Конкурс «Сказкотерапия» — современная технология в работе музыкального руководителя ДОУ»
статья
Публикация в издании "Солнечный свет", февраль 2022 год. В статье рассматривается значение использования метода игротерапии в работе с детьми в рамках раннего музыкального воспитания детей. Авторами раскрывается актуальность данной методики и область применения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_skazkoterapiya.docx | 21.81 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«СКАЗКОТЕРАПИЯ» — СОВРЕМЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В РАБОТЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ДОУ»
Корякова И.А.1
1Корякова Илона Анатольевна – музыкальный руководитель,
МБДОУ «Рябинка» город Черногорск
Аннотация: в статье рассматривается значение использования метода игротерапии в работе с детьми в рамках раннего музыкального воспитания детей. Авторами раскрывается актуальность данной методики и область применения.
Ключевые слова: сказкотерапия
С развитием массового телевидения читать детям стали значительно меньше. Ребенок чаще сидит у телевизора или у компьютера, чем с книгой. Собственно, этот аспект и стал основополагающим в создании концепции сказкотерапии. Ибо сказкотерапия – это терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявляться потенциальные черты личности, нечто нереализованное. Когда говорят о том, что сказкотерапия – это лечение сказками, имеют в виду совместное с ребёнком открытие тех знаний, которые живут в душе и являются психотерапевтическими.
Сказкотерапия – это воспитание и лечение сказкой. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контакту. Это наиболее эффективный способ коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Психотерапевтические методические приемы сказкотерапии легко внедряются в любую образовательную программу, не меняя ее содержания.
Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду,. Музыка – источник особой детской радости, и применение в непосредственной образовательной деятельности различных педагогических методов решает важнейшую задачу раннего музыкального воспитания детей – формирование ведущего компонента музыкальности – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку.
Для преодоления этих проблем, конечно же, необходима специальная работа по привлечению внимания детей. Одной из таких инновационных технологий в дошкольном образовании является сказкотерапия. Каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи:
- развивать произвольное внимание, память, мышление, воображение, фантазию, творческие способности;
- развивать познавательный интерес;
- развивать речь, обогащать активный словарь;
- обогащать положительный эмоциональный опыт.
Сказка, иллюстрируемая музыкой –прием используемый мною. Ведь особый интерес у детей вызывает восприятие музыки, которое иллюстрирует рассказ, сказку. Это помогают активному восприятию и усвоению детьми новых музыкальных произведений. Здесь важно, чтобы музыка, сопровождающая сказку, была несложной и разнообразной по характеру, темпу, средствам музыкальной выразительности.
Как еще можно применить сказкотепарию? Разучиваем короткие этюды сказочного содержания, играем в подвижные игры с участием сказочных героев ,инсценируем сказки в кукольном театре. Элементы сказок присутствуют в большинстве праздников и развлечений.
После прослушивания музыкального произведения придумываем сказки вместе с детьми, используя методику "Чем закончится история", методику коллективного творчества. Дети, как и взрослые, все разные. К каждому нужно подобрать свой ключик. Один ребенок более склонен сочинять и рассказывать, другой не может усидеть на месте, и с ним необходимо двигаться.
Комбинируя эти различные приемы сказкотерапии в своей работе, я не только пробуждаю интерес к музыке, но и помогаю ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни. Собственно, этот аспект и стал основополагающим в создании концепции сказкотерапии. Ведь сказкотерапия – это терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявляться потенциальные черты личности, нечто нереализованное.
Активно включая сказки в занятия с детьми, я развиваю фантазию, логику, внимание, наблюдательность, учу малышей сопереживанию. Дети не только слушают, но и сами участвуют в творческом процессе, сами сочиняют сказки или придумывают творческие рассказы. Таким образом, сказки открывают ребенку удивительный мир.
Сказки в своей деятельности с детьми я стараюсь использовать всегда, в основном в праздниках и развлечениях, а также по слушанию музыки. Когда я поставила перед собой задачу повышение внимания и заинтересованности детей на музыкальных занятиях, то решила более тщательно подойти к использованию этого мощного средства в своей деятельности. Положительная динамика результатов диагностики музыкальных способностей детей позволяет мне сделать выводы о благоприятном влиянии использования технологии «Сказкотерапия» на процесс музыкального воспитания.
Я хочу вам представить сказку собственного сочинения.
В красивом сказочном лесу, на волшебной березе жила-была семья радужных капелек .Вдруг подул сильный ветер и все капельки стремительно полетели вниз на землю а одна самая маленькая капелька упала в реку и понеслась по течению на березовом листочке. Капелька дрожала от страха, ведь она осталась одна без своих родителей, много разных препятствий было у нее на пути. В друг выглянуло солнышко и стих ветери капельку прибило к берегу. Неподалеку от реки отдыхала семья и дети побежали на речку запускать кораблики и только маленькая девочка Света играя с ведерком набрала воды куда и попала наша радужная капелька, вода в ее ведерке переливалась всеми цветами радуги. Девочка понесла ведерко на полянку и оставила на солнышке. Капелька слышала как дети играли и пели песни со своими родителями им было очень весело, но капельке почему то становилось грустно, она вспомнила свою семью . Солнце грело все сильней и сильней и вода в ведерке стала испаряться и подниматься на небо, так капелька превратилась в тучку. Вдруг поднялся сильный ветер, загремел гром и пошел дождь, и наша капелька вернулась к своим родителям. Она смотрела сверху на играющих детей и радовалась, что оказалась дома со своей семьей.
Список используемой литературы:
- А.Ю. Капская, Т.Л.Мирончик «Развивающая сказкотерапия для детей» Речь, С-Пб, 2008 г.
- Н.М. Сертакова «Методика сказкотерапии в социально-педагогической работе с детьми дошкольного возраста» Детство-пресс, С-Пб, 2012 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Современные технологии в работе музыкального руководителя дошкольного учреждения"
Обзор программ и технологий, используемых музыкальными руководителями в ДОУ....
Современные технологии в работе музыкального руководителя ДОУ
Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, личност...
Программа «Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя.
Применение здоровьесберегающих образовательных технологий повышает результативность музыкального воспитательно-образовательного процесса: способствует обеспечению устойчивого интереса ребё...
Проектная технология в работе музыкального руководителя в условиях ФГОС дошкольного образования
Работа в режиме к ФГОС требует от педагогов поиска инновационных средств, методов и приемов, направленных на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей..В данном выступлен...
Современные технологии в работе музыкального руководителя ДОУ
Здоровьесберегающие технолгии в ДОУ :дыхательная гимнастика;артикуляционная гимнастика;речь с движением или игры со словом...
Проект: «Использование информационно-коммуникативных технологий в работе музыкального руководителя».
В данном проекте говорится о необходимости использования информационно-коммуникационных технологий при организации с детьми непосредственно-образовательной деятельности в образовательной области...
« Использование инновационные технологий в работе музыкального руководителя ДОУ.»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение...