Методический доклад - презентация по теме: "Развитие фортепианной школы в России"
презентация к уроку по музыке по теме

Белопеевская Ольга Игоревна

Текст презентации

Презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekst_prezentacii.doc117.5 КБ
Office presentation icon prezentaciya.ppt1.47 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

  Русский пианизм вышел на мировую арену во второй половине XIX в. и сразу же заставил заговорить о себе как о самобытном ярком явлении. Однако ничего вдруг не бывает, особенно в исполнительском мастерстве. Начало профессионального пианизма в России относится к последней четверти XVIII в., когда выдающийся русский композитор Дмитрий Степанович  Бортнянский стал писать не только хоровую музыку, духовную и светскую, в которой он и поныне классик, но и сонаты для фортепиано,  самолично им исполняемые.

  С 1802 г. и до конца жизни в России жил известный ирландский пианист, композитор и педагог Джон Фильд, создатель первых фортепианных ноктюрнов, который давал уроки игры на фортепиано многим русским музыкантам, в том числе композитору А.Верстовскому и национальному классику русской музыки М.Глинке. Если при этом вспомнить о младшем современнике и сподвижнике Глинки композиторе А.Даргомыжском, то станет ясно, что сочинение и исполнение фортепианной музыки в России медленно, но неуклонно развивались. Так что появление выдающихся пианистов-виртуозов мирового уровня братьев Антона и Николая Рубинштейнов должно быть воспринято как закономерный итог развития русского пианизма.

  С открытия консерватории в Петербурге  начался новый, феноменальный по скорости и успехам этап русского пианизма.

  По инициативе Антона Рубинштейна и под его руководством были организованы Певчая академия (1858 г.), Русское музыкальное общество (1859 г) и первая в России консерватория - Петербургская (1862 г.),  в которой до 1867 г. был профессором и директором. Работа по созданию консерватории сильно осложнялась столкновениями с придворными кругами, а также острой борьбой с А.Н.Серовым, В.В.Стасовым и членами "Могучей кучки", которые, опасаясь академизма консерватории, недооценивали, однако, важности подготовки в широких масштабах русских музыкантов-профессионалов. В эти годы значительно сократились выступления Рубинштейна-пианиста, но по-прежнему интенсивной оставалась его композиторская деятельность.

В 1867 г. из-за конфликта с сановными кругами Рубинштейн ушёл из консерватории и Русского музыкального общества. В конце 60-х гг. он на некоторое время сблизился с композиторами "Новой русской музыкальной школы". Тогда возобновилась его интенсивная пианистическая деятельность.


 Антон Рубинштейн вошёл в историю отечественной и мировой музыкальной культуры как один из величайших в мире пианистов и создатель русской пианистической школы. Но его по праву можно назвать и основоположником профессионального музыкального образования в России и организатором регулярной концертной жизни, и замечательным лирическим композитором.


  Петербургская консерватория долго не имела своего здания и размещалась в различных помещениях города.  Через три года состоялся первый выпуск консерватории, среди первых выпускников был будущий великий композитор Петр Ильич Чайковский.

Консерватория быстро становилось популярной, число ее студентов увеличилось, для нормального их обучения нужны были не только музыкальные классы, но и большой зал с хорошей акустикой, поэтому вопрос о специальном здании поднимался не раз. В 1887 году консерватория получила для перестройки здание старого Большого театра на Театральной площади, рядом с Мариинским театром.

  Работы по реконструкции Большого театра начались весной 1891 года, а через год состоялась торжественная закладка Большого зала консерватории. Строительство такого специфического здания, как консерватория, требовало особого мастерства, ведь одним из главных условий было создание с одной стороны, хорошей звукоизоляции, а с другой стороны, нужного резонанса. Для этого использовали различные системы перегородок между классами, перекрытий между этажами, делали двойные стены и потолки, даже вентиляционные каналы устраивали для каждого класса отдельно.

