Полезные мелочи по русскому языку
консультация по русскому языку на тему

Ошкина Людмила Николаевна

Данный материал взят из методической копилки и представляет собой подсказки для лучшего усвоения трудного материала по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poleznye_melochi.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Полезные мелочи

Спасительное мнемоническое предложение:

ЕЛ   ЛИ   интЕЛЛИгент?    

Честная бедность на службе правописания:

- Почему в слове ТРУЖЕНИК пишется одна Н, а в слове МОШЕННИК – две?

-Потому что у мошенника всего гораздо больше, чем у честного труженика.

(Хотя есть горькая правда в этом рассуждении, да и тревога в вопросе об интеллигенте имеет некоторые основания, не будем смешивать социальные проблемы с орфографическими и постараемся произнести наши мнемонические предложения легко и шутливо).

- С-  или  -СС- ?

Искусный мастер (Мастер скромничает, формула: 1:1)

Искусство (О мастере заговорили, формула: 1 : 2, его работа стала произведением искусства)

ОДЕТЬ или НАДЕТЬ?

     Надежда поможет (См. учебник для 5 класса под редакцией

М. В. Панова)

Одевать Надежду – надевать одежду

Запомни глухие согласные:

Надо выучить такой диалог:

- Стёпка, хочешь щец?

- Фи!

Запомни звонкие согласные:

Нужно запомнить фразу:

«Мы же не забывали друга»

Почему надо писать мужЧина, но женЩина?

Ответ прост: мужа интересует ЧИН, а жена должна варить ЩИ.

ОЖОГ, ПОДЖОГ или ОЖЁГ, ПОДЖЁГ?

Добавь прилагательное и просклоняй. Буква ??? стоит на месте. Значит,  это существительное, пиши в корне О.

Что сделать/делать? – Жечь, пиши в глаголах Ё.

Как легко придумать антонимы?

Записываем столбиком слова, например:

Добрый

Нежный

Самоотверженный

Мужественный

Ласковый

Бескорыстный

Дружеский

Просим подобрать прилагательные к словам, которые детям не нравятся, или те, которые им хотелось бы запретить применять в жизни.

Игра в «определения»

(она учит нестандартно мыслить, помогает увидеть предметы и явления, давно знакомые, под неожиданным углом зрения)

«Гром – скандал между тучами.

Столб – идеальное дерево.

Облако – туман – путешественник.

Закат – розовый взгляд.

Вертолёт – мельница для расстояний…»

(были и такие ответы:

Гуляш – ура, каникулы! )

Игра «Кто больше?»

Берем любое слово, например, ЛИТЕРАТУРА. Составить слова, которые спрятались в этом слове.( Ученики 5 класса составили 39 слов, а - ВЫ?)

Игра «Поиски синонимов»

     Один из играющих выходит из класса. Остальные задумывают слово, имеющее несколько синонимов, которые распределяются между играющими. Вернувшись, отгадчик должен выяснить, какое слово задумано. Для этого он выслушивает короткие рассказы, придуманные каждым из играющих. Авторы рассказов обязательно должны вставить в свой рассказ те синонимы, которые им достались.

    Например, было задумано слово «горячий» и синонимы к нему – «жаркий, знойный, пылкий».

     Вот какие рассказы придумали играющие:

  1. «Мой дед награждён медалью «За отвагу». Когда в борьбе за очень важный населённый пункт завязался жаркий бой, он проявил себя настоящим героем.»
  2. «Мы жили в лагере и очень любили купаться, но нам разрешали это только в самые знойные дни, когда вода в реке была как в ванне, боялись, чтобы мы не простудились.»
  3. «Мы с товарищем живём очень дружно, но всё-таки не обходится и без ссор. У него такой пылкий характер, что иногда из-за пустяков он загорается, как спичка.»
  4. «В мастерской, где работает мой брат, применяют часто не столярный, а казеиновый клей. Оказывается, со столярным клеем больше возни. При склейке он должен быть всегда горячим и в сырых местах плохо сохраняется»

                  Игра продолжается до тех пор, пока отгадчик не отгадает задуманные синонимы. Следующим идёт отгадывать тот, кто своим ответом, составленным недостаточно искусно, спрятанное слово  «подсказал»

Игра «Поиски омонимов «Устами младенцев»

Один из учеников (по желанию) выходит из класса. Остальные выбирают какой-либо омоним, имеющий три или четыре значения.

