Проект "Дети учат детей"
проект
Проект индивидуальной волонтёрской деятельности детей подростково-юношеского возраста над детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья групп кратковременного пребывания
Государственного областного бюджетного учреждения «Боровичский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_deti_uchat_detey.docx | 32.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное областное бюджетное учреждение
«Боровичский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»
г.Боровичи Новгородской области
ПРОЕКТ
«ДЕТИ УЧАТ ДЕТЕЙ»
Разработала: Смирнова С.А.
учитель-логопед, дефектолог
ГОБУ «Боровичский ЦППМС»
ПРОЕКТ
«ДЕТИ УЧАТ ДЕТЕЙ»
проект индивидуальной волонтёрской деятельности детей подростково-юношеского возраста над детьми-инвалидами групп кратковременного пребывания
государственного областного бюджетного учреждения
«Боровичский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» (далее Центр)
Если я чем - то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю.
Антуан де Сент- Экзюпери
Актуальность
Важным направлением политики в социальной сфере и сфере образования является равное (толерантное) отношение к людям независимо от их состояния здоровья, включение каждого человека в общество. Формирование отношения к особенностям развития каждого не как к проблеме, а как возможность обогатить взаимодействие. Каждый достоин общения.
Главная проблема ребёнка - инвалида заключается в ограничении его связи с внешним миром, бедности контактов со сверстниками. Не менее важной является проблема негативного отношения к детям - инвалидам со стороны сверстников, наличия физических и психологических барьеров. В связи с этим, одной из центральных задач в работе с детьми - инвалидами является формирование толерантности, то есть способности понять и принять ребёнка таким, какой он есть, видя в нем носителя иных ценностей, логики мышления, форм поведения.
Социокультурная среда - это тот фактор, который оказывает влияние на раскрепощение личности «особенного» ребёнка, изменяет его сознание, позволяет чувствовать себя полноценным человеком, способствует успешной интеграции в социуме и, соответственно, успешной социализации.
Методологической основой данного проекта явились: концепция культурно – исторического развития психики Л.С.Выгодского; концепция закономерной смены форм общения в онтогенезе М.И.Лисиной.
Совместная деятельность волонтёров и детей - инвалидов - 2 раза в месяц: (творческие мастерские, игровые программы, конкурсы, викторины, культурно - массовые мероприятия, часы общения, творческие мастерские, экскурсии).
Цель проекта: социализация детей-инвалидов посредством наставничества над ними старших детей-волонтёров..
Задачи проекта:
- освоение совместных видов игровой, художественной, музыкальной, коммуникативной деятельности;
- расширение возможностей для творческого развития, реализации интересов ребёнка-инвалида;
- подготовка детей-инвалидов к самостоятельной жизни, обучение основным навыкам самостоятельной жизни в обществе;
- развитие коммуникативных умений;
- воспитание у здоровых детей толерантного и уважительного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья (в том числе детям-инвалидам);
- воспитание в детях ответственности, милосердия, взаимопомощи, умения радоваться успехам других.
Наш девиз: «Мы разные, но мы вместе».
Вид проекта:
- по целевому обеспечению индивидуальных потребностей развития детей – инвалидов – общеразвивающий;
- по форме организации образовательного процесса – групповой, с индивидуальным подходом в области развития творческих способностей.
Принципы отбора содержания проекта и его организации:
- принцип системности;
- принцип научности;
- принцип ориентации на «зону ближайшего развития» (по Выгодскому Л.С.);
- концепции гуманизации образования;
- личностный и культорологический подходы в процессе становления личности.
Сроки: 1 год, 2-3 раза в месяц, 2 часа.
Участники Проекта:
- воспитанники: дети-инвалиды, посещающие группы кратковременного пребывания Центра;
- волонтёры: дети от 11 до 18 лет.
Этапы реализации проекта:
- 1 этап – организационный (подготовительный) – сентябрь:
- размещение информации о проекте на официальном сайте Центра, в социальных сетях;
- круглый стол со студентами педагогического колледжа, обучающимися психолого-педагогических классов ОО; учащихся 5-9 классов ОО.
- определение целевой группы воспитанников;
- подготовка воспитанников к взаимодействию с волонтёрами;
- подготовка воспитателей к взаимодействию с волонтёрами.
- 2 этап – основной (творческий, практический) – октябрь – апрель:
- совместные мероприятия волонтёров и воспитанников.
- 3 этап – рефлексивный (итоговый, обобщающий) – май:
- подведение итогов реализации Проекта.
Ожидаемые результаты:
- Развитие нового направления индивидуальной волонтёрской деятельности «Дети учат детей».
- Популяризация формы индивидуального наставничества.
