Вклад К.Д.Ушинского в развитие народного образования
материал
Предварительный просмотр:
МБОУ «Барабановская средняя общеобразовательная школа»
Вклад К.Д.Ушинского в развитие русского национального образования
учитель русского языка и литературы
Балобанова С.В.
Кокино, 2023
Педагогика – это наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека.
В истории отечественной педагогической науки особое место занимает К. Д. Ушинский – знаменитый педагог, реформатор школы, создатель множества научных педагогических трудов, известных и в России, и за рубежом. Его научные взгляды о теории обучения и воспитания до сих пор востребованы и нередко цитируются в различных научных и научно-популярных изданиях. У каждой науки есть свой исток, для отечественной педагогики таким истоком было творчество К. Д. Ушинского. К. Д. Ушинский обладал не только глубоким всесторонним общим и педагогическим образованием, но и был одаренным от природы самобытным творческим талантом.
К.Д. Ушинский - основоположник русской, в частности, дошкольной педагогики. Его мысль о народности воспитания является главнейшей в педагогической теории. Считал, что необходимо создать систему народного воспитания, отвечающую потребностям, интересам народа (воспитание патриотизма, национальной гордости, любви к труду; знание народной культуры, родного языка, произведений устного народного творчества).
Создал оригинальную теорию детской игры, подтвердив ее научно-психологическими данными (игра - деятельность свободная, самостоятельная; на ее содержание влияет среда; воспитатель не должен вмешиваться; большое значение имеют игрушки; важно использовать народные игры). Признавал теснейшую связь эстетического и нравственного воспитания дошкольников. Он внес ценнейший вклад в развитие мировой педагогической мысли, глубоко проанализировал теорию и практику воспитания, в том числе и дошкольного. Так как развитие личности - это сложный процесс количественных и качественных изменений в организме и психике человека, поэтому существует множество подходов к определению сущности личности, но все они сводятся к пониманию личности как социального существа. «Предметом воспитания» является человек, и «если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Личность ребенка формируется через ее активные общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельности. Именно в процессе целенаправленно организуемой педагогом деятельности формируется в ребенке важнейшая, определяющая его как развитую личность потребность в благе другого.
Ушинский придерживался и последовательно развивал много идей:
- Образование должно быть обязательным для всех вне зависимости от сословия. Женщины имеют такое же право на образование, как и мужчины (напомним, в педагогику Ушинский пришёл ещё до отмены крепостного права, а за равные права на образование женщины в Российской империи боролись вплоть до революции 1917 года, так что эти его идеи сильно опередили время).
- Педагогика не может опираться лишь на личный опыт учителя, ведь тот может оказаться ошибочным. Она должна опираться на теорию, то есть всестороннее изучение человека и систематизированный опыт. Поэтому педагогические идеи должны развиваться в университете, опираясь на науку. Так, в «Человеке как предмете воспитания» Ушинский подробно описывал не только психологию, но и физиологию человека. Благодаря этому он объяснял, например, почему дети не могут долго заниматься одним монотонным делом и почему обучение для них должно быть наглядным.
- Обучение — не механическая зубрёжка, а развитие умственных способностей ученика, наблюдательности, воображения, фантазии, желания и способности дальше приобретать знания самостоятельно. Обучение должно быть сознательным, то есть до учащихся нужно донести, зачем они учатся и чему в итоге научатся.
- Обучение должно быть системным и последовательным. От конкретного — к отвлечённому, от знакомого — к незнакомому, от единичного — к сложному, от частного — к общему. В учебном материале нужно определённым образом расположить материал для повторения и практические задачи. Это обеспечит прочность знаний. Важно научить применять знания на практике, оперировать ими в разных ситуациях.
- Задача первоначального обучения — сделать серьёзное занятие увлекательным для ребёнка. Но с увлекательностью важно не переборщить. Если превратить вообще всё обучение в игру, то ребёнок не сможет дальше осваивать не очень интересные, но важные знания. Он должен привыкнуть к тому, что обучение — всё-таки труд.
- Главная задача педагогики — воспитание нравственности, а не наполнение головы знаниями. Обучение — лишь средство воспитания. Школа должна готовить человека к жизни и труду.
- Воспитание должно быть гуманным. Физические наказания и унижения неприемлемы. Воспитание — это убеждение личным примером, а не слепое повиновение.
- Воспитание и образование должны учитывать культурные и языковые особенности народа. Однако это не значит, что русская школа должна быть какой-то уникальной, «не как у людей». Законы души и её развития везде одинаковы.
