Советы педагогам, в классах, которых учатся дети из приёмных семей.
консультация по теме

Кузнецова Лариса Николаевна

    С каждым годом в нашей стране растет количество семей, взявших на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей. Большинство детей-сирот передаются в приёмную семью в дошкольном или младшем школьном возрасте. Часто у приемных детей возникают серьезные проблемы в школе. Проблемы могут возникнуть со стороны одноклассников, их родителей и, возможно, даже со стороны учителей. Школьник, если он только недавно был принят в семью, обычно выделяется среди сверстников успеваемостью и поведением. Одна из важных школьных проблем приёмных детей – неусидчивость, слабость произвольного внимания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Советы педагогам,

в классах, которых учатся дети из приёмных семей.

  • Обращайтесь с ребёнком тепло и позитивно.  После того как ребёнок обретёт стабильную привязанность и эмоциональную защиту, начнётся поступательный процесс его развития.
  • Не сравнивайте ребёнка с другими людьми.  Каждый ребёнок уникален, кроме недостатков есть ещё и особенности. Только эмоциональная поддержка и постепенное движение от одного маленького успеха к другому могут преодолеть неуверенность в своих силах и боязнь потерпеть неудачу.
  • Проявляйте терпение в процессе воспитания.  Получить всё и сразу невозможно. Быстро – это не значит «хорошо». Когда между приёмными родителями и ребёнком сформировалась привязанность, темп его развития начинает определяться природной любознательностью и индивидуальными способностями.
  • Постарайтесь обеспечить ребёнку оптимальные нагрузки.  Учебные нагрузки должны быть посильны и для нервной системы, и для интеллектуального потенциала ребёнка. Посоветуйтесь со специалистами – смежниками (педагогами – предметниками, социальным педагогом, психологом), разработайте индивидуальный подход к ребёнку.
  • Ищите позитив.  Никому не хочется делать то, что не получается. Научите ребёнка замечать пусть небольшие, но улучшения. Успех – лучший мотив в обучении.
  • Хвалите за усилия, а не за результат.  В любом деле важны последовательные усилия и преодоление трудностей. Научить ребёнка этому – основная задача. И эту задачу приёмным детям решать сложнее, чем родным.
  • Верьте в ребёнка.  Вера взрослых в ребёнка – источник его жизненных сил и две трети будущего успеха, как в школе, так и в жизни.
  • Учителя и родители - по одну сторону баррикад.  Помощь учителя заключает в том, что он своим примером и правилами, которые существуют в классе, задает допустимые границы обсуждения личной жизни. Также он должен быть готов вмешаться и поддержать приемного ребенка, когда одноклассники задают ему вопросы, которые вольно или невольно ранят или унижают его. Приемные родители готовы и конструктивно настроены на диалог с педагогами, вот только «сдавать экзамены» и оправдываться им совсем не хочется.

 



Предварительный просмотр:

Образовательные пробелы и не только.

      Хорошее воспитание требует времени. Для приемных детей характерна неравномерность в развитии. Наши ожидания относительно нормального поведения детей и уровня их развития базируются на основе их возраста. Это действует, потому что у большинства людей большинство аспектов их развития соответствуют возрастным нормам, например, восьмилетний ребенок физически, эмоционально, интеллектуально, академически и социально находится на уровне восьми лет развития. Но для приемных детей в жизни имели место обстоятельства, приведшие к задержке развития. Их жизненный опыт привел к тому, что в некоторых зонах их развитие может быть нормальным, но может демонстрировать задержки и опережение в других зонах. Например, у ребенка может быть нормальное умственное и физическое развитие для его возраста, но его эмоции, социальные и академические навыки и умения могут быть на уровне, соответствующем возрасту, много меньшему, чем фактический возраст ребенка.

       К сожалению, даже самое правильное, самое доброе отношение само по себе не поможет там, где необходимо выправлять образовательные пробелы. А они в большинстве случаев огромны и усугубляются полным культурным невежеством и общей неразвитостью ребенка. Это недоразвитие мелкой моторики, очень скудный словарный запас, невнятность речи, отрывочные и разрозненные сведения об окружающем мире. Зачастую, без помощи дефектолога или психолога-корректора усилия могут оказаться тщетными. Даже занимаясь в классах на два-три года ниже возрастной нормы, без профессиональной поддерживающей корректирующей программы такие дети иногда застревают на каком-то этапе обучения. Иногда только через год ребенок преодолевает свои трудности и может начинать работу в режиме ускоренного достижения возрастной нормы или приближения к ней. Когда развитие в каких-то аспектах отстает от возрастной нормы, не стоит задавать высокие темпы обучения, а лучше не торопясь уделить время развитию тех зон, в которых есть отставание. Кстати, при подтягивании учеников-переростков до возрастной образовательной нормы можно заметить, что дети на два-три года старше своих одноклассников, если интеллект у них сохранный,  могут гораздо глубже и более обобщенно воспринимать учебный материал.

       Однако, надо иметь в виду, что оберегая ребенка от стресса, задерживать его в ситуации комфорта, когда этот комфорт перестал быть развивающим, всегда опасно. Для детей, у которых потеряно очень много времени, это просто преступно. Особенно потому, что для этих детей интеллектуальная деятельность - труд непривычный и непосильно тяжелый, задачи очень трудные, и пауза в этом труде может привести, в дальнейшем, к полному нежеланию напрягаться всерьез.

       В то же время нельзя и торопиться. Перегрузка тоже может привести к депрессии и отчаянию. У этих детей достаточно поводов не верить ни во что хорошее, и неверие в свои силы для них губительно.  «Подтягивание» таких детей до возрастных норм требует соблюдения правил безопасности, которые защитят его от невротизации и неверия в свои силы.

Техника оценочной безопасности:

Правило первое: не бей лежачего. Неудовлетворительная оценка – уже достаточное наказание.

Правило второе: чтобы избавить ребенка от недостатков, не надо делать много разноплановых замечаний.

Правило третье: единовременно заниматься ошибками только одного рода.

 • Правило четвертое: хвалить исполнителя, а критиковать исполнение.

Правило пятое: оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его прошлыми неудачами.

 • Правило шестое: не стоит скупиться на похвалу.

• Правило седьмое: выделять в море ошибок островок успеха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школа, в которой учат искусству жить.

Школа, в которой учат искусству жить...

анкета для родителей, дети которых учатся в музыкальной школе

анкетирование для родителей, дети которых учатся в музыкальной школе...

7 детских книг, которые учат сопереживанию и преданности

Список книг и описание краткого содержания для родителей....

Буклет "Игры, которые учат доброте"

Буклет для детей и родителей "Игры, которые учат доброте"...

Сказки, которые учат добру и отзывчивости

доброта, отзывчивость, сочуствие, понимание, вот чему учат сказки!...

Свидетельство участника вебинара М.Кауфман "Игры, которые учат говорить на уроке английского языка 9 июня 2020 года

Свидетельство участника вебинара М. Кауфман "Игры, которые учат говорить на уроке английского языка"...

Онлайн-ресурсы для детей, которые учат татарский. Интерактивные игры.

Онлайн-ресурсы для детей, которые учат татарский.  Словарь. Интерактивные игры....