Занятие «Театральный этюд по сюжетам произведений искусства»
план-конспект
Открытое занятие для группы 3 года обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uchebnogo_zanyatiya.docx | 582.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект учебного занятия в объединении дополнительного образования
«Школьный театр «Голос» МБУДО «Районный центр внешкольной работы»
Тема: «Театральный этюд по сюжетам произведений искусства»
Педагог: Заливина Елена Юрьевна
Дата проведения занятия: 15.11.2022 г.
Возраст обучающихся: 12-13 лет, группа третьего года обучения
Продолжительность занятия: 1 час 30 минут
Тип занятия: комбинированный
Цель занятия: развитие индивидуальных способностей обучающихся к перевоплощению через работу над этюдами.
Задачи
Образовательная:
- формирование представлений о видах театрального действа;
- закрепление знаний и навыков о структуре театрального этюда;
- закрепить понятия: мимика, жест, интонация через упражнения и игры;
- снятие мышечных и психологических зажимов.
Развивающая:
- развитие проектного мышления в создании театрального этюда;
- развитие способности к перевоплощению через создание этюдов;
- формирование способности к импровизации;
- развитие умения анализировать и синтезировать собственное выступление и выступление товарищей
Воспитательная:
- воспитание навыков коллективного творчества в процессе группового общения через совместные упражнения, театральные игры;
- развитие умения взаимодействовать с партнёром, навыки коммуникабельности.
Форма занятия: фронтальная, индивидуальная, групповая
Используемые методы оценивания:
- словесная оценка (устная обратная связь);
- взаимооценивание;
- самооценка;
- рефлексия деятельности.
Педагогические технологии:
-технология межпредметной интеграции
Методы:
- метод проекта
- актёрский тренинг
- метод игровой импровизации
- психогимнастика
- критерии оценивания
Оборудование
ПК, проектор, акустическая система, 3 плаката – задания «Исправь театральную афишу», конверты с этюдными заданиями.
Структура учебного занятия
1. Организационная часть
2. Включение в деятельность, командообразование
3. защита мини-проектов
4. Творческая пауза-разминка
5. Творческое задание.
6. Работа над этюдами
7. Представление этюдов
8. Рефлексия
Ход занятия
1. Организационная часть
Цель: настроить воспитанников на продуктивную работу по теме, выяснить эмоциональное состояние воспитанников до начала занятия.
Обучающиеся входят в зал под музыку (песня о театре «О, сколько трепетных минут хранят кулисы» занимают места в творческом полукруге.https://audiohunter.ru/?song=Песня+о+театре++О%2C+сколько+трепетных+минут+хранят+кулисы...).
Упражнение-игра «Здравствуйте».
Педагог здоровается с учащимися, проявляя какое-либо состояние: радость, печаль, удивление, обида, злость, подозрительность, злорадство, доброжелательность и другие.
Учащиеся приветствуют педагога согласно тому настроению, с которым пришли на занятие, стараясь, как можно точнее передать эмоциональное состояние.
2. Включение в деятельность
Цель: актуализация учебной деятельности посредством проблемной ситуации
Действия педагога: выявляет представления детей о театральной афише, типе представления, знания композиции театрального действа, мотивирует на исправление содержания афиши, приглашения, формирует команды.
Действия учащихся: осмысливают полученную информацию, обосновывают и исправляют структуру композиции театрального действа, оценивают выступление артиста.
Задание для команд «Исправь театральную афишу»
Педагог: Ребята, к нам поступила афиша, мы приглашены в театр. Давайте изучим афишу.
Педагог: Ваше мнение, ребята, о представленной афише. Всё ли ясно и понятно будет зрителю? (ответы детей). Художник, составляющий афишу, обратился к вам за помощью. Для этого он прислал нам видео представления актера, выступление которого надо прорекламировать в афише.
Организовывается работа по командам.
Задача для команд. Посмотреть видеосюжет и исправить, дополнить афишу. (Обучающиеся смотрят сюжет https://www.youtube.com/watch?v=7YmSAgTOeV4 )
3 Защита мини-проекта «Театральная афиша»
Деятельность педагога: даёт рекомендации по защите проекта, организует обсуждение.
Деятельность обучающихся: презентуют результаты исправления театральной афиши..
Каждая команда представляет свой вариант исправления, ребята должны сделать вывод о том, что актеры в видеосюжете показывали этюд. Затем ребята участвуют в анализе структуры просмотренного театрального этюда. (При необходимости можно повторить просмотр ролика, чтобы прийти к общему правильному мнению)
Схема выступления обучающихся
- Мы думаем что это ………(этюд), так как…..
