Конспект логопедического занятия на тему "Дифференциация звуков [В] и [Ф] в слогах"
план-конспект
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
Тема занятия: Дифференциация звуков [В] и [Ф] в слогах.
Тип занятия: Комбинированный
Цель занятия: Научить детей различать звуки [В] и [Ф] в слогах.
Задачи:
Образовательные задачи: формирование понятия о механизме образования звуков [В] и [Ф] и его акустических особенностях; закрепление знаний о слоге; закрепить умение определять наличие и место звуков [В] и [Ф] в слогах; обогащение словаря.
Коррекционные задачи: закрепление правильного положения органов артикуляции при произнесении звука [В] и [Ф]; развитие зрительного и слухового внимания, памяти, мышления, фонематического слуха; развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики.
Воспитательные задачи: формирование положительной мотивации на занятии; воспитание самостоятельности.
Оборудование: зеркало; предметные картинки со звуками [В] и [Ф].
Ход занятия:
1. Организационный момент:
Студент: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте!
Студент:Кто мне скажет, какое сейчас время года?
Дети: Осень.
Студент: Правильно. А какой месяц?
Дети: Ноябрь.
Студент: А сколько осенних месяцев существует? Назовите, какие?
Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Студент: А ноябрь – какой по счёту месяц?
Дети: Третий.
Студент:Правильно.
2. Введение в тему.
Студент: Сейчас я прочитаю вам загадки, а вам нужно будет внимательно послушать и отгадать. Договорились?
Дети: Да.
Студент:
Братья маленькие в дом поселились вчетвером,
Пятый брат не согласился, рядом в домик поселился.
Что это?
Дети: Варежка.
Студент: Какой первый звук в слове варежка?
Дети: «В».
Студент: Правильно. Слушайте следующую загадку.
Не галстук он, не воротник.
А шею обнимать привык.
Он помогает нам всегда,
Когда приходят холода.
Ребята, что это?
Дети: Шарф.
Студент: А какой последний звук в слове шарф?
Дети: «Ф».
Студент: Вы уже догадались, с какими звуками мы будем работать, сегодня?
Дети: Мы сегодня будем работать со звуками «В» и «Ф».
Студент: Умнички!
2. Артикуляционная гимнастика.
Студент: Давайте начнём с артикуляционной гимнастики!
1. Упражнение «Улыбка» (Улыбнуться, губы сомкнуты. Удерживать в таком положении под счёт)
2. Упражнение «Трубочка» (Вытянуть вперёд несомкнутые губы трубочкой, удерживать в таком положении под счёт)
3. Упражнение «улыбка-трубочка»
4. Упражнение «вкусное варенье» (облизываем нижние губки)
5. Упражнение «чистим зубки» (нижние)
6. Упражнение «горка» (Губы в улыбке, рот открыт, кончик языка упирается в нижние зубы, выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы)
Работа над дыханием:
Студент: Ребята, а сегодня на улице есть ветер?
Дети: Да/нет.
Студент: (показывает осеннюю картинку). Ребята, что изображено на картинке?
Дети: Дерево.
Студент: Правильно. Смотрите, как много на дереве листочков. Дереву тяжело, давайте поможем ему сбросить листочки? Поможем?
Дети: Да.
(имитируют ветер)
Студент: Молодцы! Сдули все осенние листочки с деревьев! Ни одного не осталось.
3.Характеристика звуков.
Студент: (показывает звук «В») Ребята, какой это звук?
Дети: «В».
Студент: Умнички! А какой это звук? (согласный, звонкий, твёрдый)
(дети отвечают)
Студент: (показывает звук «Ф») Ребята, а это какой звук?
Дети: «Ф».
Логопед: А звук «Ф» какой? (согласный, глухой, твёрдый)
(дети отвечают)
Студент: А кто мне скажет, чем отличаются наши звуки?
Дети: Звук «В» звонкий, а «Ф» - глухой.
Студент: А чем похожи?
Дети: Это согласные, твёрдые звуки; у звуков «В» и «Ф» есть мягкие пары «В’» и «Ф’»; нижняя губа касается передних верхних зубов; верхняя губа приподнята.
Студент: Молодцы, ребята!
