Объединение городов- государств под властью Вавилона. Царь Хаммурапи и его законы.
план-конспект урока (5 класс)

Бабич Надежда Александровна

Урок построен в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к учебным занятиям. Использование информационных и коммуникационных технологий для решения поисковых, коммуникативных и познавательных задач позволяет учащимся развивать  поисковые навыки.

Преимущества применения ИКТ на уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_drevnego_mira.docx825.96 КБ
Файл vavilon.pptx1.74 МБ
Файл prilozhenie_1_dnevnik_puteshestvennika.docx261.96 КБ

Предварительный просмотр:

Урок истории  Древнего мира  5 класс

Тема: Объединение городов- государств под властью Вавилона. Царь Хаммурапи и его законы.

Тип урока: урок открытия новых знаний и первичного закрепления.

        Цели урока: Сформировать представления обучающихся об организации общества и хозяйства Междуречья периода правления царя Хаммурапи через изучение его законов, первых законов в истории Древнего мира, и подведение к пониманию значения этих законов с помощью заданий по формированию функциональной грамотности( читательской, финансовой, математической, естественно- научной грамотности)

Задачи:

Образовательная: Сформировать представление о Древнем Вавилоне как о первом государстве, в котором действует закон. Познакомить учащихся с понятием «закон» и с древнейшим сводом законов царя Хаммурапи; формировать функциональную грамотности.

Развивающая: формировать информационные компетентности (умение извлекать историческую информацию, обобщать материал); коммуникативные компетентности (самостоятельно составлять рассказ, делать выводы, развивать речь, внимание, память, логическое мышление, познавательные способности); умение работать в группах.

Воспитательная: Воспитывать интерес к истории древних цивилизаций, способствовать формированию у учащихся навыков правовой культуры, гражданской ответственности. Формировать и развивать  глобальные компетенции .

Формируемые универсальные учебные действия:

ЛичностныеУУД: ориентировать обучающихся на умение организовать свою деятельность на уроке, на понимание причин успеха в учебе.

Познавательные УУД: через самостоятельную исследовательскую работу со статьями закона путем анализа и логических выводов ответить на вопросы и решить проблему «справедливости» законов царя Хаммурапи.  

Регулятивные УУД: осуществлять пошаговый контроль, вносить коррективы в действия обучающихся (при работе с лентой времени, на этапе первичного закрепления, рефлексии и т.д.)

Коммуникативные УУН: уметь работать в группе, сотрудничать, договариваться, контролировать свои действия и учиться анализировать деятельность в группе.

Оборудование: учебник Вигасин А.А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс; карта «Западная Азия в древности»; раздаточный материал - фрагменты «Свода законов Хаммурапи»; проектор; мультимедийная презентация «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы».

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Основные понятия: закон

Формы урока:  групповая

Ход урока

1.Организационный момент. Мотивация.

Есть у меня шестёрка слуг,

Проворных удалых,

И всё, что вижу я вокруг

Всё знаю я от них.

Они по знаку моему

Являются в нужде.

 Зовут их: Как и Почему,

 Кто, Что, Когда и Где?

-Эти вопросы сегодня на уроке будут нашими путеводителями. Мы с вами продолжаем путешествие по удивительному, загадочному миру, миру Древней истории.

- Ребята, с какой древней страной мы познакомились с вами на прошлом уроке? (Со страной Междуречье, по-гречески Месопотамия)

- Давайте поиграем «ДА и НЕТ», и выясним что мы знаем о Древнем Междуречье.

Игра «Да» или «Нет».

Я утверждаю, что…

Вопросы:

1. Междуречье иначе называется Двуречье. (Да).

2. Двери у бедняков были деревянные. (Нет).

3. Ур и Урук это название рек. (Нет). 4. Бога солнца звали Шамаш. (Да).

5. К богине Иштар ходили за урожаем и детьми. (Да).

6. Религия жителей Двуречья - языческая. (Да).

7. Клинопись - это узоры на посуде. (Нет).

8. В природно-климатических условиях Египта и Двуречья много сходства. (Да).

9. Гробницы Египта и Двуречья не имеют ничего общего и схожего. (Нет).

2.Усвоение новых знаний и способов действий.

