Информатика 7-9 класс ФГОС Босова Л.Л., Босова А.Ю.
рабочая программа по информатике и икт (7 класс)
Учебники по информатике издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний» для начального, основного и среднего общего образования являются основной единственного в своем роде непрерывного курса информатики со 7 по 9 класс. Развитие информационных технологий, требования к формированию ИКТ компетентности учащихся, внедрение электронных форм учебников делает непрерывный курс информатики 7 – 9 уникальным и необходимым, при этом он встраивается в любую систему и методику обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bossova_fgos_7-9_klassy_bossova.docx | 119.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 2.2.8.
к ООП ООО
Информатика 7-9 классы
1.Планируемые результаты изучения информатики
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.
Планируемые результаты сформулированы к каждому разделу учебной программы.
Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала, размещены в рубрике «Выпускник научится …». Они показывают, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускника. Эти результаты потенциально достигаемы большинством учащихся и выносятся на итоговую оценку как задания базового уровня (исполнительская компетентность) или задания повышенного уровня (зона ближайшего развития).
Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему, размещены в рубрике «Выпускник получит возможность научиться …». Эти результаты достигаются отдельными мотивированными и способными учащимися; они не отрабатываются со всеми группами учащихся в повседневной практике, но могут включаться в материалы итогового контроля.
7 класс
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
- формирование информационной культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
- формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
- оперировать единицами измерения количества информации;
- оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов (объём памяти, необходимый для хранения информации; время передачи информации и др.);
- записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
- анализировать информационные модели (таблицы, графики, диаграммы, схемы и др.);
- перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;
- выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма) в соответствии с поставленной задачей;
Выпускник получит возможность:
- углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
- научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения;
- научиться оценивать информационный объём сообщения, записанного символами произвольного алфавита
- познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе с двоичным кодированием текстов, графических изображений, звука;
- сформировать представление о моделировании как методе научного познания; о компьютерных моделях и их использовании для исследования объектов окружающего мира;
- называть функции и характеристики основных устройств компьютера;
- описывать виды и состав программного обеспечения современных компьютеров;
- подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задаче;
- оперировать объектами файловой системы;
- применять основные правила создания текстовых документов;
- использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании текстовых документов;
- составлять запросы для поиска информации в Интернете;
- использовать основные приёмы создания презентаций в редакторах презентаций.
Ученик получит возможность:
- научиться систематизировать знания о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
- научиться систематизировать знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
- наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
- понимание роли информационных процессов в современном мире;
- владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
- готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
- способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
- способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
- владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание «алгоритмов» деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
- ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
8 класс
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
- формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
- формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
- развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
- составлять логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение логического выражения; строить таблицы истинности;
Выпускник получит возможность:
- углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
- переводить небольшие десятичные числа из восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную систему счисления;
- научиться решать логические задачи с использованием таблиц истинности;
- научиться решать логические задачи путем составления логических выражений и их преобразования с использованием основных свойств логических операций.
- понимать смысл понятия «алгоритм» и широту сферы его применения; анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость;
- оперировать алгоритмическими конструкциями «следование», «ветвление», «повторение» (подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую той или иной ситуации; переходить от записи алгоритмической конструкции на алгоритмическом языке к блок-схеме и обратно);
- понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя» и др.; понимать ограничения, накладываемые средой исполнителя и системой команд, на круг задач, решаемых исполнителем;
- исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;
- составлять линейные алгоритмы, число команд в которых не превышает заданное;
- исполнять алгоритмы c ветвлениями, записанные на алгоритмическом языке;
- понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих цикл с параметром или цикл с условием продолжения работы;
- исполнять линейные алгоритмы, записанные на алгоритмическом языке.
- ученик научится исполнять записанный на естественном языке алгоритм, обрабатывающий цепочки символов.
- определять значения переменных после исполнения простейших циклических алгоритмов, записанных на алгоритмическом языке;
- исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;
- составлять все возможные алгоритмы фиксированной длины для формального исполнителя с заданной системой команд;
- определять количество линейных алгоритмов, обеспечивающих решение поставленной задачи, которые могут быть составлены для формального исполнителя с заданной системой команд;
- подсчитывать количество тех или иных символов в цепочке символов, являющейся результатом работы алгоритма;
- по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;
- исполнять записанные на алгоритмическом языке циклические алгоритмы обработки одномерного массива чисел (суммирование всех элементов массива; суммирование элементов массива с определёнными индексами; суммирование элементов массива, с заданными свойствами; определение количества элементов массива с заданными свойствами; поиск наибольшего/ наименьшего элементов массива и др.);
- разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции;
- разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
- готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
- способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
- способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
- владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
- владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание «алгоритмов» деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
9 класс
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
- формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
- развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
- формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
- формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
- декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования;
- строить простые информационные модели объектов и процессов из различных предметных областей с использованием типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул и пр.), оценивать адекватность построенной модели объекту-оригиналу и целям моделирования.
- углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире; познакомиться с примерами использования графов и деревьев при описании реальных объектов и процессов
- научиться строить математическую модель задачи – выделять исходные данные и результаты, выявлять соотношения между ними.
- составлять линейные алгоритмы, число команд в которых не превышает заданное;
- исполнять алгоритмы c ветвлениями, записанные на алгоритмическом языке;
- использовать основные приёмы обработки информации в электронных таблицах;
- работать с формулами;
- визуализировать соотношения между числовыми величинами.
