Методическая разработка педагога – организатора дополнительного образования "Организация и проведение недели здоровья в образовательном учреждении"
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
АННОТАЦИЯ
Методическая разработка “Проведение Недели Здоровья в образовательном учреждении” посвящена методике организации и проведения тематической недели по пропаганде здорового образа жизни в образовательном учреждении без отрыва от учебного процесса. Данная разработка раскрывает современные технологии, подходы и методы работы с педагогическим коллективом, учащимися и родителями по вопросу здоровьесбережения.
Методический материал адресован заместителям директоров школ по воспитательной работе, педагогам-организаторам и педагогическим работникам учреждений образования, руководителям методических объединений учителей физической культуры для оказания помощи в организации и проведении ежегодных дней здоровья с учащимися в рамках плана воспитательной и физкультурно-оздоровительной работы образовательного учреждения.
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
Цель методической разработки: Совершенствование единого здоровьесберегающего пространства, построение здоровьесозидающей образовательной среды ОУ, способствующей формированию у участников образовательного процесса потребности в здоровом образе жизни, социально значимых идей и ценностей, развития интереса к физической культуре и спорту.
Задачи:
(направлены на педагогов)
- Провести системный анализ педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья участников образовательного процесса и определить пути и способы совершенствования работы в данном направлении.
- Обеспечить педагогов информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье участников образовательного процесса.
- Мотивировать педагогический коллектив школы к решению задач здоровьесберегающей педагогики.
(направлены на учащихся)
- Содействовать формированию сознательного отношения учащихся к своему здоровью, как естественной основе умственного, физического, трудового и нравственного развития.
- Стимулировать желание школьников к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.
- Провести оздоровительные мероприятия, нацеленные на сохранение и укрепление здоровья учащихся, на повышение сопротивляемости организма детей и подростков к различным заболеваниям, работоспособности школьников, продуктивности их обучения.
- Научить учащихся защитить себя от стресса, найти выход из сложной психологической ситуации, навыков активной психологической защиты от вредных зависимостей.
- Создать положительный настрой и благоприятную обстановку для обучения и воспитания учащихся.
(направлены на родителей)
- Познакомить родителей с основными факторами, способствующими формированию здорового образа жизни учащихся, используя просветительскую работу.
- Пропагандировать активный семейный отдых, спортивные семейные традиции, здоровые привычки.
- Организовать диалог школы и родителей по вопросам здоровьесбережения.
- Привлечь родителей к участию в спортивных мероприятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_i_provedenie.docx | 28.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация и проведение
Недели здоровья в образовательном учреждении
Куликова Елена Николаевна, педагог-организатор
АННОТАЦИЯ
Методическая разработка “Проведение Недели Здоровья в образовательном учреждении” посвящена методике организации и проведения тематической недели по пропаганде здорового образа жизни в образовательном учреждении без отрыва от учебного процесса. Данная разработка раскрывает современные технологии, подходы и методы работы с педагогическим коллективом, учащимися и родителями по вопросу здоровьесбережения.
Методический материал адресован заместителям директоров школ по воспитательной работе, педагогам-организаторам и педагогическим работникам учреждений образования, руководителям методических объединений учителей физической культуры для оказания помощи в организации и проведении ежегодных дней здоровья с учащимися в рамках плана воспитательной и физкультурно-оздоровительной работы образовательного учреждения.
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
Цель методической разработки: Совершенствование единого здоровьесберегающего пространства, построение здоровьесозидающей образовательной среды ОУ, способствующей формированию у участников образовательного процесса потребности в здоровом образе жизни, социально значимых идей и ценностей, развития интереса к физической культуре и спорту.
Задачи:
(направлены на педагогов)
- Провести системный анализ педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья участников образовательного процесса и определить пути и способы совершенствования работы в данном направлении.
- Обеспечить педагогов информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье участников образовательного процесса.
- Мотивировать педагогический коллектив школы к решению задач здоровьесберегающей педагогики.
(направлены на учащихся)
- Содействовать формированию сознательного отношения учащихся к своему здоровью, как естественной основе умственного, физического, трудового и нравственного развития.
- Стимулировать желание школьников к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.
