Открытое занятие по коррекционной ритмике
план-конспект

Чаплина Наталья Викторовна

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида №14 «Василек»

города Рубцовска Алтайского края

658213, г. Рубцовск, проспект Ленина, 29

 тел.: (38557) 9-87-52

e-mail: vasilek.dou@mail.ru

сайт: http://ds14.educrub.ru/

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ПО

КОРРЕКЦИОННОЙ РИТМИКЕ

(март 1 - 2 недели)

                                                                                                                                                   Подготовила занятие:

                                                                                                                                                         Митина В.Б., дефектолог,

                                                                                                                                      Чаплина Н.В.,

музыкальный руководитель

Рубцовск, 2023

Цель:

Коррекция  психологического и речевого нарушения у детей с ЗПР посредством коррекционной ритмики

Коррекционно-образовательные задачи:

Формировать умение вслушиваться в инструкцию, понимать обращенную речь, стимулировать речевую деятельность.

Вырабатывать умение двигаться в коллективе, ориентироваться в пространстве.

закрепить знания детей о весне;

формировать понятия причинно-следственных связей и закономерностей в явлениях природы;

Коррекционно-развивающие задачи:

Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку в процессе совместной деятельности.

Развивать координацию при выполнении основных движений, движений пальцев рук и артикуляционных движений.

Коррекционно-воспитательные задачи:

Воспитывать культурные привычки в процессе группового общения с детьми и взрослыми.

Участники: старшая группа компенсирующей направленности детей с ЗПР, музыкальный руководитель, учитель – дефектолог, воспитатель.

Примерный ход   образовательной деятельности:

Структура, оборудование

Ход занятия:

Ответственный

1. Приветствие

Бубен, помощь взрослого, установление контакта с детьми

- Ребята, у нас сегодня гости, поздоровайтесь с гостями.

  В России приветствуют друг друга разными словами, но чаще всего  произносят «ЗДРАВСТВУЙТЕ».

Слово «здравствуйте», сказанное при встрече, означает «приветствую, желаю здравия, желаю быть здоровым».

«Пришла весна. Меня зовут ...

На бубен, ... »

Воспитатель

2. Самостоятельное движение детей по залу «змейка».

«Весна» (Армения).

Самостоятельное  движение по залу «змейкой», обходя объемные фигуры.

- Давайте вспомним,  какое время года было до весны?

- Правильно ...(имена детей, ответивших верно), было время года — зима.

- Проговорим вместе по слогам «вес-на».

- Как называется первый весенний месяц?

- Со светлой надеждой на будущее  ожидаем мы прихода весны. Наступает весна, но робки и  неуверенны ее первые шаги: то и дело зима дает о себе знать, не желая расставаться с былым могуществом. И вот, чтобы приблизить радостную пору  весеннего обновления, люди придумали обряд «Закликание весны». О весне складывались стихи, пели песни, ей посвящали хороводные гулянья, призывая ее  поскорее растопить зимний снег. По народным представлениям весна сама не придет, ее нужно пригласить. Вот и зазывали весну закличками.

Пускай весна придет скорей,

мы так соскучились по ней,

Станет солнышко добрее,

а дни - светлее и длиннее.

Весна-Красна приходи

Снег холодный растопи

Деревья зеленью одень

Пусть теплее будет день.

- Что значит «весна-красна»?

- Весна-красна означает, что это один из самых красивых периодов природы.Все вокруг как бы просыпается, обновляется, становится красивым. «Весна красна» значит «весна красива».

Учитель - дефектолог

3. Ритмическая разминка.

Хоровод «Утро начинается... День продолжается... Вечер приближает-ся...» (муз.неизв. автора, сл. Е. Котышевой).

Солнышко, нарядись!

Красное, покажись!

Деточки играют,

Тебя ожидают!

Хоровод «Утро начинается»

Утро начинается, вместе мы встречаемся, (Идём по кругу против часовой стрелки)

Мы друг другу рады,                                           (Идём в середину круга мелкими шагами, смотрим в    

                                                                                глаза друг другу, улыбаемся)

Все друг другу рады!                                            (Спиной из круга мелкими шагами, продолжаем

                                                                                смотреть в глаза друг другу.)