- Признаки этюда: …………(краткость,…..)
Педагог: Этюд – упражнение, в котором есть содержание. Он может длиться тридцать секунд и полчаса, это не принципиально, важнее, есть ли в нем жизненное содержание.
Из чего состоит этюд?
Структура композиции состоит из следующего алгоритма
1.Завязки (знакомство с персонажами, местом действия и условиями).
2. События.
3. Кульминации (наивысшей эмоциональной точки этюда).
4. Развязки (исход, разрешение ситуации).
Дополнительные вопросы обучающимся:
- Ваши впечатления о композиции этюда.
- Что удивило в исполнении?
- Что понравилось?
- Какую оценку и за, что вы бы поставили актерам? (Предложить критерии оценки выступления: соответствие теме, эмоциональность, пластика и жесты, оригинальность, артистизм).
- Разобрать структуру содержания представленного этюда по частям
- Что было завязкой (событием, кульминацией, развязкой) этюда?
Выслушать оценки выступления
Предложить поаплодировать артисту с помощью упражнения «Школа аплодисментов»: педагог предлагает всем пройти обучение в школе аплодисментов. Обучение в пяти классах проходит быстро, но после его окончания все смогут квалифицированно подарить аплодисменты артистам. Правило поведения одно: в школе нельзя свистеть и топать.
Первый класс школы — умеренные аплодисменты. Они непродолжительные, без особого шума. Давайте все вместе попробуем. (дети аплодирует.) Молодцы! Поздравляю вас с окончанием первого класса. Второй класс школы — бурные аплодисменты, шумные и продолжительные. Давайте порепетируем. (дети аплодирует обозначенным образом.) Третий класс — бурные продолжительные аплодисменты, переходящие в овации. (дети аплодируют.) Удивительно способные ученики. Вы переводитесь в следующий класс школы аплодисментов. Четвертый класс — бурные продолжительные аплодисменты, переходящие в овации с криками «Браво!», «Бис!» Они достаточно сложные. (Дети выполняют задание.) Вы молодцы! Пятый класс аплодисментов — бурные продолжительные аплодисменты, переходящие в овации с криками «Браво!», «Бис!», сопровождаемые всеобщим вставанием и ликованием. (дети выполняет задание.) Вы закончили пять классов нашей школы. А теперь выпускные экзамены. Я называю класс, а вы аплодируете в соответствии с ним.
4. Творческая пауза - разминка
1) Артикуляционная гимнастика Цель: подготовить речевой, дыхательный аппарат и другие выразительные инструменты тела воспитанников для дальнейшей работы
- «Лопаточка» (высунуть широкий язык, расслабить и положить на него нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал, удерживать язык в таком положении 10 сек., выполнять 6-8 раз)
- «Трубочка» (высунуть широкий язык, боковые края языка загнуть вверх, подуть в получившуюся трубочку, выполнять упражнение 6-8 раз.)
- «Качели» (высунуть узкий язык, потянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку, рот при этом не закрывать, выполнять упражнение 6-8 раз)
2)Упражнение для речевого аппарата «Звукоряд» (произнести поочередно гласные звуки, стараясь максимально удлинить каждый звук на одном выдохе: и- э- а- о- у –ы –и. Стараться, чтобы звуки произносились на одном дыхании, постепенно усложняя упражнение количеством произнесенных звуков на одном дыхании)
3) Дикционное упражнение на силу голоса на основе скороговорки: «Бык тупогуб». (скороговорку следует сначала произносить медленно, артикулируя каждый звук, а потом постепенно переходить к скороговорке: «Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа»).
4) Разминка для всего тела (упражнения для снятия психических и физических зажимов):
- Упражнение «Замороженный» (участники застыли в спонтанной позе якобы миллионы лет тому назад. Участники должны попробовать выбраться из замороженного состояния, используя свою энергию. Но для начала нужно представить себя вмёрзшим в глыбу льда)
- Упражнение «Ртутный шарик» (необходимо сконцентрировать внимание на кончике мизинца левой руки, чтобы затем вообразить себе в мизинце левой руки крошечный ртутный шарик подвижного металла, который готов рассыпаться на множество более мелких шариков по всему телу. В подобных упражнениях подсознание диктует телу такие позы и движения, которые невозможно придумать и повторить специально. После подобных упражнений, хотя они и дают большую физическую нагрузку, не болят мышцы, как это бывает после обычной зарядки).
5. Творческое задание.
Цель: мотивировать учащихся на создание этюда.
