Доклад на РМО "Развитие творческих способностей учащихся на уроках ОДНКНР"
статья (5 класс)

Среди основополагающих умений и качеств, которыми должен обладать человек 21века: творчество и любознательность, способность к саморазвитию, критическое и системное мышление, умение работать с информацией и медиасредствами, способность работать в команде, быть лидером.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_rmo.docx25.76 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ гимназия №1 г.Миллерово

Доклад на тему: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках ОДНКНР»

Подготовила:  Илющихина Е.В.

                                            учитель музыки и ОДНКНР

2023-2024 уч.год.

       «Ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких трепетных звуках, в сказках, в игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям через неповторимое творчество - верная дорога к сердцу ребёнка».     В.А.Сухомлинский.

      Творчество-самый мощный импульс в развитии ребёнка. Гениальность живёт в каждом человеке, в каждом есть индивидуальное своеобразие. Людей не интересных в мире нет.

    Среди основополагающих умений и качеств, которыми должен обладать человек 21века: творчество и любознательность, способность к саморазвитию, критическое и системное мышление, умение работать с информацией и медиасредствами, способность работать в команде, быть лидером.

      В соответствии с требованиями, во главу образования ставится личность ученика, её саморазвитие и самосовершенствование. Основная цель образования: научить ученика учиться. Учитель формирует и развивает у ученика способность к самостоятельному управлению собственной деятельностью.

     Задача учителя состоит не только в том, чтобы дать учащимся как можно более глубокие знания по предмету, но и развить творческие способности каждого ребёнка. То есть раскрыть в детях качества, лежащие в основе творческого мышления, сформировать умение управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций.      

      На уроке отражается вся система взаимодействия учителя и ученика. Когда мы видим одарённость наших детей, стремимся развивать их креативность и наращивать их интеллектуальный потенциал, то начинается процесс сотворчества, который открывает новые перспективы и для нас, как педагогов.

 Развитие творческих способностей учащихся на уроках ОДНКНР позволяет:

- более интересно и насыщенно проводить уроки;

- активизировать читательскую деятельность учащихся;

- формировать нравственные качества современной личности, способной к самообразованию, самореализации и к мобильной адаптации в меняющихся условиях современности.

 При выполнении творческих работ учащимися,   возрастает качество процесса обучения, так как в работу включаются несколько органов чувств учащихся (слух, зрение, ощущение).

- значительно успешно происходит воздействие на эмоциональную сферу учащихся, удаётся задействовать, непроизвольную память, которая является залогом прочных знаний.

- связь урока с современностью позволяет заинтересовать учащихся и получить реальный результат.

     Предмет ОДНКНР -  более  всего  расположен  к  нетрадиционным  формам: уроки-экскурсии, конкурсы и викторины, уроки - круглые столы,  праздники, уроки-выставки и презентации.

           Он способствует развитию  навыков  общественной  жизни,  коллективной деятельности учащихся. Задача учителя – создать условия для возникновения интереса к знанию культуры  народов России, познавательной  и  творческой  деятельности, научить  школьников  видеть  и понимать объекты, явления, научить их вести посильную исследовательскую работу (наблюдения, поиск, опыты), собирать материалы, классифицировать, сопоставлять  их;  пользоваться  различными  источниками  информации.

         

      Как  же  организовать  обучение,  направленное  на  развитие  творческих способностей?

Прежде  всего,  надо обратить  внимание  на  принципы  обучения, способствующие развитию творческих способностей:

- принцип доступности;

- принцип систематичности и последовательности в обучении;

- принцип  оптимального  сочетания  словесных,  наглядных  и  практических методов обучения;

- принцип  единства  и  оптимального  сочетания  общеклассных, групповых и индивидуальных форм обучения.

     

          Большую роль играет проектная деятельность. Метод проектов уникален, так как ориентирован на достижение целей самих учащихся. Он эффективен, так как его структура естественным образом совпадает со структурой учебной деятельности, и направлен на получение практического результата. Его можно применять в урочной и внеурочной деятельности. Темы проектов могут быть различны: «Россия – Родина моя», «Моя малая родина», «Моё генеалогическое древо», «Герб моей семьи», «Добро и зло в русских народных сказках», «Обычаи моего народа» и т.д.

      Для  каждого  ребенка  всегда найдется  проект  по силам: кто-то умеет сочинять, кто-то прекрасно рисовать, у кого-то отлично развиты память и воображение, кто-то быстро осваивает работу с программами за компьютером, кто-то делает замечательные поделки своими руками. Поэтому здесь не может быть неуспевающих – в процесс обучения заложена «ситуация успеха». Такая деятельность нравится детям, они начинают самостоятельно отслеживать свои успехи в развитии, у них формируется чувство собственного достоинства.

     

        Я советую, при организации  работы  по  развитию  творческих  способностей  учащихся на уроках ОДНКНР:

-  как можно больше игровых моментов и групповых форм работы;

-  как можно меньше письменных заданий;

-  как можно больше наглядных материалов;

-  задания   по  рисованию,  творческие  работы, тематические выставки;

-  создавать ситуацию успеха, поощрения; не подавлять инициативу детей в угоду дисциплине.

     

           Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя. Хочу предложить вашему вниманию несколько вариантов работы на уроке, которые помогают развитию творческих способностей у детей.

