Рабочая программа дополнительного образования
рабочая программа

Кузнецова Мария

Программа коррекции речи детей дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yazykovye_stupeni_kuznetsova.docx276.02 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная общеобразовательная программа

«Языковые ступени»

Направленность: социально-педагогическая

Возраст: 3-7 лет

Срок реализации: 1 год (56 часов)

Уровень программы: ознакомительный

Составитель: Кузнецова М.А. – учитель-логопед


Раздел  I

 

Пояснительная записка

Направленность дополнительной образовательной программы

В основе создания этой программы использован опыт работы учителей – логопедов в ГБОУ реализующем программы общего образования , подкреплённый современными коррекционно- развивающими

Коррекционная работа представляет собой систему логопедического сопровождения, направленного на преодоление и профилактику речевых нарушений.

Новизна

Новизна программы заключается в следующем:

-разработаны рабочие программы учителя-логопеда

-составлен тематический план коррекционно-логопедической работы по преодолению фонетико- фонематического, фонетического, общего недоразвитии речи детей дошкольного возраста;

-подобран комплекс коррекционно-развивающих занятий ;

Данная программа обеспечивает осуществление образовательного процесса в двух основных организационных моделях:

-совместная деятельность педагога и ребенка (подгрупповая);

-максимально возможная самостоятельная деятельность ребенка.

Актуальность

Своевременное исправление недостатков звукопроизношения у детей дошкольного возраста с нарушением и недоразвитием речи, формирование грамматических норм, усвоение синтаксических конструкций, составление речевых оборотов связной речи является необходимым условием развития ведущих психических процессов, включающих формирование логического мышления и в целом речевой функции.

Коррекционные программы рассчитаны на работу в условиях логопедических групп специального детского сада в связи с чем, не совсем подходят для использования в условиях общеразвивающего детского сада и не предполагают использование новых методов, приёмов, технологий, не учитывают клинических особенностей детей, что является необходимым. Этим и обусловлена значимость данной программы которая позволяет детям с нарушением речевого развития осваивать основную образовательную программу; поможет своевременно, то есть ещё до поступления в школу, помочь детям в преодолении всех трудностей, которые являются причиной возникновения школьной дезадаптации.

Следует отметить, что в дошкольном образовательном учреждении воспитательно-образовательная работа строится по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования. Эти программы не рассчитаны на дошкольников с речевой патологией.

Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему,

обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а так же его социализации.

Педагогическая целесообразность

Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического

риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом .

Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.

Цель и задачи программы:

сформировать полноценную фонетическую и лексико – грамматическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях .

В процессе коррекционного обучения детей решаются следующие задачи:

  • раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
  • преодоление недостатков в речевом развитии;
  • воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия;
  • формирование навыков учебной деятельности;
  • осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ГБОУ.

Задачи программы:

  • Развитие артикуляционной и мелкой моторики, просодических компонентов.
  • Развитие речевого дыхания.
  • Вызывание звуков и ввод их в речь.
  • Развитие и совершенствование фонематических процессов: анализа, синтеза, восприятия и представлений.
  • Создание предпосылок (лингвистических, психологических) к полноценному усвоению общеобразовательной программы по русскому языку в школе, профилактика психологических трудностей, связанных с осознанием речевого дефекта.
  • Уточнение слухопроизносительных дифференцировок фонем.
  • Развитие лексико-грамматического строя в процессе работы над фонетико-фонематической стороной речи.
  • Профилактика нарушений письменной речи.
  • Развитие психических функций: слухового внимания, зрительного внимания, слуховой памяти, зрительной памяти, логического мышления, пространственной ориентировки в системе коррекционной работы, направленной на устранение фонетико-фонематического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста.

Развивающие задачи:

  1. Сенсорное развитие.
  2. Развитие психических функций.
  3. Ознакомление с окружающей действительностью.
  4. Ознакомление с художественной литературой.
  5. Развитие пространственных, временных представлений

Воспитательные задачи:

Воспитывать:

  • доброжелательное отношение к окружающим: соблюдение правил этикета;
  • дружелюбие; готовность сотрудничать; вежливость;
  • умение        заботиться:        доброту;        искренность;        чуткость;        общительность;        стремление        помочь; отзывчивость.

Формировать:

-положительную самооценку, потребность в самоорганизации

  • сдержанность; основы самоконтроля;
  • самостоятельность; умение доводить начатое дело до конца; настойчивость; выдержку;
  • оптимизм;

Данная программа актуальна для детей – логопатов дошкольного возраста (4-7 лет) с несформированной языковой организации русского языка, детей – билингвистов и детей, имеющих следующие речевые нарушения:

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН)

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) – нарушение процессов звукопроизношения и восприятия фонем при различных речевых нарушениях у детей с нормальным интеллектом и биологическим слухом. ФФН характеризуется заменами, смешением и искажением звуков, нарушением слоговой структуры слова, нерезко выраженными лексико-грамматическими нарушениями.

ФФН (фонетико-фонематическое недоразвитие) – несформированность звуковой стороны речи, характеризующаяся фонетическими и фонематическими дефектами. Главным определяющим признаком ФФН является незавершенность формирования процессов произношения и восприятия фонем, близких по акустико-артикуляционными характеристикам. ФФН представляет серьезное препятствие на пути овладения навыками письма и чтения и является риск-фактором развития дисграфии и дислексии у детей школьного возраста.

Фонетическое недоразвитие речи (ФНР).

Это нарушение звукопроизношения при нормальном физическом и фонематическом слухе и нормальном строении речевого аппарата. Может наблюдаться расстройство отдельного звука или нескольких звуков одновременно. Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного звука.

Ребенок с фонетическим нарушением речи зачастую не может произносить лишь одну группу звуков, например, только шипящие или только заднеязычные. Подобное нарушение звукопроизношения называется простое (частичное), или мономорфное. У других детей нарушаются одновременно две или несколько групп звуков, например, шипящие и заднеязычные или свистящие, сонорные и звонкие. Такое нарушение звукопроизношения называется сложное (диффузное), или полиморфное.

Такие дети с фонетическим нарушением речи испытывают затруднения в чтении и допускают грубые ошибки    в письме    (пропускают     буквы,    заменяют    их на    другие),    что     является    причиной их неуспеваемости уже в детских садах, а затем и в школе.

Билингвисты — дети, с рождения или раннего возраста владеющие двумя или более языками. Дети- билингвы чаще всего растут в смешанных браках или семьях эмигрантов.

Билингвизм однозначно приводит к следующим проблемам:

  1. Нарушения речи

Усвоение двух языков, которые могут иметь совершенно разную систему, иногда приводит к лингвистическим трудностям. В обоих языках у ребенка появляется акцент, он начинает делать ошибки в словах, использовать неправильные грамматические и синтаксические конструкции.

  1. Трудности с чтением и письмом

Если родители вовремя не отследили предыдущую проблему и не решили ее, у ребенка могут быть трудности с освоением навыков чтения и письма.

  1. Языковая путаница

Как утверждают специалисты, в период с года до 3-4 лет это неизбежно. Однако позже ребенок должен

«разделить» языки и не смешивать части слов и выражения.

  1. Социальные проблемы

Детям 4-6 лет обязательно требуется языковая подготовка, чтобы они усвоили азы грамматики и фонетики иначе неизбежны проблемы с обучением, общением и социальной адаптацией.

Формы и режим занятий

Программой предусмотрены подгрупповые фронтальные занятия продолжительностью 30 минут. Наполняемость группы не более 10 детей.

Периодичность - 2 раза в неделю. Общее количество занятий – 56.

Срок реализации Программы – 1 учебный год.

Планируемые результаты

Главной идеей рабочей программы является реализация образовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с нарушениями речи.

Результаты освоения рабочей программы учителя-логопеда представлены в виде целевых ориентиров. В соответствие с ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от характера программы, форм ее реализации, особенностей развития детей. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической и/или психологической диагностики и не могут сравниваться с реальными достижениями детей. Целевые ориентиры, представленные во ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации.

Целевые ориентиры данной Программы базируются на ФГОС ДО и задачах данной рабочей программы.

К целевым ориентирам дошкольного образования в соответствии с программой ДОУ относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка:

  • Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке; у него сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности.
  • Ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире.

Ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности.

  • Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности.
  • Ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности.
  • Ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться,

старается разрешать конфликты.

  • Ребенок обладает чувством собственного достоинства, верой в себя.
  • Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности.
  • Ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям.
  • У ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими.

Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.

Раздел II.        Содержание программы: Учебно-тематический план

1 год обучения

Наименование темы.

Общее

кол-во занятий

Теоретич

еские часы.

Практиче

ские часы.

1.

Артикуляционные упражнения, самомассаж

6

3

2.

Логоритмические упражнения

6

3

3.

Упражнения на речевое дыхание

6

3

4.

Звуковая культура речи

6

3

5.

Коррекция слоговой структуры

8

4

6.

Обогащение и развитие словаря, свойства предметов,

расположение предметов в пространстве.

8

4

7.

Коррекция грамматического строя

8

4

8.

Развитие слухового внимания и фонематического

восприятия

8

4

Итого:

56

Занятий

Организационные мероприятия

-

Всего

28 часов

Каждое занятие представляет из себя комплекс специально подобранных коррекционных упражнений, дидактических игр и заданий по перечисленной тематике практической направленности.

Раздел III. Формы аттестации и оценочные материалы.

Мониторинг речевого развития воспитанников

Оценка эффективности программы строится на основе использования для интерпретации качественного анализа данных. Оценка развития речи осуществляется 2 раза в год: в октябре- первичная, а в апреле – повторная с подведением итогов работы за учебный год. Речевой материал и задания мониторинга варьируются в зависимости от возрастной группы.

Задачи: Выявить эффективность двигательной нагрузки, достаточную наполняемость занятий лексическим материалом

Приводим пример материалов мониторинга для младшей возрастной группы.

  1. ИМПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ.

  1. Обследование понимание слов.

Инструкция: «Что это?» (если, затрудняется «Покажи где …?)

Стол

Часы

Самолет

Дом

Кастрюля

Итоговый бал

Уровень развития

Инструкция: «Покажи…»

Где поют?

Где поливают?

Где читает?

Где вяжет?

Итоговый бал

Уровень развития

  1. Обследование различных форм словообразования.
  • Дифференциация ед. и мн. числа существительных Инструкция: «Покажи по картинкам…»

Кот – коты

Машина – машины

Окно – окна

Лист - листья

Итоговый бал

Уровень развития

  • Дифференциация предложно – падежных конструкций. Инструкция: «Покажи по картинкам…»

Кошка в домике

Кошка на крыше

Итоговый бал

Уровень развития

  • Дифференциация существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами. Инструкция: «Покажи по картинкам…»

Дом – домик

Ложка – ложечка

Ведро - ведерочко

Итоговый бал

Уровень развития

  • Дифференциация приставочных глаголов. Инструкция: «Покажи по картинкам…»

Мальчик выходит из дома

Мальчик подходит к дому

Итоговый бал

Уровень развития

2. ЭКСПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ.