Методическое сопровождение проекта:
1.План реализации Проекта
Учебно – тематический план:
Сроки | Мероприятия | Общее количество часов | Формы работы |
Сентябрь | Вводное занятие «Я хочу. Я могу, я имею право» | 2 2 | Подготовка волонтёров - лекции - тренинги парных взаимоотношений и бескорыстного общения - круглые столы - индивидуальные консультации специалистов 2.Выявление детей с ограниченными возможностями здоровья - знакомство с детьми, учёт их возможностей, интересов, желаний - беседы с родителями - посещение детей – инвалидов на дому |
Октябрь | «Игра - дело серьёзное» «День матери» «Осенний листопад» | 1 1 2 | Мультисенсорная сказка (инсценирование). Комплексное занятие «Открытка маме» Экскурсия в осенний парк |
Ноябрь | «В магазине» | 2 2 | Сюжетно-ролевые игры с детьми – наставниками.
Целевая прогулка к магазину. Беседа «Как вы ходили в магазин за покупками» |
Декабрь | «Все мы равны» (мероприятие посвящённое дню инвалида) «Раз иголка, два иголка – будет ёлочка» | 2 2 | Путешествие по станциям «Мастерская деда Мороза». Рождественская ёлка для детей – инвалидов. Дед Мороз, Снегурочка и сказочные герои в гостях у детей |
Январь | «Птицы на кормушке» «Волшебный снег» | 2 2 | Продуктивная деятельность (изготовить и вывесить кормушку, наблюдать за повадками птиц, учить спокойно вести себя около птиц). Опыты со снегом, наблюдения. |
Февраль | «Бравы ребятушки» «Что говорит светофор» | 2 2 | Изготовление подарков папам, комплексное занятие «С днём защитника Отечества». Экскурсия на улицы города |
Март | «Весенний чай» «Солнечные дети» (мероприятие –акция посвящённое детям с синдромом Дауна). | 2 2 | Совместное чаепитие (дети, наставники, родители) Подготовка и распространение буклетов. |
Апрель | «Чтобы не было беды, делай правильно ты» Встреча с сотрудниками приюта для животных «Найда» | 2 2 | Беседа, просмотр мультфильмов, дидактическая игра «Можно-нельзя» (не бери предметы, которые нельзя трогать). |
Май | «Георгиевская ленточка» «Как прекрасен этот мир» | 2 2 | Экскурсия к мемориалу «Вечный огонь», изготовление подарков, встреча и поздравление ветерана «Экологический десант» - экскурсия в городской парк или на площадку Центра Конкурс рисунков, фотовыставка. |
в дни именинников | «День рождения только раз в году» | 4 |
|
Итого | 40 |
Список использованных источников:
- Василькова, Ю.В. Социальная педагогика / Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова. - М.: ВЛАДОС, 2010.
- Олиференко, Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска / Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. - М: ВЛАДОС, 2009.
- Холостова, Е. И. Технология социальной работы: Учебник / Е. И. Холостова. – М.: Инфра-М, 2001.
- Чуптуева, Л. Особые дети / Л. Чуптуева // Новая библиотека, 2008. – №4.
- Психолого-педагогическая реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и проблемами в обучении / под ред. Галагузовой, М.А./М.А. Галагузова. - Ростов на Дону: Радуга, 2002. – 177с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мы учим детей - дети учат нас.
Удивительно, как многому могут научить нас наши ученики! В прошлом году приняла классное руководство 5 класса, можно сказать из рук в руки от старшей сестры (учителя начальных ...
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ « ИГРАЯ, ДЕТИ УЧАТСЯ ЖИТЬ»
Дети, как известно, любят играть. Играя, они лучше осваивают различного рода физические упражнение, а в определенной мере и нравственные навыки. Играя, они учатся жить.Школьник, играя, более активно у...
Классный час: "Крепко – накрепко дружить, С детства дружбой дорожить Учат в школе, учат в школе, учат в школе".
Классный час...
Классный час "Учат в школе, учат в школе, учат в школе..."
Сценарий классного часа к 1 сентября. Содержит интересные конкурсы, стихи и поздравления, красочные презентации....
Проект "Дети учат детей". Практика наставничества "Развитие социальной коммуникативности детей через ролевые игры"
Материал содержмит диагностику динамики влияния ролевых игр на психологическое развитие учащихся, а также примеры ролевых игр для развития социальной коммуникации у детей....
Советы педагогам, в классах, которых учатся дети из приёмных семей.
С каждым годом в нашей стране растет количество семей, взявших на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей. Большинство детей-сирот передаются в приёмную семью в дошкольном и...
Технологическая карта практики «Дети учат детей» (форма наставничества ученик-ученик).
В настоящий момент Россия движется в сторону радикальных изменений образовательной и социокультурной сферы, необходимость которых продиктована сменой паттернов мышления, целеполагания и действия, а та...