Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.
методическая разработка по истории (5 класс) по теме
Разработка урока по истории древнего мира,"Вавилонсикй царь Хаммурапи"и презентация урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka.docx | 21.98 КБ |
hammurapi_-_prezentaciya.pptx | 2.36 МБ |
Предварительный просмотр:
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.
Цель: Организация деятельности обучающихся по формированию представлений о законах царя Хаммурапи, первых законах в истории Древнего мира.
Задачи:
Образовательные:
Сформировать представление о законотворческой деятельности царя
Хаммурапи, о роли законов в Вавилонском царстве.
Показать особенности законов – их социальную направленность.
На примере действия законов отработать понятия «закон».
Развивающие:
Формировать способность выявлять причины и последствия создания свода
законов в древнем государстве.
Развивать умения применять знания в новой учебной ситуации.
Отрабатывать навыки самостоятельной работы.
Совершенствовать навыки исследовательской деятельности: анализ, синтез,
сравнение, сопоставление и др.
Развивать коммуникативные, регулятивные, познавательные универсальные
учебные действия.
Воспитательные:
Формировать собственное отношение к историческим событиям и явлениям.
Давать нравственную оценку принципов построения законов Хаммурапи и
отдельно взятых законов.
Воспитывать чувство уважения к историческому прошлому древних
цивилизаций.
Воспитывать чувство уважения к закону и стремление быть
законопослушным гражданином.
Формы организации обучения:
фронтальные;
групповые;
лабораторная работа.
Оборудование:
Пакеты документов для лабораторной работы.
Таблицы для работы групп.
Презентация «Законы царя Хаммурапи», ноутбук, проектор, экран.
Ход :
- Мотивационно-ориентированный этап.
- Приветствие детей.
-Проверка детей.
- Сценка.
Богач: Сиди здесь! (Удар палкой.) Ничтожный раб! Ты годишься только для того, чтобы тебя скормили шакалам. Сегодня ты получишь свои 200 ударов палкой, клянусь Тигром и Евфратом! (Уходит.)Подходит купец.
Купец: Куда ушел твой хозяин?
Раб: Он ушел к судье, господин.
Купец: Он хочет судить тебя, ты провинился?
Раб: Нет, хозяин хочет обменять меня на собаку судьи. Он говорит, что от нее будет больше пользы. А если обмен не состоится, хозяин снова изобьет меня.
Купец: Да, нелегко тебе живется!
Раб: А вы, господин, из каких мест прибыли? Может быть, вы бывали и на моей родине?
Купец: Я Купец, Мой корабль стоит в гавани. У него на носу золоченая богиня удачи. Такой ни у кого нет. Но и она не спасла меня от несчастий. В бурю у меня смыло трех матросов за борт. А ты, я смотрю, толковый.
Раб: Я знаю три языка. Умею считать...
Купец (перебивая раба): Клянусь богиней правды Маат, я не ошибся в тебе. Бежим со мной, я возьму тебя рулевым на корабль. Ты получишь свободу.
Раб: Спасибо тебе, господин!
Богач: Ограбили! Раба украли! Люди! Это был мой лучший раб, и я относился к нему, как к родному сыну!
Начальник стражи: Тихо! Слушайте указ великого и мудрого царя Хаммурапи!
Глашатай (читает): Светоч мудрости, первейший царь, вождь, поставленный богами, повелевает: если кто-либо украдет имущество храма или царя, то будет предан смерти. Такое же наказание полагается тому, кто украдет чужого раба...
Глашатай (продолжает чтение): Я, Хаммурапи, царь справедливый, которому бог Солнца даровал законы. Мои слова превосходны, мои дела бесподобны!
Начальник стражи: А теперь идите и расскажите всем о мудрых законах нашего великого царя! (Все уходят.)
Ребята о каких государствах упомянули в этой сценке? Кто действующие лица сценки? Чье имя прозвучало? А кто это? А что читал глашатай?
Ребята, какая тема урока? Что мы должны будем изучить на уроке?
- Операционно-исполнителный.
- Сообщение о Хаммурапи.
Рассках учителя о столбах с изображением законов.
