Формирование функциональной грамотности учащихся
методическая разработка (6 класс)
Доклад
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 22.7 КБ |
formirovanie_funktsionalnoy_gramotnosti_na_urokah_matematiki_glebova_na.pdf | 2.66 МБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1
Добрый день, уважаемые коллеги. Я работаю учителем математики в Турунтаевской школе №1. Сегодня я хотела бы представить вашему вниманию мастер-класс на тему «Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках математики».
Слайд 2
Вообще формирование функционально грамотного человека является одной из важнейших задач современной школы. Введение в российских школах Федерального государственного образовательного стандарта начального и среднего общего образования определяет актуальность понятия «функциональная грамотность», основу которой составляют умение ставить цели и задачи своей деятельности, планировать, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогами и сверстниками в учебном процессе, а также уметь действовать в различных ситуациях.
Слайд 3
Для начала рассмотрим определение функциональной грамотности, как умение решать жизненные задачи в различных сферах деятельности; как способность учащихся использовать приобретенные знания для решения задач в различных сферах жизни; как готовность применять полученные знания и умения в различных ситуациях.
Слайд 4
Функциональная грамотность включает в себя шесть основных составляющих компонентов – это математическая грамотность, читательская грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.
Слайд 5
Для нас, как для учителей математики, наибольший интерес представляет конечно же математическая грамотность учащихся, которая в международном исследовании PISA означает «способность учащегося использовать математические знания, приобретенные им за время обучения в школе, для решения разнообразных задач межпредметного и практико-ориентированного содержания, для дальнейшего обучения и успешной социализации в обществе».
С задачами по формированию функциональной грамотности учащихся мы встретились при подготовке к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ. Наши современные учебно-методические комплекты пока не содержат данные задачи. Но уже существует множество сборников, методических разработок для подготовки учащихся к выполнению ВПР и ГИА.
Слайд 6
На слайде вы видите задания, предлагаемые экспертами для оценивания математической грамотности учащихся.
Слайд 7
Учащиеся, овладевшие математической грамотностью, способны:
- распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики;
- формулировать эти проблемы на языке математики;
Слайд 8
- решать проблемы, используя математические факты и методы;
- анализировать использованные методы решения;
Слайд 9
- интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;
- формулировать и записывать результаты решения.
Слайд 10
В чем же заключается проблемное поле при формировании функциональной грамотности на уроках математики?
Слайд 11
Во-первых, некоторые учащиеся средней и старшей школы имеют низкую читательскую грамотность. Читая «по слогам» условие текстовой задачи, а чаще всего задачи по функциональной грамотности представлены в виде большого текста, ученики забывают, что прочитали к концу.
Слайд 12
Слабая техника чтения приводит и к тому, что обучающиеся испытывают затруднения, связанные с продуктивным чтением. Они не могут выделить существенную информацию, вопрос и данные, важные для решения задачи.
Слайд 13
При входной диагностике пятиклассников видно, что дети достаточно хорошо справляются с базовыми задачами в одно или несколько действий со стандартными формулировками (85%) , неплохо справляются с заданиями, где нужно вычленить информацию из таблицы, короткого текста и ответить на вопрос (60%), но если информация представлена в косвенном виде или вопрос нестандартный, то дети теряются и немногие (20%) способны справиться с этими заданиями. Невнимательность к прочтению условия задачи, непривычность и необычность формулировок пугает обучающихся, которые при виде текстовых задач даже не приступают к их выполнению. Они точно знают, что не справятся.
На своих уроках математики или на дополнительных занятиях при решении текстовых задач у нас с ребятами есть помощник-карандаш. Мы вслух читаем условие, а карандашом подчеркиваем нужные для математиков слова, числовые значения, величины, другими словами все то, что важно для нас, как для математиков.
Слайд 14
Например, на слайде вы видите практико-ориентированную задачу из сборника по подготовки к ОГЭ под редакцией Ященко. В условии этой задачи имеется так называемая «легенда», в которой достаточно много лишних слов для математиков. Мы с ребятами карандашом выделяем главные для нас слова и рассуждаем, как нам решить данную задачу, используя подчеркнутые слова.
