Сообщение на РМО по теме: "Формирование функциональной грамотности (смысловое чтение) на уроках истории и обществознания."
материал
Сообщение было подготовлено для выступления на РМО учителей истории и обществознания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie.docx | 19.9 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Первомайская СОШ МО Арсеньевский район»
РМО учителей истории и обществознания
Сообщение
«Формирование функциональной грамотности (смысловое чтение) на уроках истории и обществознания.»
Подготовила учитель истории и обществознания:
Демина Т.В.
«Чтение делает человека знающим, беседа – находчивым,
а привычка записывать - точным»
(Ф.Бекон – английский философ)
Педагог сегодня должен стать создателем новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщённых способов деятельности и создание обучающимися собственных продуктов в освоении знаний. Связующим звеном всех учебных предметов является текст, работа с которым позволяет добиваться оптимального результата.
По степени глубины восприятия выделяются следующие виды чтения:
1. Просмотровое. Например: просмотровое чтение в реальной жизни мы используем, когда просматриваем телевизионную программу или рекламный проспект, знакомимся с меню, оглавлением книги, ищем незнакомое слово в словаре, номер телефона в справочнике, товар в каталоге, информацию о прибытии поезда на табло железнодорожного вокзала и т.п. Следовательно, здесь ставится задача получить основное представление и понимание текста в его общих чертах. В данном виде чтения читатель определяет, есть ли в содержании нужная ему информация.
2.Ознакомительное. Поисковое (выборочное) и реферативное чтение (со сжатием информации), его задача - понять основную идею текста в целом, найти ключевую информацию.
3.Смысловое. Критическое, изучающее чтение - если требуется полное и точное понимание содержащейся в тексте информации. Именно этот вид чтения «смысловое» в большей степени подходит для работы с обучающимися на уроках истории и обществознания.
Под смысловым чтением понимается:
• осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели,
• извлечение необходимой информации из прочитанных текстов различных жанров,
• определение основной и второстепенной информации,
• свободная ориентация в восприятии текстов художественного, научного, публицистического, юридического, исторического, социологического и официально-делового стилей.
• понимание и адекватная оценка языка СМИ.
Развитие способностей смыслового чтения помогает овладеть искусством аналитического, интерпретирующего и критического мышления. Владение навыками смыслового чтения способствует продуктивному обучению.
Цель смыслового чтения — максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию. Это внимательное «вчитывание» и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Владение навыками смыслового чтения, способствует развитию устной речи и как следствие – письменной речи.
На сегодняшний день существует множество методов и приемов, которые у способствуют развитию навыка смыслового чтения. Для этого требуется максимально точно понимать и осознавать содержимое текста, создавая собственные образы. Такие способы как дискуссия, обсуждение, моделирование, воображение помогают организовать познавательную деятельность и тем самым развить умение читать вдумчиво и осознано, с глубоким пониманием смысла текста.
Рассмотрим более подробно методы и приемы смыслового чтения на примерах.
Метод «Переработка текста» является самым эффективным и понятным, когда ученикам необходимо ознакомиться с большим объемом информации. Этот метод является эффективным при подготовке к экзаменам. Старшеклассники должны самостоятельно уметь перерабатывать текст и обращаться за помощью к учителю, если возникают сложности.
Здесь можно использовать следующие приемы: составление плана (простого и/или сложного) - простой план предполагает деление текста на три части: вступление, основную часть, заключение. Сложный план делит каждую из трёх частей на подпункты. Цель данного метода развить навыки учащихся по определению смысловых «точек» текста.
Как составлять план текста:
-Прочитать текст, найти новые слова и понятия - выяснить их значение,
-Определить тему и основную мысль текста,
-Разделить текст на смысловые части, озаглавить их,
-Написать черновик плана текста и сопоставить его с текстом. Проследить все ли главное нашло отражение в плане, связаны ли пункты плана по смыслу, отражают ли они тему и главную мысль,
-Проверить, можно руководствуясь планом воспроизвести текст.
Составление тезисов - краткое изложение содержания цитатами из текста или своими словами.
Составление конспекта - краткое, но более подробное, чем тезисы, изложение содержания текста. Приветствуется наличие собственных выводов.
Составление вопросов - краткая характеристика в виде перечисления главных вопросов, которые по ходу чтения составляют ученики и задают друг другу. Учитель выступает в роли наблюдателя и вмешивается в беседу если необходима помощь при сложных вопросах.
Метод «помощь» является самым распространенным и легким методом, который можно использовать на уроках. В основе, чтение с пометками, читая, ученик может ставить пометки четырех видов в зависимости от собственного знания и понимания. Чтение с пометками «V» - известная информация « ! » - важная информация « ? » - непонятная информация. Нет необходимости помечать каждую строчку или идею, эта отметка должна отражать отношение к информации в целом. Ученик может ограничиться одной или двумя отметками на абзац, иногда бывает больше, иногда меньше. Отметки являются важным инструментом, поскольку позволяют учащимся активно проверять свое собственное понимание того, что они читают. Часто бывает, когда ученик заканчивает читать страницу, то не может вспомнить прочитанное, чтение с пометками помогает настроить на познавательную работу. Данный прием можно усовершенствовать, изменив отметки на «Факты» и «Суждения», после этого с учениками можно обсудить прочитанный текст по вопросам: -Со всеми ли суждениями автора вы согласны? -Приводит ли автор в подтверждение своих мыслей конкретные исторические факты? -Насколько аргументы, приведенные автором, убедительны? Прием «помощь» может иметь большое количество разновидностей и целиком зависит от цели, которую преследует учитель, работая с учениками над учебным текстом. Очень эффективно использовать «помощь» в работе с учащимися, внимание которых рассеяно, и они не способны сосредоточиться на работе.
Когда ученики проверяют свое собственное понимание, они начинают приспосабливать информацию к существующим в их сознании схемам. Они целенаправленно соединяют новое с уже известным. Учащиеся часто сталкиваются с текстом, наполненным словами и терминами, которые имеют ярко выраженную « -« или « + » эмоциональную окраску. Здесь ученикам можно предложить заполнить таблицу по ходу чтения.
Положительные термины и понятия | Нейтральные термины и понятия | Негативные термины и понятия |
После того как ученики, проработав учебный текст, заполняют таблицу, а учитель предлагает ответить на вопросы: 1. Подтверждены ли конкретными аргументами те термины и понятия, которые использует автор? 2. Какую цель ставил перед собой автор, употребляя соответствующие термины и понятия? 3. Согласны ли вы с такими оценочными суждениями? Почему?
Метод «Вопросы низкого и высокого уровня» Учащиеся самостоятельно знакомятся с информацией, это может быть опережающее домашнее задание. Урок строится на проверке усвоения нового материала. Следовательно, вопросы могут быть низкого и высокого уровня. Вопросы низкого уровня направлены на выявления знания фактов, дат, имен, событий и т.п.Ответы на такие вопросы могут быть только однозначными и конкретными. Например: Годы правления князя Ярослава Мудрого? Как к власти пришел Ярослав Мудрый? Название первого свода законов Древнерусского государства? Название собора в Киеве, построенного при Ярославе? Вопросы высокого уровня побуждают учеников к мышлению. На вопрос высокого уровня можно дать несколько ответов, причем каждый из них будет аргументированным и убедительным. Почему в народе князь Ярослав получил прозвище Мудрый? Что общего в правлении Ярослава Мудрого и князя Владимира? Чему мы должны учиться у Ярослава Мудрого? Таким образом, ученик с развитым критическим мышлением, умеющий работать с информацией способен давать собственную оценку любым явлениям.
Синквейн. Этот метод особенно нравится ученикам, его лучше использовать при закреплении. Используется синквейн, как способ синтеза материала. Ученикам после знакомства с новым материалом составить стихотворение. Стихотворение, состоящее из пяти строк, составленных согласно определённым правилам написания. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать смысл в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях. Например: синквейн на тему «Полтавская битва» сражение 27 июня 1709 г. генеральное, решающее опрокинуть, атаковать, бежать русская «виктория» над шведами перелом в Северной войне в пользу России или по обществознанию синквейн на тему: закон справедливый, обязательный. разрешает, осуждает, наказывает. сборник правил. ответственность.
КЛАСТЕРЫ. Данный метод это - способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядным те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему (способ визуализации). Кластер является отражением нелинейной формы ‘мышления. Кластер помогает переработать информацию и запомнить, самое важное. Например: при изучении темы: «Права и обязанности граждан» в 7 классе по обществознанию. Можно использовать составление по группам кластера: «Классификация прав» при работе с дополнительным источником.
Восстановление / заполнение пропусков - приём работы со связным текстом, в котором преднамеренно пропущены слова. Задача учащихся - восстановить деформированный текст, подобрать пропущенные слова по смыслу. Квалифицированный ученик при таком чтении в большей степени опирается на содержание текста в целом, чем на значение отдельных слов. Главное - это осмысление идеи содержания, выявление основного замысла автора текста.
Исправление. Можно использовать прием работы с текстом исправление, т.е. – определение и корректировка содержательных нарушений в тексте.
Таким образом, под понятием «смысловое чтение» понимается получение лишь той информации, которая необходима читателю. Его цель - наиболее точно понять и осознать прочитанный текст. Для этого стоит внимательно читать, вникая в смысл и анализировать полученные данные. Ученик, владеющий навыками смыслового чтения, всегда сможет эффективно учиться по книгам, усовершенствовать приобретенный опыт работы с информацией.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по теме "Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания"
Статья по теме "Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания"...
Сообщение на тему: Формирование УУД в рамках ФГОС на уроках истории и обществознания
Работая над темой «Формирование системы УУД на уроках истории и обществознания» поставила своей целью отработку умений организации урока в рамках системно - деятельностного подходаПередо м...
Формирование у школьников компетентности грамотного чтения на уроках истории и обществознания
В статье раскрываются особенности поэтапного формирования навыков смыслового чтения у школьников 5-9 классов....
Развитие грамотности чтения через работу с внеучебными текстами на уроках истории и обществознания.
Современные тенденции в оценке образовательных достижений направлены не только на определение уровня освоения школьных программ, но и на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания...
Сообщение: «Формирование Hard skills и Soft skills навыков на уроках истории и обществознания в основной и средней школе»
laquo;Формирование Hard skills и Soft skills навыков на уроках истории и обществознания в основной и средней школе»...
"Развитие функциональной грамотности школьников на уроках истории и обществознания"
Функциональная грамотность – это способность человека применять свои знания и умения для решения жизненных задач. Она включает в себя:* Читательскую грамотность: способность понимать и использов...
Финансовая грамотности как составляющая функциональной грамотности на уроках истории и обществознания.
В данной работе, на практическом применении, показано использование финансовой грамотности на уроках истории и обществознания....