Полезные мелочи
занимательные факты
Предварительный просмотр:
«Полезные мелочи» по русскому языку
1. Пол- Юли. Не пугайтесь, Юля осталась целой и невредимой
Правописание сложных существительных с первым корнем пол- можно запомнить с помощью тех самых трех букв, что составляют корень. Через дефис пишутся слова, у которых второй корень начинается на:
1) Прописную букву;
2) о или другую гласную букву;
3) л.
Вот, маленький фокус: достаточно запомнить такое сочетание, например, пол-Юли. Ю – прописная буква, л - понятно, и – любая гласная.
2. Как запомнить 11 глаголов- исключений?
Сгруппируем глаголы. Сначала запоминаем 7 глаголов на -еть. В первую группу попадут глаголы смотреть, видеть, ненавидеть (первые два – синонимы, третий рифмуется со вторым). Во вторую – зависеть – обидеть (того, кто от меня зависит, я могу обидеть – хотя и безнравственно, но отчего-то запоминается навек). В третью – вертеть и терпеть (вертеть в руках иголку – терпеть боль).
Так же поступаем с глаголами на -ать. Они все про нас с вами: слышать (ушами), дышать (ртом), держать (что-либо в руках), гнать (этими же самыми руками). Если, называя глагол, еще при этом и показывать действие, эффект получается поразительный.
3. Что любит дирижер?
группируем трудные слова и придумывает смешные предложения. Например, такое:
Предпочел дирижер дирижабль дилижансу. Обратившись к Словарю иностранных слов, обнаружим, что слова дирижер и дирижабль – родственники, оба пришли в русский язык из французского, и при этом первое образовано от глагола со значением «управлять», второе буквально означает «управляемый»; дирижабль – управляемый аэростат. А дилижанс (многоместный крытый экипаж, запряженный лошадьми) роднит с двумя другими словами только французское происхождение. Да и элементарное созвучие очень сильно помогает запомнить одинаково звучащие звуки.
4. Части речи и члены предложения
Отвлечемся на время от орфографических проблем и поговорим о том, как можно объяснять некоторые грамматические понятия.
«Вот представьте себе людей в толпе. Они все – разные частички, части этой толпы, в которой мы различаем мужчин, женщин, мальчиков, девочек (как бывают части речи – мы различаем существительные, прилагательные, глаголы и проч.). Но эти же люди – члены своих семей; главные члены семьи – отец и мать, родители. Остальные – сыновья и дочки – второстепенные (хотя тоже очень важные). Вот точно так же в предложении, как в семье, есть главные члены – подлежащее и сказуемое – и второстепенные, хотя тоже очень важные – определение, дополнение, обстоятельство».
5. Этапы большого пути
Очень непростая тема – виды односоставных предложений. Может быть, потому, что в школьных учебниках она изложена недостаточно отчетливо. Может быть, если четче представить себе этапы изучения этой темы, дело пойдет легче и веселее.
Во-первых, мы должны научиться твердо отличать двусоставные неполные предложения от односоставных с единственным главным членом – сказуемым (с назывными предложениями обычно проблем меньше, и мы их сейчас в расчет не берем). В односоставном предложении подлежащее не пропущено – оно вообще не нужно, это такая специальная конструкция с определенным значением. В двусоставном неполном подлежащее пропущено, потому что и так ясно, какое оно, – из предыдущих предложений в диалоге, из других частей сложного предложения.
«Пришел, увидел, победил» – понятно без контекста? Кто такой быстрый и счастливый – я, ты, эскадрон гусар, Юлий Цезарь? Неизвестно без подлежащего, а подлежащие возможны разные. Нужно знать, о чем шла речь, или видеть ситуацию, в которой это предложение произносится. Значит, предложение двусоставное неполное. «Не пугай нас, милый друг, гроба близким новосельем!» – здесь как будто тоже неизвестно, к кому обращены пушкинские слова (из названия, а не из данного предложения узнаем – к Кривцову, а из примечаний можем почерпнуть сведения о том, кто он такой). Но – внимание! – для того, чтобы определить тип предложения, нам и не надо это знать. Важно другое: подразумевается единственное возможное подлежащее – ты, и это ясно не из контекста, а из самого предложения – из формы глагола-сказуемого. Значит, перед нами односоставное предложение.
