«Сущность и специфика конфликтов в образовательных организациях» , статья.
статья

Шакина Александра Олеговна

В современных реалиях отмечается заметный рост напряженности и конфликтности во всех сферах жизнедеятельности социума. В любом трудовом коллективе, социальном институте периодически возникают противоречия психологического характера, негативные последствия которых очевидны: высокий уровень напряженности в коллективе, снижение работоспособности, ухудшение производственных показателей и взаимоотношений между сотрудниками, снижение мотивации, рост текучести кадров и как следствие – снижение профессионального мастерства и интереса к работе. В настоящее время создана фундаментальная научная база, посвященная проблеме конфликтов. Различные аспекты этого явления исследовались в социологии, философии, психологии, менеджменте, педагогике и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sushchnost_konflikta.docx40.17 КБ

Предварительный просмотр:



«Сущность и специфика конфликтов в образовательных организациях»




Автор:

Солодникова Александра Олеговна

Учитель химии

Санкт-Петербург

2021

Оглавление

Введение.        3

1. Теория конфликта        5

2. Особенности конфликтов «педагог-ученик», «ученик-ученик»        12

3. Пути профилактики (предупреждения) и разрешения конфликтов в школе.        15

Заключение        18

Список литературы        20

Введение.

В современных реалиях отмечается заметный рост напряженности и конфликтности во всех сферах жизнедеятельности социума. В любом трудовом коллективе, социальном институте периодически возникают противоречия психологического характера, негативные последствия которых очевидны: высокий уровень напряженности в коллективе, снижение работоспособности, ухудшение производственных показателей и взаимоотношений между сотрудниками, снижение мотивации, рост текучести кадров и как следствие – снижение профессионального мастерства и интереса к работе. В настоящее время создана фундаментальная научная база, посвященная проблеме конфликтов. Различные аспекты этого явления исследовались в социологии, философии, психологии, менеджменте, педагогике и т.д.

Результаты психолого-педагогических исследований констатируют неизбежность возникновения конфликтных ситуаций в том числе в образовательных учреждениях различного уровня.  В обществе практически нет иных социальных институтов, имеющих такой неоднородный по множеству параметров (образованию, возрасту, интересам, социальному положению, потребностям, авторитетам, ценностям и т.д.) и при этом столь многочисленный контингент.  Помимо этого, функционирование данного учреждения подчинено основной цели – обеспечению развития личности обучающегося, обусловлено базовыми этапами развития личности, закономерностями ее взросления, которое априори конфликтно. Формирование Я-концепции, стиля взаимоотношений с окружающими приходится на периоды детства и юности, которые большинство детей проводят в образовательных учреждениях [6]. Познавая процессы коммуникации, дети пробуют себя в порой полярных социальных ролях, осваивают принципы общения с представителями других поколений, знакомятся с разными стратегиями поведения в социуме, желают наладить отношения со сверстниками. В этом контексте особенно важное место занимает школьный коллектив, который состоит из ровесников, и взрослых - учителей, администрации школы. Именно от них во многом зависит, освоит ли школьник правила поведения в обществе и эффективные стратегии взаимодействия с окружающими, какие представления об окружающем мире он сформирует.


1. Теория конфликта.

 Понятие «конфликт» в научной литературе имеет разнообразные определения, обобщив которые можно сделать вывод о том, что конфликт- это столкновение противоположных позиций, мнений, оценок и идей, которые люди пытаются разрешить с помощью убеждения или действия на фоне проявления эмоций. В свою очередь, стоит уточнить, что в случае, если субъекты конфликта противодействуют, но не переживают при этом негативных эмоций (например, в процессе дискуссии, спортивного состязания), или, наоборот, переживают негативные эмоции, но внешне не проявляют их, не противодействуют друг другу, то такие ситуации являются предконфликтными. Противостояние между субъектами конфликта может разворачиваться в трех сферах: общении, поведении, деятельности.

Схема понятия конфликт охватывает четыре главные характеристики: структуру, динамику, функции и управление конфликтом [1].