- осуществлять поиск информации в готовой базе данных;
- основам организации и функционирования компьютерных сетей;
- подсчитывать количество тех или иных символов в цепочке символов, являющейся результатом работы алгоритма;
- по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;
- исполнять записанные на алгоритмическом языке циклические алгоритмы обработки одномерного массива чисел (суммирование всех элементов массива; суммирование элементов массива с определёнными индексами; суммирование элементов массива, с заданными свойствами; определение количества элементов массива с заданными свойствами; поиск наибольшего/ наименьшего элементов массива и др.);
- разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции;
- разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.
- научиться проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы;
- расширить представления о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности;
- научиться оценивать возможное количество результатов поиска информации в Интернете, полученных по тем или иным запросам.
- познакомиться с подходами к оценке достоверности информации (оценка надёжности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.);
- закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
- сформировать понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей, технических и экономических ограничений.
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
- ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
- развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
- способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
- готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
- способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
- способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
- владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание «алгоритмов» деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
2.Содержание учебного предмета
Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в 7–9 классах основной школы может быть определена следующими укрупнёнными тематическими блоками (разделами):
Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в основной школе может быть определена тремя укрупнёнными разделами:
- введение в информатику;
- алгоритмы и начала программирования;
- информационные и коммуникационные технологии.
Раздел 1. Введение в информатику
Информация. Информационный объект. Информационный процесс. Субъективные характеристики информации, зависящие от личности получателя информации и обстоятельств получения информации: «важность», «своевременность», «достоверность», «актуальность» и т.п.
Представление информации. Формы представления информации. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Алфавит, мощность алфавита.
Кодирование информации. Исторические примеры кодирования. Универсальность дискретного (цифрового, в том числе двоичного) кодирования. Двоичный алфавит. Двоичный код. Разрядность двоичного кода. Связь разрядности двоичного кода и количества кодовых комбинаций.
Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 256. Перевод небольших целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика.
Компьютерное представление текстовой информации. Кодовые таблицы. Американский стандартный код для обмена информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте Юникод.
Возможность дискретного представления аудио-визуальных данных (рисунки, картины, фотографии, устная речь, музыка, кинофильмы). Стандарты хранения аудио-визуальной информации.
Размер (длина) сообщения как мера количества содержащейся в нём информации. Достоинства и недостатки такого подхода. Другие подходы к измерению количества информации. Единицы измерения количества информации.
Основные виды информационных процессов: хранение, передача и обработка информации. Примеры информационных процессов в системах различной природы; их роль в современном мире.
Хранение информации. Носители информации (бумажные, магнитные, оптические, флэш-память). Качественные и количественные характеристики современных носителей информации: объем информации, хранящейся на носителе; скорости записи и чтения информации. Хранилища информации. Сетевое хранение информации.
Передача информации. Источник, информационный канал, приёмник информации. Скорость передачи информации. Пропускная способность канала. Передача информации в современных системах связи.
Обработка информации. Обработка, связанная с получением новой информации. Обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая содержание информации. Поиск информации.
Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике.
Модели и моделирование. Понятия натурной и информационной моделей объекта (предмета, процесса или явления). Модели в математике, физике, литературе, биологии и т.д. Использование моделей в практической деятельности. Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертёж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования.
Графы, деревья, списки и их применение при моделировании природных и общественных процессов и явлений.
Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении научно-технических задач. Представление о цикле компьютерного моделирования: построение математической модели, ее программная реализация, проведение компьютерного эксперимента, анализ его результатов, уточнение модели.
Логика высказываний (элементы алгебры логики). Логические значения, операции (логическое отрицание, логическое умножение, логическое сложение), выражения, таблицы истинности.
Раздел 2. Алгоритмы и начала программирования
Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Робот, Чертёжник, Черепаха, Кузнечик, Водолей) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд.
Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.
Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем.
Линейные алгоритмы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Разработка алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма.
Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Знакомство с табличными величинами (массивами). Алгоритм работы с величинами – план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов.
Язык программирования. Основные правила одного из процедурных языков программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык и др.): правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл) и вызова вспомогательных алгоритмов; правила записи программы.
Этапы решения задачи на компьютере: моделирование – разработка алгоритма – запись программы – компьютерный эксперимент. Решение задач по разработке и выполнению программ в выбранной среде программирования.
Раздел 3. Информационные и коммуникационные технологии
Компьютер как универсальное устройство обработки информации.
Основные компоненты персонального компьютера (процессор, оперативная и долговременная память, устройства ввода и вывода информации), их функции и основные характеристики (по состоянию на текущий период времени).
Программный принцип работы компьютера.
Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, системы программирования. Правовые нормы использования программного обеспечения.
Файл. Каталог (директория). Файловая система.
Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню). Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Стандартизация пользовательского интерфейса персонального компьютера.
Размер файла. Архивирование файлов.
Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.
Обработка текстов. Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Технологии создания текстовых документов. Создание и редактирование текстовых документов на компьютере (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов, проверка правописания, расстановка переносов). Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал). Стилевое форматирование. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Гипертекст. Создание ссылок: сноски, оглавления, предметные указатели. Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода. Коллективная работа над документом. Примечания. Запись и выделение изменений. Форматирование страниц документа. Ориентация, размеры страницы, величина полей. Нумерация страниц. Колонтитулы. Сохранение документа в различных текстовых форматах.
Графическая информация. Формирование изображения на экране монитора. Компьютерное представление цвета. Компьютерная графика (растровая, векторная). Интерфейс графических редакторов. Форматы графических файлов.
Мультимедиа. Понятие технологии мультимедиа и области её применения. Звук и видео как составляющие мультимедиа. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Звуковая и видео информация.
Электронные (динамические) таблицы. Использование формул. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Выполнение расчётов. Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке (упорядочивании) данных.
Реляционные базы данных. Основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка данных.
Коммуникационные технологии. Локальные и глобальные компьютерные сети. Интернет. Браузеры. Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, компьютерные энциклопедии и справочники. Поиск информации в файловой системе, базе данных, Интернете. Средства поиска информации: компьютерные каталоги, поисковые машины, запросы по одному и нескольким признакам.
Проблема достоверности полученной информация. Возможные неформальные подходы к оценке достоверности информации (оценка надежности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т.п.). Формальные подходы к доказательству достоверности полученной информации, предоставляемые современными ИКТ: электронная подпись, центры сертификации, сертифицированные сайты и документы и др.
Основы социальной информатики. Роль информации и ИКТ в жизни человека и общества. Примеры применения ИКТ: связь, информационные услуги, научно-технические исследования, управление производством и проектирование промышленных изделий, анализ экспериментальных данных, образование (дистанционное обучение, образовательные источники).
Основные этапы развития ИКТ.
Информационная безопасность личности, государства, общества. Защита собственной информации от несанкционированного доступа. Компьютерные вирусы. Антивирусная профилактика. Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных программ и работы в сети Интернет. Возможные негативные последствия (медицинские, социальные) повсеместного применения ИКТ в современном обществе.
3. Тематическое планирование учебного материала 7-9 классы.
Содержание учебного предмета | Количество часов | Формы контроля/ Практическая часть | |||||
Практическая часть | Проверочные работы | ||||||
по автор. программе | по плану учителя | по автор. программе | по плану учителя | по автор. программе | по плану учителя | ||
Информация и информационные процессы | 9 | 9 | 3 | 3 | ПР, тест, КР | ПР, тест, КР | |
Компьютер как универсальное устройство обработки информации | 7 | 7 | 2 | 2 | КР, ПР | КР, ПР | |
Обработка графической информации | 4 | 4 | 2 | 2 | ПР, тест | ПР, тест | |
Обработка текстовой информации | 9 | 9 | 6 | 6 | ПР, КР | ПР, КР | |
Мультимедиа | 4 | 4 | 3 | 3 | ПР, тест, | ПР, тест, | |
Математические основы информатики | 13 | 13 | 3 | 3 | ПР, тест | ПР, тест | |
Основы алгоритмизации | 10 | 10 | 4 | 4 | ПР, тест | ПР, тест | |
Начала программирования | 10 | 10 | 8 | 8 | ПР, тест, контр | ПР, тест, контр | |
Моделирование и формализация | 9 | 9 | 3 | 3 | ПР, тест | ПР, тест | |
Алгоритмизация и программирование | 8 | 8 | 6 | 6 | ПР, тест | ПР, тест | |
Обработка числовой информации | 6 | 6 | 4 | 4 | ПР, тест | ПР, тест | |
Коммуникационные технологии | 10 | 10 | 4 | 4 | ПР, тест | ПР, тест |
Приложение2.2.8.1.
Календарно-тематическое планирование, 7 класс «Информатика» (1 час в неделю, 34 часа в год)
№ п/п | Дата проведения урока | Тема урока | диагностика/ формы контроля | НРЭО | Домашнее задание | |||
план | факт | |||||||
1 | Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. | Зачет, подпись в журнале по ТБ | Подготовить сообщение «Информатика — это... | |||||
Тема «Информация и информационные процессы» часы | ||||||||
2 | Информация и её свойства | Индивидуальный, фронтальный опрос | Презентация к § 1.1 Вопросы 1-4; рабочая тетрадь задания 3-6 http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor7.php, | |||||
3 | Информационные процессы. Обработка информации | Индивидуальный, фронтальный опрос | Презентация к § 1.2 Вопросы 1-3; рабочая тетрадь задания 8-10 http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor7.php, Сообщ. о профессиях, связанных с обработкой информации | |||||
4 | Информационные процессы. Хранение и передача информации | Индивидуальный, фронтальный опрос, тест | Презентация к § 1.2 Вопросы 4-11; рабочая тетрадь 14, 15, 16. http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor7.php, р.т. 60 | |||||
5 | Всемирная паутина как информационное хранилище | Индивидуальный, фронтальный опрос | Презентация к § 1.3 Вопросы 1-5; рабочая тетрадь 21, 22. http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor7.php, Подготовить вопрос-загадку на поиск в интернете. | |||||
6 | Представление информации | Индивидуальный, фронтальный опрос | Презентация к § 1.4 Вопросы 1-7; рабочая тетрадь 24-29. http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor7.php, Придумать пиктограмму. | |||||
7 | Дискретная форма представления информации | Индивидуальный, фронтальный опрос | Презентация к § 1.5 Вопросы 1-6; рабочая тетрадь 39,40, 41, 42. http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor7.php, Задания по карточкам | |||||
8 | Единицы измерения информации | Индивидуальный, фронтальный опрос, тест | Презентация к § 1.6 Вопросы 1-5. Рабочая тетрадь57-59, 61-63. http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor7.php, Задания по карточкам | |||||
9 | Обобщение и систематизация основных понятий темы Информация и информационные процессы. Проверочная работа | Практическая работа | Презентация к § 1.6 Вопросы 6-12 . Рабочая тетрадь 71-75. http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor7.php, Проверочная работа 1. Часть 1 стр 7 | |||||
Тема «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией» | ||||||||
10 | Основные компоненты компьютера и их функции | Индивидуальный, фронтальный опрос | Презентация к § 2.1 Вопросы 1-10; рабочая тетрадь 76-81,82,83. http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor7.php, Заполнить таблицу Носители информации | |||||