Слайд 15
Вторая и основная проблема при формировании математической функциональной грамотности учащихся - это как сформулировать (или переформулировать) задачу, чтобы найти тот математический аппарат, с помощью которого уже можно решить привычную математическую задачу? Оценить математические связи между событиями. Это и есть основная проблема для школьника. Кроме того, важна интерпретация результата, полученного математическими вычислениями, обратный перевод с математического языка на язык решаемой проблемной задачи.
Я еще раз напомню, что математическая грамотность включает в себя распознавание проблем, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики; формулировку этих проблем на языке математики; решение проблем, используя математические факты и методы; анализ использованных методов решения; интерпретацию полученных результатов с учетом поставленной проблемы и, наконец, формулировку и запись результатов решения задачи.
Слайд 16
Теперь я хотела бы рассмотреть типы задач, формирующих математическую грамотность учащихся на уроках математики и описывающих реальные проблемы, близкие учащимся. Это:
- повседневные дела – покупки, здоровье, приготовление еды, обмен валют, оплата счетов, туристические маршруты;
- трудовая деятельность – подсчеты заказа материалов, измерения;
Слайд 17
- общественная жизнь – демография, экология, прогнозы, изучение динамики социальных процессов.
- наука – работа с формулами из различных областей знаний.
Слайд 18
Формирование математической грамотности детей начинается уже в дошкольных учреждениях. Воспитанники детских садов в игровой форме получают первоначальные знания, умения и навыки решения элементарных межпредметных и практико-ориентированных задач.
Слайд 19
Начальная школа продолжает формирование математической грамотности учащихся.
Слайд 20
Но основная ответственность ложится «на плечи» учителей-математиков в средней и старшей школе. Здесь уже все серьезно: к итоговой аттестации подготовить необходимо всех детей, тем более, что математическая грамотность является основой для решения жизненно важных задач и социализации человека в будущем.
Но как формировать функциональную грамотность учащихся, если современные учебники почти не содержат необходимых задач? Я хочу поделиться с вами собственным опытом и опытом многих российских учителей-математиков, которые в прошлом учебном году проходили профессиональную подготовку
Слайд 21(фото главной страницы сайта)
по Федеральной программе «Совершенствование предметных и методических компетенций педагогических работников (в том числе в области формирования функциональной грамотности) в рамках реализации федерального проекта «Учитель будущего».
Слайд 22 (фото сборников)
Начну с того, что недостаток практико-ориентированных задач в учебнике можно исправить их добавлением непосредственно на урок из любого рекомендуемого сборника для подготовки к ВПР и ГИА. Необязательно требовать от учащихся наличия таких сборников, достаточно иметь его самому учителю и добавлять практико-ориентированные задачи как на урок, так и в качестве домашнего задания с последующим полным разбором на уроке. При постоянном использовании задач на формирование математической грамотности вы заметите, что учащиеся проявляют к ним больший интерес, чем к стандартным задачам; и даже слабые ученики успешно справляются с решением таких задач.
Слайд 23
Кроме систематического использования задач из рекомендуемых сборников для подготовки к ВПР и ГИА, можно самостоятельно составлять «копилку задач», разрабатывать интересные уроки по формированию функциональной грамотности учащихся.
Сегодня я хотела бы показать вам на конкретном примере, как можно сформировать математическую грамотность в 5 классе.
Слайд 24
Вы знаете, что пятиклассники впервые знакомятся со сложной, но интересной темой «Задачи на части», на изучение которой по программе выделяется 3 часа по УМК Никольского.
Слайд 25
Я разбиваю эти 3 урока традиционным методическим способом:
1 урок – на изучение новой темы (знакомство с задачами «на части», алгоритм решения таких задач);
2 урок – на закрепление полученных знаний и умений при помощи «нарешивания» задач;
3 урок – это контроль полученных знаний и умений учащихся.