Основные типы односоставного предложения удобнее изучать не последовательно, один за другим, а одновременно, в сравнении. И пусть ученики сразу привыкают обращать внимание на две вещи: 1) какое значение возникает у предложения из-за отсутствия подлежащего, иными словами, что можно сказать о том, кто совершает действие; 2) в какой форме стоит глагол-сказуемое.
Об определенно-личном предложении говорим (и коротко записываем): производитель действия вполне определенный – я, ты, мы или вы, это ясно из соответствующих форм сказуемого – глаголов 1-го или 2-го лица (другие формы в предложении этого типа невозможны).
Неопределенно-личное предложение употребляется, когда действие кто-то производит, но кто именно – неважно или не хочется называть: Кому-то принесли от мастера ларец; Ее пригласили на детский праздник. Обратим внимание: множественное число глагола вовсе не означает, что тех, кто нес ларец и посылал приглашение, было несколько.
В безличном предложении говорится о действии, производителя которого невозможно вообразить. Чтобы это осознать, сравним: Ветер сорвал крышу – производитель очевиден. А в предложении Ветром сорвало крышу, где ветер – лишь инструмент? Какой производитель действия в предложениях: Нездоровилось; Хочется спать; Мне было грустно? Заметим, что во всех примерах глагол-сказуемое (или связка, если сказуемое составное именное) обязательно стоит в среднем роде прошедшего времени или условного наклонения или в 3-м лице единственного числа.
Это, конечно, лишь схема изучения, дальше – разговор об обобщенно-личных предложениях, форма сказуемого у которых такая же, как у определенно-личных или неопределенно-личных предложений, а значение другое, потом конкретизация, рассмотрение отдельных случаев и упорные тренировки.
6. Форма и цвет, или раскрасим глаголы
Еще один совет. Очень удобно в связи с изучением этой темы повторить все о глаголе как части речи. Можно вычертить таблицу всех глагольных форм (это совсем не трудно, хотя и громоздко: по горизонтали укажем такие графы, как наклонения, в изъявительном наклонении – времена, а по вертикали – число и лицо или род). А потом раскрасим эту таблицу цветными карандашами: все формы, которые встречаются в определенно-личных предложениях (1-е и 2-е л. пов. накл. и наст. и буд. вр. изъяв. накл.) – одним цветом, в неопределенно-личных (3-е л. мн. ч. пов. накл. и наст. и буд. вр. изъяв. накл.; мн. ч. усл. накл. и прош. вр. изъяв. накл.) – другим, в безличных (3-е л. ед. ч. пов. накл. и наст. и буд. вр. изъяв. накл.; ср. род ед. ч. усл. накл. и прош. вр. изъяв. накл.) – третьим. Когда все будет раскрашено, станет очень наглядно видно, что односоставные предложения «разобрали» почти все глагольные формы, ни разу не столкнувшись. Каждая глагольная форма может употребляться только в одном типе односоставных предложений (еще раз напомним, что это не относится к обобщенно-личным). Только четыре клеточки остались не закрашенными: глаголы условного наклонения и прошедшего времени в м. и ж. р. единственного числа не могут быть сказуемыми в односоставных предложениях.
7. Похожи на настоящие
Стихотворные ритмы и рифмы могут быть подспорьем при изучении безударных окончаний глаголов и суффиксов причастий. Придумаем для запоминания что-то вроде рифмованных пословиц с неправиль-ными ударениями:
Они борЮтся, а не сдаются.
Не пашУт и не сеЮт, только песенки поют.
