Наставничество как эффективная форма обучения
занимательные факты (11 класс)
"Наставничество как эффективная форма обучения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_18.04_gotovoe.docx | 16.82 КБ |
Предварительный просмотр:
«Наставничество как эффективная форма обучения»
«Настоящий учитель тот, кто может спуститься
с вершины своего знания до незнания ученика и, взяв его за
руку, снова совершить восхождение»
Шалва Александрович Амонашвили
Вопрос наставничества привлекает внимание педагогического сообщества, прежде всего, как востребованная и актуальная практика в образовательной сфере. Наставничество становится неотъемлемым компонентом современной системы образования.
В настоящее время в век инноваций система образования подвергается значительному реформированию. Роль педагога возрастает, требования к его личностным и профессиональным качествам высокие, повышаются требования и к его социальной и профессиональной позиции.
Наставничество - способ передачи знаний, умений, навыков молодому человеку от более опытного и знающего, предоставление молодым людям помощи и совета, оказание необходимой поддержки в социализации и взрослении.
В стремительно меняющемся мире главным профессиональным качеством педагога является умение учиться. А это – готовность к переменам, нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – всё это характеристики деятельности успешного педагога - профессионала.
Проблемы обучающихся среднего профессионального образовательного учреждения решаемые с помощью наставничества
∙ низкая мотивация к учебе, неудовлетворительные образовательные результаты, дисциплинарные затруднения;
∙ низкая информированность о карьерных и образовательных возможностях, отсутствие осознанного выбора пути будущего профессионального развития; ∙ трудности, связанные с невозможностью эффективно совмещать получение образования и рабочую деятельность по специальности;
∙ низкий уровень общей культуры, неразвитость метакомпетенций, в основном целеполагания, планирования и навыков самореализации, пессимистичные ожидания;
∙ низкий уровень общепрофессиональных и профессиональных компетенций, как следствие – невостребованность на рынке;
∙ отсутствие мотивации и возможностей для участия в программах поддержки молодежи;
∙ невозможность реализовать свой предпринимательский или профессиональный потенциал в силу отсутствия опыта и ресурсов.
Отдельным блоком можно выделить проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья. Их включение в систему наставнических отношений будет способствовать качественному развитию системы инклюзивного образования в общеобразовательных учреждениях с привлечением обыкновенных учеников.
Среди основных проблем:
∙ невключенность в образовательный процесс в силу психоэмоциональных затруднений, общая отстраненность, низкая учебная мотивация;
∙ коммуникационные проблемы, возможно возникающие вследствие непринятия ребенка коллективом.
Основными вариантами наставничества среди обучающихся могут быть:
– взаимодействие «отличник – двоечник», классический вариант поддержки для достижения лучших образовательных результатов;
– взаимодействие «лидер – тихоня/скромник», психоэмоциональная поддержка с адаптацией в коллективе или развитием коммуникационных, творческих, лидерских навыков;
– взаимодействие «равный – равному», в течение которого происходит обмен навыками, например, когда наставник обладает критическим мышлением, а наставляемый – креативным; взаимная поддержка, совместная работа над проектом.
Среди основных задач взаимодействия наставника с наставляемым: помощь в реализации лидерского потенциала, развитие гибких навыков и метакомпетенций, оказание помощи в адаптации к новым условиям среды.
Результатом такой работы будет:
∙ повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона внутри образовательной организации;
∙ численный рост посещаемости творческих кружков, объединений, спортивных секций;
7 ∙ количественный и качественный рост успешно реализованных образовательных и культурных проектов;
∙ снижение числа подростков, состоящих на учете в полиции и психоневрологических диспансерах;
∙ снижение числа жалоб от родителей и преподавателей, связанных с социальной незащищенностью и конфликтами внутри учебного заведения. Таким образом, наблюдается развитие целостной типологии компетенций:
∙ социальные (отношения, поведения, коммуникации);
∙ когнитивные (понимание, знание, целеполагание, планирование);
∙ функциональные (психомоторные и прикладные, в том числе профессиональные, навыки).
Портрет участников:
Наставник должен быть:
Активный учащийся старшей ступени, обладающий лидерскими и организаторскими качествами, демонстрирующий высокие образовательные результаты, победитель олимпиад и соревнований, лидер группы, принимающий активное участие в жизни учреждения.
Наставляемый.
Социально/ценностно дезориентированный учащийся низшей по отношению к наставнику ступени, демонстрирующий неудовлетворительные образовательные результаты или проблемы с поведением, не принимающий участие в жизни учреждения, отстраненный от коллектива. Обучающийся с особыми образовательными потребностями – например, увлеченный определенным предметом студент, нуждающийся в профессиональной поддержке или ресурсах для обмена мнениями и реализации собственных проектов.
Взаимодействие наставника и наставляемого ведется в режиме внеурочной деятельности: проектная деятельность, совместное посещение/организация мероприятий, совместное участие в конкурсах.
Своевременная помощь и поддержка неуспевающих обучающихся через развитие наставничества поможет им справиться с проблемными ситуациями в своей учебной деятельности, сформировать уверенность в себе, самоуважение, готовность успешно продолжать своре обучение.
Закончить хочу словами: профессия педагога не позволяет стоять на месте, она требует постоянного роста и развития, поэтому, впереди еще много интересного и нового.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поиск оптимальных и эффективных форм обучения для обеспечения успешного изучения информатики на основе передовых педагогических технологий.
Возможности развития обучаемого при использовании современных педагогических технологий и методик в обучении информатике....
Выступление на методобъеденении. "Организация разнообразных и эффективных форм обучения "
Выбор методов обучения....
Урок -семинар как эффективная форма обучения
От учителя на современном этапе развития школьного образования, требуется система форм обучения, обеспечивающая активизацию познавательной деятельности учащихся. Конечно,...
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК – КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА
В данной статье раскрываются особенности проведения интегрированных уроков в классах, обучающихся с ОВЗ VIII вида (2 вариант), их эффективность...
Эффективные формы обучения на уроках русского языка и литературы в старших классах вечерней школы
Эффективные формы обучения на уроках русского языка и литературы в старших классах вечерней школы. Презентация на тему....
Презентация. Обобщение опыта работы. «Эффективные формы обучения на уроках русского языка и литературы в классах 2-й ступени в условиях вечерней школы»
Презентация. Обобщение опыта работы. «Эффективные формы обучения на уроках русского языка и литературы в классах 2-й ступени в условиях вечерней школы»...
Статья "Детское наставничество, как эффективная форма корекционно-образовательного процесса для детей с ТНР"
Детское наставничество, как эффективная форма корекционно-образовательного процесса для детей с ТНР....