проект "Зимующие птицы"
проект

Супонина Ольга Николаевна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение 

«Детский сад №22 «Город Детства»

 

 

 

 

 

ПРОЕКТ «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

для детей старшей группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовили и провели:

Супонина О,Н

Продолжительность проекта: 2 недели.

Тип проекта:  познавательный

Вид проекта: групповой.        

Возраст детей: старшая группа

Период выполнения: с 12.01.2022 по 26.02.2022 года.

Участники проекта: дети группы, родители, воспитатели.                                                                                                                                                     

 

Актуальность.  В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в дошкольном возрасте происходит становление человеческой личности, формирование начала экологической культуры. Поэтому очень важно пробудить в детях интерес к живой природе, любовь и бережное отношение к ней.

   С приходом зимы, перелётные птицы улетели в тёплые края, а те, что остались, вынуждены искать себе корм сами. Мы с ребятами решили узнать: кто остаётся зимовать вместе с нами, хватает ли им еды с приходом холодов или потребность в ней возрастает.

    У малышей недостаточно информации о том, кто такие зимующие птицы и почему их так называют, не сформированы навыки оказания помощи птицам.

    Задача взрослых  - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, желание узнавать новое об их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц  зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем нужно кормить птиц зимой. 

В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы, научить оказывать посильную помощь нашим пернатым друзьям.

 

Цель:  Сформировать у дошкольников  общие представления  о зимующих птицах нашего края, об их образе жизни,  характерных признаках и  связи с окружающей средой, о роли человека в жизни птиц.

 

 Задачи:      Сформировать у детей представлений о том, кто такие зимующие птицы, о внешнем виде, повадках, пользе в природе.  Обучить умению узнавать пернатых по внешнему виду, по голосу и описанию.  Обогатить словарный запас детей. Расширять кругозор. Активизировать познавательную деятельность малышей. Способствовать развитию конструктивных, художественно-творческих умений и навыков; памяти, речи детей; мелкой моторики рук. Воспитывать бережное отношение к природным объектам, заботливому отношению к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях. 

 

Материал: Иллюстрации с изображением зимующих птиц; маски для подвижных игр; художественная литература по теме проекта, аудиозапись «Голоса птиц» ИКТ.

 

Предварительная работа:                                                                                                                                                         1. Подбор методической литературы по теме.                                                                                                        2. Подбор художественной литературы для чтения детям.                                                                                          3. Подбор дидактического материала, подвижных игр, наглядного пособия (альбомы для рассматривания,  иллюстрации, мультфильмы, аудиозаписи голосов птиц)                                                                                                                                                                   4. Изготовление масок для проведения подвижных игр.

5. Составление перспективного плана.

 

Формы реализации проекта:                                                                                                                                                      • занятия (по краеведению, рисованию, лепке, аппликации, чтению  художественной литературы);                                                                                                                                              • беседы; 

• отгадывание загадок о птицах.

• наблюдения на прогулке;

• пальчиковая гимнастика;                                                                                                                                              • рассматривание иллюстраций;  

• раскрашивание картинок;

• дидактические игры;

• подвижные игры;

• просмотр мультфильмов;    

• прослушивание аудиозаписи (голоса птиц);                                                                                                                                         

• работа с родителями;

• оформление коллективной работы.

Продукт проектной деятельности – Создание  коллективной работы в технике рисования и аппликации   по теме «Покормите птиц зимой».

Предполагаемый результат:

   В ходе реализации проекта в группе созданы необходимые условия по формированию представлений о  зимующих птицах, у детей сформирована система знаний о зимующих птицах и их детёнышей, появится желание помогать пернатым в зимнее время. Установлены причинно-следственные связи между образом жизни птиц и средой обитания. Расширен кругозор, сформирована познавательная активность. Развиты любознательность и творческие способности малышей. Пополнится развивающая среда.

    У детей формируется  чувство ответственности и заботы за птиц.

 

Этапы работы над проектом:

1. Подготовительный этап:

Составление плана совместной работы с детьми и родителями по теме проекта:

Воспитатели:  Разработка методических материалов.

Подбор оборудования для занятий, бесед, игр.

Подготовка атрибутов для проведения игр, НОД.

Подготовка консультации для родителей.

Сотрудничество с родителями: привлечь родителей к более тесному сотрудничеству в проектной деятельности:

- к подбору фотографий, иллюстраций, стихов, загадок о зимующих птицах;

- фотоотчет «Мы кормим птиц зимой».

 

2. Основной этап:

Мероприятия по работе с детьми:

• Беседы: «Кто такие зимующие птицы?», «Как живут наши пернатые друзья зимой?»,

«Какую пользу приносят птицы».

• Чтение художественной литературы (стихотворения В. Берестов «Воробушки», Ю.Марова «Кормушка», А.Прокофьев «Снегирь», разучивание А.Я.Яшин «Покормите птиц зимой»,  рассказов: И.Тургенева «Воробей», С. Маршак «Где обедал воробей?», М.Горького «Воробьишко»).

• Рассматривание иллюстраций «Зимующие птицы».

• Отгадывание загадок о зимующих птицах.

• Занятие по краеведению «Зимующие птицы нашего города».

• Занятие по рисованию нетрадиционной техникой – ладошкой  «Птицы».

• Занятие по аппликации «Птичка - невеличка» (Воробышек).

• Занятие по лепке «Воробушки».

• Наблюдения во время  прогулки за прилетевшими птицами на участок детского сада. 

• Пальчиковая гимнастика по теме «Зимующие птицы» - «Мы кормушку смастерили», «Сорока - белобока».

• Дидактические игры: «Какие голоса подают птицы», «Назови ласково», «Скажи наоборот», «Один - много», «Подскажи словечко», «Назови и покажи зимующих птиц».

• Раскрашивание раскрасок  «Красногрудые птахи», «Птицы на участке».

• Просмотр мультфильма «Высокая горка».

• Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц».

• Подвижные игры: «Воробышки и автомобиль», «Птички в гнёздышках», «Воробышки и кот».   