Что объединяет данные картины (Перед учащимися 3 картины, карта )

C:\Users\vov\Desktop\УРОК  5 ИМЦ\original (1).jpg C:\Users\vov\Desktop\УРОК  5 ИМЦ\original.jpg C:\Users\vov\Desktop\УРОК  5 ИМЦ\Суд  царя Хамурапи.jpg

Какая связь картин и карты? СЛАЙД1

О чем мы сегодня будем говорить? Объединение городов –государств по властью Вавилона. Царь Хаммурапи и его законы. СЛАЙД2.( что бы хотели бы узнать)

Представьте, государство Междуречье было очень большое и могущественное и разные города боролись в нем за власть, выясняя кому же быть главным. Победил в этой борьбе Вавилон, под властью которого объединилось почти все Двуречье. Располагался Вавилон в очень удобном месте — в самом центре Двуречья, там, где близко сходились Тигр и Евфрат. Самым могущественным и знаменитым царем Вавилонского царства был Хаммурапи. (1792-1750) ( карта на доске )

C:\Users\vov\Desktop\УРОК  5 ИМЦ\image080.jpg

Вы готовы поближе познакомиться с Вавилоном и его жителями? Тогда в путь, но не забывайте делать записи в путевых дневниках. (получают маршрутные листы и  дневник путешественника)Приложение 1

Станция 1. « Математическая грамотность»

хронологические задачи (отметить на ленте времени даты правления царя Хаммурапи)

1.Сколько лет назад началось правление царя Хаммурапи? Ответ: 1792+2022=3814 лет назад начал править царь Хаммурапи.

2.Сколько лет правил царь Хаммурапи? Ответ: 1792-1750=42 года царь Хаммурапи правил в Вавилоне.

3. Какой год предшествует 1792 году и какой идет за ним? Ответ:  1793 г. до н.э. – предшествует; 1791 г. до н.э. – следующий за 1792 г.

До н.э.                                        н.э. _______1792__________1750__________________РХ________________________2022 г.__

Наибольшего могущества достигает Вавилон при царе Хаммурапи, правившем с 1792 по 1750 г. до н. э. Он проявил себя опытным и умелым дипломатом, законодателем, мудрым правителем.

— Как вы думаете, что значит быть мудрым правителем?

Что ж, проверим, насколько справедливы ваши предположения. Итак, Хаммурапи был умным и энергичным правителем. Он заботился о процветании царства. Гордился тем, что строил храмы во всех подвластных ему городах, проводил каналы, чтобы достаточно было воды на полях. Царь стремился к тому, чтобы все жители страны жили по одним и тем же правилам. Вот почему Хаммурапи установил единые для всего Вавилонского царства законы.

— Как вы можете объяснить слово законы? (Ученики высказывают предположения, а затем записывают новое понятие в словари.)

 Законы — это правила, обязательные для всех жителей страны.

«Законы Хаммурапи» были найдены французской археологической экспедицией в 1901 г. в г. Сузах и хранятся сейчас в Луврском музее в Париже. Законы высечены на черном камне. Всего их 282.

Часть каменной плиты с текстом законов изображена на с. 71 учебника. Рассмотрите эту иллюстрацию.

C:\Users\vov\Desktop\УРОК  5 ИМЦ\2471458.jpg

На переднем плане стоит владыка Вавилонского царства. Кто осмелился сидеть в его присутствии? Это Шамаш, бог Солнца и справедливого суда, он вручает царю жезл — знак власти.

- Получается, что Хаммурапи правит и судит по воле бога. Надпись на каменном столбе гласит, что законы должны установить справедливость в стране, чтобы сильный не притеснял слабого.

 Проблемный вопрос. Как вы понимаете смысл этой надписи?

Царь стремился к тому, чтобы в Вавилонском царстве был порядок и отсутствовал произвол. Это означало, что отныне судьи должны строго следовать закону, а не поступать по своей прихоти, не своевольничать.

 — Теперь вам предстоит выполнить задание. Работая в группах с фрагментами «Свода законов Хаммурапи», вы должны заполнить дневник путешественника.

Станция 2. «Читательская грамотность»

Рабочий материал для первой группы

 Статьи:

7. Если человек (полноправный житель) купит у  человека без свидетелей и договора серебро, либо золото, либо раба, либо рабыню, либо вола, либо овцу, либо осла, либо чтобы то не было, этот человек – вор, его должно убить.

199. Если человек повредит глаз раба или сломает кость раба, то он должен отвесить половину его покупной цены.

205. Если раб ударит по щеке кого-либо из свободных людей, то должно отрезать ему ухо.

199. Если человек выбил зуб человеку, равному ему, то должны ему выбить зуб.

201. Если человек выбил зуб мушкенуму (свободный, но неполноправный житель), то он должен отвесить 1/3 мины серебра.

211. Если человек выколол глаз человеку, то должно выколоть ему глаз.

15. Если человек выведет за городские ворота раба дворца, или рабыню дворца, то его должно убить.

Положения

(Социальное неравенство)

Законы Хаммурапи

1. Существовало ли неравенство в обществе? Какие группы вы можете назвать?
2. Положение рабов.

 

 Рабочий материал для второй группы

 Статьи:

Если человек украл имущество храма, он должен быть казнен.

Если человек украл осла, овцу или раба, он должен быть казнен.

Если человек ударил отца, ему следует отрубить руку.

Если человек выбил зуб человеку, ему самому следует выбить зуб.

Если человек выколол глаз человеку, ему самому следует выколоть глаз.

Если человек не укрепил насыпь на своей земле, и вода затопила поля соседей, пусть возместит им убытки.

Если человек клятвенно обвинил человека в убийстве, но не доказал этого, то он должен быть убит.

Если человек совершил ограбление и был пойман, то этот человек должен быть убит.

Если человек срубил дерево в саду человека без ведома хозяина сада, то он должен отвесить ½ мины серебра.

Положения

(Система правосудия)

Законы Хаммурапи

Какова была система правосудия, система наказаний?
А) Примеры справедливого наказания
Б) Примеры несправедливого или слишком жестокого наказания.

 

Рабочий материал для третьей  группы

Статьи:

117. Если человеку надо заплатить долг, и он продал за серебро свою жену, своего сына и свою дочь, то три года они должны обслуживать дом их покупателя, на четвертый год им должна быть предоставлена свобода.

96. Если человек взял у торговца зерно или серебро в долг и не имеет зерна или серебра, чтобы вернуть, а имеет только другое имущество, то все, что он имеет, он может отдать ему, торговец же не может отказываться, он должен принять.

48. Если человек имеет долг, а половодье унесло урожай, или же из-за безводья зерно не появилось на поле, то в этом году он не обязан возвращать зерно своему зерно, он может проценты за этот год не платить.

Положения

(Институт долгового рабства)

Законы Хаммурапи

1. Как  должник, не имевший средств расплатиться с долгом, мог его вернуть?
2. Как законы защищали должников?

 

Станция 3 «Естественно-научная  грамотность»

Рабочий материал для первой группы

В странах Междуречья была распространена легенда: «Некий садовник был опытен и трудолюбив, но все его усилия были напрасны. Как бы он ни поливал свой сад, тот засыхал и его растения гибли. Тогда он обратился к богам и, возведя глаза к звездам, изучил знамения и законы богов. С новыми знаниями он посадил у себя в саду новое дерево, которое своей широкой листвой укрывало в тени весь сад. С тех пор урожай стал велик и неизменен».

Задание: Какие действительные факты из жизни людей отражает эта легенда? [Ответ: Существование религиозных верований, упорство и трудолюбие жителей Междуречья].

 Рабочий материал для второй  группы

Задание: Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы: https://exoticluxurycat.ru/wp-content/uploads/7/d/9/7d94c1b57f2c4606e5fa4c8bae19b121.jpeg

-Какую форму имел храм? Что это могло означать? [Ответ: многоступенчатая башня, лестница в небо, путь к Богам]

-  Из какого материала мог быть построен храм? [Ответ: кирпич,  т. к. в Междуречье много глины]

-  Для чего мог использоваться храм помимо проведения богослужений?  [Ответ: крепость, хранилище, обсерватория]

Рабочий материал для третьей   группы

 Жители Вавилона знали соседние с Двуречьем страны и моря. Например, они знали о существовании двух больших водных пространств. Это не были реки - одно из них они называли «морем Восхода», а другое – «морем Заката». Задание: Как в наши дни называются эти водные пространства? Чем объяснить каждое из древних названий? Прежде чем дать ответы, рассмотрите карту.

http://io.nios.ru/sites/io.nios.ru/files/images/2019/02/kont.jpg

Отряд воинов-чужеземцев подошел к полноводной реке. Это был Евфрат. Чужеземцы посмотрели на бегущую воду, в удивлении замахали руками и закричали: «Быть не может! Да ведь это река, текущая наоборот!»

Задание: К какому народу принадлежали чужеземцы? Почему они назвали Евфрат «великой перевернутой рекой»?

[Ответ: «Морем Восхода» называли Персидский залив, расположенный на востоке, где «восходило» солнце. «Морем Заката» называли Средиземное море, расположенное на западе, где «закатывалось» солнце. Это были египтяне из армии фараона Тутмоса. А удивились, потому что привычный для них Нил течет на север, здесь же они впервые увидели реку, текущую на юг].

Станция  4 «Финансовая грамотность»

1. Город Вавилон был основан в глубокой древности на берегу Евфрата. Его название означает «Врата бога». Город быстро рос и богател. Этому способствовало его выгодное положение на пересечении речных и караванных путей, ведущих из Южного Междуречья в Северное. Сюда со всей страны стекались разнообразные товары: финики, зерно, изделия ремесленников. Сюда же приплывали корабли иностранных купцов с грузами благовоний, красителей, тонкого полотна, олова, бронзы. Для удобства торговли вавилоняне одними из первых придумали деньги. Ими служили серебряные слитки. Самый маленький слиток (сикль) весил 8 граммов, побольше (мина) – 500, а самый большой (талант) – 30 килограммов. На один сикль можно было купить 250 килограммов зерна или 3 литра растительного масла.

1.Почему цари древнего Вавилона были богаты?

2.Из какого металла были первые слитки в древнем Вавилоне? перечислите меру весов слитков.

3.Сколько весил маленький слиток? Что можно было купить на 1 сикль?

Ребята, сегодня мы с вами очень хорошо поработали. Давайте подведем итог.

О чем мы узнали? (о законах Вавилонского царства и о том что не для всех они равны). Правильно, итак, первые письменные законы появились предположительно именно в Вавилонском царстве, они были строги и основывались на принципе «Око за око, зуб за зуб».

 Сегодня в нашей стране тоже есть свои законы. Они более гуманные, ведь мы с вами живем сегодня в совершенно в другом обществе, более цивилизованном и нравственном. Мы так же отвечаем за свои поступки по законам, но они отличаются от тех, о которых мы узнали сегодня. Без законов не может обойтись никакая страна, ведь закон укрепляет государство.

Ребята, давайте каждый попробует оценить свои знания, полученные на сегодняшнем уроке.

Вы поднимите розовую  карточку если вы все поняли и готовы работать дальше

Вы поднимите зеленую  карточку, если чувствуете, что поняли очень мало и вам нужна дополнительная помощь.

 Домашнее задание 1. § 14  прочитать

                               2.эссе  "Мои законы” – от имени царя Хаммурапи.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Объединение городов- государств под властью Вавилона. Царь Хаммурапи и его законы.

Слайд 3

Царь Хаммурапи (1792-1750 г.г.до . н.эры )



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Группа1. C:\Users\vov\Desktop\УРОК  5 ИМЦ\slide-0.jpg

Станция 1. « Математическая грамотность»

1.Сколько лет назад началось правление царя Хаммурапи?

До н.э.                                                                                                                  н.э. _______1792__________1750__________________РХ________________________2022 г.__

Станция 2. «Читательская грамотность»

Статьи:

7. Если человек (полноправный житель) купит у  человека без свидетелей и договора серебро, либо золото, либо раба, либо рабыню, либо вола, либо овцу, либо осла, либо чтобы то не было, этот человек – вор, его должно убить.

199. Если человек повредит глаз раба или сломает кость раба, то он должен отвесить половину его покупной цены.

205. Если раб ударит по щеке кого-либо из свободных людей, то должно отрезать ему ухо.

199. Если человек выбил зуб человеку, равному ему, то должны ему выбить зуб.

201. Если человек выбил зуб мушкенуму (свободный, но неполноправный житель), то он должен отвесить 1/3 мины серебра.

211. Если человек выколол глаз человеку, то должно выколоть ему глаз.

15. Если человек выведет за городские ворота раба дворца, или рабыню дворца, то его должно убить.

Положения

(Социальное неравенство)

Законы Хаммурапи

1. Существовало ли неравенство в обществе? Какие группы вы можете назвать?
2. Положение рабов.

 

Станция 3. «Естественно-научная  грамотность»

В странах Междуречья была распространена легенда: «Некий садовник был опытен и трудолюбив, но все его усилия были напрасны. Как бы он ни поливал свой сад, тот засыхал и его растения гибли. Тогда он обратился к богам и, возведя глаза к звездам, изучил знамения и законы богов. С новыми знаниями он посадил у себя в саду новое дерево, которое своей широкой листвой укрывало в тени весь сад. С тех пор урожай стал велик и неизменен».

Задание: Какие действительные факты из жизни людей отражает эта легенда? 

Станция 4. «Финансовая грамотность»

1. Город Вавилон был основан в глубокой древности на берегу Евфрата. Его название означает «Врата бога». Город быстро рос и богател. Этому способствовало его выгодное положение на пересечении речных и караванных путей, ведущих из Южного Междуречья в Северное. Сюда со всей страны стекались разнообразные товары: финики, зерно, изделия ремесленников. Сюда же приплывали корабли иностранных купцов с грузами благовоний, красителей, тонкого полотна, олова, бронзы. Для удобства торговли вавилоняне одними из первых придумали деньги. Ими служили серебряные слитки. Самый маленький слиток (сикль) весил 8 граммов, побольше (мина) – 500, а самый большой (талант) – 30 килограммов. На один сикль можно было купить 250 килограммов зерна или 3 литра растительного масла.

1.Почему цари древнего Вавилона были богаты?

2.Из какого металла были первые слитки в древнем Вавилоне? перечислите меру весов слитков.

3.Сколько весил маленький слиток? Что можно было купить на 1 сикль?

Группа2.

 C:\Users\vov\Desktop\УРОК  5 ИМЦ\slide-0.jpg

 Станция 1. « Математическая грамотность»

1.Сколько лет правил царь Хаммурапи?

До н.э.                                                                                                                      н.э.

_______1792__________1750__________________РХ________________________2022 г.__

Станция 2. «Читательская грамотность»

Статьи:

Если человек украл имущество храма, он должен быть казнен.

Если человек украл осла, овцу или раба, он должен быть казнен.

Если человек ударил отца, ему следует отрубить руку.

Если человек выбил зуб человеку, ему самому следует выбить зуб.

Если человек выколол глаз человеку, ему самому следует выколоть глаз.

Если человек не укрепил насыпь на своей земле, и вода затопила поля соседей, пусть возместит им убытки.

Если человек клятвенно обвинил человека в убийстве, но не доказал этого, то он должен быть убит.

Если человек совершил ограбление и был пойман, то этот человек должен быть убит.

Если человек срубил дерево в саду человека без ведома хозяина сада, то он должен отвесить ½ мины серебра.

Положения

(Система правосудия)

Законы Хаммурапи

Какова была система правосудия, система наказаний?
А) Примеры справедливого наказания
Б) Примеры несправедливого или слишком жестокого наказания.

 

Станция 3 «Естественно-научная  грамотность»

Задание: Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы: https://exoticluxurycat.ru/wp-content/uploads/7/d/9/7d94c1b57f2c4606e5fa4c8bae19b121.jpeg

-Какую форму имел храм? Что это могло означать?

-  Из какого материала мог быть построен храм

-  Для чего мог использоваться храм помимо проведения богослужений?

Станция  4 «Финансовая грамотность»

1. Город Вавилон был основан в глубокой древности на берегу Евфрата. Его название означает «Врата бога». Город быстро рос и богател. Этому способствовало его выгодное положение на пересечении речных и караванных путей, ведущих из Южного Междуречья в Северное. Сюда со всей страны стекались разнообразные товары: финики, зерно, изделия ремесленников. Сюда же приплывали корабли иностранных купцов с грузами благовоний, красителей, тонкого полотна, олова, бронзы. Для удобства торговли вавилоняне одними из первых придумали деньги. Ими служили серебряные слитки. Самый маленький слиток (сикль) весил 8 граммов, побольше (мина) – 500, а самый большой (талант) – 30 килограммов. На один сикль можно было купить 250 килограммов зерна или 3 литра растительного масла.

1.Почему цари древнего Вавилона были богаты?

2.Из какого металла были первые слитки в древнем Вавилоне? перечислите меру весов слитков.

3.Сколько весил маленький слиток? Что можно было купить на 1 сикль?

Группа 3.

C:\Users\vov\Desktop\УРОК  5 ИМЦ\slide-0.jpg

 Станция 1. « Математическая грамотность»

хронологические задачи (отметить на ленте времени даты правления царя Хаммурапи)

  1. Какой год предшествует 1792 году и какой идет за ним?

До н.э.                                                                                                                    н.э. _______1792__________1750__________________РХ________________________2022 г.__

Станция 2. «Читательская грамотность»

Статьи:

117. Если человеку надо заплатить долг, и он продал за серебро свою жену, своего сына и свою дочь, то три года они должны обслуживать дом их покупателя, на четвертый год им должна быть предоставлена свобода.

96. Если человек взял у торговца зерно или серебро в долг и не имеет зерна или серебра, чтобы вернуть, а имеет только другое имущество, то все, что он имеет, он может отдать ему, торговец же не может отказываться, он должен принять.

48. Если человек имеет долг, а половодье унесло урожай, или же из-за безводья зерно не появилось на поле, то в этом году он не обязан возвращать зерно своему зерно, он может проценты за этот год не платить.

Положения

(Институт долгового рабства)

Законы Хаммурапи

1. Как  должник, не имевший средств расплатиться с долгом, мог его вернуть?
2. Как законы защищали должников?

 

Станция 3. «Естественно-научная  грамотность»

Жители Вавилона знали соседние с Двуречьем страны и моря. Например, они знали о существовании двух больших водных пространств. Это не были реки - одно из них они называли «морем Восхода», а другое – «морем Заката». Задание: Как в наши дни называются эти водные пространства? Чем объяснить каждое из древних названий? Прежде чем дать ответы, рассмотрите карту.

http://io.nios.ru/sites/io.nios.ru/files/images/2019/02/kont.jpg

Отряд воинов-чужеземцев подошел к полноводной реке. Это был Евфрат. Чужеземцы посмотрели на бегущую воду, в удивлении замахали руками и закричали: «Быть не может! Да ведь это река, текущая наоборот!»

Задание: К какому народу принадлежали чужеземцы? Почему они назвали Евфрат «великой перевернутой рекой»?

Станция  4. «Финансовая грамотность»

1. Город Вавилон был основан в глубокой древности на берегу Евфрата. Его название означает «Врата бога». Город быстро рос и богател. Этому способствовало его выгодное положение на пересечении речных и караванных путей, ведущих из Южного Междуречья в Северное. Сюда со всей страны стекались разнообразные товары: финики, зерно, изделия ремесленников. Сюда же приплывали корабли иностранных купцов с грузами благовоний, красителей, тонкого полотна, олова, бронзы. Для удобства торговли вавилоняне одними из первых придумали деньги. Ими служили серебряные слитки. Самый маленький слиток (сикль) весил 8 граммов, побольше (мина) – 500, а самый большой (талант) – 30 килограммов. На один сикль можно было купить 250 килограммов зерна или 3 литра растительного масла.

1.Почему цари древнего Вавилона были богаты?

2.Из какого металла были первые слитки в древнем Вавилоне? перечислите меру весов слитков.

3.Сколько весил маленький слиток? Что можно было купить на 1 сикль?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы"

Цель: Создать условия для формирования представлений о законах царя Хаммурапи, первых законах в истории Древнего мира.Задачи:Образовательные:Сформировать представление о законотворческой деятельности ...

Открытый урок по истории Древнего мира "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы"

Знакомство обучающихся с новым государством, его правителем, его политикой; изучаются основные понятия и значение терминов: «закон», «наказание», « справедливость» ...

Урок истории 5 класс "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы"

Урок раскрывает особенности личности царя Хаммурапи, его законы...

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

Разработка урока по истории древнего мира,"Вавилонсикй царь Хаммурапи"и презентация урока....

Методическая разработка урока по теме "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы"

Цели:Образовательные -закрепление и расширение полученных знаний, выявить причины возвышения Вавилона, познакомить учащихся с законами царя Хаммурапи, ввести понятия: закон, аренда, ростовщик.Развиваю...

"Вавилонский царь Хаммурапи и его законы"

В данной папке содержится конспект урока и рабочие листы для учащихся....