Учебно- методические материалы для коррекционной работы с детьми ОВЗ
учебно-методический материал
Учебно- методические материалы для коррекционной работы с детьми ОВЗ (ТНР, ОНР, ЗПР)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема:
"Путешествие в подводный мир"
для детей старшего дошкольного возраста
Наибольший эффект работы по развитию речи дошкольника будет получен, если проводить её через многообразие игр, так как основным видом деятельности дошкольников является игра, ещё игра является и одним из приоритетных направлений реализации ФГОС ДО.
Обучение детей дошкольного возраста никогда еще не было столь привлекательным и захватывающим.
В нашем клубе мы представляем варианты мультимедийных презентаций и интерактивных игр, которые можно применять в работе с дошкольниками для речевого развития.
Использование мультимедиа в образовательных целях строится с учетом правил, направленных на здоровосбережение детей:
1. Развивающие видео и интерактивные игры должны быть непродолжительными по времени (5-10 минут).
2. Во время показа следует следить за осанкой ребенка.
3. После интерактивных игр необходимо проводить подвижные игры и физ. минутки.
Конспект занятия «Морские обитатели»
Цель: расширять лексический словарь по теме «Морские обитатели»
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
- расширять и углублять знания детей о морских обитателях;
- совершенствовать словарный запас;
- совершенствовать навык звуко – слогового анализа слов;
- совершенствовать навык звукового анализа и синтеза;
- формировать умение делить слова на слоги;
- формировать умение согласовывать имя числительное и имя прилагательного с существительным.
Коррекционно – развивающие:
- развивать артикуляционную моторику;
- развивать координацию речи с движениями;
- развивать общую и мелкую моторику;
- развивать зрительное восприятие, внимание;
- развивать навык деления слова на слоги;
- совершенствовать умение собирать целое из частей.
Коррекционно – воспитательные:
- воспитывать познавательный и природоохранный интерес к представителям морской фауны;
- формировать умение работать и играть в коллективе;
- воспитывать умение работать по инструкции.
Методы и приёмы:
- практические: дидактическая игра
- наглядные: разрезные картинки, презентация, схемы.
- словесные: беседа, объяснение
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Оснащение НОД: конверт с письмом, зеркала – по количеству детей, картинки с изображением морских обитателей, жемчужины, цветные фишки на каждого ребёнка, схемы для определения позиции звука в слове.
Предварительная подготовка:
- Рассматривание фотографий с изображением морских обитателей;
- Заучивание слов физкультминутки;
- Выполнение артикуляционной гимнастики.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Логопед приглашает детей в кабинет, слышны звуки морского прибоя, крики чаек.
Логопед: Мы с вами оказались на берегу моря. Садитесь прямо на песок. Что мы слышим, сидя на берегу моря?
Дети: Мы слышим шум прибоя, шелест морской гальки, крики чаек, шум ветра.
Логопед: Ребята, давайте закроем глаза и насладимся морским воздухом.
Дыхательная гимнастика
Логопед: Ребята, посмотрите, морские волны прибили к берегу какой-то конверт. Давайте посмотрим, что там. Это письмо от Русалочки. Прочитаем его:
«Здравствуйте, ребята! Морской царь пригласил меня на бал. Но ожерелье, в котором я хотела идти на бал случайно порвалось, и все бусинки расплылись в разные стороны. Помогите мне, пожалуйста, их найти и собрать ожерелье, чтобы идти на бал к морскому царю»
Ребята, поможем Русалочке найти бусинки и собрать ожерелье?
Дети: Да!
Логопед: Жемчужинки, из которых состояло ожерелье, оказались у разных морских жителей. Но они не хотят отдавать их, они приготовили нам задания. А чтобы справиться с заданиями нужно отвечать полным ответом, внимательно слушать, не отвлекаться.
Чтобы узнать какие морские обитатели нам приготовили задания, нужно собрать разрезные картинки. И назвать, кто изображён на них, начиная предложение со слов: «у меня на картинке….» или «я собрал картинку с изображением…..»
2. Д\и «Собери картинку. Составь предложение»
(Дети собирают разрезные картинки и составляют предложения. (разрезные картинки: морская черепаха, акула, осьминог, кит, дельфин)
Дети: У меня получилась морская черепаха…
Логопед: Сейчас я расскажу вам интересные факты о каждом из этих морских обитателях. Слушайте внимательно.
Морские черепахи - не могут втягивать голову под панцирь, в отличие от сухопутных. В поисках пищи морские черепахи совершают дальние путешествия. А для того чтобы отложить яйца, они возвращаются всегда на одни и те же пляжи.
У акул очень много острых зубов. Они растут в несколько рядов, имеют треугольную форму. По остроте они могут сравниться с ножом.
Осьминог - у осьминогов нет твёрдого скелета. Его мягкое тело не имеет костей и может свободно изгибаться в разные стороны.
Кит – крупнейшее животное на нашей планете. Киты похожи на огромных рыб, но они не рыбы, а млекопитающие, и внутреннее строение у них почти такое же, как у человека. И своих детёнышей киты, как и другие млекопитающие, кормят молоком. Ноздри китов расположены на макушке головы. Они открываются только на короткий момент вдоха выдоха, когда кит всплывает к поверхности воды.
Дельфины – самые разумные обитатели океана.. Дельфины хорошо имитируют звуки, издаваемые человеком, например, смех или плач. Они даже могут повторять отдельные слова и целые предложения. У дельфинов есть собственный язык общения. Друг с другом они «разговаривают», посвистывают и пощелкивают.
Медузы – их тело состоит из воды, поэтому попадая на сушу они быстро погибают.
- Ну что ребята, вы готовы к выполнению заданий?
Дети: Да!
Логопед: Давайте отгадаем загадку и узнаем, у кого первого искать жемчужину:
Очень медленны движенья,
И “походка” – как скольжение,
В дом свой прячется от страха,
Хвост поджавши, …
Дети: Черепаха.
«Артикуляционная гимнастика»
- Первое задание от морской черепахи. Морская черепаха хочет, чтобы мы выполнили артикуляционную гимнастику
«Морская черепаха»
Сверху блюдо, снизу блюдо «обезьянка» - ( язык прячем то под верхнюю, то под нижнюю губу)
Неожиданно откуда - (рот закрыт)
Появилась голова – («лопатка»)
Закивала всем она – (подъем языка вверх, вниз «Качели»)
На животик повернулась – (широкий язык на нижнюю губу «лопатка»)
Сладко, сладко потянулась - («Часики»)
Поднялась на вверх с размаху - («Грибок»)
Я – морская черепаха! - («Иголочка»)
- Молодцы, вы справились с первым заданием. Вот вам жемчужина.
- Послушайте следующую загадку:
Он, как дом, огромный,
Но спокойный, скромный.
В море ест и в море спит –
Так живёт на свете … (кит).
Логопед: Следующее задания от кита. Кит нам предлагает выполнить звуковой анализ слова «Кит» и выложить звуковую схему цветными фишками. Ребята, кто желает составить схему на доске? Остальные выкладывают звуковую схему самостоятельно.
Кит
Логопед: Сколько слогов в слове Кит?
Дети: В слове кит 1 слог.
Логопед: Почему в слове «кит» один слог? Какое есть правило?
Дети: В слове столько слогов, сколько гласных звуков.
Логопед: Сколько звуков в слове Кит? Назовите.
Дети: Три звука.
Выкладывают схему
- Какой звук первый? ([К′]- согласный, мягкий, глухой)
- Каким цветом обозначим? (зелёным)
- Какой второй звук? ([И] – гласный, обозначим красным цветом.
- Какой третий звук? ([Т] – согласный, твёрдый, глухой, обозначим синим цветом)
Логопед: Сколько мягких согласных звуков в слове «кит»? Назови.
Дети: В слове кит 1 мягкий согласный звук КЬ
Логопед: Сколько твёрдых согласных звуков?
Дети: В слове кит 1 твёрдый согласный звук Т
Логопед: Сколько гласных звуков? Назови их.
Дети: В слове кит 1 гласный звук И.
Все справились? Молодцы! Вот вам ещё одна жемчужина
- Послушайте следующую загадку:
Всё без рук могу хватать!
Ног моих не сосчитать!
Но а тот, кто всё же смог,
Говорит я …
Дети: Осьминог
Физкультминутка
Осьминоги, осьминожки
Тренируют ручки, ножки.
Кисти рук ладонями вниз лежат на столе: правая рука с сомкнутыми пальцами, левая – с разомкнутыми. Одновременно менять положение пальцев (одни смыкать, другие размыкать).
Могут плавать вверх и вниз
Ладонь правой руки медленно движется вниз, а ладонь левой – вверх.
Сальто сделают на бис.
Ладони переворачиваются в воздухе.
Вправо проплывут и влево,
тренируются умело.
Ладонь правой руки медленно движется направо, ладонь левой – влево, затем наоборот.
Логопед: Молодцы! Следующая загадка:
Настоящий он циркач –
Носом отбивает мяч.
Знает и француз и финн:
Любит поиграть … (дельфин).
«Деление слов на слоги»
Задание у нас от «дельфина». Он просит разделить слова на слоги, пропрыгав каждое слово.
Дети: Море, акула, ракушка, дельфин, плавник.
Логопед: Молодцы, ребята! Выполнив это задание, нам вернули жемчужину!
Логопед:
Эта рыба – хищник злой,
Всех проглотит с головой.
Зубы показав, зевнула
И ушла на дно… (акула).
«Определи место звука [А]»
Следующее задание от акулы. Нужно определить место звука [А] в словах (начало, середина, конец) на схеме. (Акула, скат, кораллы, краб, морская звезда, медуза)
Очень хорошо вы справились и с этим заданием. Держите жемчужину.
Логопед:
Плавает прозрачный зонтик.
«Обожгу! – грозит. – Не троньте!»
Ручки у неё и пузо.
А зовут её … (медуза).
