СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В РАМКАХ ПРОЕКТА «ТЕАТРАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ «TINTENHERZ» («ЧЕРНИЛЬНОЕ СЕРДЦЕ») КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
опыты и эксперименты по немецкому языку по теме
В наше время трудно переоценить влияние компьютерных технологий на современное общество. Информационное пространство, органично вплетающееся ежедневно во все сферы человеческой деятельности, оказывает влияние в том числе и на образование. Педагогическая теория и практика учебно-воспитательного процесса претерпевают существенные изменения. Использование современных информационных технологий в образовательном процессе становится неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающее его эффективность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ponomareva_litsey_7.docx | 21.31 КБ |
Предварительный просмотр:
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В РАМКАХ ПРОЕКТА «ТЕАТРАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ «TINTENHERZ» («ЧЕРНИЛЬНОЕ СЕРДЦЕ») КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
Пономарева Ю.В. учитель немецкого языка
МАОУ лицей №7 города Томска
В наше время трудно переоценить влияние компьютерных технологий на современное общество. Информационное пространство, органично вплетающееся ежедневно во все сферы человеческой деятельности, оказывает влияние в том числе и на образование. Педагогическая теория и практика учебно-воспитательного процесса претерпевают существенные изменения. Использование современных информационных технологий в образовательном процессе становится неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающее его эффективность.
«Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Сформированность универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей» [1].
Сетевой (телекоммуникационный) проект – это сетевое удалённое взаимодействие учащихся из разных городов, регионов и стран. Коммуникативные универсальные учебные действия тесно связаны с окружающей средой. «Их основные задачи в этом направлении: приобретение учащимися нового социального опыта, включение в социальные отношения, освоение социальных ролей, формирование навыков поведения в социуме» [4].
«В начале 80-х гг. прошлого века телекоммуникационные сети использовались в образовании лишь как удобный и оперативный вид связи, поскольку сетевая работа заключалась тогда в обмене писем между учащимися. Однако, специально организованная, целенаправленная совместная работа учащихся в Сети может дать более высокий педагогический результат. Наиболее эффективной оказывается организация совместных проектов на основе сотрудничества учащихся на расстоянии.[3]» Во всем мире существуют специальные сети, основная задача которых — помочь учителям найти себе партнеров по проектной работе с целью развития УУД. В данной связи формирование универсальных учебных действий способствует развитию у школьников не только «умения учиться», но и создают пути к их самореализации. Организация сетевой учебной деятельности школьников помогает учителю решить ряд важных задач:
- формировать у школьников компетентности, умения и качества XXI века;
- организовать дополнительную работу с учениками, стремящимися получить дополнительные знания по предмету или слабоуспевающими;
- организовать учебную деятельность детей, часто отсутствующих на уроках (дети со слабым здоровьем; спортсмены, выезжающие на соревнования и сборы; одаренные дети, участвующие в творческих школах, конкурсах, концертах);
- индивидуализировать образовательный процесс;
- развивать познавательную активность школьников, используя их интерес к современным ИКТ.
Можно выделить три модели взаимодействия в ходе сетевого взаимодействия:
- Модель «Учитель-ученик»
Характеристика модели: учитель организует сетевое взаимодействие с одним или несколькими учениками, которое не предполагает взаимодействия друг с другом.
- Модель «Ученик-ученик»
Характеристика модели: учитель организует сетевую деятельность нескольких учеников, предполагающую их взаимодействие друг с другом.
- Модель «Учитель-Учитель»
Характеристика модели: педагоги продуктивно взаимодействуют друг с другом, используя различные сетевые средства.
Работа каждой модели направлена на развитие регулятивных, познавательных, коммуникативных и общеучебных универсальных действий, обеспечивая умения учащихся общаться, продуктивно работать как со сверстниками, так и с взрослыми. Умения получать информацию, осмысливать и критически ее оценивать, правильно интерпретировать, преобразовывать полученные сведения и практически их применять, становятся ключевыми медиаобразовательными умениями, без которых не обойтись в современном быстроразвивающемся информационном мире.
«Идеальная модель сетевого взаимодействия предполагает организующую и направляющую роль учителя и коллективную деятельность учеников, в ходе которой они взаимодействуют между собой, направленную на достижение общего результата»[1]. Но не следует забывать о том, что лишь непосредственное «живое» взаимодействие учеников более эффективно, чем сетевое. Синтез сетевого, удаленного, и непосредственно живого взаимодействия реализуется в проекте «Театральная лаборатория ”Tintenherz”(«Чернильное сердце»)».
