Статья "Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ по литературе"
статья
В данной статье описан опыт работы по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по литературе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_konferentsii.doc | 93.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ по литературе
Тему своего выступления я выбрала неслучайно. В прошедшем учебном году мои ученики сдавали и ОГЭ и ЕГЭ по литературе, успешно сдали экзамен, и поэтому я решила поделиться опытом работы по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ.
Работу по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ начинаю, еще не зная, будет ли кто-то сдавать экзамен по предмету: Знакомлю весь класс с особенностями, содержанием и структурой ЕГЭ и ОГЭ по литературе, чтобы выпускники могли заблаговременно определиться с выбором, ведь успех на экзамене во многом зависит от того, насколько осознан это выбор, насколько ученик мотивирован в достижении высокого результата.
Единый государственный экзамен по литературе – это сложное испытание для выпускников. И чтобы его выдержать достойно, необходимо серьезно отнестись к подготовке к нему. Это испытание не только для учащихся, но и для учителя. Существует множество методик подготовки учащихся к ЕГЭ по литературе. На мой взгляд, используя опыт передовых учителей, методистов, необходимо искать свой собственный путь, разрабатывать свою систему подготовки к ЕГЭ по литературе.
У каждого учителя старших классов, чьи ученики выбрали литературу, возникает вопрос: с чего начать? Следует подчеркнуть, что подготовка начинается не в 10 классе, а гораздо ранее. Уже в среднем звене, начиная с пятого класса, учащиеся на уроках литературы знакомятся с художественными произведениями, с первыми теоретическими понятиями, работают над развитием своей речи. К девятому классу школьники имеют достаточно большой читательский опыт, знания по истории и теории литературы, владеют навыками анализа произведения. Но целенаправленно и осознанно учащиеся начинают готовиться к Единому государственному экзамену в 10-11 классах - на уроках, групповых и индивидуальных консультациях. Эффективным является также принцип преемственности: от ОГЭ к ЕГЭ. Учащиеся, сдававшие литературу в 9 классе, имеют фундамент, массив знаний, необходимых для получения высоких результатов в 11 классе.
Экзаменационная работа состоит из заданий базового уровня (1-4, 7-9), повышенного уровня (5.1/5.2, 6, 10.1/10.2, 11) и задания высокого уровня сложности (12.1/12.5). Первая часть проверяет умение определять элементы содержания и структуры прозаических (тематика, герои, события, особенности повествования) и поэтических (лирический герой, поэтическая интонация) произведений. Также выпускнику необходимо показать знание некоторых основных фактов историко-литературного процесса. Вторая часть работы требует написания полноформатного развернутого сочинения на литературную тему объёмом не мене 200 слов.
Первый шаг работы - знакомство со структурой контрольно-измерительных материалов ЕГЭ. Работая с демонстрационной версией, кодификатором, спецификацией КИМ, обучающие учатся отделять друг от друга структурные элементы, видеть разницу между вопросами базового, повышенного и высокого уровней сложности. Кроме того, объясняю учащимся принципиальные методические отличия развернутого ответа ограниченного объема (5-10 предложений) от ответа на проблемный вопрос в объеме не менее 200 слов, так как в этих заданиях разная логика, доказательная база, разные критерии оценивания. Второй важный шаг — знакомство с кодификатором (содержание ЕГЭ). В кодификаторе изложены требования к уровню подготовки учащихся и представлены списки художественных произведений, на основе которых составлены задания. Третий шаг - изучение критериев оценки ЕГЭ по заданиям. Знание и понимание учениками критериев оценки всех частей КИМ— важная часть подготовки к ЕГЭ.
Курс подготовки к ЕГЭ рассчитан на два года — 10, 11 классы. Очевидно, что при большом разнообразии заданий в КИМ необходимо разделить подготовку к экзамену на несколько этапов. Принцип распределения прост: от заданий базового уровня - к повышенному, а затем к заданию высокого уровня сложности (сочинению). В 10 классе стараюсь хорошо отработать задания с кратким ответом (1-4, 7-9) и сформировать навыки выполнения заданий 5.1/5.2, 6 (развёрнутый ответ ограниченного объёма). Всю работу 11 класса следует сосредоточить на сопоставительном анализе лирических произведений (задания 10.1/10.2-11) и большом сочинении (задание 12).