Структура конфликта

Под структурой любого объекта подразумевается совокупность его частей, элементов и связей, отношений между ними, обеспечивающих его целостность. Основными элементами конфликтного взаимодействия являются:

1) объект конфликта,

2) участники конфликта,

3) социальная среда, условия конфликта,

4) субъективное восприятие конфликта и его личностные элементы.

1. Объект конфликта. Каждый конфликт имеет свою причину, возникает из-за необходимости удовлетворения какой-либо потребности. Тот ресурс, который способен удовлетворить эту потребность и из-за овладения которым возникает конфликт, и является его объектом. В качестве объекта конфликта могут выступать материальные, социальные и духовные ценности.

2. Участниками конфликта могут быть отдельные индивиды, социальные группы, организации, государства, коалиции государств. Главными участниками конфликта являются противодействующие стороны или противники. Они образуют стержень конфликта. При выходе из противоборства хотя бы одной из главных сторон конфликт прекращается. В зависимости от характера этих сторон конфликты могут быть подразделены на четыре типа:

1) внутриличностный, при котором один аспект личности противостоит другому ее аспекту;

2) межличностный, при котором одна личность противостоит другой;

3) конфликт типа личность – группа;

4) и наконец, конфликт группа – группа, носителями которого могут быть как малые, так и большие социальные образования, например, нации, классы, государства.

Кроме главных сторон конфликта могут быть и другие его участники. Им отводятся формально второстепенные роли, которые могут быть как существенными, так и малозначимыми, вплоть до ролей так называемых «людей из толпы».

3.  Кроме участников конфликта, которые в совокупности составляют как бы его микросреду, важную, а иногда и решающую роль в его развитии играет и макросреда, конкретные социально-психологические условия, в которых он развертывается. Понятием социальной среды определяется та почва, на которой возникает и развивается конфликт. В это понятие включается не только ближайшее, но и дальнее, более широкое окружение конфликтующих сторон, те большие социальные группы, к которым они принадлежат, национальные или классовые, а также общество в целом.

4. Также характер конфликта зависит не только от объективных условий, продиктованных макросредой, но и от субъективного восприятия или образа конфликта, который создается у действующих в данной конфликтной ситуации лиц или групп. Этот образ или восприятия не обязательно соответствуют истинному положению дел, действительной ситуации. Эти образы, восприятия людей могут быть трех видов:

1) представления о самих себе,

2) восприятие других участников конфликта,

3) образы внешней среды, большой и малой, в которой развертывается конфликт.

По большей части образы, идеальные картины конфликтной ситуации, а не сама объективная реальность являются тем, что является основой поведения конфликтантов.

При этом следует иметь в виду, что каковы бы ни были образы, восприятия, представления о конфликтной ситуации, конфликт все же не начнется пока они не реализуются в соответствующих обоюдных действиях. Объективные и субъективные причины конфликта, возникающие как на его ближних, так и на дальних подступах, а также состав участников определяют и набор возможных способов действий, поведения сторон. Поскольку каждое действие одного из участников конфликта вызывает соответствующее противодействие, они влияют друг на друга, взаимодействуют.

Определение временных, пространственных и системных границ конфликта является важной предпосылкой успешного регулирования, предотвращения его деструктивного результата.

Вызревание причин, формирование состава участников конфликта, их взаимодействие и тот или иной исход конфликта требуют времени. Поэтому всякий реальный конфликт представляет собой не единовременный акт, а процесс, нередко весьма длительный. В связи с этим анализ конфликта предполагает не только рассмотрение его структуры, статики, но и исследование динамики, стадий и этапов его развития [3].