«Посчитай «1 -2 – 5»
Медуза предлагает нам поиграть в игру “1,2,5» и посчитать морских обитателей.
Умный дельфин – (один умный дельфин, два умных дельфина, пять умных дельфинов).
Зубастая акула – (одна зубастая акула, две зубастые акулы, пять зубастых акул).
Прозрачная медуза– (одна прозрачная медуза, две прозрачные медузы, пять прозрачных медуз).
Большой кит – (один большой кит, два больших кита, пять больших китов).
Ленивый краб – (один ленивый краб, два ленивых краба, пять ленивых крабов).
Итог занятия:
- Ребята, ну что, мы помогли русалочке собрать жемчужины?
Теперь она сможет пойти на бал к Морскому царю.
- Я предлагаю отправить жемчужины «Русалочке» посылкой.
- Что вы сегодня нового узнали о морских обитателях?
(морская черепаха не может втягивать голову под панцирь;
у акулы зубы по остроте могут сравниться с ножом;
у осьминога нет твёрдого скелета, его тело может изгибаться в разные стороны;
кит самое крупнейшее животное на нашей планете, своих детёнышей киты кормят молоком;
дельфины самые разумные обитатели, они могут имитировать смех или плач человека)
- Какое задание было самым интересным?
- Какое задание было самым лёгким?
- Какое задание было самым трудным?
Ребята мне очень понравилось, как вы сегодня работали, спасибо вам!
Предварительный просмотр:
Логопедическое занятие «Морское путешествие»
Цель. Закрепить знания и умения, полученные детьми на занятиях по развитию речи и обучении грамоте.
Задачи.
Коррекционно-образовательные:
- уточнить представления детей о морских обитателях;
- уточнить и активизировать словарь по теме;
- закрепить умение детей выполнять звуко-слоговой анализ слова;
- упражнять в умении использовать в предложение простые и сложные предлоги;
- закреплять графо-моторные навыки у детей;
- активизировать речевую деятельность детей.
Коррекционно-развивающие:
- развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;
- развивать зрительное и слуховое восприятие;
- развивать зрительное и слуховое внимание;
- развивать память и мышление;
- развивать мелкую моторику пальцев рук;
- развивать связную речь и интонационную выразительность речи.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе, родному краю, желание защищать и охранять их;
- воспитывать усидчивость, активность, инициативность, наблюдательность;
- воспитывать навыки сотрудничества, доброжелательное отношение друг другу.
Оборудование. Контейнер с водой и предметами; голубая ткань, сенсорная дорожка; жёлтый аквагрунт, камушки, пластмассовые ракушки, ракушки для массажа рук; жёлтый горох; масло ароматизированное; салфетки для рук; аудиозаписи «Звуки моря», релаксирующая музыка; компьютер; поднос для ракушек; поднос для аквагрунта.
Рабы: кит, скат, рыба-шар, рыба-ёж, медуза, акула, морская звезда, морской конёк, дельфин, кальмар, касатка, осьминог, кашалот, черепаха, летающая рыба. Рыба-молот, краб, рыба-игла, криветка, омар, рыба-парусник, рыба-меч.
Стол (корабль), на которой стоит сенсорная коробка(батискаф), стоит на голубой ткани (на море). Сенсорный остров посередине моря. Ребристая дорожка идёт от острова к столу (к кораблю). На сенсорной дорожке разбитые ракушки и тактильные предметы.
1. Приветствие.
Здравствуйте, ребята. Меня зовут Галина Николаевна, а как зовут вас, я прочитаю на ваших бейджиках.
2. Сообщение темы занятия.
Массаж рук. На подносе лежат большие ракушки.
Логопед. Возьмите с подноса по одной ракушке. Давайте погладим их. Скажите, какие они на ощупь? У Васи и Пети ракушки имеют ребристую поверхность, а у Тани и Вики - шершавые с полосками, которые проходят продольно и поперечно. У Марины ракушка овальной формы, верхняя часть с выпуклыми продольными ребрами. У Кати поверхность ракушки гладкая с выпуклыми местами.
Логопед. Давайте сделаем массаж ладошек ракушками.
(Дети перекатывают ракушки в руках и повторяют текст за логопедом 1 раз)
Море шепчет не грустите,
Лучше в гости приходите.
Много у меня игрушек,
Замечательных ракушек.
Ракушки простые, ракушки витые,
Ракушки и маленькие и большие.
И гладкие, и ребристые,
Шершавые и серебристые.
Логопед. - Ребята, как вы думаете, куда мы с вами сегодня отправимся?
- Сегодня мы отправимся в морское путешествие.
Мы узнаем много интересного о море и ее обитателях, опустимся в его глубины. Садимся на корабль. (Дети садятся на стулья).
3. Артикуляционная гимнастика «Парус». (Видео «Парус»)
Логопед. Ребята, давайте поднимем наши паруса. Нужно приоткрыть рот и улыбнуться. Поднять широкий язычок вверх и упереться им в бугорки за верхними зубами (альвеолы). Удерживать язык в таком положении под счет от 1 до 5. Затем вернуться в исходное положение, закрыть рот и удерживать под счет от 1 до 2. Вы будете держать , а я буду считать до 5.
