Духовно-нравственное воспитание личности при преподавании дисциплин гуманитарного цикла
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное воспитание личности при преподавании дисциплин гуманитарного цикла
Гудкова Н.Ф.,
преподаватель Читинского медицинского колледжа
Основные требования к воспитанию личности в сфере общего образования четко прописаны в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
В ИДЕАЛЕ ЭТО: «ВЫСОКОНРАВСТВЕННЫЙ, ТВОРЧЕСКИЙ, КОМПЕТЕНТНЫЙ ГРАЖДАНИН РОССИИ, ПРИНИМАЮЩИЙ СУДЬБУ ОТЕЧЕСТВА КАК СВОЮ ЛИЧНУЮ, ОСОЗНАЮЩИЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ СВОЕЙ СТРАНЫ…»[1,с.11]
Но эти требования и программа не только для школы.
Воспитание не заканчивается с получением аттестата о среднем образовании. Студент – это вчерашний школьник, и к нам он пришел со своим отношением к жизни, со своим характером. Молодые люди уже могут определить «что такое хорошо и что такое плохо», они уже совершают поступки, нравственные или безнравственные. Сколько бы мы не говорили о современном кризисе нравственности в нашем обществе, нельзя забывать о том, что общество – это совокупность личностей. И только личность ценой собственных усилий может стать нравственной, а педагоги, семья, близкие люди только помогают ей в этом. Проблема нравственного воспитания – это старая проблема, но она всегда нова.
Безнравственность-это духовная болезнь. А духовные болезни становятся неизлечимыми и более пагубными, чем болезни тела. От болезней тела никто больше не страдает, кроме самого больного, а от духовно больного страдают многие.
Следует заметить, что решаемые в процессе преподавания гуманитарных дисциплин воспитательные задачи могут быть отнесены к различным направлениям воспитания: духовно-нравственному, патриотическому, экологическому, правовому и др. Как свидетельствует педагогическая практика, реализация этих задач осуществляется и через содержание основного учебного материала, и через внеаудиторные мероприятия по предмету, при этом используются различные виды деятельности. Так, при освоении студентами курса литературы применяются: осознанное творческое чтение художественных произведений различных жанров; выразительное чтение; различные виды заучивания наизусть стихотворных текстов и т.д.
При этом мы видим личностное отношение обучаемых к моральным понятиям, а значит, у них вырабатывается система взглядов и убеждений, которые становятся принципами, мотивами поведения.
Работа над этими качествами не имеет возрастных и временных ограничений.
Слово, окрашенное искренним чувством и вызывающее ответное чувство, может дать необходимый результат. При таком подходе « базовыми жизненными ценностями человека становятся:
-счастье как результат взаимопонимания;
-преодоление отчужденности;
-слияние с происходящим и ощущение полноты жизни;
-диалог человеческой души с душой Родины;
-поиск идеала [ 2,с.70 ].
Мы считаем, что нравственное воспитание должно осуществляться как с помощью методов убеждения, так и с использованием практического приучения молодежи к добру, порядочности, человечности, бескорыстию.
Преподаватель не навязывает свою точку зрения, но личность учителя, отличающегося высокоразвитым гуманитарным мышлением патриота и гражданина России, способна найти общий язык с теми, кого он учит.
Мы любим повторять на занятиях: «Делай, как я», студенты к этому привыкают, и личность преподавателя может стать образцом для подражания. Единение достигается с помощью «эмоционально-чувственного согласования» [ 2,с.71 ].Выражение чувств после совместного чтения стихов, просмотра фильмов создает условия для сопереживания.
«Сопереживание – вот что предлагается современными педагогами в качестве объединяющего начала»[2,с.71] Готовясь к мероприятиям, студенты накапливают и расширяют нравственный опыт путем включения в различные виды деятельности. На этой основе формируется нравственное сознание, происходит развитие нравственных чувств, вырабатываются навыки и привычки нравственного поведения. На большом эмоциональном подъеме студенты первого курса нашего колледжа участвовали в подготовке и проведении литературно-музыкальной композиции «Строки, опаленные войной». С воодушевлением читались стихи поэтов, погибших на фронтах Великой Отечественной войны, исполнялись песни о войне.
Сопереживанием было наполнено занятие, которое прошло в группе на тему «Литература периода Великой Отечественной войны». Студенты прониклись чувством сопричастности к прошлому, состраданием и уважением к подвигу старшего поколения. На протяжении всего занятия стояла напряженная тишина, все внимание было отдано участникам урока-концерта. Поэтому никто не остался равнодушным, когда не только участники литературно-музыкальной композиции, но и все в зале исполнили песню «И все о той весне»(автор Е.Плотникова).
Мы приходим к выводу, что эффективность процесса воспитания во многом зависит от того, в какой степени преподаватели готовы к воспитательной работе и как умеют общаться со студентами.
Считаем, что духовно-нравственное воспитание является сложным процессом. «Оно неотделимо от жизни человека, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека»(1,с.15)
Список литературы:
1.Данилюк А.А. и др. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009.- 23 с.
2.Барышникова С.В. «Сопереживание судьбе Родины» как стратегия патриотического воспитания.//ВШ №6. 2010.С.71
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Участие в работе III Международной научно-практической конференции "Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание школьников на уроках предметов гуманитарного цикла".
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее...
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/24/picture-465800-1406184945.jpg)
Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках предметов гуманитарного цикла и во внеурочной работе
Статья посвящена духовно-нравственному воспитанию на уроках предметов гуманитарного цикла и во внеурочной деятельности. Речь идет об искусстве организации исследовательской работы обучающихся с ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/06/picture-804816-1470499147.jpg)
"Развитие ценностных ориентаций обучаемых и воспитанников на основе изучения истории Великой Отечественной войны в преподавании дисциплин гуманитарного и художественно-эстетического циклов"
Актуальная тема для учащихся в связи с изменениями в политической, экономической, духовной сферах общества. Значение ВОВ в судьбе нашего народа и страны в целом....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/07/picture-969703-1510077941.jpg)
Доклад на тему «Духовно-нравственное воспитание личности средствами предметов естественно-математического цикла в условиях новой модели образования».
Духовно - нравственное развитие и воспитание учащихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального зака...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/04/picture-981656-1512360049.jpg)
3.1.Участие учителя в разработке и реализации программ духовно-нравственного, патриотического воспитания и социализации личности обучающихся
Справка-подтверждение; сертификат; рейтинговая таблица...
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ЗВЕНА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ НАПРАВЛЕНИИ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ НА ПРИМЕРЕ УРОКОВ ИСТОРИИ (ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
Начальная школа представляет собой фундамент, на котором основывается всё школьное обучение и воспитание...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/04/picture-981656-1512360049.jpg)
Участие учителя в разработке и реализации программ духовно-нравственного, патриотического воспитания и социализации личности обучающихся
Копии сертификатов, грамот, дипломов, приказов...