Деятельность педагога: уточняет понимание поставленных целей, предлагает разыграть простой этюд, создаёт эмоциональный настрой.
Деятельность учащихся: проявляют желание проверить свои способности в создании театрального этюда, определяются с выбором, ставят цель.
Задание «Этюд» (по выбору)
Командам предлагается делегировать одного участника, который разыграет этюд, придерживаясь алгоритма композиции (завязка, событие, кульминация, развязка).
(Темы на выбор: «Иголка», «Ножницы», «Зеркало»)
Обсуждение .
6. Работа над этюдом по сюжетам произведений литературы, музыки, изобразительного искусства
Цель: создание театрального этюда.
Деятельность педагога: обеспечивает мотивацию, побуждает к проявлению самостоятельности, организовывает просмотр.
Деятельность детей: выбирают тему – основу будущего этюда, обсуждают, создают сценарий, репетируют.
Педагог предлагает обучающимся конверты с заданиями:
- Этюды на сюжеты литературных произведений
- басня И. Крылова «Стрекоза и муравей»
- басня С. Михалкова «Муха и пчела»
- один из детских рассказов Л. Толстого
Выбравшие это задание обучающиеся должны придумать на основе сюжета басни свой сюжет, исходя из своего жизненного опыта
2. Этюды на сюжеты музыкальных произведений
- П. Чайковский «Вальс цветов»
- А. Хачатурян «Танец с саблями»
- «Минус» любой детской песни
Выбравшие это задание должны придумать историю, сюжет, которой соответствовал бы характеру музыки и показать его с помощью пластики и жестов
- Этюды на сюжеты произведений изобразительного искусства
- Ф. Решетников «Опять двойка»
- В. Суриков «Взятие снежного городка»
- В. Васнецов «Три богатыря»
Выбравшие это задание должны представить себя на месте одного из героев и показать, что с ним произошло.
Беседа по выбранным темам:
- вспомнить авторов всех предложенных произведений
- какие произведения этих авторов вы еще знаете?
- педагог предлагает вниманию ребят интересные факты, связанные с этими произведениями.
Самостоятельная работа над этюдами - командами
7. Показ этюдов
8 Рефлексия
Цель: Анализ учащихся результатов своей деятельности в сравнении их с поставленными в начале.
Деятельность педагога: подводит учащихся к выводу о качестве созданных продуктов, обеспечивает положительную реакцию детей на творчество друг друга.
Деятельность детей: высказывают своё мнение, осуществляют: самопроверку, самооценку, взаимооценку.
Педагог с помощью проектора демонстрирует незаконченные предложения:
- Я удовлетворён тем…
- На занятии меня порадовало…
- Самым интересным оказалось…
- Мне было сложно…
Каждый ученик выбирает любое предложение и заканчивает его.
Игра – упражнение на проявление эмоций «До свидания».
Цель: показать, как изменилось эмоциональное состояние в процессе занятия через ритуал прощания.
Обучающиеся прощаются друг с другом, согласно, тому настроению (радость, разочарование, негодование, безразличие и другое), с которым покидают занятие, стараясь, как можно точнее передать эмоциональное состояние.
Приложение
Материалы для занятия «Театральный этюд по сюжетам произведений искусства»
- Техника деления на команды (на выбор)
«Зоопарк»
Подготовка. Заранее необходимо сделать и нарезать карточки с названиями разных животных. Число животных = число команд, а число карточек = число детей. Карточки нужно перемешать и положить в пакет/шапку/оставить в руках. По возможности проводить это упражнение в пространстве, свободном от мебели.
Что вам нужно сказать. «Сейчас вам нужно подойти ко мне и взять себе одну карточку. Прочитайте, что на ней написано, но не показывайте остальным (Дети берут карточки). По моей команде начинайте показывать то, что у вас написано — звуками, движениями, но не словами. Вам нужно найти „ваших“ и объединиться. Вопросы? Готовы? Поехали! (Дети показывают животных и объединяются). Давайте проверим, какие группы у нас образовались. Попросите каждую группу одновременно показать своего животного. Отлично! Вот такими командами мы и будем сегодня работать».
«Рассчитайся»
Подготовка. Нужно заранее продумать фразу так, чтобы количество слов в ней соответствовало количеству команд. Будет здорово, если фраза будет подходить теме дальнейшей работы. Например, в нашем случае для объединения участников в три команды можно взять фразу «Этюд – основа мастерства»
Что вам нужно сказать «Рассчитайтесь по порядку на „Этюд – основа мастерства“ — каждый человек должен сказать по одному слову. Когда фраза заканчивается, продолжаем с первого слова. (Дети называют слова). Теперь все, кто назвал слово „Этюд“, подходят в этот угол, слово „основа“ — в этот и так далее. Вот мы и получили команды»
«Атомы-молекулы»
Подготовка Здесьпонадобится пустое пространство, чтобы ребята могли свободно передвигаться. Главное - количество команд, в которые нужно объединиться, — это будет последнее число, которое будет названо.
