Использование информационно-коммуникационных технологий в работе тифлопедагога
консультация
Как ИКТ помогают педагогу в коррекционно-педагогической работе с дошкольниками с нарушениями зрения, родителями и педагогами ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_informatsionno.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование информационно-коммуникационных технологий в работе тифлопедагога
Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство.
Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.
Поэтому, в последнее время информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - хороший помощник педагогам в организации воспитательно-образовательной и коррекционной работы.
Сложная структура нарушений при функциональных расстройствах зрения определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционной работы с опорой на сохранные виды восприятия.
Под ИКТ обычно понимают электронные носители информации и технические средства по их обработке. Что это такое? Компьютер и компьютерные программы, принтер для печати, сканер для копирования материалов с бумажных носителей, мультимедийный проектор и т.д. При организации своей работы (написание консультаций, планов, изготовления пособий, наглядного и раздаточного материала) тифлопедагог использует разные виды ИКТ.
Так же ИКТ используется тифлопедагогом при организации разнообразных направлений работы:
- работа с детьми;
- работа с родителями;
- работа с педагогами ДОУ;
Особенности использования ИКТ в работе с детьми с нарушениями зрения
Обучение и воспитание детей c нарушениями зрения, имеют ряд собственных принципов и особых задач, направленных на восстановление, коррекцию и компенсацию нарушенных и недоразвитых функций глаза, организацию дифференцированного воспитания и обучения.
В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в дошкольном детстве -умение самостоятельно приобретать новые знания.
Как же ИКТ могут помочь педагогу в коррекционно-педагогической работе с дошкольниками с нарушениями зрения?
Ответить на этот вопрос мне бы хотелось исходя из собственного опыта и опыта педагогов нашего ДОУ.
. Внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс коренным образом отразилось на реализации принципа наглядности - одного их основных принципов педагогики. Активное внедрение компьютерных технологий расширяет возможности детей с нарушениями зрения в получении информации, но еще в большей степени создает условия для вербализации обучения, так как мультимедийные технологии используют визуальный и слуховой каналы получения информации и способны сформировать адекватный зрительный образ и стать эффективным средством наглядности в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением зрения.
По сравнению с традиционными формами обучения и коррекции компьютерные технологии обладают рядом преимуществ:
- предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
- несут в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
- движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;
- проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
- предоставляют возможность индивидуализации обучения;
- ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;
- в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
- позволяют моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);
При использовании компьютерных технологий и формировании адекватных представлений об объектах и процессах у воспитанников с нарушениями зрения необходимо учитывать следующие факторы:
1. Состав и структуру нарушенных функций у детей.
2. Целевые установки на восприятие и последующее воспроизведение объектов и процессов.
3. Характерные признаки объектов и процессов, доступные для восприятия с помощью сохранной сенсорной системы.
4. Полноту первоначального восприятия, глубину анализа и синтеза признаков и свойств обучаемых объектов, их изменений и превращений.
5. Частоту восприятия и воспроизведения изучаемых объектов и процессов в ходе познавательной деятельности воспитанников.
Проанализировав все это, мы можем сделать следующий вывод, что компьютер предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. В частности визуализация предметов в виде доступных для ребенка образов позволяет активизировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. У дошкольников хорошо развито непроизвольное внимание и материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребенка виде вызывает у него интерес и обращает на себя внимание. Это не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.
Дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты.
В соответствии с гигиеническими требованиями к организации учебных занятий с использованием новых информационных технологий, длительность работы с компьютером зависит от индивидуально-возрастных особенностей занимающихся. Для детей 5-6 лет норма не должна превышать 10 минут. Периодичность занятий 2 раза в неделю.
Однако длительная и неправильно организованная работа на компьютере может привести к серьезным нарушениям здоровья. Поэтому для того, чтобы превратить компьютерные технологии в действительно полезного помощника необходимо соблюдать следующие рекомендации офтальмологов:
- работать за компьютером нужно только в хорошо освещенной комнате независимо от времени суток;
- источник освещения должен быть расположен слева от монитора для правши и справа для левши и освещать, прежде всего, клавиатуру;
- не злоупотреблять яркостью монитора, а лучше увеличить контрастность изображения;
- монитор должен быть расположен прямо перед глазами, чтобы нагрузка на оба глаза была одинаковой;
- верхняя часть экрана должна быть на уровне или ниже уровня глаз;
- после работы или в перерыве необходимо выполнять упражнения на снятие зрительного напряжения.
