Статья "Роль игры в патриотическом воспитании младших школьников"
статья
Ведущий вид деятельности в дошкольном и младшем школьном возрасте – игра, и в то же время игра-это мощное средство коррекции поведения детей, формирования взаимоотношений, воспитания нравственно-волевых качеств. Использование игры как средства патриотического воспитания актуально. Ведь любые, без исключения, виды детских игр подходят для реализации задач патриотического воспитания. Они помогают привить уважительное отношение к историческим и культурным ценностям родной страны
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_rol_igry_v_patrioticheskom_vospitanii_mladshih_shkolnikov.docx | 25.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль игры в патриотическом воспитании младших школьников
Кудрявцева Р.З., педагог
дополнительного образования
МКУДО ДЮЦ Среднеахтубинского района
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач образования, ведь детство и юность — самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Отечеству, а патриотизм — одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У детей должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
Налицо тот факт, что современные дети мало знают о культурных традициях своего народа, часто проявляют равнодушие к близким людям, сверстникам. У детей недостаточно знаний о своей семье, близких людях, затрудняются ответить на вопросы, касающиеся родного города, своей страны. Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество, чувствовал ответственность за свою Родину, его надо таким воспитать. Среда, образ жизни в семье, отношения в детском коллективе – все это формирует чувство любви и отношение к тому месту, где ребенок живет. Следовательно, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач, основой формирования будущего гражданина, а значит очень важно искать новые формы работы с детьми в этом направлении.
Ведущий вид деятельности в дошкольном и младшем школьном возрасте – игра, и в то же время игра-это мощное средство коррекции поведения детей, формирования взаимоотношений, воспитания нравственно-волевых качеств. Использование игры как средства патриотического воспитания актуально. Ведь любые, без исключения, виды детских игр подходят для реализации задач патриотического воспитания. Они помогают привить уважительное отношение к историческим и культурным ценностям родной страны. Существует большое количество разнообразных игр, нацеленных на развитие гражданской, патриотической позиции у молодого поколения. И сегодня я представлю вашему вниманию некоторые из них.
Дети младшего школьного возраста очень любят движение и поэтому народные подвижные игры являются неотъемлемой частью нравственно-патриотического воспитания. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, находчивость. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат детей обретать гармонию с окружающим миром, формируют устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств. Перед игрой мы знакомимся с культурой и бытом того или иного народа. А в конце игры положительно оцениваем поступки тех детей, кто проявил смелость, ловкость, выдержку и взаимопомощь.
Народные игры - это забавы нашего детства, старшего поколения, бабушек и дедушек, практическое осмысление детьми окружающей действительности. Самыми популярными и любимыми для них стали такие игры, как «Краски», «Гори, гори ясно», «Колечко», «Гуси — гуси», «Жмурки», «Кошки мышки», «Ручеек», «Бояре», «Золотые ворота», «Бой петухов» и т.д. Многие из них используются при проведении праздничных мероприятий «Масленица», «Рождественские посиделки», «Старый Новый год».
Ассоциативные игры. Их смысл заключается в подборе различных ассоциаций к какому - либо слову, словосочетанию, понятию. Например, ассоциациями к слову «подвиг» дети называют слова: героизм, отвага, решительность, защита Родины, солдат, война.
А вот в игре «Россия» на каждую букву слова Россия, необходимо назвать ассоциацию: какая первая буква в слове Россия….
Р - родная, родина, Русь, русская
О - особая, одна, огромная
С - сильная, смелая, страна
С - свободная, славная, стойкая
И - искусная, историческая, идеальная
Я - ясная, яркая, я.
Именно такие игры дают представление педагогу о сформированности у детей понятий патриотической направленности.
К современным формам патриотического воспитания младших школьников можно отнести квест-игру.
Квест-игра (квест – в переводе с англ. «путешествие») – это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. Суть в том, что, как правило, есть некая цель, дойти до которой можно последовательно выполняя задания. Каждое задание – это ключ к следующей точке и следующей задаче. А задачи могут быть самыми разными: активными, творческими, интеллектуальными. Если говорить о младших школьниках, то подобные игры заставляют их думать, искать выход из сложной ситуации, а это, в свою очередь, развивает логику, сообразительность, учит детей взаимодействовать и общаться с другими участниками. Суть любого квеста состоит в поиске как можно большего количества целей. Для этого участникам игры приходится взаимодействовать друг с другом, анализировать имеющуюся информацию, использовать ловкость, эрудицию и все свои умения. Принимая участие в квестах, ребенок открывает в себе новые способности и черты характера, получая при этом яркие эмоции и незабываемые впечатления. При этом происходит приобщение ребенка к гражданско-патриотическим ценностям через знакомство с историей, особенностями культуры, природы, народных традиций Родины, ценностями родного края. Чувство удовлетворенности от выполненного задания способствует укреплению мотивационной основы патриотизма детей.
