Программа по выявлению интеллектуальных и творческих способностей обучающихся колледжа
материал

Программа по выявлению интеллектуальных и творческих способностей обучающихся колледжа  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_vyyavleniyu_talantov.docx39.65 КБ

Предварительный просмотр:

СОГБПОУ «Козловский многопрофильный аграрный колледж»

ПРОГРАММА

по выявлению интеллектуальных и творческих способностей

обучающихся колледжа

г. Ельня

Содержание

Введение 

4

Направления реализации программы

4

Мониторинг эффективности реализации программы

6

Введение

Программа по выявлению способностей обучающихся опирается на основную стратегию российского образования по ФГОС - формирование всесторонне развитой личности. Программа направлена на развитие интеллектуальных и творческих способностей, обучающихся среднего профессионального образования, приобщает к творческому труду, проектно-исследовательской деятельности.

Цель: создание условий для выявления, поддержки и развития творческих способностей, обучающихся через преподаваемые дисциплины, создание условий для самореализации способностей обучающихся через творчество.

Задачи:

  1. создание системы целенаправленного выявления обучающихся, создание системы симулирования творческой деятельности обучающихся;
  2. вовлечение обучающихся в систему внеурочной самостоятельной работ;
  3. расширение возможностей для участия обучающихся в проектной деятельности, олимпиадах, конкурсах, конференциях различного уровня.

Педагогические методики: метод проектов Л.С.Выготский, метод индивидуального подхода Е.И. Пассов, Г.А. Китайгородская, личностно-ориентированное и развивающее обучение И.С. Якиманская.

Показатели результативности: способность к рефлексии и самоанализу, умение работать с информацией, развитие творческой активности, создание портфолио, обучающимися и их участие в олимпиадных и творческих конкурсах.

Основные способы выявления у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой деятельности строится по двум направлениям: выявление и развитие.

  • выявление способностей: психолого-педагогические диагностики, педагогическое наблюдение; изучение результатов деятельности учащихся;
  • развитие способностей: проведение элективных курсов, кружковая работа. Участие в олимпиадах, викторинах и конкурсах различного уровня, участие в научно-практических конференциях. Включение в учебный процесс решения задач повышенной сложности, побуждение к прочному усвоению изучаемого материала, углубленному изучению предмета, обучение студентов самооценке результатов своей работы, формирование навыков публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов решения различных задач повышенной сложности.

Направления реализации программы

Для реализации современных направлений по выявлению способностей требуется:

  • разработка индивидуальных форм работы;
  • внедрение в учебный процесс современных педагогических технологий для развития творческих способностей обучающихся;
  • использование активных форм и методов организации образовательного процесса;
  • создание образовательных курсов, направленных на поддержку одаренных обучающихся при выстраивании индивидуальной траектории развития обучающихся;
  • развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности обучающихся, которая позволит студентам демонстрировать свои достижения на конкурсах, смотрах различного уровня.

Принципы педагогической деятельности в работе с обучающимися по выявлению и развитию способностей:

  • принцип доверия и поддержки;
  • принцип добровольности;
  • принцип индивидуальности;
  • принцип выбора;
  • принцип творчества и успеха;
  • принцип привлекательности результатов;
  • принцип обратной связи.

Формы работы по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся:

  • наблюдения;
  • диагностика;
  • беседы с участниками образовательного процесса;
  • консультации;
  • дифференцированные задания;
  • учебные задания практикоориентированной направленности;
  • проектная деятельность;
  • ролевые игры;
  • предметные олимпиады и конкурсы;
  • конкурсы, конференции творческого и исследовательского характеров.

Основные мероприятия по реализации программы.

I. Диагностика:

  1. Изучение диагностических методик, основанных на валидности, доступности, информативной емкости.
  2. Создание банка тестов для диагностирования обучающихся по определению интеллектуальных способностей; банка данных талантливых обучающихся.
  3. Изучение круга интересов умственной деятельности обучающихся путем анкетирования.
  4. Изучение личностных потребностей одаренных обучающихся путем собеседования.

II. Развитие творческих и познавательных способностей:

  1. привлечение обучающихся к проведению конкурсов и олимпиад, созданию учебно-исследовательских проектов.
  2. использование в практике работы с одаренными обучающимися следующих приемов:
  • выполнение творческих тематических заданий;
  • выполнение проблемных поисковых работ;
  • выступления в лекторских группах;
  • назначение ответственными за проведение групповых и коллективных работ;
  • повышение степени сложности заданий;
  • интеграция учебных и научно-исследовательских заданий.

Наименование педагогических методик

  • любознательность (Л);
  • воображение (В);
  • сложность (С)
  • склонность к риску (Р).

Несмотря на ее адресованность юношескому возрасту, она не утрачивает своей прогностичности и в зрелом возрасте. 

Тест креативности Торренса

Э. Торренс разработал 12 тестов, сгруппированных в вербальную, изобразительную и звуковую батарею. Тест состоит из трех заданий. Ответы на все задания даются в виде рисунков и подписей к ним. Время выполнения задания не ограничено, так как креативный процесс предполагает свободную организацию временного компонента творческой деятельности.

Мониторинг эффективности реализации программы

Ожидаемые результаты

  1. формирование системы работы с одаренными обучающимися;
  2. формирование банка, технологий и программ для ранней диагностики способных и одаренных студентов. Выработка стратегии и тактики функционального, педагогического, социально-психологического и научно-методического обеспечения для изучения и развития способных и одаренных студентов колледжа.
  3. повышение качества образования, индивидуализация обучения и воспитания.
  4. увеличение количества обучающихся, принявших участие в предметных олимпиадах, конкурсах, фестивалях; повышение показателей успешности обучающихся в конкурсах различного уровня.
  5. изменение показателей социального статуса, социального интеллекта и успеваемости.
  6. расширение диапазона мероприятий для раскрытия способностей обучающихся;
  7. нормативное и методическое обеспечение деятельности, направленной на работу с одаренными студентами;

Интерпретация теста диагностика личной креативности (Е.Е. Туник)

Основные критериальные проявления исследуемых факторов:

  • Любознательность. Субъект с выраженной любознательностью чаще всего спрашивает всех и обо всем, ему нравится изучать устройство механических вещей, он постоянно ищет новые пути (способы) мышления, любит изучать новые вещи и идеи, ищет разные возможности решения задач, изучает книги, игры, карты, картины и т. д., чтобы познать как можно больше.
  • Воображение. Субъект с развитым воображением: придумывает рассказы о местах, которые он никогда не видел; представляет, как другие будут решать проблему, которую он решает сам; мечтает о различных местах и вещах; любит думать о явлениях, с которыми не сталкивался; видит то, что изображено на картинах и рисунках, необычно, не так, как другие; часто испытывает удивление по поводу различных идей и событий.
  • Сложность. Субъект, ориентированный на познание сложных явлений, проявляет интерес к сложным вещам и идеям; любит ставить перед собой трудные задачи; любит изучать что-то без посторонней помощи; проявляет настойчивость, чтобы достичь своей цели; предлагает слишком сложные пути решения проблемы, чем это кажется необходимым; ему нравятся сложные задания.
  • Склонность к риску. Проявляется в том, что субъект будет отстаивать свои идеи, не обращая внимания на реакцию других; ставит перед собой высокие цели и будет пытаться их осуществить; допускает для себя возможность ошибок и провалов; любит изучать новые вещи или идеи и не поддается чужому мнению; не слишком озабочен, когда одноклассники, учителя или родители выражают свое неодобрение; предпочитает иметь шанс рискнуть, чтобы узнать, что из этого получится.

Инструкция к тесту

Это задание поможет вам выяснить, насколько творческой личностью вы себя считаете. Среди следующих коротких предложений вы найдете такие, которые определенно подходят вам лучше, чем другие. Их следует отметить знаком «Х» в колонке «В основном верно». Некоторые предложения подходят вам лишь частично, их следует пометить знаком «Х» в колонке «Отчасти верно». Другие утверждения не подойдут вам совсем, их нужно отметить знаком «Х» в колонке «Нет». Те утверждения, относительно которых вы не можете прийти к решению, нужно пометить знаком «Х» в колонке «Не могу решить».

Делайте пометки к каждому предложению и не задумывайтесь подолгу. Здесь нет правильных или неправильных ответов. Отмечайте первое, что придет вам в голову, читая предложение. Это задание не ограничено во времени, но работайте как можно быстрее. Помните, что, давая ответы к каждому предложению, вы должны отмечать то, что действительно чувствуете. Ставьте знак «Х» в ту колонку, которая более всего подходит вам. На каждый вопрос выберите только один ответ.