  1. Номинативный словарь.
  • Назвать существительные по темам. Инструкция: «Назови что это?»

«Игрушки»

«Посуда»

«Одежда»

«Обувь»

Итоговый бал

Уровень развития

  • Назвать, одним словом.

Инструкция: «Назови одним словом, что это?»

«Игрушки»

«Посуда»

«Одежда»

«Обувь»

Итоговый бал

Уровень развития

  • Назвать части тела и предметов. Инструкция: «Назови, что это?»

Ноги

Руки

Голова

Глаза

Уши

Итоговый бал

Уровень развития

  1. Предикативный словарь Инструкция: «Кто, что делает?»

Что делает девочка? (спит)

Что делают дети? (играют)

Что делает птица? (летит)

Что делают рыбки? (плавают)

Что делает машина? (едет)

Итоговый бал

Уровень развития

  1. Состояние словоизменения.
  • Употребление существительных в И.п. ед. и мн. числа. Инструкция: «Это шишка, а это (шишки)»

Стол – столы

Кукла - …

Рука - …

Окно - …

Книга - …

Итоговый бал

Уровень развития

  • Употребление имен существительных в косвенных падежах Инструкция: «Скажи…»

Что есть у мальчика? (мяч)

Чего нет у мальчика? (мяча)

Кому мальчик дает мячик? (девочке)

Что ты видишь на картинке? (машину)

Чем рисует девочка? (карандашом)

Итоговый бал

Уровень развития

  • Согласование прилагательных с существительными. Инструкция: «Мяч (какой?) – красный мяч».

Красный мяч

Синий шар

Желтое ведро

Итоговый бал

Уровень развития

  • Употребление предложно – падежных конструкций. Инструкция: «Ответь на вопрос…»

Где сидит мышка? (под грибком)

Где стоит ваза? (на столе)

Где стоит цветок? (на окне)

Где лежат фрукты? (в корзине)_

Где сидит птичка? ( в клетке)

Итоговый бал

Уровень развития

  1. Состояние словообразования.
  • Употребление существительных с уменьшительно – ласкательным суффиксом. Инструкция: «Я называю большой предмет, а ты называешь маленький предмет ласково»

Стол – столик

Чашка – чашечка

Дом - домик

Итоговый бал

Уровень развития

  • Образование названий детенышей животных.

Инструкция: «Это кошка, а с ней ее детеныш, как он называется?»

У гуся…

У кошки…

У лисы…

У козы…

У утки…

Итоговый бал

Уровень развития

Оценка сформированности словаря

3 балла – все задания выполнены самостоятельно и верно; допускает одну ошибку, которую исправляет самостоятельно;

  1. балла - 2-3 задания выполняются с ошибками, которые исправляются после уточнения вопросов; 1балл – часть заданий выполняются с ошибками, большую часть которых исправить не удается, не смотря на помощь со стороны взрослого; отсутствие коррекции по всем заданиям

  1. СВЯЗНАЯ РЕЧЬ.

  • Пересказ текста из нескольких предложений.

Инструкция: Прочитать или рассказать ребенку рассказ. При повторном чтении рассказа, дается установка на пересказ.

Котенок.

У Кати жил котенок. Катя любила котенка. Она поила котенка молоком. Котенок любил играть с Катей.

Оценка исследования связной речи.

  1. балла – пересказ составлен с некоторой помощью в виде побуждающих

вопросов, отмечаются незначительные трудности в реализации замысла, основная мысль передается.

2 балла – при пересказе требуется помощь виде наводящих вопросов, подсказок, отмечаются пропуски частей текста без искажения смысла, может нарушаться последовательность событий, многочисленные паузы, повторы фраз.

1 балл – отказ от выполнения задания, неадекватные ответы.

  1. ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ И ЗВУКОНАПОЛНЯЕМОСТИ СЛОВ.

  • Отраженное воспроизведение слов. Инструкция: « Послушай и повтори за мной»

Кот

Вода

Стук

Мост

Спина

Банка

Фантик

Тропинка

Итоговый бал

Уровень развития

Оценка сформированности слоговой структуры и звуконаполняемости слов.

3 балла – большинство слов воспроизводится точно, однако темп воспроизведения замедлен, могут быть запинки;

2 балла - слова воспроизводятся в замедленном темпе, с запинками. 1-2 слова с искажением слоговой структуры;

1 балл – отказ от выполнения, неадекватные ответы.

  1. СОСТОЯНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

  • Повторение слогов с оппозиционными звуками. Инструкция: «Послушай, как я сказала, и повтори точно так же»

ба - па

га - ка

та - да

ма – ба

ва – на

ня - на

Итоговый бал

Уровень развития

  • Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении. Инструкция: «Покажи, где?»

Кот – кит

Дом – дым

Мышка – мишка

Уточка - удочка

Итоговый бал

Уровень развития

  • Дифференциация звуков, смешиваемых в произношении. Инструкция: «Покажи где?»

Коса – коза

Кочка – кошка

Мишка – миска

Машина - Марина

Итоговый бал

Уровень развития

Оценка сформированности фонематического восприятия.

3 балла – в основном все задания выполнены правильно, ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса;

2 балла – задания выполняются с ошибками, которые исправляются с помощью взрослого, темп выполнения замедлен, одно-два задания недоступны даже с помощью;

1 балл – при выполнении требуется значительная помощь взрослого, часть заданий недоступна даже после использования приема «разбор образца»;

  1. СОСТОЯНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ.

