Рабочая программа дополнительного образования
рабочая программа
Рабочая программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya.docx | 136.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования и молодёжной политики Нефтеюганского района
Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Пойковская средняя общеобразовательная школа №2»
Утверждена Научно-методическим советом Протокол № 5 от 27.05.2022 года | «Утверждаю»________________ Директор НР МОБУ «ПСОШ №2» Морозова Е.Н. Приказ № 829-О от 01.09.2022 г. |
Дополнительная общеразвивающая программа
студии «Умелые руки»
Направленность: художественная
Возраст обучающихся: 6-8 лет
Срок реализации программы: 1 год
Автор-составитель:
педагог дополнительного образования
Конадчикова Ирина Андреевна
пгт. Пойковский
2022 – 2023 учебный год.
Пояснительная записка
На современном этапе развития дополнительного образования детей активно развивается новое направление художественного воспитания детей - детский дизайн. Эта деятельность нова и мало изучена, но она обладает несомненным развивающим потенциалом для всех сфер личности.
«Умелые руки» определяется специалистами как общественно полезное художественно-декоративное творчество, способствующее обогащению детских форм деятельности и общения.
Говоря о ребенке-творческом, мы зачастую подразумеваем ребенка художника, главными качествами которого является: нестандартность мышления, фантазия, воображение, умение сочетать цвет и форму. Из этого следует, что для того, чтобы ребенок стал творческой личностью, в первую очередь нужно развивать у него воображение, поощрять нестандартное видение окружающего мира.
В процессе обучения обучающиеся знакомятся с различными методами творчества, четко формируют перед собой цель, решают поставленные задачи, осваиваю технику, но самое главное, - они становятся самостоятельными творцами, учатся обосновывать свой выбор в решении того или иного вопроса.
Программа составлена на основе программы «Художественное творчество» Просняковой Т.Н. и авторской программы педагога Мартьяновой С. А.,2017 год, рассчитана на один год обучения.
Содержание предлагаемой программы по обучению обучающихся 9-11 лет оригами, аппликация направлена на воспитание художественной культуры школьников, развитию мелкой моторике и творческого мышления. Особая роль в воспитании у учащихся вышеизложенного отводится кружковой работе в системе дополнительного образования. На занятиях обучающиеся учатся создавать красоту своими руками.
Актуальность программы заключается в том, что стремительно меняющиеся условия современной жизни требуют от человека умения реализовать себя в разнообразных жизненных ситуациях и видах деятельности. Занятия с детьми по освоению навыков работы с различными видами материалов с учетом современной моды ведут к развитию важных для обучающихся художественно-эстетических, интеллектуальных и нравственных качеств.
Программа имеет художественную направленность, так как направлена на развитие творческих способностей обучающихся, формирование у них навыков и умений в художественной обработке материалов, способствует приобщению обучающихся к основам предметного дизайна в работах и позволяет им раскрыть свой творческий потенциал.
Отличительной особенностью программы является создание такого образовательного пространства, которое позволяет детям овладеть методами проектной работы и дает им возможность учиться самостоятельно. Программа предоставляет возможность научиться быть художником и творцом для самого себя, познания глубины своей неповторимой индивидуальности, в процессе интересной деятельности по созданию своими руками творческих работ, в которых полной реализованы творческие способности.
Новизна программы заключается в логике построения учебного материала, адаптированного для учащихся с доминирующей потребностью к творчеству; выборе используемого дидактического материала в зависимости от способностей детей; систематизировании занятий для прочного усвоения материала.
Программа «Умелые руки» является образовательной, развивающей. Носит практико-ориентированный характер. Данная программа разработана для детей с доминирующей потребностью к творчеству.
Занятия проводятся в студии декоративно-прикладного искусства с разновозрастным составом обучающихся.
Возраст обучающихся - 9-11 лет.
Состав группы - постоянный.
В группу набираются обучающиеся, интересующиеся творческими направлениями ( оригами , аппликация, лепка, вышивка бисером)
Наполняемость группы – 10 -12 человек.
Форма обучения – очная.
Форма занятий - групповая, индивидуальная.
Срок реализации программы – 1 год.
Количество учебных часов в год - 72 часа.
Режим занятий – 1 раза в неделю, продолжительность занятия – 40 минут.