(Вместо счета можно прочитать стихотворение).
Ветер парус раздувает,
Наш корабль подгоняет.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем парус мы держать.
4. Игра «Какое море?» Подбор определений. (Видео «Море» 10с. )
Логопед. Мы в море… Морем можно долго любоваться – оно чарующее, прекрасное, величественное, могучее.
Логопед. Ребята, давайте скажем какое море.
- какого цвета море – синее, голубое, серое, лазурное, бирюзовое, золотистое (на солнце);
- какого оно размера – огромное, громадное, широкое;
- море невозможно объять – необъятное;
- у моря не видно дна, значит оно какое, как про него ещё можно сказать – бездонное, глубокое;
- у моря не видно краёв, берегов, границ – бескрайнее, безбрежное, безграничное;
- когда на море нет ветра – спокойное, безветренное, безмолвное, тихое;
- летом, когда на море хорошая погода – тёплое, ласковое, ласкающее, приветливое, успокаивающее;
- а если попробовать морскую воду, какая она на вкус – солёное;
- если в море много мусора? - грязное, чистое.
Море бывает разных цветов!!! Цвет постоянно меняется. Он зависит не только от органических свойств воды, но во многом и от погоды, количества и характера облаков, зависит от цвета неба, высоты солнца над горизонтом, освещенности, состояния моря.
В тихую ясную погоду, когда море спокойно, оно кажется таким же голубым, как небо. Небольшой ветерок - поверхность моря засверкала мириадами золотых бликов. Когда ветер усиливается, поднимаются небольшие волны, небо заволакивают серые тучи, море начинает быстро синеть. Водоросли планктона поглощают красный свет солнечных лучей – он нужен им для фотосинтеза. А морская вода приобретает из-за этого зеленый оттенок. Если планктонных водорослей в воде мало, и она совершенно прозрачна, то море кажется ярко-голубым – это цвет ультрамарин. В ясную погоду такая кристально чистая морская вода приобретает бирюзовую окраску. (2)
5. Игра «На дне моря»
Видео с батискафом. Морские глубины.
Логопед. Для того, чтобы опуститься на морское дно, нам нужен батискаф. (дети проходят в батискаф). Сейчас наш батискаф опустил нас на морские глубины. Давайте полюбуемся красотой морского дна и обитателями моря.
Видео с водорослями. 20с.
Логопед. Ну, вот мы и на дне моря. Сколько красоты таят в себе морские глубины. Водоросли и кораллы. А песчаное дно покрыто камушками и ракушками, будто драгоценными камнями.
Видео с рыбами. 1 мин 32с.
Логопед. Ребята, медуза, краб, осьминог, морская звезда не относятся к рыбам, потому что у них нет плавников и хвоста, поэтому, мы их всех будем называть морские животные или морские обитатели. Обитатели моря приспособлены жить под водой, извлекать кислород из водной толщи, добывать себе пищу в этой стихии.
Логопед. Назовите, кого вы видите на видео.
1. Кит. 2. Акула. 3. Дельфин. 4. Рыба молот. 5. Кальмар. 6. Осьминог. 7. Морской конёк. 8. Скорпена. 9. Рыба-ёж. 10. Летающие рыбы. 11. Медуза. 12. Звезда. 13. Черепаха.
6. Игра «Очистим морское дно» Звуко-слоговой анализ. Игра 1 слайд.
Логопед. Золотая рыбка просит очистить дно моря от мусора, который оставили браконьеры.
Задание. Нужно прочитать слова, а потом прочитать слог и найти слово, в котором есть этот слог, если слово найдено правильно, предмет исчезнет со дна моря.
Слова: бусы, пакет, сумка, бутылка, весло, рубашка.
Логопед. Молодцы ребята, вы справились с заданим.
7. «Подзорная труба» Мимические упражнения.
Логопед. Давайте посмотрим в подзорную трубу. Кажется, совсем близко остров. Хотите на остров?
8.«Остров». Звучит аудиозапись «Шум моря».
Остров (сенсорная зона) находиться в середине моря. От корабля идет ребристая дорожка к острову. На острове лежат аквагрунт, камушки, ракушки. Дети и логопед идут по ребристой дорожке на остров.
Логопед.
Сейчас по трапу мы пойдём
И на остров попадём.
Бурлит вода, шумит вода,
Но нам преграда не страшна!
9. Физкультминутка. Видео «Море волнуется раз».
Логопед. Как хорошо на остове! Почувствуйте, как камушки массажируют ваши пяточки!!!
Логопед. Давайте поиграем в игру «Море волнуется раз»!
Дети выполняют движения под музыку.
10. Звуко-слоговой анализ слова: КИТ.
Логопед. Отгадайте загадку.
Как по морю-океану,
Рыба-рыбища плывёт,
И к огромному фонтану
Подплывать нам не даёт!
От него волна бежит,
Ну конечно это - ... (кит)
Логопед. Ребята, давайте из камушков выложим отгадку, слово «КИТ».
К – согласный звук, твёрдый. Берём зелёный камушек.
И – гласный звук. Берём красный камушек.
Т – согласный, твёрдый. Берём синий камушек.
11. Развитие воздушной струи «Кит». Дети подходят к столу, накрытым голубой тканью. На столе, в контейнере лежат игрушки для развития воздушной струи.
Логопед. Как мы назовём маму? (Китиха). А детёныши? (Китята).Давайте подойдём к столу и посчитаем сколько китят.
Сейчас поиграем в игру «Фонтан». Мама китиха будет учить китят правильно дышать, чтобы получился фонтан!!!Я буду китихой, вы будите китятами.
Киты поднимаются на поверхность, чтобы подышать воздухом, каждые 5-10 минут, но иногда они могут оставаться под водой в течение 45 минут!
Фонтаны, которые выпускают киты - это не вода, а использованный воздух, который киты выдыхают. Фонтаном воды он кажется потому, что в этом теплом воздухе много водяных паров и ещё потому, что выдох может начинаться у поверхности под водой, в результате чего выдыхаемый с силой воздух образует водяной фонтан.
Потоки пара с силой вырываются из дыхательного отверстия на голове животных. Поскольку у китов нет жабр, они дышат легкими. Ноздри образуют одно или два дыхательных отверстия, которые облегчают получение кислорода на поверхности воды.
12. «Сундук с сокровищами». (Подбор определений) Какое море?
Дети. А ещё на дне сундук, но он закрыт на ключ. В нем что-то лежит, это могут быть драгоценности. Давайте поднимем его на корабль. (В это время поднялся сильный ветер, гром, гроза, волны).
Видео Бушующее море. 40-50с.
Логопед. Ребята, посмотрите, каким вдруг сейчас стало море?
Дети. Взволнованным, бушующим, ревущим, беспокойным, штормовым, грозовым.
Море бушует, как мы про него скажем по-другому, какое море? Бушующее.
Море ревёт – ревущее.
Море беспокоится – беспокойное.
Море волнуется – взволнованное.
На море шторм – штормовое.
Логопед. Как называется природное явление, когда на море буря, сильный и длительный ветер, который на море сопровождается образованием высоких волн, угрожающих кораблекрушением.
Дети. Шторм.
Рыбка. Ребята, вы видели затонувший браконьерский корабль? Браконьеры нашли сундук и хотели завладеть драгоценностями. Когда они собрались поднять сундук на корабль, поднялся шторм и корабль затонул и браконьеры не вытащили сети.
13. «Сокровища». (Образование относительных прилагательных)
Логопед - Рыбка. Ребята, спасибо, за то, что вы спасли рыб и очистили море, я хочу вам отдать ключ от сокровищ. Он зарыт в песке.
Дети находят ключ, берут сундук и идут с ним по трапу на корабль (за стол) и там они открывают сундук.
Логопед. Поднимаемся на корабль.
Сейчас по трапу мы пойдём
И на корабль попадём.
Бурлит вода, шумит вода,
Но нам преграда не страшна!
Логопед. Ребята, давайте назовём предметы и из чего они сделаны.
(В сундуке кольца, браслеты, заколки, камушки, кулоны, медальки)
1. Кольцо из золота – золотое кольцо.
2. Кулон из серебра – серебряный.
3. Кулон из металла – металлический.
4. Ожерелье из жемчуга – жемчужное.
5. Фигурка из фарфора – фарфоровая.
6. Браслет из пластмассы – пластмассовый.
Логопед - Рыбка. Ребята, вы можете взять себе по одному предмету, а остальные драгоценности должны остаться для тех, кто в следующий раз будет чистить море.
Источники.
1. https://dohcolonoc.ru/conspect/2571-konspekt-integrirovannoj-neposredstvenno-obrazovatelnoj-deyatelnosti-morskoe-puteshestvie.html Дошколёнок. ру сайт для воспитателей детских садов.
2. https://otvet.mail.ru/question/51807668 «Какого цвета море?»
Предварительный просмотр:
План-конспект занятия
4 класс
Тема: «Застенчивость: хорошо или плохо?».
Цели занятия:
- образовательная: сформировать представление о застенчивости как свойстве личности и способах ее преодоления;
- развивающая: развивать способность к анализу как основанию определения собственного уровня застенчивости;
- воспитательная: воспитывать интерес к проблеме застенчивости в детском возрасте и мотивацию к изучению способов ее преодоления.
Оборудование и материалы: доска, компьютер, проектор; видеофрагмент из мультфильма «38 попугаев», карточки для работы в группах, бланки ответов на тест.
