Проект "Дети учат детей"
проект

Смирнова Светлана Анатольевна

Проект индивидуальной волонтёрской деятельности детей подростково-юношеского возраста над детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья групп кратковременного пребывания

Государственного областного бюджетного учреждения «Боровичский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_deti_uchat_detey.docx32.67 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное областное бюджетное учреждение

«Боровичский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» 

г.Боровичи Новгородской области                                                                                                                                                                        

ПРОЕКТ

«ДЕТИ УЧАТ ДЕТЕЙ»

                                                                                  Разработала: Смирнова С.А.

                                                                                 учитель-логопед, дефектолог

                                                                             ГОБУ «Боровичский ЦППМС»

ПРОЕКТ

«ДЕТИ УЧАТ ДЕТЕЙ»

проект индивидуальной волонтёрской деятельности детей подростково-юношеского возраста над детьми-инвалидами групп кратковременного пребывания

государственного областного бюджетного учреждения

«Боровичский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» (далее Центр)

Если я чем - то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю.

Антуан де Сент- Экзюпери

Актуальность

      Важным направлением политики в социальной сфере и сфере образования является равное (толерантное) отношение к людям независимо от их состояния здоровья, включение каждого человека в общество. Формирование отношения к особенностям развития каждого не как к проблеме, а как возможность обогатить взаимодействие. Каждый достоин общения.

       Главная проблема ребёнка - инвалида заключается в ограничении его связи с внешним миром, бедности контактов со сверстниками. Не менее важной является проблема негативного отношения к детям - инвалидам со стороны сверстников, наличия физических и психологических барьеров. В связи с этим, одной из центральных задач в работе с детьми - инвалидами является формирование толерантности, то есть способности понять и принять ребёнка таким, какой он есть, видя в нем носителя иных ценностей, логики мышления, форм поведения.

       Социокультурная среда - это тот фактор, который оказывает влияние на раскрепощение личности «особенного» ребёнка, изменяет его сознание, позволяет чувствовать себя полноценным человеком, способствует успешной интеграции в социуме и, соответственно, успешной социализации.

       Методологической основой данного проекта явились: концепция культурно – исторического развития психики Л.С.Выгодского; концепция закономерной смены форм общения в онтогенезе М.И.Лисиной.

      Совместная деятельность волонтёров и детей - инвалидов - 2 раза в месяц: (творческие мастерские, игровые программы, конкурсы, викторины, культурно - массовые мероприятия, часы общения, творческие мастерские, экскурсии).

      Цель проекта: социализация детей-инвалидов посредством наставничества над ними старших детей-волонтёров..

     Задачи проекта: 

  • освоение совместных видов игровой, художественной, музыкальной, коммуникативной деятельности;
  • расширение возможностей для творческого развития, реализации интересов ребёнка-инвалида;
  •     подготовка детей-инвалидов к самостоятельной жизни, обучение основным навыкам самостоятельной жизни в обществе;
  • развитие коммуникативных умений;
  • воспитание у здоровых детей толерантного и уважительного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья (в том числе детям-инвалидам);
  • воспитание в детях ответственности, милосердия, взаимопомощи, умения радоваться успехам других.

Наш девиз: «Мы разные, но мы вместе».

Вид проекта:

  • по целевому обеспечению индивидуальных потребностей развития детей – инвалидов – общеразвивающий;
  • по форме организации образовательного процесса – групповой, с индивидуальным подходом в области развития творческих способностей.

Принципы отбора содержания проекта и его организации:

  • принцип системности;
  • принцип научности;
  • принцип ориентации на «зону ближайшего развития» (по Выгодскому Л.С.);
  • концепции гуманизации образования;
  • личностный и культорологический подходы в процессе становления личности.

Сроки: 1 год, 2-3 раза в месяц, 2 часа.

Участники Проекта:

- воспитанники: дети-инвалиды, посещающие группы кратковременного пребывания Центра;

- волонтёры: дети от 11 до 18 лет.

Этапы реализации проекта:

  • 1 этап – организационный (подготовительный) – сентябрь:

- размещение информации о проекте на официальном сайте Центра,  в социальных сетях;

- круглый стол со студентами педагогического колледжа, обучающимися психолого-педагогических классов ОО; учащихся 5-9 классов ОО.

- определение целевой группы воспитанников;

- подготовка воспитанников к взаимодействию с волонтёрами;

- подготовка воспитателей к взаимодействию с волонтёрами.

  • 2 этап – основной (творческий, практический) – октябрь – апрель:

- совместные мероприятия волонтёров и воспитанников.

  • 3 этап – рефлексивный (итоговый, обобщающий) – май:

- подведение итогов реализации Проекта.

Ожидаемые результаты:

  • Развитие нового направления индивидуальной волонтёрской деятельности «Дети учат детей».
  • Популяризация формы индивидуального наставничества.