Программа предусматривает проведение занятий в форме беседы, самостоятельной работы, наблюдения, эксперимента, коллективного и индивидуального исследования, консультации, защиты проектной работы, презентация практической и зачетной работы.
Цель программы: формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности.
Задачи:
Образовательная задача заключается в активизации мыслительной деятельности учащихся, в формировании дополнительных знаний в процессе выполнения практических работ, а также в познании свойств различных материалов, техник и технологий в творчестве.
Воспитательная задача - в формировании самостоятельности и ответственности, в формировании умения планировать и организовывать свою деятельность, при общении учащихся к ценностям, традициям и культурному наследию своей страны.
Развивающая задача заключается в развитие культуры труда подрастающего поколения на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
Задача по сохранению здоровья - в организации учебной работы учащихся так, чтобы каждый работал в удобном для него индивидуальном темпе, выполнял посильную для себя работу, имел возможность на каждом занятии испытывать учебный успех, в обеспечении техники безопасности в процессе практической деятельности. Развитие основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам.
Межпредметные связи. Трудовая деятельность в учебных мастерских заставляет самостоятельно изучать различные предметы учебного плана и смежных наук. Общеучебные умения совершенствуются в результате различных методов работы, одним из них является поисковый где учащиеся изучают свойства и назначения различных конструкционных материалов их физические и химические свойства. Полученные навыки в процессе деятельности могут быть использованы на других предметах, а приобретённые знания станут более прочными, так как обучающиеся приобретают новый опыт познания окружающего мира через деятельность.
Дополнительная общеразвивающая программа разработана согласно требованиям следующих нормативных документов:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).
- СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. №41);
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 09.12.2018 № 196).
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N996-р)
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242).
Учебно-тематический план
№ | Тема | Кол-во часов | Теория | Практика |
1. | Водное занятие | 1 ч | 1 ч. | - |
1 | Аппликация и моделирование, рисование. | 7 ч. | 1 ч. | 6 ч. |
2 | Работа с пластическими материалами | 6ч. | 1 ч. | 5 ч. |
3 | Плетение бисером | 7 ч. | 1 ч. | 6 ч. |
4 | Работа с пластическими материалами | 4ч. | 1 ч. | 3 ч. |
5 | Поделки из гофрированной бумаги | 3 ч. | - ч. | 3 ч. |
6 | Модульное оригами | 6 ч. | 1 ч. | 5 ч. |
7 | Выставка творческих работ | 2 ч. | - | 2 ч. |
Итого | 36 ч. | 6 ч. | 30 ч. |
Содержание программы:
1.Аппликация и моделирование, рисование. – 7 часов
Обучающиеся знакомятся с видами аппликации. Различными материалами которые применяются в работе для разного вида аппликации. Изготовление различных модулей в данной технике. Методы традиционного и нетрадиционного рисования обучающие доводят до автоматизма навыки, отрабатывают технику моделирования и рисования.
2.Работа с пластическими материалами –6 часов.
Обучающие осваивают технику и технологию работы с пластилином и тестом. Знакомятся с свойствами данных материалов их качеством.
Учатся правильно применять виды материалов в своих творческих работах , разрабатываю эскизы и изготовляют объёмные аппликации.
3. Плетение бисером -7 часов
Ознакомление с историей бисера. Свойства бисера, техника плетения бисером. Номера бисера, производители бисера. Осваивают параллельную технику плетения бисера. Вышивка бисером пор схеме. Разработка сем вышивки бисера.
4.Работа с пластическими материалами – 4 часов.
Обучающие осваивают технику и технологию работы с пластилином и тестом. Знакомятся с свойствами данных материалов их качеством.
Учатся правильно применять виды материалов в своих творческих работах . Отработка навыков по лепке соленым тестом. Работа с изолоном.
5.Поделки из гофрированной бумаги - 3 часов.
Бумага — первый материал, из которого учащиеся начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. С помощью бумаги можно украсить ёлку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребёнка. Изготовление декоративных букетов и декоративных цветов
6. Модульное оригами- 6 часов.
Знакомство с понятием «модуль», складывание базового модуля; способы соединения модулей ,способы добавления и убавления модулей; обозначение на чертежах. Изготовление модулей. Создание объёмных фигур по схеме, по собственному замыслу (с помощью педагога, самостоятельно). Оформление работ.
Работа над индивидуальными и коллективными проектами: разработка эскиза изделия и технологической карты, описание и фотоотчёт, оформление результатов, презентация, оценка.
7.Выставка творческих работ – 2 часа.
Организация выставки , подготовка творческих работ к выставке.
Планируемый результат.
Прогнозируемый результат:
Скоординировать движения кистей рук воспитанников;
- развивать творческое воображение у воспитанников;
- сформировать интерес к творческой деятельности;
- развивать культура общения воспитанников, трудолюбие, усидчивость, терпение.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
- познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
- адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- владеть монологической и диалогической формой речи;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
У учащихся должны быть сформированы образовательные компетенции:
1. Ценностно-смысловая, которая связана со сферой мировоззрения, ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир.
2. Общекультурные компетенции осведомлённость в труде резчика, уважение человека труда.
3. Информационная компетенция: при помощи реальных объектов (дополнительная литература, оборудование мастерских) и информационных технологий формируются умения анализировать, находить и отбирать необходимую информацию.
4. Коммуникативная: способность взаимодействовать с людьми, навыки работы в группе, умение отстаивать свою точку зрения.
5. Социально-трудовая: овладение знаниями и опытом в сфере трудовой деятельности (выбор профессии).
Условия реализации программы и организация учебного процесса
Для успешной реализации данной программы необходимы:
• рабочий кабинет с комплектом необходимой мебели (столы, стулья, шкафы, стеллажи, стенды);
• необходимое количество часов.
инструменты, приспособления и материалы:
• ножницы, иголки, доска, мел, сантиметровая лента.
• ткань, ленты, тесьма.
• цветная бумага.картон, фетр,флиз
• пуговицы, бусины, бисер.
- природный матерал
методическое обеспечение:
• учебные пособия, методические материалы и разработки по темам программы;
• наглядно-иллюстративные материалы: схемы, чертежи, подборки с выкройками, лекала, образцы готовых изделий, видеоматериалы;
• выставочные работы студии;
• учебная литература.
Для выполнения творческих работ учащийся должен иметь набор необходимых материалов в соответствии с учебно-тематическим планом программы.
Учебные мастерские соответствуют нормативным требованиям.
Программа апробирована в Пойковской СОШ №2 Нефтеюганского района.
Социальная направленность заключается в тесном взаимодействии:
- детей, родителей и педагогов образовательного учреждения;
- воскресная школа;
- НР МБУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества»
- ПМБУ ЦКиД «Родники»
Социальное партнёрство с родителями:
1. Поиск информации.
2. Выполнение творческих проектов.
Формы реализации программы:
-практическая работа;
-устный опрос;
-тест;
-самостоятельная работа;
-выставка;
-конкурсы.
Формы аттестации:
Программа предусматривает текущий контроль успеваемости, полугодовую и итоговую аттестацию.
Контроль знаний, умений и навыков учащихся обеспечивает оперативное управление образовательным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Текущий контроль знаний учащихся осуществляется практически на всех занятиях и по мере прохождения разделов и тем программы.
В качестве средств текущего контроля освоения программного материала программой предусмотрено введение трехкомпонентной оценки: за фантазию, композицию и технику исполнения, которая складывается из выразительности цветового и (или) графического решения каждой работы.
Критерии оценок.
Оценивание работ осуществляется по двум направлениям: практическая работа и теоретическая грамотность. Важным критерием оценки служит качество исполнения, правильное использование материалов, оригинальность художественного образа, творческий подход, соответствие и раскрытие темы задания. Это обеспечивает стимул к творческой деятельности и объективную самооценку учащихся.
Контроль и проверка уровня понимания учащимися теоретических вопросов
осуществляется при анализе практических и творческих работ, где наглядно
отслеживается степень и качество усвоения материала. Данный вид контроля дает информацию о пробелах в пройденной теоретической части курса у каждого учащегося, что помогает в планировании восполнения знаний и оказании помощи при их усвоении.
Целью аттестации является установление соответствия образовательного уровня обучающихся требованиям данной дополнительной общеразвивающей программы, установления фактического уровня теоретических знаний, практических умений и навыков обучающихся, их учебных компетенций
Формы проведения полугодовой и годовой аттестации: тестирование, зачет, защита творческих работ и проектов.
Для изучения результатов и эффективности воспитания и развития наиболее объективными и реально измеряемыми показателями являются ведущие мотивы поведения детей, нравственные ценности и ориентации, поступки обучающихся.
Для диагностики используются следующие диагностические методики:
• Анкета «Мотивы для занятий в детском объединении»;
• Анкета «Интерес к совместной деятельности»;
• Диагностическая карта «Уровень воспитанности обучающихся»;
• Анкета «Удовлетворённость обучающихся образовательным процессом»
• Методика «Наши отношения» (составлена по книге Л.М. Фридман).
Форма фиксации образовательных результатов по данной программе: лист наблюдений, карта успешности, зачетный лист участия в выставочной деятельности.
Календарный учебный график
Дата начала обучения | Дата окончания обучения | Всего учебных недель | Количество учебных часов | Режим занятий |
1 сентября 2022 г. | 30 мая 2023 г. | 36 | 36 | 1 раза в неделю по 40 минут |
Календарный график
№ | Дата | Время занятия | Форма занятия | Тема занятия | Кол-во часов | Кабинет | Форма контроля | |
план | факт | |||||||
1 | Комбиниро ванное | Вводное занятие. Экскурсия. | 1 | №114 | беседа | |||
2 | Практическое | Аппликация из природных материалов на картоне. | 1 | №114 | Наблюдение. Анализ. | |||
3 | Комбиниро ванное | Аппликация из природных материалов на картоне. | 1 | №114 | Наблюдение. Анализ. | |||
4 | Комбиниро ванное | Аппликация из геометрических фигур | 1 | №114 | Наблюдение | |||
5 | Комбиниро ванное | Аппликация из пуговиц | 1 | №114 | Наблюдение | |||
6 | Комбиниро ванное | Аппликация из салфеток | 1 | №114 | Наблюдение | |||
7 | Комбиниро ванное | Аппликация на дисках | 1 | №114 | Наблюдение. | |||
8 | Практическое | Объёмная аппликация. | 1 | №114 | Зачет | |||
9 | Комбиниро ванное | Рисование пластилином по основе | 1 | №114 | Наблюдение. Анализ | |||
10 | Комбиниро ванное | Рисование пластилином по основе | 1 | №114 | Наблюдение. Анализ | |||
11 | Комбиниро ванное | Рисование пластилином по основе. | 1 | №114 | Наблюдение. Анализ | |||
12 | Комбиниро Комбиниро ванное | Обратная мозаика на прозрачной основе. | 1 | №114 | Наблюдение. Анализ | |||
13 | Комбиниро ванное | Лепка из соленого теста в объеме | 1 | №114 | Наблюдение. Анализ | |||
14 | Комбиниро ванное | Лепка из солёного теста. | 1 | №114 | Наблюдение. Анализ | |||
15 |
|
| Комбиниро ванное | Чтение схем при плетении. | 1 | №114 | Наблюдение. Анализ | |
16 | Комбиниро ванное | Чтение схемы при параллельном плетении | 1 | №114 | Наблюдение. Анализ | |||
17 | Комбиниро ванное | Плетение игрушек по схемам. | 1 | №114 | Наблюдение. Анализ | |||
18 | Комбиниро ванное | Плетение игрушки мышки | 1 | №114 | Наблюдение. Анализ | |||
19 |
| Комбиниро ванное | Плетение игрушки лягушки. | 1 | №114 | Наблюдение. Анализ | ||
20 | Комбиниро ванное | Плетение знака зодиака. | 1 | №114 | Наблюдение. Анализ | |||
21 | Комбиниро ванное | Плетение знака зодиака по схеме Плетение игрушек по схемам. | 1 | №114 | Наблюдение. Анализ | |||
22 | Комбиниро ванное | Разрезание смешанного пластилина | 1 | №114 | Наблюдение. Анализ | |||
23 | Комбиниро ванное | Обратная мозаика на прозрачной основе. | 1 | №114 | Наблюдение. Анализ | |||
24 | Комбиниро ванное | Торцевание на пластилине. | 1 | №114 | Наблюдение. Анализ | |||
25 | Комбиниро ванное | Лепка из солёного теста. | 1 | №114 | Наблюдение. Анализ | |||
26 | Комбиниро ванное | Объёмные аппликации из гофрированной бумаги. | 1 | №114 | Наблюдение. Анализ | |||
27 | Комбиниро ванное | Изготовление деталей для объемной аппликации . | 1 | №114 | Наблюдение. Анализ | |||
28 | Комбиниро ванное | Сборка объемной аппликации | 1 | №114 | Наблюдение. Анализ | |||
29 | Комбиниро ванное | Разновидности треугольных модулей в технике оригами | 1 | №114 | Наблюдение. Анализ | |||
30 | Комбиниро ванное | Складывание треугольных модулей | 1 | №114 | Наблюдение. Анализ | |||
