Рабочая тетрадь по обучению детей пересказу текстов
методическая разработка
В пособии использованы тексты Виталия Валентиновича Бианки. Сочетание наглядного игрового материала с произведениями известного писателя помогут учителю-логопеду развивать у учащихся навыки монологической речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_tetrad_po_obucheniyu_pereskazu.docx | 453.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая тетрадь по обучению детей пересказу текстов
НАШ КРАЙ
Развиваем связную речь
Произведения
Виталия Валентиновича Бианки
учитель-логопед
Литвинцева Н.А.
г. Бийск
Пересказ текста по опорным словам
«Вот так улов»
Однажды я пошёл на рыбалку. Для рыбалки я выбрал пруд. Около пруда стояла лосиха. Лосиха топталась в топком иле. В иле увяз лосёнок. Лосёнок сам не мог вылезти на сушу. На сушу ему помог вылезти я. Я осторожно приблизился к берегу. На берегу стояла лосиха. Лосиха осмотрелась и отошла в сторону. На сушу я и вынес лосёнка. Лосёнок лизнул меня в щёку и побежал к матери. Мать и лосёнок быстро скрылись в роще.
ОПОРНЫЕ СЛОВА-ДЕЙСТВИЯ: пошёл, выбрал, стояла, топталась, увяз, не мог вылезти, приблизился, осмотрелась и отошла, вынес, лизнул и побежал, скрылись)
Последовательный пересказ текста с опорой на вопросы «Как лиса барсука из норы выжила» У лисы случилась беда: обвалился потолок в норе и чуть лисят не задавил. Видит лиса дело плохо, надо перебираться на другую квартиру. Пошла к барсуку. У него нора знатная – сам копал. Входы- выходы запасные на случай внезапного нападения. Попросилась лиса в жильцы, -барсук не пускает. Он хозяин строгий, порядок любит и чистоту. Куда тут с ребятами пускать! Прогнал лису. А лиса за кустиком притаилась; сидит и ждет. Барсук выглянул: лисы нет, вылез из норы и пошел в лес улиток искать. А лиса шмыг в норку, перевернула всё – и убежала. Вернулся барсук, учуял чужой запах, хрюкнул с досады и ушел другую нору копать. А лисе только того и надо. Перетаскала лисят, стала жить в удобной барсуковой норе. |
Словарная работа: нора знатная, притаилась, шмыг в норку, хрюкнул с досады. |
Беседа о прочитанном. Вопросы: У кого случилась беда? К кому обратилась за помощью лисица? Какая нора у барсука? Почему барсук не пустил лисицу? Как лиса перехитрила барсука? Почему барсук не бросил нору? Какие особенности из жизни животных подметил автор? |
раскрась
Последовательный пересказ с опорой на вопросы.
Рассказ «Белкина сушильня»
Белка отвела под кладовую одно из своих круглых гнёзд на деревьях. Там у неё сложены лесные орешки и шишки.
Кроме того, белка собрала грибы - маслята и подберёзовики.
Их она насадила на обломанные сучочки сосен и сушила впрок.
Зимой она будет бродить по ветвям деревьев и подкрепляться сушёнными грибами.
Словарная работа: сушильня (место, где можно что-то сушить),
кладовая (место, где можно хранить предметы),
впрок (на будущее)
Вопросы:
-Где устроила белка кладовую?
-Что складывала белка в кладовой?
-Какие грибы собирала белка?
-Как белка сушила грибы впрок?
-Чем будет питаться белка зимой?
раскрась
Выборочный пересказ
Рассказ « Купание медвежат»
Из чащи вышли на берег большая бурая медведица, с ней два весёлых медвежонка и пестун – её старший сынок, которому один год.
Пестун схватил одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать его в речку. Медвежонок визжал и барахтался, но пестун не выпускал его пока хорошенько не выполоскал в воде.
Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес. Пестун догнал его, надавал шлепков. Полоскал, полоскал его да и выронил в воду. Медвежонок как заорёт! Тут подскочила медведица, вытащила сынишку на берег, а пестуну так надавала, что он, бедный, взвыл.
Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались довольны купанием: день был знойный и им было очень жарко в густых, лохматых шубках. Вода хорошо освежила их.
Слово для справки: пестун (старший сын медведицы)
- Расскажите только о том, как пестун купал первого медвежонка.
- Расскажите о том, как пестун купал второго медвежонка.
Покажи на картинке пестуна
Выборочный пересказ текста
Рассказ «Кошкин выкормыш»
У нашей кошки весной родились котята, но их у нее отняли. Как раз в этот день ребята поймали в лесу маленького зайчонка и подложили его кошке. У кошки было много молока. Она охотно стала кормить котёнка.
Так зайчонок и вырос на кошкином молоке. Кошка с зайчонком очень подружились и даже всегда спали вместе.
Смешней всего, что кошка научила зайчонка-приёмыша драться с собаками. Как только собака забежит во двор, кошка бросается на неё и яростно царапает. А следом за ней подбегает зайчонок и так барабанит передними лапками, что у собаки шерсть клочьями летит.
Все собаки кругом боятся этой кошки и её приёмыша-зайца.
Слово для справки: выкормыш
Вопросы к тексту.
Кого подложили кошке?
Как относилась кошка к зайчонку?
Чему научила кошка своего приемыша?
План
1. Беда кошки.
2. Зайчонок-выкормыш.
3. Дружба зверей.
4. Гроза собак.
- Расскажи только о том, как зайчонок стал «грозой» для собак.
раскрась картинки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Цикл занятий по обучению детей пересказу"
конспект из авторского методического пособия...
рабочие программы по обучению детей со сложной структурой дефекта
программы : счет,рисование и лепка,живой мир,грамота 2-ой год обучения...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению детей пересказу в подготовительной к школе логопедической группе Я. Пинясов «Огурчик» Лексическая тема «Овощи»
К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них связной монологической речи.В дошкольном возрасте происходит овладение дву...
Консультация для родителей "Обучение детей пересказу"
В консультации даны этапы обучения детей с ОНР пересказу текстов. Приведены тексты произведений для пересказа....
Рабочая программа для обучения детей среднего и старшего дошкольного возраста с нарушение зрения.
Программа направлена на работу с детьми с различными зрительными нарушениями....
Обучение детей пересказу
Речевой и картинный материал по обучению детей пересказу...
Обучение дошкольников пересказу текста цепной структуры
Семинар-практикум «Обучение дошкольников пересказу текста цепной структуры»Цель: популяризация метода наглядного моделирования - «цепной рассказ», обе...