ЗАКОНЫ ЦАРЯ ХАММУРАПИ БЫЛИ(Гипотеза)
1. КРАЙНЕ ЖЕСТОКИМИ
2. НЕСПРАВЕДЛИВЫМИ ПО ОТНОШЕНИЮ
К РАБАМ
3. НЕОБХОДИМЫМИ ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ
ВАВИЛОНИИ, Т.К. ПОДДЕРЖИВАЛИ ПОРЯДОК
И ЗАЩИЩАЛИ ОТ ДОЛГОВОГО РАБСТВА
А вот согласитесь вы со мной или нет, мы сейчас разбиремся.
Работа в группах.
1 группа. Поиск доказательства, что законы Хаммурапи были крайне жестокими. Анализ статей №№ 1,2,3,14, 229
§ 1. Если человек клятвенно обвинил человека, бросив на него обвинение
в убийстве, но не доказал его, то обвинитель его должен быть убит.
§ 2. Если человек бросил на человека обвинение в колдовстве и не
доказал этого, то тот, на которого было брошено обвинение в колдовстве,
должен пойти к Божеству Реки и в Реку погрузиться;
если Река схватит его, его обвинитель сможет забрать его дом.
Если же Река очистит этого человека и он останется невредим, тогда тот,
кто бросил на него обвинение в колдовстве, должен быть убит, а тот, кто
погружался в Реку, может забрать дом его обвинителя.
§ 3. Если человек выступил в суде для свидетельства о преступлении и
слово, которое он сказал, не доказал, а это дело — дело о жизни, то человек
этот должен быть убит.
§ 14. Если человек украл малолетнего сына другого человека, то он
должен быть убит.
§ 229. Если строитель построил человеку дом и свою работу сделал
непрочно, а дом, который он построил, рухнул и убил хозяина, то этот
строитель должен быть казнен.
ГРУППА № 2 Поиск доказательства гипотезы, что законы Хаммурапи
были несправедливыми по отношению к рабам и зависимым людям –
мушкенумам. Анализ статей №№ 195,196,197,
198,199,200,201,202,203,204,205,206
1. Подумайте, кто сможет возглавить группу и четко изложить вывод
2. Распределите статьи между всеми членами группы
3. Внимательно прочитайте задание и сформулируйте вывод.
§ 195. Если сын ударил своего отца, то ему должны отрубить руку...
§ 196. Если человек выколол глаз сыну человека, то должны выколоть
ему глаз.
§ 197. Если он переломил кость человеку, то должны переломить ему
кость.
§ 198. Если он выколол глаз мушкенуму или переломил кость
мушкенуму, то он должен отвесить 1 мину серебра.
§ 199. Если он выколол глаз рабу человека или же переломил кость рабу
человека, то он должен отвесить половину его покупной цены.
§ 200. Если человек выбил зуб человеку, равному ему, то должны ему
выбить зуб.
§ 201. Если он выбил зуб мушкенуму, то он должен отвесить 1/3 мины
серебра.
§ 202. Если человек ударил по щеке человека высшего по положению,
чем он сам, то он должен быть отхлестан в собрании воловьей плетью 60
раз.
§ 203. Если сын человека ударил по щеке сына человека, равного ему,
то он должен отвесить 1 мину серебра.
§ 204. Если мушкенум ударил по щеке мушкенума, то он должен отвесить
10 сиклей серебра.
§ 205. Если раб человека ударил по щеке сына человека, то ему должны
отрезать ухо.
§ 206. Если человек сильно ударил человека в драке и нанес ему рану, то
этот человек должен поклясться: «Неумышленно я ударил», — и
оплачивать лекаря.
МУШКЕТУМ- частично зависимый человек.
ГРУППА № 3 Поиск доказательства, что законы царя Хаммурапи были
необходимыми для жителей Вавилонии, так как они поддерживали
порядок и защищали от долгового рабства. Анализ статей №№ 48, 53,54,
117
1. Подумайте, кто сможет возглавить группу и четко изложить вывод
2. Распределите статьи между всеми членами группы
3. Внимательно прочитайте задание и сформулируйте вывод.
§ 48. Если человек имеет на себе процентный долг, а град побил поле,
или половодье унесло урожай, или же из-за безводья зерно не появилось на
поле, то в этом году он не обязан вернуть зерно своему заимодавцу; он
может переписать свою табличку и проценты за этот год не платить.