Наличие или отсутствие движений

Тонус

Объем

Переключаемость

Замены

Синкинезии

Тремор

Саливация

Отклонение кончика языка

Итоговый бал

Уровень развития

  • Движения нижней челюсти.

Открыть рот

Закрыть рот

Итоговый бал

Уровень развития

  • Движения губ.

«Улыбка»

«Трубочка»

Итоговый бал

Уровень развития

  • Движения языка.

«Лопата»

«Жало»

«Качели»

«Маятник»

Итоговый бал

Уровень развития

  • Движения мягкого неба.

Широко открыть

рот и зевнуть

Итоговый бал

Уровень развития

Оценка артикуляционной моторики.

3 балла – все движения доступны, выполнение точное, объем полный, тонус нормальный, темп хороший. Удержание позы свободное, переключаемость не нарушена;

2 балла – движения выполняет, темп выполнения и переключаемость снижены, объем движений неполный, отмечается длительный поиск позы во многих заданиях, истощаемость, напряженное удержание позы, требуются повторные показы движений;

1 балл – для выполнения большинства движений требуется подробная поэтапная инструкция, наблюдается быстрая истощаемость, вялость или чрезмерная напряжение языка, тремор(дрожание) кончика языка, сопутствующие движения, гиперсаливация, некоторые движения удаются;

  1. АНАТОМИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА.

Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы)                                          Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов)          Челюсти                                         Прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный)                          Твердое небо (высокое узкое, готическое, плоское, расщелина, сумбукознаящель)                 

Мягкое небо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка) с укороченной подъязычной связкой)          

  1. СОСТОЯНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ.

  • Изолированно, в словах, во фразах:

Б

П

М

В

Ф

Д

Т

Н

Г

К

Х

Й

С

З

Ц

С*

З*

Ш

Ж

Ч

Щ

Л

Л*

Р

Р*

Итоговый бал

Уровень развития

Оценка звукопроизносительной стороны речи

3 балла – все звуки произносятся правильно;

2 балла - 1-2 звука недостаточно автоматизированы, т.е. в самостоятельной речи ребенок произносит эти звуки неправильно, но при указании на ошибку исправляет ее;

1 балл – имеются:

-смягчение согласных;

-пропуск, замены, смягчение согласных;

-пропуск, замена, недостаточно четкое произношение шипящих;

-пропуск, замена звуков.

Раздел IV. Организационно-педагогические условия реализации программы. Дидактические материалы:

  1. Для развития слухового восприятия:
  • набор звучащих предметов (погремушка, бубен, дудочка, барабан, металлофон, свисток )
  • поющие игрушки — петушок, птичка:
  • красивые яркие игрушки (кукла, мишка, машина, часы, зайка и др. I.
  1. Для развития интеллекта:
  • «почтовый ящик» — коробка с прорезями и набором геометрических фигур;
  • разрезные предметные картинки разной конфигурации и сложности, поделенные на 2, 3,4,6 частей;
  • игра «Четвертый лишний»: наборы карточек с изображением 4 предметов;
  • пирамидки из 4 — 8 колец;
  • набор матрешек и кубиков разной величины и цвета;
  • счетный материал в пределах 20 (наборы мелких предметов елочек, грибочков, шишек, счетных палочек);
  • изображение контуров предметов и их частей;
  • наборы карточек, помогающих выработать обобщающие понятия;
  • игра «Сравни и отличи»: наборы картинок типа «девочы кукла», «самолет - птица»;
  • игра «Бывает - не бывает»: сюжетные картинки разной сложности с нелепыми ситуациями - корова на дереве — в дупле ит.д.
  1. Для развития фонематических процессов:

«Что услышал, что увидел»: картинки-слова, близкие по звуковому составу: рак -лак - мак - бак; дом - ком - лом;

«Семафор» - набор предметных картинок, карточки-сигналы, которые дети показывают, услышав правильный вариант слова: «вакон» - «факон» - «вагом» - вагон;

схема слова - бумажная полоска, разделенная на три части, обозначающие начало, середину и конец слова (для определения позиции звука в слове).

  1. Для развития словаря:

«Большие и маленькие» - набор картинок, игрушек, изображающих животных и их детенышей;

«Что забыл нарисовать художник?» - набор картинок, изображающих предметы и части предметов;

«Скатерть-самобранка» - набор предметных картинок с изображением различных продуктов питания;

«Зоологическое лото» - картинки с изображением домашних, диких животных, животных жарких стран, Севера;

«Наша квартира» - набор предметов кукольной мебели или соответствующие картинки:

«Чудесный мешочек» - набор мелких предметов, игрушек для закрепления лексики, собранных в яркий матерчатый мешочек;

«Скажи наоборот» - набор картинок, к которым подбираются антонимы;

«Что растет на грядке?» - муляжи или предметные картинки с изображением овощей;

«Вкусный сок» — набор картинок, изображающих различные фрукты, картинка с изображением стакана с соком;

«На воде, в воздухе, на суше» - картинки с изображением транспорта;

«Наша семья» — изображение членов семьи, выполняющих различные действия: бабушка вяжет, мама варит обед и т.п.;

«Кто как передвигается?» - набор картинок с изображением тип, животных, насекомых;

«Кто как голос подает?» - набор картинок с изображением птиц, животных;

«Кто что делает?» - набор картинок с изображением людей разных профессий.

