Уроки по истории и обществознанию
план-конспект урока (5, 6 класс)
Уроки по истории и обществознанию
Скачать:
Предварительный просмотр:
Ф.И.О. Залогина Татьяна Николаевна
Предмет: обществознание
Класс: 6
Тип урока: урок открытия новых знаний
Тема | «Общение» |
Цели | Цель урока: - способствовать углублению знаний учащихся о способах и формах общения и его роли в жизни человека; - создание условия для понимания учащимися роли общения в жизни людей; создание условий для активной деятельности обучающихся, их умение самостоятельно добывать знания, строить межличностные отношения на основе дружбы и формирование умений применять полученные знания в обычной жизни. - воспитание у учащихся уважительного отношение к позиции другого человека, культуре речи. |
Планируемые результаты | Планируемые результаты: Личностные – получение учащимися опыта работы в группах, навыков самоанализа своей деятельности; осмысленного отношения к искусству общения. Предметные - осознание учащимися роли общения в жизни общества и человека; умение учащихся формулировать определение понятия «общение»; различать вербальные и невербальные средства общения; формы общения. Метапредметные – умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, осуществлять расширенный поиск информации. |
Основные понятия: | общение, вербальные средства общения, невербальные средства общения, служебное общение, повседневное общение, ритуальное общение, убеждающее общение, барьеры общения |
Меж предметные связи | Литература, психология |
Ресурсы основные дополнительные | ИКТ, аппаратное обеспечение: мультимедийная презентация Power Point Учебно-методическое и материальное обеспечение: Учебник Обществознание. 6 класс: под ред Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой.-М.: Просвещение,2015. Философский словарь М. «Просвещение», 1998г.; Психологический словарь М. «Просвещение», 2000г.; Толковый словарь В.Даля. М.Образовательные интернет-ресурсы: |
Организация пространства | Фронтальная, групповая, индивидуальная |
Технология проведения | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся, деятельность которых приведет к достижению запланированных результатов | Предметные | УУУД |
1.Мотивация к учебной деятельности 5 мин Цели: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу | Приветствует учеников. Предлагаю вашему вниманию сюжет из юмористического журнала «Ералаш» Задает вопросы учащимся: - Почему внук не понял дедушку? - А в вашей жизни были случаи, когда вас не понимали? | Формирование у ребенка внутренней потребности включение в учебную деятельность | Просмотр видео сюжета | Личностные: умение излагать свои мысли, примеры из личного опыта, сотрудничать, выражать свое мнение Познавательная Активизация познавательных процессов (внимание, память). Коммуникативная Умение вступать в диалог. РегулятивнаяУправление своей познавательной деятельностью. | |
Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин) Цель: сформулировать тему урока; поставить цель, задачи урока. Составление плана работы | - Ребята, сегодня тема урока касается каждого из нас. Какая тема будет, сегодня вы сами определите, посмотрите на слайде высказывание американского писателя Марка Твена «Мы осыпаем детей подарками, но самый ценный для них подарок – радость общения» - Как вы думаете, о чем это высказывание? - Какое ключевое слово вы услышали? О чем мы сегодня будем говорить? \совместное определение темы урока\ Тема нашего урока «Общение». Далее ученикам предлагает сформулировать цель урока и план по достижению цели Ребята, что главное в общении? Постановка проблемного вопроса. - Что главное в общении? | Высказывают свое понимание, о главной мысли высказывания. Формулируют тему урока: «Общение» Формулируют цель урока: Понять, что такое общение и какова его роль в жизни людей. Постановка проблемного вопроса. | Работают с высказыванием | Предметные: осознание учащимися структуры деятельности (цель – средства- действия-результат) | Личностные: умение сотрудничать, отстаивать свое мнение, излагать свои мысли. Метапредметные: Познавательные: Активизация мыслительных процессов (анализ). Регулятивные: Самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи планирование Управление своей познавательной деятельностью. Оценивание мнения одноклассников. Коммуникативные Умение вступать в диалог и участие в коллективном обсуждении проблемы, аргументация своей позиции. |
Изучение нового материала 15 мин Цель: Выявление обучающимися новых знаний. Развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу способа действия с информацией. | Давайте рассмотрим понятие «общение». Попробуйте подобрать ассоциации к слову общение. Что же называют общением? Вспомните виды деятельности. Назовите только тот вид, который подходит к нашей теме урока. Из чего состоит любая деятельность? Давайте рассмотрим понятия «общение». Поработайте в группах с заданием №1 составьте кластер «Общение» Сравните, по эталону правильно ли вы составили кластер? Задает вопрос учащимся. - Из каких источников мы можем узнать, что такое общение? Раздает по группам материал выдержек из словарей и конкретизирует задание. 1 гр. Толковый словарь. 2 гр. Психологический словарь. 3 гр. Философский словарь. делают вывод. Общение – взаимодействие между людьми, в процессе которого происходит обмен информацией, деятельностью и результатами деятельности. - Итак, мы узнали, что такое общение. Давайте познакомимся со способами общения. Поработайте с текстом учебника на стр. 68-69 и назовите способы общения. Дополните кластер. | Называют ассоциации к понятию. Общение это один из видов деятельности. Называют виды деятельности. Деятельность - Потребности – мотива- Цели - средства, - действия – результат Оформляют кластер Проверяют по эталону. Отвечают на вопрос учителя. Можем посмотреть в словарях. В группах знакомятся с определениями понятиями «общение», анализируют, сравнивают с имеющимися ассоциациями и подбирают дополнения к кластеру. Делают вывод. Записывают определение понятия «общение» в тетрадь. Называют способы общения. Речевое (вербальное, словестное, устная и письменная речь). Неречевое (невербальное, мимика, жесты, взгляд, поза, интонация) Дополняют кластер. | Работа с текстом составление кластера Работают с выдержками из словарей Работаю с текстом учебника. | Предметные: Закрепление понятия общение и знакомство с разными способами общения. | Личностные: умение понимать смысл поставленных вопросов; умение сотрудничать; умение организовать, контролировать и оценивать свою деятельность. Метапредметные: Регулятивные умение находить информацию, выделять главное, сравнивать, анализировать, делать выводы. Познавательные: Работа с информацией. Анализируют, обсуждают, фиксируют результаты. Осознанно строят выводы. Коммуникативные: работать в группе, планировать свою деятельность. |
