Вклад народов Древнего Востока в развитие мировой культуры
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме
Методическая разработка к уроку истории в 5 классе (повторительно-обобщающий урокпо Древнему Востоку)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_28.doc | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок истории в 5 классе
Тема урока: Вклад народов Древнего Востока в развитие мировой культуры
Цель урока:
- проверить усвоение учащимися понятия «цивилизация»
- определить, какой вклад внесли народы Древнего Востока в развитие культуры всего мира;
- продолжить формирование умений самостоятельной работы на уроках истории и при подготовке к ним, а также делать выводы.
- воспитывать у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народам Древнего Востока.
Учебное оборудование: современная политическая карта мира, карта «Древний Восток. Индия и Китай 3 тыс. до н.э. — III в. н.э.»
Ход урока
Мы заканчиваем с вами изучение большого раздела истории «Древний Восток». Тема урока: Культура Древнего Востока, а это значит, что мы должны определить, какой вклад внесли народы Древнего Востока в развитие культуры всего мира, повторить и закрепить понятие «цивилизация».
Поэтому сразу давайте вспомним:
- Что такое культура?
- Что такое цивилизация? - (Этап общественного развития, когда происходит возникновение городов, государств и неравенства, письма и писаного права)
- Что вы понимаете под Древним Востоком? - (страны, расположенные в Египте, Западной Азии, Южной Азии, Восточной Азии)
Скажите, в каких двух странах раньше, чем где-либо еще на земном шаре
произошел переход от первобытности к цивилизации? - (впервые в Египте и
Двуречье, более 5 тысяч лет назад)
Вспомните, пожалуйста, названия стран по их контуру (на доску вывешиваются карты-очертания).
• Финикия - алфавит, прозрачное стекло
• Египет - календарь
• Палестина - Ветхий Завет
• Лидия - монета
• Индия - цифры, сахар, шахматы, ткань из хлопка.
• Китай — бумага, компас, шелк, чай, лак, прибор для регистрации землетрясений
Совсем скоро наша страна встретит Новый год. Атмосфера праздника у каждого из вас дома бывает примерно такова:
- стеклянные новогодние игрушки,
- шелковые скатерти,
- чай с сахаром,
- календарь с датой года, то есть с цифрами, которые меняют старый год на Новый,
- открытки с поздравлениями,
- монеты, на которые можно все это купить.
А знаете ли вы, кому мы обязаны изобретением этих прекрасных вещей? Кому мы за это должны быть благодарны? Каким народам?
Сейчас мы с вами создадим копилку мировой культуры, куда будем «складывать» всё созданное народами древнего Востока. (На доске висит заголовок «Мировая культура», все остальные открытия также на листах А4 в виде картинок, кусочков ткани. По ходу урока на доску вывешиваются листы к контуру той страны, которая сделала это изобретение).
Затем попробуем сделать вывод, какая страна внесла самый большой вклад
1. Итак, Финикия. Что она дала миру?
- алфавит.
Сообщение 1 учащегося: «Да, финикийским купцам для успешной торговли необходимо было вести записи. Финикийцы познакомились с египетским письмом, затем с клинописью - они им показались очень сложными. Тогда финикийцы создали собственное письмо - древнейший в мире алфавит: в нем всего 22 буквы. Запомнить их нетрудно, начертание простое. Каждая буква изображает какой-то предмет и означает тот звук, с которого начинается слово, обозначающее этот предмет. Все финикийские буквы - согласные, гласные звуки при письме пропускались. В древних городах Тире, Библе и Сидоне школьники за несколько недель могли научиться писать и читать несложный текст. Какой вывод мы можем сделать?»
- Важнейшим достижением финикийцев является создание алфавита, от которого потом произошёл греческий, а позднее и все алфавиты мира. «Опускаем» в копилку культуры мира алфавит.
Еще чем мы обязаны финикийцам?
Стекло в нашей жизни
(сообщение учащегося)
В древности считали, что стекло изобрели финикийцы. Сохранилось такое предание:
«Однажды финикийский торговый корабль, везший груз соды, пристал к песчаному берегу. Купцы решили пообедать, развели огонь, достали котелки, но не нашли камней, на которые можно было бы их поставить. Тогда они вместо камней использовали взятые с корабля куски каменной соды. Огонь был сильным, сода расплавилась и смешалась с песком и ракушками: от костра потекли струи прозрачной жидкости. Эта жидкость, застыв, стала стеклом».