Педагогический опыт и результаты ЕГЭ показывают, что главное в учебной подготовке по предмету – хорошее знание текстов произведений, именно оно во многом определяет успешность на экзамене. Поэтому в начале 10 класса следует систематизировать знания учащихся, полученные в 9 классе: по творчеству поэтов и писателей XVIII века и первой половины XIX века, по изученным произведениям.
Следующий этап— повторение теоретико-литературных понятий, необходимых выпускнику для написания экзаменационной работы. Знание терминологии обязательно для выполнения всех заданий без исключения. Повторять литературоведческие термины можно по группам, зафиксированным в кодификаторе. В нем теоретико-литературные понятия даются в определённой системе. Сначала даются самые общие, которые касаются понятий о художественном образе, историко-литературном процессе, литературном направлении, роде, жанре. Затем, которые касаются содержания произведения: тема, идея, проблема, авторская позиция и т.д. Следующая группа понятий связана с особенностями формы произведения: композиция, сюжет, фабула и т.д. Ещё одна группа понятий, связанных с языком художественного произведения, особенностями стихотворной речи. После повторения понятий предлагаю обучающимся терминологические диктанты по указанным категориям понятий.
Третий этап—обучение выполнению заданий с кратким ответом. При этом использую литературу, содержащую типовые задания ЕГЭ.
В 10 классе обязательно надо начать подготовку по выполнению заданий с развёрнутым ответом с объёмом 5 — 10 предложений с целью подготовить базу для большого сочинения (задание № 12).
Ответ на вопрос в заданиях 5.1/5.2, 6, 10.1/10.2,11 должен быть кратким и точным. Композиционно он выстраивается так: тезис, аргументы (привлечение примеров из текста, цитаты), вывод. Чтобы ответ был полным и глубоким по содержанию, выпускник должен хорошо знать и понимать всё произведение и при необходимости мог обратиться к другим примерам из текста.
Следует отметить, что к выполнению заданий подобного типа учащихся надо готовить с пятого класса. При изучении произведений, помимо больших итоговых сочинений, полезно учащимся задавать конкретные вопросы по тексту произведения, учить их кратко и лаконично, в указанном объёме, отвечать на них в письменной форме.
Задания № 6, 11, на мой взгляд, одни из самых сложных. Это объясняется тем, что в небольшом в объёме (всего 5-10 предложений) необходимо дать развёрнутый ответ, включающий в себя не только понимание исходного произведения, но и умение вписать его в литературный контекст, показать литературные связи и сопоставить в заданном направлении с двумя другими произведениями. Например, «В каких произведениях русской литературы есть сцены ожидания дуэли и в чём их можно сопоставить с приведённым фрагментом из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин?» Экзаменуемый должен ответить на вопрос, указать два произведения и их авторов, обосновать свой выбор и сопоставить эти произведения с предложенным текстом в заданном направлении. В одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст. Для выполнения задания необходима подготовительная работа: нужно вспомнить произведения, в которых авторы для характеристики героев используют сцены ожидания дуэли, составить список таких произведений.
Задание № 10.1/10.2 содержат вопрос по лирическому произведению. Этот тип заданий имеет особую сложность. Анализ лирического стихотворения дается ученикам намного сложнее, чем анализ отрывка из эпического или драматического произведения. Связано это со спецификой стихотворного текста (сложная образность, символичность, ассоциативность). Считаю, что в школьной практике необходимо развивать навыки анализа лирического стихотворения в средних классах, поэтому уже с 5 класса предлагаю детям план анализа лирического произведения, постепенно дополняя и усложняя его.
Полагаю, что учащиеся, выбравшие литературу для экзамена, под руководством учителя должны уделить анализу лирического произведения большое внимание, особенно теории стихосложения. Анализ стихотворения требует от ученика глубоких знаний, умения чувствовать слово, понимать смысл стихотворения, умения выражать свои мысли письменно. Нельзя пренебрегать и заучиванием стихотворений. Это обязательно пригодится на ЕГЭ.
На этом этапе работы для дальнейшей подготовки к сопоставительному анализу выделяем с учащимися стихотворения одного автора в отдельные тематические блоки. Например, «Тема поэта и роли поэзии» в лирике М.Ю. Лермонтова: «Смерть поэта», «Пророк», «Поэт», «Кинжал» и т.д. А также составляем тематические блоки по творчеству разных поэтов («Философская лирика Пушкина, Лермонтова, Тютчева и др.)