- Ребята, посмотрите на экране изображение картины художника В.Г. Петрова «Охотники на привале» - Какое общение изобразил В.Г. Петров? - Что выражают глаза, жесты и мимика каждого из охотников? - Какие достоинства и недостатки можно отметить у вербального и невербального общения? - Приведите примеры влияния невербального взаимодействия на ход общения. - Как вы понимаете высказывание «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно войско за собой повести» Подводит учащихся к выводу к решению проблемного вопроса. Организует динамическую паузу. 3 мин | Рассматривают картину, отвечают на вопросы. Выделяют достоинства и недостатки, приводят примеры. Анализируют высказывание. Делают выводы, о том, что в общении важно учитывать словестную информацию и вербальную это одно из условий эффективного общения. | Работа с иллюстрацией Работают с высказыванием | Предметные: различать вербальные и невербальные средства общения; | Личностные: осознанием ребенка значимости общения Метапредметные: Регулятивные: умение соотнести свои действия с планируемым результатом. Моделирование решение проблемы. Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата Коммуникативные: Осуществление взаимного контроля. Оценивание правильности выполнения заданий. | |
Ребята, молодцы вы успешно справились с заданиями по способам общения и далее мы обсудим формы общения. Выполняем задание в группах, работаем с текстом распределяем иллюстрации по формам общения. | Работаю в группах, изучают формы общения, распределяют иллюстрации. Записывают формы общения в кластер. | Работа с текстом, с иллюстрацией. | Предметные: знать формы общения | Личностные: развитие навыков речевой деятельности. Метапредметные: Познавательные: Работа с информацией. Анализируют, обсуждают, фиксируют результаты. выделять признаки разных форм общения по тексту и иллюстрациям. Регулятивные: Участие в обсуждении вопросов, формулирование собственного мнения и аргументация его. Коммуникативные: Осуществление взаимного контроля. Оценивание правильности выполнения заданий | |
Закрепление нового материала 15 мин Цель: освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности | Работа в группах. Игра «Передай информацию разными способами» Каждой группе нужно передать полученную информацию предложенным способом в задании. Решение теста | Работают в группах 1 гр. – вербальное общение «Выразительно прочитать стихотворение по ролям» 2 гр. – невербальное общение «Изобразить ситуацию приветствия разными способами» 3 гр. – невербальное общение «Изобразить эмоции» Решают тест. Оценивают, подводят итоги работы в листах самооценки. | Выполняют практическое задание. Решают тест | Предметные: осознание учащимися роли общения в жизни общества и человека | Личностные: Формирование собственных представлений о роли общения в жизни человека. Развитие творческих способностей. Метапредметные: Регулятивные умение систематизировать, обобщать изученное, применять на практике прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, Коммуникативные: Осуществление взаимного контроля. Оценивание правильности выполнения заданий
|
Рефлексия 5 мин Подведение итогов урока. | - Я узнал сегодня на уроке…. - Мне было интересно…. - Справились ли вы с предложенными заданиями …….. - Комфортно вам было работать в группе -У меня вызвало затруднение задание …. - Мне бы хотелось еще узнать о … - Какое настроение было у меня на уроке ……… | Анализируют свою деятельность по достижению цели. | Личностные: Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Метапредметные КоммуникативныеУмение аргументировать свою позицию. Регулятивные Объективная оценка своей деятельности. | ||
Домашнее задание 2 мин | Прочитать параграф, привести собственные примеры каждого средства общения. По желанию составить по изученной теме кроссворд. |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Ф.И.О. | Залогина Татьяна Николаевна, учитель истории и обществознания |
Предмет | Всеобщая история. История Древнего мира |
Класс | 5 |
Тема урока | Нашествие персидских войск |
Тип урока | Комбинированный |
Целевая установка урока, задачи | Образовательные: Обеспечить понимание у учащихся того, что для того, чтобы греки могли окончательно одержать победу над персами им было необходимо было построить флот. Учащиеся должны прийти к пониманию того, бой в Фермопильском ущелье в 480году до н.э., а также Саламинское сражение произошедшее в 480 г до н.э. явились ключевыми сражениями в ходе греко-персидских войн, которые позволили грекам отстоять свою независимость. |
Развивающие: Способствовать развитию у учащихся навыков работы с исторической картой и схемами. Способствовать развитию у учащихся навыков работы с текстом учебника. | |
Воспитательные: Анализируя подвиг 300 спартанцев в бою в Фермопильском ущелье, способствовать формированию у учащихся чувства любви к Родине и уважения к военному подвигу. | |
Планируемые результаты | Личностные: 1) способствовать формированию уважительного отношения к мнению и мировоззрению другого человека. 2) способствовать развитию морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора. |
Метапредметные: 1) Способствовать развитию умений определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы. 2) Способствовать развитию умений организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; 3) Способствовать развитию умений работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. | |
Предметные:
1) Дату Начала похода Ксеркса на Элладу. 2) Имена военачальников, воевавших на стороне Греции и Персии. 3) Ход боя в Фермопильском ущелье. 4) Знать ход Саламинского сражения. Уметь 1) Показывать по исторической карте ход событий Боя в Фермопильском ущелье. 2) Показывать по исторической карте ход событий Саламинского сражения. | |
Основные понятия | Триера |
Ресурсы | Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая; под ред. А.А. Искендерова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 303с Презентация по теме: «Нашествие персидских войск». |
Технология | Проблемно-диалоговая |
Ход урока |
Дидактическая | Содержание и деятельность учителя |
| Планируемые результаты | ||
Личностные | Метапредметные | Предметные | |||
1.Организационный момент Время:1 минута | Приветствует учеников. Проверяет присутствующих в классе | Приветствуют учителя, готовят необходимы к уроку материал. | |||
2. Проверка домашнего задания Время: 7 минут | Раздает карточки с вопросами для учеников. (Образец карточки в конце конспекта ) Вопрос №1 Какие древнегреческие полисы отказались подчиняться персам? Вопрос№2 Как по – греческий называется военачальник? Вопрос№3 Кого народное собрание Древней Греции выбрало на должность военачальника? Вопрос№4 В каком году состоялась марафонская битва? Вопрос№5 Какой город оказал помощь Афинам? Вопрос№6 Чему равна марафонская дистанция Вопрос№7 Как назывался древнегреческий солдат? Вопрос№8 Как были выстроены афиняне в марафонской битве? Вопрос№9 (Вопрос с развернутым ответом) Опишите ход Марафонской битвы | Отвечают на вопросы учителя письменно в тетради, Вопрос№1 Афины и Спарта. Вопрос№2 Стратег Вопрос№3 Мильтиад Вопрос№4 490 год до н.э. Вопрос№5 Платеи Вопрос№6 42км 192м Меняются тетрадями и проверяют друг друга. Вопрос№7 Гоплит Вопрос№8 Фалангой Вопрос№9 Увидев, что часть персов отправилось к Афинам, Мильтиад принял решение атаковать персов. Греи, выстроившись фалангой начали атаку. Персы, забыв о флангах стали атаковать в центре, прошли в глубь фаланги были окружены и разбиты греками. После выполнения задания ученики обмениваются тетрадями и самостоятельно проверяют друг друга и ставят оценки. | Формирование ответственного отношения к выполнению домашнего задания. | Умение грамотно выражать свои мысли в письменной форме | Знать 1) Дату Марафонского сражения 2) Имена военачальников, воевавших на стороне Афин и Персии. 3) Ход Марафонской битвы Уметь 1) Показывать по исторической карте ход событий Марафонского сражения. 2) Отличать греческого война и персидского война |
3.Актуализация (проблемно-мотивационный этап) Время: 3 минуты | Итак, ребята, на предыдущем уроке мы говорили с вами о такой важной битве в истории греко-персидского противостояния как Марафонская битва. Давайте еще раз повторим дату этого события. - Совершенно верно, а кто одержал победу в этом сражении? - Правильно. - А как вы думаете, после такой головокружительной победы над казалось бы непобедимым противником греки теперь могли жить спокойно и не бояться, что на них нападут? - И первая и вторая ваша точка зрения верные. Действительно в Древней Греции не было единого мнения на чет того нужно или не нужно опасаться персов. Однако как мы говорили на предыдущем уроке войны все – таки являлись неотъемлемой частью жизни людей древнего мира, поэтому близилось новое нашествие персидских войск - Итак, ребята, обратите внимание на доску и запишите в тетради тему урока «Нашествие персидских войск». |
Ответ учеников: 490 год до н.э. Ответ учеников: Афиняне Ответ учеников: Возможно два варианта ответа! 1) Да Греки могут быть спокойны, так как победили главного противника 2) Нет, от персов еще исходила опасность и они могли отправиться с требованием реванша. Записывают в тетрадь: 15 февраля Классная работа «Нашествие персидских войск». | Формирование ответственного отношения к предстоящему уроку. Принятие целей урока | Готовность организовывать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками в процессе изучения новой темы. | |
4.Изучение нового материала Время:22 | - Итак, действительно, как мы отмечали ранее в лагере Греков не было единства во мнении по поводу того, стоило опасаться персов или нет. Одним из тех, кто придерживался мнения о том, персов все-таки стоит опасаться был Фемистокл. Обратите внимание на экран, где есть изображение Фемистокла. - Несколько слов скажем об этом человеке. Итак, Фемистокл - афинский государственный деятель, Его главным стремлением было превратить Афины в морскую державу. - Итак, давайте запишем в тетради Одним из тех , кто предостерегал греков от нового нашествия персов был Фемистокл. - В чем видел спасение греков от будущего набега персов Фемистокл? На это вопрос вы мне ответите сами, прочитав второй абзац учебника на странице 165. - Совершенно верно. Давайте запишем себе в тетрадь: Фемистокл видел, спасение Эллады – в создании военного флота. - Собственно говоря греки так и поступили и за короткий срок ими было построено двести триер. Её изображение вы можете видеть на экране. Итак, давайте запишем в тетради: Греческий военный флот состоял из триер. Триера – военный корабль с тремя рядами вёсел. - Паруса на триерах играли вспомогательную роль и во время боя их убирали. Движение триер осуществлялось благодаря согласованных ста восьмидесяти гребцов. триера могла развить скорость до 18 км/ч. На триерах служили афинские бедняки. - Но как вы думаете, Что еще могло препятствовать грекам в борьбе с персами? Для этого давайте вспомним из каких территориальных единиц состояла Древняя Греция? А греческие полиса были единым государством? Тогда отсюда какой мы можем сделать вывод? Каким было второе препятствие для греков в борьбе с персами? - Совершенно верно. Понимая это Фемистоклу удалось благодаря немалым усилиям создать союз из 30 эллинских государств, чтобы вместе обороняться от персов. - Теперь давайте с вами вспомним, кто был правителем Персии, когда состоялась Марафонская битва? - Совершенно верно. Итак, после смерти Дария первого к власти в Персии пришел его сын Ксеркс. Обратите внимание на экран, где имеется его изображения и запишите в тетрадь: после смерти Дария Первого царем Персии стал его сын Ксеркс. - Несколько слов скажем об этом правители. Итак, Ксеркс - правил в 486—465 годах до н. э. Согласно античным преданиям, Ксеркс был вял, недалёк, бесхарактерен, легко подчинялся чужому влиянию, но отличался самоуверенностью и тщеславием. - Итак, в 480 году до н.