Применение компьютерных технологий в процессе коррекции зрительных нарушений позволяет сочетать коррекционные и развивающие задачи тифлопедагогического воздействия, учитывать закономерности и особенности психического развития дошкольников.
Один из удобных и эффективных способов представления информации с помощью компьютерных программ - мультимедийные презентации. Они сочетают в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Основа любой современной презентации - облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Формы и место использования презентации (или даже отдельного ее слайда) на занятии зависят, конечно, от содержания этого занятия и цели, которую ставит педагог.
Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей с дефектами зрения имеет следующие достоинства:
– осуществление полисенсорного восприятия материала;
– возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;
– объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы;
– возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;
– активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;
Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия. Так, использование мультимедийных презентаций на занятиях по математике, ознакомлении с окружающим миром обеспечивает активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении ими признаков и свойств предметов, формируются способы зрительного восприятия, обследования, выделения в предметном мире качественных, количественных и пространственно-временных признаков и свойств, развиваются зрительное внимание и зрительная память.
С помощью мультимедийных презентаций разучиваются с детьми комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления. На экране монитора появляются картинки – символы различных упражнений. Дети любят и упражнения, и мультимедиа. "Звездочки", "Рыбка", "Зимний лес" и др. упражнения они выполняют, глядя на экран. Движения глаз детей соответствуют движениям предметов на экране.
. Однако, хочется отметить, что использование компьютерных заданий не заменяет привычных коррекционных методов и технологий работы, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует и ребёнка, и его наставника; тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе.
Особенности использования ИКТ в работе с родителями
для оформления информационно-стендового материала по коррекции зрения для родителей (сканирование, Интернет; принтер). Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям (Интернет), знакомство со сценариями праздников, конкурсов и развлечений.
Как говорилось выше, один из удобных и эффективных способов представления информации с помощью компьютерных программ - мультимедийные презентации. Они рассказывают родителям о работе педагогов, о навыках и умениях полученных детьми на занятиях. Родители наглядно видят, как надо общаться и заниматься со своим ребенком.
Особенности использования ИКТ в работе с педагогами ДОУ
- обучение педагогов методам и приемам работы с детьми;
- консультации;
- просмотр и анализ занятий;
- мастер – класс, семинар – практикум по использованию ИКТ в работе с детьми.
Таким образом, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать коррекционно-педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности.
Кроме того, в процессе замысла, создания новых заданий для коррекционно-развивающих занятий с использованием компьютера и мультимедийного проектора, развиваются и совершенствуются креативные качества педагога, растёт уровень его профессиональной компетентности. Желание взрослого разнообразить деятельность детей, сделать занятия ещё более интересными и познавательными, выводит их на новый виток общения, взаимопонимания, развивает личностные качества детей, способствует отличной автоматизации полученных на занятиях навыков на новом коммуникативном этапе педагогического и коррекционного воздействия. Таким образом, информатизация образования открывает воспитателям и учителям-дефектологам новые пути и средства коррекционно-компенсаторной работы.
Компьютер, мультимедийные средства – инструменты для обработки информации, которые могут стать мощным техническим средством обучения, коррекции, средством коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранному языку (из опыта работы)
В статье отображены методы и приемы создания мотивации общения на иностранном языке в учебных условиях: различные виды работ с киносюжетами, входящими в УМК и видеофильмом, созданным и снятом са...
"Использование информационно-коммуникационных технологий в работе классного руководителя"
Методические рекомендации....
Творческая работа учащихся на английском языке с использованием информационно-коммуникационных технологий
Осуществление нравственного воспитания школьников связано с той информацией, которую получают учащиеся в ходе учебного процесса, когда иностранный язык выступает в функции средства обучения....
Использование информационно-коммуникационных развивающих технологий в работе учителя-логопеда
Свою работу на логопункте я строю основываясь на программы по коррекции речевого развития разработанные Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой и Н.В. Нищевой. Данные прог...
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ РАБОТА ПРИ ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В современном информационном обществе основой развития выступают информационные процессы, в которых широкое применение находят информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Внедрение ИКТ в различны...
КУРСОВАЯ РАБОТА на тему «Эффективность использования современных педагогических технологий на примере использования информационно-коммуникационных технологий при обучении географии»
В XXI веке произошла информатизация общества. Это затронуло и сферу образования. Одним из направлений современного образования является его компьютеризация. Она основывается на использован...
Статья Эффективность использования современных педагогических технологий на примере использования информационно-коммуникационных технологий при обучении географии
об использовании современных педагогических технологий...