Шаг в профессию, или День на погружение!
проект

Иптышева Снежана Валерьевна

Материалы республиканского конкурса "Есть идея!"-2023 (номинация "Организация осознанного определения обучающихся в процессе профориентации")

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_respublikanskiy_konkurs.docx28.56 КБ

Предварительный просмотр:

ГАОУ РХ ДПО «Хакасский институт развития образования и повышения квалификации»

Республиканский конкурс «Есть идея!»

Номинация: «Организация осознанного самоопределения обучающихся в процессе профориентации»

Шаг в профессию, или День на погружение!

Авторы: учителя МБОУ «Гимназия» города Абакана

Иптышева Снежана Валерьевна,

Плеханова Елена Сергеевна,

Шамраева Оксана Викторовна

Абакан, 2023

  1. Описание выдвигаемой идеи

1 сентября 2022 года в День знаний в своем выступлении  на открытом уроке «Разговоры о важном» Президент Российской Федерации Путин В.В. отметил важность ранней профессиональной ориентации и заверил, что в стране будет продолжаться работа над тем, чтобы у детей и подростков была возможность узнать больше о разных профессиях. Это важнейшее направление для того, чтобы помочь человеку выбрать для себя правильный путь. И там, если это состоится, его ждет успех.

В данном проекте мы рассматриваем профориентацию как технологию, которая позволит создать условия для изучения обучающимися собственных интересов и способствовать более раннему профессиональному самоопределению.

Идея: открытие профориентационной площадки на базе Муниципального центра одаренных детей города Абакана (при МБОУ «Гимназия») по реализации эффективных практик погружения в профессии через взаимодействие общеобразовательных организаций города Абакана.

Цель: Организация осознанного самоопределения обучающихся в процессе профориентации через систему «погружений» в результате создания сетевого взаимодействия школ города и бизнеса (фирм, заводов и не только).

Задачи:

  • Формировать у обучающихся способности соотносить внешние характеристики людей с их профессией.
  • Повысить уровень осознания специфики профессиональной деятельности того или иного человека.
  • Получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения.
  • Обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения.
  • Развивать рефлексию.

Инновационность также заключается в выходе из «зоны комфорта» - профориентация - не должна реализовываться отдельно взятым педагогом или быть задачей отдельно взятой школы, это задача всей системы образования и государства в целом, а значит, нужен комплексный подход. Думай глобально, действуй локально!

  1. Обоснование значимости идеи для развития системы образования

Современное общество предъявляет повышенные требования к профессиональным компетенциям участников трудовых отношений: кратно возрастает ценность специалиста, способного к функциональной адаптации в различных сферах деятельности, умеющего самостоятельно проектировать и реализовывать свои образовательные и профессиональные знания, саморазвиваться на протяжении всей жизни.

Состояние проблем и перспектив занятости молодежи на сегодняшний день свидетельствуют о том, что представления школьников не совпадают с реальной ситуацией на рынке труда в городе, регионе, стране в целом.

Сегодня не оправдывают себя традиционные способы профориентации, суть которых заключается в эпизодических приглашениях специалистов в школу, классные часы и т.п. Нужен комплексный подход, именно «погружение» в разные профессии. Во время одной из встреч со школьниками Путин В.В. поделился с ребятами личной историей. Он вспомнил, как однажды его приятель, руководитель крупной клинике в Петербурге, показал ему процесс операции на открытом сердце. "Я понял, что хирургия - это не мое", - с улыбкой заметил президент. «Погружение» в профессию позволит сократить количество ребят, получивших профессию, но не ставших работать по ней, или не закончили получение профессионального образования вообще, разочаровавшись в своем выборе.

Работа по профориентации в школе в соответствии с программой воспитания (раздел Трудовое воспитание) заключается в осознанной готовности к получению профессионального образования, к непрерывному образованию в течение жизни как условию успешной профессиональной и общественной деятельности. Именно формирование универсальных качеств (развитие soft-skills) позволяет осуществлять сознательный профессиональный выбор, быть ответственными за свой самостоятельный выбор, быть профессионально мобильными.

Главная цель профессионального самоопределения заключается в постепенном формировании у школьника внутренней готовности к осознанному и самостоятельному осознанию своего места в обществе, а также корректировке и реализации перспектив своего развития.

Правильно выбранная профессия - это:

  • возможность реализовать себя, развить свои таланты и способности;
  • основа для уважения и самоуважения человека;
  • основа материального благополучия и возможности иметь многое для                                     собственного развития и удовлетворения;
  • радость творчества.

  1. Механизмы реализации предлагаемой идеи

                   (содержание исходного теоретического положения)

Деятельность профориентационной площадки предполагает знакомство с миром профессий через проведение Дней погружения в профессию -  концептуально новый формат профориентационной работы в школе.

В течение учебного года все общеобразовательные учреждения по графику на один день «погружают» обучающихся в одну профессию для всестороннего ознакомления с  ней.

Отбор профессий для «погружения» будет осуществляться исходя из социального заказа (от родителей и обучающихся), а также с учетом рекомендаций Министерства образования и науки РФ (на основе опубликованных исследований на рынке труда)  и Приказов Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования» (см. Приложение).

Посетителями Дней погружения станут обучающиеся разных общеобразовательных учреждений по запросу. Например, МБОУ «Гимназия» подготовила День погружения в профессию архитектора. В течение учебного года на этот День погружения будут приходить представители других общеобразовательных учреждений по предварительному согласованию. Таким образом, в течение учебного года большое количество обучающихся получат развернутую информацию по профессии архитектора.

Разработка сценария Дня погружения в профессию каждым общеобразовательным учреждением может осуществляться в свободном режиме, но необходимо соблюдать одно важное условие: гости Дня погружения должны получить полную содержательную информацию о той или иной профессии.

В конце учебного года (ориентировочно 4 неделя апреля) подводится итог в виде ключевого объединяющего мероприятия – Фестиваля ПрофГид - на базе Муниципального центра одаренных детей города Абакана. Все общеобразовательные учреждения, которые в течение учебного года приглашали на свои Дни погружения в профессию, предоставляют творческий отчет о проделанной работе (косплей, видеоролик, инфографика, лонгрид, пост-презентация, устный журнал, инсценировка и другое). Фестиваль ПрофГид станет традиционным праздничным финалом годовой работы по профориентации.

По итогам реализации идеи будет собран значительный методический материал, который можно будет транслировать не только в республике Хакасия, но и в других регионах.

Представленный проект универсален для тиражирования и может быть реализован в каждом учебном заведении, городе, регионе.

Технологичность проекта обеспечивается наличием разработанных сценариев Дней погружения в рамках деятельности профориентационной площадки.

Коллектив школы, реализовавшей «погружение» по одной профессии, с успехом повторит и по другой, ответит на вопросы коллег, даст рекомендации,  как избежать возможных/возникших трудностей, какие моменты проработать более детально для максимизации полезности.

  1. Методы и средства реализации идеи

Одним из механизмов реализации пространства выбора является День погружения. «Погружение» как модель длительного занятия, в течение одного дня, всестороннего ознакомления с  профессией.

В ходе этого Дня обучающиеся могут стать участниками этапов занятия

  • Эмоциональное погружение в КИНОЗАЛЕ

«Погружение» в образ. Просмотр фрагментов художественных фильмов, документальной хроники с представлением ярких моментов жизни людей данной профессии.

  • Встреча с представителями профессии

Предметное «погружение». Дискуссия «Люди в профессии - какие они?» или  Пресс-конференция «Хочу все знать»

  • Мастер-класс от профессионала «Высший пилотаж!»

Эвристические «погружения». Секреты в профессии от мастера

  • Мастерская «Проба в профессии»

«Погружение» как средство коллективного или индивидуального способа обучения. Деловая игра, практикум по решению определенных задач в профессии.

  • Литературная гостиная «Любимые книги читая, профессию мы выбираем»

«Погружение» в культуру. Книга интересно, доступно знакомит с миром профессиональной деятельности. Позволяет взглянуть на проблему профессионального самоопределения. Рассматривает факты влияния на выбор профессии.

  • Тренинг «Хочу-могу-надо»

«Погружение» в сравнение. Помочь участникам на практике понять особенности осознанного выбора профессии.

Хочу – свое желание, Могу – свои возможности, способности, знания, состояние здоровья, Надо – потребности рынка.

  • Презентация «Профессия мечты! Выбор пути обучения»

«Погружение» в информацию. Видео или устная (встреча с представителями профессиональных учебных заведений, студентами) презентация учебных учреждений, где можно получить обучение данной профессии. Наметить стратегию овладения выбранной профессии: с чего начинать карьеру, где учиться.

5. Прогнозируемые результаты

  • Создание и апробация новых форм профориентации в школе
  • Положительная динамика в профессиональном самоопределении обучающихся
  • Развитие коммуникабельности, умения сотрудничать
  • Создание широкого круга толерантного неформального общения
  • Совершенствование образовательного пространства школы
  • Воспитание у обучающихся интереса к познанию мира
  • Позволит создать преемственность поколений
  • Профессиональный рост педагогов школы

Инновационный проект позволит усилить развивающий потенциал социокультурной среды образовательной организации. Продукты, полученные в ходе инновационной деятельности, будут адресованы руководителям, педагогам образовательных организаций, а также родителям. Цифровой контент и методические разработки могут быть использованы в системе неформального повышения квалификации педагогов и в самообразовании родителей.

В результате реализации представленной идеи у обучающихся будет достаточный объем информации о профессиях и путях получения. Показателем достаточности в данном случае является ясное представление требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, возможностях карьерного роста, потребности общества в данных специалистах.

Обучающиеся смогут более осознанно осуществлять выбор профиля обучения, сократится количество «переходов» из одного профиля в другой.

Школьники будут проявлять самостоятельную активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание пробы своих сил в конкретных областях деятельности.

У обучающихся появится возможность создать план профессиональной самореализации от «пробы сил» в «погружениях» до максимальных баллов в профильных предметах не с целью поступить в ВУЗ, а как шаг в постижении мастерства выбранной профессии.

6. Необходимые условия для реализации идеи

Нормативные:

- план работы профориентационной площадки;

- график проведения Дней погружения;

- рекомендации по проведению Дня погружения;

- информационное обеспечение работы профориентационной площадки.

Необходимыми условиями успешной реализации идеи являются:

  • согласование взглядов участников образовательных отношений – педагогов и родителей – на цели, задачи и ценности профессионального самоопределении;
  • достаточный уровень владения педагогами, родителями компетентностями, необходимыми для организации осознанного самоопределения обучающихся;
  • совместное участие в разработке и реализации дней «погружений» всеми участниками профориентационного процесса, и, в первую очередь, самих обучающихся.

Именно проработанность данной идеи с учетом современных реалий, возможностей школы и потребностей обучающихся позволит реализовать все поставленные задачи.

Наличие необходимых ресурсов

Ресурсное обеспечение:

-  материально-техническое (помещение, оргтехника, реквизит);

-информационное (интернет-пространство для оповещения предполагаемой аудитории, освещения мероприятий и подведения итогов);

- методическое (на перспективу - создание единой методической базы для проведения Дней погружения: методические рекомендации, разработки, тематические лонгриды, сайты)

Кадровое обеспечение:

-профконсультанты  - приглашенные состоявшиеся специалисты в профессии, которой посвящен День Погружения;

- учителя литературы, обществознания, технологии, информатики, МХК в качестве модераторов Дня погружения  (и учителя других направлений – по необходимости);

- педагог-библиотекарь;

- социальные педагоги, психологи;

- родители;

- студенты профессиональных учебных заведений, представители студенческих сообществ.

Приложение

Топ-50 востребованных профессий

  • Информационные технологии: архитектор мультиоблачных решений, нейро-информатик, инженер виртуальной и дополненной реальности, инженер-робототехник.
  • Кибербезопасность: эксперт по защите персональных данных, специалист по анализу угроз, специалист по противодействию кибермошенничеству, специалист по кибербезопасности облачных сред, исследователь уязвимостей.
  • Дизайн: дизайнер голосового интерфейса, дизайнер нейронных интерфейсов, дизайнер эмоционального опыта, UX-исследователь, продуктовый дизайнер.
  • Маркетинг: цифровой маркетолог, нейро-маркетолог, форсайтер, консультант по электронному бизнесу.
  • Agile: agile-коуч, scrum-мастер, владелец продукта.
  • ESG: эксперт по работе с ESG-показателями, менеджер по ESG-трансформации, специалист по ESG-коммуникациям, специалист по климатическим вопросам компании.
  • Финансы: дизайнер бизнес-моделей, аналитик выручки компании, финтех-эмбеддер, оценщик технологических инициатив, аналитик по процесс-майнингу, архитектор интегрированной отчетности.
  • Здоровье: биоинформатик, биоэкономист, нейрореабилитолог, консультант по здоровому долголетию, менеджер индивидуальных медицинских программ.
  • Юриспруденция: юрист в сфере IT, техноэтик, блокчейн-юрист, специалист по правовому регулированию в фармацевтике и биотехнологиях.
  • Логистика: менеджер по логистике и планированию цепей поставок, цифровой логист.
  • Урбанистика: экоурбанист, геоаналитик, специалист по транспортному развитию городов, менеджер местного сообщества.
  • Менеджмент в сфере досуга: менеджер по формированию впечатлений, спортивный менеджер, менеджер по управлению доходом в индустрии гостеприимства и туризме, цифровой продюсер.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговый урок по разделу "Работа с текстильными материалами". Тема: "Технология изготовления поясного изделия (брюк)" в форме игры-погружения в профессию.

Данный урок технологии (обслуживающего труда) предназначен для обобщения и систематизации ЗУН учащихся 8 классов по теме "Технология изготовления поясного изделия (брюк)". Позволяет в процессе "путеше...

«День погружения в школе как механизм реализации пространства выбора»

Одним из механизмов реализации пространства выбора является День погружения Существуют различные модели «погружения»:1. «Погружение» как модель интенсивного обучения с применением суггестивного в...

Тренинг с обучающимися 10 класса «Погружение в мир профессий»

Тренин с обучающимися 10 класса с целью изучения  собственных интересов и способностей в выборе профессии...

Презентация по темам "Профессии" и "День труда в Америке"

Материал предназначен для учащихся 6-8 классов....

Авторская программа "Школа начинающего специалиста. Погружение в профессию"

Программа разработана с целью методической поддержки (сопровождения) молодых специалистов; обеспечения условий профессионального роста с учетом запросов, интересов, потребностей самого педагога, оказа...

Конструктор урока - погружения по английскому языку на тему " Один день семьи Глоу"

Предлагаю разработку урока , включающуя в себя и игры, и инсценировки, и пантомиму, и развитие устной речи (монолог, диалог) и повторение грамматическиго материала (Present Simple), и  изучение н...