             

          Ассоциирование - это такая связь между двумя или более явлениями (предметами, ощущениями, идеями, словами и т.п.) при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого. Так, например, когда вы видите идущего с лыжами человека — вы вспоминаете о зиме (иными словами, лыжи ассоциируются с зимой), а когда вас спросят, с чем у вас связано лето, вы, скорее всего, скажете, что с солнцем. И, тем не менее, ассоциации у разных людей очень отличаются друг от друга. На уроках даю такие задания:

Напиши слова  -  ассоциации, которые сразу же приходят в голову, как только ты произносишь слово НАРОД, РОДИНА.

         Собери  пословицы  и  поговорки  (например, о  Родине.  Вспомни,  какие  ты  знаешь,  и запиши их).

Всякому мила                                  там и пригодится.

Родная сторона – мать,                   родина – малина.

Где кто родился,                              и в горсти мила.

Чужбина – калина,                          чужая – мачеха.

Своя земля и                                    своя сторона.

        Кто быстрее:   (дети становятся в конец класса, задаётся тема на которую дети называют пословицы и поговорки, за каждую названную пословицу – делают шаг вперёд или, например, назвать былинных героев, русских фольклорных персонажей, народы РФ, духовно-нравственные качества личности) и т.д.

 Разгадайте анаграммы и подчеркните лишнее слово.

ВЕССОТЬ    БРОДОТА    ВИСЗАТЬ

ВОБЮЛЬ    ЩОПОМЬ ЛОСЬМИТ

(Совесть, доброта, зависть, любовь, помощь, милость)

       Составь описание по  иллюстрации.

Подчеркни  слова,  которые  соответствуют  внешнему  облику (в данном случае -  Православного храма): торжественное,  величественное,  изящное,  строгое,  нарядное,  пышное, причудливое,  тяжеловесное,  большое,  хрупкое,  легкое,  маленькое,  высокое, угрюмое, светлое.

        Составь рассказ по картинке.

       Исторические персонажи (задаю один вопрос, при необходимости дополняю другими):

-Какой исторический персонаж:

- выиграл битву со шведами;

- княжил в Новгороде;

- его отца звали Ярослав Всеволодович?

Ответ: Александр Невский   

 

-Подберите  прилагательные,  которые  характерны  для  Александра Невского.

А_____________________________________

Л_____________________________________

Е_____________________________________

К_____________________________________

С_____________________________________

А_____________________________________

Н_____________________________________

Д_____________________________________

Р______________________________________

    Несерьёзно о серьёзном:

(считалки находят учащиеся, а некоторые и сочиняют сами)

-Выпиши из считалки те признаки, по которым ее безошибочно можно определить как русскую:

Ехал Ваня из Казани,

Полтораста рублей сани,

Двадцать пять рублей дуга,

Мальчик девочке слуга.

Ты подай, слуга, карету,

А я сяду да поеду.

   Найди пропущенное слово.

   Найди не нужное слово.

   Собери словечко (карточки со слогами, буквами и задаётся тема).

   

    Назови одним словом.

1. Произносимое вслух или мысленное обращение к Богу –        молитва

2. То, что передается от одного поколения к другому –                традиция

3. Мысли и поступки человека, убежденного в том, что человеческий разум не одинок – вера, религия.

Ещё хочу перечислить необходимые способы стимулирования творческих способностей детей.

             Способы стимулирования творческих способностей.

 1.Благоприятная атмосфера в классе.

 2. Доброжелательность со стороны учителя, его отказ от критики в адрес ребёнка.

   3. Обогащение окружающей среды ребёнка самыми новыми и разнообразными для него предметами, с целью развития его любознательности.

   4. Поощрение высказывания оригинальных идей.

   5. Использование личного примера творческого подхода к решению проблем.

   6. Предоставление детям возможности активно задавать вопросы. 

«Ребёнок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребёнок, подражающий другим».

                                                                               Борис Владимирович Асафьев                                         (советский композитор, педагог, Академик АН СССР)

 Желаю творческих успехов!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад: "Игровая деятельность как средство развития творческих способностей учащихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности"

Игры являются одним из важных средств разностороннего воспитания школьников. Применение иговой деятельности на уроках ОБЖ является важным методическим средством для развития торческих  способност...

Доклад "Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы"

 Главной задачей образования становится сегодня не столько овладение суммой знаний, сколько развитие творческого мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска,...

Доклад на тему: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы через применение современных образовательных технологий»

Понижение творческой активности обучающихся, снижение интереса школьников к изучению русского языка и литературы, поверхностное прочтение и изучение  художественных произведений, нежелание самост...

Доклад «Развитие творческих способностей учащихся на уроках английского языка»

Доклад  «Развитие творческих способностей учащихся на уроках английского языка»...

Доклад "Развитие творческих способностей учащихся на уроках физики"

В докладе указаны некоторые педагогические методы ( эксперименты, решение задач, проекты-презентации, нетрадиционные уроки и др.), которые можно использовать для развития творческих способностей учащи...

доклад "Развитие творческих способностей учащихся на уроках математики"

доклад на совещание при директоре по теме: "Развитие творческих способностей учащихся на уроках математики"...