Интерес школьников к учению является определяющим фактором в процессе овладения ими знаниями. А интерес к овладению знаниями у школьников формируется лишь при условии соответствующей организации учителем учебной деятельности. Она должна быть направлена на воспитание его познавательных интересов. Познавательный интерес - интерес к учебно-познавательной деятельности является мощным двигателем в обучении. Наличи ем познавательного интереса в процессе обучения обеспечивает ся самостоятельно совершаемый встречный процесс в деятельно сти ученика, усиливается эффект воспитания, развития, обуче ния. Равнодушный ученик нуждается в постоянном стимулирова нии его деятельности. Интерес тесно связан с эмоциональной жизнью человека. Не возможность удовлетворить какой-либо интерес вызывает неприя тие, отрицательные эмоции. А в случае, когда интересное челове ку доступно ему, является предметом его познавательной или тру довой деятельности, у него возникают положительные эмоции. Одна из основных причин неуспеваемости учащихся по математике - слабый интерес многих учащихся (а иногда и отсутствие всякого интереса) к этому предмету. Немало учащихся считают математику сухой, скучной нау кой. И поэтому не менее важным занятием, чем передача знаний определён ных вопросов программы, является увлечение ученика вопросами математи ки, необходимыми для дела, которому он решил посвятить свою жизнь. Для правильного обучения учащихся нужно воспитывать у них творческие спо собности и при этом всячески избегать насилия над природными склонно стями учащихся, развивать в них самостоятельность мышления, необходи мую для совершенствования восприятия окружающего мира. Традиционная система обучения в школе, которая до недавнего времени была доминирующей, построена в основном по принципу «слушай меня, повторяй за мной, делай, как я». Это в значительной мере относилось и к математике. При изучении математики ученикам обычно сообщались уже оформленные понятия, уже сформированные истины, уже готовые доказательства, а затем предлагались задачи, для решения которых достаточно лишь применить известные факты. Без ответа оставался извечный вопрос любопытствующего: «А всё-таки, почему же именно так?" Следствиями такого обучения явились пассивность учащихся, леность ума, зубрежка, перегрузки, непрочные знания. В последнее время всё чаще в школьной практике стали применять элементы развивающего обучения, согласно которому учитель не должен преподносить ученикам истину, а учить её находить. Для того чтобы школьники стали активными участниками процесса обучения, необходимо так организовать учебную деятельность, чтобы учащимся было интересно приобретать новые знания, умения и навыки. По этому поводу А. Франц говорил: «Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом». Основная роль в воспитании интереса принадлежит способу ор ганизации учителем деятельности учащихся. В зависимости от того, как ор ганизованна познавательная деятельность, решается судьба интереса. Наибо лее благоприятные для пробуждения и развития познавательного интереса условия возникают тогда, когда учитель не «преподносит», не излагает ма териал в готовом виде, а организует самостоятельную деятельность учащих ся. Как же должна быть организованна эта деятельность? Что для этого не обходимо? Для всех уроков, вызывающих интерес, общими с психологиче ской точки зрения являются следующие моменты: возникновение противоре чия между известными прежде закономерностями и сообщаемыми новыми фактами, вживание учащихся в поставленную задачу или вопрос или рож дение у них своего вопроса, пробуждение потребности и желания его ре шить, понять противоречивые факты с точки зрения изучаемых закономер ностей. Учащиеся входят в ситуацию поиска ответа на вопрос или решения задачи, стремятся к раскрытию научной загадки. В зависимости от возраста учащихся и подготовленности их к активной мыслительной деятельности допускается та или иная степень самостоятельности поиска. Чем младше школьники, тем более выявленным вовне и практически оформленным оказывается поиск, чем старше - тем больше он может происходить в плане теоретического рассуждения, хотя и здесь участники поиска постоянно возвращаются к опытной проверке реше ния. Весь пройденный при этом путь поиска, радость достижения не только учат, но и воспитывают учащихся. Можно выделить ряд приёмов, способствующих возбуждению у учащих ся познавательного интереса. Учитель привлекает противоречивые факты, которые возбуждают у учащихся вопросы и стремление найти их решение; а затем он организует поиск решения вопроса и осуществляет его совместно