  1. Для развития грамматического строя речи:

«Как Вася одевался» - дидактическая кукла с предметами одежды, обуви, головных уборов в соответствии с сезонами или соответствующие картинки (употребление существительных в винительном падеже ед. и мн. числа);

«Что с чем?» - картинки, изображающие предметы (например, ключ, замок, молоток, тарелка), необходимые в быту (употребление существительных в творительном и родительном падежах);

«Что кому нужно?» - наборы картинок, изображающих людей разных профессий и орудия их труда (употребление существительных в дательном падеже);

«Волшебный сундучок» - картинки с изображением одного, двух, пяти предметов (согласование существительных с числительными 1, 2, 5);

«Исправь Незнайку» - набор опорных слов-карточек, картинки символы предлогов (составление грамматически правильного предложения);

«Кто чем питается?» - наборы картинок с изображением животных, птиц и их корма (употребление существительных в творительном падеже);

«Кто чем защищается?» - картинки, изображающие животных, птиц и части тела (употребление существительных в творительном падеже);

«Кто у кого?» - картинки с изображением животных, птиц и их детенышей (употребление существительных и родительном падеже, составление сложносочиненных предложений):

«Что из чего?» - набор картинок с изображением предметов без какой-либо детали (употребление существительных ед. и мн. числа в родительном падеже).

  1. Для развития связной речи:
  • серии последовательных сюжетных картинок от простых по содержанию (2 - 3) до более сложных (3 - 5);
  • сюжетные картинки представляющие определенные лексические темы;
  • схемы для составления описательных рассказов;
  • опорные сигналы для рассказов;
  • атрибутика для драматизации диалогов.
  1. Для работы над звуковой культурой речи и слоговой структурой:
  • набор звуков-символов;
  • серии предметных картинок для постановки звуков, относящихся к разным фонематическим группам: гласные, свистящие, шипящие, аффрикаты, сонорные, глухие и звонкие, твердые и мягкие;
  • альбомы И.И. Соколенко, Л.И. Богомоловой, Н.В. Новоторцевой, ГА. Каше, В.В. Коноваленко для формирования правильного звукопроизношения;
  • серии картинок С.С. Большаковой «Работа логопеда с дошкольниками» для отработки слоговой структуры слов.
  1. Для развития дыхания и голоса:
  • набор вертушек, султанчиков;
  • набор искусственных цветов («Цветочный магазин»);
  • бумажные кораблики, емкость для воды («Кораблики»);
  • сложенные из бумаги легкие птички.
  1. Для развития неречевых процессов:
  • развивающая игра Б.П. Никитина «Сложи квадрат»;
  • набор картинок для выделения четвертого лишнего;
  • набор картинок для выделения видовых и родовых понятий;
  • набор предметных картинок — отгадок к загадкам;
  • набор геометрических форм «Найди такую же фигуру»;
  • набор предметных, сюжетных картинок, отличающихся несколькими деталями «Найди отличия»;
  • набор сюжетных картинок с реальными и вымышленными ситуациями «Бывает - не бывает» и т. д.

Материально-техническое оснащение:

  1. Детские столы и стулья.
  2. Демонстрационная доска.
  3. Магнитофон.
  4. Индивидуальные зеркала.

Описание используемых методик:

  1. “Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием” Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной
  2. “Программа логопедической работы по преодолению фонетико фонематического недоразвития у детей” Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной
  3. ”Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей” Т.Б.Филичевой, Т.В.Тумановой
  4. «Программа коррекционно- развивающей работы для детей с ОНР» Н.В.Нищевой.
  5. «Моя русская грамматика» Каленковой О.Н., Безруковой О.А.

Приложения

( календарно-тематическое планирование).

Урок

Тема

Часы

1.

  1. Вырабатывать умение делать язык широким и удерживать его в расслабленном состоянии. «Блинчик»
  2. Игра «Эхо» АУ – тихо, громко.
  3. Укрепление дыхательной мускулатуры. Выработка плавного длительного выдоха, направленной воздушной струи «Осенние листочки»
  4. Знакомство с многообразием слов, моделированием, рисование коротких, отрывистых линий
  5. Слоговые дорожки (на дорожках следы — в зависимости от количества слогов в слове — ребенок говорит слово, наступая на каждый слог на следующий след).
  6. Лексическая тема «Овощи» (закрепить знания детей по данной теме, уточнить и расширить представления.Познакомить с ум.- ласкательной формой слова. Закрепить понятие. )
  7. Одушевленные и неодушевленные существительные.
  8. Где позвонили?

Цель. Развитие слухового внимания, умения определить направление звука.

Оборудование. Звоночек (колокольчик, дудочка и т.п.).

Описание игры. Дети сидят в разных местах комнаты, в каждой группе какой-нибудь звучащий инструмент. Выбирается водящий. Ему предлагают закрыть глаза и угадать, где позвонили, и показать направление рукой. Если ребёнок правильно укажет направление, педагог говорит: «Пора» – и водящий открывает глаза. Тот, кто звонил, встаёт и показывает звоночек или дудочку. Если водящий укажет

направление неправильно, он снова водит, пока не угадает.

30 мин

2.

  1. Артикуляционные упражнения «Кошечка сердится»,«Кошечка лакает»,«Индюк».
  2. «ВОЛШЕБНЫЙ КЛУБОК»

Дидактические задачи: воспитание равномерного звучания с опорой на зрительные ориентиры, обучение пению на мягкой голосовой атаке.

Игровой материал: мягкие шерстяные клубки.

