Виды нетрадиционных уроков в системе СПО
статья
В статье предоставлены виды нетрадиционных уроков в системе СПО: проблемная лекция. лекция - визуализация, пресс - конференция, интегрированный урок.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ВИДЫ НЕТРАДИЦИОННЫХ УРОКОВ В СИСТЕМЕ СПО
Шушлебина Татьяна Викторовна, ГБПОУ ВО «Калачеевский аграрный техникум».
Образование является одним из главных институтов социализации личности. Главная цель образования – формирование свободной, ответственной, гуманной личности, способной к дальнейшему саморазвитию, самостоятельному выполнению профессиональной деятельности, оценке результатов своего труда.Современные обучающиеся сильно отличаются от тех, что учились 10-15 лет назад. У большинства снижен познавательный интерес, слабо развиты психические функции – память, логика, мышление, анализ, самоконтроль. Такой обучающийся часто просто не понимает, что ему говорит преподаватель, не может уловить смысл прочитанного. Действия преподавателя, которые побуждают обучающихся к старательному учению, способствуют созданию положительного отношения к учебе. Единственной формой обучения в образовательном учреждении является урок. Любой урок должен органически вписываться в систему работы преподавателя и выполнять какую-то конкретную часть общих задач обучения, и, главное, изучение и освоение общих и профессиональных компетенций.
Различают следующие виды нетрадиционных уроков:
Проблемная лекция – лекция, на которой процесс познания студентов приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Основная задача лектора состоит не столько в передаче информации, сколько в приобщении студентов к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. На проблемной лекции новое знание вводится как неизвестное для студентов. Это возможно при создании преподавателем проблемной ситуации. Компонентами учебной ситуации являются: объект познания (материал лекции), субъект познания (студент), процесс мыслительного взаимодействия субъекта с объектом, особенности этого взаимодействия, обусловленные спецификой материала и дидактических приемов организации познавательной деятельности.
Преподаватель строит лекцию таким образом, чтобы обусловить появление вопроса в сознании студента. Для этого учебный материал представляется в форме учебной проблемы. Учебные проблемы должны быть доступны по своей трудности для студентов, они должны учитывать познавательные возможности обучаемых. Диалогическое включение преподавателя в общение со студентами осуществляется при выполнении следующих условий:
- преподаватель входит в контакт со студентами как собеседник, пришедший на лекцию «поделиться» с ними своим личностным содержанием;
- преподаватель признает право студента на собственное суждение и заинтересован в нем;
- материал лекции включает обсуждение разных точек зрения на решение учебных проблем;
- коммуникация со студентами строится таким образом, чтобы подвести их к самостоятельным выводам, сделать соучастниками процесса подготовки, поиска и нахождения путей разрешения противоречий, созданных самим же преподавателем;
- преподаватель ставит вопросы к вводимому материалу и отвечает на них, вызывает вопросы у студентов и стимулирует самостоятельный поиск ответов на них по ходу лекции. В конечном ном итоге он добивается того, что студент думает совместно с ним.
Средством управления мышлением студентов на проблемной лекции является система заранее заготовленных преподавателем проблемных и информационных вопросов. Проблемные вопросы – это такие вопросы, которые указывают на существо учебной проблемы и на область поиска неизвестного проблемной ситуации.
Лекционный курс, включающий лекции проблемного характера, призван обеспечить творческое усвоение будущими специалистами принципов и закономерностей изучаемой науки, методов получения новых для студентов знаний, а также методов применения усвоенных знаний на практике. Чтение лекций проблемного характера активизирует учебно-познавательную деятельность студентов, их самостоятельную аудиторную работу.
