Доклад на тему: «Использование народных обычаев и традиций в развитии творческих способностей учащихся на уроках музыки и во внеклассной работе»
материал по музыке на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Баян-Колская СОШ
Доклад
Тема: «Использование народных обычаев и традиций в развитии творческих способностей учащихся на уроках музыки и во внеклассной работе»
Выполнила: Байкара Роза Туматовна
учитель музыки
2014 год
«Использование народных обычаев и традиций
в развитии творческих способностей учащихся
на уроках музыки и во внеклассной работе»
Р.Т. Байкара
Работая в сельской школе, я сделала вывод, что воспитание у детей таких твёрдых нравственных установок, как патриотизм, духовность невозможны без приобщения учащихся к народной музыке. Это один из важнейших вопросов музыкального воспитания. Ведь возрождение народа невозможно без обращения к истокам, без постижения и принятия ценностей национальной культуры.
Мы провели в нашей школе диагностику интересов и ценностей современного подростка. Её целью было выявить уровень заинтересованности школьников народной, фольклорной музыкой, народным творчеством, тувинской культурой. Поняв, что отсутствие систематического изучения культурных традиций своего народа является причиной того, что дети не испытывают к ним достаточного интереса, я решила расширить кругозор учащихся и повысить их культурный уровень через использование на уроках и во внеклассных мероприятиях произведений тувинского фольклора.
В школьной практике знакомство с фольклором обычно происходит эпизодически и осуществляется, главным образом, через разучивание песен. Поэтому цель, которую я ставлю перед собой – создание условий, обеспечивающих развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки и во внеклассной работе на основе народных обычаев и традиций.
Для реализации поставленной цели я ставила перед собой задачи:
• приобщить учащихся к ценностям народной музыки, к истории родного края, к обычаям и традициям своего народа;
• развивать понимание истинно прекрасного;
• развивать творческие способности учащихся на основе тувинского народного творчества;
• воспитывать социально-активную личность гражданина и патриота, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к своему Отечеству, к своей культуре.
Моя деятельность заключается в комплексном освоении народного творчества: пения, танца, игры, устного поэтического творчества, так как взаимосвязь этих искусств очень важна в музыкальном воспитании и развитии творческих способностей детей при обращении к родной традиционной народной культуре. (Приложение 1)
Знакомство детей с народным творчеством я начинаю с детского сада, так как считаю необходимым донести до сознания детей, что именно они являются носителями тувинской народной культуры, воспитывать ребят в национальных традициях. Поэтому я обращаюсь к истокам тувинской народной культуры, а именно к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков. Я проделала работу по изучению тувинского народного творчества нашей местности, а также составлению конспектов и сценариев обрядовых праздников, что постепенно складывалось в систему.
Для того, чтобы познакомить учащихся с народными обычаями и традициями, больше выделить времени знакомству с тувинской народной культурой пришлось перегруппировать уроки по некоторым темам.
Например: в 4 классе я добавила материал о тувинских народных инструментах, тувинском народном костюме, тувинской частушке о Родине. В 5классе в теме рассказываю о том, как возникла тувинская народная песня, о превращении песен в симфонические мелодии, провожу занятие, посвящённое празднику Шагаа;
Кроме этого на уроках часто использую тувинские народные песни в качестве иллюстраций.
Но основная работа по приобщению школьников к культурным ценностям, существующим в форме музыкального и песенного творчества тувинского народа и других народов России происходит на внеклассных занятиях.
К подготовке и проведению внеклассных мероприятий стараюсь привлечь детей разного возраста. Каждому возрасту подбирается соответствующий репертуар. В программе Д. Б. Кабалевского, по которой я работаю, уделяется много внимания приобщению детей к народной музыке, но, чтобы закрепить эти знания на практике, я активно привлекаю учащихся начального звена к проведению общешкольных мероприятий и праздников на территории сельского поселения.
Учащихся среднего и старшего звена помогают мне не только в сборе материала и подготовке отдельного номера к празднику, но и в организации и проведении самого праздника. Каждый год нами проводится наш национальный праздник «Шагаа».
Подготовка к любому внеклассному мероприятию начинается с изучения темы, которой будет оно посвящено, и сбора необходимого материала, что развивает творческие и исследовательские способности учащихся. Это собирание этнографического материала: народных и рождественских песен, частушек, и другого фольклора нашей местности.
Ни один народный праздник, проводимый мною, не проходит без народной игры. Надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны делать их достоянием наших детей. Ведь игра – именно народная- делает ребенка ловким, сильным, смелым, развивает меткость, сообразительность, мышление, приучает к внимательности, а разучивая прибаутки, считалки, скороговорки делает игру более интересной и содержательной.
Серьёзное внимание я уделяю вокально-певческой работе. Я учу детей «играть» песню, выражая её эмоционально-образное содержание и характер. В качестве образца даю для прослушивания записи песен в исполнении Надежды Куулар, Надежды Шойгу и Сайлыка Оммун, сохранивших навыки традиционного пения.
