Методическая разработка педагога – организатора дополнительного образования "Организация и проведение недели здоровья в образовательном учреждении"
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Елена Николаевна Куликова

АННОТАЦИЯ

Методическая разработка “Проведение Недели Здоровья в образовательном учреждении” посвящена методике организации и проведения тематической недели по пропаганде здорового образа жизни в образовательном учреждении без отрыва от учебного процесса. Данная разработка раскрывает современные технологии, подходы и методы работы с педагогическим коллективом, учащимися и родителями по вопросу здоровьесбережения.

Методический материал адресован заместителям директоров школ по воспитательной работе, педагогам-организаторам и педагогическим работникам учреждений образования, руководителям методических объединений учителей физической культуры для оказания помощи в организации и проведении ежегодных дней здоровья с учащимися в рамках плана воспитательной и физкультурно-оздоровительной работы образовательного учреждения.

1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

Цель методической разработки: Совершенствование единого здоровьесберегающего пространства, построение здоровьесозидающей образовательной среды ОУ, способствующей формированию у участников образовательного процесса потребности в здоровом образе жизни, социально значимых идей и ценностей, развития интереса к физической культуре и спорту.

Задачи:

(направлены на педагогов)

  • Провести системный анализ педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья участников образовательного процесса и определить пути и способы совершенствования работы в данном направлении.
  • Обеспечить педагогов информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье участников образовательного процесса.
  • Мотивировать педагогический коллектив школы к решению задач здоровьесберегающей педагогики.

(направлены на учащихся)

  • Содействовать формированию сознательного отношения учащихся к своему здоровью, как естественной основе умственного, физического, трудового и нравственного развития.
  • Стимулировать желание школьников к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. 
  • Провести оздоровительные мероприятия, нацеленные на сохранение и укрепление здоровья учащихся, на повышение сопротивляемости организма детей и подростков к различным заболеваниям, работоспособности школьников, продуктивности их обучения.
  • Научить учащихся защитить себя от стресса, найти выход из сложной психологической ситуации, навыков активной психологической защиты от вредных зависимостей.
  • Создать положительный настрой и благоприятную обстановку для обучения и воспитания учащихся.

(направлены на родителей)

  • Познакомить родителей с основными факторами, способствующими формированию здорового образа жизни учащихся, используя просветительскую работу. 
  • Пропагандировать активный семейный отдых, спортивные семейные традиции, здоровые привычки.
  • Организовать диалог школы и родителей по вопросам здоровьесбережения.
  • Привлечь родителей к участию в спортивных мероприятиях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_i_provedenie.docx28.07 КБ

Предварительный просмотр:

Организация и проведение

 Недели здоровья в образовательном учреждении

Куликова Елена Николаевнапедагог-организатор 

АННОТАЦИЯ

Методическая разработка “Проведение Недели Здоровья в образовательном учреждении” посвящена методике организации и проведения тематической недели по пропаганде здорового образа жизни в образовательном учреждении без отрыва от учебного процесса. Данная разработка раскрывает современные технологии, подходы и методы работы с педагогическим коллективом, учащимися и родителями по вопросу здоровьесбережения.

Методический материал адресован заместителям директоров школ по воспитательной работе, педагогам-организаторам и педагогическим работникам учреждений образования, руководителям методических объединений учителей физической культуры для оказания помощи в организации и проведении ежегодных дней здоровья с учащимися в рамках плана воспитательной и физкультурно-оздоровительной работы образовательного учреждения.

1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

Цель методической разработки: Совершенствование единого здоровьесберегающего пространства, построение здоровьесозидающей образовательной среды ОУ, способствующей формированию у участников образовательного процесса потребности в здоровом образе жизни, социально значимых идей и ценностей, развития интереса к физической культуре и спорту.

Задачи:

(направлены на педагогов)

  • Провести системный анализ педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья участников образовательного процесса и определить пути и способы совершенствования работы в данном направлении.
  • Обеспечить педагогов информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье участников образовательного процесса.
  • Мотивировать педагогический коллектив школы к решению задач здоровьесберегающей педагогики.

(направлены на учащихся)

  • Содействовать формированию сознательного отношения учащихся к своему здоровью, как естественной основе умственного, физического, трудового и нравственного развития.
  • Стимулировать желание школьников к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. 
  • Провести оздоровительные мероприятия, нацеленные на сохранение и укрепление здоровья учащихся, на повышение сопротивляемости организма детей и подростков к различным заболеваниям, работоспособности школьников, продуктивности их обучения.
  • Научить учащихся защитить себя от стресса, найти выход из сложной психологической ситуации, навыков активной психологической защиты от вредных зависимостей.
  • Создать положительный настрой и благоприятную обстановку для обучения и воспитания учащихся.

(направлены на родителей)

  • Познакомить родителей с основными факторами, способствующими формированию здорового образа жизни учащихся, используя просветительскую работу. 
  • Пропагандировать активный семейный отдых, спортивные семейные традиции, здоровые привычки.
  • Организовать диалог школы и родителей по вопросам здоровьесбережения.
  • Привлечь родителей к участию в спортивных мероприятиях.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1. Технология модульного построения Недели Здоровья

Технология модульного построения Недели Здоровья предполагает 3 основных этапа:

Подготовительный этап

Неделя Здоровья является средством привлечения внимания учащихся к здоровому образу жизни. Подготовка и проведение Недели Здоровья в образовательном учреждении предусматривает целый комплекс мероприятий. Для проведения Недели Здоровья в образовательном учреждении создается оргкомитет в составе представителя руководства образовательного учреждения, учителей физической культуры, преподавателя-организатора ОБЖ, педагога-организатора, представителей органа ученического самоуправления; медико-психолого-педагогическая служба в составе социального педагога, медицинского работника, психолога. При этом общее руководство осуществляется директором образовательного учреждения, а организационно-методическое руководство - оргкомитетом, по соответствующему распределению обязанностей. Оргкомитет проводит координационное совещание (за 1 месяц до даты мероприятия), в ходе которого определяет тематику мероприятий каждого модуля, их количество в течение Недели Здоровья.

Для проведения тематической Недели в образовательном учреждении разрабатывается положение о проведении Недели Здоровья, сценарий - детализированный план мероприятий с учетом регламента времени, мест проведения, очередности мероприятий, ответственных за проведение мероприятий.

Этап реализации

Опишем апробированную нами структуру проведения Недели Здоровья. Тематическая неделя разбивается на модули (режим дня, здоровое питание, физкультура и спорт, профилактика вредных привычек, здоровьесбережение в семье). Каждый модуль включает в себя несколько компонентов (которые могут варьироваться):

  • 1 компонент: Тематические общешкольные линейки. На линейке дается старт новому дню, определяется тематика модуля, освещаются основные тезисы по теме модуля, происходит информирование о событиях и мероприятиях предстоящего дня.
  • 2 компонент: Уроки здоровья с использованием здоровьесозидающих и иных современных педагогических технологий (тема и задачи определяются субъектами образовательного процесса совместно). Предполагает включение тематической пятиминутки по теме модуля в рамках учебного предмета.
  • 3 компонент: Творческие конкурсы (стенгазет, сочинений, фотографий, социального плаката, чемпионат ораторского искусства и т.д.), посвященные здоровому образу жизни.
  • 4 компонент: Классные часы по отдельной проблеме здоровья и здорового образа жизни.
  • 5 компонент: Интерактивные встречи, подготовленные педагогами, родителями или социальными партнёрами, на различные темы в области здоровья и здорового образа жизни.
  • 6 компонент: Спортивные соревнования для учащихся, педагогов, родителей.
  • 7 компонент: Акции (Ярмарка вкусных и полезных блюд, “Присоединяйся!”, день открытых дверей спортивных секций, открытые уроки для родителей).

8 компонент: Работа тематических станций.

1. Аналитический этап.

По результатам проведения Недели Здоровья каждому классу предлагаются рефлексивные задания, анкеты, диагностики.

В завершении модуля проводится методическое совещание с целью анализа результатов проведения мероприятий (участвуют совместно учителя и представители органа ученического самоуправления). Готовится отчет по итогам Недели Здоровья (количество участвующих, количество проведенных мероприятий, сценарий, протоколы проведенных мероприятий, фотографии, стенгазеты, информация в школьных СМИ и на сайте ОУ).

Основным показателем эффективности проведенных мероприятий следует считать процент учащихся, родителей, педагогов образовательного учреждения (от общего числа) участвующих в них. Дополнительным показателем эффективности Недели Здоровья можно считать содержание и организацию мероприятий.

2.2. Ожидаемые результаты

По итогам проведения тематической Недели Здоровья предполагается, что:

Педагоги образовательного учреждения станут более активно применять современные технологии, позволяющие сохранять    и укреплять здоровье участников образовательного процесса.

Учащиеся образовательного учреждения будут более осознанно подходить к вопросам сохранения и укрепления собственного здоровья, соблюдения режима дня, режима питания, личной гигиены; увеличится количество учащихся, посещающих спортивные секции, самостоятельно занимающихся физкультурой; повысится уровень знаний учащихся о здоровом образе жизни, о способах психологической защиты от вредных привычек.

Родители учащихся примут активное участие в мероприятиях, проводимых в рамках Недели Здоровья, обратят внимание на проблему сохранения и укрепления здоровья учащихся; увеличится количество семей, практикующих различные виды спорта, активный семейный отдых.

2.3. Ход проведения

Неделя Здоровья предполагает проведение нескольких тематических модулей. В течение дня проводится цикл мероприятий (компонентов модуля) в рамках заданной тематики. Каждый класс образовательного учреждения представляет собой команду, у которой есть название, девиз и отличительный знак. На церемонии открытия и информационных стендах предоставляется полная информация об условиях участия в конкурсе “Самый здоровый класс”. Команда класса участвует в мероприятиях дня (командой или индивидуально) и зарабатывает баллы, которые по итогам дня заносятся в экран соревнований “Самый здоровый класс” (экран находится на тематическом стенде в течение всей недели). По итогам Недели здоровья определяется самый здоровый класс (по сумме набранных баллов) среди 1-4 классов, 5-8 классов и 9-11 классов. Запись о ходе соревнований заносится в протокол конкурса “Самый здоровый класс”.

2.3.1. План проведения Недели Здоровья

 В рамках проведения Недели Здоровья в ОУ планируются следующие мероприятия:

№ п/п

Название мероприятия

Форма проведения

Ответственные

1. Мероприятия с педагогическим коллективом

1.

Создание рабочей группы, оргкомитета по проведению Недели Здоровья в ОУ

Администрация ОУ

2.

Разработка и утверждение положения о проведении Дней Здоровья в ОУ, плана проведения Недели Здоровья, назначение ответственных, организаторов, выбор жюри и судейской комиссии.

Оргкомитет

3.

“Здоровье ученика и учителя — основа успешной деятельности”

тематический педагогический совет

Администрация ОУ

4.

Совершенствование учебно-методической базы и документальная работа:

  • оформление классных уголков по ЗОЖ;
  • оформление общегимназических стендов по пропаганде ЗОЖ;
  • сбор материалов, методических разработок и сценариев мероприятий по профилактике вредных привычек, пропаганде ЗОЖ и спорта.

Оргкомитет

5.

Проведение соревнований среди педагогов ОУ по различным видам спорт

Оргкомитет, учителя физкультуры

6.

“Здоровая нация – это МЫ!”

Спортивная эстафета между педагогами и учащимися

Оргкомитет

7.

Анализ проведения мероприятий в рамках проведения Дней здоровья в ОУ.

Администрация ОУ оргкомитет

2. Мероприятия с родителями

1.

“Шесть секретов здоровья вашего ребенка”

Общешкольное родительское собрание

Зам. директора по ВР, школьный мед. работник, приглашённые специалисты

2.

“Папа, мама, я – спортивная семья”

Семейные спортивные соревнования

Оргкомитет, учителя физкультуры

3.

Вовлечение родителей в мероприятия, проводимые в рамках Дней Здоровья (в роли организаторов, приглашенных экспертов, жюри, зрителей, участников)

Классные руководители

3. Мероприятия с детским коллективом

1.

“Здоровый образ жизни” 

Анкетирование учащихся

Оргкомитет

2.

“Живите здорово!” 