 

Мероприятия по работе с родителями:

Рекомендации родителям по прочтению художественной литературы по теме проекта.

Оформление папки - передвижки «15 января – день зимующих птиц», памятки для родителей «Покормите птиц зимой».

Акция «Покормите птиц зимой!» (сделать фотографию и принести в детский сад).

Беседы с родителями о необходимости привития детям желания и умения заботиться о братьях наших меньших – пернатых, учить любить птиц.

Работа родителей и детей – сбор корма для птиц.

 

3. Заключительный этап:

- Проведение Акции «Покормите птиц зимой» и фотовыставки по окончанию акции.                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

- Создание коллективной работы с детьми.

     В рамках акции «Покормите птиц зимой» проведена работа по экологическому  воспитанию, познавательно речевому, социально-коммуникативному, художественно-эстетическому развитию  воспитанников.

    У детей был выражен положительный эмоциональный настрой во время проведения  мероприятий. Проведена работа по сплочению отношений воспитанников, педагогов и родителей.

 

Ожидаемые результаты:

Для детей:

• Развит познавательный интерес к братьям нашим меньшим - птицам.

• Даны представления о внешнем виде птиц, о поведении, о том, чем они питаются, какую пользу приносят.

• Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.

• Воспитано чувство  любви и бережного отношения к птицам.

Для педагогов:

• В групповом помещении пополнилась развивающая среда атрибутами для игр, дидактическими играми, создана картотека стихов, загадок по теме проекта.

• Внедрение инновационных технологий и новых форм работы с детьми.

• Повышение теоретического и профессионального уровня педагога через овладение методом  проекта в работе с детьми.

Для родителей:

• Просвещение родителей по теме проекта (передача им необходимой информации по тому или иному вопросу - индивидуальные и групповые консультации ...).                                           

• Родители и дети приняли активное участие в оказании помощи пернатым в трудное зимнее время.

• Совместная продуктивная деятельность родителей и детей (принятие участия в акции «Покормите птиц зимой» и в фотовыставке, наблюдение за птицами вне детского сада).

• Укрепление детско-родительских отношений, выявление и развитие творческих способностей детей и родителей.

                    

Вывод:

  • В результате проведения данного проекта «Зимующие птицы», у родителей и детей появилась заинтересованность в совместной деятельности.
  • Созданы благоприятные условия для формирования у младших дошкольников целостного представления о жизни зимующих птиц, об их значении для природы в целом и для человека, о правилах подкормки.
  • Проявляется интерес к окружающему миру, что находит отражение в детских играх, поделках, рассказах.
  • Были созданы условия для развития у детей любознательности и творческих способностей.
  • Закрепляется навык работы с карандашами, красками, пластилином,  развивается мелкая моторика через разные виды деятельности с детьми.
  • Воспитывается чувство любви и бережного отношения к природе и ко всему живому.
  • Через исследовательско - творческую деятельность дети решают поставленную задачу, представляя решение в виде коллективной работы.

Продукт проектной деятельности – В итоге работы над проектом у нас получилось 2 продукта: Создание  коллективной работы с детьми в технике рисования и аппликации   по теме «Покормите птиц зимой»; совместно с родителями создана фотовыставка «Мы кормим птиц зимой».

 

 

Приложение 1

 

Беседа: «Кто такие зимующие птицы?».

Задачи: Формирование представлений о зимующих птицах, их внешнем виде, образе жизни и повадках. Уточнение и расширение словаря по теме: птица, голова, крыло, хвост, клюв, синица, снегирь, ворона, воробей, сорока, голубь, летает, прыгает, клюёт. Учить узнавать пернатых по внешнему виду. Развитие связной речи. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Материал: иллюстрации с изображением зимующих птиц (воробей, голубь, ворона, сорока; снегирь, синица); мнемотаблица «Расскажи о птицах»; таблица «Строение птиц».

 

Ход беседы. Дети садятся полукругом.

- Ребята, каких птиц вы знаете?

- А кто такие зимующие птицы?

- Почему их так называют?

- Хотите узнать?

Наступают холода. Птицы улетают в тёплые края.  Те птицы, которые остаются у нас зимовать или прилетают к нам с севера, называют – зимующими.

- Каких птиц зимой в нашем крае вы видели?– это голуби, воробьи, сороки, вороны …

Зимой в городе можно увидеть таких лесных обитателей, как снегири, свиристели, совы. В холодное время года им всё труднее и труднее добывать себе пропитание. Поэтому они перебираются ближе к человеку.

- Скажите, что общего у всех этих птиц? (у них есть голова, клюв, шея, туловище, крылья, ноги, хвост).

Молодцы!

  • Давайте рассмотрим воробья. (Составляют план описания птиц - мнемотаблицу).

- Что вы можете про него сказать?

- Какого цвета оперенье?  ЦВЕТ.

- Что у него есть? (голова,…)  ЧАСТИ ТЕЛА.

- Где она обитает?  (под крышей)  ДУПЛО.

- Чем питается?  СЕМЕНА, ЯГОДЫ.

- Назови её птенца?  ПТЕНЕЦ.

- Как люди помогают птицам зимой?  ЧЕЛОВЕК, КОРМУШКА

 

Физминутка «Птички»

Птички прыгают, летают           Дети прыгают
Крошки птички собирают.       «клюют»
Пёрышки почистили,
Клювики почистили                  изображают
Птички летают, поют                машут руками
Зёрнышки клюют                      наклоняются
Дальше полетели
И на место сели                         «улетают», садятся

 

Молодцы, отдохнули, а теперь приготовили ушки и внимательно слушаем.

                               

Обобщение ответов детей: Тело воробья покрыто перьями, серого и коричневого цвета. У него есть голова, шея, клюв, туловище, хвостик, ножки и крылышки. Живёт под крышей домов.  Воробей может летать, прыгать, чирикать, сидеть. Питается насекомыми, крошками, зёрнами, семенами. Он друг человека, потому что поедает вредных насекомых. Значит, приносит пользу.

