"Мозаика жизни"
рабочая программа (7, 8, 9 класс)
Предварительный просмотр:
МКОУ "Ижморская общеобразовательная школа-интернат психолого-педагогической поддержки"
ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
«МОЗАИКА ЖИЗНИ»
Составила
Трофимова Н.А.
с. Ижморка- 2я
2020г.
Содержание
Раздел I. Пояснительная записка.
Раздел II. Концепция воспитательной программы.
Раздел III. Содержание программы.
Раздел IV.Планируемые результаты.
Раздел V. Взаимодействие школы с другими учреждениями и организациями.
Раздел VI. Поддержание, укрепление и формирование традиций школы.
Раздел VII.Тематическое планирование занятий.
Раздел I.
Пояснительная записка.
В настоящее время проблеме воспитания и обучения школьников с ограниченными возможностями здоровья уделяется значительное внимание, как в сфере науки, так и практики. Это обусловлено тенденцией к увеличению количества детей с проблемами в развитии.
Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка.
Статья 14 закона «Об образовании» РФ устанавливает общие требования к содержанию образования, которое в первую очередь должно ориентироваться на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации.
Главная цель СКОУ – создание образовательной среды для реализации образовательных потребностей в обучении и воспитании детей с легкой, умеренной, тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности и детей, имеющих сложные сочетанные нарушения, обеспечение полноценного развития данной категории детей в рамках их психофизических возможностей, способствование присвоению ими культуры общества и региона, повышение их социальной успешности.
В современном обществе происходят сложные процессы интеграции и дифференциации, смена привычной иерархии ценностей, изменение стереотипов мышления. Настоящую ситуацию справедливо называют революционной с точки зрения нравственного самоопределения каждой конкретной личности и человеческого сообщества в целом.
Но проблема нравственности относится к числу проблем, поставленных на одно из первых мест в коррекционных учреждениях.
На основе этого, разработана рабочая программа «Я - Человек», для учащихся среднего звена.
Раздел II .
Концепция воспитательной программы.
Учебное заведение на сегодняшний день не может ограничиться лишь передачей обучающимся знаний, необходимо научить их самостоятельно жить в современном обществе, принимать решения, самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки, научить ценить и развивать свою собственную личность, уважать и восхищаться личностью других.
Воспитательный процесс в коррекционном образовательном учреждении должен осуществляться в двух взаимосвязанных аспектах:
развитие личности ребенка;
коррекция, исправление негативных последствий прежней жизни.
При этом необходимо добиться главного результата – разностороннего развития детей. В целях разностороннего развития воспитанников разработана и успешно реализуется система воспитательной работы , основу которой составляет представленная программа .
Объектом, субъектом, предметом воздействия и результатом деятельности образовательного учреждения в Ижморской общеобразовательной школы-интернат психолого-педагогической поддержки, является личность выпускника, формирующаяся и развивающаяся в условиях школьного и внешкольного пространства, испытывающих постоянное воздействие микро и макросоциума.
Цель программы : Создание условий для формирования нравственных черт личности детей старшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья для их дальнейшей социализации.
Задачи:
- Формирование основ здорового образа жизни и безопасного поведения.
- Формирование коммуникативных моделей поведения.
- Формирование положительной мотивации к трудовой деятельности.
Содержание программы разработано на основе принципов:
гуманистической направленности (отношение воспитателя к детям и подросткам как к ответственным субъектам собственного развития, а также стратегия взаимодействия, основанная на субъект - субъектных отношениях);
- природосообразительности (воспитание детей сообразно их полу и возрасту, формирование ответственности за развитие самих себя, за экологические последствия своих действий и поведения);
- культурособразительности (воспитание основывается на общечеловеческих ценностях);
- эффективности социального взаимодействия (расширение сфер общения, формирование социально-бытовых умений и навыков).
В центр нашей воспитательной программы мы поставили ребенка и определили следующие приоритетные направления воздействия на его личность:
Старшее звено (14-16 лет)
Личностное развитие; основы социализации и общения:
- становление личностной позиции: «Я сам», «Я и другие»;
- развитие общей психологической компетентности: умение оказывать сочувствие, поддержу, принимать помощь другого.
Охрана здоровья и физическое развитие:
- пропаганда здорового образа жизни;
- тренировка силы воли, физическое совершенствование;
- основы полового воспитания.
Трудовое воспитание:
- отработка трудовых навыков по уходу за собой и своим жилищем;
- охрана природы.
Раздел III.
Содержание программы.
Содержание программы разделено на три блока:
- I блок – «Здоровому все здорово»
- II блок - «В добре жить хорошо»
- III блок - «В труде рождаются герои»
Блок «Здоровому все здорово» направлен на формирование ответственного отношения к своему здоровью и включает:
-проведение тематических коррекционно-воспитательных занятий по формированию основ здорового образа жизни;
-проведение тематических коррекционно-воспитательных занятий по формированию основ безопасного поведения в быту.
Блок «В добре жить хорошо» направлен на формирование гуманного отношения к людям и включает
-проведение коррекционно-воспитательных занятий по формированию коммуникативных умений, воспитанию морально-нравственных моделей поведения;
-проведение коррекционно-воспитательных занятий, направленных на конструктивное разрешение конфликтов;
-проведение внутриклассных праздников, общешкольных мероприятий, соответствующих годовому плану.
Блок «В труде рождаются герои» направлен на формирование ценностного отношения к труду и включает
-привитие навыков личной гигиены;
-организацию хозяйственно-бытового и самообслуживающего труда;
-участие в трудовых общешкольных мероприятиях.
Раздел IV.
Планируемые результаты.
Критерии усвоения программы.
Блок «Здоровому все здорово»
-Навыки личной гигиены
-Наличие валеологических знаний
-Потребность в занятиях спортом
-Знание № телефонов экстренной помощи
Блок «В добре жить хорошо»
-Умение употреблять вежливые слова
-соблюдение дистанции в общении со взрослыми
-конструктивное разрешение конфликтов
-гуманное отношение к объектам природы
Блок «В труде рождаются герои»
-Желание трудиться
-Частичная самостоятельность при выполнении трудовых поручений
-Умение доводить начатое дело до конца
Мониторинг умений, навыков и мониторинг личностного развития отражены в единой таблице.
Уровни усвоения программы.
Блок «Здоровому все здорово»
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Ребенок имеет представление о здоровом образе жизни, придерживается правил здоровьесбережения. Знает правила безопасного поведения и выполняет их, умеет пользоваться телефонами экстренной помощи. | Представление о здоровом образе жизни имеет, но правил здоровьесбережения не придерживается. Правила безопасного поведения знает, но выполняет их только под контролем взрослого. № телефонов экстренной помощи пользуется с помощью взрослого. | Потребности в поддержании здорового образа жизни не испытывает. Правила безопасного поведения не выполняет. |
Блок «В добре жить хорошо»
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Ребенок владеет коммуникативными моделями поведения, уважительно относится к людям, умеет выйти из конфликта. Испытывает потребность в общении с природой. | Пользуется речевыми моделями коммуникативного поведения с напоминаниями взрослого. От конфликтов уходит. В общении с природой потребности не испытывает. | Ребенок конфликтен, на совместную деятельность не ориентирован. Морально-нравственные нормы поведения отрицает. |
Блок «В труде рождаются герои»
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Ребенок проявляет самостоятельность в трудовой деятельности, трудится с желанием, доводит начатое дело до конца. | Частичную самостоятельность в труде проявляет, но в процессе деятельности теряется конечный результат. | Отрицательно относится к процессу труда. За деятельностью нужен постоянный контроль. |
Контроль сформированности умений, навыков, личностных качеств осуществляется посредством наблюдения, устных опросов.
Программа реализуется с учетом индивидуальных психофизических особенностей воспитанников группы и осуществляется дифференцированный подход.
Программа составлена на основе межпредметных связей: ИЗО деятельности, аппликации, ручного труда и имеет коррекционную направленность.
Коррекционную работу необходимо проводить в направлениях:
- Коррекция отношения ребёнка к самому себе – изменение внутренних установок, системы нравственно – правовых ценностей.
- Коррекция отношения к другим людям – развитие эмпатии, приобретение навыков речевого общения и коммуникативности.
- Коррекция отношения к жизни – формирование способностей к нравственному выбору и достойному месту в жизни.
Коррекция осуществляется через рациональное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.
Раздел V .
Взаимодействие школы с другими учреждениями и организациями.
К внешним условиям относится сотрудничество с социокультурными, образовательными и спортивными учреждениями поселка, в рамках которого учащиеся школы приобретают опыт взаимодействия с другими микросоциумами, обогащая тем самым свой внутренний мир, приобретая навыки коммуникации, определяя свое место в окружающем мире.
Считаем, что необходимо стремиться к тому, чтобы все структурные элементы воспитательного пространства оказывали максимально эффективное, позитивное воздействие на учащихся, на их социализацию
Ресурсное обеспечение программы
Для реализации поставленных задач необходим комплекс условий:
Научно – методическое;
Открытость учреждения и его взаимодействие с ближайшей социальной средой.
Создание благоприятного психологического климата.
Профессиональные способности педагогов и осознанная их готовность к работе с детьми-сиротами на современном уровне.
Раздел VI.
Поддержание, укрепление и формирование традиций школы.
Данное направление воспитательной работы призвано осуществлять культурно-ориентированные принципы воспитания. Целостное представление об окружающем мире учащиеся получают через переживание особых традиционных моментов школьной жизни, позволяющее формировать гражданина, семьянина, товарища. Гордость за свою школу, как и за свою семью, воспитывает дух патриотизма, стимулирует учеников и педагогов к формированию новых традиций, к совместному творчеству.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе "Как мозаику жизнь из кусочков сложу..."
Эссе "Как мозаику жизнь из кусочков сложу..." было написано в рамках муниципального этапа Всероссийского конкурса "Учитель года-2012". Эссе было оформлено в виде Дневника, собрано в небольшую брошюру ...

Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.»
урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" предназначен для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII вида. Урок "Мозаика из рваной бумаги.Птицы" развивает мелкуюмоторику, мышление,...

Практическое применение графического редактора Paint. Конструирование из мозаики: "Объемная мозаика"
практическое занятие по информатике с использованием графического редактора Paint....

эссе "Мозаика моей жизни"
в этом материале написан мой путь в школу, как я пришла к детям, почему интересным оказалась именно чта сфера деятельности,что привлекает меня в этом нелегком труде- быть учителем....

Программа внеурочной деятельности «Психологическая мозаика» для учащихся вторых классов «Психологическая мозаика»
Программа внеурочной деятельности «Психологическая мозаика» для учащихся вторых классов...

Обоснование целесообразности метафорического сравнения реального мира с мозаикой, а слова – с кусочком мозаики (С. Г. Тер-Минасова).
Презентация по теме "Обоснование целесообразности метафорического сравнения реального мира с мозаикой, а слова – с кусочком мозаики"...