Другая форма лекции – лекция-визуализация – является результатом поиска новых возможностей реализации принципа наглядности. Наглядность не только способствует более успешному восприятию и запоминанию учебного материала, но и позволяет активизировать умственную деятельность, глубже проникать в сущность изучаемых явлений. В пользу лекции-визуализации свидетельствует и то, что способность преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму является профессионально важным качеством представителей широкого круга профессий, если не всех специалистов. Практически любая форма визуальной информации содержит те или иные элементы проблемности. Поэтому процесс визуализации способствует созданию проблемной ситуации, разрешение которой осуществляется на основе анализа, синтеза, обобщения, свертывания или развертывания информации. Преподаватель должен использовать такие формы наглядности, которые не только дополняют словесную информацию, но и сами выступают носителями содержательной информации. Чем больше проблемность визуальной информации, тем выше степень мыслительной активности обучающегося.Подготовка лекции-визуализации преподавателем состоит в перекодировании, переконструировании учебной информации по теме лекционного занятия в визуальную форму для предъявления студентам через технические средства обучения или вручную (схемы, рисунки, чертежи и т. п.).Чтение лекции-визуализации сводится к связному, развернутому комментированию преподавателем подготовленных визуальных материалов, полностью раскрывающему тему данной лекции. Эти материалы должны обеспечивать систематизацию имеющихся у слушателей знаний, предъявление новой информации, создание проблемных ситуаций и возможности их разрешения; демонстрировать разные способы визуализации, что важно как в познавательной, так и в профессиональной деятельности Лучше использовать разные виды наглядности – натуральной, изобразительной, символической, – каждый из которых или их сочетание выбирается в зависимости от содержания учебного материала. В лекции-визуализации важна определенная визуальная логика и ритм подачи материала. Важны дозировка подачи материала, стиль общения преподавателя с аудиторией Основная трудность данного типа лекции состоит в выборе и подготовке системы средств наглядности, дидактически обоснованной режиссуре процесса ее чтения с учетом психофизиологических возможностей слушателей, уровня образования и профессиональной принадлежности.
Динамизацию проблемного содержания учебного материала в живом диалогическом общении двух преподавателей между собой можно осуществить в еще одном новом типе лекции – лекции вдвоем. Здесь моделируются реальные профессиональные ситуации обсуждения теоретических вопросов с разных позиций двумя специалистами, например представителями двух научных школ, теоретиком и практиком, сторонником и противником того или иного технического решения и т. п.При этом нужно стремиться к тому, чтобы диалог преподавателей между собой демонстрировал культуру совместного поиска разрешения разыгрываемой проблемной ситуации, «втягивал» в общение и слушателей, которые начинают задавать вопросы, высказывать свои позиции, формулируют свое отношение к обсуждаемому содержанию, демонстрируют тот или иной эмоциональный отклик на происходящее.В процессе лекции вдвоем осуществляется актуализация имеющихся у студентов или слушателей знаний, необходимых для понимания учебной проблемы и участия в совместной работе, создается проблемная ситуация или ряд таких ситуаций, выдвигаются гипотезы по их разрешению, развертывается система доказательств или опровержений, обосновывается конечный вариант совместного решения Лекция вдвоем самой своей формой заставляет слушателей активно включаться в процесс возникновения мысли. Наличие двух источников персонифицированной информации вынуждает их сравнивать разные точки зрения, делать выбор, присоединяться к той или иной из них или вырабатывать свою. Подготовка и чтение лекции вдвоем предъявляют повышенные требования к подбору преподавателей. Они должны быть интеллектуально и личностно совместимы, владеть развитыми коммуникативными умениями, способностями к импровизации, быстротой реакции, показывать высокий уровень владения предметным материалом, часто выходящим за пределы содержания темы.
Необходимость развития у студентов или слушателей умений оперативно анализировать профессиональные ситуации, выступать в роли экспертов, оппонентов, рецензентов, вычленять неверную или неточную информацию привела к разработке лекции с заранее запланированными ошибками. Здесь четко задается контекст профессиональной деятельности – предметный и социальный. Подготовка преподавателя к лекции состоит в том, чтобы заложить в ее содержание определенное количество ошибок содержательного, методического или поведенческого характера. Список таких ошибок преподаватель приносит на лекцию и предъявляет слушателям в ее конце. Подбираются наиболее типичные ошибки, которые чаще всего делают как обучающиеся, так и преподаватели в ходе чтения лекции. Лектор строит изложение таким образом, чтобы ошибки были тщательно «замаскированы» и их не так-то легко было заметить слушателям. Это требует специальной работы преподавателя с содержанием, высокого уровня владения материалом. Задача слушателей состоит в том, чтобы по ходу лекции отмечать в конспекте замеченные ошибки и назвать их в конце лекции. На разбор ошибок отводится 10 – 15 минут. В ходе этого разбора даются правильные ответы на вопросы – преподавателем, слушателями или совместно. Число запланированных ошибок зависит от специфики учебного материала, дидактических и воспитательных целей лекции, уровня подготовленности студентов. Лекция с запланированными ошибками способна выполнять не только стимулирующие, но и контрольные функции. Преподаватель может оценить уровень предшествующей подготовки по предмету, а слушатель – проверить степень своей ориентации в материале Лекцию с запланированными ошибками можно применять также для целей диагностики трудностей усвоения материала на предшествующих лекциях. В общем случае лекцию с запланированными ошибками лучше всего проводить в завершение темы или раздела учебной дисциплины, когда у студентов уже сформированы основные понятия и представления. Лекция рассматриваемого типа, безусловно, непривычна для преподавателей и студентов. В ходе такой лекции у студентов появляется возможность использовать полученные знания в функции средства мыслительной деятельности, практического включения в совместную с преподавателем учебную работу.
Следующий тип лекции – лекция-пресс-конференция. Назвав тему лекции, преподаватель просит слушателей письменно задать ему вопросы по данной теме. Каждый слушатель должен в течение 2 – 3 минут сформулировать наиболее интересующий его вопрос, написать на бумаге и передать преподавателю. Затем лектор в течение 3 – 5 минут сортирует вопросы по их смысловому содержанию и начинает читать лекцию. Изложение материала строится не как ответ на каждый заданный вопрос, а в виде связного раскрытия темы, в процесс которого формулируются соответствующие ответы. В завершение лекции преподаватель проводит итоговую оценку вопросов как отражения знаний и интересов слушателей. Может оказаться, что студенты, не все смогут задать вопросы, сформулировать их грамотно. Это служит для преподавателя свидетельством уровня знаний студентов, степени их включенности в содержание курса и в совместную работу с преподавателем, заставляет совершенствовать процесс преподавания всего курса. Активизация деятельности студентов на лекции-пресс-конференции достигается за счет ряда факторов. Необходимость сформулировать вопрос и грамотно его задать активизирует мысль, а ожидание ответа на него – внимание слушателя. Вопросы слушателей в большинстве случаев носят проблемный характер и становятся началом проблемных ситуаций, следовательно, и началом творческих процессов мышления. Рассматриваемую лекцию лучше всего проводить в начале изучения темы или раздела, в середине и в конце. В первом случае ее основная цель –выявление круга интересов и потребностей обучаемых, степени их готовности к работе, отношения к предмету. С помощью лекции-пресс-конференции преподаватель может составить модель аудитории слушателей – ее установок, ожиданий, возможностей. Это особенно ценно при первой встрече со слушателями, в том числе со студентами-первокурсниками, или в начале чтения спецкурса, при введении новых дисциплин.
Интегрированный урок – это урок, объединяющий вокруг одной темы материал нескольких предметов. Преимущества этого урока в том, что он способствует информационному обогащению содержания обучения, мышления, чувств учащихся, в нем ярко прослеживаются межпредметные связи. Здесь важно определить главную цель урока, сведения из предметов даются только те, которые необходимы для ее реализации.
