Рабочая программа по легкой атлетике для начальной подготовительной группы
рабочая программа
Учебная программа для детско-юношеской спортивной школы по легкой атлетике разработана в соответствии с частью 4 статьи 84 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326, № 30, ст. 4036), нормативных документов, передового опыта по подготовке легкоатлетов и результатов научных исследований.
Данная программа для ДЮСШ по легкой атлетике составлена в соответствии с Нормативно-правовыми основами, регулирующими деятельность спортивных школ, и Типовым планом-проспектом учебной программы для ДЮСШ и СДЮШОР.
Цель программы: содействие гармоничному физическому и интеллектуальному развитию ребенка через обучение легкой атлетике, привитие навыков здорового образа жизни детей и подростков, укрепление здоровья.
Задачи программы:
· Гармоничное физическое развитие юных спортсменов, разносторонняя подготовка, укрепление здоровья
· Совершенствование техники избранного вида спорта.
· Подготовка резервов для легкоатлетического спорта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_legkoy_atletikeno1.docx | 33.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
по легкой атлетике
для группы начальной подготовки первого года обучения
Вид спорта: легкая атлетика
Этап: ГНП-1 (1 год обучения, 7-8 лет)
Количество часов в неделю: 6
Тренер-преподаватель: Семенихина Р.В.
Срок реализации программы: 1 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная программа для детско-юношеской спортивной школы по легкой атлетике разработана в соответствии с частью 4 статьи 84 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326, № 30, ст. 4036), нормативных документов, передового опыта по подготовке легкоатлетов и результатов научных исследований.
Данная программа для ДЮСШ по легкой атлетике составлена в соответствии с Нормативно-правовыми основами, регулирующими деятельность спортивных школ, и Типовым планом-проспектом учебной программы для ДЮСШ и СДЮШОР.
Цель программы: содействие гармоничному физическому и интеллектуальному развитию ребенка через обучение легкой атлетике, привитие навыков здорового образа жизни детей и подростков, укрепление здоровья.
Задачи программы:
∙ Гармоничное физическое развитие юных спортсменов, разносторонняя подготовка, укрепление здоровья
∙ Совершенствование техники избранного вида спорта.
∙ Подготовка резервов для легкоатлетического спорта.
Формы занятий:
∙ групповые и индивидуальные;
∙ теоретические и учебно-тренировочные занятия;
∙ игровые, проверочные и другие.
Условия реализации программы: наличие спортивного зала, тренажерного зала, инвентаря для силовых тренировок, тренажеров, перекладины, гимнастических матов, мячей для спортивных и подвижных игр.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
По общей физической подготовке: в течение года в соответствии с планом годичного цикла выполнять контрольные нормативы, соответствующие возрасту и году обучения.
По специальной физической подготовке: выполнение на оценку специальных упражнений и сдача контрольных нормативов в соответствии с требованиями каждого года обучения.
По теоретической подготовке: знать и уметь применять на практике программный материал, соответствующий году обучения.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Этап | Год обучения | Минимальное число учащихся в группе | Максимальное количество учебных часов в неделю | Требования по ОФП и СФП на начало учебного года |
ГНП-1 | 1-ой год | 22 | 6 | Выполнение нормативов по ОФП |
В процессе многолетней тренировки чрезвычайно важна рациональная система применения тренировочных и соревновательных нагрузок.
Она строится на основе следующих методических положений:
1) ориентация уровней нагрузок юных спортсменов на соответствующие показатели, достигнутые сильнейшими взрослыми спортсменами;
2) увеличение темпов роста нагрузок от времени выбора спортивной специализации на последующих этапах подготовки;
3) соответствие уровня тренировочных и соревновательных нагрузок возрастным особенностям и уровню физической подготовленности юных спортсменов;
4) учет закономерностей развития и взаимосвязи различных систем организма спортсмена.
Календарный учебный план-график составлен на одну группу ГНП-1, согласно расписанию.
