Урок : "Я хочу быть корректором"
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме
Методическая разработка урока, цели которого : создать классификацию типичных речевых ошибок, закрепить умения определять характер речевых ошибок и исправлять их. Рекомендуется использовать во время подготовки к государственной итоговой аттестации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 26.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Я хочу быть корректором.
Русский язык в умелых руках и в опытных устах- красив певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен…
А.И. Куприн.
Цели: создать классификацию типичных речевых ошибок,
Закрепить умения определять характер речевых ошибок и исправлять их.
Учитель: Ребята, а вам понятно значение слова « корректор»?
Работник издательства, редакции, типографии, читающий корректуру
КОРРЕКТОР — (латинск. corrector, от corrigere исправлять). Занимающийся исправлением типографских ошибок. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.
Учитель: тогда попробуйте сами сформулировать цели урока….
Учитель: Вначале было Слово… Так будет и сегодня на нашем уроке. Мы начнем его со слова о Слове, о великой его силе и красоте.
Учищиеся читают стихотворения: Н. Гумилев « Слово», И. Бунин « Слово».
Учитель: Я не случайно сделала эпиграфом у уроку слова А.И .Куприна. Вслед за великими мы часто повторяем ,что русский язык богат и могуч, что в его лексике десятки тысяч прекрасных, точных и очень нужных нам слов. Однако при этом речь наша часто бывает бедна и невыразительна. От чего же это? Очевидно, причиной тому является наше неумение выбрать из множества похожих слов самое нужное, которое точно передает нашу мысль. Берем мы первое попавшееся, а потом оказывается, что выбор был неудачным, мысль выражена неясно, а то и совсем искажена.
Сегодня наш урок – это своеобразный урок, который покажет, насколько вы, ребята, внимательны к слову.
Представьте себя в роли того, кто во что бы то ни стало хочет занять вакантное место корректора в самом популярном и престижном журнале. Ставки высоки, и прием проводится на конкурсной основе. Что же от вас требуется? О грамотности я уже и не говорю, подразумевается, что вы все люди грамотные, речь пойдет о правильном словоупотреблении.
Итак, первое задание (самое простое) для тех, кто мечтает работать в журнале.
Найдите «лишнее» слово: распутица, бездорожье, перекресток, беспутица.
Замените иностранное слово русским синонимом: аргумент.
Учитель: Задание усложняется. Представьте себе, что вам предстоит отредактировать текст, правильно выбрать нужное слово, но вас торопят: материал нужно срочно отдать в набор. Это проверит, как быстро вы умеете работать:
Найдите правильный ответ.
1.НЫНЕ а) теперь
б) впредь
в) прежде
Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хазарам.
2.НЫНЧЕ а) сегодня
б) теперь
в) накануне
Да нынче смех страшит и держит
Стыд в узде.
3. Грядущее а) будущее
б) настоящее
в) прошлое
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее – иль пусто, иль темно.
4. ОТСЕЛЬ а) отсюда
б) здесь
И думал он: отсель грозить
Мы будем шведу.
Учитель: обратите внимание на следующее задание и сформулируйте, о каких словах пойдет речь? (ПАРОНИМЫ)
А2. В каком предложении вместо слова ГУМАНИТАРНЫЙ нужно употребить ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ?
- Делегация прибыла в Африку с ГУМАНИТАРНОЙ миссией.
- В первой части реферата идет речь о ГУМАНИТАРНЫХ традициях русской классической литературы.
- Моя сестра получила ГУМАНИТАРНОЕ образование.
- В течение нескольких лет развивалось сотрудничество в ГУМАНИТАРНОЙ области.
А2. В каком предложении вместо слова ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ нужно употребить ДИПЛОМАТИЧНЫЙ?
- Когда его сверстники служили в приказных и ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ведомствах, он усердно постигал тайны дворцовых интриг.
- Информация была получена по ДИПЛОМАТИЧЕСКИМ каналам.
- Стефан Баторий постоянно нарушал ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ этикет, разговаривал с послами в шапке, а на прием послов демонстративно приглашал недруга Ивана IV князя Курбского.
- Его всегда отличали хорошие манеры , ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ подход к делу.
А2. В каком предложении вместо слова ОБЪЯТЬ нужно употребить ОБНЯТЬ?
- Пламя быстро ОБЪЯЛО весь дом.
- Нельзя ОБЪЯТЬ необъятное.
- Он мечтал приехать домой, ОБЪЯТЬ всю семью: отца, мать, жену, маленького сына.
- Страх ОБЪЯЛ людей, когда они увидели извержение вулкана.
Учитель: Мы часто слышим от окружающих, по радио. в телевизионных передачах высказывания, подобные этим:
А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова
- к две тысячи восьмому году
- сетка апельсинов
- в Хабаровском крае
- пара белых туфлей
А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
- самый счастливый из нас
- до полутора часов
- лягте
- белых манже
А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
- горче перца
- более длиннее
- от обеих дочерей
- хорошие снайперы
Учитель: Смотрим на следующее задание. Определите принцип выполнения это задания.(Предложения с деепричастным оборотом)
А4. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Читая роман в стихах «Евгений Онегин»,
- мне интересны лирические отступления Пушкина.
- привлекает история взаимоотношений главных героев.
- больше всех мне нравится Татьяна.
- понимаешь, что не случайно Белинский назвал его «энциклопедией русской жизни».
А4. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Прислушиваясь к голосам за дверью,
- показалось, что назревает скандал.
- вдруг испортилось настроение.
- меня чуть не сбили с ног.
- я понял, что конфликт улажен.
А4. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Рассматривая рисунок,
- обратите внимание на штриховку.
- мне вспомнилось лето.
- неожиданно погас свет.
- создается впечатление, что птица живая.
Учитель: а сейчас мы проверим, какие еще вы знаете случаи неправильного словоупотребления,
Задание еще усложняется: найдите ошибку и прокомментируйте ее.
А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
- Те, кто видел и слушал этого профессора, непременно захотят еще раз посетить его лекции.
- Благодаря повышению уровня обслуживания в автосервисе стало больше клиентов.
- Мы остановились в гостинице «Приморской», а вечером отправились на прогулку.
- Роман Фадеева «Молодая гвардия» посвящён комсомольцам, отдавшим свои жизни в борьбе с фашистами.
А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
- По мнению П. И. Чайковского, «вдохновение – это гостья, которая не любит посещать ленивых».
- Не только члены нашего кружка были заинтересованы в проведении диспута, но и сам руководитель принимал активное участие в его организации.
- Об этом происшествии знают и понимают все, кто в этот день оказался на стадионе «Маяк».
- Все, кто присоединился к нему ранее, старались теперь, критикуя его политику, исправить своё положение.
А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
- Вопреки ожиданиям критиков, роман имел большой успех у читателей.
- Лингвисты пишут о иноязычных заимствованиях и что надо следить за своей речью.
- Комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» посвящено немало литературоведческих исследований.
- Учитель был удостоен премии Президента России.
Учитель: Сегодня наша задача состоит не только в том, чтобы произносить предложения правильно, надо еще и определить характер речевой ошибки, указать ее причину. Сейчас мы убедились, что вы чувствуете ошибочность в построении предложения, в выборе слова, но затрудняетесь в объяснении, «что же здесь не так». Мы будем действовать по принципу: « если болезнь названа- ее легче лечить». Зная классификацию ошибок, вы будете внимательнее относиться и к проверке своих работ.
Заполните самостоятельно левый столбец таблицы, сформулируйте и запишите вид ошибки. Задание по анализу лексических единиц с точки зрения уместности их употребления.