Ход занятия
Этап занятия | Планируемый результат | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент, знакомство. | Положительный эмоциональный настрой на совместную работу. | Учитель организует эмоциональный настрой на урок, мотивирует детей на получение новых знаний. - Здравствуйте, ребята, меня зовут Ирина Сергеевна, сегодня у нас с вами будет необычное занятие… Вы уже знаете, как меня зовут, а я - еще не знаю ваших имен. Давайте познакомимся следующим образом – вы по очереди встаете, называете свое имя и какое-либо свое качество. Я начинаю. Ирина – добрая. - Молодцы, ребята. Я очень рада, что попала именно в ваш класс, где собрались самые умные, самые добрые, самые активные и т.д. | Дети заходят в кабинет, рассаживаются в три группы (соответствующая расстановка мебели). Дети по очереди называют свое имя и качество личности. |
СОЗДАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ | |||
Актуализация знаний, целеполагание. | Развитие учебно-познавательного интереса. Восприятие учебного материала через причинно-следственные связи Осознанное восприятие темы и цели занятия. | Постановка проблемного вопроса через просмотр отрывка мультфильма «38 попугаев» про слоненка. - Сейчас я предлагаю вам посмотреть отрывок из известного мультфильма «38 попугаев». Обратите внимание на героя этого мультфильма - слоненка. Учитель обобщает выводы детей и направляет на определение образовательного объекта. - Ребята, давайте вместе подумаем, как можно охарактеризовать нашего героя? Какой он? - Правильно, наш слоненок очень застенчивый. Именно об этом мы с вами и будем сегодня говорить – о застенчивости. Итак, тема нашего занятия: «Застенчивость: хорошо или плохо?» | Дети просматривают отрывок из мультфильма «38 попугаев» про слоненка. Дети вместе с учителем обсуждают героя мультфильма, выявляют его характеристики. Дети вместе с учителем формулируют тему занятия. |
Организация индивидуальной рефлексивной деятельности перед изучением нового материала. | Самооценка исходного уровня. | Учитель предлагает оценить свои первоначальные знания об образовательном объекте (застенчивости) на «Лестнице успеха». - Ребята, у каждого из вас на столе есть лестница успеха. Отметьте себя крестиком на одной из ступенек этой лестницы. Если вы знаете о застенчивости все и можете применить эти знания в жизни, то поставьте себя на самую высокую ступеньку. Если вы знаете много о застенчивости, то поставьте себя на четвертую ступеньку. Если ваши знания о застенчивости достаточны, то поставьте себя на третью ступеньку. Если вы имеете о застенчивости лишь некоторые сведения, то поставьте себя на вторую ступеньку. А если не знаете о застенчивости ничего, то поставьте себя на первую ступеньку. - Хорошо, отложите пока свои лестницы успеха, к ним мы еще вернемся. | Дети отмечают уровень своих знаний на индивидуальных карточках «Лестница успеха». |
Уточнение образовательного объекта. | Выявление личного опыта и проблематики по отношению к обозначенному объекту. Развитие умения строить рассуждения в форме связи простых суждений о фундаментальном образовательном объекте, выражать собственное мнение и позицию. Выявление личного опыта и проблематики по отношению к обозначенному объекту. Установка причинно-следственных связей. | Учитель создает необходимую образовательную среду, знакомит с понятием «застенчивость». - Ребята, давайте продолжим наш разговор о застенчивости. Как вы понимаете это слово? Что такое застенчивость? Учитель зачитывает выдержку из словаря С.И. Ожегова. - В «Словаре русского языка» Сергея Ивановича Ожегова застенчивость характеризуется как склонность человека к робкому или стыдливому поведению в общении, в поведении. - Ребята, как вы думаете, в каких ситуациях чаще всего проявляется застенчивость? А вы бывали в таких ситуациях? - Так застенчивость помогает в жизни или мешает? - Вы все говорите правильно, молодцы. | Дети отвечают на заданные вопросы. Примерные ответы детей: застенчивость - это
Дети отвечают на заданный вопрос. Примерные ответы детей: я стесняюсь отвечать на уроке; стесняюсь играть с незнакомыми детьми и т.д. Дети отвечают на заданный вопрос. Примерные ответы детей: застенчивость мешает человеку нормально общаться, играть и т.д. |
Физминутка | Профилактика переутомления. | В качестве разрядки учитель предлагает поиграть в игру «Четыре стихии». - Давайте, поиграем в игру на внимание. Она называется «Четыре стихии». Это земля, вода, воздух, огонь. Если я скажу «земля» - вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола. Если я скажу «вода» - вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения. Если скажу «воздух» - вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх. Если я скажу «огонь» - вы вращаете руками в локтевых и лучезапястных суставах. Начинаем! | Дети играют в игру. |
ЭТАП РАБОТЫ НАД ОТКРЫТЫМ ЗАДАНИЕМ, СОЗДАНИЕ СОБСТВЕННОГО ПРОДУКТА | |||
Конкретизация задания | Осознанное выполнение практической работы. | Учитель формулирует учебное задание. - Ребята, мы с вами узнали, что такое застенчивость. Теперь я предлагаю вам вместе попытаться помочь нашему застенчивому герою слоненку. Результат нашей работы мы будем фиксировать в специальных карточках. | |