Методическое сопровождение проекта:

1.План реализации Проекта

Учебно – тематический план:

Сроки

Мероприятия

Общее количество часов

Формы работы

Сентябрь

 Вводное занятие «Я хочу. Я могу, я имею право»

2

2

Подготовка волонтёров

- лекции

- тренинги парных взаимоотношений и бескорыстного общения

- круглые столы

- индивидуальные консультации специалистов

2.Выявление детей с ограниченными возможностями здоровья

- знакомство с детьми, учёт их возможностей, интересов, желаний

- беседы с родителями

- посещение детей – инвалидов на дому

Октябрь

«Игра - дело серьёзное»

«День матери»

«Осенний листопад»

1

1

2

Мультисенсорная сказка (инсценирование).

Комплексное занятие «Открытка маме»

Экскурсия в осенний парк

Ноябрь

«В магазине»

2

2

Сюжетно-ролевые игры с детьми – наставниками.

 

Целевая прогулка к магазину. Беседа «Как вы ходили в магазин за покупками»

Декабрь

«Все мы равны» (мероприятие посвящённое дню инвалида)

«Раз иголка, два иголка – будет ёлочка»

2

2

Путешествие по станциям

«Мастерская деда Мороза». Рождественская ёлка для детей – инвалидов. Дед Мороз, Снегурочка и сказочные герои в гостях у детей

Январь

«Птицы на кормушке»

«Волшебный снег»

2

2

Продуктивная деятельность (изготовить и вывесить кормушку, наблюдать за повадками птиц, учить спокойно вести себя около птиц).

Опыты со снегом, наблюдения.

Февраль

«Бравы ребятушки»

«Что говорит светофор»

2

2

Изготовление подарков папам, комплексное занятие «С днём защитника Отечества».

Экскурсия на улицы города

Март

«Весенний чай»

«Солнечные дети» (мероприятие –акция посвящённое детям с синдромом Дауна).

2

2

Совместное чаепитие (дети, наставники, родители)

Подготовка и распространение буклетов.

Апрель

«Чтобы не было беды, делай правильно ты»

Встреча с сотрудниками приюта для животных «Найда»

2

2

Беседа, просмотр мультфильмов, дидактическая игра «Можно-нельзя» (не бери предметы, которые нельзя трогать).

Май

«Георгиевская ленточка»

«Как прекрасен этот мир»

2

2

Экскурсия к мемориалу «Вечный огонь», изготовление подарков, встреча и поздравление ветерана

 «Экологический десант» - экскурсия в городской парк или на площадку Центра

Конкурс рисунков, фотовыставка. 

в дни именинников

 «День рождения только раз в году»

4

  1. Создание мастерской (изготовление поделок - подарков)
  2. Оформление стенда или альбома «Под знаком зодиака»
  3. Поздравительный фант (поздравление именинников)

Итого

40

Список использованных источников:

  1. Василькова, Ю.В. Социальная педагогика / Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова. - М.: ВЛАДОС, 2010.

  1. Олиференко, Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска / Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. - М: ВЛАДОС, 2009.

  1. Холостова, Е. И. Технология социальной работы: Учебник / Е. И. Холостова. – М.: Инфра-М, 2001.

  1. Чуптуева, Л. Особые дети / Л. Чуптуева // Новая библиотека, 2008. – №4.

  1. Психолого-педагогическая реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и проблемами в обучении / под ред. Галагузовой, М.А./М.А. Галагузова. - Ростов на Дону: Радуга, 2002. – 177с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мы учим детей - дети учат нас.

Удивительно, как многому могут научить нас наши ученики!   В прошлом году приняла  классное руководство 5 класса, можно сказать из рук в руки от старшей сестры (учителя начальных ...

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ « ИГРАЯ, ДЕТИ УЧАТСЯ ЖИТЬ»

Дети, как известно, любят играть. Играя, они лучше осваивают различного рода физические упражнение, а в определенной мере и нравственные навыки. Играя, они учатся жить.Школьник, играя, более активно у...

Классный час "Учат в школе, учат в школе, учат в школе..."

Сценарий классного часа к 1 сентября. Содержит интересные конкурсы, стихи и поздравления, красочные презентации....

Проект "Дети учат детей". Практика наставничества "Развитие социальной коммуникативности детей через ролевые игры"

Материал содержмит  диагностику динамики влияния ролевых игр на психологическое развитие учащихся, а также примеры ролевых игр для развития социальной коммуникации у детей....

Советы педагогам, в классах, которых учатся дети из приёмных семей.

  С каждым годом в нашей стране растет количество семей, взявших на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей. Большинство детей-сирот передаются в приёмную семью в дошкольном и...

Технологическая карта практики «Дети учат детей» (форма наставничества ученик-ученик).

В настоящий момент Россия движется в сторону радикальных изменений образовательной и социокультурной сферы, необходимость которых продиктована сменой паттернов мышления, целеполагания и действия, а та...