Анализ результатов школьного этапа олимпиады
статья

Краснокутская Татьяна Сергеевна

материал содержит примерную структуру анализа результатов школьников в олимпиаде по биологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ результатов школьного этапа всероссийской олимпиады школьников МБОУ «Ново-Ямская СОШ»

 в  2022-2023 уч. году

  1. Общие сведения:

Предмет

Экология

ФИО учителя

Краснокутская Татьяна Сергеевна

Стаж

14

Квалификация

высшая

  1. Участие обучающихся в школьном этапе ВОШ:

В школьном этапе олимпиады по экологии приняли участие 11 обучающихся 9-11 классов, что составляет 8,5% от общего количества обучающихся в этих классах. Больше всего участников составил контингент учащихся 10-х классов (20%), 5 обучающихся 9-х классов (6,4%) и к сожалению, ни одного одиннадцатиклассника. Дело в том, что заявленные на олимпиаду выпускники в период ее проведения находились на больничном и не смогли принять участие. В 2022-2023 учебном году наблюдаем незначительное уменьшение количества участников олимпиады, что может быть связано с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой или другими факторами.

№ п/п

Классы

Общее количество обучающихся (во всех параллелях)

Количество обучающихся, принимавших участие в      ШЭ ВОШ

Доля участников от общего числа обучающихся

2022/2023

2022/2023

2020/2021

2021/2022

        2022\2023

9

9

78

5

5,4%

14%

6,4%

10

10

30

6

7%

13%

20%

11

11

21

0

25%

0%

0%

ПО ОУ

129

11

10%

11,4%

          8,5%

  1. Результаты ШЭ ВОШ: По сравнению с предыдущими учебными годами  количество участников олимпиады остается примерно одинаковым, а количество победителей и призеров сокращается с каждым годом.  В прошлом учебном году  только ученик 9 класса смог преодолеть 50%-й барьер и стал победителем,  ни в одном классе призеров не было. В этом учебном году среди учащихся 9-х классов нет ни победителей, ни призеров. В 10 классе ситуация более благоприятная – есть один победитель и три призера. Таким образом, наблюдается положительная динамика по количеству победителей и призеров школьного этапа олимпиады по экологии.

Класс

Кол-во участников ШЭ ВОШ

Кол-во победителей

Кол-во призеров

2020/2021

2021/2022

2022\2023

2020\2021

2021\2022

2022/2023

2020\2021

2021/2022

2022/2023

чел

%

чел

%

чел

%

чел

%

чел

%

чел

%

чел

%

чел

%

9

4

5,4

10

14

5

6,4

1

25

1

10

0

0

0

0

0

0

0

0

10

2

7

3

13

6

20

1

50

0

0

1

17

0

0

0

0

3

50

11

4

25

0

0

0

0

1

25

0

0

0

0

1

25

0

0

0

0

ПО ОУ

10

10

13

11,4

11

8,5

3

30

1

8

1

9

1

10

0

0

3

27

  1. Результаты ШЭ ВОШ: Среди девятиклассников наблюдается достаточно низкий процент выполнения заданий, ниодин человек не смог преодолеть 50-ти процентный порог. Учащиеся 10 класса более успешно справились с заданиями, хотя процент выполнения заданий победителем ниже, причем значительно, чем в прошлом учебном году. С призерами сложилась более благоприятная ситуация, три человека из шести участников также преодолели 50% барьер. По выполнению среднего процента заданий призерами наблюдаем положительную динамику, так как призеров в прошлом учебном году не было..

5.

Классы

Средний процент выполнения заданий

 победителями

Средний процент выполнения заданий

призерами

2020\2021

2021\2022

2022/2023

2020\2021

2021/2022

2021/2022

9

76

80

-

0

-

-

10

65

-

61

0

-

55

11

74

-

-

69

-

-

ПО ОУ

71,6

80

61

69

-

55

  1. Анализ структуры работы ШЭ ВОШ:

Класс

Структура олимпиадной работы

9

Олимпиадная работа состоит из трех частей. Рассчитана на 40 мин. Часть 1 Включает в себя тестовые задания с выбором нескольких вариантов ответа из шести предложенных, затрагивает такие разделы, как общая экология, демэкология,  симэкология, рациональное природопользование. За каждый правильный ответ дается 1 балл, максимальное количество баллов за эту часть – 10. Вторая часть включает в себя задания, где нужно выбрать правильное суждение и обосновать правильность выбора. За каждое правильно выбранное и обоснованное суждение можно получить три балла, всего за вторую часть можно получить 12 баллов. В третьей части нужно дать развернутый, аргументированный ответ на вопрос, состоящий из нескольких позиций. В задании 4 вопроса по  4 балла максимум за каждый, всего за задание можно получить 16 баллов. Максимальный балл за олимпиадную работу – 38 баллов.