 Торжественное открытие нового здания петербургской консерватории состоялось 12 ноября 1896 года.

  В годы революции 1905-1907 годов консерватория стала самоуправляемым учебным заведением.

  После революции 1917 года консерватория стала государственным учебным заведением, получила статус вуза.

  С Петербургской консерваторией связана целая эпоха русской музыки. Здесь работали и учились многие замечательные люди - прекрасные музыканты и настоящие граждане своей страны, которые составили гордость и славу России.



 Традиции, заложенные основателями консерватории, сохраняются и сегодня, а сама Петербургская консерватория остается одним из самых авторитетных музыкальных центров мира.

  Трудно переоценить то, что удалось сделать Николаю Рубинштейну. Он, будучи молодым человеком 25 лет, положил начало системе профессионального музыкального образования в России. Именно он взял на себя ответственность перед лицом государства и народа за подготовку не только специалистов по тому или другому инструменту, но и музыкантов в обширнейшем смысле этого слова.

  Н.Г. Рубинштейн  создал Московскую консерваторию в 1866 году,  соучредителем  которой являлся князь Николай Петрович Трубецкой, на базе организованных им же Музыкальных классов Московского отделения Императорского русского музыкального общества (ИРМО). С самого начала и до 1881 года он оставался директором Консерватории, профессором фортепианного класса и дирижёром ученического оркестра.

  Петр Чайковский был первым русским композитором, закончившим Петербургскую консерваторию и начавшим преподавать в только что открытой Московской.

  Первоначально (в 1866-1871 гг.) классы Московской консерватории находились в доме на углу Воздвиженки и Арбатского проезда. В 1876 г. Московская консерватория переехала на Большую Никитскую, в двухэтажный дом – бывший дворец князя Воронцова.

  В 1893 г. дирекция Московского отделения Русского музыкального общества принимает решение о сооружении на базе существующего нового, более просторного здания. Проект реконструкции был разработан архитектором  Василием Загорским.


 Старые фундаменты не позволяли возвести крупное, многоместное здание, поэтому было решено все снести и на этом месте строить заново.

  20 апреля 1901 г. состоялось торжественное открытие Большого зала, означавшее одновременно завершение всех работ.

  В 1867 году с  Рубинштейном и Чайковским познакомился Николай Сергеевич Зверев . Вскоре он начал преподавать, сначала частным образом, а в 1870 открыл музыкальный пансион, получивший впоследствии большую известность. В пансионе Зверева жили и учились одарённые юные пианисты ( ― А. И. Зилоти, С. В. Рахманинов, К. Н. Игумнов, Ф. Ф. Кенеман, Л. А. Максимов, М. Л. Пресман). У Зверева также брал уроки, но не жил в пансионе А. Н. Скрябин.

  С 1870 по приглашению Н. Рубинштейна Зверев преподавал в Московской консерватории.

  Зверев был выдающимся педагогом, продолжателем традиций московской школы, специалистом в области подготовительной стадии обучения игре на фортепиано. Помимо пианистических качеств ― певучего звучания и свободы исполнения, он развивал в своих учениках художественный вкус и широкий культурный кругозор. В пансионе Зверева царила строгая дисциплина: ученики должны были заниматься по шесть часов в день. Обязательным было посещение оперных спектаклей и ансамблевое музицирование (в том числе на нескольких роялях).

  Среди золотой плеяды выпускников Московской консерватории последних десятилетий прошлого века особо выделялись два таких неординарных и разных ученика Чайковского как А.Скрябин и С.Рахманинов, которые были и величайшими композиторами, выразителями несломленного русского духа, и крупнейшими в мире пианистами-виртуозами, тонкими и вдохновенными интерпретаторами не только собственных сочинений, но и мировой классики.

  Пианистическое мастерство Скрябина неразрывно связано с традициями московской фортепианной школы, с исторически сложившимся первенством в московской консерватории классов специального фортепиано. Пианистам принадлежит главная роль как в создании, так и в дальнейшем развитии консерватории.
    Достижения московской фортепианной школы определялись во многом ее близостью к крупнейшим представителям московской композиторской школы, создателям целой эпохи в истории русской музыки - С.И.Танееву, С.В.Рахманинову, А.Н.Скрябину, Н.К.Метнеру. Из них Скрябин и Метнер были и преподавателями специального фортепиано. Соединение "рубинштейновской" эпохи пианизма с достижениями музыкального творчества и исполнительства начала XX  Серебряного века русской культуры привело к появлению плеяды пианистов, чьи имена вписаны золотыми буквами в историю отечественной музыки.

  Непосредственным наставником Скрябина-пианиста был В.И.Сафонов - великий мастер, обладавший даром заставить рояль звучать необыкновенно, волшебно. Этот дар он передал Скрябину. Уже в те годы Скрябин развил у себя умение удивительно тонко пользоваться педалью: "инструмент у него дышал" (Сафонов). Сафонов передал Скрябину и особую требовательность к звуку, к его красоте и "полетности". "В звуке должна быть "опьяненность"; звук, взятый уже раз, может меняться от какого-то психического сдвига, ощущения",- говорил Скрябин, - и действительно добивался этого своей изумительной педализацией.

      Московская фортепианная школа продолжает держать первенство по сохранению и развитию традиций исполнения произведений Скрябина.

  Значение исполнительского творчества Рахманинова не менее велико: Рахманинов-пианист стал эталоном для многих поколений пианистов разных стран и школ, он утвердил мировой приоритет русской фортепианной школы, отличительными чертами которой являются: 1) глубокая содержательность исполнения; 2) внимание к интонационному богатству музыки; 3) «пение на фортепиано» — имитация средствами фортепиано вокального звучания и вокальной интонации. Рахманинов-пианист оставил эталонные записи многих произведений мировой музыки, на которых учатся многие поколения музыкантов.

Творчество Рахманинова выступило тем синтезирующим знаменателем, который объединил и сплавил творческие принципы московской  и Петербургской школ в единый и цельный русский стиль. Тема «Россия и её судьба», генеральная для русского искусства всех видов и жанров, нашла в творчестве Рахманинова исключительно характерное и законченное воплощение.

  В годы учения в консерватории с талантливейшими музыкантами Рахманиновым и  Скрябиным общаются сестры Гнесины.

  Старшие сестры (Евгения и Елена) начали свое музыкальное образование в Ростове-на-Дону, а затем поступили в Московскую консерваторию, которую закончили по классу фортепиано.

  Профессиональные интересы сестер (вслед за старшими в консерваторию вскоре поступили и младшие – Мария и Елизавета) определились еще в консерваторские годы. Ими стали проблемы музыкальной педагогики и музыкального образования. Эта область музыкального искусства не получила во второй половине ХIХ века должного развития, несмотря на то, что в 60-е – 80-е годы в России уже были открыты две консерватории, около десяти школ и музыкальных классов, несколько училищ.  Идею открытия музыкального училища поддержал учитель Евгении и Елены Гнесиных В.Сафонов – директор Московской консерватории. Влияние В. Сафонова на обеих сестер было очень значительным не только в формировании их пианизма, но и в общем культурном развитии, в выработке некоторых методических принципов, ставших в дальнейшем основой их деятельности.

  Многие современники, такие как К.Игумнов, А.Гольденвейзер, называли училище Гнесиных маленькой консерваторией, музыкальной семьей. Все они считали, что музыкальные знания закладывались в училище столь основательно, что в консерватории их останется только немного отшлифовать. Выпускников училища с радостью принимали к себе в класс многие профессора консерватории. Готовя высокопрофессиональные музыкальные кадры, преподаватели и ученики училища постоянно вели активную просветительскую деятельность, которая не только не ослабла, а, наоборот, усилилась в тяжелые для России 20-е годы. В начале 1919 года стали закрываться многие частные учебные заведения. Гнесины, благодаря поддержке А.В.Луначарского, смогли сохранить училище. В  июле 1919 года училище стало государственным и получило название: «Вторая московская государственная музыкальная школа». Главой школы была назначена Елена Фабиановна.