Особенности планирования этих уроков следующие:
- уроки планируют на весь год сразу;
- при разработке отдельного конспекта такого урока выделяются главная и сопутствующие цели;
- тщательному отбору подвергается содержание, с помощью которого будет реализовываться цель;
- выбор вида учебного занятия и соответствующих методов и средств обучения должны соответствовать принципу оптимизации впечатлений, получаемых студентами на учебных занятиях;
- проведение таких уроков нельзя осуществить без коллективной работы нескольких преподавателей, хотя проводить его может только педагог основной дисциплины, т. е. инициатор данного урока.
Нетрадиционные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения нравятся обучающимся больше, чем стандартные будничные учебные занятия со строгой структурой. Однако весь учебный процесс переводить на нетрадиционные уроки не нужно. Именно традиционный урок должен быть основной формой обучения, но разнообразить учебный процесс нестандартными занятиями необходимо, так как они помогут активизировать мыслительную деятельность обучающихся и повысить мотивированность к обучению. Кроме того, через нетрадиционные уроки можно стимулировать развитие личностных, метапредметных и предметных универсальных учебных действий, как того и требует Федеральный государственный образовательный стандарт. Главное, что даёт использование нетрадиционных уроков в педагогической деятельности – выработка позитивного отношения к учебному процессу, развитие интереса к изучаемому предмету, развитие творческой самостоятельности обучающихся.Использование нестандартных уроков способствует достижению не только практических целей, но и содержит большие возможности для дальнейшего поддержания мотивации к учебной деятельности у студентов.
Литература:
1. Богосвятская А.И. Современный урок: гармония, вдохновение, фантазия (биоадекватные уроки литературы). Методическое пособие. – Севастополь, 2013. – 124 с.
2. Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. – СПб.: «Норинт», 2000. – 1536 с.
3. Галахова Г.Н. «Как гений выглядит вблизи»: урок-портрет//Современные педагогические технологии в профессиональном образовании. Опыт педагогов-новаторов г. Курска и области/ Под науч. ред. Е.Н. Овсянниковой – Изд. центр КИНПО (ПК и ПП) СОО, 2013. – 329 с. – С.225-229
4. Кульневич С.В., Лаконецкая Т.П. Современный урок. Часть II. Научно-практич. пособие для учителей, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. – Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2005. – 288 с.
5. Миниахметова Г.Д. Нетрадиционный урок как одна из форм развивающего обучения в соответствии с требованиями реализации ФГОС// Теория и практика образования в современном мире: материалы V Mеждунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). – Санкт-Петербург: СатисЪ, 2014. – 164 с. – С. 160-165.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционный урок по теме "Половая система человека. Развитие. Половые связи плюсы и минусы""
Нетрадиционный урок по биологии по теме Половая система человека" в котором рассказывается не только о строении мужского и женского оргарнизма, а также о том что происходит и может произойти...
Урок по биологии в 8 классе. Тема урока: «Иммунитет. Механизм и виды иммунитета. Органы иммунной системы »
Цели урока:Образовательные: дать представление о защитной системе организма – иммунитете, формировать новые анатомо-физиологические понятия – о строении иммунной системы, о механизма...
Место нетрадиционных уроков в системе современного образования
В материале описаны особенности использования нетрадиционных форм работы на уроках географии, биологии, химии...
Сообщение на тему: «Эффективность использования различных видов и форм нетрадиционных уроков»
В современном обществе появилась острая проблема, которая заключается в потере школьниками интереса к обучению. Причины такого негативного явления неоднозначны: это и большая загруженность...
Виды нетрадиционных уроков
В разработке представлены методические материалы по организации и проектированию современного урока...
Нетрадиционный урок информатики "Повторение и обобщение по теме "Системы счисления"
Нетрадиционный урок информатики "Повторение и обобщение по теме "Системы счисления"...
Доклад "Виды нетрадиционных занятий с детьми дошкольного возраста"
Нетрадиционное занятие отличается от традиционного: по подготовке и проведению; по структуре занятия; по взаимоотношениям и распределениям обязанностей между педагогом и воспитанником; по подбору...