Методический доклад
материал

Педагог, заботясь об охране детского голоса, должен контролировать состояние ребёнка в течение всего занятия. Не давать больших голосовых нагрузок:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методический доклад 20.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование «Курумканский район»

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Курумканская детская школа искусств

Методический доклад

на тему:

«Основные навыки фольклорного пения»

 

 

 

 

                                        

 Банаев Саян Николаевич

Преподаватель:

Хорового пения

Фольклорного пения

2023 г.

 

 Педагог, заботясь об охране детского голоса, должен контролировать состояние ребёнка в течение всего занятия. Не давать больших голосовых нагрузок:

- пение без перерыва в течение длительного времени;

- пение в высоком не удобном регистре;

- громкого пения несвойственного  ребёнку, так как голосовая мышца гортани формируется  только к 11 – 12 годам и развивается до 20 лет.

Чтобы приобрести необходимые характерные черты звучания народного пения, нужно овладеть следующими вокальными навыками:

1. Распевание – это система специально подобранных вокальных упражнений, цель которых «разогреть» голосовой аппарат, то есть подготовить его к работе, настроить ансамбль (хор) на единый тон.

Распевание разогревает связки, помогает постепенно войти в рабочий процесс, приобрести необходимый тонус. Кроме того, во время распевания решаются конкретные учебные задачи.

На уроке вокала первые распевки носят разминочный, разогревающий характер. Вокалисты должны разогреваться на «середине» своего диапазона, чтобы не травмировать голосовой аппарат. Необходимо делать распевки на укрепление опоры звука, на удлинение вокального дыхания, следить за правильным формированием звука.

Распевание может проводиться одновременно со всем коллективом, по группам, по партиям (женская, мужская). Распевание, проводимое со всем коллективом, способствует организации начала занятий. Однако целесообразно проводить распевание по группам или партиям для достижения прочных вокальных навыков.

В процессе распевания, исполнители не только разогревают голосовой аппарат, но и совершенствуют певческие навыки. Следовательно, распевание выделяет три основные задачи:

- разогревание голосового аппарата;

- совершенствование певческих приёмов и навыков;

- психологический настрой вокально-хоровой работы.

2. Нахождение верхней позиции –  большое значение в вокальной практике уделяется этому навыку, это естественное звучание голоса, без напряжения с первого тона. Многие педагоги используют в упражнениях различные восклицания: «ой, ох, ах». Этот приём помогает  непроизвольно найти хороший и верный тон, затем следует перевести найденное звучание на все другие звуки.

3. Укрепление навыков дыхания.

Русские народные песни известны своей распевностью мелодии и широким дыханием. Поэтому укрепление навыков дыхания одна из основных задач в вокальном воспитании детей. Для овладения техникой дыхания используются специальные упражнения, которые способствуют выработке естественного и правильного дыхания. Когда педагог заметил, что ребёнок овладел начальными навыками певческого дыхания, то следует переходить к воспитанию одного из самых необходимых из них – это «цепного» дыхания, без которого в ансамбле (хоре) просто не обойтись. Это вид дыхания заключается в том, что один певец делает вдох  тот момент, когда другой ещё продолжает пение, при этом незаметно включается в общее звучание.

На начальном этапе следует подбирать такой музыкальный материал , в котором есть ясное и чёткое деление на небольшие фразы и лучше начинать с детских народных песен.

4. «Разговорность» пения. Дикция. Один из принципов народного исполнения – петь так, как говоришь, поэтому дикция должна быть отчётливой, чтобы произношение гласных и согласных была как в разговорной речи. Добиться чёткой дикции. Активной артикуляции помогают такие упражнения как:

- проговаривать песенную фразу в разговорной манере, произнося слова естественно, свободно, без напряжения мышц лица и гортани.