  В конце 1920 года, когда «Вторая московская государственная школа» праздновала свое 25-летие, и ей было присвоено название Государственной показательной музыкальной школы, младшее ее отделение стало детской школой, старшее – «Третьим показательным государственным музыкальным техникумом». Самостоятельность этих учебных заведений не привела к их разобщенности, а наоборот, решала проблему преемственности: лучшие ученики школы продолжали свое обучение в техникуме. Во главе школы и техникума оставалась Елена Фабиановна, другие сестры – Евгения, Елизавета и Ольга – продолжали свою педагогическую работу. И школа, и техникум выросли из всего того, чем щедро были одарены члены семьи Гнесиных: таланта, преданности музыке, профессиональной увлеченности, душевной щедрости, редкого умения и желания научить, передать все свои знания ученику.

  Работа учебных заведений Гнесиных и самой Елены Фабиановны в эти годы имела поистине государственное значение, т.к. именно тогда создавались важнейшие документы о музыкальном образовании: учебные планы, программы, отбор дисциплин для каждой ступени, методики преподавания. Выявлялась специфика работы техникума в плане подготовки учащихся для консерватории и определение требований для самостоятельной работы выпускников в разных областях деятельности.

  Во второй половине 20-х годов, когда создавали систему среднего музыкального образования, Елена и Евгения, постоянно активно участвовавшие в разработке этой системы, начали реализовывать решения комиссии в своем техникуме. Был определен единый для всех специальностей четырехгодичный срок обучения, сложились учебные планы для каждого отделения, вводились новые учебные дисциплины. Однако, огромная работа по организации учебного процесса в эти годы подверглась резкой критике. Елена Фабиановна  отстраняется от должности заведующей техникумом и становится заведующей учебной частью. Упрекали Гнесиных в академизме обучения, критиковали педагогический репертуар и содержание занятий по отдельным дисциплинам. Только в 1932 году  Елена Фабиановна была восстановлена на должность директора Техникума.

  Советская пианистическая школа закономерно стала наследницей русской исполнительской школы. Основателями ее по праву могут считаться два корифея Московской консерватории:  Игумнов Константин Николаевич

и Гольденвейзер Александр Борисович.

  Игумнов Константин Николаевич  впитал в себя лучшие традиции русской исполнительской и композиторской школ. Московскую консерваторию он окончил в 1894 году. С пианистом Игумновым москвичи познакомились еще в 1895 году, и вскоре он занял видное место среди русских концертирующих исполнителей.

  Он начал преподавать вскоре после окончания консерватории, некоторое время был педагогом музыкального училища в Тбилиси (1898-1899), а с 1899 года стал профессором Московской консерватории; в 1924-1929 годах был также ее ректором. В своем общении с учениками Игумнов был далек от какого бы то ни было догматизма, всякий его урок - живой творческий процесс, открытие неиссякаемых музыкальных богатств. "Моя педагогика,- говорит он,- теснейшим образом связана с моим исполнительством, и это обусловливает отсутствие стабильности в моих педагогических установках". Может быть, и этим объясняется удивительная несхожесть, порой контрастная противоположность игумновских питомцев. Но, пожалуй, всех их объединяет благоговейное отношение к музыке, унаследованное от учителя.