Слайд 26
Все эти 3 урока я называю проектом «Кулинарная математика», целью которого является формирование умений и навыков учащихся 5 класса решать задачи «на части» с помощью задачника-тренажера «Кулинарная математика». Продуктом проекта выступает сборник задач «на части» (другими словами рецептурник), который я распечатываю каждому ученику и использую на втором уроке.
Слайд 27(аниме)
На слайде вы видите сборник задач (рецептурник) «Кулинарная математика», в состав которого вошли 4 задачи-рецепта по приготовлению рисовой каши, вареников с творогом, мороженого и ягодного морса. Сборник разработан на основе рабочей тетради с возможностью вписывать решения задач в отведенные для записей строки. Обратите внимание, что шестая страница сборника – это творческое домашнее задание пятиклассника. Ему необходимо придумать свой рецепт – задачу «на части». Седьмая страница предназначена для личных записей учащегося.
Слайд 28
Данный сборник задач был создан с помощью онлайн-сервиса графического дизайна Canva. Познакомиться с ним вы можете на официальном сайте www.canva.com. Здесь вы найдете огромную коллекцию шаблонов для дизайна и конструирования любых типов графики и иллюстраций документов.
Слайд 29(серия фотографий)
А теперь вернемся к моим пятиклассникам. На третий урок они пришли с готовым домашним заданием – рецептом своего блюда. В образе настоящих поварят ребята защищали свой придуманный рецепт у доски и прорешивали его вместе с одноклассниками. Поэтому урок представлял собой кулинарное шоу.
Слайд 30
Я уверена, что мои пятиклассники запомнят эти уроки надолго, а вместе с ними и алгоритм решения задач на части.
Похожие уроки вы можете составлять сами по различным темам и в каждом классе, так как формирование функциональной грамотности должно осуществляться систематически и очень грамотно.
Цифровая образовательная среда дает нам, участникам образовательного процесса, возможность применять в своей работе инновационные технологии, цифровые ресурсы, инструменты и программы. При грамотном их использовании в учебно-познавательной деятельности учащихся расширяются границы исследований, появляются новые возможности для создания продуктов проектной деятельности, а сама она становится более логичной и доказательной. Поэтому цифровые технологии и ресурсы помогут нам формировать функциональную грамотность учащихся на своих уроках математики и тем самым лучше подготовить выпускников к итоговой аттестации.
На этом, уважаемые коллеги, я хотела бы закончить свой доклад и пожелать вам творческих успехов в самом ответственном школьном предмете математики. А если вас заинтересовал мой Кулинарный проект, то я с удовольствием поделюсь своим рецептурником по электронном почте,
Слайд 31
которую вы видите на экране.
Слайд 32
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разноуровневые задания по курсу: Физическая география» 6 класс по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках географии.
Тематические требованияРазноуровневые заданияТема: ВведениеНазывать и показывать:• форму и размеры Земли (длину окружности);• угол наклона земной оси к плоскости ор...
Разноуровневые задания по курсу: Физическая география» 6 класс по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках географии.
Тематические требованияРазноуровневые заданияТема: ВведениеНазывать и показывать:• форму и размеры Земли (длину окружности);• угол наклона земной оси к плоскости ор...
Разноуровневые задания по курсу: Физическая география» 6 класс по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках географии.
Тематические требованияРазноуровневые заданияТема: ВведениеНазывать и показывать:• форму и размеры Земли (длину окружности);• угол наклона земной оси к плоскости ор...
Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках биологии.
Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках биологии. Функциональная грамотность –рассматривается как способность личности использовать все постоянно приобретаемые в жизни зн...
Методическая разработка на тему: «Приемы и методы формирования функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы»
Цель: формирование функциональной грамотности у обучающихся на уроках русского языка и литературы.Задачи:1. Поделиться опытом работы применения ме...
эссе "Творческий подход к формированию функциональной грамотности учащихся на уроках музыки."
в эссе раскрываются некоторые методы формирования читательской грамотности на уроках музыки...
Работа с текстом для формирования функциональной грамотности учащихся 5-7 классов
Как сделать так, чтобы обращение к научной литературе стало для школьников важной необходимостью? А как привить любовь к классической литературе современным детям, нередко предпочитающих гаджеты книга...