э. Ксеркс повел свои войска на Элладу. Обратите внимание на доску, где записана эта дата. Давайте запишем в тетрадь следующую информацию. В 480 году до н.э. Ксеркс повел свои войска на Элладу. - Поскольку только узкий продлив отделял Европу от Азии, то Ксеркс приказал построить мост, соединяющий оба берега. Но первый мост снесла буря, после чего Ксеркс приказал высечь море, а по второму мосту персы переправлялись в течении 7 дней. - Одним из знаковых событий времен греко- персидского противостояния является бой в Фермопильском ущелье. Давайте запишем себе в тетрадь: Одним из знаковых событий времен греко- персидского противостояния является бой в Фермопильском ущелье, который состоялся в сентябре 480 года до н.э. - Теперь посмотрите на доску, где изображена карта на которой мы можем увидеть путь персов в фермопильское ущелье. Для удобства откройте учебник на странице 166, где изображена схема этого сражения. - В Фермопильском ущелье персов встретило объединенное греческое войско под командованием спартаковского царя Леонида. Давайте запишем в тетрадь: В Фермопильском ущелье персов встретило объединенное греческое войско под командованием спартаковского царя Леонида, на экране вы можете увидеть его изображение. - Когда к Фермопилам подошли основные силы персов , Ксеркс послал их в лобовую атаку, но обратить греков в бегство не удалось. Персы несли серьезные потери. Все попытки персов овладеть ущельем ни к чему не привели. Тогда к Ксерксу пришел местный житель, готовый за награду показать обходной путь в ущклье персам. Ксеркс воспользовался этим и отправил свои войска в тыл к врагам. Ребята, как вы считаете правильно ли поступил местный житель по отношению к остальным грекам? Однако разведчики эллинов заметили надвигающийся персидский отряд. Тогда Леонид решается на отчаянный шаг. он приказал всем отступать , а сам вместе с 300 спартанцами остался в ущелье, совершив тем самым подвиг, оставшейся в веках. В схватках герои проявили величайшую доблесть и бились до тех пор, пока не погибли все до единого. - Овладев Фермопильским ущельем Ксеркс двинулся дальше вглубь Греции, грабя ее территории и приближаясь к Афинам. Следующим важным событием, о которым мы будем с вами сегодня говорить будет Саламинское сражение. Это морское сражение времен греко-персидского противостояния, которое произошло в 480 году до н.э. Давайте запишем в тетрадь: в 480 году до н.э. состоялось Саламинское сражение. - Прежде чем мы с вами будем говорить о ходе Саламинского сражения откройте страницу 167 учебника, прочитайте расположенный на нем документ и ответьте на вопрос в чем заключалась хитрость Фемистокла накануне Саламинской битвы? - Совершенно верно. По решению Народного собрания жители прибрежных городов стали покидать свои дома. Персы вошли в Афины и стали разрушать город. Греки долгое время спорили стоит ли давать сражение при Саламине, но на рассвете увидели, что выходы из пролива перекрыты персидским флотом и сражение оказалось неизбежным. За его ходом с высокого берега Аттики наблюдал Ксеркс. Обратите внимание на карту, изображенную на доске и найдите на ней расположение трона Ксеркса и аттику, для удобства мы можете открыть учебник на странице 168, где изображена схема Саламинского сражения , там также можете увидеть эти объекты. Ребята, как вы думаете у кого было превосходство в численности кораблей у греков или у персов? - Совершенно верно. И этот факт заставил уверовать персов в свою победу в Саламинском сражении. Однако поднялся сильный ветер, он раскачивал высокопалубные корабли персов, греки нанесли первые удары персам. - Сейчас мы посмотрим с вами видеоролик, в который посвящён Саламинскому сражению, после чего вы будете должны мне ответить на вопрос: Каково было отличие кораблей греков, от кораблей персов и как это отличие повлияло на ход битвы? Саламинская битва стала переломным событием в ходе греко-персидского противостояния и вынудило Ксеркса покинуть Греции. Итогом греко- персидских войн стало то, что грекам удалось отстоять свою независимость. | Записывают в тетради: Одним из тех , кто предостерегал греков от нового нашествия персов был Фемистокл. Читают учебник и отвечают на вопрос учителя: Фемистокл считал, что спасение Эллады – в создании военного флота. Записывают в тетрадь: Фемистокл видел, спасение Эллады – в создании военного флота. Записывают в тетрадь: Греческий военный флот состоял из триер. Триера – военный корабль с тремя рядами вёсел. Ответ учеников: Из полисов Ответ учеников: нет Ответ учеников: Отсутствие единства Ответ учеников: Дарий Первый Записывают в тетрадь: После смерти Дария Первого царем Персии стал его сын Ксеркс.
Записывают в тетради: В 480 году до н.э. Ксеркс повел свои войска на Элладу.
Записывают в тетрадь: Одним из знаковых событий времен греко- персидского противостояния является бой в Фермопильском ущелье, который состоялся в сентябре 480 года до н.э.
Открывают учебник на странице166 и прослеживают путь персов в Фермопильское ущелье. Записывают в тетрадь: В Фермопильском ущелье персов встретило объединенное греческое войско под командованием спартаковского царя Леонида. . Ответ учеников: Нет, так как это предательство. Записывают в тетрадь: 480 год до н.э. Состоялось Саламинское сражение. Читают учебник на странице 167 отвечают на вопрос: Фемистокл отправил раба в лагерь персов с вестью о том, что греки собираются бежать и что тому необходимо дать сражение в Саламинском проливе. Хитрость Фемистокла сработала и сражение оказалось неизбежным. Находят на карте: Аттику и расположение трона Ксеркса. Ответ учеников: У персов. Смотрят видеоролик и отвечают на вопрос: Поднялся сильный ветер, который был не опасен для низких плоскодонных греческий кораблей, персидские корабли наоборот были высокими и тяжелыми, поэтому персы могли использовать только часть своих кораблей, что и повлияло на исход битвы. | Критическая оценка получаемой информации | Используя материалы учебника, умение работать с исторической картой.