Что вам нужно сказать «Отложите все вещи и распределитесь, пожалуйста, по аудитории. Я буду называть вам число и часть тела, а вам нужно будет объединяться в группки так, чтобы это количество этих частей тела соприкасались. Например, если я скажу „Пять. Правая рука“, вам нужно объединиться впятером и взяться правыми руками. Понятно, что нужно сделать? Тогда поехали». И дальше несколько раз (примерно 3-4) называете число и части тела. В нашем случае нужно получить три команды, значит, последним числом нужно будет назвать «Три» и часть тела. Эти группы и станут командами.
- Тексты литературных произведений
И. Крылов. «Стрекоза и муравей»
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.
Всё прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает;
Стрекоза уж не поет:
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
«Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!»-
«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?»-
Говорит ей Муравей.
«До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас —
Песни, резвость всякий час,
Так что голову вскружило».-
«А, так ты…» — «Я без души
Лето целое всё пела».-
«Ты всё пела? Это дело:
Так пойди же, попляши!»
С. Михалков «Муха и пчела»
Перелетев с помойки на цветок,
Лентяйка Муха Пчелку повстречала —
Та хоботком своим цветочный сок
По малым долькам собирала…
«Летим со мной! — так, обратясь к Пчеле,
Сказала Муха, глазками вращая. —
Я угощу тебя! Там — в доме, на столе —
Такие сладости остались после чая!
На скатерти — варенье, в блюдцах — мед.
И все — за так! Все даром лезет в рот!» —
«Нет! Это не по мне!» — ответила Пчела.
«Тогда валяй трудись!» — лентяйка
прожужжала
И полетела в дом, где уж не раз была,
Но там на липкую бумагу вдруг попала…
Не так ли папенькины дочки и сынки,
Бездумно проводя беспечные деньки,
Безделье выдают за некую отвагу
И в лености своей, от жизни далеки,
Садятся, вроде мух, на липкую бумагу!
Л. Толстой «Косточка»
Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке.
Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.
Перед обедом мать сочла сливы и видит,— одной нет. Она сказала отцу.
За обедом отец и говорит:
— А что, дети, не съел ли кто-нибудь, одну сливу?
Все сказали: «Нет». Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже: «Нет, я не ел».
Тогда отец сказал:
— Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь.
Ваня побледнел и сказал:
— Нет, я косточку бросил в окошко.
И все засмеялись, а Ваня заплакал.
- Ссылки на музыкальные произведения
П. Чайковский «Вальс цветов» https://ru.hitmotop.com/song/39
А. Хачатурян «Танец с саблями» https://ru.hitmotop.com/song/48988959
Мы маленькие дети (из к/ф «Приключения Электроника» https://ru.hitmotop.com/song/63739738
- Репродукции картин
Ф. Решетников «Опять двойка»
В. Суриков «Взятие снежного городка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театральный этюд как источник творческого воображения подростков
В данной работе собраны методические рекомендации для работы над этюдами детей среднего школьного возраста, обучающихся по программе Мастерство актёра. Театральный этюд — это упражнени...
Методическая разработка урока "Евангельские образы, сюжеты в искусстве"
Методическая разработка урока "Евангельские образы, сюжеты в искусстве"...
Методическая разработка урока "Евангельские образы, сюжеты в искусстве". Презентация.
Методическая разработка урока "Евангельские образы, сюжеты в искусстве" Презентация.ВНИМАНИЕ!!!Познакомиться с презентацией можно по ссылке:http://ru.calameo.com/read/002101424df...
Викторина "Евангельские сюжеты в искусстве"
Викторина для школьников "Евангельские сюжеты в искусстве". Может быть использована на уроке или на внеклассном мероприятии....
Театральная постановка по художественному произведению Р. Киплинга "Кошка,которая гуляет сама по себе"
Театральная постановка,которая была представлена зрителям 6-хи 5-х классов 25.05.2017г....
Развитие воображения через театральные этюды.
Данный материал данный материал поможет сформировать навыки КТД (форма организации деятельности группы детей, направленная на взаимодействие коллектива, реализацию и развитие способностей ребенка, пол...
Театральные этюды
мини-памятки на подготовку к театральным этюдам...