  Невозможно представить себе русскую пианистическую школу без Александра Борисовича Гольденвейзера. Его деятельность составила целую эпоху в развитии музыкального искусства в России. Замечательный пианист, принадлежавший к золотой плеяде русских музыкантов прошлого столетия, один из крупнейших педагогов, интересный композитор, - он внес огромный вклад в музыкальную культуру. Его ученики, ученики его учеников - десятки и даже сотни великолепных пианистов. Однако даже и те, кто, казалось бы, не соприкасался с Гольденвейзером непосредственно и не принадлежал к числу его музыкальных "наследников", так или иначе оказались в сфере влияния этого необыкновенного человека. Основанная им школа при Московской консерватории для одаренных детей - ЦМШ - стала одним из лучших в мире центров музыкального образования  детей. Сколько блистательных музыкантов, не только пианистов, но и скрипачей, и виолончелистов, и иных, - было воспитано в ее стенах! Можно сказать, что детское профессиональное образование в его нынешнем виде во многом сложилось благодаря Гольденвейзеру - ведь по образцу ЦМШ и в России, и в других странах создавались подобные школы.

  Еще одна крупная и, может быть, самая известная пианистическая школа в Московской консерватории была создана Генрихом Густавовичем Нейгаузом  в творчестве которого благодаря рождению, воспитанию и образованию органически соединились три исполнительских традиции — русская, польская и немецкая. Этот сплав, помноженный на талант, эмоции, разум и чувство стиля, создал особую манеру исполнения, в которой ярко ощущалась артистическая бескорыстность, которая в той или иной мере отличала и учеников Г.Нейгауза, несмотря на самобытность каждого из них.

  Многие десятилетия складывались педагогические принципы «школы Нейгауза». Плодом напряженных трудов стала мощная плеяда учеников. Плодом опыта и размышлений явилась книга «Об искусстве фортепианной игры». Во взаимодействии «музыкального» и «технического» Нейгауз был на стороне приоритета первого, по его мнению, основополагающего начала. Поэтому во всех разделах книги, говорится ли о работе над звуком, аппликатурой, техникой, двигательном аппарате музыканта, главным является раскрытие и выстраивание художественного образа произведения и исполнения. Недаром в Предисловии к книге дается следующее положение: «Прежде чем начать учиться на каком бы то ни было инструменте, обучающийся... должен уже духовно владеть какой-то музыкой: так сказать, хранить ее в своем уме, носить в своей душе и слышать своим слухом». Во времена воинствующего материализма в советской эстетике этот тезис о приоритете духовного над моторно-механистическим, как и все эмоционально-содержательное богатство книги Нейгауза, привлекало к ней не только музыкантов, но интеллигенцию в целом.

Современные методы преподавания фортепиано

  Татьяна Борисовна Юдовина-Гальперина (1945-2003) - детский музыкальный педагог с мировым именем. Идея серии «Большая музыка - маленькому музыканту» принадлежит Татьяне Борисовне.

Она автор уникальной методики музыкального развития детей двух-трехлетнего возраста. До 1990 года - ведущий методист г. Санкт-Петербурга.

  Эмма Льюмен (Emma Lieuman), создатель современной системы обучения, талантливый пианист и педагог, выпускница Московской консерватории, лауреат международных конкурсов, руководитель Центра «PianoWell».
Ее система создавалась с 1998 года и окончательно сформировалась к 2007 году. В основе системы лежит овладение музыкальными средствами выразительности (МСВ) в полной мере.
К ним относятся:
• тембр
• движение звука
• гармония
• динамика и баланс
• интонация и вес
• музыкальная речь
• штрихи
• окраска звука
• фразировка
• форма
• образ произведения
• метр
• артистизм


  Смирнова Татьяна Ивановна - автор "Интенсивного метода преподавания фортепиано", автор и составитель программы "Класс по фортепиано", учебного пособия «ALLEGRO». На своих занятиях Смирнова использует системный подход, который учитывает сильные и слабые стороны ребенка, его характер и наклонности, даже особенности воспитания в семье. Занятия по разработанной педагогом методике интенсивного обучения проходят в "Центре музыкального образования Татьяны Смирновой".


