Курс "Я и профессии мира"
рабочая программа (9 класс)
Цель курса: содействовать самоопределению учащихся 9-х классов, относительно избираемых ими профилирующих направлений будущего обучения в профильной школе или в системе начального или среднего профессионального образования.
Задачи курса:
- Способствовать профессиональному самоопределению учащихся в процессе получения знаний о мире профессионального труда, о себе и их соотнесения с профессионально важными качествами;
- Помочь учащимся оценить свои склонности и способности с точки зрения образовательной перспективы;
- Сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в профильном обучении, а затем и в будущей профессии;
- Ознакомление со специальной профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях безработицы и конкуренции на рынке труда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_i_professii_mira.docx | 34.09 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ельнинская средняя школа №1 имени М.И. Глинки
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса
«Я и профессии мира» 9 класса
основное общее образование
Архиповой Ольги Валентиновны
учителя первой квалификационной категории
Г.Ельня
2022 год.
- Пояснительная записка
Программа составлена на основе:
- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.
- Федерального государственного образовательного стандарта базового уровня основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от «17» декабря 2010 г.
- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Ельнинской СШ№1 им. М.И. Глинки
- Учебный план МБОУ Ельнинская СШ№1 им. М.И. Глинки на 2022-2023 учебный год
- Положение о рабочей программе МБОУ Ельнинской СШ№1 им. М.И. Глинки
Цель курса: содействовать самоопределению учащихся 9-х классов, относительно избираемых ими профилирующих направлений будущего обучения в профильной школе или в системе начального или среднего профессионального образования.
Задачи курса:
- Способствовать профессиональному самоопределению учащихся в процессе получения знаний о мире профессионального труда, о себе и их соотнесения с профессионально важными качествами;
- Помочь учащимся оценить свои склонности и способности с точки зрения образовательной перспективы;
- Сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в профильном обучении, а затем и в будущей профессии;
- Ознакомление со специальной профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях безработицы и конкуренции на рынке труда.
Изучение курса предполагает активное участие школьников в подготовке и проведении занятий, насыщение уроков и домашних занятий различными упражнениями и заданиями для самостоятельной работы, раздаточным дидактическим материалом.
2. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ИНФОРМАТИКА
Название разделов и тем | Количество часов для изучения | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Формы контроля |
Внутренний мир человека и система представлений о себе | 3 | Понятие о личности «Уникальность личности каждого человека. Многообразие личностных особенностей, методы изучения личности. Образ «Я» как система представлений о себе. Структура образа «Я» (знание о себе, оценка себя, умение управлять собой). Влияние представлений о себе на правильный выбор профессии. | |
Секреты выбора профессии | 6 | Правила выбора профессии «хочу» - «могу» - «надо». Типичные ошибки при выборе профессии. Общие понятия о профессии, специальности, должности. Склонности и интересы в профессиональном выборе. Потребности и мотивы как условие активности личности. Индивидуальные интересы. Профессиональные намерения. Возможности личности в профессиональной деятельности. Активная роль личности при выборе профессии. | |
Учёт психических особенностей в профессиональном становлении личности | 2 | Свойства нервной системы в профессиональной деятельности. Темперамент в профессиональном становлении личности. Эмоции и чувства их функции в профессиональной деятельности. Волевые качества личности. | |
Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда | 2 | Способность к запоминанию. Общее представление о памяти; виды памяти; условия развития памяти. Способность быть внимательным. Общее представление о внимании. Виды внимания. Основные свойства внимания (объём, устойчивость, распределение, избирательность). Мышление. Мыслительные способности в профессиональной деятельности. | |
Профессиональная пригодность | 2 | Профессиональные и жизненные планы, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Профессиональная деятельность и карьера. Профессиональная пригодность. Тесты Холланда. | |
Здоровье и выбор профессии. | 2 | Здоровье как условие высокоэффективной профессиональной деятельности. Взаимосвязь и взаимообусловленность здоровья и выбора профессии, карьеры. Важнейшие характеристики здоровья человека. | |
Многообразие мира профессий | 4 | Труд как потребность человеческой жизни «Разнообразие профессий». Развитие личности и профессиональное самоопределение. Социальные проблемы труда. Разделение труда. Содержание и характер труда. Социально-профессиональная мобильность – качество современного работника. | |
Анализ профессий | 6 | Предмет, цели и средства труда в профессиональной деятельности. Условия профессионального труда. Классификация профессий по Климову. Характеристика профессий по общим признакам профессиональной деятельности. Профессиограммы. Формула профессии. | |
Рынок труда и его требования к профессионалу | 2 | Структурная перестройка экономики. Менеджмент и маркетинг. Предпринимательство. Основные принципы формирования рынка труда. Безработица. | |
Основные стратегии выбора профессиональной карьеры с учётом типа и профиля учебных заведений | 3 | Пути получения профессии. Система профессионально – технического образования. ПЛ. и ПУ условия приёма и обучения в них. Средние специальные учебные заведения, их типы, условия приёма и обучения. Типы высших учебных заведений, условия приёма и обучения студентов. Понятие о профессиональной карьере. | |
Профессиональная проба | 2 | Роль профессиональных проб в профессиональном самоопределении. Уточнение профессиональных интересов с помощью опросника профессиональной готовности (ОПГ). | |
Итого | 34 |
3. Тематическое планирование
№ п/п | Название разделов и тем | Количество часов для изучения | Резерв |
Внутренний мир человека и система представлений о себе | 3 | ||
Секреты выбора профессии | 6 | ||
Учёт психических особенностей в профессиональном становлении личности | 2 | ||
Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда | 2 | ||
Профессиональная пригодность | 2 | ||
Здоровье и выбор профессии. | 2 | ||
Многообразие мира профессий | 4 | ||
Анализ профессий | 6 | ||
Рынок труда и его требования к профессионалу | 2 | ||
Основные стратегии выбора профессиональной карьеры с учётом типа и профиля учебных заведений | 3 | ||
Профессиональная проба | 2 | ||
Итого | 34 |
4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ для 9 класса
(34 часа в год/ 1 час в неделю).