10-

11

Олимпиадная работа состоит из трех частей. Рассчитана на 40 мин. Часть 1 Включает в себя тестовые задания с выбором одного правильного ответа из четырех возможных. Вопросы части затрагивают темы по основам экологии, затрагивает такие разделы, как общая экология, демэкология, симэкология, рациональное природопользование. За каждый правильный ответ дается 1 балл, максимальное количество баллов за эту часть – 11. Часть 2. включает выбор верного или неверного утверждения с дальнейшим обоснованием выбора. Каждое утверждение оценивается в 3 балла, максимальное количество баллов – 15. Часть 3   включает в себя задания, где нужно выбрать правильный ответ на вопрос, обосновать правильность выбора, а также дать обоснования неправильно предложенным вариантам и доказать их неправильность. В задании 2 вопроса по 10 баллов максимум за каждый, всего за задание можно получить 20 баллов. Максимальный балл за олимпиадную работу – 46 баллов. 

  1. Распределение заданий олимпиадных работ по содержанию, проверяемым умениям и видами деятельности:

Проанализировав данные представленной ниже таблицы, можно сделать следующие выводы:

9 класс: Самыми успешными по выполнению оказались задания по следующим темам: «Экологические факторы», «Экосистемы Земли», «Экология популяций». Вместе с тем, есть целый ряд тем, с которыми девятиклассники   справились крайне неуспешно – такие задания не выполнил ни один человек  из 5 олимпиадников. Такими трудными для выполнения темами оказались: «Экологические группы растений», «Геология», «Прогнозирование в экологии», «Адаптации», «Рациональное природопользование»

10 класс: Самыми успешными по выполнению оказались задания по следующим темам:  «Агроценозы», «Экологический мониторинг», «Экосистемы». Темами, которые оказались трудными для выполнения десятиклассниками оказались: «Экологическое законодательство», «Биосфера», «Пищевые цепи», «Взаимодействие организмов в сообществах» Из вышесказанного можно сделать следующий вывод: теоретическая подготовка к олимпиадным заданиям находится на низком уровне, учащиеся слабо владеют экологической терминологией, законами и понятиями, не знают природоохранного законодательства. Следует отметить, что в нашей школе отсутствует такой предмет, как «Экология» и данные вопросы практически не затрагиваются при изучении биологии в 9-10 классе.

Класс

Содержание, проверяемые умения

(номер задания, в каждом классе количество разное)

Количество уч-ся, выполнивших задание

Процент учащихся, выполнивших задание

9

Часть 1 Включает в себя тестовые задания с множественным выбором по основам экологии, затрагивает такие разделы, как общая экология, демэкология, симэкология, рациональное природопользование. За каждый правильный ответ дается 1 балл, максимальное количество баллов за эту часть – 10

1.Взаимодействие организмов в сообществах

0

0

  1. Экологические факторы

4

80

  1. Экологические группы растений

0

0

  1. Геология

0

0

  1. Экосистемы Земли

2

40

  1. Охрана природы

2

40

  1. Адаптации

1

20

  1. Взаимодействие организмов в сообществах

0

0

  1. Охрана природы

0

0

  1. Прогнозирование в экологии

0

0

Часть 2. Вторая часть включает в себя задания, где нужно выбрать правильное суждение и обосновать правильность выбора. За каждое правильно выбранное и обоснованное суждение можно получить три балла, всего за вторую часть можно получить 12 баллов.