При организации повторения изученного ранее материала учитываю, что 10 класс – важный период в изучении литературы, так как содержание учебного материала – русская литература XIX века – играет особую роль в формировании русской национальной культуры. Центральное место в программе занимают эпические произведения, причем больше всего изучается проза: повесть, роман, роман-эпопея. Стремлюсь к тому, чтобы заинтересовать учеников предстоящим изучением произведения, чтобы оно было прочитано не отдельными главами, а полностью.
На мой взгляд, уровень глубины постижения учеником литературного произведения проявляется при выполнении заданий, требующих связного речевого высказывания на литературную тему, в частности – в ответах на проблемные вопросы. Поэтому, после изучения произведений предлагаю учащимся темы сочинений обобщающего или сопоставительного характера. Такие, как: «Образ Петербурга в творчестве А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского», «Женские образы в романе И. А. Гончарова «Обломов», «Обломов и Штольц. Сравнительная характеристика», « «Вечные ценности в понимании героев Л. Н. Толстого».
В 11 классе продолжаем подготовку к ЕГЭ. Главной задачей на этом этапе является подготовка обучающихся к выполнению заданий 11 и 12 (12.1 — 12.5).
Значительное место в программе 11 класса занимает поэзия. Поэтому целесообразно задание № 11 отрабатывать именно в 11 классе. Это задание повышенного уровня сложности. Оно требуют краткого связного ответа в объеме 5–10 предложений и является своеобразным итогом работы с текстом лирического произведения. Указание на объём условно; оценка ответа зависит от его содержательности. Задания этого типа по существу представляют собой проблемный вопрос, который связан с конкретным произведением и при этом нацеливает на рассмотрение художественного текста в определенном литературном контексте. Выполняя задания 11, выпускник самостоятельно подбирает для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст). Ответ необходимо аргументировать, опираясь на текст произведения, учитывая авторскую позицию. Формулировки заданий можно разбить на два типа:
1.Задание состоит из двух частей. Первая относится к самому произведению, а вторая проверяет умение сопоставлять литературные явления, находить тематические, образные параллели. Например: «Каков философский смысл стихотворения М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу...» и кто из русских поэтов следовал лермонтовской традиции в изображении природы и человека?»
2. Другой тип задания требует назвать авторов и произведения, соотносящиеся с проанализированным текстом тематически, образно, эмоционально, а далее самостоятельно обосновать выявленные параллели. Например: «Каким русским поэтам близок С.А. Есенин своим отношением к Родине? С.А. Есенин. «Спит ковыль. Равнина дорогая…» (Приведите 2 примера стихотворений и обоснуйте свой выбор).
Конечно, в центре внимания учителя в 11 классе — большое сочинение (12.1-12.5) Оно представляет собой полноформатное развернутое высказывание на тему, связанную с литературным произведением. Это задание высокого уровня сложности. Следует учитывать, что у выпускника на экзамене не будет текста произведения, а само задание является более сложным, представляя собой проблемный вопрос, требующий достаточно подробного и аргументированного ответа. Для того чтобы успешно выполнить задание 12, необходимо учитывать специфику экзаменационного сочинения в формате ЕГЭ, что отражается в критериях его оценки. Среди пяти критериев главным является Критерий 1 «Соответствие сочинения теме и её раскрытие». В соответствии с этим критерием оцениваются глубина и самостоятельность понимания проблемы, сформулированной в теме сочинения. То есть необходимо не только выдвинуть основной тезис, но и привести аргументы, которые подтверждаются примерами, ссылками на текст. Такая работа требует тщательного обдумывания не только того, что доказывать в сочинении, но и как выстраивать систему доказательств.
ОГЭ по литературе
Экзамены по выбору в 9 классе — головная боль для многих учителей. Часть ребят выбирает легкие предметы, другая — любимые, а третьи — перспективные. Часто и первому, и второму, и третьему условию удовлетворяет ОГЭ по литературе.
Чтобы подготовить учащихся к ОГЭ по литературе, следую определенной последовательности действий.
Во-первых, начинаю с изучения теории литературы и стратегии написания сочинения. Важно помнить, что любое сочинение должно раскрывать минимум два аспекта темы: даже маленькое.
Во-вторых, иду последовательно по кодификатору: начиная от Древней Руси до Новейшего времени. Считаю, что нельзя пропускать ни одного произведения, пренебрегать произведениями по выбору, прочитать два-три из них ребятам также стоит
В-третьих, закрепляем на практике каждое изученное произведение: прорешиваем тесты и обязательно пишем сочинения. Темы беру как на Решу.ОГЭ, так и в открытом банке заданий ФИПИ.
Также делаю упор на все пять сочинений: закрепляем каждое прочитанное произведение решением задания каждого вида. Также решаем с ребятами варианты на время. В литературе это особенно важно, ведь экзамен состоит полностью из развернутых ответов. Пишите сочинения по каждой теме, выделив больше всего времени на задание №5,
Чтобы подготовить учащихся к ОГЭ по литературе на «отлично», нужно, на мой взгляд последовательно освоить восемь тематических блоков.
- Теоретико-литературные понятия — необходимо изучить основные термины, такие как жанр, род, направление, стихотворные размеры, тропы, звукопись и некоторые синтаксические средства, а также понимать разницу между ними.
- Фольклор — проверяется знание особенностей устного народного творчества, сюжетов нескольких сказок и былин.
- Древнерусская литература — требуется подробно разобрать «Слово о полку Игореве», а также три других разножанровых произведения этого периода.
- Литература XVIII века — это проверка знания особенностей творчества и основных произведений М.В. Ломоносова, Д.И. Фонвизина, Г.Р. Державина и Н.М. Карамзина.
- Литература первой половины XIX века — это «Золотой век» русской поэзии, среди представителей которых нужно изучить И.А. Крылова, В.А. Жуковского, А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя.
- Литература второй половины XIX века — это блок, для рассмотрения тем которого нужно ознакомиться с творчеством (малыми жанровыми формами) А.Н. Островского, И.С. Тургенева, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова.
- Литература ХХ-ХХI века — нужно посмотреть материалы для подготовки к ОГЭ по литературе по И.А. Бунину, В.В. Маяковскому, С.А. Есенину, А.А. Блоку, М.А. Шолохову, А.Т. Твардовскому, В.М. Шукшину; также стоит ознакомиться творчеством поэтов-шестидесятников, прозой конца прошлого века и начала этого.
- Зарубежная литература — чтобы подготовиться к ОГЭ по литературе на высокий балл, нельзя пренебрегать и зарубежными авторами (Гомер, У. Шекспир, Ж.-Б. Мольер, И.В. Гете).
Подготовиться к ОГЭ по литературе помогают демоверсия, кодификатор и спецификация, опубликованные на сайте ФИПИ.
Найти темы сочинений и другие практические материалы для подготовки к ОГЭ по литературе можно в открытом банке заданий также на сайте ФИПИ.
Также можно использовать дополнительные пособия:
- литература в схемах и таблицах Е. Хадыко и Е. Титаренко,
- типовые варианты от разработчиков (Л.В. Новикова) и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по литературе: «Путешествие в страну Литературию» (обобщающая игра по курсу литературы 5 класса)
Внеклассное занятие является заключительным при узучении литературы 5 класса. Призвано обобщить изученный материал, систематизировать знания и умения обучающихся....
Контроль знаний по литературе учащегося 8 класса по темам: " Русская литература и история.Устное народное творчество.Из древнерусской литературы".
Данная конрольная работа составлена по разделам учебника-хрестоматии В.Я. Коровиной: " Русская литература и история", "Устное народное творчество", "Из древнерусской литературы". Эта разработка позвол...
Методические разработки: КТД, уроки литературы "Пейзаж и его функции в романе", "САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В КУРСЕ ЛИТЕРАТУРЫ И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ - ОСНОВНОЙ МЕТОД ПОЛУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА", программа УНТ
Вашему вниманию предлагаются методические разработки урока и коллективного творческого дела, проводимые в ГБОУ СПО "Старицкий колледж" и за его пределами;а также в...
Статья "Формирование устойчивого нравственного поведения на уроках русского языка и литературы". Разработка урока литературы литературы в 8 классе.
Преподавание русского языка. Новые компетенции в условиях ФГОС....
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе. Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе.
Бинарный обобщающий урок литература, родная литература и ненецкий язык на тему «Ненецкая сказка «Лабтэйко». Цели урока:- расширить представления о мире сказок;- пока...
План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"
План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...