Как правило, выделяют следующие стадии конфликта: «предконфликтная», непосредственно «конфликт», «стадия разрешения конфликта», «после конфликтная стадия» [4]. Начинается все с предконфликтной ситуации: нарастает напряженность в отношениях между потенциальными субъектами конфликта, вызванная противоречиями. Если эти противоречия осознаются потенциальными субъектами конфликта как несовместимые противоположности интересов, целей, ценностей и т.д., то конфликт объективно возможен. Социальная напряженность проявляется в особом психологическом состоянии и носит скрытый характер. Наиболее характерным проявлением являются групповые эмоции. Причины социальной напряженности часто могут «накладываться» одна на другую или подменяться одна другой. Базисом для напряженности является неудовлетворенность, связанная с различными факторами. Далее, конфликтная ситуация постепенно переходит в открытый конфликт. Но возможны ситуации, когда напряжение в конфликт не перерастает. Для конфликта необходим инцидент – это «формальный повод для начала непосредственного столкновения сторон» [4]. Инцидент происходит спонтанно или провоцируется субъектом (субъектами) конфликта, а при его наличии конфликт переходит в новое качество. На этом этапе возможны варианты поведения: компромисс (когда стороны договариваются), уход от конфликта, открытое противостояние.  В последствии, начинается непосредственно стадия конфликта, которая имеет индивидуальные этапы развития. Сначала открытое противоборство, когда конфликт еще можно погасить различными методами. При невозможности начинается дальнейшая эскалация. В данном случае, все возможности найти компромисс упущены, конфликт становится все более неуправляемым и непредсказуемым. Затем конфликт достигает своего апогея. В этой фазе, конфликтующие стороны могут забыть истинные причины и цели конфликта, главной целью становится «нанесение максимального урона противнику». Следующей является стадия разрешения конфликта.

Длительность конфликта зависит от многих факторов: от установок и целей сторон, от имеющихся в их распоряжении ресурсов, от средств и методов ведения противостояния, от реакции на конфликт со стороны окружающих, от имеющихся и потенциальных возможностей нахождения точек соприкосновения и т.д. Наступает момент «переоценки ценностей» для каждой из сторон. Варианты выхода из сложившегося положения таковы: очевидный перевес одной из сторон, борьба до полного поражения одной из сторон, вялотекущий характер противостояния, взаимные уступки, завершение конфликта под действием третьей стороны. Следует подчеркнуть, что социальный конфликт будет продолжаться до тех пор, пока не появятся ясные условия его прекращения.

 Способы завершения конфликта разнообразны и базируются на разных вариантах влияний: путем воздействия на участников конфликта, путем изменения характеристики объекта конфликта, а также другими способами (например, устранение объекта конфликта, изменение позиции одной из сторон, наложение дополнительных условий и т.п.). Завершающий этап стадии разрешения конфликта предполагает проведение переговоров и юридическое оформление договоренностей. В межличностных и межгрупповых конфликтах результаты переговоров могут иметь форму устных договоренностей и взаимных обязательств сторон. Решение конфликта представляет собой устранение полностью или частично причин, породивших конфликт или изменение целей участников конфликта. Это целостный многоступенчатый процесс, который он включает: анализ и оценку ситуации, выбор методов разрешения конфликта, формирование плана действий, его реализацию, оценку эффективности принятых мер и действий по устранению конфликта [5]. Завершение непосредственного противоборства сторон не всегда означает, что конфликт полностью разрешен. Послеконфликтная стадия представляет собой новую объективную реальность: иную расстановку сил, новые отношения оппонентов друг к другу и к окружающей социальной среде, изменившееся видение существующих проблем, новую оценку своих сил и возможностей.

Как и для любого социального института, для школы характерны разнообразные конфликты. Педагогическая сфера представляет собой совокупность всех видов целенаправленного формирования личности, а ее сутью является деятельность по передаче и освоению социального опыта. Поэтому именно здесь необходимы благоприятные социально-психологические условия, обеспечивающие душевный комфорт педагогу, ученику и родителям [1].

Л.В. Симонова выделяет три группы педагогических конфликтов, субъектами которых являются участники педагогического процесса:

1. Конфликты, возникающие в процессе учебной деятельности как реакция на препятствие к достижению целей учебной деятельности. Данный тип конфликтов возникает при нарушении договоренностей и обязательств делового характера.

2. «Конфликты ожиданий». Конфликты, возникающие как реакция на поведение, не соответствующая принятым нормам взаимодействий между педагогами и учениками, не соответствующее уровню их ожиданий по отношению друг к другу. Этот тип конфликтов возникает при нарушении взаимосвязей «ролевого» характера.

3.«Конфликты межличностной несовместимости». К этой группе относятся конфликты, возникающие в процессе учебной и внеучебной деятельности из-за личностных особенностей учителя и учеников, возможных несовпадений характера и темперамента.

В сфере среднего образования принято выделять четыре субъекта деятельности: ученик, учитель, родители и администратор. В зависимости от того, какие субъекты вступают во взаимодействие, можно выделить иные виды конфликтов, поделив на следующие диады: ученик — ученик; ученик — учитель; ученик — родители; ученик —администратор; учитель — учитель; учитель — родители; учитель — администратор; родители — родители; родители — администратор; администратор — администратор.

 Помимо указанных выше типов конфликтов, логичным представляется выделение некоторыми исследователями «организационного», или «структурного», конфликта. Основным источником возникновения данного типа педагогических конфликтов являются недостатки в организации учебно-воспитательного процесса, отсутствие преемственности в содержании и организации обучения [7,8]. С.М. Шурухт к структурным конфликтам относит конфликты, связанные с наличием, ограничением и распределением ресурсов; конфликты, обусловленные разным статусом участников учебно-воспитательного процесса, их различиями в правах; конфликты, вызванные наличием внутри школьного коллектива устойчивых референтных групп, нормы поведения и интересы которых вступают в острые противоречия с общественными нормами поведения и др. [9].

 Таким образом, конфликт – это столкновение противоположных позиций, мнений, оценок и идей, которые люди пытаются разрешить с помощью убеждения или действия на фоне проявления эмоций.  Развитие (протекание) конфликта имеет определенные стадии: «предконфликтная», непосредственно «конфликт», «стадия разрешения конфликта», «после конфликтная стадия». Конфликты в образовательных учреждениях имеют свои особенности, которые обусловлены взаимодействием субъектов в разнородном по возрасту, статусу и взглядам коллективе.


2. Особенности конфликтов «педагог-ученик», «ученик-ученик».

Среди вышеописанных классов конфликтов, как правило наибольший резонанс и даже, подчас, огласку в СМИ, получают конфликты в диадах «педагог-ученик» и «ученик-ученик».

Конфликтная ситуация между учеником и учителем – одна из самых распространённых в школьной среде В процессе своей трудовой деятельности, учитель включается в широкий диапазон взаимоотношений с коллегами, учениками, родителями. В процессе взаимодействий возможны недопонимания, недоразумения, перемены настроения, которые могут привести к конфликтам. В педагогической деятельности конфликт часто выражается в стремлении учителя утвердить свой авторитет и протесте ученика против объективно или субъективно несправедливого наказания, неправильной оценке его деятельности, поступка. Обучающемуся трудно систематически соблюдать правила поведения в школе и требования учителей на уроках и переменах, поэтому незначительные нарушения общественного порядка естественны, результатом которых становятся ссоры, обиды и т.п.

Причины конфликтов между учителем и учениками:

  1. отсутствие единства в требованиях учителей;
  2. чрезмерное количество требований к ученику;
  3. ученик считает себя недооцененным;
  4. учитель не может примириться с недостатками ученика;
  5. личные качества учителя или ученика (раздражительность, грубость, самодовольство);
  6. невыполнение учащимся требований учителя;
  7. плохое поведение учащегося и т.д.

В отличие от конфликта между учениками, в данном типе конфликта между субъектами нет равенства по степени влияния — учитель обладает большим количеством полномочий, опытом и знаниями, а ребёнок находится в подчинённом положении, находится в начале жизненного пути и только начинает формировать свои взгляды. Отсутствие единообразия в требованиях учителя или несоблюдение учителем требований — не редкость. Но и подросток должен развивать коммуникативные навыки, учиться уточнять критерии оценивания и особенности задания, задавать вопросы и принимать условия. Тем не менее, по большому счёту ответственность за решение конфликта в данной паре ложится на педагога — взрослый человек должен разъяснить ребёнку причины и последствия.

Не менее распространены и неизбежны конфликты в коллективе между учениками.

В литературе описан ряд специфических факторов, которые сильнее всего способствуют возникновению конфликтной ситуации. Прежде всего, специфика конфликтов между школьниками определяется возрастной психологией. Возрастные особенности обучающихся оказывают значительное влияние как на причины возникновения конфликтов, так и на пути их развития и способы завершения. На время обучения в школе приходится этап наиболее интенсивного развития человека, который охватывает большую часть детства, все отрочество и раннюю юность. Конфликты у школьников заметно отличаются от конфликтов у взрослых людей. Существенные различия имеют и конфликты, происходящие в младшей и средней школе. Также, особенности конфликтов между школьниками определяются характером их деятельности в школе, основным содержанием которой является учеба. Психологом А.В. Петровским разработана концепция деятельностного опосредствования межличностных отношений. Он подчеркивает определяющее влияние на систему межличностных отношений в группе и коллективе содержания, целей и ценностей совместной деятельности. Межличностные отношения в ученическом и педагогическом коллективах заметно отличаются от отношений в коллективах и группах других видов. Эти отличия во многом обусловлены спецификой педагогического процесса в общеобразовательной школе [10].

И наконец, ряд конфликтов определяется текущей социально- экономической ситуацией. Школа является особенным и важным структурным элементом социума. От взрослых, из газет и интернета школьники знают о различных жизненных препятствиях и трудностях, по-своему переживают их, проецируют эти проблемы на взаимоотношения со сверстниками и учителями. Помимо вышеперечисленных факторов, на конфликтность учеников существенно влияют их личностные, психологические особенности, в частности агрессивность.

 Конфликты между учениками в школе возникают и из-за нарушений общепринятых норм в поведении школьников. Неблагополучие подростка в отношениях с одноклассниками может быть обусловлено особенностью возраста – формированием морально-этических критериев оценки сверстника и связанных с этим определенных требований к культуре его поведения.


3. Пути профилактики (предупреждения) и разрешения конфликтов в школе.

Управление конфликтом, умение прогнозировать его и разрешать – одно из необходимых в педагогической деятельности умений. Как было сказано выше, предконфликтная ситуация появляется как правило не неожиданно, ей предшествует постепенный рост напряженности. Важно вовремя определить, что эмоциональный фон приобретает негативный оттенок, и грамотно прекратить его.

Первым этапом на пути предупреждения конфликта является его обнаружение. Педагог наблюдает предконфликт, отмечает изменения поведения подростков (по вербальному или невербальному проявлению) – это мимика, жесты, реплики и т.д.

Порой, даже размещение обучающихся в кабинете может в общих чертах показать мотивацию, их настрой на занятие и степень готовности к нему.

- В первые ряды, перед преподавателем, садятся подготовленные ученики, настроенные на процесс обучение и диалог. На «центральных» местах также могут быть и демонстративные учащиеся, желающие обратить на себя всеобщее внимание. Одним из способов достижения такой цели для них является конфликт.

- На боковых и на задних рядах обыкновенно садятся учащиеся склонные к наблюдению, по каким-либо причинам не желающие принимать активного участия в происходящем. Они готовы к вступлению конфликтную ситуацию ради отвлечения от учебного процесса, поэтому требуют повышенного внимания со стороны педагога.

Вторым этапом профилактики конфликта становится анализ ситуации. Здесь учитывается все: обстоятельства, реплики, психологический настрой как отдельных обучающихся и педагога, так и всего коллектива, история развития взаимоотношений, уровень индивидуального развития и многое другое.

После того как воссозданы представления о ситуации, педагогу следует произвести анализ, то есть определить взгляды, стремления и интересы каждой из сторон.

Существует много методов анализа конфликтных ситуаций.

Например:

1. Метод интроспекции заключается в том, что человек ставит себя на место другого, после чего в воображении представляет чувства и мысли, которые, по его мнению, этот другой испытывает в данной ситуации.

2. В основе метода эмпатии лежит техника вникания в переживания другого человека. При склонности к эмоциональности, интуитивному мышлению, этот метод окажется полезен.

3. Метод логического анализа подходит для личностей рациональных, опирающихся на свое мышление. Чтобы понять партнера по взаимодействию, такой человек выстраивает систему интеллектуальных представлений о нем и о ситуации, в которой находится собеседник.

Третьим этапом становится непосредственно разрешение конфликта. Первым шагом в этом направлении будет снятие психического напряжения, которое можно реализовывать разнообразными способами. Например, просьбой о прощении, шуткой, демонстрацией симпатии, отвлечением, переключением на другие объекты и деятельность, предоставлением права на несогласие. Соответственно изменяются интонации, избирается оптимальная дистанция общения (физическая и социальная) и многое другое.

Эффективным методом предупреждения развития ситуации противостояния, является признание достоинств партнёра, демонстрация уважения к его личности. Также, методом профилактики межличностных конфликтов является социально-психологический тренинг, который может быть организован как отдельное мероприятие, так и в качестве классного часа. Игровая форма этого метода позволяет доступно и интересно рассказать детям о способах сглаживания конфликтов, стилях поведения в конфликтных ситуациях, способах разрешения конфликтов.

 По стратегии поведения в конфликте возможно выделить три принципиально различных подхода:

  1. изменить ситуацию;
  2. изменить отношение к ситуации;
  3. измениться самому.

Эти три типа взаимодействий осуществляются в рамках пяти стилей поведения в конфликте, выделенных американскими учёными У. Томасом и Х. Килменом [11].

Стратегия избегания конфликта (уход, «изменение отношение к ситуации») заключается в оттягивании момента решения проблемы, стремлении не замечать противоречия или на некоторое время отложить принятие решения, и, действительно, при определённых условиях ситуация может разрешиться без вмешательства. Тем не менее, такое поведение нельзя назвать оптимальным, так как иногда затягивание с разрешением конфликта приводит к непомерному росту проблемы и дополнительному нарастанию напряженности в коллективе. Если учитель физически или эмоционально уходит от конфликта, то он теряет возможность участвовать в дальнейшем развитии ситуации. Подобный стиль поведения допускается, когда предмет конфронтации недостаточно принципиален или противоречие, лежащее в основе ситуации, разрешить в данный момент не представляется возможным (например, оппонент в состоянии истерики). В подобном случае рационально прекратить конфликтное взаимодействие. Также, метод допустим и часто находит применение, если сила противника слишком велика. Дети довольно часто пользуются этим стилем во взаимоотношениях с учителями и родителями, им обусловлена имитация болезни, пропуск занятий.

Приспособление (соглашательский стиль поведения, «измениться самому»). Если при уклонении человек делает выбор не вступать в конфликтную ситуацию, то используя метод приспособления, он изменяется под влиянием другого человека и пытается поддержать добрые отношения любой ценой. Эта тактика может быть разумной, в случае конфронтации относительно незначительных разногласий, но в серьезном конфликте приспособленческий стиль приводит к тому, что главные спорные вопросы остаются не затронутыми. Приспособлением необходимо владеть для построения взаимоотношений с близкими людьми, но данный стиль неприемлем, когда приходиться поступиться достоинством и «потерять лицо» или стиль является постоянным вариантом поведения в конфликте.  

Сотрудничество (изменить отношение к ситуации и изменить ситуацию) Своего рода компромисс, достигается в опорной ситуации, когда принято взаимовыгодное решение, не встречающее возражений. Необходимое условия для согласованности действий в этом варианте предполагают, что участники прежде всего стремятся победить проблему, а не друг друга, избегают усредненных вариантов, ищут возможные пути для решения проблемы, что воспринимают конфликт как полезный, считая, что он не вызовет угрозы или обороны. В основу данной стратегии положен принцип толерантности (терпимости), любой участник конфликта имеет право на собственное видение. Достижение долгосрочного согласия является желаемым результатом использования такой стратегии. 