с учащимися. Такой урок может начаться с постановки опыта, результаты которого требуют нахождения причин. Актуализируя имеющиеся у школьни ков знания и сообщая новые, учитель привлекает учащихся к установлению этих причин. При этом учитель может отсылать учащихся к источникам для добывания недостающих сведений и самостоятельного объяснения явлений. Для того чтобы вопрос не только ставился учителем, но и возникал у самих учащихся, учитель должен стараться столкнуть прежние представления учащихся с новыми для них фактами. Основные методические приемы создания проблемной ситуации в обучении математике: 1. Использование жизненных явлений, фактов, их анализ с целью теоретического объяснения. Например, к восприятию понятия НОД при изучении темы «Наибольший общий делитель» (6 кл.) подвожу решением задачи: «Какое наибольшее число подарков можно сделать из 48 конфет «Ласточка» и 36 конфет «Буревестник», если надо использовать все конфеты?» 2. Использование с той же целью задач межпредметного, прикладного, профессионального и т.п. характера. Например, курящие дети сокращают жизнь на 15%. Определите, какова продолжительность жизни (предположительно) нынешних курящих детей, если средняя продолжительность жизни в России 56 лет. 3. Использование исторического или занимательного материала (фактов биографии математиков, математических фокусов и т.п.). Например, индийский математик Брамагупта, живший в 7 веке, пользовался отрицательными числами. Положительные числа представлял как «имущества», отрицательные числа - как «долги». Правила сложения положительных и отрицательных чисел он выра жал так: «Сумма двух имуществ - имущество»: (+Х) + (+Х) = (+Х) «Сумма двух долгов - есть долг»: (-Х) + (-Х) = (-Х). 4. Организация практической работы исследовательского характера, в ходе которой учащиеся приходят к эмпирическим выводам, требующим теоретического обоснования. Например, анализируя математическую модель практической задачи, учащиеся приходят к выводу, что нужно найти гипотенузу по двум известным катетам. Возникнет проблема: как это сделать? Для решения этой проблемы организую практическую работу исследовательского характера. После установления зависимости между сторонами прямоугольного треугольника эмпирический вывод требует теоретического обоснования, т.е. доказывается теорема Пифагора. 5. Исследовательские задания, при выполнении которых нужно обнаружить некоторые закономерности, требующие теоретического обоснования. Чтобы процесс обучения был эффективным и интересным, использую различные приёмы активизации учащихся на уроке. Занимательность – необходимое средство возбуждать и поддерживать внимание. Одна из основных и первоначальных задач при обучении математике является выработка у ребят навыка хорошего счета. Однако считаю, что однообразие заданий в виде примеров на вычисление притупляет интерес, как к счёту, так и к урокам вообще. Поэтому имею в запасе арсенал различных приёмов, направленных на выработку вычислительных навыков учащихся. Например, предлагаю учащимся решать примеры, оформленные в виде блок-схем; строить алгоритмы; примеры, содержащие много действий, решать с помощью эстафеты. Стимулирующее влияние на познавательный интерес оказывают творческие работы учащихся. Придумывание, а точнее, составление математических задач, составление математических кроссвордов, написание сказок (героями которых являются числа или геометрические фигуры), математические сочинения (они могут быть посвящены раскрытию связи изучаемых математических понятий с окружающим миром, практикой; раскрытию какого-либо понятия, освещению роли определенных идей), доклады и рефераты, рисунки или аппликации к отдельным темам курса математики. Большое значение имеет организационный момент каждого урока. Чтобы быстро настроить детей на работу, но сделать это без понуканий и строгости, организационный момент в зависимости от поставленных целей осуществляю в виде математической зарядки. Например, математическая «зарядка»: верный ответ – встать , невер ный-поднять руки. На уроке, где закрепляется и повторяется материал, ученики, как правило, теряют интерес и внимание, ведь нового они ничего не узнают, поэтому применяю для проведения таких уроков различные нестандартные виды работы, в частности игры. Например, устный счёт «Покорение горы», математический диктант «Торопись, да не оши бись», решение примеров «Отгадай слово», решение задач - шуток и т.д. Игра вызывает дух соревнования, будит эмоции учеников, заставляет удивляться. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремиться к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре. Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьезным» учением. Неприятие математики многими учащимися связано с необходимостью заучивать наизусть массу формул и не всегда до конца понятных формулировок. Понимая трудности учащихся «нематематического уровня», применяю разнообразные «методические уловки», мнемонические правила. Приведу примеры: избегать ошибок при раскрытии скобок (6 кл.) помогает опорный сигнал, основанный на том, что слова «плюс» и «перепиши» начинаются с одной той же буквы «п», а слова «минус» и «меняй» – с буквы «м». Развитию познавательной активности школьников во многом способствует правильно организованное домашнее задание и его проверка: написание мини-сочинений, «Интервью у знаменитой личности», проекты, сообщения, рефераты, рисунки, эксперименты, рецензии, составление задач, составление рассказа по рисунку и т.д. Большой эффект в обучении дает живое слово учителя в сочетании с наглядностью. Упражнения на готовых чертежах позволяют увеличить темп работы, обучать учащихся рассуждать, сопоставлять и противопоставлять, находить в них общее и различное, делать правильные умозаключения. Здесь на помощь приходит компьютер. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации и среды. Компьютер позволяет усилить мотивацию ребенка. Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе способствует повышению интереса к учебе, но и возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, оперативное поощрение правильных решений позитивно сказываются на мотивации. При этом компьютер может представлять: источник учебной информации; наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа); тренажер; средство диагностики и контроля. Основная задача, которую я ставлю перед каждым учеником, – не просто пройти программу, а научиться понимать то, о чем говоришь сам, и что говорят другие, научиться мыслить, научиться овладевать фундаментальными знаниями. А фундаментальные подлинные знания – это не набор некоторых правил и умений решать стандартные задачи. Это, прежде всего глубокое понимание сути изучаемых явлений, приобщение к поиску самих задач, постановке этих задач, формулированию гипотез, испытанию их на правдоподобие. Поэтому приходится постоянно искать новые средства и способы проявления интереса к тем математическим и логическим заданиям, которые я предлагаю на уроках и процессе внеклассной работы. Вызванный у ребят интерес к отдельным заданиям, к математике служит стимулом для их участия в олимпиадах, турнирах по математике, в математических викторинах, в выпуске математических газет и т.п. Происходит и обратное влияние: участие в различных математических соревнованиях, в занятиях спецкурса, на которых предлагаются занимательные упражнения, могут возбудить интерес к самой математике. Будет ли интерес к предмету расти или падать до неприязни к нему, во многом зависит от учителя и классного коллектива. К арсеналу, помогающему учителю формировать устойчивый интерес к предмету, можно отнести содержание изучаемого материала, умелое сочетание форм и методов работы на уроке, моральный климат в отношениях как учителя с учащимися данного класса, так и между учащимися внутри классного коллектива. Учащиеся подросткового возраста, а тем более слабоуспевающих из них, особенно быстро устают от длительной, однообразной умственной работы. Усталость – одна из причин падения внимания и интереса к учению. Уменьшить усталость выполнения однообразных упражнений вычислительного характера можно с помощью игровых ситуаций, разнообразных математических соревнований. Для снятия негативного влияния на организм проводятся пятиминутные физкультминутки по снятию утомляемости. Каждый отдельный интересный урок вызывает лишь эпизодический, временный интерес - интерес-переживание. Вызвав однажды или несколько такое переживание, учитель ещё далеко не закончил воспитание познавательного интереса. Большая роль в формировании устойчивого познаватель но интереса принадлежит внеклассной и внешкольной работе. Активная внеклассная работа формирует, как правило, устойчивое познавательное отношение к любимому предмет Новые формы обучения занимают все более прочные позиции в жизни школы. Они стали неотъемлемой частью творческой деятельности учителя и учебно-воспитательного процесса в школе. Введением в школьную практику новых форм обучения помогает решить ряд актуальных задач стоящих перед школой. Прежде всего, новые формы обучения способствуют развитию творческих способностей учащихся, повышают качество знаний и развивают познавательный интерес в обучении, повышают уровень и прочность знаний учащихся. |