Тестовый материал

  1. Если я не знаю правильного ответа, то попытаюсь догадаться о нем.
  2. Я люблю рассматривать предмет тщательно и подробно, чтобы обнаружить детали, которых не видел раньше.
  3. Обычно я задаю вопросы, если чего-нибудь не знаю.
  4. Мне не нравится планировать дела заранее.
  5. Перед тем как играть в новую игру, я должен убедиться, что смогу выиграть.
  6. Мне нравится представлять себе то, что мне нужно будет узнать или сделать.
  7. Если что-то не удается с первого раза, я буду работать до тех пор, пока не сделаю это.
  8. Я никогда не выберу игру, с которой другие незнакомы.
  9. Лучше я буду делать все как обычно, чем искать новые способы.
  10. Я люблю выяснять, так ли все на самом деле.
  11. Мне нравится заниматься чем-то новым.
  12. Я люблю заводить новых друзей.
  13. Мне нравится думать о том, чего со мной никогда не случалось.
  14. Обычно я не трачу время на мечты о том, что когда-нибудь стану известным артистом, музыкантом, поэтом.
  15. Некоторые мои идеи так захватывают меня, что я забываю обо всем на свете.
  16. Мне больше понравилось бы жить и работать на космической станции, чем здесь, на Земле.
  17. Я нервничаю, если не знаю, что произойдет дальше.
  18. Я люблю то, что необычно.
  19. Я часто пытаюсь представить, о чем думают другие люди.
  20. Мне нравятся рассказы или телевизионные передачи о событиях, случившихся в прошлом.
  21. Мне нравится обсуждать мои идеи в компании друзей.
  22. Я обычно сохраняю спокойствие, когда делаю что-то не так или ошибаюсь.
  23. Когда я вырасту, мне хотелось бы сделать или совершить что-то такое, что никому неудавалось до меня.
  24. Я выбираю друзей, которые всегда делают все привычным способом.
  25. Многие существующие правила меня обычно не устраивают.
  26. Мне нравится решать даже такую проблему, которая не имеет правильного ответа.
  27. Существует много вещей, с которыми мне хотелось бы поэкспериментировать.
  28. Если я однажды нашел ответ на вопрос, я буду придерживаться его, а не искать другие ответы.
  29. Я не люблю выступать перед группой.
  30. Когда я читаю или смотрю телевизор, я представляю себя кем-либо из героев.
  31. Я люблю представлять себе, как жили люди 200 лет назад.
  32. Мне не нравится, когда мои друзья нерешительны.
  33. Я люблю исследовать старые чемоданы и коробки, чтобы просто посмотреть, что в них может быть.
  34. Мне хотелось бы, чтобы мои родители и руководители делали все как обычно и не менялись.
  35. Я доверяю свои чувствам, предчувствиям.
  36. Интересно предположить что-либо и проверить, прав ли я.
  37. Интересно браться за головоломки и игры, в которых необходимо рассчитывать свои дальнейшие ходы.
  38. Меня интересуют механизмы, любопытно посмотреть, что у них внутри и как они работают.
  39. Моим лучшим друзьям не нравятся глупые идеи.
  40. Я люблю выдумывать что-то новое, даже если это невозможно применить на практике.
  41. Мне нравится, когда все вещи лежат на своих местах.
  42. Мне было бы интересно искать ответы на вопросы, которые возникнут в будущем.
  43. Я люблю браться за новое, чтобы посмотреть, что из этого выйдет.
  44. Мне интереснее играть в любимые игры просто ради удовольствия, а не ради выигрыша.
  45. Мне нравится размышлять о чем-то интересном, о том, что еще никому не приходило в голову.
  46. Когда я вижу картину, на которой изображен кто-либо незнакомый мне, мне интересно узнать, кто это.
  47. Я люблю листать книги и журналы для того, чтобы просто посмотреть, что в них.
  48. Я думаю, что на большинство вопросов существует один правильный ответ.
  49. Я люблю задавать вопросы о таких вещах, о которых другие люди не задумываются.
  50. У меня есть много интересных дел как на работе (учебном заведении), так и дома.

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА

При оценке данных опросника используются четыре фактора, тесно коррелирующие с творческими проявлениями личности. Они включают Любознательность (Л), Воображение (В), Сложность (С) и Склонность к риску (Р). Мы получаем четыре «сырых» показателя по каждому фактору, а также общий суммарный показатель.

При обработке данных используется либо шаблон, который можно накладывать на лист ответов теста, либо сопоставление ответов испытуемого с ключом в обычной форме.

Ключ к тесту

Склонность к риску (ответы, оцениваемые в 2 балла)

положительные ответы: 1, 21, 25, 35, 36, 43, 44;

отрицательные ответы: 5, 8, 22, 29, 32, 34;

все ответы на данные вопросы в форме «может быть» оцениваются в 1 балл;

все ответы «не знаю» на данные вопросы оцениваются в -1 балл и вычитаются из общей суммы.

Любознательность (ответы, оцениваемые в 2 балла)

положительные ответы: 2, 3, 11, 12, 19, 27, 33, 37, 38, 47, 49;

отрицательные ответы: 28;

все ответы «может быть» оцениваются в +1 балл, а ответы «не знаю» – в -1 балл.

Сложность (ответы, оцениваемые в 2 балла)

положительные ответы: 7, 15, 18, 26, 42, 50;

отрицательные : 4, 9, 10, 17, 24, 41, 48;

все ответы в форме «может быть» оцениваются в +1 балл, а ответы «не знаю» – в -1 балл.

Воображение (ответы, оцениваемые в 2 балла)

положительные: 13, 16, 23, 30, 31, 40, 45, 46;

отрицательные: 14, 20, 39;

все ответы «может быть» оцениваются в +1 балл, а ответы «не знаю» – в -1 балл.

В данном случае определение каждого из четырех факторов креативности личности осуществляется на основе положительных и отрицательных ответов, оцениваемых в 2 балла, частично совпадающих с ключом ( в форме «может быть»), оцениваемых в 1 балл, и ответов «незнаю», оцениваемых в -1 балл.

Использование этой оценочной шкалы дает право «наказать» недостаточно творческую, нерешительную личность.

Этот опросник разработан для того, чтобы оценить, в какой степени способными на риск (Р), любознательными (Л), обладающими воображением (В) и предпочитающими сложные идеи (С) считают себя испытуемые. Из 50 пунктов 12 утверждений относятся к любознательности, 12 – к воображению, 13 – к способности идти на риск, 13 утверждений – к фактору сложности.

Если все ответы совпадают с ключом, то суммарный «сырой» балл может быть равен 100, если не отмечены пункты «не знаю».

Если испытуемый дает все ответы в форме «может быть», то его «сырая» оценка может составить 50 баллов в случае отсутствия ответов «не знаю».

Конечная количественная выраженность того или иного фактора определяется путем суммирования всех ответов, совпадающих с ключом, и ответов «может быть» (+1) и вычитания из этой суммы всех ответов «не знаю» (-1 балл).

Чем выше «сырая» оценка человека, испытывающего позитивные чувства по отношению к себе, тем более творческой личностью, любознательной, с воображением, способной пойти на риск и разобраться в сложных проблемах, он является; все вышеописанные личностные факторы тесно связаны с творческими способностями.

Могут быть получены оценки по каждому фактору теста в отдельности, а также суммарная оценка. Оценки по факторам и суммарная оценка лучше демонстрируют сильные (высокая «сырая» оценка) и слабые (низкая «сырая» оценка) стороны ребенка. Оценка отдельного фактора и суммарный «сырой» балл могут быть впоследствии переведены в стандартные баллы и отмечены на индивидуальном профиле учащегося.

Тест Торренса

Этап первый: нарисовать картинку. В данном случае вам понадобится овал, схожий по размерам с куриным яйцом. Цвет его определять только вам самим, но лучше, чтобы он был одинаковый у всех испытуемых. В связи с этим, проще всего будет взять белый цвет, сделав овал из обычной бумаги.

Испытуемый должен нарисовать что-то в овале, чтобы овал превратился в нечто конкретное благодаря вашей дорисовке. Обязательно нужно дать этому рисунку название. Рисовать можно все, что придет вам в голову. Время теста — 1 минута.

Этап второй: ассоциативность мышления. По приведенной ниже таблице нужно сделать следующее. Дорисуйте каждую картинку так, как вы ее видите и дайте ей название. Время теста — 3 минуты.

Этап третий: регулярное мышление. Распечатайте снова картинку, которая приведена ниже. К каждому одинаковому элементу (в данном случае, это пара горизонтальных кругов) необходимо дорисовать что-либо уникальное, чтобы получилось нечто самобытное, осмысленное и понятное. Грубо говоря, рисунки и их интерпретации не должны повторяться. Всего может получиться 30 рисунков. Время теста — 5 минут.

Подсчет баллов

Креативность оценивается в 5 этапов: продуктивность, оригинальность, продуманность, открытость, логика.

Продуктивность. Оценивается по 2 и 3 этапам. Подсчитайте общее количество ответов испытуемого — сколько он дорисовал картинок, столько и получит баллов. Балл не засчитывается, если:

  • исходная часть рисунка не была использована;
  • если нет смысла в рисунке или его названии;
  • повторения.

Оригинальность. Оценивается по всем трем заданиям теста. Тут самое главное, чтобы любые ваши рисунки не повторялись. Если статистические данные, но разновидностей теста очень много, поэтому предлагайте его проходить многим людям, чтобы было с чем сравнивать. Именно поэтому сначала попробуйте дать этот тест пройти хотя бы 40-50 людям, чтобы потом увидеть свои результаты. На основе всех тестов выбираются одинаковые рисунки. Это сделать нетрудно, если проводить тест в аудитории, где все испытуемые сидят вместе и находятся в равных условиях.

Каждый оригинальный ответ — это один балл. Оригинальность определяется следующим образом: если рисунок из любого задания есть хотя бы у 50% испытуемых, то он уже не оригинален. Все остальные варианты считаются оригинальными и дают вам 1 балл. Если рисунка и названия как у вас нет ни у кого, то это дает вам сразу 5 баллов. Если испытуемых больше 100, то 10 баллов вы получите за оригинальный ответ.

Продуманность. За каждый продуманный рисунок в любом из двух последних тестов дается по 1 баллу. Продуманность заключается в наличии не только контурных дорисовок, но и мелких деталей внутри каждого рисунка. В первом рисунке каждый дополнительный балл начисляется за деталь рисунка, которая не меняет смысла, но дополняет его и делает рисунок более понятным, точным и разборчивым.

Открытость. Оценка проводится только по второму тесту. Если фигура не превращается в замкнутый рисунок, то вы получаете 0 баллов. Если, например, нос превратился в часть головы, то вы получите 2 балла за каждый такой рисунок. Если вы нарисовали усы без лица — это 0, а вот если эти усы являются частью полного лица, то это 2 балла.

Логика. Подсчитывается в тестах №1 и №2. Тут важно уловить суть названия — насколько оно соответствует рисунку.

  • Если название нелогично или состоит из одного слова, которое ясно описывает картинку, то вы получаете 0 баллов.
  • Название со свойствами, например, горячая булочка или красивые усы, приносят по 1 баллу.
  • Любые абстрактные названия, отражающие какой-то смысл, приносят 3 балла. Примеры: Тщетность бытия, грустный весельчак и так далее.

Интерпретация результатов теста Торренса.

Просуммируйте баллы, полученные при оценке всех пяти факторов («беглость», «оригинальность», «абстрактность названия», «сопротивление замыканию» и «разработанность») и поделите эту сумму на пять.

Полученный результат означает следующий уровень креативности по Торренсу:

30 — плохо

30—34 — ниже нормы

35—39 — несколько ниже нормы

40—60 — норма

61—65 — несколько выше нормы

66—70 — выше нормы

>70 — отлично


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся на уроках бурятского языка и литературы МБОУ «Толтойская СОШ»

Целью данной Программы является  создание условий, способствующих выявлению и развитию творческих способностей учащихся.Для реализации поставленной цели нами выдвинуты следующие задачи:1) изучить...

Программа по выявлению интеллектуальных и творческих способностей студентов колледжа

Представлены материалы для  выявленияинтеллектуальные и творческие способности у студентов 1  курса колледжа....

Программа по выявлению интеллектуальных и творческих способностей студентов колледжа

Срок реализации программы-3 годаУчитывая интересы и запросы обучающихся и их родителей, данныемониторинговых исследований, следует отметить, что уровень развитиявыявляемых интеллектуальных и творчески...

Программа по выявлению интеллектуальных и творческих способностей обучающихся

В программе обозначены актуальность, цель и задачи, указаны направления реализации программы.Описаны методы и способы выявнения наклонностей обучающихся. Приводится система и разработан план по отбору...

Программа по выявлению интеллектуальных и творческих способностей студентов колледжа

Срок реализации программы-3 годаУчитывая интересы и запросы обучающихся и их родителей, данныемониторинговых исследований, следует отметить, что уровень развитиявыявляемых интеллектуальных и творчески...

Программа по выявлению индивидуальных и творческих способностей студентов колледжа

Методические материалы пр выявлению интеллектуальных и творческих способностей студентов СПО...