- произносить ту же фразу на распев в два, три раза медленнее, следя за артикуляцией следя за посылом звука;

- петь мелодию песни, сохраняя разговорный посыл звука;

- произносить ту же фразу на распев на одной ноте в ритме песни;

Для улучшения техники произношения наиболее полезным и эффективным являются – прибаутки, для тренировки дикции и артикуляции особенно маленьких певцов. Отчётливая дикция является средством донесения текстового содержания произведения  и одним из важнейших средств художественной выразительностью в раскрытии музыкального образа.

В упражнениях, выполняемых с целью выравнивания гласных, один гласный звук нужно как бы вливать в другой - без толчка и перерыва в звучании. Нужно формировать навык пения гласных в одной позиции. Пропевание ряда гласных в той ил иной последовательности всегда преследует цель добиться какого-то определенного тембрового звучания голоса по образцу первой фонемы

5. Единая манера формирования звука. Одна из самых серьёзных певческих задач при обучении детей народному пению – это выработка единой манеры пения у всех певцов хорового и ансамблевого пения.

Под единой манерой формирования звука подразумевается правильное звукообразование с одинаковой степенью округления гласных. Несмотря на то, что  народная манера пения характеризуется как открытая манера, но и в ней должен присутствовать элемент округления особенно гласных, чтобы звук был не резким, не плоским и неприятным по тембровой окраске.

6. Навык лёгкого «зевка». «Зевок» вызывает несколько расширенное, свободное состояние глотки и приподнятое положение мягкого нёба – это и есть певческая готовность голосового аппарата. Очень часто ощущение «зевка» сравнивают с физическим состоянием зевоты, когда внутри в полости рта всё как бы раскрывается. И именно такое положение голосового аппарата, является наиболее благоприятным для полнозвучного, свободного и непринуждённого пения. Но не желательно злоупотреблять «зевком» и делать его утрированно глубоким, так как в этом случае звук будет «задавленным».

7. Перенимание «с голоса» манеры пения. Слабо подготовленных певцов нужно рассадить среди исполнителей с прочными навыками и яркой манерой местного народного пения. В фольклорном коллективе, созданном на основе определённой певческой манеры, навыки постепенно «припеваются» к единой манере звучания хора. Для обучения можно использовать записи песенных образцов. Прослушивание песен  даст детям слуховые ориентиры о стиле и манере исполняемых произведений.

В основе ансамблевого и хорового пения лежит правильная вокально – техническая  культура исполнения. Поэтому главная работа педагога (руководителя) – это работа над развитием певческих навыков, так как они являются стержнем, вокруг которых разворачиваются все остальные элементы учебно-хоровой работы.

Руководитель фольклоргого ансамбля (хора) должен знать не только репертуар народных песен, но и беречь голос детей, владеть методикой обучения народному пению, но и беречь голос детей, следить за тем, чтобы дети пели естественным голосом, не форсировали звук, не кричали. Заботясь о создании спокойной обстановки, об уменьшении лишнего шума на занятиях, педагог тем самым оберегает детский голос. Крик, шум портят голос, притупляют слух и отрицательно влияют на нервную систему детей.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание искусством (методический доклад)

Влияние музыкального искусства на воспитание полноценной, всесторонне развитой личности....

Методический доклад на тему Актуальность современных программ по "Слушанию музыки" в ДМШ иДШИ

аналитическа работа  1.Слушание музыки-вид музыкальной деятельности.2.Сущность и особенности авторских программ по предмету "Слушание музыки".3.Эффективность творческих приемов,используемых в ли...

Методический доклад

Методический доклад  Основн...

Методический доклад

Современная история гитары и музыкальные стили...

Методический доклад

Принципы надежности игры на баяне...

Методический доклад "Артпедагогические приемы и техники в индивидуальной вокальной работе".

Артпедагогические приёмы и техники, используемые на уроках вокала, очень разнообразны: вокальные, артикуляционные и дыхательные тренинги, музыкальные сказки, «рисование» голосом («звукопись») и...