Ко дню народного единства мы проводили игру-квест «Мы едины». Для того чтобы собрать цветок «Единство», ребята выполняли различные задания: отгадывали загадки, решали ребусы, собирали слова, вспоминали пословицы, вставляли пропущенные слова в Гимн России. В заключении каждый из них выбрал сердечки цветов российского флага, написал на них пожелания нашей Родине и создал российский флаг из сердечек-пожеланий. Этим самым они признались, что действительно гордятся своей страной и что только от нас зависит ее процветание.
Участвуя во Всероссийской акции «День правовой помощи детям» мы проводим различные игры, в ходе которых ребятами хорошо воспринимаются права и обязанности детей. Так, например, в игре «Угадай право» с помощью карточек (дидактическая игра) с указанием прав человека, им необходимо сопоставить данные права с фрагментом из песни.
1. Итак, звучит первая мелодия «Я на солнышке лежу». Какое право обозначено в данной песне. - право на отдых
2. Песня «В траве сидел кузнечик». Как вы думаете, о каком праве идёт речь в данной песне?- право на жизнь.
3. Песня «По секрету всему свету расскажу»- право не на распространение информации.
4. Песня «Буквы разные писать»- право на образование.
5. Песня «А может быть ворона» - право на собственное мнение.
6. Песня «Три поросёнка» - право на жилище.
7. Песня «Умка»- право жить и воспитываться в семье.
В игре «Детективное агенство» объявлялся поиск сказочного героя по описанию нарушенных прав..
- Он имел право на свободное передвижение в пределах станы, свободу мысли и совести, право на защиту от посягательства на честь и репутацию, но, в итоге, лиса нарушила его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Колобок)
- Эта героиня русских сказок очень хитра и плутовата. Нарушая права других героев, она очень часто попадала сама в неприятные ситуации, в которых ее жизнь была в опасности. (Лиса)
- Она родилась в знатной семье, но старшие сестры жестоко с ней обращались, нарушали ее права, заставляли ее прислуживать им (т.е. рабство подневольный труд). Воспользовавшись своим правом на создание семьи, девушка была счастлива. (Золушка)
- Этот герой русской народной сказки потерял жилище из-за одной коварной особы, претерпел унижения, и жестокое обращение пока самозванка не была выставлена из дома. (Заюшкина избушка)
Данные игры используются на воспитательных мероприятиях, помогают детям закрепить знания о правах человека.
Среди разнообразия чувств, переживаемых в игре, особое значение приобретают чувства, побуждающие ребят к деятельности, к борьбе с трудностями, желание участвовать в ответственных делах, совершать героические поступки. Здесь следует, прежде всего, выделить патриотические чувства: любовь к Родине, к Вооруженным Силам РФ, к героическим страницам прошлого нашей Отчизны. Военно-спортивные игры связаны единым сюжетом и проходят в форме сюжетно-ролевой игры «Тропа к генералу», которая включает в себя проведение отдельных подвижных игр: «Пограничники», «Летчики», «Танкисты», «Снайпер»;
- дидактических игр «Армейский магазин», «Чей предмет».;
- игр с элементами ориентирования: «Доставь секретное донесение», «Найди пакет».
Проводим мы и сюжетные игры «Бравые солдаты», «Курс молодого бойца», «Посвящение в рыцари», «А ну-ка, мальчики».
Работа по данному направлению всегда строится в тесном сотрудничестве с учителями, так как для проведения многих игр требуется предварительная работа: тематические беседы, просмотр фильмов, подбор художественного слова (стихов, пословиц, поговорок) и др.
Таким образом, можно сделать вывод, что использовать игры в нравственно-патриотическом воспитании обязательно нужно. Они закаляют ребят, прививают чувство локтя, так как все игры в основном командные. Приучают к самостоятельности, ведь все тактические решения на поле игрового боя, принимают именно ребята, взрослые только могут наблюдать и корректировать общую стратегию развития игры. Развивают коммуникативные навыки, умение понимать друг друга, изобретать свои вербальные и невербальные способы общения. Процесс формирования нравственно-патриотических чувств будет проходить более успешно, если для формирования нравственно — патриотических представлений в работе с детьми будут использованы все виды игр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Патриотическое воспитание младших школьников на уроках музыки
Патриотическое воспитание школьников: цель, задачи, принципыСовременное понимание патриотизма характеризуется многовариантностью, разнообразием и неоднозначностью. Во многом оно объясняется слож...
Проект "Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников на уроках физической культуры с использованием игровых форм".
Конкурсная работа на конкурс "Учитель года-2014"...
Проект "Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников на уроках физической культуры с использованием игровых форм".
Конкурсная работа на конкурс "Учитель года-2014"...
Проект "Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников на уроках физической культуры с использованием игровых форм".
Конкурсная работа на конкурс "Учитель года-2014"...
Проект "Патриотическое воспитание младших школьников на уроках физической культуры с использованием игровых форм".
Конкурсная работа на конкурс "Учитель года-2014"...
Буклет "Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников на уроках".
В буклете дается небольшое определение патриотизма, цели работы педагога. Далее приводятся конкретные примеры на основе учебного материала (стр. учебника, задание), каким образом материал задачи м...
- Мне нравится (1)