Вид ошибки | Пример |
Неправильное употребление слов ( Автор не знает его лексического значения) | Дочь Туркиных играет на пианино Мемуары, сочиненные ее матерью. |
Смешение паронимов. ( представить-предоставить, безответна- безответственна) | Автор предоставляет нам главного героя. Катерина была безответственна в семье Кабанихи. |
Неуместное употребление жаргонизмов и просторечий. | Моя напарница, старуха Изергиль….. |
Нарушение лексической сочетаемости (играть роль - иметь значение, Половина жизни - часть жизни) | Любовь играла в жизни Пушкина большое значение. Большую половину своей жизни Лермонтов был одинок. |
Выбор синонима, не соответствующего речевой ситуации. ( о карьере) | Князь Андрей думает о росте социального положения. |
Пропуск слова, без которого понимание текста затруднено ( Понимает) | Печорин осознает свои промахи, ошибки, в чем он прав. |
Использование лишних слов (тавтология), неоправданное использование однокоренных слов | Эпизод « Первый бал Наташи Ростовой» очень прекрасно помогает понять характер героини. Любовь , ее влияние на человека- вот тема его любовной лирики. В повести главным героем произведения является…. |
Учитель: Ребята, подумайте, так ли важно строить свою речь правильно? Может быть, не стоит обращать внимание на то, как мы говорим, может быть все наши занятия – это лишняя трата времени? Поразмышляйте над этой проблемой, выполняя следующее задание:
Прочитайте текст, вставьте пропущееные слова.
Правильность речи обеспечивает её _______, а в этическом плане это означает________об адресате. Правильность создает_______ языковой личности, отражая уровень __________ языка, уровень________ в целом.
Правильность речи в целом имеет очень большое значение для человека и в психологическом плане, потому что, если говорящий хорошо знает, что говорит ________, он приобретает _____________ в себе. И напротив, _____________ в правильности произнесения слова в своей речи, в правильном ________ его значения, в правильности построения предложения могут помешать выполнить основную задачу речи, например, _______ другого человека в правильности вашей позиции в целом.
Таким образом, правильность – это важное _______ успешного общения.
Карточка для контроля.
Правильность речи обеспечивает её понятность, а в этическом плане это означает заботу об адресате. Правильность создает образ языковой личности, отражая уровень знания языка, уровень образованности в целом.
Правильность речи в целом имеет очень большое значение для человека и в психологическом плане, потому что, если говорящий хорошо знает, что говорит правильно , он приобретает уверенность в себе. И напротив, сомнения в правильности произнесения слова в своей речи, в правильном понимании его значения, в правильности построения предложения могут помешать выполнить основную задачу речи, например, убедить другого человека в правильности вашей позиции в целом.
Таким образом, правильность – это важное условие успешного общения.
Учитель: ребята, а как вы понимаете выражение « образ языковой личности»? Каков идеальный образ языковой личности?
Вывод: Человек, должен владеть умением оценивать свою и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Домашнее задание: Пока проходил наш урок, в редакцию журнала принесли рукопись, вы возьмите ее домой и отредактируйте. Это и будет вашей домашней работой.
Итог урока: Ребята, сегодня наш урок можно назвать игрой, а настоящие серьезные испытания еще впереди, и я думаю, вы будете к ним готовы, потому что мы не только должны стремиться к образу языковой личности, а еще и потому, что русский язык для нас- все: мы думаем на русском языке, говорим на русском языке, русский язык в нашей стране является государственным. Значит, посредством русского языка мы приобщаемся к великой культуре русского народа. И в заключение хочу процитировать слова Ивана Сергеевича Тургенева:
РУССКИЙ ЯЗЫК
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мастер класс " Кем я хочу быть?"
Комбинированный урок, направленный на повторение лексики ("Животные" и" Профессии"), и изучение глагола To be в 3-м классе....
мастер класс " Кем я хочу быть?"
Комбинированный урок, направленный на повторение лексики ("Животные" и" Профессии"), и изучение глагола To be в 3-м классе....
Урок английского языка по теме "Я хочу быть бодрым и здоровым"
Урок английского языка по теме " Я хочу быть бодрым и здоровым" был проведен на конкурсе "Учитель здоровья"...
Разработка спортивного мероприятия муниципального образовательного учреждения« Лицей №1» города Балаково Саратовской области в рамках проекта «Здоровье» по теме: «Хочу быть здоровым!»
Спортивное мероприятие направлено на формирование здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта, воспитание интереса к занятиям физической культурой и спортом. Автор: Кравчук Та...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА интегрированный урок Тема «Хочу быть успешной»
аспекты успешности...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА интегрированный урок Тема «Хочу быть успешной»
Формирование компетенций успешного человека....
Урок литературы в 9 классе по творчеству Ф.М.Достоевского "Ибо хочу быть человеком..."
Урок знакомства с биографией, мировоззрением и творчеством писателя....