4. Чистоговорки.
Студент: Ребята, я сейчас буду читать чистоговорки, а вы будеть повторять за мной.
Ва-ва-ва - на меня летит сова.
Вы-вы-вы – не боимся мы совы.
Ву-ву-ву - я потрогаю сову.
Вот-вот-вот-у Вени болит живот.
Ава-ава-ава- весёлая забава.
Ивы-ивы-ивы -в саду поспели сливы.
Аф-аф-аф – в коридоре стоит шкаф.
Уф-уф-уф – сяду я на пуф.
Арф-арф-арф – у меня красивый шарф.
Раф-раф-раф – в Африке живёт жираф.
5. Работа с предметными картинками.
Студент: Ребята, посмотрите на картинку. Кто на ней изображён?
Дети: Сова.
Студент: Правильно! А давайте посчитаем, сколько слогов в слове сова?
Дети: Два.
Студент: Правильно! А звук «В» находится в начале, середине или конце слова?
Дети: В середине слова.
Студент: Молодцы, правильно ответили.
(То же самое проделать со словами: фламинго, шарф, василёк, жираф, волк).
6. Физкультминутка.
Студент: Ну что, ребята, вы устали? Давайте проведём с вами небольшую физкультминутку. (2 раза)
Ра-ра-ра- марширует детвора (ребенок марширует)
Ру-ру-ру- встанем рано по утру (тянется на носочках вверх)
Ро-ро-ро- насыпай песок в ведро (выполнять наклоны вниз)
Ры-ры-ры- надуваем мы шары (делать большой круг руками)
Ор-ор-ор- подметаем двор (Имитировать подметание)
Ры – ры – ры –у нас чистые дворы. (Ребенок широко разводит руками)
7. Игра «Собери слова».
Студент: Ребята, представляете, пока я шла к вам на занятие я потеряла слоги «ВЫ» и «ФЫ», которые стоят в конце слов. Вы поможете мне восстановить слова?
Дети: Да.
Студент: Я буду читать вам начало слова, а вы конец. Задание понятно?
Слова: шка.. , тык.. , гра.. , жира.. , бук.. , тра.. , шар.. , коро.. , со.. , голь.. . (шкафы, тыквы, графы, жирафы, буквы, травы, шарфы, коровы, совы, гольфы)
8. Итог занятия.
Студент: Какие звуки мы сегодня изучали?
Дети: [В] и [Ф]
Студент: Что вам больше всего запомнилось на сегодняшнем занятии?
9. Оценка работы детей на занятии.
Студент: Вы все сегодня большие молодцы, справились со всеми заданиями!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка конспекта логопедического занятия по теме «Звук и буква Э»
На букву Э довольно сложно и трудно подобрать материал и обыграть ситуацию с ним, поэтому я разработала конспект именно на эту тему. Может быть, кому-нибудь и пригодится мой опыт....
Конспект логопедического занятия по автоматизации звука Ш в словах, предложениях, фразовой речи.
Представляю Вашему вниманию конспект логопедического занятия по автоматизации звука Ш....
Конспект логопедического занятия "Дифференциация букв П – Т, п – т в слогах и словах"
Конспект логопедического занятия предназначен для 2 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида...
Конспект логопедического занятия по звукопроизношению "Звук щ"
Данное занятие предназначено для детей подготовительной группы. Целью занятия является формирование правильного произношения звука [щ]; совершенствование звуко-слоговой анализа слов; формирование лекс...
Конспект логопедического занятия по теме «Звуки [т, тʼ]. Буква т» 1 класс
Конспект логопедического занятия по теме «Звуки [т, тʼ]. Буква т»1 класс ВведениеФедеральные Государственные Образовательные Стандарты начального образования определяют систему ...
Конспект логопедического занятия. «Различение неречевых звуков окружающей действительности».
Конспект логопедического занятия....
конспект логопедического занятия на тему: Звуки з-зь, буква з
Конспект логопедического занятия «Звуки [З], [З’], буква Зз»Тема: «Звуки (З, (ЗЬ) и буква Зз.Цель: Познакомить детей со звуками «з, зь» и буквой «З».Задачи:Уточнить правильную артикуляцию звука «з».Уч...