Решение ситуации (самостоятельная работа в группах по заданию 1) | Создание атмосферы сотрудничества. Развитие познавательных умений, умений работать в группе. | Учитель напоминает о правилах работы в группе. - Ребята, работать в группах вы будете по общепринятым и известным вам правилам. Каждой группе предлагается приступить к выполнению задания. Учитель при необходимости оказывает помощь обучающимся в процессе создания образовательной продукции. - Теперь можно приступать к заданию. Для начала давайте дадим более полную характеристику нашему герою. Вы уже сидите в группах, и поэтому работать вы будете также в группах. Для этого я вам раздам карточки, на которых написаны критерии в виде вопросов для анализа поведения слоненка. Нужно наполнить их содержанием (например, дать ответ на вопрос о том, как слоненок общается с друзьями и др.). | Дети проговаривают устав работы в группе: 1.Уважай своего товарища. 2.Умей каждого выслушать. 3.Не согласен – предлагай! Дети самостоятельно заполняют карточки в группах. |
Демонстрация образовательной продукции (отчет групп по заданию 1). | Умение вступать в диалог, принимать совместное решение. Умение слушать друг друга, дополнять ответы. | Учитель организует обсуждение. - Давайте обсудим, что у нас получилось. - Ребята, так какими особенностями обладает застенчивый человек? Давайте подведем итог. | Дети демонстрируют полученный образовательный продукт, формулируют выводы. |
Решение ситуации (работа в группах по заданию 2) | Развитие познавательных умений, умений работать в группе. | Учитель предлагает каждой группе приступить к совместному выполнению задания. Учитель при необходимости оказывает помощь обучающимся в процессе создания образовательной продукции. - Ребята, мы с вами выяснили, кто такой застенчивый человек на примере анализа поведения нашего героя слоненка. А теперь давайте попробуем помочь ему преодолеть свою застенчивость. Что ему необходимо для этого делать, каких правил поведения придерживаться? Обсудите эту ситуацию в группах. Совместное решение оформите в виде правил поведения для застенчивого слоненка на обратной стороне карточек. | Дети самостоятельно заполняют карточки в группах. |
Демонстрация образовательной продукции (отчет групп по заданию 2). | Умение аргументировать групповое решение, делать выводы, нести ответственность за общий результат совместной работы. Умение слушать, дополнять ответы друг друга. | Учитель организует обсуждение. - Что у вас получилось? Давайте послушаем каждую группу и сделаем общие выводы. - Молодцы! Давайте определим общие правила для того, чтобы преодолеть застенчивость. - Хорошо! А для того, чтобы вы могли применять эти правила в жизни, помогать себе и окружающим людям преодолевать застенчивость, у вас на столе есть памятки «10 правил для застенчивого человека». Вы можете взять их себе. | Дети демонстрируют полученный образовательный продукт. Дети вместе с учителем формулируют правила для застенчивого человека. Например: 1. Научись нравиться самому себе. 2. Настраивай себя на хорошее. Представляй себя уверенным и счастливым человеком. 3. Постарайся не волноваться о том, что о тебе думают другие люди. 5. Учись быть общительным. Не стесняйся высказать свое мнение. 6. Оценивай других честно. 7. Если ты попал(-а) в неудобную ситуацию, то обрати внимание на других людей вместо того, чтобы сосредотачиваться на своей неловкости. 8. Придумай для себя правила поведения в определенных неловких ситуациях. 9. Не требуй от себя слишком многого. Ставь перед собой реальные, достижимые цели. 10. Делай записи своих успехов. |
ЭТАП РЕФЛЕКСИВНОГО ОСМЫСЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ УРОКА | |||
Итог урока | Формирование умение выражать собственное мнение, способность к самооценке на основе критерия успешности своей деятельности. Оценивать правильность выполнения действий. | Учитель подводит итог урока. - Ребята, как вы думаете, эти правила необходимо выполнять только застенчивым людям или всем? - Я предлагаю Вам ответить на вопросы теста, который поможет определить уровень вашей застенчивости. У Вас на столе есть бланки ответов, вам необходимо отвечать «да» или «нет». Все готовы? Итак, первый вопрос: Если друзья предлагают вам игру, в которую вы никогда не играл, то, скорее всего, вы откажитесь от нее? Второй вопрос: Если ваш дневник или письма попадут в руки к незнакомым людям, то вам будет неприятно? Третий вопрос: Если вы что-то не поняли или не расслышали, вы всегда попросите повторить или объяснить еще раз? Четвертый вопрос: Если человек вам не нравится, вы всегда ему об этом говорите? Пятый вопрос: Если ваши друзья подшучивают над вами, вы никогда не обижаетесь и смеетесь вместе с остальными? - А теперь давайте посчитаем результаты:
