Курс "Я и профессии мира"
рабочая программа (9 класс)

Архипова Ольга Валентиновна

Цель курса: содействовать самоопределению учащихся 9-х классов, относительно избираемых ими профилирующих направлений будущего обучения в профильной школе или в системе начального или среднего профессионального образования.

Задачи курса:

  • Способствовать  профессиональному самоопределению учащихся в процессе получения знаний о мире профессионального труда, о себе и их соотнесения с профессионально важными качествами;
  • Помочь учащимся оценить свои склонности и способности с точки зрения образовательной перспективы;
  • Сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в профильном обучении, а затем и в будущей профессии;
  • Ознакомление со специальной профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях безработицы и  конкуренции на рынке труда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_i_professii_mira.docx34.09 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ельнинская средняя школа №1 имени М.И. Глинки

                                               

        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса

«Я и профессии мира» 9 класса

основное общее образование

Архиповой Ольги Валентиновны

учителя первой квалификационной категории

Г.Ельня

2022 год.

  1. Пояснительная записка

Программа составлена на основе:

  1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.
  2. Федерального государственного образовательного стандарта базового уровня основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки  РФ № 1897 от «17»  декабря  2010 г.
  3. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Ельнинской СШ№1 им. М.И. Глинки
  4. Учебный план МБОУ Ельнинская СШ№1 им. М.И. Глинки на 2022-2023 учебный год
  5. Положение о рабочей программе МБОУ Ельнинской СШ№1 им. М.И. Глинки

Цель курса: содействовать самоопределению учащихся 9-х классов, относительно избираемых ими профилирующих направлений будущего обучения в профильной школе или в системе начального или среднего профессионального образования.

Задачи курса:

  • Способствовать  профессиональному самоопределению учащихся в процессе получения знаний о мире профессионального труда, о себе и их соотнесения с профессионально важными качествами;
  • Помочь учащимся оценить свои склонности и способности с точки зрения образовательной перспективы;
  • Сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в профильном обучении, а затем и в будущей профессии;
  • Ознакомление со специальной профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях безработицы и  конкуренции на рынке труда.

   Изучение курса предполагает активное участие школьников в подготовке и проведении занятий, насыщение уроков и домашних занятий  различными упражнениями и заданиями для самостоятельной работы, раздаточным дидактическим материалом.


2. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ИНФОРМАТИКА

Название разделов и тем

Количество часов для изучения

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Формы контроля

Внутренний мир человека и система представлений о себе

3

          Понятие о личности «Уникальность личности каждого человека. Многообразие личностных особенностей, методы изучения личности. Образ «Я» как система представлений о себе. Структура образа «Я» (знание о себе, оценка себя, умение управлять собой). Влияние представлений о себе на правильный выбор профессии.

Секреты выбора профессии

6

Правила выбора профессии «хочу» -  «могу» - «надо».  Типичные ошибки при выборе профессии. Общие понятия о профессии, специальности, должности. Склонности и интересы в профессиональном выборе. Потребности  и мотивы как условие активности личности. Индивидуальные интересы. Профессиональные намерения. Возможности личности в профессиональной деятельности. Активная роль личности при выборе профессии.

Учёт психических особенностей в профессиональном становлении

личности

2

        Свойства нервной системы в профессиональной деятельности. Темперамент в профессиональном становлении личности. Эмоции и чувства их  функции в профессиональной деятельности. Волевые качества личности.

Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда

2

Способность к запоминанию. Общее представление о памяти; виды памяти; условия развития памяти. Способность быть внимательным. Общее представление о внимании. Виды внимания. Основные свойства внимания (объём, устойчивость, распределение, избирательность). Мышление. Мыслительные способности в профессиональной деятельности.

Профессиональная пригодность

2

Профессиональные и жизненные планы, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Профессиональная деятельность и карьера. Профессиональная пригодность. Тесты Холланда.

Здоровье и выбор профессии.

2

        Здоровье как условие высокоэффективной профессиональной деятельности. Взаимосвязь и взаимообусловленность здоровья и выбора профессии, карьеры. Важнейшие характеристики здоровья человека.

Многообразие мира профессий

4

Труд как потребность человеческой жизни «Разнообразие профессий». Развитие личности и профессиональное самоопределение.

Социальные проблемы труда. Разделение труда. Содержание и характер труда. Социально-профессиональная мобильность – качество современного работника.

Анализ профессий

6

Предмет, цели и средства труда в профессиональной деятельности. Условия профессионального труда. Классификация профессий по Климову. Характеристика профессий по общим признакам профессиональной деятельности. Профессиограммы.  Формула профессии.

Рынок труда и его требования к профессионалу

2

       Структурная перестройка экономики. Менеджмент и маркетинг. Предпринимательство. Основные принципы формирования рынка труда. Безработица.

Основные стратегии выбора профессиональной карьеры с учётом типа и профиля учебных заведений

3

Пути получения профессии. Система профессионально – технического образования. ПЛ. и ПУ условия приёма и обучения в них.

        Средние специальные учебные заведения, их типы, условия приёма и обучения. Типы высших учебных заведений, условия приёма и обучения студентов.  Понятие о профессиональной карьере.

Профессиональная проба

2

Роль профессиональных проб в профессиональном самоопределении. Уточнение профессиональных интересов с помощью опросника профессиональной готовности (ОПГ).