 

  • Обратите внимание на эту иллюстрацию (Рассматривают иллюстрацию с изображением голубя).

- Вы узнали кто это?

Предлагаю рассмотреть голубя и рассказать о нём (работают по плану составленному выше).

 

Голубь больше воробья. Тело покрыто перьями, серо-голубого цвета. У него есть голова, шея, клюв, туловище, хвостик, ножки и крылышки. Живёт под крышей домов, в парках.  Голубь может летать, прыгать, ворковать, сидеть. Питается ягодами, крошками, семенами.

 

Итоги: - Ребята, почему воробушки, воробьи, вороны не улетают от нас в тёплые края? (они остаются зимовать)

- Как называют таких птиц?

Молодцы! Вы очень хорошо сегодня работали. Каждому из вас птички принесли подарок (раскраска с изображением птиц).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Беседа: «Как живут наши пернатые друзья зимой?»

Задачи: Расширение  представлений о зимующих птицах, их образе жизни.

Учить детей правильно их подкармливать. Воспитание заботливого отношения к птицам.

Материал: иллюстрации с изображением зимующих птиц (воробей, снегирь, синица);

Карточки с загадками про птиц.

Ход беседы: Дети входят в украшенный зал, садятся на стульчики полукругом.

Рассказ воспитателя: С наступлением холодов естественный корм для птиц становится недоступным. Им негде взять еды и они не могут пережить зиму, многие из них погибают.

- Как вы думаете: чем мы можем помочь птицам? (сделать кормушки)

 Правильно, чтобы зимой помочь птицам пережить трудное для них время, надо сделать кормушки  (выставляем кормушку сделанную папой Вовы М.) и регулярно насыпать туда зёрна, крупу, хлебные крошки.

- А любые крошки кушают птицы? (нет, только от белого хлеба, крошить мелко)

- А почему, как вы думаете? (чёрный хлеб киснет у них в зобу и не переваривается, особенно зимой)

Отгадай те загадку,  про кого мы буде говорить: 

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.

- Кто догадался, про кого загадка? – Кто это? (правильно, синичка, садим на кормушку)

  • Синички очень любят кусочки не солёного сала. Она очень прожорлива. Съедает столько зерна и крошек, сколько сама весит. Тем самым она приносит пользу природе, поедая вредных насекомых летом. А зимой в солнечный денёк радует нас своей весёлой песенкой в знак благодарности за корм.

 

- Угадайте, кто следующий?

Птичка – невеличка

Ножки имеет,

А ходить не умеет.

Хочет сделать шажок –

Получается прыжок.

- Кто это?    (правильно, воробышек, садим на кормушку)

  • Воробушек очень маленькая и проворная птичка. Очень прожорливая. Зимой, в холодную пору, они сидят, плотно прижавшись, друг к другу, нахохлившись. Им тоже голодно, поэтому необходимо их тоже подкармливать.

- Чем будем их подкармливать? (крупой – овёс, пшено; семечки;)

 

Физминутка «Скачет шустрая синица» (А. Барто) 

Скачет шустрая синица,           Прыжки на месте на двух ногах.
Ей на месте не сидится,            Прыжки на месте на левой ноге
Прыг-скок, прыг-скок,              Прыжки на месте на правой ноге. 
Завертелась, как волчок.          Кружимся на месте. 
Вот присела на минутку,         Присели. 
Почесала клювом грудку,       Встали, наклоны головы влево - вправо. 
И с дорожки — на плетень,    Прыжки на месте на левой ноге
Тири - тири,                              Прыжки на месте на правой ноге.
Тень-тень-тень!                        Прыжки на месте на двух ногах.
 

- А это кто?

Чернокрылый,

Красногрудый

И зимой найдёт приют.

Не боится он простуды

- С первым снегом

Тут как тут!

- Кто это?  (снегирь, правильно, садим на кормушку)

 Молодцы!

  • Снегирь – одна из заметных птиц наших лесов. Они собираются в небольшие стайки и так зимуют в лесах, парках городов. Питаются растительной пищей – семенами деревьев, их почками, побегами, редко насекомыми. А зимой этого нет. Зимой они питаются ягодами рябины. Когда наступают сильные морозы, снегири  вынуждены перебираться поближе к человеческому жилью.

- Почему?

Обобщение ответов детей:  Все птицы собираются около жилья человека, где легче найти пропитание. Они держатся стайками, перелетают с места на место в поисках пищи.  Зима страшна для них не холодом, а голодом. Поэтому необходимо заботиться о них - вывешивать кормушки и регулярно насыпать туда корм. Чем разнообразнее будет корм, тем больше разных птиц прилетит к кормушке.

- А чем можно кормить птах?

- Что мы насыпим в кормушку для птичек?

Можно:

  • Семена подсолнечника, арбуза, тыквы, дыни;
  • Просо, овёс;
  • Свежие фрукты, ягоды кусочками;
  • Не солёное сало.

Нельзя:

  • Пшено;
  • Чёрный хлеб;
  • Жареное и солёное.

 

Итоги: - Почему зимой птицы  держатся около наших домов? (Нет пропитания, трудно добывать себе пищу)

- Легко ли им добывать себе зимой корм?

- Чем будем кормить птиц? (Семенами, зёрном, крошками сухого белого хлеба)

Вы очень внимательно слушали, правильно отвечали, много узнали. Молодцы!

Просьба: вместе с мамами и папами сходить на прогулку и там покормить птичек, так как им негде взять еды. 

 

Беседа: «Какую пользу приносят птицы».

Задачи: Формирование представлений о пользе птиц, их значимости для человека и природы. Закрепление обобщающего понятия «Птицы». Развитие речи детей, как средства общения. Воспитание любви и заботливого отношения к птицам.

Материал: Иллюстрации с изображение птиц.

Ход беседы: I Орг. момент.  Дети садятся вокруг большого стола, где разложены иллюстрации с изображение птиц.

II. Новый материал.     

- Каких зимующих птиц вы знаете? (ответы детей)

- Вспомните, почему их так называют?

- Какие птицы прилетают к нам зимовать? (снегирь, синица)

1. Сообщение темы.

Сегодня мы с вами узнаем, какую пользу приносят птицы природе и человеку.

2. Рассказ педагога о судьбе птиц.

Во время сильных метелей и морозов многие птицы погибают от голода, особенно в конце зимы. Если мы будем постоянно подкармливать пернатых в наших кормушках, то, скорее всего, они будут снова и снова возвращаться к нам. А об их пользе, я думаю, вы знаете.

- Какую пользу приносят птицы людям и природе? (Ответы детей)

   Птицы не только летом, но и зимой борются с вредителями, доставая их  и их личинок из  под коры деревьев. 

   Они самые надежные помощники человека в истреблении вредных насекомых и их личинок. Хищные птицы и совы поедают мелких грызунов – вредителей полей - приносят пользу сельскому хозяйству.

   Одни птицы красиво поют и их приятно слушать.

   Другие имеют красивое оперенье и ими можно любоваться.

   Некоторые птицы дают человеку мясо (куры, утки, гуси, куропатки).

   Люди часто сердятся на птиц, так как они поедают ягоды – плоды деревьев. А оказывается, они приносят нам больше пользы, чем вреда. Ягоды – то они съедают, а косточки уносят далеко от дерева. Косточки попадают в землю и на следующий год

вырастают молодые побеги рябинки.

Вывод: Получается так, что птицы разносят семена и сажают для нас с вами лес.

III. Итоги.  – Какую пользу приносят птицы? (Высказывания детей).

- Понравилось вам занятие?  Если да, то возьмите смайлик с улыбкой.  Если нет или не очень, то возьмите грустный смайлик.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Конспект НОД по аппликации во второй младшей группе:

«Птички - невелички».

Цель: Научить детей составлять аппликацию в виде птички.

Задачи: Образовательные: Закрепление представления детей о птицах, особенностях их строения, отличительных чертах; умения аккуратно пользоваться клеем.

Развивающие: Развитие внимания, усидчивости; мелкой моторики пальцев рук.

Воспитательные: Воспитание доброжелательного отношения к природе и ее обитателям.

Материал и оборудование: Аудиозапись «Голоса птиц», шаблоны из цветной бумаги: круги дм. 5 см и 3 см, прямоугольник – хвостик, клювик, клей, кисточка, салфетка, фломастеры.

Предварительная работа: Чтение стихов и загадок о птицах; рассматривание иллюстраций с изображением птиц.

Ход занятия:  Орг. момент.

Ребята входят в группу, украшенную изображениями птиц, садятся на стульчики (Включается запись «Голоса птиц»).

- Кто это так красиво поёт?  (Ответы детей)

- Где же они спрятались?

Давайте найдём их глазками (Голубь, Сорока – белобока и попрыгунчик воробей).

- А это, что за необычная птичка? («Птичка – невеличка» - Воробей).

Ребята, ему очень скучно одному. Давайте смастерим для него друзей.

- Хотите, я научу вас делать таких же птиц? (ответы детей)

Сегодня, мы с вами откроем мастерскую по изготовлению «Птичек – невеличек».

 Дыхательная гимнастика «Согреем птичку».

Мне кажется, ребята, он замёрз. Давайте сначала согреем его, подуем на него тёплым воздухом, а потом примемся за работу.

 Рассматривание с детьми готового образца.

- Кого напоминает эта птичка?  (Воробышка)

- Из каких частей состоит эта птичка?

Я буду показывать, а вы называть эти части. (Ответы детей: туловище с головой, крылышки, клювик и хвостик).

- Как называются фигуры, из которых сделана птичка? (Круги)

Большой круг - это туловище и голова.

Маленький круг - это крылышки.

Самые маленькие кружки – это глазки.

Прямоугольник – это хвостик, а треугольник – клюв.

 Показ педагогом выполнения работы.

Перед вами лежат круги.

- Берём большой круг – кладём его перед собой - туловище.

- Потом берём маленький круг, кисточку, её аккуратно макаем в клей и намазываем маленький круг.

- Кисточку после работы кладём на подставочку, а маленький круг приклеиваем на большой аккуратно посерединке.

- Промачиваем салфеткой и разглаживаем (убираем лишний клей).

- Сгибаем круги  пополам, аккуратно, ровно.

- Теперь приклеиваем клювик и хвостик. Стараемся намазывать клей аккуратно и приклеиваем. Не забудьте глазки приклеить – самые маленькие кружочки.

Птичка готова.

 Физминутка.

Птички прыгают, летают   (Дети прыгают, летают)

Крошки птички собирают. («Клюют зёрнышки»)

Пёрышки почистили,

Дальше полетели                 (летают)

И на место сели.                  (садятся за столы)

 Повтор сильным ребёнком последовательности выполнения работы.

 Самостоятельная деятельность детей (помощь педагога по необходимости)

III.Итоги. Выставка работ.

Кто всё сделал, может поставить птичку около кормушки. (Малыши выставляют своих птичек около кормушки).

- Понравилось вам занятие?

- Что мы делали сегодня? (Слушали голоса птиц, клеили птичек)

Все вместе рассматриваем их: Посмотрите, какие они красивые. Теперь нашей птичке не будет скучно одной. Осталось их только покормить.

Кормят. Выставляют в раздевалке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Птицы"34.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №22 «Город Детства»

ПРОЕКТ «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

для детей старшей группы.

Подготовила и провела:

Супонина О.Н

Дрожжино

Продолжительность проекта: 2 недели.

Тип проекта:  познавательный

Вид проекта: групповой.        

Возраст детей: вторая младшая группа.

Период выполнения: с 12.01.20 по 26.02.20 года.

Участники проекта: дети группы, родители, воспитатели.                                                                                                                                                     

Актуальность.  В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в дошкольном возрасте происходит становление человеческой личности, формирование начала экологической культуры. Поэтому очень важно пробудить в детях интерес к живой природе, любовь и бережное отношение к ней.

   С приходом зимы, перелётные птицы улетели в тёплые края, а те, что остались, вынуждены искать себе корм сами. Мы с ребятами решили узнать: кто остаётся зимовать вместе с нами, хватает ли им еды с приходом холодов или потребность в ней возрастает.

    У малышей недостаточно информации о том, кто такие зимующие птицы и почему их так называют, не сформированы навыки оказания помощи птицам.

    Задача взрослых  - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, желание узнавать новое об их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц  зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем нужно кормить птиц зимой. 

В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы, научить оказывать посильную помощь нашим пернатым друзьям.

Цель:  Сформировать у дошкольников  общие представления  о зимующих птицах нашего края, об их образе жизни,  характерных признаках и  связи с окружающей средой, о роли человека в жизни птиц.

 Задачи:      Сформировать у детей представлений о том, кто такие зимующие птицы, о внешнем виде, повадках, пользе в природе.  Обучить умению узнавать пернатых по внешнему виду, по голосу и описанию.  Обогатить словарный запас детей. Расширять кругозор. Активизировать познавательную деятельность малышей. Способствовать развитию конструктивных, художественно-творческих умений и навыков; памяти, речи детей; мелкой моторики рук. Воспитывать бережное отношение к природным объектам, заботливому отношению к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях. 

Материал: Иллюстрации с изображением зимующих птиц; маски для подвижных игр; художественная литература по теме проекта, аудиозапись «Голоса птиц» ИКТ.

Предварительная работа:                                                                                                                                                         1. Подбор методической литературы по теме.                                                                                                        2. Подбор художественной литературы для чтения детям.                                                                                          3. Подбор дидактического материала, подвижных игр, наглядного пособия (альбомы для рассматривания,  иллюстрации, мультфильмы, аудиозаписи голосов птиц)                                                                                                                                                                   4. Изготовление масок для проведения подвижных игр.

5. Составление перспективного плана.

Формы реализации проекта:                                                                                                                                                      • занятия (по краеведению, рисованию, лепке, аппликации, чтению  художественной литературы);                                                                                                                                              • беседы;  

• отгадывание загадок о птицах.

• наблюдения на прогулке;

• пальчиковая гимнастика;                                                                                                                                              • рассматривание иллюстраций;  

• раскрашивание картинок;

• дидактические игры;

• подвижные игры;

• просмотр мультфильмов;    

• прослушивание аудиозаписи (голоса птиц);                                                                                                                                          

• работа с родителями;

• оформление коллективной работы.

Продукт проектной деятельности – Создание  коллективной работы в технике рисования и аппликации   по теме «Покормите птиц зимой».

Предполагаемый результат:

   В ходе реализации проекта в группе созданы необходимые условия по формированию представлений о  зимующих птицах, у детей сформирована система знаний о зимующих птицах и их детёнышей, появится желание помогать пернатым в зимнее время. Установлены причинно-следственные связи между образом жизни птиц и средой обитания. Расширен кругозор, сформирована познавательная активность. Развиты любознательность и творческие способности малышей. Пополнится развивающая среда.

    У детей формируется  чувство ответственности и заботы за птиц.

 

Этапы работы над проектом:

1. Подготовительный этап:

Составление плана совместной работы с детьми и родителями по теме проекта:

Воспитатели:  Разработка методических материалов.

Подбор оборудования для занятий, бесед, игр.

Подготовка атрибутов для проведения игр, НОД.

Подготовка консультации для родителей.

Сотрудничество с родителями: привлечь родителей к более тесному сотрудничеству в проектной деятельности:

- к подбору фотографий, иллюстраций, стихов, загадок о зимующих птицах;

- фотоотчет «Мы кормим птиц зимой».

2. Основной этап:

Мероприятия по работе с детьми: 

• Беседы: «Кто такие зимующие птицы?», «Как живут наши пернатые друзья зимой?»,

«Какую пользу приносят птицы».

• Чтение художественной литературы (стихотворения В. Берестов «Воробушки», Ю.Марова «Кормушка», А.Прокофьев «Снегирь», разучивание А.Я.Яшин «Покормите птиц зимой»,  рассказов: И.Тургенева «Воробей», С. Маршак «Где обедал воробей?», М.Горького «Воробьишко»).

• Рассматривание иллюстраций «Зимующие птицы».

• Отгадывание загадок о зимующих птицах.

• Занятие по краеведению «Зимующие птицы нашего города».

• Занятие по рисованию нетрадиционной техникой – ладошкой  «Птицы».

• Занятие по аппликации «Птичка - невеличка» (Воробышек).

• Занятие по лепке «Воробушки».

• Наблюдения во время  прогулки за прилетевшими птицами на участок детского сада. 

• Пальчиковая гимнастика по теме «Зимующие птицы» - «Мы кормушку смастерили», «Сорока - белобока».

• Дидактические игры: «Какие голоса подают птицы», «Назови ласково», «Скажи наоборот», «Один - много», «Подскажи словечко», «Назови и покажи зимующих птиц».

• Раскрашивание раскрасок  «Красногрудые птахи», «Птицы на участке».

• Просмотр мультфильма «Высокая горка».

• Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц».

• Подвижные игры: «Воробышки и автомобиль», «Птички в гнёздышках», «Воробышки и кот».   

Мероприятия по работе с родителями:

Рекомендации родителям по прочтению художественной литературы по теме проекта.

Оформление папки - передвижки «15 января – день зимующих птиц», памятки для родителей «Покормите птиц зимой».

Акция «Покормите птиц зимой!» (сделать фотографию и принести в детский сад).

Беседы с родителями о необходимости привития детям желания и умения заботиться о братьях наших меньших – пернатых, учить любить птиц.

Работа родителей и детей – сбор корма для птиц.

3. Заключительный этап:

- Проведение Акции «Покормите птиц зимой» и фотовыставки по окончанию акции.                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

- Создание коллективной работы с детьми.

     В рамках акции «Покормите птиц зимой» проведена работа по экологическому  воспитанию, познавательно речевому, социально-коммуникативному, художественно-эстетическому развитию  воспитанников.

    У детей был выражен положительный эмоциональный настрой во время проведения  мероприятий. Проведена работа по сплочению отношений воспитанников, педагогов и родителей.

Ожидаемые результаты:

Для детей:

• Развит познавательный интерес к братьям нашим меньшим - птицам.

• Даны представления о внешнем виде птиц, о поведении, о том, чем они питаются, какую пользу приносят.

• Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.

• Воспитано чувство  любви и бережного отношения к птицам.

Для педагогов:

• В групповом помещении пополнилась развивающая среда атрибутами для игр, дидактическими играми, создана картотека стихов, загадок по теме проекта.

• Внедрение инновационных технологий и новых форм работы с детьми.

• Повышение теоретического и профессионального уровня педагога через овладение методом  проекта в работе с детьми.

Для родителей:

• Просвещение родителей по теме проекта (передача им необходимой информации по тому или иному вопросу - индивидуальные и групповые консультации ...).                                            

• Родители и дети приняли активное участие в оказании помощи пернатым в трудное зимнее время.

• Совместная продуктивная деятельность родителей и детей (принятие участия в акции «Покормите птиц зимой» и в фотовыставке, наблюдение за птицами вне детского сада).

• Укрепление детско-родительских отношений, выявление и развитие творческих способностей детей и родителей.

                     

Вывод: 

  • В результате проведения данного проекта «Зимующие птицы», у родителей и детей появилась заинтересованность в совместной деятельности.
  • Созданы благоприятные условия для формирования у младших дошкольников целостного представления о жизни зимующих птиц, об их значении для природы в целом и для человека, о правилах подкормки.
  • Проявляется интерес к окружающему миру, что находит отражение в детских играх, поделках, рассказах.
  • Были созданы условия для развития у детей любознательности и творческих способностей.
  • Закрепляется навык работы с карандашами, красками, пластилином,  развивается мелкая моторика через разные виды деятельности с детьми.
  • Воспитывается чувство любви и бережного отношения к природе и ко всему живому.
  • Через исследовательско - творческую деятельность дети решают поставленную задачу, представляя решение в виде коллективной работы.

Продукт проектной деятельности – В итоге работы над проектом у нас получилось 2 продукта: Создание  коллективной работы с детьми в технике рисования и аппликации   по теме «Покормите птиц зимой»; совместно с родителями создана фотовыставка «Мы кормим птиц зимой».

 

Приложение 1

Беседа: «Кто такие зимующие птицы?».

Задачи: Формирование представлений о зимующих птицах, их внешнем виде, образе жизни и повадках. Уточнение и расширение словаря по теме: птица, голова, крыло, хвост, клюв, синица, снегирь, ворона, воробей, сорока, голубь, летает, прыгает, клюёт. Учить узнавать пернатых по внешнему виду. Развитие связной речи. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Материал: иллюстрации с изображением зимующих птиц (воробей, голубь, ворона, сорока; снегирь, синица); мнемотаблица «Расскажи о птицах»; таблица «Строение птиц».

Ход беседы. Дети садятся полукругом.

- Ребята, каких птиц вы знаете?

- А кто такие зимующие птицы?

- Почему их так называют?

- Хотите узнать?

Наступают холода. Птицы улетают в тёплые края.  Те птицы, которые остаются у нас зимовать или прилетают к нам с севера, называют – зимующими.

- Каких птиц зимой в нашем крае вы видели?– это голуби, воробьи, сороки, вороны …

Зимой в городе можно увидеть таких лесных обитателей, как снегири, свиристели, совы. В холодное время года им всё труднее и труднее добывать себе пропитание. Поэтому они перебираются ближе к человеку.

- Скажите, что общего у всех этих птиц? (у них есть голова, клюв, шея, туловище, крылья, ноги, хвост).

Молодцы!

  • Давайте рассмотрим воробья. (Составляют план описания птиц - мнемотаблицу).

- Что вы можете про него сказать?

- Какого цвета оперенье?  ЦВЕТ.

- Что у него есть? (голова,…)  ЧАСТИ ТЕЛА.

- Где она обитает?  (под крышей)  ДУПЛО.

- Чем питается?  СЕМЕНА, ЯГОДЫ.

- Назови её птенца?  ПТЕНЕЦ.

- Как люди помогают птицам зимой?  ЧЕЛОВЕК, КОРМУШКА

Физминутка «Птички»

Птички прыгают, летают           Дети прыгают
Крошки птички собирают.       «клюют»
Пёрышки почистили,
Клювики почистили                  изображают
Птички летают, поют                машут руками
Зёрнышки клюют                      наклоняются
Дальше полетели
И на место сели                         «улетают», садятся

Молодцы, отдохнули, а теперь приготовили ушки и внимательно слушаем.

         

Обобщение ответов детей: Тело воробья покрыто перьями, серого и коричневого цвета. У него есть голова, шея, клюв, туловище, хвостик, ножки и крылышки. Живёт под крышей домов.  Воробей может летать, прыгать, чирикать, сидеть. Питается насекомыми, крошками, зёрнами, семенами. Он друг человека, потому что поедает вредных насекомых. Значит, приносит пользу.

  • Обратите внимание на эту иллюстрацию (Рассматривают иллюстрацию с изображением голубя).

- Вы узнали кто это?

Предлагаю рассмотреть голубя и рассказать о нём (работают по плану составленному выше).

Голубь больше воробья. Тело покрыто перьями, серо-голубого цвета. У него есть голова, шея, клюв, туловище, хвостик, ножки и крылышки. Живёт под крышей домов, в парках.  Голубь может летать, прыгать, ворковать, сидеть. Питается ягодами, крошками, семенами.

Итоги: - Ребята, почему воробушки, воробьи, вороны не улетают от нас в тёплые края? (они остаются зимовать)

- Как называют таких птиц?

Молодцы! Вы очень хорошо сегодня работали. Каждому из вас птички принесли подарок (раскраска с изображением птиц).

  Беседа: «Как живут наши пернатые друзья зимой?»

Задачи: Расширение  представлений о зимующих птицах, их образе жизни.