- Подсчитайте общее количество баллов. Если вы набрали 5 баллов. Вы – очень застенчивый человек. Вам чрезвычайно важно, что окружающие люди думают о вас. Вам не стоит придавать такое большое значение их мнению. Если вы набрали 3 или 4 балла, то иногда вы слишком зависите от мнения других. Вы боитесь сделать что-то не так, и это делает вас скованным и не дает проявиться вашей индивидуальности. Расслабьтесь и будьте собой, не надо так бояться общества вокруг вас. Если вы набрали 1 или 2 балла, то в вашем характере застенчивость присутствует, но в борьбе с ней вы рано или поздно одержите победу. Вы считаетесь с мнением других, но на первом месте для вас – ваше собственное. Если у вас 0 баллов, то ни о какой застенчивости в вашем характере не может быть и речи. К тому, какого мнения о вас окружающие, вы совершенно равнодушны. Главное, чтобы такая уверенность в себе не обернулась неуважительным отношением к людям. | Дети отвечают на заданный вопрос. Дети заполняют бланки ответов на заданные вопросы. Дети самостоятельно подсчитывают свои результаты по тесту. |
Рефлексия | Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. Развитие умений анализировать собственные действия в соответствии с полученным результатом. | Организация учителем индивидуальной и коллективной рефлексии учебной деятельности обучающихся на занятии. - Наше занятие подходит к концу, и я хотела бы услышать от вас, какой вывод вы сделали для себя по ходу урока? Постройте свой ответ по заданной схеме:
- Кто на ваш взгляд хорошо работал на уроке? В группе? Учитель предлагает оценить свои знания об образовательном объекте (застенчивости) на «Лестнице успеха». - Теперь давайте вернемся к нашим лестницам успеха. Отметьте, пожалуйста, себя галочкой на одной из ступенек лестницы. - Сравните, изменилось ли ваше положение на лестнице успеха после нашего занятия? - Подводя итоги нашего занятия, ответьте на вопрос, который обозначен в теме: застенчивость – это все-таки хорошо или плохо?! - Спасибо за ваши ответы. | Дети делают выводы, оценивают достигнутые результаты собственной (индивидуальной) деятельности на уроке. Дети формулируют выводы, оценивают деятельность отдельных участников группы и в целом всей группы, класса. Дети отмечают уровень своих знаний на индивидуальных карточках «Лестница успеха». Дети отвечают на заданные вопросы. |
Домашнее задание | Обеспечение образовательной траектории. | Учитель объясняет домашнее задание. - Ребята, мы с вами сегодня смотрели отрывок из мультфильма про застенчивого слоненка. В течение нашего занятия мы с вами помогали ему преодолеть свою застенчивость. Я предлагаю вам побывать в роли режиссеров и придумать продолжение мультфильма про слоненка с его новыми качествами. Дома вы напишите сценарий мультфильма и принесете его классному руководителю. Договорились? - Спасибо, ребята, за занятие. Мы сегодня с вами хорошо потрудились! |
Предварительный просмотр:
«Собери морских обитателей» https://learningapps.org/watch?v=pd344650k20
«В некотором царстве» https://learningapps.org/watch?v=ph5pwzcvn20
«Подводный мир» https://learningapps.org/watch?v=pifph8xoc20
«Виды рыб» https://learningapps.org/watch?v=pv25womin20
«Части тела рыбы» https://learningapps.org/watch?v=p65oge8in20
«Найди пару» https://learningapps.org/watch?v=pitja5n9521
«Времена года» https://learningapps.org/watch?v=pmx0tou8521
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие по построению работы с детьми раннего возраста.
Особенностью федерального государственного образовательного cтандарта дошкольного образования является соединение системного и деятельностного подхода в работе с детьми дошкольного возраста....
СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (Методическое пособие)
Методическое пособие «Система коррекционной работы с детьми младшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи» направлено на достижение оптимальных психолого — педагогических условий вос...
Учебно-методические материалы по этике для старших школьников коррекционной школы VIII вида
Теоретико-практические задания по этике для учащихся 10-х классов коррекционной школы VIII вида к разделу "Средства этикетного общения"; для учащихся 11-х классов по теме "Понятие об этике как науке"...
Календарно- тематическое планирование коррекционной работы с детьми с системным недоразвитием речи на 2013-2014 учебный год
План логопедической работы на год....
Справка по результатам коррекционной работы с детьми -инвалидами за 2017-18 учебный год
Проведена входная диагностика, наблюдение и составлена характеристика, что позволяет спланировать работу на следйющий год с учётом индивидуальных особенностей обучающихся....
Учебно-методическое пособие "Использование здоровьесберегающих методов и приемов в системе коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья 4-8 лет"
Учебно-методическое пособие содержит тематическую подборку здоровьесберегающих методов и приемов, которые могут использоваться учителями-дефектологами, логопедами, педагогами и другими специалистами д...
Выступление Тема: «Методы и формы коррекционной работы с дошкольниками с расстройствами аутистического спектра» Дискуссионная площадка. Вопрос – ответ: инклюзивное образование в ДОО, НОО «О коррекционной работе с детьми с ОВЗ и детьми инвалидами в рамках
ВыступлениеТема: «Методы и формы коррекционной работы с дошкольниками с расстройствами аутистического спектра»Дискуссионная площадка. Вопрос – ответ: инклюзивное образование в ДОО, Н...