| Знать 1) Дату Начала похода Ксеркса на Элладу. 2) Имена военачальников, воевавших на стороне Греции и Персии. 3) Ход боя в Фермопильском ущелье. 4) Знать ход Саламинского сражения. Уметь 1) Показывать по исторической карте ход событий Боя в Фермопильском ущелье. 2) Показывать по исторической карте ход событий Саламинского сражения. |
5. Закрепление нового материала Время: -7 минут | - Итак, ребята, сегодня мы говорили с вами о походе персов на Греков, который состоялся в 480 году до н.э. Давайте проверим, как вы усвоили новый материал. Сейчас вам предстоит заполнить таблицу, в которой отражены основные моменты новой темы. Вам необходимо будет записать недостающие элементы в таблицу. (Образец таблице в конце конспекта ). | Заполняют таблицу: 1) 480год до н..э. 2) Фемистокл, Ксеркс 3) 480год до н..э. 4) Бой в Фермопильском ущелье 5) Саламинское сражение | Обобщение полученного материала | Умение представлять свои мысли в письменной форме | |
Инструктаж по выполнению домашнего задания 6. Время:3 минуты | Учитель записывает на доске домашнее задание § 35- читать, пересказывать. Читать и письменно отвечать на вопросы после параграфа. | Записывают в дневник домашнее задание §35- читать, пересказывать. Читать и письменно отвечать на вопросы после параграфа. | Формирование ответственного отношения к учению | Умение работать с текстом параграфа, выделять в нем основную мысль. | |
7. Подведение итогов урока Время:2 минуты | - Итак, ребята, сегодня мы изучили одно из важнейших военных событий в истории Древней Греции Все ли вам понятно в этой теме? Благодарю вас за работу прошу подать дневник для оценок. | Ученики задают вопросы (Если имеются). Подают дневник для оценки. | Умение оценивать свою деятельность, определять причины успеха или не успеха | Понимание значения знания | Умение применять исторические знание для осмысления сущности современных общественных явлений |
Образец Карточки
1) Какие древнегреческие полисы отказались подчиняться персам?
2) Как по – греческий называется военачальник?
3) Кого народное собрание Древней Греции выбрало на должность военачальника?
4) В каком году состоялась марафонская битва?
5) Какой город оказал помощь Афинам?
6) Чему равна марафонская дистанция
7) Как назывался древнегреческий солдат?
8) Как были выстроены афиняне в марафонской битве?
9) (Вопрос с развернутым ответом)
Опишите ход Марафонской битвы
Образец таблицы
Дата | События | Личности |
1) | Вторжение персов в Элладу | 2) |
3) | 4) | Царь Леонид |
480год до н.э. | 5) | Ксеркс |
Образец заполненной таблицы
Дата | События | Личности |
1) 480 год до н.э. | Вторжение персов в Элладу | 2) Фемистокл, Ксеркс |
3) 480 год до н.э. | 4) Бой Фермопильском ущелье | Царь Леонид |
480год до н.э. | 5) Саламинское сражение | Ксеркс |
Предварительный просмотр:
6 класс, история России. Тема «Образование Древнерусского государства»
учитель истории и обществознания Залогина Т.Н.
Тип урока | Комбинированный | ||
Цель урока | Задачи уроков: рассмотреть предпосылки складывания государства у славян; охарактеризовать степень участия варягов в создании государства и систему управления | ||
Образовательные | 1) Учебник «История России с древнейших времён до конца XVI в. 6 класс» И.Л. Андреева, И.Н. Фёдорова – М.: Дрофа, 2016 2) Е. В. СимоноваМетодическое пособиек учебнику И. Л. Андреева, И. Н. Федорова «История России с древнейших времён до конца XVI в. 6 класс» – М.: Дрофа, 2016 | ||
План урока |
| ||
Личностно значимая проблема | Первые русские князья были завоевателями или хозяевами Русской земли? | ||
Методы и формы | Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная | ||
Основные понятия | Дань, полюдье, погосты, уроки, реформа, капище | ||
Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |
Научатся: характеризовать свои потребности и способности; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения. Учить делать сложные обобщения, давать характеристику историческому деятелю. формирование ИКТ компетентности: работать с материалами Интернета. | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами.Познакомить с деятельностью первых русских князей. совершенствование учебно-познавательных компетентностей учащихся; формирование опыта творческой, проектной деятельности Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Развитие коммуникативных способностей учащихся Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия. Развитие умения анализировать и систематизировать материал, работать с информацией | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока | Время | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Универсальные учебные действия (УУД) | Формы контроля |
I. Мотивация к учеб- ной деятельности | 2 | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | - Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. - Ребята посмотрите на карту. Определите, о какой территории сегодня пойдет речь на уроке? -Прочтите текст на стр. 38. Какова главная мысль текста? /Отвечают/ Скажите, какая будет тема сегодняшнего урока?/ Откройте тетради запишите тему урока «Образование Древнерусского государства» | Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока, задачи УУД и пытаются самостоятельно их формулировать | Фронтальная работа | Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения | |
II. Актуализация знаний | 7 | Беседа по вопросам по карте | Карточка 1. Покажите на карте и расскажите о развитии Хазарского каганата. Какое влияние хазары оказали на славян? Карточка 2. Покажите на карте и расскажите о развитии государства Волжской Вулгарии. Как складывались взаимоотношения между славянами и булгарами? Карточка 3. Покажите на карте и охарактеризуйте уровень развития Византии к IX в. Какое влияние на славянские племена оказывало соседство с Восточной Римской империей? | Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение Ученики заполняют таблицу | Фронтальная работа | Познавательные:используют общие приёмы решения познавательных задач; ориентируются в разнообразии способов их решения. Коммуникативные:высказывают собственное мнение;слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания | 1. Устные ответы. |
III. Изучение нового материала 1.Первые князья. | 22 | Работа с учебником с. 39-40 | Вопросы и задание: 1. При каких обстоятельствах норманны (варяги) появились на территории, которую занимали славянские племена? 2. Покажите на карте территорию, где появились варяги. 3. Кого стали называть русами? Как называли варяжских вождей? (Термин «конунг» (князь) учащиеся записывают в тетрадь.) 4. С какой целью славянские племена приглашали варяжских князей? Далее учитель знакомит учащихся с сюжетом призвания Рюрика в Новгород, предлагает прочитать документ и ответить на вопросы. Далее учитель знакомит учащихся с сюжетом призвания Рюрика в Новгород, предлагает прочитать документ.с. 48 и ответить на вопросы Вопросы и задание: 1. Как складывались отношения между варягами и славянскими племенами в начале IX в.? 2. С какой целью славяне позвали варягов в свои земли? 3. Покажите на карте города и племена, куда пришли править варяги. 4. Как вы думаете, почему летописец называет варяг «находниками»? | самостоятельная работа учащихся с текстом учебника или с текстом документа. Заполняют таблицу Изучение исторических личностей: Рюрик, Олег, Ольга, Святослав Кратко записывают основные направления политического курса князя Отвечают на вопросы Устная работа с историческим документом: чтение, ответы на вопросы к документу. | 1. Индивидуальная работа. 4. Индивидуальная работа. . | Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания Регулятивные: совместно Познавательные: извлекают необходимую информацию Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | 1. Устные ответы. 2. Устные ответы. 3. Устные ответы. |
2. Объединение земель восточных славян. | 1. Рассказ учителя. 2. Заполнение таблицы | Учитель знакомит учащихся с сюжетом объединения Новгорода с подвластными ему землями и Киева Олегом в 882 г. Дату учащиеся записывают в тетрадь. Работа с док-м 2 с. 49, Вопрос: зачем и почему Олег убил Аскольда и Дира? Учитель характеризует внутреннюю и внешнюю политику Олега. Учащиеся составляют таблицу с. 42-43., опора на иллюстрацию с. 43 | Изучение исторических личностей: Олег, Аскольд, Дир. Кратко записывают основные направления политического курса князя Отвечают на вопросы Устная работа с историческим документом: чтение, ответы на вопросы к документу. | Индивидуальная работа | Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания Регулятивные: совместно Познавательные: извлекают необходимую информацию Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | 1. Устные ответы. | |
3. Первые законы Древнерусского государства | 1. Рассказ учителя. 2. Заполне-ние таблицы | Продолжение заполнения таблицы с. 43-44, термины: ДАНЬ, ПОЛЮДЬЕ, работа с док-м с. 50 | Изучение исторических личностей: Игорь, Ольга. Кратко записывают основные направления политического курса князя Отвечают на вопросы Устная работа с историческим документом: чтение, ответы на вопросы к документу. | Индивидуальная работа | Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания Регулятивные: совместно с учителем обнаруживаюти формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока. Познавательные: извлекают необходимую информацию Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | 1. Устные ответы. | |
Первичное закрепление | 5 | Поиск ответа на вопрос | Ответы на вопросы и выполнение задания: 1. Каким образом произошло объединение Новгорода и Киева под властью Олега? 2. Покажите на карте земли славянских союзов, которые Олег освободил от хазарской зависимости. 3. Каким образом было организовано управление в Древнерусском государстве?
| Фронтальная работа | |||
У2. 3. Первые законы Древнерусского государства | 7 | 1. Работа с видеоуроком или рассказ учителя с опорой на учебник 2. Заполне-ние таблицы | После гибели Игоря его жена Ольга жестоко отомстила древлянам. Учащимся предлагается познакомиться с отрывком из летописи. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, по окончании которой им предлагается ответить на вопрос и выполнить задание: 1. Охарактеризуйте внутреннюю политику Ольги. 2. С какой целью были введены уроки и погосты? | Изучение исторических личностей: Игорь, Ольга, Святослав. Кратко записывают основные направления политического курса князя. Отвечают на вопросы. Устная работа с историческим документом: чтение, ответы на вопросы к документу. | Индивидуальная работа | Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания Регулятивные: совместно с учителем обнаруживаюти формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока. Познавательные: извлекают необходимую информацию Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | |
4. Укрепление международного положения Руси. | 10 | 1. Работа с видеоуроком или рассказ учителя с опорой на учебник 2. Заполне-ние таблицы | Учитель, используя карту и иллюстрации, характеризует внутреннюю и внешнюю политику Святослава. Учащиеся заполняют таблицу. По-разному мать и сын понимали свои обязанности правителей государства. Если княгиня Ольга была озабочена сбережением своего княжества, то князь Святослав искал славу в дальних воинских походах, практически не заботясь о собственном государстве. Летопись повествует о Святославе как об истинном воине. Ночевал не в шатре, а на конской попоне, с седлом в головах. В походах не возил с собой ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или говядину, или же мясо диких зверей, жарил на углях и так ел. Сильными и выносливыми были его воины. Святослав не боялся своих противников. Когда выходил он в поход, то всегда посылал противнику предупреждение: «Хочу идти на вас». Смелый полководец, Святослав своими действиями не способствовал укреплению государства. Более того, он вообще захотел обосноваться в городе Переяславце на Дунае и сделать его своей столицей. И киевляне видели это нежелание Святослава заботиться о своем государстве. В 968 г., когда Киев осадили печенеги, а Святослав находился в очередном походе, киевляне отправили князю послание с укором: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул... Неужели не жаль тебе своей отчины?» В 970 г. перед походом в Дунайскую Болгарию Святослав разделил между сыновьями древнерусские земли: Ярополку достался Киев, Олегу — Древлянская земля, а Владимиру — Новгород. Этот факт ученые расценивают как формирование политических основ для последующего раздробления государства, так как после 970 г. на месте относительно единого государства фактически возникли три княжества во главе с тремя сыновьями Святослава | Инди-виду-альная работа | |||
5. Языческие боги славян и первые русские князья. | 10 | Ответы на вопросы, чтение учебника | Славяне были язычниками. Вопрос: что вы понимаете под этим понятием? Определение учащиеся записывают в тетрадь. Учитель расширяет информацию учебника, рассказывает о славянских божествах. Работа по учебнику с. 46-47, вопрос с. 47 | Изучение исторических личностей: Ярополк, Владимир Святославич. Кратко записывают основные направления реформы князя. Отвечают на вопросы, рассматривают иллюстрацию с.46. Устная работа учебником: чтение, ответы на вопросы к иллюстрации. | Индивидуальная работа | Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания Регулятивные: совместно с учителем обнаруживаюти формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока. Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о личности человека. Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | 12 | Обобщение полученных сведений | Закрепление материала
(При наличии времени на уроке, можно перенести на следующий) Проводит беседу по вопросам: «Древо познания» - Кто и в связи с чем сказал эти слова: «Как повадится волк к овцам, то перетаскает все стадо, если не убить его» (1 б) - Кто и в связи с чем сказал эти слова: «Иду на Вы!» (1 б) - Как погиб князь Игорь? (1 б) - Какому князю посвятил А.С.Пушкин свою поэму? (1 б) - Какие изменения внесла княгиня Ольга в управление Древнерусским государством? В чем их значение? (3 б) - Что общего было в деятельности первых русских князей? (3 б) - Чем отличалось правление Святослава от деятельности других князей? (2 б) - Что такое полюдье? (1 б) - Кто и в связи с чем сказал эти слова: «Князь! Ты ищешь чужих земель, а своей родной пренебрегаешь» (1 б) - Что такое погост? (1 б) - Покажите на карте направление походов Святослава и опишите их словами. (3 б) | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Индивидуальная работа | Познавательные:самостоятельно осуществляют поиск нужной информации Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Устные ответы |
Оценивание учащихся за работу на уроке | |||||||
VI. Итоги урока. Рефлексия | 5 | Беседа | Что мы изучали сегодня на уроке? Какие вопросы вызвали у вас затруднения? Каким образом вы их преодолели? Что в новом материале вас заинтересовало? -Как вы оцениваете свою работу | Отвечают на вопросы, оценивают свою работу на уроке, эмоциональное состояние | Фронтальная | Личностные: следуют в поведении моральным нормам. Регулятивные: прогнозируют результаты усвоения изучаемого материала, оценивают своесостояние. | Оценивание работы учащихся на уроке |
Домашнее задание | 2 | § 4. | Конкретизирует домашнее задание: подготовить индивидуальные сообщения. Домашнее задание: § 4—5, вопросы и задания. Дополнительное задание: подготовить сообщение о взаимоотношениях Руси и Византии в X в. | Записывают | Индивидуальная работа |
Приложение 1
Таблица «Внутренняя и внешняя политика первых князей Древнерусского государства»
Князья и годы правления | Внешняя политика (оборона, походы, договоры) | Внутренняя политика (реформы и преобразования) |
Олег (879—912) | Походы на Византию: 907 г. — получили богатую дань с византийцев; 911г. — подписали с Византией первый мирный договор. Походы на хазар | Усилил обороноспособность (построены новые укрепления); установил общие для всех территорий налоги; укреплял города; присоединил новые земли: древлян (883), днепровских северян(884) и радимичей (885), освободив их от дани хазарам |
Игорь (912—945) | Совершил военный поход на хазар в 91 3 г. (неудачно — почти вся дружина князя была уничтожена). Впервые возникла угроза со стороны печенегов. В 915 г. удалось заключить союз с печенегами, которые в последующие пять лет не совершали набегов на русские земли. 941 г. — совершил неудачный поход на Царь- | Подавил сопротивление древлян, отказавшихся платить дань после смерти Олега. В ходе полюдья 945 г. был убит древлянами за попытку собрать больший размер дани |
Ольга (945—957) | Укрепляла международное положение Киевской Руси: установлены мирные отношения с Византией (приняла христианство); произведен обмен посольствами с германским императором Оттоном 1 | Жестоко подавила восстание древлян, продемонстрировав власть. Провела первую налоговую реформу: ввела фиксированный размер дани (уроки) и определила места сбора дани (погосты). Создавала становища в Древлянской земле, обеспечивающие безопасность |
Святослав (957—972) | Расширял границыгосударства: с 964 г. — совершил ряд походов на Оку, в Поволжье, на Северный Кавказ и Балканы, освободил славянские племена от дани хазарам. 965 г. — разгромил Хазарский каганат. 968 г. — по просьбе византийского императора воевал с Дунайской Болгарией и захватил ряд городов. 970—971 гг. — война с Болгарией и Византией. Возвращаясь из похода в Киев в 972 г., был встречен печенегами и убит в неравном бою | Пытался укрепитьвеликокняжескуювласть, заменяя местных управляющих своими сыновьями |
Оценочный лист ученика класса __________________
+ могу\ знаю +\- сомневаюсь - не могу\ не знаю
№п\п | Критерии | Сам | Учитель |
1 | Знаю тему урока | ||
2 | Знаю цель урока | ||
3 | Знаю план достижения цели | ||
4 | Могу работать по плану | ||
5 | Могу хорошо читать текст | ||
6 | Умею отвечать на вопросы по тексту | ||
7 | Сам могу составить вопрос к тексту | ||
8 | Умею работать в группе | ||
9 | Могу доказать свои высказывания | ||
10 | Могу оценить свою работу на уроке | ||
11 | Могу оценить работу своих товарищей | ||
12 | Могу сказать что урок прошел с пользой |
Лист рефлексии
- Удалось ли вам выделить новую информацию, представленную в методической разработке технологической карты урока? Да удалось.
- Какие новые способы работы Вы освоили в ходе практической части занятия?
- Удалось ли Вам достичь выбранных (поставленных) целей. /Да/
- Все ли выделенные действия по достижению целей Вы выполнили? /Да/
Предварительный просмотр:
Методическая разработка технологической карты урока по курсу истории
Схема конспекта урока
(ФИО) Залогина Татьяна Николаевна
Предмет История
Класс 6
Тема: «Древнейшие люди на территории Восточно-Европейской равнине»
Тип урока: урок новых знаний
Этапы урока | УУД | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Организационный момент и мотивационный этап | Познавательные общеучебные, коммуникативные Регулятивные целеполагания, планирования | - Приветствуют учителя, готовятся к уроку - /Работа с картой/ Восточно – Европейская равнина. -Древнейшего человека. Формулируют тему урока. /Записывают в тетрадь/ «Древнейшие люди на Восточно – Европейской равнине» /Ставят цели на урок/ -Узнать, как происходило освоение Древнейших людей на Восточно – Европейской равнины. - Охарактеризовать данный период. - Определить занятия древнейшего человека. - Работа с текстом учебника. Проблемный вопрос урока: «Можно ли говорить о том, что главным воспитателем древнего человека была природа, именно она превратила его в борца, первооткрывателя и изобретателя?» | - Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. - Ребята посмотрите на карту. Определите, о какой территории сегодня пойдет речь на уроке? - Посмотрите на иллюстрацию кого вы видите? /Отвечают/ Скажите, какая будет тема сегодняшнего урока?/ Откройте тетради запишите тему урока «Древнейшие люди на Восточно – Европейской равнине» - Давайте поставим цели на урок. Что мы узнаем, изучая данную тему. Откройте 10 стр. учебника. Определите проблемный вопрос урока. | |
Изучение нового учебного материала. | Познавательные, регулятивные, коммуникативные | - Период называется Каменный век. - Каменный век делится на три периода палеолит /древний каменный век/, мезолит /средний каменный век/, неолит /новый каменный век/. - Потому что орудия труда делали из камня. /Работа в группах/ Первая группа работает над палеолитом стр.11; Вторая работает над мезолитом стр.13; Третья работает над неолитом стр.13-14. - Группы озвучивают результаты работы. /По мере ответов заполняется кластер. Кластер: Каменный век - Да. Мы дали характеристику Каменному периоду. - /Работа с лентой времени/ Даты:
- Неолитическая революция. / Работа с определением, запись в тетрадь./ /Работа в группах/ Первая группа стр 14 (об изменениях в отношениях); Вторая группа стр 15 первый абзац (о железном веке и новых изделиях из железа); Третья группа стр 15 второй абзац (о способах земледелия). Ответы: 1 гр: - Началось отделение земледельческих племен от скотоводческих. /Земледельцы нуждались в продуктах производимых скотоводами, а они нуждались в земледельческих продуктах/ 2 гр.: - Железо заменило камень. /Железный век 1 тысячелетие до н.э./ Оружие: мечи, наконечники копий, стрел. Орудия труда: ножи, шилья, топоры, наконечники для сох и плугов. 3 гр.: Способы земледелия / Земледелие – подсечно-огневой. Способ перелог – поле забрасываемое на несколько лет для плодородия почвы./ | Слово учителя: Этот период получил название по основному материалу, из которого изготовлялись орудия труда. Уже тогда появились разные способы обработки камня и кости, зародились первые религиозные представления. О каком периоде идет речь? - Давайте вспомним из истории Древнего мира, на какие три периода делится каменный век? - Почему этот период назвали каменным веком, а не костяным? - Ребята, мы сегодня будем работать в группах. Задания для групп: Нужно составить кластер «Каменный век», выделить три основных периода и их особенности и дату. - Ребята мы ответили на одну из поставленных целей урока? - Давайте начертим вместе с вами ленту времени и отметим на ней те даты, о которых мы уже сказали. - Ребята третьей группы, вы сказали, что человек перешел от присваивающего хозяйства к производящему, а как называется это явление? Ответ учеников: «неолитическая революция». - С появлением земледелия и скотоводства жизнь людей кардинально изменилась, а вот как это произошло давайте разберемся вместе (работа в группах) - Запишите новую дату на ленте времени. 1 тысячелетие до н.э. - Запись в тетрадь способы земледелия. - Какие были основные занятия? | |
Закрепление учебного материала | Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные | - Ответы учеников. Решение мини – теста /Взаимопроверка по эталону/
А. 100 тыс.лет назад Б. 10 тыс.лет назад В. 40 тыс.лет назад
_________________________________________
на территории нашей страны?_______________
при производящем хозяйстве _______________________________________ | - А теперь давайте ответим на поставленный в начале урока проблемный вопрос: Можно ли говорить о том, что главным воспитателем древнего человека была природа, именно она превратила его в борца, первооткрывателя и изобретателя? - Достигли мы поставленных целей в начале урока? Что мы узнали? - Давайте проверим наши знания, решим тест. | |
Домашнее задание | Познавательные регулятивные, коммуникативные | Записывают домашнее задание по выбору. | Домашнее задание: Параграф 1, работа с историческим документом стр. 16,17 ответить на вопросы № 1,2. Сочинение «Как изменилась жизнь древних людей» | |
Рефлексия | Регулятивные саморегуляции, коммуникативные |
Приложение №1
Оценочный лист ученика класса __________________
+ могу\ знаю +\- сомневаюсь - не могу\ не знаю
№п\п | Критерии | Сам | Учитель |
1 | Знаю тему урока | ||
2 | Знаю цель урока | ||
3 | Знаю план достижения цели | ||
4 | Могу работать по плану | ||
5 | Могу хорошо читать текст | ||
6 | Умею отвечать на вопросы по тексту | ||
7 | Сам могу составить вопрос к тексту | ||
8 | Умею работать в группе | ||
9 | Могу доказать свои высказывания | ||
10 | Могу оценить свою работу на уроке | ||
11 | Могу оценить работу своих товарищей | ||
12 | Могу сказать что урок прошел с пользой |
Лист рефлексии
- Удалось ли вам выделить новую информацию, представленную в методической разработке технологической карты урока? Да удалось.
- Какие новые способы работы Вы освоили в ходе практической части занятия?
- Удалось ли Вам достичь выбранных (поставленных) целей. /Да/
- Все ли выделенные действия по достижению целей Вы выполнили? /Да/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
интегрированный урок по истории и обществознанию в 9 классе " Война и право"
МОУ Кадетская школа-интернат Мензелинского муниципаольного района РТ ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК Обществоведение и история 9 класс ...
интегрированный урок по истории и обществознанию в 9 классе Война и право
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК Обществоведение и история 9 класс...
План-конспект проведения интегрированного урока. Предмет: история и обществознание 8 класс. Тема урока: «Подвиг бескорыстной любви». (В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ "ВОСТАНИЕ ДЕКАБРИСТОВ)
План-конспект проведения интегрированного урока. Предмет: история и обществознание 8 класс. Тема урока: «Подвиг бескорыстной любви» Продолжительность урока: 40 мин.Урок:интегрированнный,по хара...
открытые уроки по истории и обществознанию
открытые уроки по истории и обществознанию можно использовать на предметных неделях, составлены с использованием ИКТ...
Презентация к интегрированному уроку по истории и обществознанию: "Психологический климат в современных российских семьях"
Презентация подготовлена к интегрированному уроку, разработанному для 8-го класса средней общеобразовательной школы....
план интегрированного урока по истории и обществознанию в 11 классе "Россия: Восток или Запад?"
Ценность урока в интегрированности двух сложных тем в курсе истории "Постсоветская Россия и ее место в мире" и по обществознанию "Место России в сообществе мировых цивилизаций". Постаралась сделать ур...
Интегрированный урок по истории и обществознанию в 9 классе
Тема: «Глобальные проблемы современности»Цель урока: Обобщить знания о глобальных проблемах современного мира, определить причины появления проблем и пути их решения.Задачи урока:- поднять учащихся на...