- Провести оздоровительные мероприятия, нацеленные на сохранение и укрепление здоровья учащихся, на повышение сопротивляемости организма детей и подростков к различным заболеваниям, работоспособности школьников, продуктивности их обучения.
- Научить учащихся защитить себя от стресса, найти выход из сложной психологической ситуации, навыков активной психологической защиты от вредных зависимостей.
- Создать положительный настрой и благоприятную обстановку для обучения и воспитания учащихся.
(направлены на родителей)
- Познакомить родителей с основными факторами, способствующими формированию здорового образа жизни учащихся, используя просветительскую работу.
- Пропагандировать активный семейный отдых, спортивные семейные традиции, здоровые привычки.
- Организовать диалог школы и родителей по вопросам здоровьесбережения.
- Привлечь родителей к участию в спортивных мероприятиях.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1. Технология модульного построения Недели Здоровья
Технология модульного построения Недели Здоровья предполагает 3 основных этапа:
Подготовительный этап
Неделя Здоровья является средством привлечения внимания учащихся к здоровому образу жизни. Подготовка и проведение Недели Здоровья в образовательном учреждении предусматривает целый комплекс мероприятий. Для проведения Недели Здоровья в образовательном учреждении создается оргкомитет в составе представителя руководства образовательного учреждения, учителей физической культуры, преподавателя-организатора ОБЖ, педагога-организатора, представителей органа ученического самоуправления; медико-психолого-педагогическая служба в составе социального педагога, медицинского работника, психолога. При этом общее руководство осуществляется директором образовательного учреждения, а организационно-методическое руководство - оргкомитетом, по соответствующему распределению обязанностей. Оргкомитет проводит координационное совещание (за 1 месяц до даты мероприятия), в ходе которого определяет тематику мероприятий каждого модуля, их количество в течение Недели Здоровья.
Для проведения тематической Недели в образовательном учреждении разрабатывается положение о проведении Недели Здоровья, сценарий - детализированный план мероприятий с учетом регламента времени, мест проведения, очередности мероприятий, ответственных за проведение мероприятий.
Этап реализации
Опишем апробированную нами структуру проведения Недели Здоровья. Тематическая неделя разбивается на модули (режим дня, здоровое питание, физкультура и спорт, профилактика вредных привычек, здоровьесбережение в семье). Каждый модуль включает в себя несколько компонентов (которые могут варьироваться):
- 1 компонент: Тематические общешкольные линейки. На линейке дается старт новому дню, определяется тематика модуля, освещаются основные тезисы по теме модуля, происходит информирование о событиях и мероприятиях предстоящего дня.
- 2 компонент: Уроки здоровья с использованием здоровьесозидающих и иных современных педагогических технологий (тема и задачи определяются субъектами образовательного процесса совместно). Предполагает включение тематической пятиминутки по теме модуля в рамках учебного предмета.
- 3 компонент: Творческие конкурсы (стенгазет, сочинений, фотографий, социального плаката, чемпионат ораторского искусства и т.д.), посвященные здоровому образу жизни.
- 4 компонент: Классные часы по отдельной проблеме здоровья и здорового образа жизни.
- 5 компонент: Интерактивные встречи, подготовленные педагогами, родителями или социальными партнёрами, на различные темы в области здоровья и здорового образа жизни.
- 6 компонент: Спортивные соревнования для учащихся, педагогов, родителей.
- 7 компонент: Акции (Ярмарка вкусных и полезных блюд, “Присоединяйся!”, день открытых дверей спортивных секций, открытые уроки для родителей).
8 компонент: Работа тематических станций.
1. Аналитический этап.
По результатам проведения Недели Здоровья каждому классу предлагаются рефлексивные задания, анкеты, диагностики.
В завершении модуля проводится методическое совещание с целью анализа результатов проведения мероприятий (участвуют совместно учителя и представители органа ученического самоуправления). Готовится отчет по итогам Недели Здоровья (количество участвующих, количество проведенных мероприятий, сценарий, протоколы проведенных мероприятий, фотографии, стенгазеты, информация в школьных СМИ и на сайте ОУ).