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие фортепианной школы в России

Слайд 2

Дмитрий Степанович Бортнянский (1751-1825 г.)

Слайд 3

Джон Фильд (1782-1837)

Слайд 4

Алексей Николаевич Верстовский (1799-1862 г.)

Слайд 5

Михаил Иванович Глинка (1804-1857 г.)

Слайд 6

Александр Сергеевич Даргомыжский (1813-1869 г.)

Слайд 7

Братья Рубинштейны -1910 г.

Слайд 8

Антон Григорьевич Рубинштейн (1829-1894 г.)

Слайд 9

1840-1893 г.

Слайд 10

Петербургская консерватория

Слайд 11

Петербургская Консерватория

Слайд 12

Николай Григорьевич Рубинштейн (1835-1881 г.)

Слайд 13

Московская консерватория

Слайд 14

Класс, где преподавал Чайковский

Слайд 15

Большой зал

Слайд 16

Московская консерватория

Слайд 17

Николай Сергеевич Зверев (1832-1893 г.)

Слайд 18

Николай Зверев с учениками, конец 1880-х гг. Слева направо: Семён Самуэльсон, Александр Скрябин , Леонид Максимов, Сергей Рахманинов , Александр Черняев, Фёдор Кёнеман , Матвей Пресман.

Слайд 19

Александр Николаевич Скрябин (1872 – 1915 г.)

Слайд 20

Василий Ильич Сафонов (1852-1918 г.)

Слайд 21

Сергей Васильевич Рахманинов (1873 – 1943 г.)

Слайд 22

Сестры Гнесины (слева направо): Ольга, Елена, Евгения, Мария, Елизавета.

Слайд 23

«Музыкальное училище Е. и М. Гнесиных». 1895 г. маленький деревянный домик в Гагаринском переулке

Слайд 24

Гнесинское училище в 20-е годы

Слайд 25

Елена Фабиановна Гнесина (1874-1967 г.)

Слайд 26

Константин Николаевич Игумнов (1873- 1948 г.)

Слайд 27

Александр Борисович Гольденвейзер (1875-1961 г.)

Слайд 28

Центральная музыкальная школа при Московской консерватории

Слайд 29

Генрих Густавович Нейгауз (1888-1964 г.)

Слайд 30

Генрих Нейгауз дома с учениками: (слева направо) Наталья Фомина, Антон Гинзбург, Евгений Малинин, Вера Горностаева

Слайд 31

Современные методы преподавания фортепиано 1. Татьяна Борисовна Юдовина-Гальперина 2. Эмма Льюмен 3. Татьяна Ивановна Смирнова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме: «Развитие ядерной энергетики и влияние радиоактивных веществ на живые организмы»

Вашему вниманию предлагаю разработку урока, с использованием компьютерной презентации. Данный урок носит в основном информативный характер, поэтому может проводиться и в разных классах. На этом уроке ...

ТЕКСТ К ПРЕЗЕНТАЦИИ ПО ТЕМЕ Развитие метапредметных компетенций учащихся как ресурс повышения качества образования в массовой школе

Сопровождающий презентацию текст по теме выступления на августовской конференции 2011 года...

Методическая разработка. Презентация к уроку по теме "Географическое положение России". 8 класс

Презентация по теме: "Географическое положение России" для учащихся 8 класса....

Методическая разработка открытого урока Тема: Развитие у обучающихся навыков самостоятельной творческой деятельности на уроках предмета «Музицирование» в фортепианном классе.

Методическая разработка открытого урока Тема: Развитие у обучающихся навыков самостоятельной творческой деятельности на уроках предмета «Музицирование» в фортепианном классе....

методический доклад на тему "Методика изучения фортепианной кантилены"

В данной работе рассмаатриваются основные методы работы над кантиленой в классе фортепиано...

Тематическая статья на тему "Развитие образовательной среды школы и повышения мотивации к обучению учащихся в условиях реализации ФГОС"

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знан...