Сетевой проект «Театральная лаборатория ”Tintenherz”(«Чернильное сердце»)» посвящен деятельности творческих команд учащихся, в которой формируется целая система ключевых компетенций, необходимых для развития личностных качеств школьников, и позволяющий педагогу осуществлять воспитательный и образовательный процесс комплексно, в единстве его нравственных, трудовых, познавательных и эстетических вопросов. Направления деятельности проекта «Театральная лаборатория ”Tintenherz”(«Чернильное сердце»)» осуществляются на стыке методологической практики, театрального искусства, знаний и умений в немецком языке. Самореализация и саморазвитие участников проекта осуществляются по нескольким направлениям, но в неразрывной связке.
- Сказка и театр;
- Музыка и театр;
- Художественная мастерская;
- Театральные пробы;
- Постановка спектакля.
Направление «Сказка и театр» предполагает совместную работу участников проекта над созданием своей сказки. Направление «Музыка и театр» рассказывает о значении музыки при работе над пьесой. О том, что музыкальные произведения различных жанров вызывают в слушателях различные эмоции и оказывают различное влияние на мироощущение. Направление «Художественная мастерская» знакомит с цехом по изготовлению декораций и кукол. Направления «Театральные пробы» и « Постановка спектакля» позволяют участникам проекта примерить на себя роли актеров театра.
В результате реализации проекта происходит формирование УУД, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценностно-личностного, познавательного развития учащихся. Это реализуется в рамках целостного образовательного процесса в ходе участия в метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества и решения важных задач жизнедеятельности учащихся.
Сетевой проект реализуется в рамках ФГОС второго поколения и представляет собой межпредметный, сетевой, долгосрочный, игровой проект, предусматривающий взаимодействие и сотрудничество, направленный на формирование ключевых компетенций обучающихся средствами немецкого языка и театральной педагогики. В процессе проекта совершенствуются основы умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.
Список литературы:
- Асмолов А.Г., Бурменская Г.В. «Формирование универсальных действий: от действия к мысли»- М. : Просвещение, 2010.
- Павличева Е.Н. Социальные сети как инструмент модернизации образования//Народное образование.-2012.-№1.-С.42-47
- Симбириева С.Н., Ермакова О.П. Сетевой проект «Правостороннее движение» как составляющая гуманитарно-правового образования//-Инновации в образовании.-2013.-№6.-С.108-111.
- Якушина Е.В. В сетевых серверах формируются коммуникативные универсальные учебные действия//Народное образование.-2013.-№7.-С.176-182.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психотехнические игры как средство формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка в рамках ФГОС
В данной работе представлено теоретическое обоснование применения психотехнических игр для формирования универсальных учебных действий учащихся....
Педагогический проект "Педагогическое руководство проектной деятельностью учащихся как средством формирования универсальных учебных действий на этапе введения ФГОС ООО".
Данный материал является обобщением опыта работы по руководству проектной деятельностью учащихся в учебно-воспитательном процесссе. Данный педпроект был заявлен на участие в районном конкурсе пе...
Педагогический проект "Деятельностный подход, как средство формирования универсальных учебных действий при изучении географии".
Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения определяет как стратегически важную задачу образования овладение универсальными учебными действиями: предметными, метапредме...
Педагогический опыт "Исследовательские проекты на уроках истории, обществознания и кубановедения как средство формирования универсальных учебных действий"
Педагогический опыт по теме "Исследовательские проекты на уроках истории, обществознания и кубановедения как средство формирования универсальных учебных действий" позволяет увидеть возмо...
Инновационный педагогический проект "Технология проблемного обучения как средство формирования универсальных учебных действий обучающихся на уроках биологии"
Из опыта работы учителя биологии по теме "Проблемное обучение как средство формирования универсальных учебных действий на уроках биологии"....
Проект «Учебное сотрудничество как условие и средство формирования универсальных учебных действий»
Проект создан группой учителей русского языка и литературы МКОУ "Глушковская средняя общеобразовательная школа"...
Учебно-методическое пособие "Учебный проект как средство формирования универсальных учебных действий обучающихся"
В методическом пособии представлен опыт учителя физики высшей категории МАОУ лицея № 11 им. В.В. Рассохина города Армавира Мкртычян Елены Георгиевны по формированию универсальных учебных действий в хо...