День продолжается, солнце улыбается,           (Идём по кругу по часовой стрелке)

Мы друг другу рады,                                            (Идём в середину круга мелкими шагами, смотрим в    

                                                                                глаза друг другу, улыбаемся)

Все  друг другу рады!...                                         (Спиной из круга мелкими шагами, продолжаем

                                                                                смотреть в глаза друг другу.)

Вечер приближается, глазки закрываются,      (Идём по кругу против часовой стрелки)

Мы друг другу рады,                                             (Идём в середину круга мелкими шагами, смотрим в    

                                                                                глаза друг другу, улыбаемся)

Все друг другу рады!                                            (Спиной из круга мелкими шагами, продолжаем

                                                                                смотреть в глаза друг другу.)

Ночь наступа-а-ет, все засыпа-а-ют,             (Идём по кругу по часовой стрелке)

Завтра будем рады,                                            (Идём в середину круга мелкими шагами, смотрим в    

                                                                                глаза друг другу, улыбаемся)

Все друг другу рады!                                            (Спиной из круга мелкими шагами, продолжаем

                                                                                смотреть в глаза друг другу.)

Лена здесь, … (имя) здесь,  … (имя) здесь и т.д. (Складываю руки на груди, остальные участники

хоровода поочереди, называя своё имя, также складывают руки на груди).

Все здесь…                                                              (Протягиваем руки в центр круга)

Учитель - дефектолог

4.Упражнения для развития мелкой моторики, речевых и мимических движений.

1,2,3,4,5

Вышли пальцы танцевать

Все такие нужные,

Крепкие и дружные.

«Вышли пальцы танцевать» (автор неизв.)

Раз, два, три, четыре, пять,

(Пальцы поочередно, начиная с мизинца, выбрасываем из кулачка.)

Вышли пальцы танцевать.

(Вращения кистями рук.)

Большой пустился в пляс,

(Вращательные движения больших пальцев вокруг друг друга.)

Указательный — в припляс,

(Указательные пальцы попарно постукивают друг о друга.)

Средний палец — поклонился,

(Средние пальцы «кланяются».)

Безымянный притаился,

(Ладони соединяются, а безымянные пальцы прячем внутри.)

А мизинец — молодец,

Цепь сомкнул из колец.

(Мизинцы сцепляются.)

Как же дальше танцевать?

Надо цепь нам разорвать.

(Взрослый проверяет крепость «цепей», пытается разорвать.)

Учитель - дефектолог

5. Пение

Дили- дили-дили-дили - колокольчики звонили.

Дили-дили-дили-дили - колокольчики будили

Всех зайчат и ежат,Всех ленивых медвежат.

«Колокольчик у Катюши» (сл. и муз.неизв. автора)

  1. Колокольчик у Катюши,

Мы хотим его послушать!

Динь, динь — и молчок,

(Играем на колокольчике.)

Обломился язычок.

(Резко заканчиваем играть.)

  1. Два дружка на барабане

Заиграли на поляне,

Бам-бам, бам-бам-бам!

(Играем на барабане.)

Вот и лопнул барабан!

(Резко заканчиваем играть.)

  1. Как у дружных у ребят

Застучали ложки в лад!

Тук-тук, ай-лю-ли!

Всем нам нравятся они!

(Играем на ложках.)

Музыкальный руководитель

6.  Слушание и игра на детских музыкальных инструментах

Посидим рядком,

послушаем ладком:

Русская народная песня «Я на камушке сижу» (колокольчик)

Текст песни:

Я на камушке сижу,

И топор в руках держу,D:\Загрузки\ja-na-kamushke-sizhu.jpg

Ой ли, ой люли,        

Я топор в руках держу.

Я топор в руках держу,

И все колышки тешу,

Ой ли, ой люли,

Вот я колышки тешу.

Я все колышки тешу,

Изгородь горожу,

Ой ли, ой люли,

Изгородь горожу.

Изгородь горожу,

Я капусту сажу,

Ой ли, ой люли,

Я капусту сажу.

Я капусту сажу,

Да все беленькую

Ой ли, ой люли,

Да все беленькую.

Да все беленькую,

Да кочаненькую,

Ой ли, ой люли,

Да кочаненькую.

У кого капусты нету,

Приходи к нам в огород,

Ой ли, Ой люли,

Приходи к нам в огород.

Музыкальный руководитель

7.  Танцы, хороводы

Мы и пели и играли,                                          

Но давно не танцевали!                            

Выходите в круг скорей,                                    

Да танцуйте веселей.    

«Ерское коло» (Сербия)

Исходное положение: танцоры стоят в кругу, лицом в центр круга, держась за руки (руки можно положить друг другу на плечи).

Часть А        

Такт 1-8.1-32; 16 приставных шагов вправо (шаг правой ногой левую ногу приставить).

Повтор мелодии: 16 приставных шагов влево (шаг левой ногой, правую ногу приставить).

Часть Б

Такт 9-10.1-4: Движение против часовой стрелки, 3 шага; правой, девой, правой. Прыжок на обе ноги — на счет 4.

Такт 11-12. 5-8: Движение по часовой стрелке (лицом по часовой стрелке), 3 шага: левой, правой, левой. Прыжок на обе ноги на счет 4.

Такт 13-14. 9-12; Движение в круг, 3 шага: правой, левой, правой. Прыжок на обе ноги на счет 4.        

Такт 15-16.13-16; Движение из круга (спиной), 3 шага: левой, правой, левой. Прыжок на обе ноги на счет 4.

Повтор мелодии: движение 1-16 части Б повторить еще раз.

Музыкальный руководитель

8. Коммуникативные, ритмические игры и игры по правилам

Ай, лады, лады, лады

Не боимся мы воды

Знаем, знаем, да-да-да,

Где ты прячешься, вода!

Выходи, водица,

Мы пришли помыться!

«Ванна - море»(Р. Сеф)

Ритмическая игра, облегчает формирование образа себя, способствует развитию координации в пространстве.

Ванна — море,                                    

(Руки развести в стороны.)

Я — пароход,                                      

(Руками сделать «нос корабля».)

Полный назад!                                    

(Откинуться назад.)

Полный вперед!                                  

(Податься вперед.)

Право руля!                                          

(Наклоны вправо.)

Лево руля!                                            

(Наклоны влево.)

Плыву я по морю,                                

(Левая ладонь вертикально.)

Ногами бурля!                                      

(Ноги поднять от пола, «побурлить».)

Я бы доплыть до Австралии мог,        

(Медленно поднять руки вверх.)

Но у Петровых протек потолок.          

(Посмотреть вверх, покачать головой.)

Учитель - дефектолог

9. Прощание.

«До-сви-да-ни-я. На,...»

(бубен), частичная помощь взрослого, установление контакта с детьми

Оборудование: бубен.

- Нам сегодня было весело. А теперь пора прощаться, дорогие ребята и взрослые.

Тем самым прощаясь с людьми это означает, что встреча для вас была приятной. Можно сказать и «До встречи!» и «Увидимся!» и «До скорого!».

Педагог берет бубен стучит ладонью на каждый слог и поёт «До- си-да-ни – я!».

Передаёт ребёнку бубен «А теперь попрощается … (имя)»

Ребёнок стучит по  бубну и проговаривает слово по слогам сам или с помощью взрослого. Затем передаёт бубен соседу со словами «На, Вова»

Следующий ребёнок берет бубен и благодарит «Спасибо!»

- Занятие окончено, до следующих встреч!

Воспитатель

МАРТ

1- 2 недели

1. Приветствие

2. «Свободное движение»

3. Ритмическая разминка.

4.Упражнения для развития мелкой моторики, упражнения для развития речевых и мимических движений.

5. Пение

6.Слушание музыки и игра на детских музыкальных инструментах

7.Танцы, хороводы

8.Коммуникативные, ритмические игры и игры по правилам

9. Прощание.

1.«Пришла весна, На, ...(имя рядом стоящего ребёнка)»

Бубен, частичная помощь взрослого, установление контакта с детьми

2.Самостоятельное движение детей по залу «змейка», смена ведущих. «Весна» (Армения).

Легкие поскоки

3.Хоровод «Утро начинается...

День продолжается...

Вечер приближается...

Ночь наступает...» (муз.неизв. автора, сл. Е. Котышевой).

4. .«Вышли пальцы танцевать» (автор неизв.)

5. «Колокольчик у Катюши» (сл. и муз.неизв. автора)

6.Русская народная песня «Я на камушке сижу» (колокольчик)

7.«Ерское коло» (Сербия)

Исходное положение: танцоры стоят в кругу, лицом в центр круга, держась за руки (руки можно положить друг другу на плечи). |

Часть А        

Такт 1-8.1-32; 16 приставных шагов вправо (шаг правой ногой левую ногу приставить).

Повтор мелодии: 16 приставных шагов влево (шаг левой ногой, правую ногу приставить).

Часть Б

Такт 9-10.1-4: Движение против часовой стрелки, 3 шага; правой, девой, правой. Прыжок на обе ноги — на счет 4.

Такт 11-12. 5-8: Движение по часовой стрелке (лицом по часовой стрелке), 3 шага: левой, правой, левой. Прыжок на обе ноги на счет 4.

Такт 13-14. 9-12; Движение в круг, 3 шага: правой, левой, правой. Прыжок на обе ноги на счет 4.        

Такт 15-16.13-16; Движение из круга (спиной), 3 шага: левой, правой, левой. Прыжок на обе ноги на счет 4.

Повтор мелодии: движение 1-16 части Б повторить еще раз.

8.«Ванна - море»

(Р. Сеф)

Ритмическая игра, облегчает формирование образа себя, способствует развитию координации в пространстве.

Ванна — море,

(Руки развести в стороны.)

Я — пароход,

(Руками сделать «нос корабля».)

Полный назад!

(Откинуться назад.)

Полный вперед!

(Податься вперед.)

Право руля!

(Наклоны вправо.)

Лево руля!

(Наклоны влево.)

Плыву я по морю,

(Левая ладонь вертикально.)

Ногами бурля!

(Ноги поднять от пола, «побурлить».)

Я бы доплыть до Австралии мог,

(Медленно поднять руки вверх.)

Но у Петровых протек потолок.

(Посмотреть вверх, покачать головой.)

9.«До-сви-да-ни-я. На, ... Спасибо...» (бубен), частичная помощь взрослого, установление кон-такта с детьми.

Бубен,

Ксилофон,

Колокольчик.

        

- С наступлением весны перелетные птицы возвращаются в родные края.

Упр «Продолжи половицу»

Увидел грача - … весну встречай.

- Грачи  возвращаются первыми в родные края.  Они прилетают в середине марта. В это время еще холодно, да и снег полностью не сошел, но солнечные лучи уже начинают прогревать землю. Вот из этой земли грачи умудряются добывать себе пропитание в марте, вытаскивая длинным клювом добычу: червячков и личинок насекомых.

Летит скворец ‒ … зиме конец.

Увидел скворца знай:…. весна у крыльца.

За грачами прилетают скворцы. Скворцы интересно поют, могут подражать звукам другим птицам и животным: издают скрип, дребезжание, могут блеять как овцы и лаять, как собаки.

«Птичка»

Пальчики — головка,

Крылышки — ладошки.

Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и  переплетены (как бы цепляются друг за дружку), большие пальцы — головка, остальные сомкнутые пальцы — крылья. Помахать ими)

- Чем заняты птицы весной?

- Из чего птицы строят гнезда?

- Зачем птицам гнезда?

- Скоро в птичьих гнездах появятся яйца. Птицы будут насиживать их, а потом из яиц вылупятся птенцы.

Упр «Продолжи половицу»

Где птица не летает, а своё … гнездо знает.

У маленькой птицы и… гнездо маленькое.  

 «Птенчики в гнезде»

Птичка крылышками машет

И летит к себе в гнездо.

Птенчикам своим расскажет,

Где она взяла зерно.

                                    (Обхватить все пальцы правой руки левой ладонью и ими шевелить.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по фонетической ритмике.

Цели и задачи занятия соответствуют возрастным (дети 4 года обучения), слуховым, речевым возможностям детей; на основе знаний и представлений о жизни животных.Занятие построено с учетом смены де...

открытое занятие по программе "Ритмика и танец"

Занятие по программе "Ритмика и танец"...

Конспект открытого занятия на тему: «Ритмика с элементами хореографии»

Конспектоткрытого занятия на тему: «Ритмика с элементами хореографии»Цель: проверить глубину и прочность знаний детей в партере и на середине залаЗадачи:1. Развить пластичность2....

Открытое занятие по коррекционной ритмике

коррекция психологического речевого нарушения у детей с ЗПР посредством коррекционной ритмики...

Открытое занятие по коррекционной ритмике

коррекция психологического речевого нарушения у детей с ЗПР посредством коррекционной ритмики...