31 | Комбиниро ванное | Замыкание модулей в кольцо. | 1 | №114 | Наблюдение. Анализ | |||
32 | Комбиниро ванное | Изготовление модулей для кольца | 1 | №114 | Наблюдение. Анализ | |||
33 | Комбиниро | Объёмные фигуры на основе формы «чаша». | 1 | №114 | Наблюдение. Анализ | |||
34 | Комбиниро ванное | Объёмные фигуры на основе формы «чашки». | 1 | №114 | Наблюдение. Анализ | |||
35 | Комбиниро ванное | Презентация работ | 1 | №114 | Наблюдение. Анализ | |||
36 | Комбиниро ванное | Выставка творческих работ | 1 | №114 | Наблюдение. Анализ |
Список литературы для учащихся:
- Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2017.
- Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Уроки творчества – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2019.
- С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература» 2014.
- Т.Н. Проснякова Творческая мастерская – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2020.
- Адамчик М.В. Дизайн и основы композиции в дизайнерском творчестве и фотографии Издательство: Харвест (Минск). 2010;
- Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика.- М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2005;
- Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учебное пособие для студентов вузов.- М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2015;
- Рунге В., Сеньковский В. Основы теории и методологии рисования не традиционными методами. Учебное пособие. Издательство: МЗ-Пресс 2013;
- Андреева И.А. Популярная энциклопедия рукоделия. – М.: Вагриус, 2014
- Демидова И. Оригами – стиль – имидж. – Минск: Миринда, 2018
- Дмитриева Н. А. Загадки мира творчества: очерки о культуре моды. – Донецк: Сталкер, 2016
- Ерзенкова Н.В. Искусство красиво творить. – Рига: Импакт, 2017
- Захаржевская Р.В.История плетения бисером: От античности до современности. - М.: РИПОЛ классик, 2015
- Сафина Л.А. Бисероплетение. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2017
Список литературы для учителя:
- И.А. Карабанов «Справочник для учителя» М., «Просвещение» 2018г.
- В.П. Боровых «Творчество и рукоделие» Волгоград. Изд. «Учитель», 2016г.
- Афанасьев А.Ф. Работа с бумагой. «Московский рабочий», 2018г.
- Афанасьев А.Ф. Творческий процесс в оригами. М, «Культура и традиции», 2016г.
5. Н.Ф. Якубин «Учебные задания по технологии» М., «Просвещение» 2018г.
Интернет – ресурсы:
1. Сайт Страна Мастеров
2. Сайт Всё для детей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СОСТАВЛЕННЫЕ МНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В ДОУ. ДАННЫЕ ПРОГРАММЫ СПОСОБСТВУЮТ ПОЛНОЦЕННОМУ ТВОРЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ, ЗНАКОМЯТ ИХ С РАЗЛИЧ...
Рабочая программа дополнительного образования "Активисты школьного музея"
Программа дополнительного образования творческого объединения «Активисты школьного музея» составлена на основе Программы дополнительного образования детей «Активисты школьного музея» авторы Казу...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования направление «Профессиональная подготовка» курс «Путь к профессии»
Вопрос жизненного выбора, профессионального самоопределения выпускников был и остается одним из самых важных и сложных для образовательных учреждений, старшеклассников, их родителей....
Рабочая программа дополнительного образования. Логопедические занятия для коррекционных классов VII вида.
Задачи рабочей программы:- практическая реализация компонентов федерального государственного образовательного стандарта в коррекционной работе на голопедических занятиях;- определение содержания, объе...
Рабочая программа дополнительного образования ( Кружок «Информатика»)
Рабочая программа дополнительного образования: кружок по информатике для 5-7 классов на 2011-2012 учебный год....
Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов
Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....