  1. Рациональное природопользование

1

20

  1. Пищевые цепи и сети

0

0

  1. Адаптации

0

0

  1. Рациональное природопользование

0

0

Часть 3. В третьей части нужно дать развернутый, аргументированный ответ на вопрос, состоящий из нескольких позиций. В задании 4 вопроса по  4 балла максимум за каждый, всего за задание можно получить 16 баллов

  1. Способы питания живых организмов

2

40

  1. Гидрология

1

20

3.Отношения организмов в сообществе

 0

0

4.Охрана природы

0

0

10

Часть 1 Включает в себя тестовые задания с выбором одного правильного ответа из четырех возможных. Вопросы части затрагивают темы по основам экологии, затрагивает такие разделы, как общая экология, демэкология, симэкология, рациональное природопользование. За каждый правильный ответ дается 1 балл, максимальное количество баллов за эту часть – 11

  1. Экологическое законодательство.

1

17

2Охрана окружающей среды

3

50

3Экология сообществ

5

83

4 Экологические проблемы

3

50

5 Рациональное природопользование

2

34

  1. Биосфера

1

17

7.Агроценозы

5

80

8 Экологический мониторинг

5

80

9 Круговорот химических элементов

 2

34

10Рациональное природопользование

0

0

11 Экосистемы

6

100

Часть 2. включает выбор верного или неверного утверждения с дальнейшим обоснованием выбора. Каждое утверждение оценивается в 3 балла, мкксимальное количество баллов – 15.

  1. Экология сообществ

2

34

  1. Взаимодействие видов в сообществах

1

17

  1. Пищевые цепи

0

0

  1. Экосистемы

1

17

  1. Критерии вида

2

34

Часть 3   включает в себя задания, где нужно выбрать правильный ответ на вопрос, обосновать правильность выбора, а также дать обоснования неправильно предложенным вариантам и доказать их неправильность. В задании 2 вопроса по 10 баллов максимум за каждый, всего за задание можно получить 20 баллов.

  1. Мировой океан как глобальная экосистема

4

67

  1. Экология и рациональное природопользование в лесоразведении

3

50

  1. Типичные трудности при решении олимпиадных заданий:

Класс

9

Слабое владение экологическими понятиями и терминами, неумение определить отличительные особенности популяций как элементарных эволюционных единиц, слабо развитое  умение агрументировать свою точку зрения и приводить примеры из различных областей экологии.

10

Слабое владение экологическими понятиями и терминами, неумение агрументировать выбор верного утверждения и привести доказательства правильности выбора, отсутствие знаний в области экологии сообществ, в области охраны окружающей среды и рациональном природопользовании.

11

-

  1. Рекомендации по подготовке к ШЭ ВОШ:
  1. В курсе биологии 9 класса больше времени уделять изучению раздела «Основы экологии»
  2. Более детально подходить к подбору материала для самостоятельных и проверочных работ по данной теме
  3.  Рекомендовать учащимся использовать различные образовательные платформы и интернет-ресурсы при подготовке к олимпиаде
  4. Организовать подготовку к муниципальному этапу в каникулярное время, разобрать типичные ошибки, изучить экспертные работы, ресурсы сети интернет, дающие возможность полноценной подготовки к олимпиаде по предмету.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ результатов муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по математике

Разбор заданий и степень овладения учащимися навыков решения олимпиадных задач...

Анализ результатов муниципального этапа Всероссийской Олимпиады школьников по предмету «Физическая культура» учащихся Балезинского района

Всероссийская олимпиада школьников по предмету «физическая культура» – одна из наиболее заметных явлений на образовательном пространстве страны. По своим масштабам и содержанию она практически не имее...

Аналитическая справка по результатам школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории и обществознанию за 2015-2016 учебный год

Аналитическая справка по результатам школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории и обществознанию за 2015-2016 учебный год...

Результаты школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по физической культуре в 2014-2015 учебном году

Результаты школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по физической культуре  в 2014-2015 учебном году...

Анализ результатов школьного этапа всероссийской олимпиады по английскому языку

английскому языкуС целью развития интеллектуальных, познавательных способностей и готовности школьников к коммуникации на английском языке 28.10.2015 года проводился школьный этап Всероссийской олимпи...

Анализ результатов школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по информатике

14 октября 2015 в МБОУЯСШ № 4, 9 состоялся I этап (школьный) Всероссийской олимпиады школьников. Основными целями и задачами школьного этапа олимпиады являются выявление и развитие у обучающихся ...

Анализ результатов школьного этапа ВсОШ в динамике за последние два года (Выступление на педагогическом совете в ноябре 2021 года)

Итоги школьного этапа ВсОШ 2021-22 учебного года в графиках и таблицах, анализ результатов по предметам для последующего обсуждения на предметных методических объединениях....