Отчет педагога-психолога за год
материал
Предварительный просмотр:
Годовой отчет педагога - психолога МБОУ Открытая (сменная) школа
Корнеева Д.К. 2022 год
Деятельность школьного педагога-психолога строится в соответствии с утвержденным годовым планом и должностными обязанностями, с учетом задач, определенных общешкольным планом учебно-воспитательной работы.
Основная цель педагога-психолога заключается в содействии школе в решении практических задач по формированию позитивной личности учащихся, раскрытия их индивидуального потенциала и развития творческих и деятельностных способностей, создания позитивной мотивации к обучению, а также определения и профилактики причин нарушения личностного и социального развития.
Общая направленность работы психолога определялись следующими практическими задачами:
- - создание благоприятных условий обучения и пребывания в школе для всех субъектов образовательного процесса;
- - повышение уровня учебной мотивации учащихся;
- - оптимизация стиля взаимодействия педагогов с учащимися;
- - выявление и устранение факторов, негативно влияющих на развитие ребенка;
- - расширение компетенций учащихся в учебной и социальной сферах; Служебные задачи решаются психологом при реализации традиционных направлений психологической школьной службы.
В реализации системы психолого-педагогической поддержки учащихся задействовались все субъекты образовательного процесса: учащийся, классный руководитель, учитель-предметник, педагог-психолог, медицинский работник, родители, сотрудничающие со школой официальные лица и учреждения.
Психологическая работа строилась традиционно по следующим направлениям:
- - психолого-педагогическая диагностика;
- - коррекционно-развивающая работа;
- - психолого-педагогическое консультирование;
- - методическая работа;
- - просветительская деятельность.
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА.
Проведена диагностика простых и сложных психических процессов: интеллекта, эмоционально-волевой сферы, коммуникативных способностей, межличностных отношений, эмоционального благополучия, профессиональных задатков, ценностных ориентиров, деятельностных качеств, уровней школьной подготовленности. В процессе диагностики использовались методы как высокого уровня формализации (тесты, опросники, проективные техники), так и мало формализованные методы (наблюдение, опрос, беседа, анализ продуктов деятельности). В равной мере применялись групповые и индивидуальные формы обследования учащихся.
1.Уровень школьной адаптации. Использовались: опросник, выявляющий уровень школьной мотивации и адаптации. Учащиеся, набравшие 25-30 баллов, характеризуются высоким уровнем школьной адаптации 1 человек, 20-24 балла характерны для средней нормы – 8 человек, 15-19 баллов, указывают на внешнюю адаптацию- 2 человека, 10-14 баллов свидетельствуют о низкой школьной адаптации (0 человек) и ниже 10 баллов – о негативном отношении к школе, школьной дезадоптации.
По результатам исследования составлена справочная документация в помощь учителю. С каждым из учителей проведено обсуждение полученных результатов. Определены уровни подготовленности первоклассников к обучению, выявлены дети с угрозой риска школьной дезадаптации. С угрозой риска школьной дезадаптации не выявлено ни одного человека. С внешней адаптацией 2 ребенка. В течение года за успеваемостью этих детей активно наблюдали, велась коррекционная работа. Практиковались беседы с родителями, интересующимися результатами обследования. Проведенные исследования позволили определить особенности индивидуального развития детей и послужили практическим материалом для повышения эффективности педагогического процесса.
2. Эмоциональное состояние учащихся на уроках.
С целью изучения эмоционального состояния учащихся на уроках один раз в год поводилось исследование по методике «Эмоциональное состояние учащихся на уроках (уроке)» Методика определяет эмоциональное состояние учащихся на уроке, применяется для всех классов. Результаты обследования доведены до каждого учителя. По необходимости педагогам роздали рекомендации по работе с детьми.
3.Уровень тревожности.
С целью изучения психологической ситуации обучения пятиклассников были проведены следующие психодиагностические обследования:
1. определение уровня и характера тревожности учащихся, связанной со школой, с помощью теста школьной тревожности Филипса.
2. наблюдение за учащимися на уроках и внеурочное время.
3. беседы и коррекционные занятия с учащимися.
Результаты исследования: Тест школьной тревожности Филипса. Эта методика поможет определить уровень и характер тревожности у детей младшего и среднего школьного возраста. Уровень тревожности выявляется по следующим факторам: Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора).
1. Общая тревожность в школе - общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
2. Переживания социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего - со сверстниками).
3. Фрустрация потребности в достижении успеха - неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.
4. Страх самовыражения - негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
5. Страх ситуации проверки знаний - негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей.
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих - ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу - особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями - общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.
В ходе данной психодиагностики было изучено актуальное развитие пятиклассников, выявлены имеющиеся трудности, которые могут помешать успешной адаптации детей. Учителя и родители проинформированы о результатах диагностического исследования на родительских собраниях и в ходе индивидуальных консультаций.
5. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ.
Консультирование ориентируется на клинически здоровую личность, имеющую в повседневной школьной жизни психологические трудности и проблемы. Консультируются также учащиеся, учителя и родители, которые чувствуют себя хорошо, однако ставят перед собой цель дальнейшего развития личности, заинтересованы в нахождении более эффективных путей и способов разрешения жизненных задач. Консультирование выполнялось с учетом стоящих задач в настоящем и будущем клиента.
Психологическое консультирование преследует следующие основные цели: - способствовать изменению поведения клиента (учащегося, педагога, родителя) таким образом, чтобы он мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворение от процесса обучения, несмотря на все имеющиеся объективные трудности;
- развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с теми или иными обстоятельствами школьной жизни и требованиями школы;
- развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения, самостоятельно разрешать возникающие проблемы на разных уровнях общения;
- содействовать формированию личности с адекватной самооценкой;
- облегчать реализацию и повышение потенциала личности. Консультации в течение года велись по следующим направлениям:
- с учащимися, родителями 5-х классов по предупреждению дезадаптации;
- с учащимися и родителями 9 классов по проблемам профессиональной ориентации с учетом результатов диагностики;
- с учителями и родителями учащихся 5-9-х классов по проблемам неуверенности ребенка в себе;
По запросам учителей, родителей и детей, поводами для обращения учащихся за консультативной помощью служили:
- конфликты с товарищами по классу;
- конфликтные ситуации в отношениях с учителями;
- семейные неурядицы, нарушения отношений с родителями;
- неразделенные чувства и мировоззренческие позиции;
- страх самовыражения;
- излишнее волнение.
Так же психолог школы принимал участие в разрешении конфликтных ситуаций, возникающих в ходе образовательного процесса.
6. РАБОТЫ С ДЕТЬМИ «ГРУППЫ РИСКА»
В течение года с детьми группы риска проводились следующие мероприятия:
- составлен банк данных учащихся:
- «группа риска» выявлено 8 учащихся;
- Стоящих на учете в ПДН 11человек;
- Стоящих на внутри школьном учете12 человек;
- Неблагополучные семьи 10
- заполнены индивидуальные карты на учащихся;
- проведены диагностические исследования по плану и по запросу классных руководителей (диагностика агрессивного поведения, схемы наблюдений за поведением ребенка, заполнены карты наблюдений Л. Скотта. Диагностика лабильности и инертности, силы и слабости нервной системы);
- проведены индивидуальные развивающие занятия: «Коррекция агрессивного поведения», «Коррекция тревожного поведения»;
- в течение учебного года велась консультационная работа, индивидуальные консультации родителей, беседы с учащимися.
7.ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ И ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
1.Подборка диагностических методик, пополнение папки «Диагностика» тестами, опросниками для младших, средних и старших классов, направленных на изучение интеллекта, эмоционально-нравственного развития, потребностно-мотивационной и волевой сфер личности, социального взаимодействия. Подбор и изучение материала по адаптации пятиклассников, по выявлению и предотвращению суицидальных рисков у учащихся.
8.Посещение педагогических советов и совещаний в школе.
Посещение методических объединений.
Подготовлены специальные методические материалы (банк психологических методик, личные методички, советы родителям учеников, советы сдающим экзамены, их родителям, учителям, презентации по вопросам подготовки и сдачи ЕГЭ и ГИА).
Обновлён стенд «Психолог советует».
Озеленение и обустройство кабинета психолога.
