Методика коррекционной работы при дислалии
статья
Аннотация. В данной теме рассматривается методика коррекционной работы по устранению дислалии, сроки и продолжительность занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doc1.docx | 17.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Методика коррекционной работы при дислалии. Сроки и продолжительность логопедических занятий. Организация занятий с учетом ведущей деятельности ребенка и направленных на стимуляцию его познавательной активности.
Аннотация. В данной теме рассматривается методика коррекционной работы по устранению дислалии, сроки и продолжительность занятий.
1. Этапы логопедического обследования ребенка.
Г.В. Чиркиной и Т.Б. Филичевой (1991) выделены следующие этапы логопедического обследования детей дошкольного возраста: ориентировочный этап, на котором проводится опрос родителей, изучение специальной документации, беседа с ребенком; дифференцировочный этап, включающий обследование когнитивных и сенсорных процессов с целью отграничения детей с первичной речевой патологией от сходных состояний, обусловленных нарушением слуха или интеллекта; обследование всех компонентов языковой системы, включая
звукопроизношение и фонематические процессы; заключительный (уточняющий) этап, включающий динамическое наблюдение за ребенком в условиях специального обучения и воспитания.
При логопедическом обследовании детей с дислалией необходимо тщательно
исследовать строение и подвижность органов артикуляции, состояние
фонематических процессов и произносительной стороны речи, включающей
общее звучание речи (темп, ритм, голос, тембр, дыхание, паузацию, дикцию) и
звукопроизношение. Обследование начинается с проверки изолированного произношения звуков.
Затем исследуют произношение звуков в словах и предложениях.
2.Методика логопедического воздействия.
Основной целью логопедического воздействия при дислалии является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи. Чтобы правильно воспроизводить звуки речи (фонемы), ребенок должен уметь: узнавать звуки речи и не смешивать их в восприятии; отличать нормированное произнесение звука от не нормированного; осуществлять слуховой контроль за собственным произнесением и оценивать качество воспроизводимых в собственной речи звуков; принимать необходимые артикуляторные позиции, обеспечивающие нормированный акустический эффект звука; безошибочно использовать нужный звук во всех видах речи. Логопед должен найти наиболее экономный и эффективный путь обучения ребенка произношению.
Логопедические занятия проводятся регулярно, не менее 3 раз в неделю.
Необходимы домашние занятия с помощью родителей (по заданию логопеда).
Их следует проводить ежедневно в виде кратковременных упражнений (от 5 до
15 минут) 2 — 3 раза в течение дня.
3.Этапы логопедического воздействия.
I. Подготовительный этап.
Основная цель его — включить ребенка в целенаправленный логопедический
процесс. Для этого необходимо решить ряд общепедагогических и специальных
логопедических задач.
Одной из важных общепедагогических задач является формирование установки
на занятия. В задачи подготовительного этапа входит развитие произвольного
внимания, памяти, мыслительных операций, особенно аналитических операций,
операций сравнения и вывода.
К специальным логопедическим задачам относятся: умение опознавать (узнавать) и различать фонемы и формирование артикуляторных (речедвигательных) умений и навыков.
II. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков
Цель данного этапа заключается в том, чтобы сформировать у ребенка первоначальные умения правильного произнесения звука на специально подобранном речевом материале. Конкретными задачами являются: постановка звуков, формирование навыков правильного их использования в речи (автоматизация умений), а также умений отбирать звуки, не смешивая их между собой (дифференцировать звуки).
При первичной постановке правильного произношения фонем пользуются тремя основными способами.
Первый способ основан на подражании. Пользуясь слухом, зрением, тактильновибрационными и мышечными ощущениями, ребенок воспринимает звучание и артикуляцию фонемы и сознательно пытается воспроизвести требуемые
движения речевых органов, требуемое звучание.
Второй способ состоит в механическом воздействии на речевые органы при
помощи каких-либо приспособлений (шпатель, проволочные зонды) или
пальцев. При этом способе используется некоторая исходная артикуляция и на
ее основе механическим путем речевые органы пассивно приводятся в
требуемое положение или движение.
Третий способ — смешанный. При нем механическое воздействие на речевые органы служит для того, чтобы помочь более полному и точному воспроизведению требуемой артикуляции, осуществляемому, в основном, путем подражания и с помощью словесных пояснений.
Процесс автоматизации звука заключается в тренировочных упражнениях со специально подобранными словами, простыми по фонетическому составу и не содержащими нарушенных звуков.
В логопедической практике встречаются случаи, когда требуется дальнейшее продолжение работы над звуком, в частности по его разграничению с другими звуками, т. е. дифференциации.
При работе над дифференциацией звуков одновременно подключается не более пары звуков.
III. Этап формирования коммуникативных умений и навыков
Цель его — сформировать у ребенка умения и навыки безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения.
На занятиях широко используются тексты, а не отдельные слова, применяются
различные формы и виды речи, используются творческие упражнения,
подбирается материал, насыщенный теми или иными звуками.
5.Глоссарий по теме
Автоматизация звука - этап при коррекции неправильного
звукопроизношения, следующий после постановки нового звука; направлен на
формирование правильного произношения звука в связной речи; заключается в
постепенном, последовательном введении поставленного звука в слоги, слова,
предложения и в самостоятельную речь.
Артикуляция- деятельность речевых органов, связанных с произнесением
звуков речи и различных их компонентов, составляющих слоги, слова.
Иннервация – снабжение органов и тканей нервами.
Кинестетические ощущения — ощущения положения и движения органов.
Отраженная речь — повторенная за кем-либо.
Сопряженная речь — одновременное совместное произнесение двумя или
более лицами слов и фраз.
Фонематический слух — тонкий систематизированный слух, обладающий
способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем,
составляющих звуковую оболочку слова.
6. Использованные информационные ресурсы.
1. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования:
Методическое пособие. – М., 2005.
2.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Екатеринбург: Издво АРД ЛТД, 1998.
3.Логопедия. Учебное пособие для студентов высших специальных
педагогических заведений / Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. – М, 1997.
4.Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / Т.В. Волосовец,
Н.В. Горина, Н.И. Зверева и др.; Под ред. Т.В.Волосовец. – М.: Академия, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности коррекционной работы коррекционно-развивающей работы в ГБОУ СКОШИ № 52 второго вида САО города Москвы
Особенности коррекционной работы коррекционно-развивающей работы в ГБОУ СКОШИ № 52 второго вида САО города Москвы ...
Общедидактические основы деятельности учителя. Организация, методы, методики коррекционно-развивающего обучения
Общедидактические основы деятельности учителя. Организация, методы, методики коррекционно-развивающего обучения...
Методика коррекционной работы с неговорящими детьми.Начальный этап
Любые занятия по развитию речи у неговорящих детей начинаются с воспитания понимания обращённой к ним речи, с развития неречевых психических функций: внимания, памяти, мышления и др....
Доклад:«Эффективные стратегии, методики коррекционной работы с детьми школьного возраста с кохлеарными имплантами».
Доклад:«Эффективные стратегии, методики коррекционной работы с детьми школьного возраста с кохлеарными имплантами»....
Методика коррекционной работы по формированию мыслительных процессов на уроках физики
В статье перечислены основные направления коррекционной работы, приведены примеры коррекционной деятельности при решении задач на уроках физики в 7 классе....
Доклад "Методики коррекционной работы с детьми после кохлеарной имплантации"
Доклад «методики коррекционной работы с детьми после кохлеарной имплантации »...