Трудно сказать, насколько достоверен этот рассказ. Однако известно, что стекло на самом деле можно сварить из соды, песка и ракушек (извести). А финикийцы действительно одними из первых научились делать стекло».
Дополнительные вопросы: «Какую роль играет стекло в нашей жизни? Представим себе, что все предметы, сделанные из стекла, вдруг исчезнут. Как это повлияет на нашу жизнь? Заметим ли мы их исчезновение?» Учащиеся способны обосновать ту мысль, что стекло занимает важное место в современном обиходе (из него сделаны оконные стекла, зеркала, электролампы, очки, телевизионные трубки, бутылки, стаканы и т. п.). Обобщая ответы, учитель может сказать, что ученые правы: стекло в готовом виде в природе не существует; подобно ткани и глиняной посуде, это был новый материал, изобретенный людьми; стекло играло и продолжает играть огромную роль в жизни человечества. «Опускаем» в копилку культуры мира стекло.
Финикийские ремесленники научились окрашивать шерстяные и льняные ткани пурпурной краской. Вот как ее добывали. (сообщение учащегося)
«Финикийцы ныряли на дно моря и доставали оттуда особые раковины с улитками. Твердые раковины разбивали в ступах так, чтобы можно было извлечь саму улитку, после чего мягкие улитки много дней вымачивали в соленой воде. Затем десять суток варили на медленном огне в котле. Наконец раствор процеживали и получали жидкость бледно-зеленого цвета, без малейшего оттенка красного. Это и была знаменитая в древности пурпурная краска. Если краска была жидкой, то выкрашенная ею и высушенная на солнце ткань приобретала розовый или алый цвет, если краска была более густой, ткань становилась лилово-красной. Пурпурные ткани сверкали на солнце, они не выгорали, не линяли при стирке и не выцветали. Цена на выкрашенные в пурпур ткани была огромной, поэтому их покупали только очень богатые люди: цари, жрецы и военачальники. Несмотря на дороговизну, пурпурные ткани в древности были очень ходовым товаром. Правда в наши дни для окраски тканей используется не пурпур, а химические красители. «Опускаем» в копилку культуры мира пурпурную краску. (кусочки ткани разных оттенков)
2. А что перешло к нам из Египта? (сообщение учащегося)
«Именно в Египте впервые определили, что солнечный год разделен на 12 месяцев по 30 суток в каждом. В конце года прибавлялось 5 дополнительных суток, которые праздновались как дни рождения Богов.
Оборот земного шара вокруг Солнца равняется 365 суткам 5 часам 48 минутам 46 секундам. Те календарные годы, число лет в которых делится на 4 без остатка, стали считаться високосными. Как мы их узнаём?
Да, они имеют 366 суток (в феврале добавляется один день), а остальные по 365 суток. Значит, что нам дали египтяне?
- календарь
Этот календарь с некоторыми поправками используется в наши дни.
«Опускаем» в копилку культуры мира календарь.
3. Давайте теперь вспомним, что дали миру древнееврейские племена.
- единобожие (Бог Яхве), Ветхий Завет (первая часть библии) Библия в переводе с греческого - что означает? - книги.
«Опускаем» в копилку культуры мира Библию.
4. В какой же стране начали впервые чеканить монету?
Вспомните, роль денег в Древнем Египте играли медные кольца, а в Двуречье? - слитки серебра. При купле - продаже приходилось взвешивать медные кольца или кусочки серебра, чтобы узнать их вес. А монету не нужно класть на весы, на каждой стоит клеймо государства, удостоверяющее её вес.
Появление монеты способствовало развитию мелкой торговли, позволяло делать недорогие покупки. Первые монеты чеканились, (т.е. на их поверхности выдавливалось изображение: богов, богинь, царей, всадников, зверей, птиц, улиток) из сплава серебра с золотом, крупинки которого содержались в песках одной из рек Лидии.
Это новшество быстро оценили в соседних странах. Вслед за лидийскими царями монеты стали чеканить во многих городах и государствах.
