Шаг в профессию, или День на погружение!
проект
Материалы республиканского конкурса "Есть идея!"-2023 (номинация "Организация осознанного определения обучающихся в процессе профориентации")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_respublikanskiy_konkurs.docx | 28.56 КБ |
Предварительный просмотр:
ГАОУ РХ ДПО «Хакасский институт развития образования и повышения квалификации»
Республиканский конкурс «Есть идея!»
Номинация: «Организация осознанного самоопределения обучающихся в процессе профориентации»
Шаг в профессию, или День на погружение!
Авторы: учителя МБОУ «Гимназия» города Абакана
Иптышева Снежана Валерьевна,
Плеханова Елена Сергеевна,
Шамраева Оксана Викторовна
Абакан, 2023
- Описание выдвигаемой идеи
1 сентября 2022 года в День знаний в своем выступлении на открытом уроке «Разговоры о важном» Президент Российской Федерации Путин В.В. отметил важность ранней профессиональной ориентации и заверил, что в стране будет продолжаться работа над тем, чтобы у детей и подростков была возможность узнать больше о разных профессиях. Это важнейшее направление для того, чтобы помочь человеку выбрать для себя правильный путь. И там, если это состоится, его ждет успех.
В данном проекте мы рассматриваем профориентацию как технологию, которая позволит создать условия для изучения обучающимися собственных интересов и способствовать более раннему профессиональному самоопределению.
Идея: открытие профориентационной площадки на базе Муниципального центра одаренных детей города Абакана (при МБОУ «Гимназия») по реализации эффективных практик погружения в профессии через взаимодействие общеобразовательных организаций города Абакана.
Цель: Организация осознанного самоопределения обучающихся в процессе профориентации через систему «погружений» в результате создания сетевого взаимодействия школ города и бизнеса (фирм, заводов и не только).
Задачи:
- Формировать у обучающихся способности соотносить внешние характеристики людей с их профессией.
- Повысить уровень осознания специфики профессиональной деятельности того или иного человека.
- Получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения.
- Обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения.
- Развивать рефлексию.
Инновационность также заключается в выходе из «зоны комфорта» - профориентация - не должна реализовываться отдельно взятым педагогом или быть задачей отдельно взятой школы, это задача всей системы образования и государства в целом, а значит, нужен комплексный подход. Думай глобально, действуй локально!
- Обоснование значимости идеи для развития системы образования
Современное общество предъявляет повышенные требования к профессиональным компетенциям участников трудовых отношений: кратно возрастает ценность специалиста, способного к функциональной адаптации в различных сферах деятельности, умеющего самостоятельно проектировать и реализовывать свои образовательные и профессиональные знания, саморазвиваться на протяжении всей жизни.
Состояние проблем и перспектив занятости молодежи на сегодняшний день свидетельствуют о том, что представления школьников не совпадают с реальной ситуацией на рынке труда в городе, регионе, стране в целом.
Сегодня не оправдывают себя традиционные способы профориентации, суть которых заключается в эпизодических приглашениях специалистов в школу, классные часы и т.п. Нужен комплексный подход, именно «погружение» в разные профессии. Во время одной из встреч со школьниками Путин В.В. поделился с ребятами личной историей. Он вспомнил, как однажды его приятель, руководитель крупной клинике в Петербурге, показал ему процесс операции на открытом сердце. "Я понял, что хирургия - это не мое", - с улыбкой заметил президент. «Погружение» в профессию позволит сократить количество ребят, получивших профессию, но не ставших работать по ней, или не закончили получение профессионального образования вообще, разочаровавшись в своем выборе.
Работа по профориентации в школе в соответствии с программой воспитания (раздел Трудовое воспитание) заключается в осознанной готовности к получению профессионального образования, к непрерывному образованию в течение жизни как условию успешной профессиональной и общественной деятельности. Именно формирование универсальных качеств (развитие soft-skills) позволяет осуществлять сознательный профессиональный выбор, быть ответственными за свой самостоятельный выбор, быть профессионально мобильными.
Главная цель профессионального самоопределения заключается в постепенном формировании у школьника внутренней готовности к осознанному и самостоятельному осознанию своего места в обществе, а также корректировке и реализации перспектив своего развития.
Правильно выбранная профессия - это:
- возможность реализовать себя, развить свои таланты и способности;
- основа для уважения и самоуважения человека;
- основа материального благополучия и возможности иметь многое для собственного развития и удовлетворения;
- радость творчества.
- Механизмы реализации предлагаемой идеи
(содержание исходного теоретического положения)
Деятельность профориентационной площадки предполагает знакомство с миром профессий через проведение Дней погружения в профессию - концептуально новый формат профориентационной работы в школе.
В течение учебного года все общеобразовательные учреждения по графику на один день «погружают» обучающихся в одну профессию для всестороннего ознакомления с ней.
Отбор профессий для «погружения» будет осуществляться исходя из социального заказа (от родителей и обучающихся), а также с учетом рекомендаций Министерства образования и науки РФ (на основе опубликованных исследований на рынке труда) и Приказов Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования» (см. Приложение).