Календарный учебный план-график
№ п/п | Содержание занятия | 9 | 10 | 11 | 12 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | Итого часов |
1 | Теория | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
|
|
| 9 |
2 | ОФП | 16 | 16 | 16 | 16 | 16 | 16 | 16 | 16 | 16 |
|
|
| 144 |
3 | СФП | 5 | 6 | 3 | 6 | 5 | 3 | 4 | 5 | 4 |
|
|
| 41 |
4 | Техническая подготовка | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
|
|
| 18 |
5 | Инструкторская и судейская практика |
| 1 |
| 1 |
|
| 1 |
| 1 |
|
|
| 4 |
6 | УТС |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 26 | 28 | 26 | 80 |
7 | Участие в соревнованиях | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
|
|
| 9 |
8 | Контрольно-переводные испытания | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
|
|
| 9 |
9 | Итого часов | 26 | 28 | 24 | 28 | 26 | 24 | 26 | 26 | 26 |
|
|
| 314 |
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Учебно-тренировочная работа проводится в форме теоретических и практических занятий.
Теоретические занятия проводятся в форме бесед и лекций с демонстрацией наглядных пособий и показом учебных фильмов. Для учащихся начальной подготовки теоретический материал следует преподносить в популярной и доступной форме в виде 15 – 20 – минутных групповых и индивидуальных бесед. Следует давать задания по самостоятельному чтению популярной и специальной литературы по легкой атлетике, периодически заслушивая сообщения учащихся в виде краткой информации.
Средства и методы спортивной тренировки юных легкоатлетов
в группах начальной подготовки
Средство – это конкретное содержание действия спортсмена, а метод – это способ действий, путь их применения. Основными средствами тренировки спортсмена являются физические упражнения, которые условно можно разделить на три группы: общеподготовительные, специально-подготовительные и соревновательные.
К общеподготовительным упражнениям относятся те, которые по форме движения не имеют сходства с соревновательным упражнением, с помощью них решается задача всестороннего функционального развития организма спортсмена, повышается общий уровень работоспособности и координации движений.
Специально-подготовительные упражнения по внешней форме и внутреннему содержанию проявляемых качеств и деятельности функциональных систем организма спортсмена очень близки к избранному виду легкой атлетики. Они занимают центральное место в системе тренировок легкоатлетов и охватывают круг средств, включающих элементы соревновательной деятельности, способствуют направленному воздействию на те или иные системы организма и, решая задачи развития физических способностей, совершенствуют техническое мастерство.
Специально-подготовительные упражнения по силе воздействия должны быть идентичными соревновательному упражнению или же несколько превосходить его. Только при этом условии возможен положительный перенос тренированности. Чем меньше специально-подготовительные упражнения отличаются от соревновательного, тем они более эффективны.
Соревновательные упражнения – это комплекс двигательных действий, являющихся предметом спортивной специализации и выполняемых в соответствии с существующими правилами соревнований. К этим упражнениям относятся избранный вид легкой атлетики и его варианты.
Методы спортивной тренировки в практических целях принято условно делить на три группы: словесные, наглядные и практические. При подборе методов необходимо следить за тем, чтобы они строго соответствовали поставленным задачам, общедидактическим принципам спортивной тренировки, возрастным и половым особенностям спортсмена, их классификации и уровню подготовленности.
Основные средства и методы тренировки легкоатлетов (по Н.Г.Озолину)
№ п/п | Название вида | Основное назначение | Упражнения | Содержание метода |
1 | Равномерный | 1. Воспитание общей выносливости у всех легкоатлетов 2. Поддержание уровня общей выносливости и активный отдых у всех легкоатлетов 3. Построение специального фундамента у средневиков и стайеров | Бег, ходьба на лыжах
Бег
Специальные упражнения | 1)Прохождение дистанции в равномерном темпе, постепенно увеличивая продолжительность. То же, но по пересеченной местности (кросс) 2)Прохождение дистанции на местности в относительно равномерном темпе Бег на дистанции на местности в равномерном темпе 3)Непрерывное выполнение упражнений в равномерном темпе |
2 | «Фартлек» | 1. Воспитание общей выносливости у всех легкоатлетов
2. Построение специального фундамента у средневиков и стайеров | Ходьба, бег, общеразвивающие и специальные упражнения | Передвижение по пересеченной местности, непрерывно чередуя различные упражнения и их интенсивность |
3 | Интервальный | 1. Воспитание специальной выносливости у средневиков и стайеров 2. Построение специального фундамента и поддержание его уровня у средневиков и стайеров | Бег
Бег | 1)Непрерывное чередование бега высокой и малой интенсивности 2)Чередование бега повышенной и малой интенсивности |
4 | Переменный | 1. Воспитание специальной выносливости у спринтеров и средневиков
2. Воспитание специальной выносливости у средневиков и стайеров | Бег
Бег | 1)Чередование бега с ускорениями средней (50 – 60 м) и максимальной интенсивности (50 – 60 м) с короткими замедлениями (50 – 60 м) 2)Чередование бега с ускорениями средней и максимальной интенсивности с короткими замедлениями бега |
5 | Темповый | 1. Воспитание специальной выносливости у средневиков и стайеров | Бег | Передвижение с заданной скоростью на дистанцию: а) меньшую, чем основная; б) равную ей; в) большую, чем основная |
6 | Повторный | 1. Повышение специальной подготовленности у спринтеров, прыгунов, метателей, многоборцев 2. Воспитание специальной выносливости у средневиков и стайеров 3. То же и поддержание уровня специального фундамента | Спринт, прыжки, метания, специальные упражнения
Бег | Повторное выполнение тренировочной работы: а) в облегченных условиях; б) в затрудненных условиях Бег на дистанции короче соревновательной Бег на дистанции, равной соревновательной и превышающей ее |
7 | «До отказа» | Повышение специальной подготовленности у всех легкоатлетов | Специальные упражнения, в том числе с отягощениями | Безостановочное выполнение тренировочной работы до появления усталости, нарушающей правильность движений |
8 | Контрольный | Повышение специальной выносливости у бегунов на 400 м и более длинные дистанции | Бег | Прохождение: а) неполной дистанции; б) несколько превышающей основную |
9 | Соревновательный | Повышение специальной подготовленности у всех легкоатлетов | Бег, прыжки, метание, ходьба, специальные упражнения | Выполнение избранного вида легкой атлетике с возможно высоким результатом. Выполнение специальных упражнений. Выполнение упражнений ОФП. |
10 | Поточный | ОФП для всех легкоатлетов | Общеразвивающие физические упражнения | Поочередное выполнение упражнений группой занимающихся |
11 | Одновременный | ОФП и СФП для всех легкоатлетов | Общеразвивающие и специальные физические упражнения | Одновременное выполнение одного упражнения всей группой |
12 | Круговой | ОФП и СФП для всех легкоатлетов | Общеразвивающие и специальные физические упражнения | Выполнение комплекса упражнений, чередуя каждое из них с ходьбой или бегом (один круг) |
13 | Игровой | ОФП и СФП для всех легкоатлетов | Общеразвивающие и специальные физические упражнения, виды легкой атлетики, спортивные и подвижные игры | Выполнение упражнений в виде игры |
МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для проведения учебно-тренировочных занятий имеются следующие помещения и объекты:
1. Спортивный зал – 1;
2. Тренажерный зал – 1.
Инвентарь:
1. Тренажеры – 7 шт.;
2. Гимнастические маты – 3 шт.;
3. Шведская стенка;
4. Мячи – баскетбольные, футбольные, гандбольные, гимнастические, теннисные;
5.Скакалки;
6.Секундомер;
Личное снаряжение:
1.Кроссовки, спортивная одежда.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Примерные нормативы для зачисления на первый год обучения
в группу начальной подготовки в беге на средние и длинные дистанции
Контрольные упражнения | ГНП – 1 (6-7 лет), девочки | ГНП – 1 (6-7 лет), мальчики |
30 м с/х, с | 5.3 | 5.1 |
60 м с/с, с | 12 | 11 |
Поднимание туловища, мин | 26 | 36 |
Прыжок в длину с места, см | 160 | 170 |
1000 м, мин | 5.30 | 5.00 |
Переводные нормативы для зачисления на второй год обучения
в группу начальной подготовки в беге на средние и длинные дистанции
Контрольные упражнения | Девочки | Мальчики |
30 м с/х, с | 5.1 | 4.9 |
60 м с/с, с | 11 | 10 |
Поднимание туловища , мин | 36 | 46 |
Прыжок в длину с места, см | 170 | 180 |
1000 м, мин | 5.00 | 4.30 |
Личная карточка спортсмена
Ф.И.О.__________________________________
Дата рождения_______________________
Вид спорта___________________________________________
Год, месяц начала занятий спортом_______________________
Спортшкола__________________________________________
Город, республика_____________________________________
Группа | Год обучения | Дата обследования | Рост | Вес | Длина стопы | Сила сгибателей кисти | ЖЕЛ | Заключение врача |
Начальной подготовки | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
Группа | Год обучения | Дата | 30 м с/х, с | 60 м с/с, с | Поднимание туловища, мин | Прыжок в длину с места, см | 1000 м, мин |
Начальной подготовки | 1 |
|
|
|
|
|
|
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бег на средние и длинные дистанции: Система подготовки/ Ф.П.Суслов, Ю.А.Попов, В.Н.Кулаков, С.А.Тихонов; Под ред. В.В.Кузнецова. – М.: Физкультура и спорт, 1982, - 176 с.
2. Волков Л.В. Обучение и воспитание юного спортсмена. – Киев: Здоров я, 1984. – 144 с.
3. Ивочкин В.В. Нормативные требования и планирование многолетней подготовки юных бегунов на средние и длинные дистанции. – М.: ВНИИФК, 2003. – с. 86 – 89
4. Легкая атлетика (бег на средние дистанции): Программа для детско-юношеских школ олимпийского резерва (нормативная часть)/ Сост.: Ю.Г.Травин, В.В.Ивочкин. – М.: Советский спорт, 1989. – 12 с.
5. Теоретическая подготовка юных спортсменов: Пособие для тренеров ДЮСШ/ Под ред. Ю.Ф.Курамшина, Ю.Ф.Буйлина. – М.: Физкультура и спорт, 1981. – 192 с.
6. Травин Ю.Г. Организация и методика занятий легкой атлетикой с детьми, подростками, юношами и девушками. – М., 1995. – 91 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по легкой атлетике
Рабочая программа по легкой атлетике вкоррекционной школе (факультативный курс)...
Рабочая программа по образовательной области "Физическая культура" (подготовительная группа)
Рабочая программа составлена на основе нормативно-правовых документов, предназначена для инструкторов по физическому воспитанию, работающих в ДОУ....
рабочая программа по легкой атлетике
Программа НП рассчитана на 3 года и охватывает возраст от 8до 12 лет. В этом возрасте у ребёнка происходит ряд значительных изменений связанных с его взрослением: начинается быстрый рост скелета (особ...
Рабочая программа секции "Легкая атлетика"
Рабочая программа секции "Легкая атлетика"...
Рабочая программа по легкой атлетике
Учебная программа для детско-юношеской спортивной школы (САШ) по легкой атлетике составлена на основе примерной учебной программы, Типового положения о детско-юношеской спортивной школе, нормативных д...
Рабочая программа кружка "Легкая атлетика"
Лёгкая атлетика, один из основных и наиболее массовых видов спорта, объединяющий ходьбу и бег на различные дистанции, прыжки в длину и высоту, метания диска, копья, молота, гранаты (толкание ядра), а ...
Рабочая программа секции "Легкая атлетика"
РАБОЧАЯ ПРГРАММАДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЫ физкультурно-спортивной направленности ...