«Опускаем» в копилку культуры мира монету.
5. Что дала миру Индия?
Шерсть, растущая на кустах (сообщение учащегося)
«Один древний путешественник, побывавший в Индии, вернулся на родину
— Если бы ты только знал,— рассказывает он приятелю,- какая удивительная страна Индия! Там на кустах растет белая шерсть.
Приятель принимает эти слова за шутку.
— Ну какой же ты выдумщик и враль!
— Не хочешь — не верь! Я видел собственными глазами: земледельцы срезают белую шерсть с кустов, точно с овец, и делают из нее красивые и прочные ткани...
Но самое необыкновенное даже не эта шерсть, а то, что индийцы добывают мед без всяких пчел. Они выжимают сок из тростника и уваривают его на огне. Сок становится твердым и хрустит на зубах подобно соли. А на вкус он слаще пчелиного мёда!
— Враньё!.. На свете нет ничего слаще пчелиного мёда!»
Подумайте, лгал ли путешественник. Почему его рассказ встретил недоверие
и удивление?
Речь идет о хлопчатобумажных тканях и сахаре из сахарного тростника, которые, как полагают, впервые применялись в Индии и долгое время были малоизвестны в других странах. Лишь постепенно слава об индийской диковинке распространилась в Европе. И в нашем языке само слово «сахар» происходит от индийского «сакхара». Торговцы из разных стран на кораблях переплывали огромные моря, шли с караванами через пустыни, чтобы привезти немного сладкого песка из далекой Индии.
«Опускаем» в копилку культуры мира сахар и ткань из хлопка.
Числа обозначались словами (сообщение учащегося)
«Арабские цифры, которыми мы пользуемся, на самом деле заимствованы арабами у индийцев; сами арабы называли их «индийскими». Зародившийся в Индии способ счисления оказался наиболее совершенным из существовавших в древности. Первоначально индийцы записывали числа с помощью слов: иначе говоря, числа обозначались не особыми знаками, а словами. Так, нуль передавался словами «пустое», «небо»; единица передавалась предметами, имеющимися только в единственном числе: например, «Земля»; двойка словами «близнецы», «глаза», «ноздри», «губы»...
Подумайте, какое число передавалось в древних, текстах такими словами: «Луна — дыра — крылья — Луна». (1021).
Эти последние слова (Луна — дыра — крылья — Луна) учитель может записать на доске, тогда учащимся легче будет дать ответ на вопрос задачи
Мы называем свои цифры арабскими, потому что заимствовали их у арабов. А сами арабы признавали, что цифры получили от древних индийцев.
В Индии стали записывать числа так, как привычно для нас. Крайняя цифра справа указывает количество единиц, слева от нее - десятков, еще левее - сотен и т. д. «Опускаем» в копилку культуры мира арабские цифры
Шахматы (сообщение учащегося)
В Древней Индии войско состояло из пехоты, конницы, колесниц и слонов. Но индийцы считали, что царское могущество не в количестве воинов, а в искусном руководстве государством. Более всего полезен царю мудрый советник — брахман. В Индии придумали игру для царей - шахматы (в наши дни фигурку колесницы называют ладьей, а советника ферзем).
«Опускаем» в копилку культуры мира шахматы.
6. Что же дала миру последняя изученная нами страна - Китай?
- шёлковую ткань (сообщение учащегося)
«Шёлковая ткань - величайший секрет Древнего Китая. Он служил холстом для художников, бумагой для писцов, одеждой для императоров и средством обогащения для купцов.
Легенда рассказывает, как царица Селинчи пила чай на веранде тутового дерева, что росло рядом, в чашку упал кокон бабочки тутового шелкопряда. Ногтем попробовала царица вынуть кокон, но зацепила за тонкое волокно, и распаренный горячим чаем кокон стал разматываться в блестящую нить. Царица стала кормить гусениц, собирать коконы, разматывать нити и прясть ткань, и научила этому свой народ. Три тысячи лет они хранили секрет производства шёлка, изумлявшего своей нежностью и блеском далёких покупателей. Путь, по которому шли торговые караваны в Европу, так и называли - Великим Шелковым.