Основным показателем эффективности проведенных мероприятий следует считать процент учащихся, родителей, педагогов образовательного учреждения (от общего числа) участвующих в них. Дополнительным показателем эффективности Недели Здоровья можно считать содержание и организацию мероприятий.
2.2. Ожидаемые результаты
По итогам проведения тематической Недели Здоровья предполагается, что:
Педагоги образовательного учреждения станут более активно применять современные технологии, позволяющие сохранять и укреплять здоровье участников образовательного процесса.
Учащиеся образовательного учреждения будут более осознанно подходить к вопросам сохранения и укрепления собственного здоровья, соблюдения режима дня, режима питания, личной гигиены; увеличится количество учащихся, посещающих спортивные секции, самостоятельно занимающихся физкультурой; повысится уровень знаний учащихся о здоровом образе жизни, о способах психологической защиты от вредных привычек.
Родители учащихся примут активное участие в мероприятиях, проводимых в рамках Недели Здоровья, обратят внимание на проблему сохранения и укрепления здоровья учащихся; увеличится количество семей, практикующих различные виды спорта, активный семейный отдых.
2.3. Ход проведения
Неделя Здоровья предполагает проведение нескольких тематических модулей. В течение дня проводится цикл мероприятий (компонентов модуля) в рамках заданной тематики. Каждый класс образовательного учреждения представляет собой команду, у которой есть название, девиз и отличительный знак. На церемонии открытия и информационных стендах предоставляется полная информация об условиях участия в конкурсе “Самый здоровый класс”. Команда класса участвует в мероприятиях дня (командой или индивидуально) и зарабатывает баллы, которые по итогам дня заносятся в экран соревнований “Самый здоровый класс” (экран находится на тематическом стенде в течение всей недели). По итогам Недели здоровья определяется самый здоровый класс (по сумме набранных баллов) среди 1-4 классов, 5-8 классов и 9-11 классов. Запись о ходе соревнований заносится в протокол конкурса “Самый здоровый класс”.
2.3.1. План проведения Недели Здоровья
В рамках проведения Недели Здоровья в ОУ планируются следующие мероприятия:
№ п/п | Название мероприятия | Форма проведения | Ответственные |
1. Мероприятия с педагогическим коллективом | |||
1. | Создание рабочей группы, оргкомитета по проведению Недели Здоровья в ОУ | Администрация ОУ | |
2. | Разработка и утверждение положения о проведении Дней Здоровья в ОУ, плана проведения Недели Здоровья, назначение ответственных, организаторов, выбор жюри и судейской комиссии. | Оргкомитет | |
3. | “Здоровье ученика и учителя — основа успешной деятельности” | тематический педагогический совет | Администрация ОУ |
4. | Совершенствование учебно-методической базы и документальная работа:
| Оргкомитет | |
5. | Проведение соревнований среди педагогов ОУ по различным видам спорт | Оргкомитет, учителя физкультуры | |
6. | “Здоровая нация – это МЫ!” | Спортивная эстафета между педагогами и учащимися | Оргкомитет |
7. | Анализ проведения мероприятий в рамках проведения Дней здоровья в ОУ. | Администрация ОУ оргкомитет | |
2. Мероприятия с родителями | |||
1. | “Шесть секретов здоровья вашего ребенка” | Общешкольное родительское собрание | Зам. директора по ВР, школьный мед. работник, приглашённые специалисты |
2. | “Папа, мама, я – спортивная семья” | Семейные спортивные соревнования | Оргкомитет, учителя физкультуры |
3. | Вовлечение родителей в мероприятия, проводимые в рамках Дней Здоровья (в роли организаторов, приглашенных экспертов, жюри, зрителей, участников) | Классные руководители | |
3. Мероприятия с детским коллективом | |||
1. | “Здоровый образ жизни” | Анкетирование учащихся | Оргкомитет |
2. | “Живите здорово!” | Открытие тематической Недели Здоровья | Администрация ОУ, оргкомитет |
Общешкольная линейка, церемония открытия, старт творческих конкурсов (социального плаката, фотографий) открытие “Почты здоровья” , презентация экрана соревнований “Самый здоровый класс”), оформление выставки тематической литературы “Здоровым быть здорово!”, размещение информации о мероприятиях Недели Здоровья на тематическом стенде, сайте ОУ. | |||