Хорошо строЯт – дома вечно стоят.
Карандаш клеЯщий похож на настоящий.
Теплые дни настают – скоро снега растаЮт. (Вариант: быстро сугробы таЮт.)
Ежики колЮтся, в руки не даются.
Такие рифмованные предложения приятно произносить и запоминать, если в классе атмосфера соответствующая – деловая, но открытая для шутки.
Тема «Как пишется частица не с наречиями».
Как писать частицу не
В нашей солнечной стране?
То ли вместе, то ли врозь?!
Не надеясь на авось,
Вы поймете из примера,
Нужного для пионера.
НЕКРАСИВО жить без цели,
Это так, но в самом деле
НЕ КРАСИВО, а ужасно
Жить без цели, жить напрасно.
И теперь любому ясно,
Как писать частицу не
В нашей солнечной стране.
8. Может, утка, может, бочка...
трудно бывает определить падеж существительного второго склонения. И даже требование ставить от слова к слову двойной вопрос: что? кто? или кого? чего? не всегда помогает. Научим решительно подставлять вместо сомнительного слова существительное первого склонения – и дети уже не смогут спутать винительный падеж ни с родительным, ни с именительным. И совсем не обязательно подбирать подходящее по смыслу – для того чтобы прояснить падеж зависимого слова в сочетании прочитал роман, одинаково пригодны и прочитал книгу, и прочитал бочку, и прочитал утку. Лучше договориться о постоянном применении какого-нибудь одного слова и не отвлекаться на содержание.
9. Да ты же сам знаешь, джазист!
запомнить согласные, после которых пишется суффикс профессии -чик: «Когда пишется -чик? Да ты же сам знаешь!». Первые буквы в словах ответа – именно те, которые нужно запомнить: Д, Т, Ж, С, З».
это же правило усваивают с помощью слова ДЖаЗИСТ.
10. Надежда поможет?
Наверное, мало есть на свете людей, говорящих по-русски и ни разу не допустивших ошибки в употреблении глаголов одеть и надеть. Вот простой прием, который поможет и нам, и нашим ученикам контролировать себя . Запомним: одевать Надежду – надевать одежду.
11. О пользе щей
Почему надо писать мужЧина, но женЩина? Ответить просто, если вспомнить, что кого интересует: мужа – чин, жену – щи..
Щи в уменьшительно-ласкательном виде помогают запомнить все буквы, соответствующие глухим согласным. Надо всего лишь выучить такой диалог: «Степка, хочешь щец?» – «Фи!». Чуть измененный вариант: «Фока, хочешь поесть щец?». Также предлагается запоминать буквы, соответствующие звонким согласным, с помощью фразы «Мы же не забывали друга». Правда, это может помешать при фонетическом разборе, когда они должны думать не о буквах, а о звуках. Зато очень пригодится при написании слов с приставкой на -з/-с.
12. Прямые и зигзаги
И снова словарные слова. предлагаю так запоминать слова интеллигент и президент: это слова-зигзаги, в них нет одинаковых гласных в соседних слогах; от конечной ударной е движемся влево, чередуя е и и.
Слова можно особым образом записать на доске и в тетрадях:
Добавим к этой паре третье слово – артиллерист и запомним гласные в нем подобным же образом (в первой гласной никто не ошибается).
А об удвоенной л скажем так: артиллеристы долгое время были самыми образованными людьми в армии – своего рода военные интеллигенты. В отличие от кавалеристов. И слово кавалерист пишется просто, «прямо»: без удвоенных согласных, подряд в двух слогах безударные а (третью гласную запоминать не надо – она проверяется ударением).
13. Заграница поможет
на этот раз о корнях с чередованием. Обычно выучивают пары зор/зар, гор/гар, клон/клан, твор/твар и говорят, какая именно гласная пишется в безударном положении. А проще запоминать только корни с безударными гласными: зар, гор, клон, твор.
не будем путать, перед какой согласной пишется о в корне скак/скоч, если вспомним слово скотч (хотя, разумеется, оно никакого отношения к корням с чередованием не имеет).
14. «В какую бурю ощущений...»
Вспомним стихотворение, которое помогает выучить некоторые слова с непроизносимой согласной в корне, а также другие слова, в которых непроизносимую согласную писать не надо:
Всем известно, как прелестно
Букву т писать уместно.
Но опасно и ужасно
Букву т писать напрасно.
15. Солнце, воздух и вода
правописание корней с чередованием о – а, в которых выбор гласной зависит от ударения. Рисуем незатейливый пейзаж с заходом солнца и записывают монолог светила (в нем все корни с безударными гласными, т.е. с теми, которые и нужно запоминать):
клОнюсь,
гОрю,
твОрю
зАрю
Речь солнца покажется более внятной и связной, если мы будем воспринимать слово зАрю как существительное в винительном падеже, а не как глагол-неологизм. А если хочется все-таки представить для запоминания именно ряд глаголов, напишем озАрю: во-первых, такой глагол есть в языке, а во-вторых, опять слово с А в корне противопоставлено остальным – на этот раз количеством слогов.
С пятым из подобных корней – плав/плов/плыв – сложнее, и даже если добавить на картинке поплАвок, это проблемы не решит. Придумаем смешное глуповатое продолжение монолога:
но плОвец и плОвчиха плывут на восток
и держат в зубах поплАвок
16. Жук-универсал
Рифмованная загадка, составлена из слов с удвоенной согласной ж:
Кто Жжет, жуЖЖит и держит воЖЖи,
Ест моЖЖевельник и пьет дроЖЖи? (Жук.)
Надеемся, что никто из наших учеников не начнет, познакомившись с этим забавным двустишием, писать дерЖЖит.
17. «Посоветовали? И я посоветую!» –
«Правописание гласных в суффиксах глаголов – -ова- (-ева-) и
-ыва- (-ива-) ученики усваивают с трудом, потому что правило отягощено «грамматизмами». Учебники предлагают: “Чтобы правильно писать суффикс в инфинитиве, нужно образовать форму 1-го л. ед. ч. наст. и буд. времени. Если глагол в 1-м л. оканчивается на -ую (-юю), то в инфинитиве (и в формах прош. времени) нужно писать суффикс -ова- (-ева-) и т.д.”
Поскольку среднестатистический ученик тяжело представляет себе форму “1-го л. ед. ч. наст. и буд. вр.”, то я ввел в практику вспомогательную форму я сейчас, в которой я указывает на 1-е л. ед. ч., сейчас – на наст. время.
А далее все по правилу: советовать – я сейчас советую, пробовать – я сейчас пробую, приказывать – я сейчас приказываю. Мне кажется, помогает!»
18. Вот бы знать наперечет!
Какая трудная тема производные предлоги. Запоминать предлоги, пишущиеся слитно. Слитно пишутся предлоги:
НЕСМОТРЯ НА, ВМЕСТО, ВРОДЕ,
еще НАПОДОБИЕ,
знаю все наперечет:
ВСЛЕДСТВИЕ, ВВИДУ, НАСЧЕТ.
19. Бить? Не бей!
«глупенькое и крохотное правило»: измени слово или подбери родственное, чтобы безударный гласный оказался под ударением, – во многих случаях бесполезно, а то и вредно, если предварительно не разобраться с чередующимися гласными: «В учебниках начальных классов предлагается проверять ударением слова выш_вать, нал_вать, заб_вать, как будто все обязательно подберут слова шить, лить, бить и никто не попытается проверять их словами шей, бей, лей».
20. Запомним, во что бы то ни стало
Знать орфографические правила и уметь их применять, как всем известно, недостаточно. Очень уж много исключений, словарных слов. Мы должны узнавать «опасные» слова и помнить, как именно надо их писать. А чтобы запомнить, как пишется выражение во что бы то ни стало прибавим еще отбивание ритма; произнесем слова внятно , хлопая в ладоши.
21. Кто как растет
Слова сверстник и ровесник можно разучивать по-разному. Обратившись к этимологическим словарям, оба эти слова образованы с помощью суффикса -ик от исчезнувших прилагательных со значениями, соответственно, одинаковый по возрасту и одинаковый (ровный) по годам; но дальние родственники их живут и здравствуют в современном языке. У слова сверстник это – существительное верста, а у слова ровесник – прилагательное ровный и существительное ровня. Слово весна ни в каком родстве с ровесником не состоит, но, честно предупредив об этом учеников, все же предложим им для запоминания глуповатые стишки – цель оправдывает средства.
Сверстник вырастет с версту.
Рос ровесник всю весну (на всю строчку – ни одной буквы т!).
22. Уж сколько раз твердили миру...
Безударные личные окончания глаголов – неиссякаемый источник орфографических ошибок. Фольклор сохранил несколько вариантов зарифмованного перечня глаголов не на -ить, относящихся ко второму спряжению (лучше избегать названия «глаголы-исключения», потому что дети в таком случае запоминают все наоборот: считают, что эти глаголы второго спряжения, но как исключения пишутся с гласными е и ю в окончаниях):
Гнать, дышать, держать, зависеть,
Видеть, слышать и обидеть,
А еще смотреть, вертеть,
Ненавидеть и терпеть.
Или иначе:
Смотреть, терпеть, обидеть,
Зависеть, ненавидеть,
Видеть, слышать, гнать,
Вертеть, дышать, держать.
Расскажу историю с двумя участниками. Один гонит, тяжело дышит, держит, обидит, другой слышит обиду, видит, зависит; первый вертит, смотрит; второй ненавидит и терпит.
23. Падежи – с пеленок
запомнить названия падежей и принятый порядок их следования. Здесь тоже может помочь немудрящий стишок, в котором первые буквы слов – подсказка:
Иван родил девчонку,
велел тащить пеленку.
24. Не мытьем, так катаньем
При повторении фонетики использовать слова с чередованием в корнях -гор-/-гар- и -зор-/-зар-.
Вот образцы примеров и заданий.
Утром над горным озером все еще ярко огоньки-звездочки горели.
Задание. Подчеркните буквы, обозначающие звук [о] в сильной позиции, одной чертой, в слабой – двумя. Последнее слово разберите по составу.
На западе отсверкали зарницы, а на рассвете разлилась над заливом румяная заря.
Задание. Подчеркните буквы, обозначающие звук [а] в сильной позиции, одной чертой, в слабой – двумя.
25. Перед тем как сварить...
В русском языке много слов с затемненным составом; ошибки в них неизбежны. Таково и слово предварительно.
Надоело людям, жившим в каменном веке, есть сырое мясо. Решили они его сварить и задумались: с чего начать? Оказалось, что нужно добыть огонь, найдя кремневый камень или сделав трут; собрать сухой хворост; изобрести посуду и т.д. То есть перед варкой еды необходимо произвести множество действий предвАрительных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Полезные мелочи из лоскутков
Презентация для уроков технологии и кружковых занятий....
Полезные мелочи
Советы по использованию сподручных материалов на уроке...
Занимательные и полезные мелочи
Материал помогает пробудить интерес к работе, применять полученные знания в новых ситуациях...
Полезные мелочи по русскому языку
Данный материал взят из методической копилки и представляет собой подсказки для лучшего усвоения трудного материала по русскому языку....
Полезные мелочи по ""Русскому языку
Рекомендации родителям по организации деятельности подростка по повторению учебного материала в летнее время....
Полезные мелочи
Мнемо́ника (от греческого τὰ μνημονικά – искусство запоминания), мнемоте́хника – совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запом...
Полезные "мелочи"
Здесь я даю ссылки на интересные сайты, где вы можете найти много полезной информации...