Методика проведения. Дети держат в руках мягкие шерстяные клубки и по очереди

30 мин

начинают пропевать определенный звук, разматывая при этом нитку. Возможность вытянуть более длинную нитку стимулирует соответствующую протяженность звучания. Обрыв нити связан с прекращением звучания голоса. Выигрывает тот ребенок, чья ниточка окажется длиннее. Затем из полученных ниток различной длины выкладывается на фланелеграфе партитура, которую дети коллективно озвучивают. Направление мелодии определяет педагог с помощью дирижерских жестов. После того как дети поняли, что длина нити зависит от продолжительности звучания голоса, на полу выкладываются различные узоры из ниток, дети их озвучивают.

  1. Развитие дыхания по схеме. (нос-нос, нос-рот, -рот-нос, рот-рот).
  2. Сравнение слов по звучанию, знакомство с протяженностью слов (длинные и короткие), моделированием, рисование

иголок ежикам.Знакомство с многообразием слов, их звучанием: звонко,громко, тихо; рисование солнышка.

  1. Слоговые линейки. Логопед произносит слова, ребенок определяет, какой они длины и выбирает длинную или короткую полоски.

Или можно сделать с опорой на картинку и схему

  1. Лексическая тема «Овощи» (закрепить знания детей по данной теме, уточнить и расширить представления.Познакомить с ум.- ласкательной формой слова. Закрепить понятие. )
  2. Одушевленные и неодушевленные существительные.
  3. Упражнение «Хлопни в ладоши».

Цель: развивать навыки фонематического слуха, умение выделять [а] из ряда гласных, слогов, слов (начальной ударной позиции).

Речевой материал: о, а, у, и, о, а, и, о, ы, э;

ал, ум, ин, ап, ут, он; арка, уши, аист, ангел, Аля.

Описание. Ребенку предлагается хлопнуть в ладоши, когда он услышит [а].

3.

1. «Заборчик», «Хоботок» - чередуем. 2.«ПОЮЩИЙ МЯЧ»

Дидактические задачи: развитие звуковысотного слуха, способности к сотрудничеству в группе, умения устанавливать и удерживать зрительный контакт. Игровой материал: мячи разного типа и размера. Можно использовать и другие предметы, например мешочки с фасолью или обручи, чтобы перекатывать по полу. Методика проведения. Группа детей садится в круг, один участник с инструментами находится вне круга. Группа решает, каким из инструментов будет подаваться сигнал кидать мяч, а каким — его катить. Участники перебрасывают или перекатывают друг другу мяч в зависимости от того, на каком инструменте играет сидящий вне круга.

Движение мяча сопровождается вокальной импровизацией с использованием гласных звуков.

  1. «Забей мяч в ворота».

Я один играл в футбол и забил в ворота гол! Только радовался зря – нет в воротах вратаря.

Предложите ребёнку присесть перед столиком так, чтобы мячик, лежащий на столе, оказался на уровне его губ. Нужно сделать вдох через нос, а потом подуть на мячик, вытянув губу «трубочкой», чтобы мячик закатился в ворота.

  1. Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги,

нахождение различий в двух похожих рисунках. Знакомство с многообразием слов, игра «Подскажи словечко», нахождение несоответствий в рисунках.

  1. Слоговые дорожки (на дорожках следы — в зависимости от количества слогов в слове — ребенок говорит слово, наступая на каждый слог на следующий след).
  2. Лексическая тема «Фрукты» (уточнить и расширить знания детей о фруктах. Учить составлять загадки – описания. Закрепить понятия фрукты.) 7.Существительные мужского и женского рода.

8. Скажи, что ты слышишь

30 мин

Цель. Развитие слухового внимания. Накопление словаря и развитие фразовой речи. Описание игры. Педагог предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали. Дети должны ответить целым

предложением.

4.

1. «Трубочка». 2.«ПТИЧКА»

Дидактические задачи: развитие музыкального слуха, певческого диапазона, координации речи и движений.

Игровой материал: резиновые птички по количеству детей, глиняная свистулька, бусинки (зернышки).

Музыкальный материал: пьеса «Птичка летает». Музыка А. Аренского. Методика проведения. Звучит пьеса «Птичка летает».

Педагог: «Прислушайтесь, кто это к нам прилетел?»

Дети: «Это птичка».

Педагог с детьми встают в круг и поют песенку с использованием имен всех детей. Птичка поочередно оказывается на ладонях каждого ребенка. Музыкальный руководитель сопровождает пение игрой на глиняной свистульке:

Птичка прилетела, на ладошку села, Нашему Никите песенку пропела:

"Ля — ля — ля — ля", вот и песня вся.

Педагог: «Давайте ее покормим» (рассыпает по полу зернышки). Дети подбирают их и вкладывают в клювик своей птичке, пропевая по образцу: «Клю — клю — клю».

  1. Укрепление дыхательной мускулатуры. Выработка плавного длительного выдоха, направленной воздушной струи «Осенние листочки»
  2. Звук «У», игра «Узнай, какой игрушки не стало», заучивание потешки. Выделение звука У из ряда гласных звуков, слогов, из начала и конца слова в ударной позиции. Ребусы «Улица», «Уточка».
  3. Слоговые линейки.

Логопед произносит слова, ребенок определяет, какой они длины и выбирает длинную или короткую полоски.

Или можно сделать с опорой на картинку и схему

  1. Лексическая тема «Фрукты» (уточнить и расширить знания детей о фруктах. Учить составлять загадки – описания. Закрепить понятия фрукты.) 7.Существительные мужского и женского рода.

8. Назови первый звук в слове.

Педагог показывает игрушку, например, Буратино и предлагает определить, с какого звука начинается его имя. После ответов педагог дает задание детям определить, с какого звука начинаются имена их соседей, название тех или иных животных, предметов. Обращает внимание на то, что звуки надо произносить четко (нельзя произносить слоги зе в слове Зоя, вэ – в словеВадик).

30 мин

5.

1. Артикуляционные упражнения «Кошечка сердится»,«Кошечка лакает»,«Индюк». 2.«БЕЛКА»

Дидактические задачи: развитие чувства ритма, голосового диапазона. Методика проведения. Дети отстукивают скорлупками грецких орехов ритм и пропевают:

По деревьям скок, скок, Ти-ти-ти-ти-та-та

Да орешки щелк, щелк. Ти-ти-ти-ти-та-та

Кто же это? Отгадай! Ти-ти-ти-ти-ти-ти-та Это белка, так и знай! Ти-ти-ти-ти-ти-ти-та

3. Укрепление дыхательной мускулатуры. Выработка плавного длительного выдоха,

30 мин

направленной воздушной струи «Осенние листочки» .

  1. Звук «А», рисование дорожек, заучивание потешки. Произнесение звука А с постепенным усилением и ослаблением голоса. Выделение звука А из ряда гласных звуков, слогов, из начала и конца слова в ударной позиции.
  2. «Дом — замок — избушка» (распределение слов в зависимости от количества слогов в данных постройках: в дом — слова из одного слога, в замок — двусложные слова, в избушку — слова, состоящие из 3 слогов).
  3. «Фрукты - овощи» (дифференцировать лексические понятия,Д\и «Собери фрукты», «Собери овощи», «Сад - огород»)
  4. Ед. и мн. число существительных муж. и жен. рода.
  5. Тихо – громко!

Цель. Развитие слухового внимания, координации движений и чувства ритма.

Оборудование. Бубен, тамбурин.

Описание игры. Педагог стучит в бубен тихо, потом громко, и очень громко. Соответственно звучанию бубна дети выполняют движения: под тихий звук идут на носочках, под громкий – полным шагом, под более громкий – бегут. Кто ошибся, тот

становится в конец колонны. Самые внимательные окажутся впереди.

6.

  1. «Качели», «Часики», «Кошечка лакает».
  2. «МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ» Дидактические задачи: развитие динамического диапазона, зрительного внимания.

Игровой материал: мыльные пузыри.

Методика проведения. Педагог выдувает мыльные пузыри. Детям предлагается выбрать взглядом какой-нибудь пузырь и сопровождать его звуком определенной высоты. Как только пузырь исчезает, звук прекращается.

  1. Развитие дыхания по схеме. (нос-нос, нос-рот, -рот-нос, рот-рот).
  2. Восклицательная интонация. Звуковой анализ слов АУ, УА. Соотнесение слова и схемы.
  3. Слоговые домики (1. Количество слогов соответствует количеству этажей в доме

— 3 дома с разным количеством этажей — ребенок произносит слово, считает слоги и ставит картинку в нужный дом. 2. Количество слогов в распределяемых словах зависит от жителей домов: рак — 1 слог, петух — 2, лягушка — 3 слога).

  1. Лексическая тема «Домашние животные» (Уточнить и расширить представления о домашних животных, их внешнем виде, повадках, пище, пользе).
  2. Ед. и мн. число существительных муж. и жен. рода.
  3. Упражнение «Подними сигнал».

Цель: учить детей выделять звук [б] из ряда звуков, слогов, слов (начала и середины).

Речевой материал: б, т, к, б, м, н, б, п, т, б;

па, бу, но, му, ба, бо, пу, бу;

булка, палка, бочка, ток, мука, рыба, колобок, пума.

Описание. Детям предлагается поднять букву Б или фишку, когда они услышат соответствующий звук.

30 мин

7.

1. «Окошко», «Трубочка» 2.ПРОГНОЗ ПОГОДЫ»

Дидактические задачи: развитие динамического диапазона, наглядно - образного мышления.

Игровой материал: карточки с изображением различных погодных явлений. Музыкальный материал: фонограммы театральных шумов.

Методика проведения. Упражнение проводится в несколько этапов: Первый этап.

Детям предлагается прослушать фонограмму, на которой звучит «прогноз погоды» в форме театральных шумов. После прослушивания дети рассказывают о предстоящей погоде.

Второй этап.

30 мин

На фланелеграфе при помощи карточек выкладывается прослушанный «прогноз погоды».

Третий этап.

Детям предлагается озвучить карточки.

  1. Пропевание на одном выдохе гласных звуков : а-о-у; а-о-у.
  2. Интонационное произнесение звука «О», рисование дождика из тучки, заучивание потешки. Выделение звука О из ряда гласных звуков, слогов, из начала и конца слова в ударной позиции. Анализ звукового ряда типа А О У.
  3. «Дом — замок — избушка» (распределение слов в зависимости от количества слогов в данных постройках: в дом — слова из одного слога, в замок — двусложные слова, в избушку — слова, состоящие из 3 слогов).
  4. Лексическая тема «Домашние животные» (Уточнить и расширить представления о домашних животных, их внешнем виде, повадках, пище, пользе).
  5. Существительные ср. рода.
  6. Кто что услышит?

Цель. Развитие слухового внимания. Накопление словаря и развитие фразовой речи. Оборудование. Ширма, разные звучащие предметы: звонок, трещетка, молоток, шарманка, бубен и т. д.

Описание игры. Педагог за ширмой стучит молотком, звонит в звонок и т. д., а дети должны отгадать, каким предметом произведён звук. Звуки должны быть ясные и

контрастные.

8.

  1. «Улыбка», «Хоботок».
  2. «ЛЕПЕШКИ»

Дидактические задачи: развитие звуковысотного слуха, координации пения и движений.

Музыкальный материал: русская народная попевка «Лепешки». Певческий диапазон

— секунда.