ВЫВОД:
В течение этого года велась планомерная работа по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса. Практически, все, что запланировано – выполнено. Большинство родителей реагирует положительно на рекомендации, которые получает на индивидуальных консультациях, делятся своими проблемами, рассчитывают на совет и помощь в решении сложных жизненных ситуаций. Есть, конечно же, и такие родители, которые на конкретные требования учителей и рекомендации психолога реагируют недоверчиво или игнорируют их. Пожалуй, самой большой проблемой стала работа с детьми стоящими на ВШУ и в ПДН (дети не посещающие занятия из за нежелания учиться, курение, употребление спиртных напитков).В школе достаточно детей с различными отклонениями в поведении, с которыми ведется кропотливая, порой неблагодарная работа. Беседы, посещение семей, работа с родителями, которые не всегда понимают своих детей, не налажены детско-родительские отношения. С детьми проводились профилактические беседы, индивидуальные консультации, ежедневный контроль за посещаемостью уроков, наблюдение на уроках, мероприятия с приглашением правоохранительных органов.
Предполагаемые причины детских правонарушений имеют как объективный, так и субъективный характер:
1.Снижение воспитывающей роли семьи.
2.Важно « не напугать наказанием, а научить жить в этом мире», оставаясь человеком, уметь противостоять всем пагубным влияниям.
3.Еще недостаточно крепко налажено единство требований в воспитательной цепочке: администрация – классный руководитель – психолог – родители.
Что может сделать школа:
1.В воспитательной работе применять эффективные профилактические программы по предупреждению правонарушений, опять же на ранней стадии.
2.Каждому классному руководителю особое внимание уделить нравственному воспитанию детей. Приступить к работе с детьми по программе «Здоровый образ жизни», обязательно учитывая региональный компонент «Начни с себя». Психологу подобрать рекомендации, подготовить классные часы и интерактивные занятия по данному направлению,
3.Занятость детей внеурочной деятельностью (спорт, творчество, и др.)
В новом учебном году будут поставлены следующие цели и задачи:
1. Осуществлять психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса с целью решения проблем образования и школьного воспитания.
2. Направить работу психологической службы на разрешение конфликтов учитель-родитель-учащийся.
3. Усилить психолого-педагогическую поддержку категории детей с девиантным поведением в начальной школе с обязательным привлечением их к внеурочной деятельности.
4. проведение занятий по программам:
∙ «Начни с себя» для 7 – 11 классов,
∙ Комплексная программа профилактики наркомании, алкоголизма и табакокурение «Я ценю свою жизнь» для уч-ся 5 – 9 классов,
∙ Профориентационная работа с выпускниками школы,
∙ «Развивающие занятия» для уч-ся 5-7классов,
∙ «Я – пятиклассник» для уч-ся 5 классов,
5. Проведение родительских собраний по темам:
∙ «Роль родительского примера в становлении личности ребенка»
∙ «Время кризиса» (переход из начальной школы в среднее звено),
∙ «Как общаться с агрессивными, гиперактивными и тревожными детьми»;
∙ «Переходный возраст: особенности контакта с подростком»,
∙ «Интернетзависимость»,
6. Продолжать работу по укреплению позитивного эмоционального состояния учащихся и учителей в школе.
7. Провести цикл занятий для педагогов по работе с детьми в рамках ФГОС, профилактики эмоционального и профессионального выгорания.
Педагог-психолог Корнеева Д.К
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
отчет педагога-психолога
Цель: показать динамику уровня сплоченности классного коллектива....
Аналитический отчет педагога-психолога МБОУ «Шеморданский лицей Сабинского муниципального района РТ» о проделанной работе за 2011-2012 учебный год
Представлены материалы работы по основным направлениям психологической деятельности...
Аналитический отчет педагога-психолога
Аналитический отчет психолога школы за год....
Аналитический отчет педагога-психолога.
Аналитический отчет педагога-психолога по окончании учебного года....
Аналитический отчет педагога-психолога ГБОУ ЦДТ «Свиблово» Кузнецовой М.В. 2013-2014 уч. г.
Аналитический отчет психологической службы2013-2014 учебного года.В организационно-методическом плане деятельность педагога-психолога строилась в соответствии с утверждённым годовым планом и долж...
Отчет педагога-психолога МБОУ СОШ№69 по организации работы по профилактике безнадзорности, правонарушений и преступлений несовершеннолетних
Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед обществом сегодня, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышение эффективности их профилактики. Необхо...
Аналитическая справка-отчет педагога-психолога по результатам диагностики учащихся 4 классов в рамках внедрения ФГОС
В статье даётся отчёт о том, какие методы диагностики были использованы школьным психологом в ходе исследования, а также о том, какие результаты были получены....