Вернувшись, отгадчик может задать ТРИ вопроса:

  1. Где ты его видел?
  2. Каким ты его видел?
  3. Каким он тебе нравится?

Допустим, задуман омоним «КЛЮЧ». Ответы:

- В кармане, блестящим, маленьким.

- В горах, холодным, чистым.

- На бумаге, кривым, красивым…

(ключ от замка, ключ – родник, нотный ключ)

         (Ответы должны составляться так, чтобы они могли  служить  лишь намёком, но не раскрывать сразу задуманное слово.

         Когда слово отгадано, удаляется тот, ответ которого помог узнать задуманное слово)

         Вот несколько омонимов, с которыми можно поиграть:

         НОС (у человека или животного, у чайника, передняя часть корабля)

         ПОЛЕ (засеянный участок земли, спортивное поле, поле страницы, поле деятельности)

         ВАЛ (морской вал, насыпь земли, часть машины)

         ЛИСТ ( лист растения, бумаги, кровельного железа, кухонный лист, фамилия композитора)

         ПОЛОТНО ( материя, железнодорожное, материал для живописи масляными красками и т. д.)

Отгадай пословицу(Я  называю «Мы реставраторы»)

      Учащимся предлагаются пары слов, они должны составить пословицы, в которых встречаются эти пар слов. Выигрывает тот, кто быстрее и правильно напишет (восстановит) пословицы

   Например:

1.Дело – безделье                            7. Дело - потеха      

2. Дружба - служба                       8. Язык - дело

3. Лает – кусает                            9.Шило - мешок

4. Журавль - синица                       10. Лес - дрова

5. Руки – скука                                11. Коса - камень

6. Труд - лень                                   12. Свет – тьма

     Ответы:

  1. Маленькое дело лучше большого безделья.
  2. Дружба дружбой, а служба службой.
  3. На смелого собака лает, а трусливого кусает.
  4. Не сули журавля в небе, дай синицу в руки.
  5. Не сиди сложа руки, так не будет и скуки.
  6. Труд человека кормит, а лень портит.
  7. Делу - время, а потехе - час.
  8. Не спеши языком, торопись делом.
  9. Шила в мешке не утаишь.

10.Чем дальше в лес, тем больше дров.

11. Нашла коса на камень.

12. Ученье -  свет, а неученье – тьма.

Рассказ на заданные слова (или «Реставраторы»)

Детям (лучше группе, чем одному играющему) предлагаю записать слова и объявляю, что через 5 (7)минут они должны составить и прочесть рассказ, в котором обязательно будут использованы все заданные слова (упрощаю: в любой последовательности и в любой грамматической форме).

Например:

Тетрадь, загадка, скатерть, приключение, лодка, ключ, экскурсия, окно, герой.

Примерный ответ:

«Наш класс отправился на экскурсию. В пути было много приключений. Одна из наших лодок перевернулась, и Вадик чуть не утонул. Спасая его, Миша проявил себя как герой. Добравшись до школы, где нам предстояло заночевать, мы постучались в окно к сторожу. Он долго не мог найти ключ от дверей. «Куда он мог деться? Вот загадка.» Окинув взглядом ещё раз помещение, он вдруг вспомнил – ключ под скатертью!

Отдохнув, мы записали в тетрадь все свои приключения.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Полезные мелочи из лоскутков

Презентация для уроков технологии и кружковых занятий....

Полезные мелочи

Советы по использованию сподручных материалов на уроке...

Занимательные и полезные мелочи

Материал     помогает пробудить интерес к работе,  применять полученные знания в новых ситуациях...

Полезные мелочи по ""Русскому языку

Рекомендации родителям по организации  деятельности подростка по повторению учебного материала  в летнее время....

Полезные мелочи

Мнемо́ника (от греческого τὰ μνημονικά – искусство запоминания), мнемоте́хника – совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запом...

Полезные "мелочи"

Здесь я даю ссылки на интересные сайты, где вы можете найти много полезной информации...

сундучок полезных мелочей для учителя технологии

Учебники, рабочие тетради и много других полезных вещей вы сможете здесь найти.По данной ссылке , вы сможете скачать учебник по технологии 5 класс Синица М.В., Симоненко В.Д. https://alleng.org/d...