Формирование познавательного интереса учащихся с помощью современных образовательных технологий на уроках математики.
статья
Сегодня наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с демотивированностью основной массы школьников. Поэтому одной из центральных задач современной школы является формирование у учащихся положительной устойчивой мотивации учебной деятельности, такой мотивации, которая побуждала бы их к упорной, систематической учебной работе. Формирование познавательного интереса учащихся — процесс длительный, требующий целенаправленной, долгой и систематической работы со стороны учителя и учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_poznavatelnogo_interesa.docx | 30.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование познавательного интереса учащихся
с помощью современных образовательных технологий
на уроках математики.
Береснева Галина Анатольевна
Учитель математики, МОУ «Щучейская ООШ»
"Не пытайтесь удовлетворить своё тщеславие, стараясь научить кого-то слишком многому. Разбудите в человеке любопытство. Достаточно приоткрыть разуму дверь, не перегружая его, просто заронить в него искру. Если там есть чему гореть, разум будет охвачен пламенем".
Анатоль Франс
Сегодня наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с демотивированностью основной массы школьников. Поэтому одной из центральных задач современной школы является формирование у учащихся положительной устойчивой мотивации учебной деятельности, такой мотивации, которая побуждала бы их к упорной, систематической учебной работе.
Среди многих идей, направленных на совершенствование учебного процесса на уроках математики, определённое место занимает идея формирования познавательных интересов обучающихся.
Познавательный интерес - избирательная направленность личности на предметы и явления, окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям.
Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Условно различают последовательные стадии его развития:
Любопытство – элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание человека. По утверждению Б.Г. Ананьева, эта стадия интереса эмотивна, так как вместе с устранением внешних причин исчезает и его избирательная направленность.
Любознательность – ценное состояние личности. Оно характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии интереса обнаруживаются достаточно сильные выражения эмоций удивления, радости познания, удовлетворенности деятельностью.
Познавательный интерес на пути своего развития обычно характеризуется познавательной активностью, ясной избирательностью, направленностью учебных предметов, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Познавательный интерес содействует проникновению личности в сущностные связи, отношения, закономерности познания.
Теоретический интерес связан как со стремлением к познанию сложных теоретических вопросов и проблем конкретной науки, так и с использованием их как инструмента познания.
Надо сказать, что эта периодизация условна.
Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.
Математика на протяжении всей истории человечества является составной частью человеческой культуры, ключом к познанию окружающего мира, основой научно-технического прогресса. Ни одна область человеческой деятельности не может обходиться без математики — как без конкретных математических знаний, так и интеллектуальных качеств, развивающихся в ходе овладения этим предметом. Если же спросить у школьников, какой предмет им нравится больше других, то вряд ли большинство из них назовут математику, хотя относятся к ней серьёзно. Математика объективно является одной из самых сложных школьных дисциплин и вызывает субъективные трудности у многих учащихся. Некоторые вопросы школьной математики кажутся недостаточно интересными, порой скучными, поэтому одной из причин плохого усвоения предмета является отсутствие интереса. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Надо позаботиться о том, чтобы каждый ученик работал активно и увлечённо, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития познавательного интереса.
Решение занимательных математических задач — это приобщение учащихся к творческому поиску, активизация их самостоятельной исследовательской деятельности. Уникальность занимательной задачи служит мотивом учебной деятельности, развивая и тренируя мышление вообще, и творческое в частности. К занимательным можно отнести задачи на перекладывание элементов или переливания, на отгадывание задуманного числа или зачеркнутой цифры, на составления магических квадратов, задачи на подсчет количества элементов фигуры или самих фигур, задачи, связанные с шахматными фигурами, и т. д.
Немаловажную роль в развитии познавательного интереса играют дидактические игры. Включенные в урок игровые моменты делают процесс обучения интересным и занимательным, у детей создается рабочее настроение, которое помогает преодолевать трудности в усвоении учебного материала. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекаясь, дети не замечают, что учатся, познают и запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях. Даже самые пассивные учащиеся включаются в игру с большим интересом.
Доказательство теорем различными способами помогает воспитывать интерес к предмету: математика уже не кажется им сухой и скучной наукой, дети видят, что и здесь нужны выдумка, полёт фантазии, творческие способности. Например, одной из самых важных теорем является теорема Пифагора. После её изучения в классе можно предложить учащимся домашнее задание — отыскать различные доказательства теоремы Пифагора и оформить их в виде реферата или математической газеты.
Для развития познавательного интереса при изучении математики полезны математические софизмы. По сути, математический софизм — это правдоподобное рассуждение, приводящее к неправдоподобному результату. Причём этот результат может противоречить всем нашим представлениям, но не так-то просто найти незаметную, а подчас и довольно тонкую ошибку в рассуждении.
Вот пример софизма:4руб.= 40 000коп. Возьмем верное равенство: 2руб.= 200коп. и возведем его по частям в квадрат. Мы получим: 4 руб.= 40 000коп.
В чем ошибка? Возведение в квадрат денег не имеет смысла. В квадрат возводятся числа, а не величины.
Авторы книги «Математические софизмы» пишут: «…эффектная демонстрация «доказательства» явно неверного результата, в чём и состоит смысл софизма, демонстрация того, к какой нелепице приводит пренебрежение тем или иным математическим правилом, и последующий поиск и разбор ошибки, приведшей к нелепице, позволяют на эмоциональном уровне понять и «закрепить» то или иное математическое правило или утверждение. Такой подход при обучении математике способствует более глубокому её пониманию и осмыслению и, кроме того, показывает, что математика — это живая наука, а не собрание закостенелых догм…»
Для опровержения мнения о «сухости» математики можно устроить на уроках минутки поэзии «Математика в стихах»: в стихотворной форме преподнести правила, понятия, формулы, решить задачи в стихах.
Раскрытие скобок:
Если перед скобкой плюс,
Ничего я не боюсь!
Просто скобки опускаю,
Ну а знаки сохраняю.
Если перед скобкой минус,
То мозгами пораскину.
Скобки тоже опускаю,
Ну а знаки поменяю.
Координатная плоскость:
Мы играем в наши игры,
Знает их и песик Рикс:
Ордината — это игрек,
А абсцисса — это икс.
Задача в стихах:
К серой цапле на урок
Прилетели семь сорок.
А из них лишь три сороки
Приготовили уроки
Сколько лодырей сорок
Прилетели на урок?
Решение:
7-3=4(с)
Лирические минутки позволяют проникнуть эмоциям на урок математики, становятся тем эмоциональным аккомпанементом к уроку, который позволяет сделать его более эмоционально насыщенным. Эти лирические отступления не занимают много времени, но выполняют важную роль: поэтическая речь воздействует на воображение, обуславливает внутреннюю активность, а то, что вызывает у учащихся эмоции, запоминается и осмысливается ими лучше.
Эстетический потенциал школьной математики в большой мере проявляется при изучении темы «Координатная плоскость» в 6 классе. «Красивые» задания на координатной плоскости (нарисовать рисунок по данным координатам точек) вызывают интерес, так как они просты по форме и разнообразны по внешнему выражению, ведь на рисунках в координатах могут быть изображены не только отдельные объекты, но даже и целые сюжеты. Такие задания пробуждают фантазию учеников, помогают им воочию увидеть красоту математики, непосредственно соприкоснуться с миром прекрасного прямо на уроке, в процессе выполнения учебно-познавательных заданий. Многие учащиеся сами с удовольствием составляют рисунки по координатам.
Отдельно хочется остановиться на использовании исторического материала для мотивации учебного процесса. Жюль Анри Пуанкаре отмечал, что «всякое обучение становится ярче, богаче от каждого соприкосновения с историей изучаемого предмета». Поэтому необходимо знакомить учащихся с именами людей, творивших науку, богатыми в эмоциональном отношении эпизодами их жизни. Можно предложить учащимся приготовить доклады и сообщения. Также прочитать известные стихотворения: «Теорема Пифагора», «Смерть Архимеда», «На смерть Ковалевской», «Лобачевский» и др.
При введении нового математического термина, необходимо рассказать учащимся об истории его происхождения. После небольшой исторической справки дети с большей активностью принимают участие в изучении нового объекта. Например, в 9 классе при изучение темы «Последовательности» включить материал о завещании Франклина, о легенде о шахматах. Особый интерес представляют исторические задачи — это математические задачи, которые решались различными народами в разные времена и эпохи, и способствующие развитию мышления, памяти, воображения и представления.
Создание ситуации удивления, вызванного новизной материла помогает детям по-новому взглянуть на уже знакомые факты.
Очень важно показывать взаимосвязь математики с другими областями человеческих знаний и окружающим миром. Интегрированный урок — это находка для учителя осуществить межпредметную связь. Это, как правило, живые, интересные уроки, полные выдумок, фантазий, показывающие роль математики во всех областях науки. Например, урок по теме «Симметрия» (геометрия, биология, изобразительное искусство) или урок по теме «Теорема Пифагора» (геометрия и история).