На выбор стратегии поведения в конфликте влияют: соотношения статусов оппонентов, иерархия ценностей или ценностные ориентации, прошлый опыт взаимодействия, стереотипы (профессиональные, половые, расовые и т. д.) [11].

Заключение.

  Конфликт является неотъемлемой частью человеческого общения и общения в рамках образовательной среды, в том числе. Школьный коллектив- это место, где ребёнок получает не только формальные школьные знания, но и навыки общения, учится правилам поведения в обществе и конструктивному взаимодействию с окружающими. Именно от них во многом зависит, освоит ли школьник правила поведения в обществе и эффективные стратегии общения. По этой причине, современному учителю необходимо постоянно совершенствовать свою конфликтологическую компетентность, расширять поведенческий репертуар при взаимодействии с обучающимися. Педагогу важно не только теоретически осваивать подобную информацию, но и отрабатывать ее в ситуациях, требующих практического применения полученных навыков.

 


Список литературы:

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2009 – 551 с.

2. Овсянникова, Е. А. Конфликтология: учебно-методическое пособие / Е. А. Овсянникова, А.А. Серебрякова. – М. : Флинта, 2020. – 335 с.

3. Трушников, Д.Ю. Конфликтология / Д. Ю. Трутников: учебник. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2009. – 448 с.

4. Мириманова, М.С. Конфликтология: Учебник для студ. сред.пед. учеб.заведений, - 2-е изд., испр. [Текст] / М. С. Мириманова. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 320 с

5. Сперанский, В.И. Управление и самоменеджмент в конфликтных ситуациях [Текст] / В.И. Сперанский - М.: Владос. 2001. – 239с.
         6.
 Клименских, М. В. Педагогические конфликты в школе: [учеб. пособие] /М. В. Клименских, И.А. Ершоваю. - Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2015 — 76 с.

7. Самоукина Н.И. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. - М.: Изд-во: ИНТОР, 1997- 192 с.

8. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. 2-е изд., испр. - М.: Совершенство, 1998. - 298 с.

9. Шурухт С.М. Подростковый возраст: развитие креативности, самосознания, эмоций, коммуникации и ответственности. - СПб.: Речь, 2006 - 112 с.

10. Шейнов В.П. Управление конфликтами. - М.: Питер, 2014. - 572 с.

11. Методические материалы для специалистов образовательных организаций по разрешению и профилактике конфликтов. – Челябинск: МБУ ДПО УМЦ, 2017. – 68 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: Сущность понятия "социально-культурной среды образовательного учреждения"

Данная стстья раскрывает сущность понятия "социально-культурной среды образовательного учреждения". Понятие м.б. определено по-разному.  В зависимости от того, как будет воспринято это сложн...

Сущность и специфика учебных задач по истории

Сущность и специфика учебных задач по истории...

Стратегии и методы разрешения конфликтов в образовательной организации

Образовательная среда — совокупность всех возможностей обучения, воспитания и развития личности. Она содержит большое количество участников: обучающиеся, их родители, педагогический состав, администра...

«Диагностика и анализ педагогического конфликта в системе взаимоотношений «учитель-ученик» как субъектов образовательного процесса. Профилактика педагогических конфликтов в образовательной организации»

В данной работе анализируется конфликтая ситуация педагога и учеников, рассматриваются ее причины и последствия, разрабатывается план мероприятий по профилактике педагогических конфликтов в учебном уч...

«Стратегии и методы разрешения конфликтов в образовательной организации».

Конфликт в коллективе может проявляться открыто (в форме дискуссии, спора, выяснения взаимоотношений) или скрытно (без словесных и действенных проявлений), тогда он скорее ощущается в тягостной атмосф...

Профессиональная этика как инструмент решения конфликтов в образовательных организациях.

В статье рассматриваются способы разрешения конфликтов путем использования профессиональной этики....