№ п/п | Название темы | Дата | Корректировка КТП | Дополнительные информация с учетом специфики предмета |
| ||||
1 | Смысл и цель жизни человека | |||
2 | Внутренний мир человека | |||
3 | Система представлений о себе | |||
4 | Правила выбора профессии | |||
5 | Ошибки при выборе профессии | |||
6 | Профессиональные интересы | |||
7 | Профессиональные склонности, способности | |||
8 | Профессиональные намерения | |||
9 | Самовоспитание и выбор профессии | |||
10 | Свойства нервной системы в профессиональной деятельности. | |||
11 | Значение темперамента в профессиональном самоопределении | |||
12 | Психические процессы и их роль в профессиональном самоопределении. | |||
13 | Роль внимания и мышления в профессиональном самоопределении. | |||
II . Мир профессий и труда | ||||
14 | Профессиональный план | |||
15 | Профессиональная пригодность | |||
16 | Здоровье и профессия | |||
17 | Характеристики здоровья человека | |||
18 | Труд как потребность человеческой жизни | |||
19 | Социальные проблемы труда | |||
20 | Знакомство с профессиями района | |||
21 | Сознательность и самостоятельность выбора профессии. | |||
22 | Общий обзор классификации | |||
23 | Типы профессий | |||
24 | Классы профессий | |||
25 | Отделы и группы профессий | |||
26 | Профессиограмма профессий. | |||
27 | Формула профессии | |||
28 | Понятия «менеджмент» и «маркетинг» | |||
29 | Рынок труда и безработица | |||
30 | Пути получения профессии | |||
31 | Знакомство с учебными заведениями Смоленской области. | |||
32 | Навыки самопрезентации. | |||
33 | Профессиональная проба. | |||
34 | Уточнение профессиональных интересов | |||
Итого |
5. Планируемые результаты
Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Содержание программы курса «Мир профессий», формы и методы работы позволят достичь следующих результатов:
Личностные результаты освоения обучающимися внеурочной образовательной программы «Мир профессий» можно считать следующее:
∙ овладение начальными сведениями об особенностях различных профессий, их происхождении и назначении;
∙ формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
∙ формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия: предвосхищать результат; адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений; стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия: ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; определять цели, функции участников, способы взаимодействия; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия: ставить и формулировать проблемы; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов; запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ; установление причинно-следственных связей.
Учащиеся должны знать:
- Значение профессионального самоопределения и требования к составлению профессионального личного плана;
- Правила выбора профессии;
- Понятие о профессиях и профессиональной деятельности;
- Понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а так же психофизиологических и психических ресурсах личности в связи с выбором профиля обучения и профессии;
- Понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения;
- Значение творческого потенциала человека, карьеры.
Учащиеся должны иметь представления:
- О смысле и значении труда в жизни человека и общества;
- О современных формах и методах организации труда;
- О предпринимательстве;
- О рынке труда.
Учащиеся должны уметь:
- Соотносить свои индивидуальные особенности с выбором профиля обучения и требованиями конкретной профессии;
- Составлять профессиональный личный план и мобильно изменять его;
- Использовать приёмы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;
- Анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;
- Пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В мире профессий. "Профессия - ветеринар"
В нашей школе каждый год проводится традиционное мероприятие - "Вечер защиты профессий". Каждый класс выбирает свою профессию, ищет материал, готовит конкурс художественной самодеятельности. В 2010 го...
Классный час "В мире профессий" Медицинские профессии
Классный час «В мире профессий»Медицинские профессииРазработка классного часа для 9-11классов. Классный руководитель: Ермакова М.Д.Цель:расширить представление учащихся о профессиях, дать представлени...
СЦЕНАРИЙ ИГРЫ ТУРНИР ЗНАТОКОВ ПРОФЕССИЙ Цель: Способствовать формированию у воспитанников умения ориентироваться в мире профессий Задачи: 1. Образовательная: Обеспечить средствами самопознания, развивать навыки и умения по целеполаганию и планиров
СЦЕНАРИЙ ИГРЫТУРНИР ЗНАТОКОВ ПРОФЕССИЙ Цель: Способствовать формированию у воспитанников умения ориентироваться в мире профессийЗадачи:1. Образовательная: Обеспечить средствами ...
СЦЕНАРИЙ ИГРЫ ТУРНИР ЗНАТОКОВ ПРОФЕССИЙ Цель: Способствовать формированию у воспитанников умения ориентироваться в мире профессий Задачи: 1. Образовательная: Обеспечить средствами самопознания, развивать навыки и умения по целеполаганию и планиров
СЦЕНАРИЙ ИГРЫТУРНИР ЗНАТОКОВ ПРОФЕССИЙ Цель: Способствовать формированию у воспитанников умения ориентироваться в мире профессийЗадачи:1. Образовательная: Обеспечить средствами ...
Профессии мира экономики
В рамках профориентации некоторые мысли по поводу особенностей профессий...
Самые редкие профессии мира
В помощь педагогам, учащимся...
«Мой курай, зазвени, заиграй всеми красками звонкого мира»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №9 «РЯБИНКА» г. ЯНАУЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЯНАУЛЬСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН...