Структурные элементы урока
методическая разработка по теме
Данный текстовый материал сопровождает презентацию "Структурные элементы урока".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Структурные элементы урока | 18.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Структурные элементы урока
Вспомним пройденное ранее: элементы урока (этапы), взаимосвязанные между собой, образуют целостную структуру урока
В свою очередь, элемент урока – это часть урока, обладающая свойствами единственности и целостности. «Единственность» - невозможность дальнейшего расчленения элемента на логически целостные и завершенные части.
В традиционном понимании структура урока – совокупность его взаимосвязанных и взаимообусловленных составных частей (элементов). «Структура урока должна быть достаточно гибкой, она зависит от специфики дидактических задач, средств их выполнения и реальных условий обучения» (по В.В.Краевскому)
Примерная структура современного урока | |
Название этапа | Содержание этапа |
Организация деятельности | Мотивация, целеполагание, планирование |
Повторение (актуализация опорных знаний) |
знаний и представлений по изучаемой теме
содержания, чтобы облегчить изучение нового материала |
Изучение нового материала | Представление (в разных формах) той информации, которая необходима для усвоения учащимися |
Закрепление | Усвоенный материал может быть присвоен, когда появляется автоматизм в его использовании, т. е. это этап выполнения конкретных действий по присвоению информации: устные и письменные упражнения, решение задач, коллективное обсуждение и многое другое. |
Контроль | Сопоставление хода деятельности с какими-либо внешними критериями, эталонами, нормами и образцами. По целевому назначению различают срезовый и дифференцированный контроль. Срезовый: фиксируется некоторый уровень планируемых результатов обучения и определяется, кто из учеников достиг этого уровня, а кто – нет. Оценочная шкала, соответственно, бинарная. Дифференцированный: результаты каждого ученика сопоставляются со всей шкалой планируемых результатов обучения, чтобы выяснить, на каком уровне реально находится этот ученик. |
Коррекция | Данный этап рассматривается в разных источниках с двух точек зрения: 1 – анализ допущенных ошибок и их исправление 2 – анализ, развитие и распространение успешных решений Какую из позиций принять – подскажет твой профессионализм. |
Узелок на память:
Планируя урок, определяя его задачи, учитывай, что он всегда является лишь частью, одним звеном более или менее длинной цепочки уроков, реализующих тему, раздел, курс.
«Уроки, проводимые в одной форме, могут иметь разные структуры, и наоборот, разные формы могут иметь общую структуру» (по В.В.Гузееву)
Замысловато, не правда ли? Попробуем разобраться.
Последовательная (простая; линейная) структура урока | Параллельная (сложная; нелинейная) структура урока |
В любой момент времени на уроке для всех учеников (возможно исключение до 10%) проводится один и тот же этап: повторение, контроль, изучение нового материала и т.д. | В одно и то же время разные ученики (группы учеников) занимаются разными видами деятельности: одни – выполняют самостоятельную работу по пройденному материалу, другие – самостоятельно изучают новую тему и готовят ответы на вопросы, предложенные учителем, третьи - … Таким образом, учащиеся работают в разных этапах урока. |
Уроки глубоко и основательно изучены в дидактике и в дополнительных комментариях не нуждаются. | Проводятся крайне редко, сложны в управлении; предъявляют высокие требования к мастерству учителя. |
Дифференциация, индивидуальный подход осуществляется путем применения карточек с заданиями различной сложности. | Позволяют работать в условиях глубокой дифференциации, обеспечивать индивидуальное развитие учащихся. |
Традиционная система обучения | Инновационные педагогические технологии |
ВАЖНО!!! не столько формальное наличие этапов на уроке, сколько логика и взаимосвязанность этих элементов, поскольку именно этот «педагогический узор» делает ткань урока прочной.
Переходы от одного этапа к другому должны быть ясными и, главное, нужными детям. Поэтому видится целесообразным введение нового термина
«АКТУАЛИЗАЦИЯ ЭТАПА»
учитель, объясняя детям, что предстоит сделать сейчас, во-первых, обеспечит им целевую установку к деятельности, а во-вторых, актуализирует их знания, умения и навыки, необходимые для предстоящей работы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Закрепление и применение знаний с использованием алгоритмов как структурный элемент урока"
Важнейшей задачей педагогической науки является совершенствование планирования процесса обучения в целом и повышение эффективности управления познавательной деятельностью учащихся. ...
Структурные элементы урока. Презентация.
"Структура урока должна быть достаточно гибкой, она зависит от специфики дидактических задач, средств их выполнения и реальных условий обучения" (по В.В.Краевскому). Оказанию помощи малоопытному...
Современный урок иностранного языка: способ проектирования, методические принципы, структурные элементы.
Данный материал посвящен проблемам ведения современного урока иностранного языка в свете стандартов второго поколения. Внимание будет уделено проектированию урока, методическим принципам построения ур...
Структурные элементы учебного занятия
Структурные элементы учебного занятия...
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА. ОСНОВНЫЕ СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ УРОКА
Обучение – процесс, который развивается во времени и имеет свою логику перехода от незнания к знанию. Урок представляет собой лишь одно звено этого процесса. Содержание урока несвободно, оно вытекает ...
реферат "Структурные элементы современного урока"
статья на тему "Структурные элементы современного урока"...
Слушание музыки как структурный элемент урока музыки
Данный материал написан для учителей музыки. В нём раскрывается важность такого этапа, как "Слушание музыки"....