«Опускаем» в копилку культуры мира шелковую ткань.
Компас «Опускаем» в копилку культуры мира компас.
Бумага
Итак, мы уже слышали, что китайцы сотни лет использовали для письма знакомые людям материалы: бамбук, кость, шёлковую ткань. Бумага, изобретённая китайцами более двух тысяч лет назад, была новым материалом, созданным специально для письма.
Давайте посмотрим процесс изготовления бумаги.
«На левом рисунке изображен китаец, подбрасывающий в печь дрова. Весело
пылает огонь под большим котлом, в котором варится бумажная масса. Как её готовили? Поначалу для изготовления бумаги использовали шёлковое тряпье, но затем научились делать её из бамбука, коры и старых рыбацких сетей. Все это измельчали, тщательно растирали в ступках и варили с водой. Затем волокнистую массу переливали в прямоугольный бассейн (правый рисунок в учебнике). Видно, как китаец зачерпывает эту массу прямоугольной рамкой, на которую натянута густая сетка. Покачивая рамку, он добивается того, что бумажная масса равномерно растекается по сетке. Вода стекает, а на сетке остается слой бумаги.
Влажный лист осторожно снимали с сетки, прессовали и сушили».
Сравните бумагу, папирус и глиняные таблички. Что удобнее?
Бумага прочнее папируса, не такая ломкая, ее можно сгибать вдвое, вчетверо,
изготавливать из неё тетради и, кроме того, сырье для ее изготовления имелось в любой стране. «Опускаем» в копилку культуры мира бумагу.
За этим питьем большое будущее (сообщение учащегося)
«Некий китайский врач навещает больного. Тот морщится, не желая пить непривычное лекарство.
- Фу, какая гадость! Оно горчит, вяжет во рту, да и запах имеет странный...
- Лекарство редко бывает приятным на вкус, - убеждает врач, - но оно вернет тебе силы и поможет встать на ноги. Его целебные свойства велики: попомни мои слова, за этим питьем большое будущее!
Древний врач оказался прав: в наши дни настой, который когда-то считался в Китае лекарством, любят пить ежедневно миллионы здоровых людей во всем мире. Пробовали ли вы этот настой? Как он называется?»
Учащиеся способны догадаться, что в задаче речь идёт о чае. Дополнительный вопрос: «Почему и в наши дни врачи часто рекомендуют больным пить чай?
В Китае чай был известен с очень давних времен. В старых книгах, написанных, как говорят, за несколько веков до нашей эры, уже есть сведения о том, что листья чайного куста обваривали, приготовляли из них настой и пили его в лечебных целях. Общеупотребительным напитком чай стал в Китае приблизительно с VI в. н. э.
Одна из народных легенд рассказывает о происхождении чайного куста, по - своему отмечая бодрящие свойства этого растения: (сообщение учащегося)
«Жил когда-то один святой отшельник, говорится в этой легенде. Удалившись от мира, он поселился на склоне холма в уединённой хижине и вел там праведную жизнь, дни и ночи проводя в благочестивых размышлениях. Но однажды, когда он сидел, погруженный в свои мысли, ему нестерпимо захотелось спать. Сон уже одолевал его, голова опустилась на грудь и веки сами стали смыкаться. Тогда, для того чтобы сон не прервал его размышления, чтобы глаза не могли закрыться, отшельник взял острый нож, отрезал себе веки и отбросил их в сторону. Из этих век, отрезанных в борьбе со сном, и вырос чайный куст. Крепкий настой из чайных листьев подбадривает человека, отгоняет от него сон и усталость».
Опускаем в копилку культуры мира чай
Прибор для регистрации землетрясений Опускаем в копилку культуры мира прибор
Лак. Опускаем в копилку культуры мира лак.
Какая по объему получилась копилка?
А кто внес самый больший вклад?
Попробуйте сделать общий вывод по теме культура Древнего Востока.
V. Закрепление изученного на уроке. Загадки о странах Древнего Востока.
1. На восточном побережье
Моря Средиземного
Государство моряков
Было очень древнее.
И чтоб успешно торговать
Просто стали все писать.
Кто же знал? Их алфавит
Все народы покорит! Финикия
Дождей там почти не бывает,
Одна река протекает,
Царя своего фараоном зовут.