11 | Персональный компьютер. НРЭО | Индивидуальный, фронтальный опрос | История создания ПК в СССР | Презентация к § 2.2 Вопросы 1-8 ; рабочая тетрадь 86-90. http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor7.php, Построить граф Устройства ПК, рт 80 | ||||
12 | Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение | Индивидуальный, фронтальный опрос, тест | Презентация к § 2.3 Вопросы 1-10; рабочая тетрадь 103-106 http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor7.php, Подготовить сообщение об одном из приложений | |||||
13 | Системы программирования и прикладное программное обеспечение | Индивидуальный, фронтальный опрос | Презентация к § 2.3 Вопросы 11-18; задание в тетради 107-109. http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor7.php, Подготовить сообщение об одном из языков программир. | |||||
.14 | Файлы и файловые структуры | Индивидуальный, фронтальный опрос, тест | Презентация к § 2.4 Вопросы 1-10; рабочая тетрадь 110-113,116. http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor7.php, рт 110, 111 | |||||
15 | Пользовательский интерфейс | Индивидуальный, фронтальный опрос | Презентация к § 2.5 Вопросы 1-7; рабочая тетрадь 125-126, http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor7.php, Построить граф Основные понятия граф. интерфейса | |||||
16 | Обобщение и систематизация основных понятий темы Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией. Проверочная работа | Самостоятельная работа | Презентация к § 2.5 Вопросы 8-13; рабочая тетрадь 127. http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor7.php, Самостоятельная работа №4 | |||||
Тема «Обработка графической информации» | ||||||||
17 | Формирование изображения на экране компьютера | Индивидуальный, фронтальный опрос | Презентация к § 3.1 Вопросы 1- 11; рабочая тетрадь 128-133. 152-154. http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor7.php, рт 134, 135 | |||||
18 | Компьютерная графика | Индивидуальный, фронтальный опрос | Презентация к § 3.2 Вопросы 1-6; рабочая тетрадь 155-161, 163. http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor7.php, рт 141, 142 | |||||
19 | Создание графических изображений НРЭО | Индивидуальный, фронтальный опрос, тест | Создание изображения Русская изба | Презентация к § 3.3 Вопросы 1-7; рабочая тетрадь 164-168 http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor7.php, Рисунок на свободную тему | ||||
20 | Обобщение и систематизация основных понятий темы Обработка графической информации. Проверочная работа | Проверочная работа | Презентация к § 3.3 Вопросы 1-7; рабочая тетрадь 169-172 http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor7.php, Проверочная работа. | |||||
Тема «Обработка текстовой информации» | ||||||||
21 | Текстовые документы и технологии их создания НРЭО | Индивидуальный, фронтальный опрос | История создания книгопечатонья в России | Презентация к § 4.1 Вопросы 1-7; рабочая тетрадь 174-177 http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor7.php, | ||||
22 | Создание текстовых документов на компьютере НРЭО | Индивидуальный, фронтальный опрос, тест | Рассказ «Мой дед цилинник» | Презентация к § 4.2; Вопросы 1-6; рабочая тетрадь 178-190 http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor7.php, | ||||
23 | Прямое форматирование НРЭО | Индивидуальный, фронтальный опрос | Форматирование рассказа «мой дед цилинник». | Презентация к § 4.3 Вопросы 1-6; рабочая тетрадь 192-196 http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor7.php, | ||||
24 | Стилевое форматирование НРЭО | Индивидуальный, фронтальный опрос, тест | Форматирование рассказа «мой дед цилинник». | Презентация к § 4.3 Вопросы 7-10; рабочая тетрадь 196-200 http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor7.php, | ||||
25 | Визуализация информации в текстовых документах | Индивидуальный, фронтальный опрос | Презентация к § 4.4 Вопросы 1-5; рабочая тетрадь 201-203 http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor7.php, Оформить сообщение с использованием изуч. возможностей тр | |||||
26 | Распознавание текста и системы компьютерного перевода | Индивидуальный, фронтальный опрос | Презентация к § 4.5 Вопросы 1-6; рабочая тетрадь 204-205 http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor7.php, Перевести текст с р.яз на иностранный и обратно. Сравнить, прокоментировать. | |||||
27 | Оценка количественных параметров текстовых документов | Индивидуальный, фронтальный опрос, тест | Презентация к § 4.6 Вопросы 1-6; рабочая тетрадь 206-208. http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor7.php, рт 199, 200 | |||||
28 | Оформление реферата История вычислительной техники НРЭО | Индивидуальный, фронтальный опрос | История создания вычислительной техники в СССР | Презентация к § 4.4 Вопросы 6-9; Создание презентации http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor7.php, Оформить реферат | ||||
29 | Обобщение и систематизация основных понятий темы Обработка текстовой информации. Проверочная работа. | Проверочная работа | Презентация к § 4.4 Записи в тетради http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor7.php, Проверочная работа | |||||
Тема «Мультимедиа» | ||||||||
30 | Технология мультимедиа. НРЭО | Индивидуальный, фронтальный опрос | Создание презентации Южный урал | Презентация к § 5.1 Вопросы 1-7; рабочая тетрадь 141-146; http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor7.php, рт 225 | ||||
31 | Компьютерные презентации НРЭО | Индивидуальный, фронтальный опрос | Создание презентации история Челябинска | Презентация к § 5.2 Вопросы 1-5; рабочая тетрадь 147-230. http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor7.php, рт 214 | ||||
32 | Создание мультимедийной презентации НРЭО | Индивидуальный, фронтальный опрос, тест | Создание презентации моя малая Родина | Презентация к § 5.2 Вопросы 6-9; рабочая тетрадь 251-255 http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor7.php, создать презентацию на свободную тему. | ||||
33 | Итоговое тестирование. | Контрольная работа | ||||||
34 | Работа над ошибками | Индивидуальный, фронтальный опрос |
Календарно-тематическое планирование, 8 класс «Информатика» (1 час в неделю, 34 часа в год)
№ п/п | Дата проведения урока | Тема урока | диагностика/ формы контроля | НРЭО | Домашнее задание | |||
план | факт | |||||||
1 | Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация безопасности рабочего места | Зачет, подпись в журнале по ТБ | Введение | |||||
Тема «Математические основы информатики» | ||||||||
2 | Общие сведения о системах счисления | Индивидуальный, фронтальный опрос | §1.1 Вопросы 1,2, 3 Рабочая тетрадь №15-17 | |||||
3 | Двоичная система счисления. Двоичная арифметика | Индивидуальный, фронтальный опрос | §1.1 Вопрос 12 Рабочая тетрадь 18-20 | |||||
4 | Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Компьютерные системы счисления | Индивидуальный, фронтальный опрос | §1.1 Вопросы 6-8 Рабочая тетрадь 25-28 | |||||
5 | Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q | Индивидуальный, фронтальный опрос, тест | §1.1 Вопросы 13-15 Рабочая тетрадь 32-36 | |||||
6 | Представление целых чисел | Индивидуальный, фронтальный опрос | §1.2 Вопросы 1-6 Рабочая тетрадь 62—65,68 | |||||
7 | Представление вещественных чисел | Индивидуальный, фронтальный опрос тест | §1.2 Вопросы 7-10 Рабочая тетрадь 66, 67, 68, 70-72 | |||||
8 | Высказывание. Логические операции | Индивидуальный, фронтальный опрос | §1.3 Вопросы 1,2 Рабочая тетрадь 76,77 | |||||
9 | Построение таблиц истинности для логических выражений | Индивидуальный, фронтальный опрос | §1.3 Вопросы 3,4 Рабочая тетрадь 83 (а,б) | |||||
10 | Свойства логических операций | Индивидуальный, фронтальный опрос | §1.3 Вопросы 6 Рабочая тетрадь 78 | |||||
11 | Решение логических задач | Индивидуальный, фронтальный опрос | §1.3 Вопрос 14 Рабочая тетрадь 89 | |||||
12 | Логические элементы | Индивидуальный, фронтальный опрос Тест | §1.3 Вопрос 16 Рабочая тетрадь 93 | |||||
13 | Обобщение и систематизация основных понятий теме «Математические основы информатики». Проверочная работа | Контрольная работа №1 | Контрольная работа | |||||
Тема «Основы алгоритмизации» | ||||||||
.14 | Алгоритмы и исполнители | Индивидуальный, фронтальный опрос | Работа сталеваров в ММК | §2.1 Вопросы 2-9 Рабочая тетрадь 95, 96 | ||||
15 | Способы записи алгоритмов | Индивидуальный, фронтальный опрос | §2.2 Вопросы 2, 4, 9 Рабочая тетрадь 106 | |||||
16 | Объекты алгоритмов | Индивидуальный, фронтальный опрос, тест | Работа губернатора Челябинской области | §2.3 Вопросы 5, 6, 9 | ||||
17 | Алгоритмическая конструкция «Следование» | Индивидуальный, фронтальный опрос | §2.4 Вопросы 2,3 Рабочая тетрадь126,127 | |||||
18 | Алгоритмическая конструкция «Ветвление» Полная форма ветвления | Индивидуальный, фронтальный опрос | Работа коммунальных служб на примере г. Магнитогорск | §2.4 Вопросы 11, 12 Рабочая тетрадь 137 а | ||||
19 | Сокращенная форма ветвления | Индивидуальный, фронтальный опрос | §2.4 Вопрос 17 Рабочая тетрадь 137 б | |||||
20 | Алгоритмическая конструкция «Повторение». Цикл с заданным условием продолжением работы | Индивидуальный, фронтальный опрос | Работа службы МЧС в Челябинской обл. | §2.4 Вопрос 24 Рабочая тетрадь 149 | ||||
21 | Цикл с заданным условием окончания работы | Индивидуальный, фронтальный опрос | Работа РЖД в Челябинской обл. | §2.4 Вопрос 25 рабочая тетрадь 148 | ||||
22 | Цикл с заданным числом повторений | Индивидуальный, фронтальный опрос, тест | Работа аэропорта г. Челябинск | §2.4 Вопрос 27 Рабочая тетрадь 150 | ||||
23 | Обобщение и систематизация основных понятий теме «Основы алгоритмизации». Проверочная работа | Контрольная работа №2 | ||||||
Тема «Начала программирования» | ||||||||
24 | Общие сведенья о языке программирования Паскаль | Индивидуальный, фронтальный опрос | §3.1 Вопросы 2-5 Рабочая тетрадь 168, 169, 170 | |||||
25 | Организация ввода и вывода данных | Индивидуальный, фронтальный опрос | §3.2 Вопросы 5,6 Рабочая тетрадь 174, 176 | |||||
26 | Программирование линейных алгоритмов | Индивидуальный, фронтальный опрос Тест | §3.3 Вопросы 3,4 Рабочая тетрадь 177, 178 | |||||
27 | Программирование разветвляющих алгоритмов. Условный оператор | Индивидуальный, фронтальный опрос | Работа аграрной отрасли Челябинской обл. | §3.4 Вопросы 3,5 Рабочая тетрадь 180 | ||||
28 | Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений | Индивидуальный, фронтальный опрос Тест | §3.4 Вопросы 8 Рабочая тетрадь 183 | |||||
29 | Программирование циклов с заданным условием продолжения работы | Индивидуальный, фронтальный опрос | Маршрут общественного транспорта г. Магнитогорск | §3.5 Вопрос 5 Рабочая тетрадь 189 а, б | ||||
30 | Программирование циклов с заданным условием окончания работы | Индивидуальный, фронтальный опрос | Маршрут общественного транспорта в г. Челябинске | §3.5 Вопрос 6 Рабочая тетрадь 193 а | ||||
31 | Программирование циклов с заданным числом повторений | Индивидуальный, фронтальный опрос Тест | Полный цикл работы создания изделия на заводе ЧТЗ | §3.5 Вопрос 7 Рабочая тетрадь197 | ||||
32 | Обобщение и систематизация основных понятий теме «Начала програмирования». Проверочная работа | Контрольная работа №3 | ||||||
Итоговое повторение | ||||||||
33 | Итоговое тестирование | |||||||
34 | Работа над ошибками |
Календарно-тематическое планирование, 9 класс «Информатика» (1 час в неделю, 34 часа в год)
№ п/п | Дата проведения урока | Тема урока | диагностика/ формы контроля | НРЭО | Домашнее задание | |||
план | факт | |||||||
1 | Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация безопасности рабочего места | Зачет, подпись в журнале по ТБ | Введение | |||||
Тема «Моделирование и формализация» | ||||||||
2 | Моделирование как метод познания | Индивидуальный, фронтальный опрос тест | §1.1 Вопросы 2-6 Рабочая тетрадь 20,23,24 | |||||
3 | Знаковые модели | Индивидуальный, фронтальный опрос | §1.2 Вопросы 2-3, 8 Рабочая тетрадь 29, 30 | |||||
4 | Графические модели | Индивидуальный, фронтальный опрос | §1.3 Вопросы 2,3,9,10 Рабочая тетрадь34,35, 37. | |||||
5 | Табличные модели | Индивидуальный, фронтальный опрос, | Ветераны тыла ВОВ Челябинской обл | §1.4 Вопросы 2-5 Рабочая тетрадь 47- 49 | ||||
6 | База данных как модель предметной области | Индивидуальный, фронтальный опрос тест | Ветераны ВОВ Челябинской обл | §1.5 Вопросы 2-8 Рабочая тетрадь 55,56,58,60 | ||||
7 | Система управления базами данных | Индивидуальный, фронтальный опрос | §1.6 Вопросы 6,7 Рабочая тетрадь 61 | |||||
8 | Создание базы данных. Запросы на выборку данных | Индивидуальный, фронтальный опрос | Герои СССР Челябинской обл | §1.6 Вопросы 11, 12 Рабочая тетрадь 62 | ||||
9 | Обобщение и систематизация основных понятий теме «Моделирование и формализация». Проверочная работа | Контрольная работа №1 | ||||||
Тема «Алгоритмизация и программирование» | ||||||||
10 | Решение задач на компьютере | Индивидуальный, фронтальный опрос. | §2.1 Вопросы 2-5 Рабочая тетрадь 63, 64, 65 | |||||
11 | Одномерные массивы целых чисел. Описание, заполнение вывод массива | Индивидуальный, фронтальный опрос тест | §2.2 Вопросы 1-5 Рабочая тетрадь 68,69 | |||||
12 | Вычисление суммы элементов массива | Индивидуальный, фронтальный опрос | §2.2 Вопросы 7-8 Рабочая тетрадь 70, 71 | |||||
13 | Последовательный поиск в массиве | Индивидуальный, фронтальный опрос | §2.2 Вопросы 9-10 Рабочая тетрадь 72,73 | |||||
14 | Сортировка массива | Индивидуальный, фронтальный опрос Тест | §2.2 Вопросы 11 Рабочая тетрадь 75 | |||||
15 | Конструирование алгоритмов | Индивидуальный, фронтальный опрос | §2.3 Вопросы 2-5,7-9 Рабочая тетрадь 86 | |||||
16 | Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль | Индивидуальный, фронтальный опрос, | §2.4 Вопросы 1-4, 6-9 Рабочая тетрадь 90-92 | |||||
17 | Алгоритмы управления. Обобщение и систематизация основных понятий теме «Алгоритмизация и программирование». Проверочная работа | Контрольная работа №2 | §2.5 Вопросы 1-7 Рабочая тетрадь 93, 94 | |||||
Тема «Обработка числовой информации» | ||||||||
18 | Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. Основные режимы работы | Индивидуальный, фронтальный опрос | Результаты ГИА в Челябинской обл | §3.1 Вопросы 1-7 Рабочая тетрадь 96-99,102, 108 | ||||
19 | Организация вычислений. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки | Индивидуальный, фронтальный опрос тест | §3.2 Вопросы 2-6 Рабочая тетрадь 113, 114 | |||||
20 | Встроенные функции. Логические функции | Индивидуальный, фронтальный опрос | §3.2 Вопросы 7-10 Рабочая тетрадь 115, 116 | |||||
21 | Сортировка и поиск данных | Индивидуальный, фронтальный опрос тест | Результаты ГИА 1 части | §3.3 Вопросы 1-4 Рабочая тетрадь 125, 127 | ||||
22 | Построение диаграмм и графиков | Индивидуальный, фронтальный опрос, | Результаты ГИА 2 части | §3.3 Вопросы 6-11 Рабочая тетрадь 129, 130 | ||||
23 | Обобщение и систематизация основных понятий главы «Обработка числовой информации в электронных таблицах». Проверочная работа | Контрольная работа №3 | ||||||
Тема «Коммуникационные технологии» | ||||||||
24 | Локальные и глобальные компьютерные сети | Индивидуальный, фронтальный опрос | История Интернета в обл. | §4.1 Вопросы 2-4 Рабочая тетрадь 136-138 | ||||
25 | Как устроен интернет. IP-адрес компьютера. Доменная система имен. Протоколы передачи данных | Индивидуальный, фронтальный опрос тест | IP-адреса в Челябинской обл | §4.2 Вопросы 2- 6 Рабочая тетрадь 150,151, 152 | ||||
26 | Всемирная паутина. Файловые архивы | Индивидуальный, фронтальный опрос | §4.3 Вопросы 1-4 Рабочая тетрадь 156, 157 | |||||
27 | Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет | Индивидуальный, фронтальный опрос | Яндекс почта в сравнении с другими | §4.3 Вопросы 6,9 -13 Рабочая тетрадь 162-164 | ||||
28 | Технологии создания сайта | Индивидуальный, фронтальный опрос тест | Сайты ВУЗов Челябинской обл | §4.4 Вопросы 1,2,3 Рабочая тетрадь 165 | ||||
29 | Содержание и структура сайта | Индивидуальный, фронтальный опрос | §4.4 Вопросы 4,5,6 Рабочая тетрадь 166 | |||||
30 | Оформление сайта | Индивидуальный, фронтальный опрос | §4.4 Вопросы 7,8 Рабочая тетрадь 167 | |||||
31 | Размещение сайта в интернете | Индивидуальный, фронтальный опрос | §4.4 Вопросы 9 Рабочая тетрадь 168 | |||||
32 | Обобщение и систематизация основных понятий главы «Коммуникационные технологии». Проверочная работа | Контрольная работа №4 | ||||||
Итоговое повторение | ||||||||
33 | Итоговое тестирование | |||||||
34 | Работа над ошибками |
Приложение2.2.8.2.
Оценочные материала
7 класс
№ урока | Тема по КТП | формы и методы контроля | Кол-во времени | Ссылки на источник (УМК, мет. лит.) |
4 | Информация и её свойства | Тест | 20 мин. | О. Н. Масленикова, КИМ 7 класс. |
8 | Единицы измерения информации | Тест | 20 мин | О. Н. Масленикова, КИМ 7 класс. |
9 | Обобщение и систематизация основных понятий темы Информация и информационные процессы | Проверочная работа | 40 мин | У. Ю. Кузницова, Н. Н. Самылкина. Дидактические материалы ФГОС 7-9 классы, Информатика - информация, кодирование и измерение. |
12 | Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение | Тест | 20 мин | О. Н. Масленикова, КИМ 7 класс. |
14 | Файлы и файловые структуры | Тест | 20 мин | О. Н. Масленикова, КИМ 7 класс. |
16 | Обобщение и систематизация основных понятий темы Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией. | Самостоятельная работа №4 | 40 мин | Информатика 7 класс , самостоятельные и контрольные работы Босова Л.Л., Босова А.Ю., Лобанов А. А. Лобанова Т. Ю. |
19 | Создание графических изображений | Тест | 20 мин | О. Н. Масленикова, КИМ 7 класс. |
20 | Обобщение и систематизация основных понятий темы Обработка графической информации | Самостоятельная работа № 7 | 40 мин | Босова Л.Л., Босова А.Ю. Лобанов А. А. Лобанова Т. Ю. Информатика. Самостоятельные и контрольные работы. |
22 | Создание текстовых документов на компьютере | Тест | 20 мин | О. Н. Масленикова, КИМ 7 класс. |
24 | форматирование текста | Тест | 20 мин | О. Н. Масленикова, КИМ 7 класс |
27 | Визуализация информации в тестовых документах. Инструменты распознавания и перевода текста | Тест | 20 мин | О. Н. Масленикова, КИМ 7 класс |
29 | Обобщение и систематизация основных понятий темы Обработка текстовой информации. Проверочная работа. | Проверочная работа 4. часть 1 | 40 мин | У. Ю. Кузницова, Н. Н. Самылкина. Дидактические материалы ФГОС 7-9 классы, Информатика - информация, кодирование и измерение. |
32 | Технология мультимедиа. Компьютерные презентации | Тест | 20 мин | О. Н. Масленикова, КИМ 7 класс |
34 | Итоговая контрольбная работа | Контрольная работа | 40 мин | О. Н. Масленикова, КИМ 7 класс |
8 класс
№ урока | Тема по КТП | формы и методы контроля | Кол-во времени | Ссылки на источник (УМК, мет. лит.) |
5 | Системы счисления | тест | 20 мин | О. Н. Масленикова, КИМ 8 класс. |
7 | Представление чисел в компьютере | тест | 20 мин | О. Н. Масленикова, КИМ 8 класс. |
12 | Элементы алгебры логики | Тест | 20 мин | О. Н. Масленикова, КИМ 8 класс. |
13 | Обобщение и систематизация основных понятий теме «Математические основы информатики». Контрольная работа | Контрольная работа №1 | 40 мин | О. Н. Масленикова, КИМ 8 класс |
16 | Алгоритмы и исполнители | Тест | 20 мин | О. Н. Масленикова, КИМ 8 класс. |
23 | Обобщение и систематизация основных понятий теме «Основы алгоритмизации». Контрольная работа | Контрольная работа №2 | 40 мин | О. Н. Масленикова, КИМ 8 класс. |
26 | Программирование линейных алгоритмов | Тест | 20 мин | О. Н. Масленикова, КИМ 8 класс |
28 | Программирование разветвляющихся алгоритмов | Тест | 20 мин | О. Н. Масленикова, КИМ 8 класс |
31 | Программирование циклических алгоритмов | Тест | 20 мин | О. Н. Масленикова, КИМ 8 класс |
32 | Обобщение и систематизация основных понятий теме «Начала програмирования». | Контрольная работа | 40 мин | О. Н. Масленикова, КИМ 8 класс |
9 класс
№ урока | Тема по КТП | формы и методы контроля | Кол-во времени | Ссылки на источник (УМК, мет. лит.) |
2 | Моделирование как метод познания | тест | 20 мин | О. Н. Масленикова, КИМ 9 класс. |
6 | База данных как модель предметной области | тест | 20 мин | О. Н. Масленикова, КИМ 9 класс. |
9 | Обобщение и систематизация основных понятий теме «Моделирование и формализация». Проверочная работа | Контрольная работа №1 | 40 мин | О. Н. Масленикова, КИМ 9 класс. |
11 | Одномерные массивы целых чисел. Описание, заполнение вывод массива | Тест | 20 мин | О. Н. Масленикова, КИМ 9 класс |
14 | Сортировка массива | тест | 20 мин | О. Н. Масленикова, КИМ 9 класс |
17 | Алгоритмы управления. Обобщение и систематизация основных понятий теме «Алгоритмизация и программирование». Проверочная работа | Контрольная работа №2 | 20 мин | О. Н. Масленикова, КИМ 9 класс. |
19 | Организация вычислений. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки | тест | 40 мин | О. Н. Масленикова, КИМ 9 класс. |
21 | Сортировка и поиск данных | тест | 20 мин | О. Н. Масленикова, КИМ 9 класс |
23 | Обобщение и систематизация основных понятий главы «Обработка числовой информации в электронных таблицах». Проверочная работа | Контрольная работа №3 | 40 мин | О. Н. Масленикова, КИМ 9 класс |
25 | Как устроен интернет. IP-адрес компьютера. Доменная система имен. Протоколы передачи данных | тест | 20 мин | О. Н. Масленикова, КИМ 9 класс |
28 | Технологии создания сайта | тест | 20 мин | О. Н. Масленикова, КИМ 9 класс |
32 | Обобщение и систематизация основных понятий главы «Коммуникационные технологии». | Контрольная работа № 4 | 40 мин | О. Н. Масленикова, КИМ 9класс |
Приложение2.2.8.3.
Для реализации программы используется УМК:
Дидактическое обеспечение | Методическое обеспечение |
1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний 2015г. 2. Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний 2015г. 3.Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний 2015г. 4. Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний 2015г. 5. Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний 2015г. 6. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний 2015г. | 1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы : 5–6 классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015г. 2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 7–9 классы : методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015 3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику "Информатика. 7 класс" 4. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/) 5. У. Ю. Кузницова, Н. Н. Самылкина. Дидактические материалы ФГОС 7-9 классы, Информатика - информация, кодирование и измерение. 6. У. Ю. Кузницова, Н. Н. Самылкина. Дидактические материалы ФГОС 7-9 классы, Информатика - Системы счисления и компьютерная арифметика. 7. О. Н. Масленикова, Контрольно-измерительные материалы информатика 7-9 классы ООО «ВАКО» 2017г. 8. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Лобанов А. А. Лобанова Т. Ю. Информатика. Самостоятельные и контрольные работы. БИНОМ. Лаборатория знаний. 2017г. Интернет-ресурсы. Клякс@.net: Информатика в школе. Компьютер на уроках http://www.klyaksa.net Дидактические материалы по информатике и математике Образовательный портал г. Челябинска. Раздел «Методическая копилка» http://www.chel_edu.ru Информатика и информация: сайт для учителей информатики и учеников http://www.phis.org.ru/informatika |
Приложение2.2.8.4.
Реализация национальных, региональных и этнокультурных особенностей (НРЭО)
При изучении предмета «Информатика» необходимо учитывать национальные, региональные и этнокультурные особенности (далее – НРЭО). Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» формулирует в качестве принципа государственной политики «воспитание взаимоуважения, гражданственности, патриотизма, ответственности личности, а также защиту и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства». Учет национальных, региональных и этнокультурных особенностей обеспечивает реализацию следующих целей: - достижение системного эффекта в обеспечении общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся за счёт использования педагогического потенциала национальных, региональных и этнокультурных особенностей содержания образования, - сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России.
Цель реализации НРЭО - воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России. Реализация НРЭО на уроках информатики и ИКТ направлена на усвоение обучающимися гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; раскрытие культурных явлений и процессов на близком и ярком материале, развитие интереса к информатике; развитие творческих способностей школьников на основе поисковой деятельности, изучения многообразных источников по развитию информационной культуры региона; приобщение к культурным традициям, выработанным на Урале.
При реализации федерального компонента государственного образовательного стандарта для изучения национальных, региональных и этнокультурных особенностей в предметное содержание включается содержательные линии, обеспечивающие реализацию НРЭО с выделением не более 40 % учебного времени от общего количества часов (на уровне среднего общего образования)
Класс | 7 | 8 | 9 |
Учебный предмет Информатика | 10 часов | 10 часов | 10 часов |
Приложение2.2.8.5
Лист корректировки рабочей программы
Класс | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Дата проведения по факту |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике 5 класс ФГОС Босова
Программа и пояснительная записка 5 класс Босова...
Рабочая программа по информатике для 7 класса по учебнику Л.Л. Босовой ФГОС
Рабочая программа по информатике для 7 класса по учебнику Л.Л. Босовой ФГОС...
Планирование по информатике 7-9 класс (ФГОС) по учебнику Л. Л. Босова
Данное планирование разработано для 7 класса....
Рабочая программа по информатике 5-7 класс ФГОС БОСОВА Л.Л.
Рабочая программа по предмету «Информатика» в 5-9 классах составлена на основе примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ,авторской программы Босовой Л.Л.. – М.: БИНОМ...
Рабочая программа по информатике для 6 класса, Л.Босова - ФГОС
Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, описание места учебного предмета в учебном плане, результаты изучения курса (личностные, межпредмет...
Рабочая программа по информатике и ИКТ (базовый уровень) 6 класс ФГОС , Босова
Рабочая программа курса «Информатика и ИКТ» основной школы (базовый уровень) для учащихся 6 класса разработана на основе нормативных документов:- Федерального закон...
Рабочая программа по информатике 5 класс ФГОС Босова Л.Л.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС и нормативными документами. К программе прилагается календарное планирование.Программа к завершенной предметной линии учебников по инфор...