Важное значение придавал семье, отмечал огромную роль родителей в развитии и воспитании личности ребенка. Многие педагогические высказывания Ушинского были откликами на острые вопросы современности, критикой неудовлетворенного состояния воспитательно- образовательной работы в школе, в семье, в дошкольных учреждениях того времени и практическими предложениями по их улучшению, и они представляют не только историко-педагогический интерес. М.И. Калинин на совещании работников народного образования в 1941 г., указав на ряд советов Ушинского по воспитанию и обучению детей, высоко оценил его идеи, которые только в нашем социалистическом обществе могут быть оценены полностью. Кончилась короткая человеческая жизнь, на долю которой выпало промелькнуть среди миллионов земных существований в середине ХIХ столетия. Но было это одновременно и началом новой, уже бесконечной, бессмертной жизни - в памяти людских поколений, которые никогда не забывают достойных.
Новой педагогической идеей К. Д. Ушинского была постановка перед учителем задачи научить учеников учиться: «...Следует передать ученику не только те или иные познания, но и развить в нем желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания» – считал он.
О нем говорят люди разных поколений, разных эпох...
И.П. Деркачев, симферопольский учитель:
"Этот воспитатель воздвиг себе памятник не в одних сердцах и умах русских детей - многие труженики народного образования долго и с любовью будут вспоминать его плодотворное дело".
Д.Д. Семенов, педагог, друг Ушинского:
"Если весь славянский мир гордится И.А. Коменским, Швейцария - Песталоцци, Германия - Дистервегом, то мы, русские, не забудем, что среди нас жил и учил Константин Дмитриевич Ушинский".
Н.Ф. Бунаков, выдающийся русский педагог:
"И до настоящего времени, несмотря на то, что прошло уже более тридцати лет со времени Ушинского, сочинения его не утратили своего значения".В.Н. Столетов, президент Академии педагогических наук СССР:
"Согласно календарю Константин Дмитриевич Ушинский - человек девятнадцатого века. Но благодаря общественно полезной деятельности он живет и в наш век". Памятники Ушинскому стоят на улицах наших городов, его имя носят институты, школы, библиотеки. Его бронзовый бюст установлен в конференц-зале Академии педагогических наук, а портреты висят почти в каждой школе. Стипендии его имени получают студенты, премии и медали его имени присуждаются ученым.
Книги его издаются на десятках языков и у нас, и за границей.
Как мудрый советчик, он всегда рядом с тем, кто учит, и со всеми, кто учится. Пусть же неумолчно звучит для нас и сегодня его добрый, искренний, чистый голос...
"Человек рожден для труда... Сознательный и свободный труд один способен составить счастье человека... Наслаждения являются лишь сопровождающими явлениями... Богатство растет безвредно для человека только тогда, когда вместе с богатством растут и духовные потребности человека... Труд - лучший хранитель человеческой нравственности, и труд же должен быть воспитателем человека...
Но труд потому и труд, что он труден, а потому и дорога к счастью трудна..."
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вклад М.В.Ломоносова в развитие химии.
Презентация. Отражает открытия М.В.Ломоносова в химии....
« История народного образования на Народное образование на территории сёл Андреевка, Богословка хуторе Виноградовка».
Аннотация.В данной работе по теме : «История народного образования на территории сёл Андреевка, Богословка хутора Виноградовка» преследовалась цель: собрать информацию, факты о том, ч...
"Путь от строителя до градоначальника. (Вклад П.А.Каурова в развитие города Мурома в 80-90-е годы)"
Текст экскурсии для выступления на окружном конкурсе юных экскурсоводов школьных музеев "История одного экспоната"....
Вклад народов Древнего Востока в развитие мировой культуры
Методическая разработка к уроку истории в 5 классе (повторительно-обобщающий урокпо Древнему Востоку) ...
Вклад семьи Рерихов в историю развития мирового искусства. Знак "Знамени Мира".
ЗНАК ЗНАМЕНИ МИРА – ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ СИМВОЛ. СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3Автор знака «Знамя Мира» …………………………………………………... 3Описание знака «Знамя Мира» ……………………………………………… 3Изобр...
Вклад в развитие методов образования
В данном разделе представлена программа работы по подготовке обучающихся к ГИА по русскому языку в 9 классе, презентационное пособие практического занятия, а также документы об утверждениии, реализаци...
Вклад в развитие методов образования
В данном разделе представлены методические рекомендации по организации и оценке исследовательской деятельности обучающихся на уроках физики....