Мотивация познавательной деятельности ученика на уроке хорошо укрепляется за счёт опоры на жизненный опыт. Связь математики с жизнью проявляется, например, в 5 классе при изучении темы «Действия с десятичными дробями» (квитанцию по оплате за коммунальные услуги) . А в 6 классе при изучении темы «Сложение и вычитание рациональных чисел» известен старинный приём с «долгом» (отрицательные числа) и «доходом» (положительные числа).
Большой эффект в обучении даёт живое слово учителя в сочетании с наглядностью. Ещё Константин Дмитриевич Ушинский заметил, что «детская природа требует наглядности», а Карл Фридрих Гаусс отмечал, что «математика — наука для глаз, а не для ушей». Современные компьютерные технологии на уроках математики предполагают:
- использование мультимедиа-технологий при изучении учебного материала;
- интенсивное использование компьютеров как инструмент повседневной учебной работы учащихся и педагогов;
- изменение содержания обучения математики;
- реализация межпредметных связей математики с другими учебными предметами;
- разработку методов самостоятельной поисковой и исследовательской работы учащихся в ходе выполнения учебных телекоммуникационных проектов;
- обучения обучающихся методом коллективного решения проблем;
- поиск и обработка информации в рамках изучаемого материала с использованием Интернет;
- использование электронных таблиц для решения задач.
Информационные технологии повышают информативность урока, эффективность обучения, придают уроку динамизм и выразительность.
Проектная деятельность учащихся. Проект – самостоятельная творческая работа ученика, начиная от идеи и кончая материальным воплощением. В отличие от традиционной, она позволяет перейти от учения как процесса запоминания к самостоятельной познавательной деятельности.
Для развития познавательного интереса учащихся большую роль играет внеклассная работа по предмету, которая сочетается с учебной работой, имея общую цель, хотя и отличается организационными и методическими формами. Внеклассная работа создает условия для более полной реализации потенциала учащихся, для формирования творческих и практических умений.
Для учащихся, проявляющих интерес к предмету, можно предложить факультативы. Назначение факультативных занятий — не только расширение и углубление теоретического материала, но и развитие умений применять полученные на уроках знания к решению нестандартных задач. Такая форма работы позволяет активизировать познавательную деятельность школьников, развить интерес к предмету. Во внеклассной работе по математике можно применять игры, викторины, выпуск математической газеты, придумывание и разгадывание математических кроссвордов и ребусов, написание математических сказок. Создание сказок — один из самых интересных для учащихся видов творчества. Вместе с тем это важное средство для умственного развития. Как говорил Василий Александрович Сухомлинский: «Если мне удавалось добиться, что ребенок, в развитии мышления которого встречались серьёзные затруднения, придумал сказку, связал в своём воображении несколько предметов окружающего мира — значит можно сказать с уверенностью, что ребенок научился мыслить».
Таким образом, следует отметить, что формирование познавательного интереса у школьников — процесс длительный, требующий целенаправленной, долгой и систематической работы со стороны учителя и учащихся.
Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет.
Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов – мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.
Для становления положительной устойчивой мотивации учебной деятельности следует использовать не один приём, а множество приёмов в определённой системе, в комплексе, потому что ни один из них, сам по себе, без других, не может играть решающей роли в становлении мотивации всех учащихся.
Список использованных источников:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование познавательного интереса учащихся на уроках математики
Методы работы учителя математики по формированию интереса к математике...
Развитие познавательного интереса учащихся через групповые формы обучения на уроках математики
Опыт работы по теме:"Групповая форма обучения на уроках математики"...
Формирование познавательного интереса учащихся с помощью современных образовательных технологий
Выступление на заседании школьного методического объединения...
Доклад на заседании ШМО "Формирование познавательного интереса учащихся с помощью современных образовательных технологий на уроках математики"
В данном докладе рассматриваются приемы и способы развития познавательных интересов учащихся в современных реалиях....
Формирование познавательного интереса учащихся с помощью современных образовательных технологий
Доклад по теме "Формирование познавательного интереса учащихся с помощью современных образовательных технологий" Прилагается презентация....
Доклад «Формирование познавательного интереса учащихся с помощью современных образовательных технологий на уроках математики»
Доклад«Формирование познавательного интереса учащихся с помощью современных образовательных технологий на уроках математики» Познавательный интерес выражен в своем развитии различными...
Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ"
«Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл». Альберт Эйнштейн. ...