План работы педагога-психолога на 2022-2023 учебный год
материал
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ
Директор «МБОУ "Открытая (сменная) школа"»
___________/Куликова Н. И./
«___»_______________20__г.
План работы
педагога-психолога
на 2022-2023 учебный год
Педагог-психолог:
Корнеева Д.К.
Пояснительная записка.
Необходимым условием реализации ФГОС в настоящее время становится психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса. Под психологическим сопровождением понимается система профессиональной деятельности педагога-психолога, направления на реализацию основной общеобразовательной программы .
Психологическое сопровождение разработано в соответствии с требованиями основных нормативных документов:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» 29.12.2012 №273 ФЗ
- Федеральным государственным образовательным стандартом. Конвенцией ООН о правах ребенка;
- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в школьных организациях;
- Приказом МОиН РФ «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам школьного образования»;
План развития педагога-психолога определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям: психологическое просвещение, психодиагностика, коррекционно-развивающая работа, психологическое консультирование, экспертная и организационно-методическая работа.
Психолого-педагогическое сопровождение должно пронизывать все стороны взаимодействия обучающегося, воспитанника, родителей (законных представителей) и школы в процессах обучения, развития, воспитания и социализации. Это означает, что целью современного образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.
Целевые ориентиры являются сегодня показателем достижения школой и педагогами современного качества образования:
- забота о психологической безопасности и здоровье школьников;
- создание комфортной развивающей образовательной среды, обеспечивающей высокое качество образования;
- его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества;
- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, гарантирующее охрану и укрепление их физического, психологического и социального здоровья.
Основным предметом деятельности школьного психолога являются технологии формирования и измерения необходимых компетенций: предметных, метапредметных и личностных, иными словами–оценка качества обучения в школе по ряду обязательных критериев. Таким образом, работа психолога становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы.
Основные функции работы:
• участие в обеспечении уровня подготовки обучающихся, воспитанников, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта;
• участие в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям;
• оценка эффективности образовательной деятельности педагогических работников и педагогического коллектива через призму развития личности обучающихся;
• анализ достижений и подтверждения обучающимися уровней развития и образования.
Задачами психолого-педагогического сопровождения являются:
- Защита прав и интересов личности обучающихся, обеспечение благоприятных условий их психического и физического развития и обучения, поддержка и содействие в решении психолого-педагогических и медико-социальных проблем.
- Квалифицированная комплексная диагностика возможностей и особенностей развития ребенка с целью как можно более раннего выявления детей, требующих особого внимания специалистов для предупреждения возникновения проблем в обучении и развитии.
- Содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: реализация программ преодоления трудностей в обучении, нарушений эмоционально-волевой сферы, проблем взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями; содействие выбору образовательного и профессионального маршрута.
- Участие специалистов в разработке образовательных программ, адекватных возможностям и способностям обучающихся.
- Развитие психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса – обучающихся, педагогов, родителей.
- Содействие укреплению взаимопонимания и взаимодействия между всеми субъектами образовательного процесса, содействие педагогическому коллективу в оптимизации социально-психологического климата образовательного учреждения.
- Психолого-педагогическая помощь родителям (законным представителям), педагогам и воспитателям обучающихся, требующих особого внимания специалистов.
- Консультативно-просветительская работа среди обучающихся, педагогов, родителей.
- Профилактическая работа и пропаганда здорового образа жизни среди обучающихся, педагогов, родителей.
Содержание психолого-педагогического сопровождения учебной деятельности:
- диагностика возможностей и особенностей развития ребенка;
- оказание помощи педагогам в вопросах оценки метапредметных и личностных результатов освоения основной образовательной программы;
- формирования основных образовательных компетенций (УУД);
- построение индивидуальной траектории развития ребенка;
- экспертиза соответствия применяемых методов работы требованиям ФГОС.
Содержание психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и воспитания:
- профилактика асоциального поведения;
- профилактика и коррекция дезадаптивных форм поведения;
- психологическая поддержка одаренных детей;
- повышение психолого-педагогической компетенции всех участников образовательного процесса;
- мониторинг состояния здоровья, безопасности образовательной среды, психологической атмосферы образовательного учреждения.
Таким образом, в условиях достижения обновленных целей и задач образования психолого-педагогическое сопровождение как целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка в образовательной среде, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы.
Цели:
1. Формирование психологической компетентности участников образовательного процесса (обучающихся, учителей, администрации школы, родителей);
2. Осуществление психолого-педагогического сопровождения развития обучающихся на каждом возрастном этапе.
Задачи:
- Способствовать формированию личности учащихся;
- Обеспечить успешную адаптацию к требованиям обучения и воспитания.
- Оказание своевременной психологической помощи всем участникам образовательного процесса (ученики, родители, педагоги);
- Социально-психологическое сопровождение одаренных учащихся и учащихся «группы риска»;
- Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях реализации ФГОС.
Основные направления деятельности:
- Организационно-методическая работа;
- Диагностическая работа;
- Коррекционно-развивающая работа;
- Профилактическая работа;
- Консультативная и просветительская работа.
№ | Планируемое мероприятие | Сроки | Примечания | |
Организационно-методическая работа | ||||
1 | Планирование деятельности педагога-психолога | Август | Составление плана работы педагога-психолога | |
2 | Индивидуальные и групповые консультации педагогов по вопросам взаимодействия с обучающимися | В течение года | Выработка эффективных форм взаимодействия между педагогами и обучающимися | |
3 | Изучение нормативных документов и психологической литературы | В течение года | Осведомленность в области психологических знаний на современном этапе | |
4 | Участие в работе педагогов-психологов района, участие в семинарах, конференциях | В течение года | Повышение уровня профессиональной компетенции | |
5 | Выступления на педагогических советах школы (по запросу администрации) | В течение года | Получение педагогами сведений о ходе психологической работы с учащимися по различным направлениям | |
Диагностическая работа | ||||
1 | Социально-психологическое тестирование (5-9 классы) | Сентябрь | Тестирование направлено на раннее выявление детей «группы риска», склонных к потреблению наркотических средств и психотропных веществ. | |
2 | Прослеживание хода адаптации учащихся 5-го класса (Тест школьной тревожности Филлипса) 9-х классов (Тест школьной тревожности Филлипса) | Сентябрь-ноябрь | Выявление дезадаптированных детей. Выявление причин дезадаптации. Выработка рекомендаций классным руководителям. | |
3 | Диагностические методики познавательных процессов (память, внимание, мышление), мотивации учения, эмоционального благополучия, профессиональных интересов | В течение года | По запросам кл. руководителей, родителей | |
Коррекционно-развивающая работа | ||||
1 | Групповые коррекционно-развивающие занятия с детьми с низким уровнем адаптации к школе (5,9 классы) | Сентябрь-декабрь | Повышение уровня школьной мотивации. Снятие тревожности у школьников. | |
2 | Индивидуальные и групповые занятия с детьми, обучающимися по коррекционно-развивающимся программам 7, 8 вида. | В течение года | Развитие когнитивной и эмоциональной сфер. | |
3 | Групповые занятия с обучающимися 9 классов по подготовке к экзаменам | Апрель- Май | Повышение стрессоустойчивости и уверенности в себе | |
4 | Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с детьми с асоциальным поведением | В течение года (по запросу кл.рук) | Развитие коммуникативных и личностных качеств у детей «группы риска» | |
5 | Групповые занятия с обучающимися 5-х классов | Сентябрь-май | Развитие словесно-логического мышления | |
Профилактическая работа | ||||
1 | Коммуникативный мини-тренинг «Я и мой класс!» (5класс) | Октябрь | Формирование позитивного отношения к школе и к одноклассникам | |
2 | Тренинги для старшеклассников «Разговор без слов- я тебя понимаю» «Равновесие» «Основы эффективной коммуникации» | В течение года | Организация процесса, предотвращающего формирование у учащихся дезадаптационных состояний, дисстресса. | |
3 | Беседа о здоровом образе жизни (5-8 классы) | Апрель | Формирование полезных привычек | |
4 | Беседы «Моя будущая профессия», «Мой темперамент», «Характер и профессия» (9 классы) | В течение года | Формирование профессионального интереса, исходя из личностных возможностей обучающихся | |
5 | Индивидуальные беседы «Мои интересы», «Какой я?», «За что меня можно уважать?», «Мой круг общения», «Мир моих эмоций» (5-8 классы) | В течение года | Формирование адекватной самооценки | |
6 | Неделя психологии (по утвержденному плану) | Май | Повышение психологической компетентности учащихся и учителей школы | |
7 | Психологические тренинги для родителей и педагогов «Разговор без слов- я тебя понимаю» «Равновесие» «Основы эффективной коммуникации» | В течение года | Проведение диагностики и мониторинга динамики состояния учащихся. | |
Консультативная и просветительская работа | ||||
1 | Занятия-практикумы, тренинги, беседы. | В течение года (по запросу кл. рук.) | Психолого-педагогическая поддержка | |
2 | Индивидуальное консультирование обучающихся | В течение года | Психолого-педагогическая поддержка | |
3 | Индивидуальное консультирование родителей по вопросам воспитания детей | В течение года (по запросам) | Психолого-педагогическая поддержка | |
4 | Индивидуальное консультирование учителей по вопросам обучения и взаимодействия с учащимися | В течение года (по запросам) | Психолого-педагогическая поддержка | |
5 | Оформление документации, изучении психолого-педагогической литературы, участие в окружных мероприятиях, добровольное участие в курсах повышения квалификации, разработка рабочих программ, | Июнь-август | Организационно-методическая работа |
Педагог-психолог:
Корнеева Д.К.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы педагога-психолога 2022-2023 учебный год
Планирование и организация работы педагога-психолога осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность педагога-психолога в МБОУ «Школа-интер...
План работы педагога-психолога по профилактике правонарушений и коррекции поведения «трудных» детей и подростков на 2022-2023 учебный год
Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящим перед нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышения эффективности их пр...
План работы педагога-психолога МБОУ "СШ №9 с УИОП" на 2022-2023 учебный год
План работы педагога-психолога МБОУ "СШ №9 с УИОП" на 2022-2023 учебный год...
План работы педагога-психолога на 2022-2023 учебный год
План работы отражает все виды деятельности педагога-психолога в 2022-2023 учебном году...
План работы педагога-психолога на 2022-2023 учебный год
План работы на 2022-2023 учебный год...
Рабочая программа внеурочного курса педагога-психолога "Занимательная психология" (2022-2023 уч.г.)
Рабочая программа внеурочного курса педагога-психолога "Занимательная психология" (2022-2023 уч.г.)...