Итого

34


3. Тематическое планирование

№ п/п

Название разделов и тем

Количество часов для изучения

Резерв  

Внутренний мир человека и система представлений о себе

3

Секреты выбора профессии

6

Учёт психических особенностей в профессиональном становлении личности

2

Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда

2

Профессиональная пригодность

2

Здоровье и выбор профессии.

2

Многообразие мира профессий

4

Анализ профессий

6

Рынок труда и его требования к профессионалу

2

Основные стратегии выбора профессиональной карьеры с учётом типа и профиля учебных заведений

3

Профессиональная проба

2

Итого

34

4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ для 9 класса

(34 часа в год/ 1 час в неделю).

п/п

Название темы

Дата

Корректировка КТП

Дополнительные информация с учетом специфики предмета

  1. Образ «Я» и выбор профессии

1

Смысл и цель жизни человека

2

Внутренний мир человека

3

Система представлений о себе

4

Правила выбора профессии

5

Ошибки при выборе профессии

6

Профессиональные интересы

7

Профессиональные склонности, способности

8

Профессиональные намерения

9

Самовоспитание и выбор профессии

10

Свойства нервной системы в профессиональной  деятельности.

11

Значение темперамента в профессиональном самоопределении

12

Психические процессы и их роль в профессиональном  самоопределении.

13

Роль внимания и мышления в профессиональном  самоопределении.

II . Мир профессий и труда

14

Профессиональный план

15

Профессиональная пригодность

16

Здоровье и профессия

17

Характеристики здоровья  человека

18

Труд как потребность человеческой жизни

19

Социальные проблемы труда

20

Знакомство с профессиями района

21

Сознательность и самостоятельность выбора профессии.

22

Общий обзор классификации

23

Типы профессий

24

Классы профессий

25

Отделы и группы профессий

26

Профессиограмма профессий.

27

Формула профессии

28

Понятия  «менеджмент» и «маркетинг»

29

Рынок труда и безработица

30

Пути получения профессии

31

Знакомство с учебными  заведениями Смоленской области.

32

Навыки самопрезентации.

33

Профессиональная проба.

34

Уточнение профессиональных интересов

                                                                              Итого

5. Планируемые результаты

Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Содержание программы курса «Мир профессий», формы и методы работы позволят достичь следующих результатов:

Личностные результаты освоения обучающимися внеурочной образовательной программы «Мир профессий» можно считать следующее:

∙ овладение начальными сведениями об особенностях различных профессий, их происхождении и назначении;

∙ формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;

∙ формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.

 Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия: предвосхищать результат; адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений; стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия: ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; определять цели, функции участников, способы взаимодействия; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Познавательные универсальные учебные действия: ставить и формулировать проблемы; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов; запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ; установление причинно-следственных связей.

Учащиеся должны знать:

  • Значение профессионального самоопределения и требования к составлению профессионального личного плана;
  • Правила выбора профессии;
  • Понятие о профессиях и профессиональной деятельности;
  • Понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а так же психофизиологических  и психических ресурсах личности в связи с выбором профиля обучения и профессии;
  • Понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения;
  • Значение творческого потенциала человека, карьеры.

Учащиеся должны иметь представления:

  • О смысле и значении труда в жизни человека и общества;
  • О современных формах и методах организации труда;
  • О предпринимательстве;
  • О рынке труда.

Учащиеся должны уметь:

  • Соотносить свои индивидуальные особенности с выбором профиля обучения и требованиями конкретной профессии;
  • Составлять профессиональный личный план и мобильно изменять его;
  • Использовать приёмы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;
  • Анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;
  • Пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В мире профессий. "Профессия - ветеринар"

В нашей школе каждый год проводится традиционное мероприятие - "Вечер защиты профессий". Каждый класс выбирает свою профессию, ищет материал, готовит конкурс художественной самодеятельности. В 2010 го...

Классный час "В мире профессий" Медицинские профессии

Классный час «В мире профессий»Медицинские профессииРазработка классного часа для 9-11классов. Классный руководитель: Ермакова М.Д.Цель:расширить представление учащихся о профессиях, дать представлени...

СЦЕНАРИЙ ИГРЫ ТУРНИР ЗНАТОКОВ ПРОФЕССИЙ Цель: Способствовать формированию у воспитанников умения ориентироваться в мире профессий Задачи: 1. Образовательная: Обеспечить средствами самопознания, развивать навыки и умения по целеполаганию и планиров

СЦЕНАРИЙ  ИГРЫТУРНИР ЗНАТОКОВ ПРОФЕССИЙ Цель:  Способствовать формированию у воспитанников умения ориентироваться в мире профессийЗадачи:1. Образовательная: Обеспечить средствами ...

СЦЕНАРИЙ ИГРЫ ТУРНИР ЗНАТОКОВ ПРОФЕССИЙ Цель: Способствовать формированию у воспитанников умения ориентироваться в мире профессий Задачи: 1. Образовательная: Обеспечить средствами самопознания, развивать навыки и умения по целеполаганию и планиров

СЦЕНАРИЙ  ИГРЫТУРНИР ЗНАТОКОВ ПРОФЕССИЙ Цель:  Способствовать формированию у воспитанников умения ориентироваться в мире профессийЗадачи:1. Образовательная: Обеспечить средствами ...

Профессии мира экономики

В рамках профориентации  некоторые мысли по поводу особенностей профессий...

Самые редкие профессии мира

В помощь педагогам, учащимся...

«Мой курай, зазвени, заиграй всеми красками звонкого мира»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД  №9 «РЯБИНКА» г. ЯНАУЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЯНАУЛЬСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН...