание по анализу лексических единиц с точки зрения уместности их употребления.

Вид ошибки

Пример

Неправильное употребление слов ( Автор не знает его лексического значения)

Дочь Туркиных играет на пианино Мемуары, сочиненные ее матерью.

Смешение паронимов. ( представить-предоставить, безответна- безответственна)

Автор предоставляет нам главного героя.

Катерина была безответственна в семье Кабанихи.

Неуместное употребление жаргонизмов и просторечий.

Моя напарница, старуха Изергиль…..

Нарушение лексической сочетаемости (играть роль - иметь значение,

Половина жизни - часть жизни)

Любовь играла в жизни Пушкина большое значение.

Большую половину своей жизни Лермонтов был одинок.

Выбор синонима, не соответствующего речевой ситуации. ( о карьере)

Князь Андрей думает о росте социального положения.

Пропуск слова, без которого понимание текста затруднено ( Понимает)

Печорин осознает свои промахи, ошибки, в чем он прав.

Использование лишних слов (тавтология), неоправданное использование однокоренных слов

Эпизод « Первый бал Наташи Ростовой» очень прекрасно помогает понять характер героини.

Любовь , ее влияние на человека- вот тема его любовной лирики.

В повести главным героем произведения является….

Учитель: Ребята, подумайте, так ли важно строить свою речь правильно? Может быть, не стоит обращать внимание на то, как мы говорим, может быть все наши занятия – это лишняя трата времени? Поразмышляйте над этой проблемой, выполняя следующее задание:

Прочитайте текст, вставьте пропущееные слова.

    Правильность речи обеспечивает её _______, а в этическом плане это означает________об адресате. Правильность создает_______ языковой личности, отражая уровень __________ языка, уровень________ в целом.

     Правильность речи в целом имеет очень большое значение для человека и в психологическом плане, потому что, если говорящий хорошо знает, что говорит ________, он приобретает _____________ в себе. И напротив, _____________ в правильности произнесения слова в своей речи, в правильном ________ его значения, в правильности построения предложения могут помешать выполнить основную задачу речи, например, _______ другого человека в правильности вашей позиции в целом.

                                Таким образом, правильность – это важное _______ успешного общения.

Карточка для контроля.

     Правильность речи обеспечивает её понятность, а в этическом плане это означает заботу об адресате. Правильность создает образ  языковой личности, отражая уровень  знания  языка, уровень образованности в целом.

          Правильность речи в целом имеет очень большое значение для человека и в психологическом плане, потому что, если говорящий хорошо знает, что говорит правильно , он приобретает уверенность  в себе. И напротив, сомнения  в правильности произнесения слова в своей речи, в правильном понимании его значения, в правильности построения предложения могут помешать выполнить основную задачу речи, например, убедить другого человека в правильности вашей позиции в целом.

                             Таким образом, правильность – это важное  условие успешного общения.

Учитель: ребята, а как вы понимаете выражение « образ языковой личности»? Каков идеальный образ языковой личности?

Вывод: Человек, должен владеть умением оценивать свою и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Домашнее задание: Пока проходил наш урок, в редакцию журнала принесли рукопись, вы возьмите ее домой и отредактируйте. Это и будет вашей домашней работой.

Итог урока:  Ребята, сегодня наш урок можно назвать игрой, а настоящие серьезные испытания еще впереди, и я думаю, вы будете к ним готовы, потому что мы не только должны стремиться  к образу языковой личности, а еще и потому, что русский язык для нас- все: мы думаем на русском языке, говорим на русском языке, русский язык в нашей стране является государственным. Значит, посредством русского языка мы приобщаемся к великой культуре русского народа. И в заключение хочу процитировать слова  Ивана Сергеевича Тургенева:

        

РУССКИЙ ЯЗЫК

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер класс " Кем я хочу быть?"

Комбинированный урок, направленный на повторение лексики ("Животные" и" Профессии"), и изучение глагола To be в 3-м классе....

мастер класс " Кем я хочу быть?"

Комбинированный урок, направленный на повторение лексики ("Животные" и" Профессии"), и изучение глагола To be в 3-м классе....

Урок английского языка по теме "Я хочу быть бодрым и здоровым"

Урок английского языка по теме " Я хочу быть бодрым и здоровым" был проведен на конкурсе "Учитель здоровья"...

Разработка спортивного мероприятия муниципального образовательного учреждения« Лицей №1» города Балаково Саратовской области в рамках проекта «Здоровье» по теме: «Хочу быть здоровым!»

Спортивное мероприятие направлено на формирование  здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта, воспитание интереса к занятиям физической культурой и спортом. Автор: Кравчук Та...

Урок литературы в 9 классе по творчеству Ф.М.Достоевского "Ибо хочу быть человеком..."

Урок знакомства с биографией, мировоззрением и творчеством писателя....