Методика проведения. Игра проводится в два этапа.

Педагог: «Давайте испечем лепешки». Первый этап.

Дети поют, показывая высоту звука. Левая ладонь перед собой, большой палец смотрит вверх. Указательным пальцем правой руки на высокий звук дотрагиваются до кончика большого пальца левой руки, а на низкий звук — до кончика указательного пальца левой руки.

Принесу мучицы, Подолью водицы, Испеку лепешек, Для ребяток-крошек. Второй этап.

Попевка исполняется в парах. Педагог сопровождает пение игрой на металлофоне. Дети стоят напротив друг друга и поднимают согнутые в локтях руки так, чтобы ладони одного были обращены к ладоням другого. При пении они поочередно меняют положение рук. Первый ребенок хлопает по рукам партнера и переворачивает руки ладошками вверх. Затем второй ребенок хлопает по рукам партнера и переворачивает руки ладошками вверх.

  1. Пропевание на одном выдохе гласных букв а-и; а-и; а-и-а; а-и-а; и-а; и-а; и-а.
  2. Звук И. Произнесение звука с постепенным усилением и ослаблением голоса. Рисование зернышек, заучивание стихотворения. Выделение звука И из ряда гласных звуков, слогов, из начала и конца слова в ударной позиции. Анализ звукового ряда типа А О У И. Соотнесение слова и схемы.
  3. Слоговые домики (1. Количество слогов соответствует количеству этажей в доме

— 3 дома с разным количеством этажей — ребенок произносит слово, считает слоги и ставит картинку в нужный дом. 2. Количество слогов в распределяемых словах зависит от жителей домов: рак — 1 слог, петух — 2, лягушка — 3 слога).

  1. Лексическая тема «Дикие животные» » (Уточнить и расширить представления о диких животных, их внешнем виде, повадках, пище. Д/и «Назови ласково»,

«Посчитай»).

  1. Существительные ср. рода.

30 мин

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

5

5

5

5

5

5

5

Список литературы:

  1. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.- М.:МГОПИ,1993
  2. Г.А.Каше, Т.Б.Филичева. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи.-М.:Просвещение,1978
  3. Г.В.Чиркина. Коррекция нарушений речи.-М.: Просвещение, 2009 4.Н.В.Нищева. Программа коррекционно развивающей работы для детей с онр. 5.З.Е.Агранович. Сборник домашних заданий для преодоления лексико- грамматического недоразвития речи у дошкольников с онр.-С.П.: Детство- Пресс,2002

6.О.И.Крупенчук.Научите меня говорить правильно.-С.П.:Литера,2001 7.Е.А.Пожиленко. Волшебный мир звуков и слов.-М.:Владос,2002 8.Е.В.Кузнецова. Обучение грамоте детей с нарушениями речи.-М.:ТЦ,1999 9.О.С.Гомзяк . Говорим правильно 5-6 лет, конспекты фронтальных занятий (1-2-3 период обучения.2011

10.Р.А.Кирьянова. Комплексная диагностика детей, имеющих нарушения речи.- С.П.:КАРО,2002

11В.И.Руденко .домашний логопед.-Ростов на Дону:феникс,2002 12.Г.С.Швайко .Игровые упражнения для развития речи.-М.:просвещение,1988 13З.Е.агранович. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей.-С.П.:Детство-Пресс,2005

  1. Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием.- М.:ГНОМ и Д,2000
  2. В.В.Коноваленко .Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе ФФН.-ГНОМ,2005
  3. Н.В.Курдвановская .Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет.- М.:Сфера,2007
  4. О.С.Гомзяк . Говорим правильно 6-7 лет, конспекты фронтальных занятий (1-2-3 период обучения).2013
  5. Е.А.борисова. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками.- М.:ТЦ Сфера,2008
  6. Э.Ф.курмаева. Коррекционно-логопедическая работа с детьми 5-7 лет.- Волгоград : Учитель,2011
  7. О.В.Тырышкина. Индивидуальные логопедические занятия.- Волгоград:Учитель,2011

21 Н.Э.Теремкова . Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. (альбом 1,2,3,4) 2014

22.А.Ф.Рыбина. Коррекция звукопризношения у детей. Речевой материал.- Волгоград:Учитель,2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СОСТАВЛЕННЫЕ МНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В ДОУ. ДАННЫЕ ПРОГРАММЫ СПОСОБСТВУЮТ ПОЛНОЦЕННОМУ ТВОРЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ, ЗНАКОМЯТ ИХ С РАЗЛИЧ...

Рабочая программа дополнительного образования "Активисты школьного музея"

Программа дополнительного образования творческого объединения  «Активисты школьного музея» составлена на основе Программы дополнительного образования детей «Активисты школьного музея» авторы Казу...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования направление «Профессиональная подготовка» курс «Путь к профессии»

Вопрос жизненного выбора, профессионального самоопределения выпускников был и остается одним из самых важных и сложных для образовательных учреждений, старшеклассников, их родителей....

Рабочая программа дополнительного образования. Логопедические занятия для коррекционных классов VII вида.

Задачи рабочей программы:- практическая реализация компонентов федерального государственного образовательного стандарта в коррекционной работе на голопедических занятиях;- определение содержания, объе...

Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов

Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

Рабочая программа дополнительного образования детей "Обучение игре на баяне" на основе типовой учебной программы Министерства культуры РФ.

Программа обучения учащихся по классу баяна МОУ ДОД Хоровой школы мальчиков и юношей имеет художественно-эстетическую музыкальную направленность.       Индивидуальное обу...