Посетителями Дней погружения станут обучающиеся разных общеобразовательных учреждений по запросу. Например, МБОУ «Гимназия» подготовила День погружения в профессию архитектора. В течение учебного года на этот День погружения будут приходить представители других общеобразовательных учреждений по предварительному согласованию. Таким образом, в течение учебного года большое количество обучающихся получат развернутую информацию по профессии архитектора.
Разработка сценария Дня погружения в профессию каждым общеобразовательным учреждением может осуществляться в свободном режиме, но необходимо соблюдать одно важное условие: гости Дня погружения должны получить полную содержательную информацию о той или иной профессии.
В конце учебного года (ориентировочно 4 неделя апреля) подводится итог в виде ключевого объединяющего мероприятия – Фестиваля ПрофГид - на базе Муниципального центра одаренных детей города Абакана. Все общеобразовательные учреждения, которые в течение учебного года приглашали на свои Дни погружения в профессию, предоставляют творческий отчет о проделанной работе (косплей, видеоролик, инфографика, лонгрид, пост-презентация, устный журнал, инсценировка и другое). Фестиваль ПрофГид станет традиционным праздничным финалом годовой работы по профориентации.
По итогам реализации идеи будет собран значительный методический материал, который можно будет транслировать не только в республике Хакасия, но и в других регионах.
Представленный проект универсален для тиражирования и может быть реализован в каждом учебном заведении, городе, регионе.
Технологичность проекта обеспечивается наличием разработанных сценариев Дней погружения в рамках деятельности профориентационной площадки.
Коллектив школы, реализовавшей «погружение» по одной профессии, с успехом повторит и по другой, ответит на вопросы коллег, даст рекомендации, как избежать возможных/возникших трудностей, какие моменты проработать более детально для максимизации полезности.
- Методы и средства реализации идеи
Одним из механизмов реализации пространства выбора является День погружения. «Погружение» как модель длительного занятия, в течение одного дня, всестороннего ознакомления с профессией.
В ходе этого Дня обучающиеся могут стать участниками этапов занятия
- Эмоциональное погружение в КИНОЗАЛЕ
«Погружение» в образ. Просмотр фрагментов художественных фильмов, документальной хроники с представлением ярких моментов жизни людей данной профессии.
- Встреча с представителями профессии
Предметное «погружение». Дискуссия «Люди в профессии - какие они?» или Пресс-конференция «Хочу все знать»
- Мастер-класс от профессионала «Высший пилотаж!»
Эвристические «погружения». Секреты в профессии от мастера
- Мастерская «Проба в профессии»
«Погружение» как средство коллективного или индивидуального способа обучения. Деловая игра, практикум по решению определенных задач в профессии.
- Литературная гостиная «Любимые книги читая, профессию мы выбираем»
«Погружение» в культуру. Книга интересно, доступно знакомит с миром профессиональной деятельности. Позволяет взглянуть на проблему профессионального самоопределения. Рассматривает факты влияния на выбор профессии.
- Тренинг «Хочу-могу-надо»
«Погружение» в сравнение. Помочь участникам на практике понять особенности осознанного выбора профессии.
Хочу – свое желание, Могу – свои возможности, способности, знания, состояние здоровья, Надо – потребности рынка.
- Презентация «Профессия мечты! Выбор пути обучения»
«Погружение» в информацию. Видео или устная (встреча с представителями профессиональных учебных заведений, студентами) презентация учебных учреждений, где можно получить обучение данной профессии. Наметить стратегию овладения выбранной профессии: с чего начинать карьеру, где учиться.
5. Прогнозируемые результаты
- Создание и апробация новых форм профориентации в школе
- Положительная динамика в профессиональном самоопределении обучающихся
- Развитие коммуникабельности, умения сотрудничать
- Создание широкого круга толерантного неформального общения
- Совершенствование образовательного пространства школы
- Воспитание у обучающихся интереса к познанию мира
- Позволит создать преемственность поколений
- Профессиональный рост педагогов школы
Инновационный проект позволит усилить развивающий потенциал социокультурной среды образовательной организации. Продукты, полученные в ходе инновационной деятельности, будут адресованы руководителям, педагогам образовательных организаций, а также родителям. Цифровой контент и методические разработки могут быть использованы в системе неформального повышения квалификации педагогов и в самообразовании родителей.
В результате реализации представленной идеи у обучающихся будет достаточный объем информации о профессиях и путях получения. Показателем достаточности в данном случае является ясное представление требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, возможностях карьерного роста, потребности общества в данных специалистах.
Обучающиеся смогут более осознанно осуществлять выбор профиля обучения, сократится количество «переходов» из одного профиля в другой.
Школьники будут проявлять самостоятельную активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание пробы своих сил в конкретных областях деятельности.
У обучающихся появится возможность создать план профессиональной самореализации от «пробы сил» в «погружениях» до максимальных баллов в профильных предметах не с целью поступить в ВУЗ, а как шаг в постижении мастерства выбранной профессии.
6. Необходимые условия для реализации идеи
Нормативные:
- план работы профориентационной площадки;
- график проведения Дней погружения;
- рекомендации по проведению Дня погружения;
- информационное обеспечение работы профориентационной площадки.
Необходимыми условиями успешной реализации идеи являются:
- согласование взглядов участников образовательных отношений – педагогов и родителей – на цели, задачи и ценности профессионального самоопределении;
- достаточный уровень владения педагогами, родителями компетентностями, необходимыми для организации осознанного самоопределения обучающихся;
- совместное участие в разработке и реализации дней «погружений» всеми участниками профориентационного процесса, и, в первую очередь, самих обучающихся.
Именно проработанность данной идеи с учетом современных реалий, возможностей школы и потребностей обучающихся позволит реализовать все поставленные задачи.
Наличие необходимых ресурсов
Ресурсное обеспечение:
- материально-техническое (помещение, оргтехника, реквизит);
-информационное (интернет-пространство для оповещения предполагаемой аудитории, освещения мероприятий и подведения итогов);
- методическое (на перспективу - создание единой методической базы для проведения Дней погружения: методические рекомендации, разработки, тематические лонгриды, сайты)
Кадровое обеспечение:
-профконсультанты - приглашенные состоявшиеся специалисты в профессии, которой посвящен День Погружения;
- учителя литературы, обществознания, технологии, информатики, МХК в качестве модераторов Дня погружения (и учителя других направлений – по необходимости);
- педагог-библиотекарь;
- социальные педагоги, психологи;
- родители;
- студенты профессиональных учебных заведений, представители студенческих сообществ.
Приложение
Топ-50 востребованных профессий
- Информационные технологии: архитектор мультиоблачных решений, нейро-информатик, инженер виртуальной и дополненной реальности, инженер-робототехник.
- Кибербезопасность: эксперт по защите персональных данных, специалист по анализу угроз, специалист по противодействию кибермошенничеству, специалист по кибербезопасности облачных сред, исследователь уязвимостей.
- Дизайн: дизайнер голосового интерфейса, дизайнер нейронных интерфейсов, дизайнер эмоционального опыта, UX-исследователь, продуктовый дизайнер.
- Маркетинг: цифровой маркетолог, нейро-маркетолог, форсайтер, консультант по электронному бизнесу.
- Agile: agile-коуч, scrum-мастер, владелец продукта.
- ESG: эксперт по работе с ESG-показателями, менеджер по ESG-трансформации, специалист по ESG-коммуникациям, специалист по климатическим вопросам компании.
- Финансы: дизайнер бизнес-моделей, аналитик выручки компании, финтех-эмбеддер, оценщик технологических инициатив, аналитик по процесс-майнингу, архитектор интегрированной отчетности.
- Здоровье: биоинформатик, биоэкономист, нейрореабилитолог, консультант по здоровому долголетию, менеджер индивидуальных медицинских программ.
- Юриспруденция: юрист в сфере IT, техноэтик, блокчейн-юрист, специалист по правовому регулированию в фармацевтике и биотехнологиях.
- Логистика: менеджер по логистике и планированию цепей поставок, цифровой логист.
- Урбанистика: экоурбанист, геоаналитик, специалист по транспортному развитию городов, менеджер местного сообщества.
- Менеджмент в сфере досуга: менеджер по формированию впечатлений, спортивный менеджер, менеджер по управлению доходом в индустрии гостеприимства и туризме, цифровой продюсер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговый урок по разделу "Работа с текстильными материалами". Тема: "Технология изготовления поясного изделия (брюк)" в форме игры-погружения в профессию.
Данный урок технологии (обслуживающего труда) предназначен для обобщения и систематизации ЗУН учащихся 8 классов по теме "Технология изготовления поясного изделия (брюк)". Позволяет в процессе "путеше...
«День погружения в школе как механизм реализации пространства выбора»
Одним из механизмов реализации пространства выбора является День погружения Существуют различные модели «погружения»:1. «Погружение» как модель интенсивного обучения с применением суггестивного в...
Тренинг с обучающимися 10 класса «Погружение в мир профессий»
Тренин с обучающимися 10 класса с целью изучения собственных интересов и способностей в выборе профессии...
Презентация по темам "Профессии" и "День труда в Америке"
Материал предназначен для учащихся 6-8 классов....
Авторская программа "Школа начинающего специалиста. Погружение в профессию"
Программа разработана с целью методической поддержки (сопровождения) молодых специалистов; обеспечения условий профессионального роста с учетом запросов, интересов, потребностей самого педагога, оказа...
Конструктор урока - погружения по английскому языку на тему " Один день семьи Глоу"
Предлагаю разработку урока , включающуя в себя и игры, и инсценировки, и пантомиму, и развитие устной речи (монолог, диалог) и повторение грамматическиго материала (Present Simple), и изучение н...