Финансовая грамотности как составляющая функциональной грамотности на уроках истории и обществознания.
опыты и эксперименты по истории

Медведева ТВ

В данной работе, на практическом применении, показано использование финансовой грамотности на уроках истории и обществознания.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Финансовая грамотности как составляющая функциональной грамотности на уроках истории и обществознания. Медведева Т.В. учитель истории и обществознания МАОУ СОШ №132 им Н.М.Малахова.

Слайд 2

Главная причина того, что люди испытывают финансовые проблемы, заключается в том, что, потратив годы в школе, они ничего не узнали о том, что такое деньги. В результате люди учатся работать на деньги…., но никогда не учатся тому, как заставить деньги работать на себя». Роберт Кийосаки .

Слайд 3

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Финансовая грамотность — это совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.

Слайд 4

Основная цель учебно - методического материала «Финансовая грамотность на уроках истории и обществознания»: Формирование культуры грамотного финансового поведения школьников на основе материалов, которые могут изучать на уроках истории и обществознания. Одним из важнейших аспектов жизни общества является его финансовая составляющая. Именно поэтому каждый школьник должен быть компетентен в области финансов. Он должен не только осознавать возможные угрозы в мире денег, но и уметь принимать правильные решения на основе знаний о происходивших исторических событиях, соотносить их с реалиями жизни и оценивать и риски, и затраты, и возможные финансовые плюсы. 4

Слайд 5

История.10 класс «Мировой экономический кризис 1929-1933гг» . Ключевые вопросы: 1) Почему мировой экономический кризис 1929 – 1933 гг. называют Великой депрессией? 2) Назовите причины Великой депрессии: а) общие для всех экономических кризисов; б) специфические для данного кризиса? 3) В каких странах кризис проявился наиболее остро? Почему? 4) Сравните основные пути выхода из кризиса. Выделите общее и различия.

Слайд 6

Причины Великой депрессии - цикличность рынка. Рынок развивается циклично: периоды подъёма производства сменяются спадом и застоем. В условиях рынка продукцию выпускает большое количество производителей. Каждый из них самостоятельно решает, что именно и в каком количестве производить. И никто не может сказать, сколько всего тех или иных товаров будет выпущено.. …Наступает кризис Список амбассадоров и рекомендации по взаимодействию с ними 6

Слайд 7

Явления Великой депрессии 1) Основные явления 2) Судьбы людей Групповая работа: 1 группа - Наиболее болезненные последствия для семей в период Великой депрессии. 2 группа - Какие экономические решения помогали семьям накануне и в годы кризиса? 3 группа – Какие решения усугубили положение семей в годы кризиса?

Слайд 8

Обществознание. Знания по финансовой грамотности это развитие у детей навыков по выявлению не только реальных потребностей, но и отделение потребностей от сиюминутных желаний . Формирование финансовой грамотности на уроках обществознания можно и актуально начинать с ознакомления понятия «Экономика» ( Л.Н.Боголюбов 7 кл , Т.Лискова , О.Котова в 8кл).

Слайд 9

Тема урока «Налоги» 8 класс. Теория: Смысл понятий: «налог»,«налогообложение», «налоговая система». Основный принципы налогообложения в России. Уровни налогов и сборов установленные в нашей стране. Виды налогов и их различия. Предметные результаты. Научатся: характеризовать налоговую политику государства, понимать необходимость своевременной уплаты налогов. Получат возможность научиться: работать в группах, высказывать собственное мнение, суждения, проявлять активную гражданскую позицию. Познавательные УУД: Владеть приемами осмысленного чтения, преобразовывать и интерпретировать информацию, представленную в графической форме. Регулятивные УУД: Вырабатывать критерии оценки и самооценки Коммуникативные УУД: Понимать другие позиции (взгляды, интересы). Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща. Личностные УУД: Ценность социализации (солидарности).

Слайд 10

Задача. У семьи Сергея есть квартира, дача, машина. И все это по закону является объектами налогообложения, то есть облагается налогами. Эти налоги оплачиваются раз в год, и их надо оплачивать своевременно. Воспользуйтесь текстом «Ежегодные налоги», и выполните задания. Согласно закону, объекты собственности облагаются разными налогами. Извлечения из законов: Налог на имущество физических лиц . Статья 401 Налогового кодекса РФ Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место ; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение. Земельный налог. Статья 389 Налогового кодекса РФ Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введён налог. Транспортный налог . Статья 358 Налогового кодекса РФ Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолёты, вертолёты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы , несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Задание: Какими налогами облагается собственность семьи Сергея?

Слайд 11

– Мы оплачиваем ежегодные налоги в ноябре, – сказал папа. – В этом году каждый месяц, начиная с января, мы с мамой откладывали по 1 000 рублей на уплату ежегодных налогов. За 10 месяцев у нас накопилась определённая сумма. – И этих денег хватит, чтобы заплатить ежегодные налоги? – Чтобы ответить на этот вопрос, можно посмотреть, сколько денег ушло на ежегодные налоги в прошлом году. Давай зайдём в мой кабинет налогоплательщика, – предложил папа и открыл сайт налоговой службы ( след слайд) Задание: Должна ли семья Сергея выделить в бюджете на ноябрь определённую сумму на оплату налогов с учётом уже накопленных на эти цели средств? Для ответа на вопрос отметьте нужный вариант ответа. - Можно ничего не выделять, т.к. хватит суммы, накопленной за предыдущие месяцы - Достаточно выделить 2000 рублей -Необходимо выделить более 2000 рублей -Нужно, как и в предыдущие месяцы, выделить 1000 рублей

Слайд 12

Вид налога Сумма ( руб ) Операция Дата зачисления в бюджет Налоговый орган Налог на имущество 3 549.00 Начисление налога за 2019 год Не позднее 01.12.2020 7727 Инспекция ФНС России № 27 по г. Москве ОКТМО 45901000 Земельный налог 4 564.00 Начисление налога за 2019 год Не позднее 01.12.2020 7727 Инспекция ФНС России № 27 по г. Москве ОКТМО 46708000 Налог на имущество 1 289.00 Начисление налога за 2019 год Не позднее 01.12.2020 7727 Инспекция ФНС России № 27 по г. Москве ОКТМО 46708000 Транспортный налог 5 215.00 Начисление налога за 2019 год Не позднее 01.12.2020 7727 Инспекция ФНС России № 27 по г. Москве ОКТМО45901000

Слайд 13

– Ой, а это что такое? – удивился Сергей, читая в кабинете налогоплательщика историю операций. – А это я как-то просрочил платеж и заплатил дополнительную сумму – пени. Задание: Воспользуйтесь текстом «Ежегодные налоги». Запишите свой ответ на вопрос в виде числа. Сума пени была небольшой, потому что папа Сергея просрочил всего несколько дней оплаты. За какое количество дней пришлось оплатить пени папе Сергея? История операций Вид налога Сумма ( руб ) Операция Дата зачисления в бюджет Налоговый орган Налог на имущество 008 Оплата пени от 16.12. 2017г 16.12.2017г 7727 Инспекция ФНС России № 27 по г. Москве ОКТМО 45370000 НК РФ Статья 409. Порядок и сроки уплаты налога (извлечение) 1. Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. 2. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.

Слайд 14

ЕЖЕГОДНЫЕ НАЛОГИ – Последствия неуплаты налогов неприятны, – продолжил разговор папа. – Вот какой плакат-предупреждение размещён на одном из сайтов. Задание . Какие негативные финансовые последствия (то есть последствия, связанные с финансовыми потерями) могут наступить за неуплату налогов? Что необходимо предпринять, что бы не допустить просрочки в уплате налогов? Если Вы не платите налоги Если вы являетесь собственником имущества За несвоевременную Не получили уведомление и не предоставили уплату налогов Информацию о налогооблагаемом имуществе ПЕНИ- за каждый ШТРАФ день просрочки От 20 до 40 % если инспекция докажет, что налог не платили умышленно. СУММА ЗАДОЛЖЕННОСТИ С Сумма задолженности от 3000 от 10 000 Судебный иск, арест имущества. Судебный иск, арест имущества, временное ограничение на выезд из РФ.

Слайд 15

Ожидаемый результат: Налоги это конституционная обязанность. После изучения темы ребята увидят какими налогами облагается собственность семьи. Куда и с какой целью поступают налоги. Последствия неуплаты налогов т.е. негативные финансовые последствия (потери) семейного бюджета.

Слайд 16

На каких этапах урока, и уроках какого типа целесообразнее включать задания ? Применять задания по финансовой грамотности возможно на разных этапах урока, начиная от мотивации и заканчивая рефлексией, смотря какая тема урока и ненавязчиво. Если рассматривать типы уроков, удобнее всего и целесообразнее на уроках открытия новых знаний. Задачи на оценку финансовой грамотности можно использовать на обобщающих уроках.

Слайд 17

Особенности/сложности восприятия у учащихся наблюдались при использовании знаний для формирования и оценки финансовой грамотности? Можно обратиться к Концепции зон ближайшего развития, разработана советским психологом Л. Выготским . Она была определена как разница между фактическим уровнем развития , определяемым умением независимо решать проблемы, и уровнем потенциального развития , определяемым путем решения проблем под руководством взрослых или в сотрудничестве с более способными сверстниками.

Слайд 19

Особенности/сложности: Подбор (обязательно) жизненной ситуации для того или иного возраста, чтобы ребенок понимал о чем идет речь и для чего ему эти знания нужны. Сложности у ребят вызывает решение практико-ориентировочных задач.

Слайд 20

Подводя итоги: Формирование у школьников финансовой грамотности является необходимостью, так как финансово грамотные люди в большей степени защищены от финансовых рисков и непредвиденных ситуаций. Они более ответственно относятся к управлению личными финансами, способны повышать уровень благосостояния за счёт распределения имеющихся денежных ресурсов и планирования будущих расходов. Не менее важно то, что они могут положительно влиять на национальную и мировую экономику. Список амбассадоров и рекомендации по взаимодействию с ними 20

Слайд 21

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме "Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания"

Статья по теме "Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания"...

Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Что такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человек...

Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания.

На уроках истории чаще всего формируются следующие виды функциональной грамотности: 1) читательская грамотность – способность к пониманию и осмыслению письменных текстов, к использованию их...

Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания

Социально-экономические преобразования в России, ставят перед системой образования новую задачу подготовить компетентных, высокообразованных профессионалов, которые будут конкурентоспособными на между...

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ.

Функциональная грамотность представляет собой базовый уровень знаний, умений и навыков, определяющий нормальную жизнедеятельность личности при взаимодействии с четырьмя основополагающими сфер...

Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания

Функциональная грамотность сегодня - это базовое образование личности...