Идеи К. Леонтьева
статья (11 класс)

Бондаренко А.Н.

Идеи Леонтьева, судьба России и ее путь. Материал для изучения на уроках истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstantin_nikolaevich_leontev.docx14.08 КБ

Предварительный просмотр:

Константин Николаевич Леонтьев –

неповторимо-индивидуальное явление.

Нужен особый вкус, чтобы полюбить и оценить его.

Н. Бердяев, русский философ,

Русская философия знает множество имен, однако есть те, кто стоит над ними, чье творчество стало основой отечественной мысли. Одним из таких столпов можно считать Константина Николаевича Леонтьева.  О нём писали Бердяев и Мережковский, Струве и Розанов.  Как и многих других великих ученых, жизни его не понимали и не смогли оценить по достоинству многие современники, хотя Константин Николаевич  был знаком с ключевыми мыслителями своего века - И. Тургеневым, В. Соловьёвым, Л. Толстым и многими другими. В наше время частота обращений отечественных публицистов и философов к леонтьевским тезисам объясняется текущим политическим контекстом и биполярной системой идеологических координат российской политики - «прозападный либерализм – суверенная демократия».  Особенно остро вопрос будущего всего славянского, равно как и мирового сообщества, а также перспективы развития российской государственности стоит сегодня, когда мир так близко подошел к порогу Третьей Мировой войны.

В последнее два десятка лет происходит второе, после эпохи Серебряного века, «открытие» К. Леонтьева. Наряду с многочисленными статьями, посвященными жизни и творчеству К. Леонтьева, вышло несколько монографий: А.Ф. Сивак «Константин Леонтьев», A.A. Корольков «Пророчества Константина Леонтьева» K.M. Долгов «Восхождение на Афон. Жизнь и миросозерцание Константина Леонтьева». Создан сайт, посвященный его творчеству и идеям, что говорит о высокой ценности его философской концепции у современных философов, историков и культурологов. Не меньшую ценность его работы представляют для литературоведов.

Идеи Леонтьевинтересны для изучения Он был одним из немногих философов, чьи прогнозы относительно социально-политического развития России оказались пророческими. По-видимому, в основе предвидения будущего России и Европы, тех тенденций их развития, которые, едва наметившись в XIX в., катастрофически разрослись в XX в., помимо дара прогнозирования Леонтьева, лежит разработанная им методология системного анализа.В главной работе К. Н. Леонтьева – «Восток, Россия и славянство» (1885–1886) – изложена его философия истории; центральное место в ней занимает формулировка «триединого закона развития», которому одинаково подчинены живые организмы, государства и культуры, процессы и явления. В своей эволюции они проходят три стадии:

«1) первоначальной простоты,

2) цветущего объединения и сложности

3) вторичного смесительного упрощения»

Европейский (германо-романский) мир, по Леонтьеву, как раз и достиг стадии упростительного смешения с его такими характерными чертами, как уравнительный (эгалитарный) прогресс, парламентская система, всеобщее избирательное право и т. п. Беспрерывный прогресс невозможен, а идеалы свободы, равенства, благоденствия не продолжают, а заканчивают прогресс. Славянство, поскольку оно тяготеет к быстрой европеизации, никак не должно быть в центре внимания российских интересов повсюду в Европе. Славянство есть, но нет «славизма», общей славянской объединительной идеи. Да ее и не может быть, поскольку различия, прежде всего религиозные, между славянами слишком велики. Среди них есть православные (русские, сербы, болгары), католики (поляки и хорваты), протестанты (чехи), мусульмане (боснийцы). Леонтьев считал, что России стоит сблизиться с Восточными странами, поскольку там период еще характеризуется  «цветущей сложностью».Но забывать о своих столпах неприемлемо, «византизм» должен сохраниться. В этом смысле Леонтьев  видит единственно возможный путь для России.

Есть ли у России шанс избежать гибельного увядания?  Как ученый он понимал, что упадок или даже гибель неотвратимы, поскольку подчинены природным законам и естественны. Более того, прогнозы Леонтьева сбывались так или иначе. Он неоднократно повторял, что был бы счастлив ошибиться в своих прогнозах относительно будущего России. "Боюсь, однако, – заключал он в письме к священнику Фуделю, – что я останусь правым. Боюсь, как бы история не оправдала меня". Однако, как истинный патриот, он пытался найти выход.

Исследование идей Леонтьева  можно рассматривать на уроке истории и проводить паралели, подтверждая или опровергая его точку зрения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учитель информатики – проводник новых идей и технологий

О роли учителей информатики и ИКТ в организации сетевого взаимодействия всех участников образовательного процесса...

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА Леонтьевой Марины Сергеевны

Информационно- коммуникационные технологии в обучении позволяют:- реализовать такую модель учебного процесса, которая дает возможность раскрыть и развить творческий потенциал учащихся, активизир...

Система работы учителя биологии Леонтьевой Марины Сергеевны МОУ Хорошенская ООШ Красноярского района Самарской области

Ведущей    идеей моей педагогической системыработы является формирование в процессе обучения через активизацию познавательной деятельности учащихся коммуникативных, социальных, информац...

Тест жизнестойкости (Методика С. Мадди, адаптация Д.А. Леонтьева).

     В каждой жизненной ситуации можно найти что-то хорошее, что поможет нам справиться с этой проблемой.   Жизнестойкость - система убеждений о себе, о мире, об отноше...

А.С. Роботова,Т.В. Леонтьева, Введение в педагогическую деятельность

Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ.высш. пед. учеб. заведений / А. С. Роботова, Т. В. Леонтьева, И. Г.Шапошникова и др.; Под ред. А. С. Роботовой. - М.: Издательский центр«...

Языковое портфолио как дидактический стимул для реализации идей педагогики сотрудничества в практике обучения иностранному языку Языковое портфолио как дидактический стимул для реализации идей педагогики сотрудничества в практике обучения иностранно

Создание дидактических условий для перехода от авторитарной к демократической модели педагогического общения в школе относится к одной из актуальнейших проблем современной языковой педагогики. Использ...