Нельзя не отметить интерес детей к тувинским и русским народным инструментам. Они с огромным желанием знакомятся с игилом, бызаанчы, чадаган, дошпулуур, погремушками, колокольчиками, дудкой, балалайкой, гармошкой, баяном, аккордеоном, а с каким удовольствием они слушают тувинскую народную музыку под аккомпанемент на ложках, погремушках, бубнах, что способствует как музыкальному, так и творческому развитию детей.
В своей работе я опираюсь на материал о развитии творческих способностей учащихся из научно-методических работ В.Н.Шацкой.
Помимо традиционной программы Д.Б.Кабалевского я использую в своей работе песенный материал из книги Монгуш, А. Д.-Б. (2013) Тувинский песенный фольклор.
В своей практике я использую методы и приёмы направленные на развитие музыкальных творческих способностей учащихся и формирование основ музыкальной культуры на народных традициях: наглядно-слуховой метод, наглядно – зрительный, словесный, практический.
Дети приобщаются к фольклору в процессе различных видов деятельности: восприятия и исполнительства, игр, музыкально - образовательной деятельности. Поэтому я в свой работе стараюсь выбрать наиболее приемлемые формы урока, соответствующие изучаемой теме. Это: урок- путешествие, урок- сказка, урок- экскурсия, урок-прогулка, урок-концерт.
Позволяют мне сэкономить время и сделать работу более эффективной средства ИКТ, помогающие осуществить поиск информации, решить большее количество задач на уроке, воспользоваться наглядностью, а также способствующие развитию интереса учащихся к урокам музыки, стимулированию познавательной и творческой активности и самостоятельности учащихся. Учащиеся с удовольствием выполняют творческие задания с использованием ИКТ.
Кроме коллективной работы на уроке активно использую как индивидуальные, так и групповые виды деятельности учащихся.
Индивидуальные виды деятельности помогают выявить способности детей, эмоциональную отзывчивость на музыку, а также понять причины неудач коллективной деятельности. А работа в группах позволяет мне больше уделить внимание одарённым детям, которые впоследствии смогут выступить на внеклассном мероприятии.
Все формы занятий по изучению тувинских обычаев и традиций в школе должны способствовать творческому развитию учащихся, то есть вырабатывать в них, стремление к самостоятельному мышлению, к проявлению собственной инициативы, стремление сделать что-то новое, своё, лучшее.
Проблему, которую я решаю – найти оптимальные и эффективные пути решения для приобщения учащихся к тувинскому народному творчеству, способствующему формированию личности ребенка, его отношения к действительности; активизации творческого мышления, на основе которого развивается понимание истинно прекрасного, потребности приобщения к ценностям народной музыки, к истории родного края, к традициям и обычаям своего народа, к песенному наследию наших предков.
Приложение 1
Схема реализации творческих способностей учащихся.
внеклассные
мероприятия
урок концерты
развлечения участие в
конкурсах
Творчество
общешкольные
повседневная мероприятия
жизнь
Шагаа народные
праздник праздники
мероприятия на
территории
сельского
поселения
ЛИТЕРАТУРА
Аксенов, А. Н. (1964) Тувинская народная музыка. М. : Музыка. 238 с.
Гиппиус, Е. В. (1964) Предисловие // Аксенов А. Н. Тувинская народная музыка. М. : Музыка. 238 с.
Монгуш, А. Д.-Б. (2013) Тувинский песенный фольклор: ладозвукорядный аспект. Абакан: Журналист. 213 с.
Осипенко, Г. А. (1994) Тувинская музыкальная литература. Кызыл (рукопись). 235 с.
Сузукей, В. Ю. (2007) Национальная культурная традиция — основа профессионализма народных исполнителей // Музыкальная академия. № 1. С. 180–183.
Сузукей, В. Ю. (2015) Музыка Тувы и ее вклад в мировую культуру // История науки и техники. № 8. С. 27–31.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки в общеобразовательной школе
Применение различных технологий, напрвленных на повышение интереса учащихся к разным видам деятельности в области искусства.....
Методические рекомендации по теме «Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки и во внеурочной деятельности».
Цель данной работы - показать значимость развития творческих способностей учащихся. В статье приведены различные направления этой работы, возможные её виды и формы....
Статья «Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки»
«Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках… через сказку, фантазию, игру, через неповт...
Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки и пения в специальной (коррекционной) школе-инетрнате VIII вида
«Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а, прежде всего воспитание человека». В.А. Сухомлинский Наличие дефекта умственно-отсталых школьников проявляе...
исследовательская деятельность как способ развития творческих способностей учащихся на уроках биологии и во внеклассной работе
На протяжении последних лет работаю над темой "исследовательская деятельность как способ развития творческих способностей учащихся на уроках биологии и во внеклассной работе". Считаю, что процесс...
Мастер класс на тему: «Музыка -Творец!!!» «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ»
Урок музыки – источник творческого взаимодействия учителя и обучающегосяМузыка – это первое явление окружающего мира, которое эмоционально воспринимается маленьким человеком, и чтобы позна...
Доклад «Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки»
Данный доклад для развития творческих способностей учащихся на уроках музыки...