Учить детей правильно их подкармливать. Воспитание заботливого отношения к птицам.

Материал: иллюстрации с изображением зимующих птиц (воробей, снегирь, синица);

Карточки с загадками про птиц.

Ход беседы: Дети входят в украшенный зал, садятся на стульчики полукругом.

Рассказ воспитателя: С наступлением холодов естественный корм для птиц становится недоступным. Им негде взять еды и они не могут пережить зиму, многие из них погибают.

- Как вы думаете: чем мы можем помочь птицам? (сделать кормушки)

 Правильно, чтобы зимой помочь птицам пережить трудное для них время, надо сделать кормушки  (выставляем кормушку сделанную папой Вовы М.) и регулярно насыпать туда зёрна, крупу, хлебные крошки.

- А любые крошки кушают птицы? (нет, только от белого хлеба, крошить мелко)

- А почему, как вы думаете? (чёрный хлеб киснет у них в зобу и не переваривается, особенно зимой)

Отгадай те загадку,  про кого мы буде говорить:  

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.

- Кто догадался, про кого загадка? – Кто это? (правильно, синичка, садим на кормушку)

  • Синички очень любят кусочки не солёного сала. Она очень прожорлива. Съедает столько зерна и крошек, сколько сама весит. Тем самым она приносит пользу природе, поедая вредных насекомых летом. А зимой в солнечный денёк радует нас своей весёлой песенкой в знак благодарности за корм.

- Угадайте, кто следующий?

Птичка – невеличка

Ножки имеет,

А ходить не умеет.

Хочет сделать шажок –

Получается прыжок.

- Кто это?    (правильно, воробышек, садим на кормушку)

  • Воробушек очень маленькая и проворная птичка. Очень прожорливая. Зимой, в холодную пору, они сидят, плотно прижавшись, друг к другу, нахохлившись. Им тоже голодно, поэтому необходимо их тоже подкармливать.

- Чем будем их подкармливать? (крупой – овёс, пшено; семечки;)

Физминутка «Скачет шустрая синица» (А. Барто) 

Скачет шустрая синица,           Прыжки на месте на двух ногах.
Ей на месте не сидится,            
Прыжки на месте на левой ноге
Прыг-скок, прыг-скок,              
Прыжки на месте на правой ноге. 
Завертелась, как волчок.          
Кружимся на месте. 
Вот присела на минутку,         
Присели. 
Почесала клювом грудку,       
Встали, наклоны головы влево - вправо. 
И с дорожки — на плетень,    
Прыжки на месте на левой ноге
Тири - тири,                              
Прыжки на месте на правой ноге.
Тень-тень-тень!                        
Прыжки на месте на двух ногах.

- А это кто?

Чернокрылый,

Красногрудый

И зимой найдёт приют.

Не боится он простуды

- С первым снегом

Тут как тут!

- Кто это?  (снегирь, правильно, садим на кормушку)

 Молодцы!

  • Снегирь – одна из заметных птиц наших лесов. Они собираются в небольшие стайки и так зимуют в лесах, парках городов. Питаются растительной пищей – семенами деревьев, их почками, побегами, редко насекомыми. А зимой этого нет. Зимой они питаются ягодами рябины. Когда наступают сильные морозы, снегири  вынуждены перебираться поближе к человеческому жилью.

- Почему?

Обобщение ответов детей:  Все птицы собираются около жилья человека, где легче найти пропитание. Они держатся стайками, перелетают с места на место в поисках пищи.  Зима страшна для них не холодом, а голодом. Поэтому необходимо заботиться о них - вывешивать кормушки и регулярно насыпать туда корм. Чем разнообразнее будет корм, тем больше разных птиц прилетит к кормушке.

- А чем можно кормить птах?

- Что мы насыпим в кормушку для птичек?

Можно:

  • Семена подсолнечника, арбуза, тыквы, дыни;
  • Просо, овёс;
  • Свежие фрукты, ягоды кусочками;
  • Не солёное сало.

Нельзя:

  • Пшено;
  • Чёрный хлеб;
  • Жареное и солёное.

Итоги: - Почему зимой птицы  держатся около наших домов? (Нет пропитания, трудно добывать себе пищу)

- Легко ли им добывать себе зимой корм?

- Чем будем кормить птиц? (Семенами, зёрном, крошками сухого белого хлеба)

Вы очень внимательно слушали, правильно отвечали, много узнали. Молодцы!

Просьба: вместе с мамами и папами сходить на прогулку и там покормить птичек, так как им негде взять еды.  

Беседа: «Какую пользу приносят птицы».

Задачи: Формирование представлений о пользе птиц, их значимости для человека и природы. Закрепление обобщающего понятия «Птицы». Развитие речи детей, как средства общения. Воспитание любви и заботливого отношения к птицам.

Материал: Иллюстрации с изображение птиц.

Ход беседы: I Орг. момент.  Дети садятся вокруг большого стола, где разложены иллюстрации с изображение птиц.

II. Новый материал.      

- Каких зимующих птиц вы знаете? (ответы детей)

- Вспомните, почему их так называют?

- Какие птицы прилетают к нам зимовать? (снегирь, синица)

1. Сообщение темы.

Сегодня мы с вами узнаем, какую пользу приносят птицы природе и человеку.

2. Рассказ педагога о судьбе птиц.

Во время сильных метелей и морозов многие птицы погибают от голода, особенно в конце зимы. Если мы будем постоянно подкармливать пернатых в наших кормушках, то, скорее всего, они будут снова и снова возвращаться к нам. А об их пользе, я думаю, вы знаете.

- Какую пользу приносят птицы людям и природе? (Ответы детей)

   Птицы не только летом, но и зимой борются с вредителями, доставая их  и их личинок из  под коры деревьев.  

   Они самые надежные помощники человека в истреблении вредных насекомых и их личинок. Хищные птицы и совы поедают мелких грызунов – вредителей полей - приносят пользу сельскому хозяйству.

   Одни птицы красиво поют и их приятно слушать.

   Другие имеют красивое оперенье и ими можно любоваться.

   Некоторые птицы дают человеку мясо (куры, утки, гуси, куропатки).

   Люди часто сердятся на птиц, так как они поедают ягоды – плоды деревьев. А оказывается, они приносят нам больше пользы, чем вреда. Ягоды – то они съедают, а косточки уносят далеко от дерева. Косточки попадают в землю и на следующий год

вырастают молодые побеги рябинки.

Вывод: Получается так, что птицы разносят семена и сажают для нас с вами лес.

III. Итоги.  – Какую пользу приносят птицы? (Высказывания детей).

- Понравилось вам занятие?  Если да, то возьмите смайлик с улыбкой.  Если нет или не очень, то возьмите грустный смайлик.

Приложение 2

Конспект НОД по аппликации во второй младшей группе:

«Птички - невелички».

Цель: Научить детей составлять аппликацию в виде птички.

Задачи: Образовательные: Закрепление представления детей о птицах, особенностях их строения, отличительных чертах; умения аккуратно пользоваться клеем.

Развивающие: Развитие внимания, усидчивости; мелкой моторики пальцев рук.

Воспитательные: Воспитание доброжелательного отношения к природе и ее обитателям.

Материал и оборудование: Аудиозапись «Голоса птиц», шаблоны из цветной бумаги: круги дм. 5 см и 3 см, прямоугольник – хвостик, клювик, клей, кисточка, салфетка, фломастеры.

Предварительная работа: Чтение стихов и загадок о птицах; рассматривание иллюстраций с изображением птиц.

Ход занятия:  Орг. момент.

Ребята входят в группу, украшенную изображениями птиц, садятся на стульчики (Включается запись «Голоса птиц»).

- Кто это так красиво поёт?  (Ответы детей)

- Где же они спрятались?

Давайте найдём их глазками (Голубь, Сорока – белобока и попрыгунчик воробей).

- А это, что за необычная птичка? («Птичка – невеличка» - Воробей).

Ребята, ему очень скучно одному. Давайте смастерим для него друзей.

- Хотите, я научу вас делать таких же птиц? (ответы детей)

Сегодня, мы с вами откроем мастерскую по изготовлению «Птичек – невеличек».

 Дыхательная гимнастика «Согреем птичку».

Мне кажется, ребята, он замёрз. Давайте сначала согреем его, подуем на него тёплым воздухом, а потом примемся за работу.

 Рассматривание с детьми готового образца.

- Кого напоминает эта птичка?  (Воробышка)

- Из каких частей состоит эта птичка?

Я буду показывать, а вы называть эти части. (Ответы детей: туловище с головой, крылышки, клювик и хвостик).

- Как называются фигуры, из которых сделана птичка? (Круги)

Большой круг - это туловище и голова.

Маленький круг - это крылышки.

Самые маленькие кружки – это глазки.

Прямоугольник – это хвостик, а треугольник – клюв.

 Показ педагогом выполнения работы.

Перед вами лежат круги.

- Берём большой круг – кладём его перед собой - туловище.

- Потом берём маленький круг, кисточку, её аккуратно макаем в клей и намазываем маленький круг.

- Кисточку после работы кладём на подставочку, а маленький круг приклеиваем на большой аккуратно посерединке.

- Промачиваем салфеткой и разглаживаем (убираем лишний клей).

- Сгибаем круги  пополам, аккуратно, ровно.

- Теперь приклеиваем клювик и хвостик. Стараемся намазывать клей аккуратно и приклеиваем. Не забудьте глазки приклеить – самые маленькие кружочки.

Птичка готова.

 Физминутка. 

Птички прыгают, летают   (Дети прыгают, летают)

Крошки птички собирают. («Клюют зёрнышки»)

Пёрышки почистили,

Дальше полетели                 (летают)

И на место сели.                  (садятся за столы)

 Повтор сильным ребёнком последовательности выполнения работы.

 Самостоятельная деятельность детей (помощь педагога по необходимости)

III.Итоги. Выставка работ.

Кто всё сделал, может поставить птичку около кормушки. (Малыши выставляют своих птичек около кормушки).

- Понравилось вам занятие?

- Что мы делали сегодня? (Слушали голоса птиц, клеили птичек)

Все вместе рассматриваем их: Посмотрите, какие они красивые. Теперь нашей птичке не будет скучно одной. Осталось их только покормить.

Кормят. Выставляют в раздевалке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПТИЦ. ГОДОВОЙ ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ. СЕЗОННЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ЖИЗНИ ПТИЦ

РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПТИЦ. ГОДОВОЙ ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ. СЕЗОННЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ЖИЗНИ ПТИЦ конспект урока 7 класс..автор основного источника: http://dolg_i_svet@mail.ru...

Значение птиц в природе и для человека. Охрана и привлечение птиц.

Цель: продолжить формирование умений анализировать, устанавливать причинно-следовательные связи, работать с натуральными объектами, определять роль  птиц в природныхсообществах...

Урок "Значение и охрана птиц. Происхождение птиц"

Данный урок является заключительным по теме "Птицы". Используется вместе с презентацией....

Экологические группы птиц. Птицы города.

Городские птицы чаще своих собратьев, живущих в природе, изменяют веками сложившиеся формы поведения и «изобретают» новые. Синицы делают гнёзда  в вертикальных полых предметах: чугунных трубах ог...

Конспект урока биологии в 7 классе "Класс Птицы. Вслед за птицами"

Данные об автореАвтор: Кадырова Руфина Хамитовна  Место работы, должность: МБОУ Наримановского района "СОШ №11", Астраханская область  Регион: Астраханская область Характеристики ресурсаУ...

Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.»

урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" предназначен для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII  вида. Урок "Мозаика из рваной бумаги.Птицы" развивает мелкуюмоторику, мышление,...

урок развития устной речи "Птицы. Польза, приносимая людям.Части тела птиц"

повторение и обобщение знаний детей о птицах, их строении,   среде обитания;расширение  кругозора и знаний о пернатых своего родного края,формирование понимания важности заботы о ...