§ 53. Если человек был нерадив в отношении укрепления плотины, что
на его земле, не укрепил свою плотину, и в его плотине образовалась
брешь, и вода затопила поле соседей, то человек, в чьей плотине
образовалась брешь, должен возместить зерно, которое он погубил.
§ 54. Если он не в состоянии возместить зерно, то его самого и его
имущество должны продать за серебро, а владельцы полей, зерно которых
вода затопила, должны разделить это серебро между собой.
§ 117. Если долг одолел человека, и он продал за серебро свою жену,
своего сына и свою дочь или отдал их в кабалу, то три года они должны обслуживать дом их покупателя или их закабалителя, в четвертом году
им должна быть предоставлена свобода.
Анализ каждой группой полученного задания.
( В группах назначается эксперт, у каждого эксперта оценочная карта, каждый ребенок в ходе обсуждения ставит себе оценку, затем эксперт оценивает его работу)
Ребята, а что такое закон?
Определение: закон - Обязательные правила поведения, установленные высшим органом власти, за несоблюдение которых наступает ответственность.
-А вы хотели бы жить по таким законам? А почему? Прав ли был
Хаммурапи, утверждающий: вот справедливые законы, которые могучий царь создал, тем самым давший стране истинное счастье и добро. Законы
укрепляют государство.
- Рефлексивно-оценочный этап
1 задание ответить на вопросы(продолжить предложение)
2. отгадать кроссворд
3. написать синквейн.
Д/з. пар. 14, написать мини-сочинение: «Мое отношение к первым законам в древнем мире».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Рынок рабов
ЦарьХаммурапи и его законы
Самым могущественным и знаменитым царём Вавилонии был Хаммурапи Он правил с 1792 по 1750г. до н.э.
Хаммурапи
Многие города превратил Хаммурапи в крепости, приказав обнести их высокой стеной для защиты от нападения врагов.
Хаммурапи прославился своими законами, которые были высечены на стеле – двух метровый столб из черного базальта
На верхней части столба изображен Хаммурапи перед сидящим богом солнца Шамашем вручающим ему судейский жезл и кольцо.
Вся остальная поверхность столба с двух сторон покрыта текстом.
« Я , Хаммурапи вождь, поставленный богами, первейший из царей, покоривший евфратские селения, я вложил правду в уста страны и дал благоденствие народу.»
Работа в группах. Задания для групп: 1 группа. Поиск доказательства, что законы Хаммурапи были крайне жестокими. Анализ статей №№ 1,2,3,14, 229 2группа. ГРУППА № 2 Поиск доказательства гипотезы, что законы Хаммурапи были несправедливыми по отношению к рабам и зависимым людям – мушкенумам . Анализстатей195,196,197198,199,200,201,202,203,204,205,206 3 ГРУППА .Поиск доказательства, что законы царя Хаммурапи были необходимыми для жителей Вавилонии , так как они поддерживали порядок и защищали от долгового рабства. Анализ статей №№ 48, 53,54,117.
Закон - о бязательные правила поведения, установленные высшим органом власти, за несоблюдение которых наступает ответственность.
Домашнее задание : Прочитать параграф, написать сочинение-рассуждение: «Мое представление о законах древних государств».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы"
Цель: Создать условия для формирования представлений о законах царя Хаммурапи, первых законах в истории Древнего мира.Задачи:Образовательные:Сформировать представление о законотворческой деятельности ...
Открытый урок по истории Древнего мира "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы"
Знакомство обучающихся с новым государством, его правителем, его политикой; изучаются основные понятия и значение терминов: «закон», «наказание», « справедливость» ...
Урок истории 5 класс "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы"
Урок раскрывает особенности личности царя Хаммурапи, его законы...
Методическая разработка урока по теме "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы"
Цели:Образовательные -закрепление и расширение полученных знаний, выявить причины возвышения Вавилона, познакомить учащихся с законами царя Хаммурапи, ввести понятия: закон, аренда, ростовщик.Развиваю...
"Вавилонский царь Хаммурапи и его законы"
В данной папке содержится конспект урока и рабочие листы для учащихся....
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. История Древнего мира, 5 класс
Презентация к уроку в 5 классе по истории Древнего мира. Презентация содержит задания, наглядный материал....
Вавилонский царь Хаммурапи и его Законы
Конспект урока...