Открытие тематической Недели Здоровья

Администрация ОУ, оргкомитет

Общешкольная линейка, церемония открытия, старт творческих конкурсов (социального плаката, фотографий)  открытие “Почты здоровья” , презентация экрана соревнований “Самый здоровый класс”), оформление выставки тематической литературы “Здоровым быть здорово!”, размещение информации о мероприятиях Недели Здоровья на тематическом стенде, сайте ОУ.

3.

“Кто день начинает с зарядки, у того дела в порядке”

Модуль, посвященный режиму дня

Оргкомитет

Общешкольная утренняя зарядка, выпуск стенгазет “Режим — залог здоровья”, составление режима дня в начальной школе, конкурс сочинений “Идеальный день ученика”, агитбригады для учащихся начальной школы.

4.

“Разумно есть — долго жить”

Модуль, посвященный здоровому питанию

Оргкомитет

“Одним достаются победы, а другим - вкусные обеды” - специальное меню в столовой, конкурс рецептов здоровых блюд "Мы – это то, что мы едим", тематические уроки технологии, ярмарка вкусных и полезных блюд “Какова еда и питье — таково и житье”.

5.

“Со спортом не дружишь - не раз о том потужишь”

Модуль, посвященный различным видам спорта

Оргкомитет

Соревнования по различным видам спорта, викторина “История и современность Олимпийских игр”, встречи с известными спортсменами города, уроки физкультуры в нетрадиционной форме, акция “Присоединяйся!” открытые занятия спортивных секций ОУ.

6.

“Живешь каково и здоровье таково”.

Модуль, посвященный профилактике вредных привычек

Оргкомитет

Встречи со специалистами различных служб (УФСКН, МЧС, ПДН, ГИБДД), работа тематических станций, чемпионат ораторского искусства, конкурс социального плаката.

7.

“Папа, мама, я – здоровая семья!”

Модуль, посвященный здоровьесбережению в семье

Оргкомитет

Конкурс фотографий “Спорт в нашей семье”, общешкольное родительское собрание, спортивные семейные праздники, открытые уроки для родителей по физической культуре.

8.

Закрытие тематической Недели Здоровья.

Администрация ОУ, оргкомитет

Церемония закрытия, подведение итогов творческих конкурсов (социального плаката, сочинений, фотографий), статистика “Почты здоровья”, награждение победителей и призеров конкурса “Самый здоровый класс”, оформление фотовыставки “Здоровым быть здорово!” (по материалам проведенных мероприятий), размещение информации об итогах “Недели здоровья” на тематическом стенде, сайте ОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие "МОНИТОРИНГ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ"

В методическом пособии рассматриваются теоретические вопросы мониторинга психологического здоровья обучающихся и предложен один из вариантов проведения исследования психологического здоровья детей в ш...

Методическая разработка по подготовке и созданию информационных материалов для официального сайта учреждения дополнительного образования детей.

В современных реалиях перед образовательными учреждениями актуально стоит вопрос создания условий для реализации информационной открытости.Помимо обязательных «сведений об образовательной организации»...

Методическая разработка педагога организатора. "Зажги огонь в сердце Лидера"

Специфика любого вида образования заключается в том, какими средствами и методами воспитывается человек. Наука о физкультуре возникла и развивалась как система знаний о физических упражнениях, прошедш...

Методическая разработка "Развитие творческого воображения на индивидуальных занятиях по музыке в учреждениях дополнительного образования детей"

Методическая разработка предназначена для организации индивидуальных занятий по музыке в учреждениях дополнительного образования. Содержит материалы для углубленного изучения психолого-педагогических ...

Методическая разработка игры "100 к 1" на уроке английского языка в учреждении дополнительного образования

Методическая разработка командной игры "100 к 1", которую можно использовать в качестве материала для формирования предметной и личностной компетенций на уроке английского языка в учреждении...

Статья педагога – организатора дополнительного образования

Совершенствование содержания форм и методов воспитательного процесса в наших клубах зависит от Вас, педагога-организатора. С целью улучшения методического обеспечения деятельности педагогов-организато...

Методическая разработка педагога-организатора ГБУ ДО Молодёжный творческий форум «Китеж плюс» Тема: Организация подготовки и проведении штабной тренировки по гражданской обороне.

Методическая разработка по организации подготовки и проведения штабной тренировки содержит: порядок подготовки и методику проведения штабной тренировки по гражданской обороне, а также материалы по офо...