3. | “Кто день начинает с зарядки, у того дела в порядке” | Модуль, посвященный режиму дня | Оргкомитет |
Общешкольная утренняя зарядка, выпуск стенгазет “Режим — залог здоровья”, составление режима дня в начальной школе, конкурс сочинений “Идеальный день ученика”, агитбригады для учащихся начальной школы. | |||
4. | “Разумно есть — долго жить” | Модуль, посвященный здоровому питанию | Оргкомитет |
“Одним достаются победы, а другим - вкусные обеды” - специальное меню в столовой, конкурс рецептов здоровых блюд "Мы – это то, что мы едим", тематические уроки технологии, ярмарка вкусных и полезных блюд “Какова еда и питье — таково и житье”. | |||
5. | “Со спортом не дружишь - не раз о том потужишь” | Модуль, посвященный различным видам спорта | Оргкомитет |
Соревнования по различным видам спорта, викторина “История и современность Олимпийских игр”, встречи с известными спортсменами города, уроки физкультуры в нетрадиционной форме, акция “Присоединяйся!” открытые занятия спортивных секций ОУ. | |||
6. | “Живешь каково и здоровье таково”. | Модуль, посвященный профилактике вредных привычек | Оргкомитет |
Встречи со специалистами различных служб (УФСКН, МЧС, ПДН, ГИБДД), работа тематических станций, чемпионат ораторского искусства, конкурс социального плаката. | |||
7. | “Папа, мама, я – здоровая семья!” | Модуль, посвященный здоровьесбережению в семье | Оргкомитет |
Конкурс фотографий “Спорт в нашей семье”, общешкольное родительское собрание, спортивные семейные праздники, открытые уроки для родителей по физической культуре. | |||
8. | Закрытие тематической Недели Здоровья. | Администрация ОУ, оргкомитет | |
Церемония закрытия, подведение итогов творческих конкурсов (социального плаката, сочинений, фотографий), статистика “Почты здоровья”, награждение победителей и призеров конкурса “Самый здоровый класс”, оформление фотовыставки “Здоровым быть здорово!” (по материалам проведенных мероприятий), размещение информации об итогах “Недели здоровья” на тематическом стенде, сайте ОУ. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие "МОНИТОРИНГ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ"
В методическом пособии рассматриваются теоретические вопросы мониторинга психологического здоровья обучающихся и предложен один из вариантов проведения исследования психологического здоровья детей в ш...
Методическая разработка по подготовке и созданию информационных материалов для официального сайта учреждения дополнительного образования детей.
В современных реалиях перед образовательными учреждениями актуально стоит вопрос создания условий для реализации информационной открытости.Помимо обязательных «сведений об образовательной организации»...
Методическая разработка педагога организатора. "Зажги огонь в сердце Лидера"
Специфика любого вида образования заключается в том, какими средствами и методами воспитывается человек. Наука о физкультуре возникла и развивалась как система знаний о физических упражнениях, прошедш...
Методическая разработка "Развитие творческого воображения на индивидуальных занятиях по музыке в учреждениях дополнительного образования детей"
Методическая разработка предназначена для организации индивидуальных занятий по музыке в учреждениях дополнительного образования. Содержит материалы для углубленного изучения психолого-педагогических ...
Методическая разработка игры "100 к 1" на уроке английского языка в учреждении дополнительного образования
Методическая разработка командной игры "100 к 1", которую можно использовать в качестве материала для формирования предметной и личностной компетенций на уроке английского языка в учреждении...
Статья педагога – организатора дополнительного образования
Совершенствование содержания форм и методов воспитательного процесса в наших клубах зависит от Вас, педагога-организатора. С целью улучшения методического обеспечения деятельности педагогов-организато...
Методическая разработка педагога-организатора ГБУ ДО Молодёжный творческий форум «Китеж плюс» Тема: Организация подготовки и проведении штабной тренировки по гражданской обороне.
Методическая разработка по организации подготовки и проведения штабной тренировки содержит: порядок подготовки и методику проведения штабной тренировки по гражданской обороне, а также материалы по офо...