Их письму научиться –
Немыслимый труд.
Царь там двойную корону носил,
Налоги в казну собирал,
Первое чудо света соорудил.
В итоге мумией стал. Египет
В Малой Азии находится страна.
Женское имя носит она.
Чеканной монетой прославилась
Всему миру это понравилось. Лидия
Древнюю часть Библии создали
Ветхим Заветом ее назвали.
Со временем к единобожию пришли.
Их заповеди соблюдать должны и мы. Палестина
Меж Гималаями и океаном
Лежит на юге Азии страна.
В копилку мировой культуры
Большой вклад сделала она.
Прославила себя растеньями такими,
Что в результате сахаром и тканью стали.
Людей на четыре касты поделили.
Игру для своих царей - шахматы создали. Индия
Бумагу, компас, шелк и чай Всему миру дал.......Китай.
Тесты по вариантам. По 5 вопросов в каждом
Вариант 1.
Выбери один правильный ответ.
1. Где находится Египет?
А) в северо-восточной части Африки Б) в центральной Азии
В) в центральной Африке
2. Вавилонский царь, при котором были записаны первые законы:
а) Хаммурапи б) Соломон в) Гильгамеш
3. В каких именно странах было сделано каждое из этих изобретений?
А) Письмо __________ Б) Алфавит__________
В) Арабские цифры_________ Г) Сахар_________ Д) Стекло___________
4. Ответьте на вопрос.
В глубокой древности Финикия и соседние с ней области носили название Ханаан. Название же «Финикия» этой стране дали греки. «Финикийцы» по–гречески означает «красноватые», или точнее, «красящие в багряный цвет».
Почему именно так греки называли финикийцев?
5. Бог Солнца, самый могущественный из богов Древнего Египта?
А) Осирис Б) Амон-Ра В) Сет
Вариант 2.
Выбери один правильный ответ.
1. Какой царь Ассирии собрал библиотеку глиняных книг, уцелевших при пожаре царского дворца?
А) Кир Великий Б) Ашшурбанапал В) Валтасар
2. В каких именно странах было сделано каждое из этих изобретений?
А) Шахматы __________Б) Бумага__________ В) Монета_____________ Г) Окраска тканей в пурпурный цвет_________ Д) Компас___________
3. От кого защищала Северный Китай Великая китайская стена?
А) от гуннов Б) от ассирийцев В) от филистимлян
4. Ответьте на вопрос.
Более трех тысяч лет назад в Египте и Двуречье ученики писцовых школ тратили на овладение письмом и чтением долгие – долгие годы. Напротив, в древних городах Тире, Библе и Сидоне школьники, едва только начав учиться – проходило каких-нибудь несколько недель, - и могли записать и прочитать несложный текст. Чем объяснить разницу в сроках обучения грамоте в разных странах древности?
5. Древняя страна, расположенная между морем и цепью Ливанских гор
А) Междуречье Б) Египет В) Финикия
Домашнее задание. 1. К следующему уроку мне опять нужны помощники подготовить мифы Древней Греции, (о Минотавре, О Дедале, О Тесее и Минотавре). 2. Для любознательных. Крылатые выражения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повторительно-обобщающий урок для 5-го класса по теме "Вклад народов Древнего мира в мировую культуру"
Урок для 5-го класса по Всеобщей истории, посвященный культуре древнего мира, строится по традиционной схеме урока-презентации, разработан в соответствии с современными требования к уроку. Прово...
Презентация к уроку истории в 5 классе "Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру"
Урок повторения и обобщения...
Конспект урока «Народы Древнего Востока и мировая культура»
Конспект урока «Народы Древнего Востока и мировая культура»...
Презентация к уроку «Народы Древнего Востока и мировая культура»
Презентация к уроку «Народы Древнего Востока и мировая культура»...
Методическая разработка урока "Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру"
Данная разработка предназначена для углубления и систематизации знаний учащихся 5 класса по теме "Древний Восток". организация урока в форме игры-путешествия позволяет заинтересовать учащихся не тольк...
Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру.
Повторительно-обобщающий урок по теме: "Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру"...
Презентация к уроку "Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру"
Презентация к уроку "Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру"...